Как анализ морфемного состава может помочь избежать орфографической ошибки

Исследовательский проект на тему

«Как знание морфемики помогает не делать орфографических ошибок»

Номинация: «Русский язык»

Автор: Сергеев Артем Ильич, учащийся 5 класса

муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы  № 16

Орехово-Зуевского г.о.

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Ерофеева Ирина Владимировна

2020-2021 уч. г.

Оглавление.

  1. Вступление. Определение актуальности выбранной темы, целей и задач работы……………………………………………………………………3-4
  2. Основная часть. Как знание морфемики помогает не делать орфографических ошибок ……………………………………………..4-9
  1. Проведение социологического опроса среди учителей и учащихся школы и выявление трудностей морфемного разбора ………………… 4
  2. Анализ образцов морфемного разбора, предлагаемых сетями Интернет и становление связи между составом слова и правилами написания …. 5-9
  1. Заключение. Выводы и определение целей будущего исследования …9-10
  2. Библиографический список ………………………………………………. 10
  3. Приложение
  1. Вступление. Определение актуальности выбранной темы, целей и задач работы

Проблема грамотного письма очень актуальна в любое время, потому что наряду с теми, кто старается не допускать орфографических ошибок, всегда появляется некто, кто не желает проверять написанное, ленится и не запоминает даже основные орфографические правила. Я стараюсь всегда проверять написанное, обращаться к словарю в случае затруднения и  заинтересовался данной темой потому, что мне понравилось находить в словах корни, суффиксы, приставки, окончания и подбирать однокоренные слова. Ведь от расположения буквы в слове зависит многое, в том числе и умение правильно его писать.

Среди орфографических правил, уже изученных нами, есть те, которые требуют подбора однокоренных слов, изменения формы слова, потому что не каждую орфограмму можно проверить по орфографическому словарю. Например, при написании окончаний. А чтобы применить алгоритм, заключенный в правиле, необходимо правильно обозначить часть слова.

Именно поэтому цель моей работы звучит следующим образом;

— доказать, что знание морфемики помогает не делать орфографических ошибок при написании слова.

Для достижения данной цели мы использовали следующие приемы:

— анализ допущенных ошибок в рабочих тетрадях учащихся;

— изучение морфемной структуры слов, в которых было допущено максимальное количество ошибок;

— изучение материалов интернет, связанных с морфемикой;

— проведение социологического исследования среди учащихся 5, 7, 11 классов и учителей.

Проанализировав ошибки ребят, мы выяснили, что большинство допускает орфографические ошибки с словах с безударными гласными в корне и выявили  слова, которые чаще всего вызывают затруднения при морфемном разборе и правописании. Это изготавливает, нагнувшись, добрести, преподаватель. Предложив респондентам выполнить  морфемный разбор перечисленных слов и проанализировав правильность выполненного задания, мы пришли к выводу, что именно из-за неверного определения морфем в словах и допускаются  орфографические ошибки.

Попробуем доказать гипотезу, обратившись к теоретическому и практическому материалу.

  1. Основная часть. Как знания морфемики помогает избежать орфографических ошибок

Морфемный разбор слова иначе  называют разбором слова по составу, потому что задача разбора — определить морфемный состав слова.

На первый взгляд,  морфемный разбор совсем несложен. В школе этому виду языковедческого анализа уделяют большое внимание. Но слов множество, они различаются и количеством, и составом морфем. Не всё равно, в каком порядке выделять морфемы в слове. Чаще всего ребята начинают с выделения корня, ведь корень как часть слова изучается уже в 1-м классе. Вот им и кажется, что эта часть слова хорошо знакома, поэтому с неё и стоит начинать. И дальше просто: слева от корня находится приставка, а справа — суффикс. Такой подход абсолютно неверен и, по моему мнению,  ведёт к ошибкам. Ведь корней может быть несколько, а есть слова, в которых и вовсе нет корня, например, вынуть. Именно потому мы считаем правильным следующий порядок разбора слов по составу:

  1. Обозначить окончание и формообразующие суффиксы, если они есть.
  2. Выделить основу.
  3. Определить и выделить приставку (или приставки, если их несколько).
  4. Определить и выделить словообразовательный суффикс (или суффиксы, если их несколько).
  5. Определить и выделить корень слова. 

Обратимся к результатам социологического опроса. Из 35 опрошенных только 5 человек справились с заданием полностью. Остальные допустили ошибки или абсолютно неправильно сделали задание (Приложение 1).

Как видно из схем (Приложения 2), ошибки имеют место в определении морфемного состава всех перечисленных слов.  Попробуем познакомиться с их строением немного ближе и выясним, почему правописание указанных слов вызывает затруднения.

Во всех этих словах есть различные типы орфограмм: правописание приставки, безударная гласная в корне слова, чередующаяся гласная в корне, правописание окончания глагола. Каким же образом знание строения слова поможет избежать ошибки в его написании?

Рассмотрим слово ИЗГОТАВЛИВАЕТ (Приложение 3). При разборе этого слова по составу допустили ошибку  8 человек. Определим состав слова:

Состав слова:
приставка—из,
корень—готавл,
суффикс—ива,
окончание — ет ,
основа слова — изготавлива

Неверное определение частей слов может привести к неправильному написанию приставки и суффикса. Так, например, в системе Интернет состав данного слова на одном из сайтов определяют так:

Состав слова «изготавливает»: корень [изг] + суффикс [от] + суффикс [ав] + постфикс [л] + корень [ива] + окончание [ет] Основа(ы) слова: изготав_ива.  Способ образования слова: сложный.

В слове выделяется приставка ИЗ, следовательно, ее  правописание определяется по последующему согласному: перед звонким пишется З. При неверном определении приставки – включении ее в состав корня – данное правило действовать не будет, следовательно, проверить написание З не представляется возможным.

Кроме того, при неправильном определении суффикса можно допустить ошибку в его написании: ИВА – я изготавлИВАю. Если гласная суффикса не является беглой, значит, в суффиксе пишется И- ИВА.

Обратимся к другому слову, в котором было допущено максимальное количество ошибок – ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (Приложение 4). Многочисленные источники сети Интернет дают разные схемы морфемного разбора этого слова. Именно поэтому и возникают проблемы с объяснением орфограмм, которые имеются в этом слове.

Так, сайт kartaslov.ru предлагает считать состав слова состоящим всего из двух морфем:

Части слова: преподава/тель
Состав слова:
преподава — корень,
тель — суффикс,
нулевое окончание,
преподаватель — основа слова.

На сайте  udarenieru.ru дано  предостережение: «Внимание! А.Н. Тихонов указывает, что в слове «преподаватель» корень «преподава» (См.: Тихонов А.Н., Морфемно-орфографический словарь русского языка: ок. 100 000 слов / А. Н. Тихонов. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 704 с.), — тогда как сам сайт дает другой состав слова:

Препода – корень,

ва – суффикс,

тель – суффикс,

  1. – нулевое окончание,

Преподаватель – основа слова.

Однако , по нашему мнению, лучшим является разбор, приведенный на сайте  mail.ru , который составлен на основе словообразовательной  цепочки.

Что такое словообразовательная  цепочка? Это подбор однокоренных слов, при котором словообразовательные морфемы присоединяются к корню поочередно и также поочередно отсоединяются. При этом необходимо учитывать и лексическое значение разбираемого слова: преподаватель – тот, кто преподает какой–либо предмет, дает знания.

Построим словообразовательную цепочку, которая и выявит словообразовательные морфемы:

1. Преподава-тель[ ](образовано суффиксальным способом) <преподава[ть] (-ть в глаголах считают или окончанием, или словообразующим суффиксом)

 2. Пре-подава[ть] (образовано приствочным способом) <подава[ть]

3. По-дава[ть](приставочный способ) <дава[ть]

4. да-ва[ть](суффикс -ва- образует форму несов. вида) <да[ть]/да[ ](основа этих слов равна корню) Поэтому: ПРЕ-ПО-ДА-ВА-ТЕЛЬ-[ ]

Такой способ морфемного разбора помогает объяснить и орфограммы в слове:

— приставка ПРЕ близка по значению к приставке ПЕРЕ – ПЕРЕПОДАТЬ.

—  приставка ПО пишется по традиции – приставки ПА нет.

— в корне слова пишется безударная гласная А, проверяемая ударением: преподАватель –преподАть.

Перейдем к более простым, с точки зрения морфемного состава, словам: нагнувшись и добрести.

В слове НАГНУВШИСЬ на сайте udarenieru.ru выделяются следующие морфемы:

На – приставка,

г – корень,

ну – суффикс,

вши – суффикс,

сь – постфикс,

нагну – основа слова.

На сайте sostav.textologia.ru мы видим подробнейший разбор этого слова по составу:        

нa г нyвшись

• Окончание в слове отсутствует (деепричастие – неизменяемое слово не имеет окончания).

 • Корень в слове нa г нyвшись –г– : имеет 1 корень, поэтому является простым.  

• Соединительная гласная отсутствует, так как слово простое.

• Приставка в слове нагнувшись —  нa– : имеет одну приставку. НА–   приставка русская, так как имеет исконно русское происхождение, неизменяемая, так как пишется всегда одинаково, независимо от произношения и других условий.

 • Суффиксы в слове нагнувшись: –нy–, –вши–, -сь-. Имеет три суффикса.  

 ○ Формообразующий суффикс (не входит в основу) – вши – образует особую неизменяемую форму глагола деепричастие.

○ Словообразующий суффикс –ну-  — суффикс глагола, образует новые слова, обозначающие состояние или действие.

○ Постфикс в слове –сь- — возвратный постфикс глагола, словообразующий, поэтому входит в основу, образовался из местоимения «себя», присоединившегося к слову.

Однако и в первом, и во втором случаях не учтены ближайшие родственники данного слова: согнется, перегнет,  в которых нет суффикса НУ. Но остается согласный корня. Следовательно, Н должно входить в состав корня. Но для уточнения верности нашего вывода нам пришлось обратиться к этимологическому словарю.

«Неотсекаемый» суффикс -НУ- придаёт слову дополнительное значение разового действия. То есть мы понимаем, что данное действие сделано только один раз: шагнул — сделал 1 шаг, взглянул — бросил 1 взгляд, стрельнул — сделал 1 выстрел и т.д. В словах же «сохнуть, мокнуть» этого значения суффикс не несёт, поэтому в прошедшем времени он исчезает. Слово НАГНУВШИСЬ имеет, скорее, значение продолжительного действия, которое не подразумевает разового исполнения. Соответственно, в нем суффикс НУ должен был исчезнуть.

Наконец, слово ДОБРЕСТИ, в котором традиционное написание приставки ДО и безударная гласная в корне, проверяемая ударением, легко объясняются морфемным составом  слова.

На сайтах мы опять увидели различное определение состава слова.

На /kartaslov.ru/:

до — приставка

брес — корень

ти — глагольное окончание

На sostav.textologia.ru

• Окончание в слове отсутствует – неопределенная форма глагола, неизменяемое слово не имеет окончания.

• Корень в слове дo бpec ти:   –бpec–

• Приставка в слове дoбpecти: дo– . Имеет одну приставку: дo- —  русская, неизменяемая, то есть пишется всегда одинаково.

 • Суффикс в слове: -ти.  Это формообразующий  суффикс, выражает начальную неопределенную форму, во многих учебниках рассматривается как окончание. Таким образом, ближайшее к указанному слову – ДОБРЕЛ – будет являться однокоренным проверочным, а приставка ДО – пишется по традиции.

Приведенные примеры, по нашему мнению, доказывают, что знание орфографии тесно связано со знанием состава слова.

  1. Выводы и определение целей будущего исследования

Попробую сделать выводы из всего вышесказанного.

Морфемика – очень нужная наука, поскольку, не учитывая  строения слова, ученик легко может допустить ошибку, так как не знает, каким образом объясняется написание того или иного слова. Правила русской орфографии тесно связаны с составом слова, поэтому от  верного определения корня, приставки и суффикса будет зависеть грамотное письмо.

Меня этот раздел науки интересует чрезвычайно: во-первых, он необходим для грамотного письма, а во-вторых, разные сайты предлагают различные версии морфемного разбора, приходится разбираться в том, какой разбор все-таки верный. Для этого обращаюсь  к другим словарям, в частности, этимологическому, в котором прописана не только история возникновения слова, но и указаны ближайшие родственники, которые помогают правильно выделить морфемы в слове. Но это будет уже другая работа, дополненная и, надеюсь, более интересная.

  1. Библиографический список.
  1. kartaslov.ru
  2. http://russkiy-na-5.ru/articles/214 
  3. https://sostav.textologia.ru/
  4. https://udarenieru.ru/ 
  5. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. Пособие для учащихся. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1999. (https://www.studmed.ru/potiha-3-a-shkolnyy-slovar-stroeniya-slov-russkogo-yazyka_267180b4865.html )
  6. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа. 2004. (https://rus-etymological-dict.slovaronline.com/ )

Приложение.

1.

2.

3.

4.

Проблема повышения орфографической грамотности учащихся волновала педагогов и методистов с давних времён.

Орфографическая грамотность – составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

Культура речи – это тот аспект, по которому сразу и безошибочно определяется уровень образованности человека.

В современном обществе считается, что школа обязана вооружить учащихся прочными навыками правописания. Кроме того, нередко в печати высказываются мнения о том, что социально опасное поведение (преступность, хулиганство) отдельных членов общества связано с низким уровнем их речевой и языковой подготовки. Общеизвестна связь языка и мышления. Язык отражает интеллектуальное развитие человека. Хорошо развитые речевые навыки (грамотная, выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи и т.д.) воспринимаются как признак воспитанности и образованности человека и в значительной степени определяют общественную и профессиональную активность человека.

Уровень грамотности, в том числе грамотности орфографической, связывается в нашем обществе не только с общей подготовкой по родному языку, но и с моральным обликом подрастающего поколения, с его культурой.

Грамотно говорящие, читающие, пишущие школьники, как известно, легче и успешней овладевают всеми учебными дисциплинами. И, наоборот, одной из главных причин отставания учащихся, слабой успеваемости, недостаточного интеллектуального развития является, как правило, неудовлетворительная подготовка по  родному языку, недостаточно развитая и грамотная устная и письменная речь.

Но современная методика обучения правописанию в начальной школе опирается не только на правила, но и на всю систему языкового развития: на усвоение звукового строя русского языка, его графики; на процесс овладения чтением и письмом; восприятие речи на слух (аудирование); на развитие собственной речи, выражение своих мыслей; на развитие дикции и орфоэпического навыка, на интонацию и выразительное чтение; на понимание состава слова, словообразования, словоизменения; на закономерности функционирования языка, т.е. на грамматику.

Все написания, которые устанавливаются правилами, указаниями или запрещениями, в системе орфографии имеют обоснования, чаще всего оно связано с морфемным составом слова. Так, например, из 13 орфограмм изучаемых в начальной школе 9 опираются на знания о морфемном составе слова, об однообразном написании морфем.

Орфограмма — написание, требующее проверки, является основной орфографической единицей в современной методике.

Орфограмма может быть отдельная буква, сочетание букв, морфема, стык морфем, позиция между словами, место разделения слова при переносе на другую строку. В орфограмме всегда имеется не менее двух возможных написаний.

Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если ученик её замечает. Целенаправленное обучение распознаванию орфограмм должно начинаться с первого года обучения. Для этого существенное значение имеют опознавательные признаки орфограмм.

Главный опознавательный признак орфограммы – несовпадение буквы и звука, написания и произношения, например «много звёзд» — много [зв’ост], «мороз» — [марос]. Выявлению и запоминанию таких несовпадений способствует звукобуквенный анализ и синтез, постоянно проводимые в начальных классах с самых ранних этапов обучения (обучение грамоте).

Этот опознавательный признак орфограмм «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащийся видит буквенное изображение слова, уже знает, какие буквы следует написать (они уже написаны), а не только слышит слово, то есть при чтении, списывании, анализе написанного текста.

В процессе письма под диктовку, так же как и в процессе самостоятельного письма, упомянутый выше опознавательный признак орфограмм не «срабатывает». Если младший школьник, ещё не имея опыта, пишет услышанное слово «сад», то последний звук этого слова не вызывает у него никаких сомнений: он слышит звук

[т] – [сат]; в слове «сбежал» он слышит первый звук [з]. То же самое он «слышит» и при внутреннем проговаривании, когда пишет самостоятельно составленный текст.

Второй опознавательный признак орфограмм – это звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания, которые дают наибольшее количество несовпадений и, следовательно, создают опасность ошибок. Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие «опасные» звуки – буквы: гласные о/а, и/е, парные звонкие и глухие согласные: б/п, г/к, д/т, ж/ш, в/ф, з/с, сочетания согласных стн/ сн, здн /зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные; сочетания «нч» и «нщ», «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу». Повышенное внимание должно обращаться на буквы е,ё,ю,я или на звукосочетания [je], [ja], [jo], [jy]. Мягкие согласные, особенно [л’], также принадлежит к числу «опасных».

Третий опознавательный признак орфограмм – это морфемы в словах: корень, приставка, суффикс, окончание, соединительный гласный в сложных словах, возвратная частица (постфикс) «ся», сочетание морфем – две приставки, два суффикса и т.п.

Овладение третьим опознавательным признаком обеспечивается морфемным анализом слов, который может носить опережающий, перспективный характер и начинается уже в первом классе (в простейших случаях).

Знания по морфемному членению слова позволяет школьнику направленно искать орфограмму, ибо уже знает заранее, какие именно орфограммы могут встретиться в приставке, какие – в корне слова, какие – в окончании, какие — на стыке морфем.

Вариантом третьего опознавательного признака можно считать служебные слова, в первую очередь – предлоги, ибо они сходны с приставками. Наличие «предлога/приставки» возбуждает у учащихся внимание к данной ситуации, возникает необходимость проверки орфограммы «между словами», т.е. слитного написания приставки и раздельного написания предлога.

Выбирая правильное написание, ученик должен непременно установить в какой части слова находится орфограмма. Причём, найти орфограмму в слове можно не выходя за рамки его фонетических признаков (безударный гласный, парный согласный по звонкости или глухости на конце или в середине слова и т.п.), но для выбора правила написания необходимо перейти на новый языковой уровень, морфемный. То есть, большинство написаний может быть установлено после того, как выяснится, в какой части слова (морфеме) находится орфограмма.

Из общей природы орфографических правил вытекает единый алгоритм решения орфографических задач. После того, как найдена орфограмма и установлен её тип, ученик почти всегда действует одинаково:

1) определяет, в какой части слова находится орфограмма;

2) изменяет слово или подбирает другие слова, в которых есть та же морфема;

3) находит среди подобранных слов то, в котором нужный звук находится в сильной позиции;

4) обозначает звук в слабой позиции буквой, которой передаётся звук в сильной позиции, в той же части слова.

Знания по морфемному членению слова позволяет школьнику направленно искать орфограмму, поскольку он уже знает какие именно орфограммы могут встретиться в приставке, окончании, на стыке морфем и т.д.

Неумение соотнести морфемы в проверяемом и проверочном словах часто приводит к ошибкам. Соотнести (в данном случае) – значит убедиться, что часть слова, в которой находится орфограмма, и та, в которой имеется звук в сильной позиции, одна и та же морфема (корень проверяется корнем, окончание – окончанием и т.д.).

При неумении соотносить морфемы в проверяемом и проверочном словах, могут возникнуть ситуации типа: ученик проверяет безударный гласный в суффиксе с помощью сильной позиции в окончании («котек», потому что «о коте») или, другой вариант, окончание проверяется суффиксом («без соле», потому что «солёный») и т.п. Встречаются и другие случаи неверных обоснований.

Учителю следует приучать детей учитывать ту часть слова, по отношению к которой решается орфографическая задача. Чтобы избежать формального и неверного решения орфографических задач, необходимо постоянно углублять знания детей о морфемной структуре слова.

Работа с морфемной структурой слова важна не только для лингвистического и общего развития детей, но и для формирования у них осознанных и прочных навыков правописания.

Возможности в повышении орфографической грамотности учащихся реализуется тогда, когда учитель планомерно и в системе проводит работу с морфемами, начиная с пропедевтических упражнений в 1 классе.

Изучение морфемного состава слова для учащихся начальной школы необходимо, так как:

1) ведущим принципом русского правописания является морфологический принцип;

2) учащиеся овладевают ведущим способом раскрытия лексического значения слов;

3) узнают об основном способе словообразования.

Работа над значением морфем очень важна для развития речи учащихся, так как в процессе этой работы речь школьников обогащается за счёт слов с соответствующими морфемами.

Правильно организованная работа с морфемами выступает как один из путей решения правописания на уроках русского языка в начальной школе.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ МИХАЙЛОВСКИЙ РАЙОН Рязанской области.

Районное методическое объединение учителей начальных классов.

Значение навыков морфемного

анализа слов для изучения

предметов гуманитарного цикла.

Учитель начальных классов

Козловского филиала МОУ МСОШ №1

Бондаренко Ольга Эдуардовна.

2012

Все науки настолько связаны между

собой, что легче изучать их все сразу,

нежели какую-либо одну из них в от-

дельности от всех прочих.

Рене Декарт

Уже десять лет я разрабатываю тему «Состав слова. Морфемика» (Новые приёмы в изучении темы «Состав слова. Его морфемный анализ» «Развитие орфографического навыка на основе изучения морфемного состава слова») и нахожу, что она, как никакая другая тема в курсе начальной школы отражает понятие « метапредметность».

В чём же заключается значение работы над морфемным составом слова.

  1. Школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов.

  2. Даже элементарные знания об образовании слов очень важны для понимания учащимися основного источника для пополнения нашего языка новыми словами, которые создаются из уже существующих в языке морфем по моделям, которые исторически сложились и закрепились в системе русского словообразования.

  3. Осуществление словообразовательного анализа создаёт хорошую базу для совершенствования аналитико-синтетической деятельности учащихся (чтобы проследить «биографию» слова, ученику необходимо проанализировать его, найти исходное слово и, используя операцию сопоставления, определить смысловое и структурное различие слов. И, наоборот, чтобы образовать слово, школьник прибегает к синтезу, соединяя исходное слово с каким-либо словообразовательным форматом.

  4. Осознание роли морфем в слове. А также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. Задача учителя – способствовать не только пониманию детьми лексического значения, но и развитию у них осознанного употребления слов с определёнными приставками и суффиксами.

  5. Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографического навыка. Вызвано это тем, что ведущим принципом русского правописания является морфемный и формирование навыков правописания корня, приставок, суффиксов, окончаний, развивает орфографическую зоркость и самоконтроль.

Высказанное позволяет заключить: морфемика проходит практически через все предметы начальной школы, носит метапредметный характер и создаёт условия для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному о образованию, обеспечение успешного освоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Цели моей работы:

  • Пополнение лексического запаса и повышение грамотности учащихся через изменение курса русского языка и углублённое изучение морфемного состава слова;

  • Развитие универсальных умений и навыков, влияющих на результаты обучения по другим школьным предметам.

В практике речевого общения широко известен такой факт: взрослые смысл неизвестного слова часто стремятся раскрыть на основе членения его на морфемы и установления семантической связи с известными однокоренными словами. «Тенденция самостоятельно раскрывать значение неизвестных слов путём расчленения их на морфемы является очень мощной и постоянно действующей. С её помощью легко усваиваются многие слова литературного языка во время обучения в школе», — пишет А.Н.Гвоздев. Так почему бы и детей не вовлечь в эту увлекательную игру? Например, узнать, что общего между словами «ведьма», «медведь», «невежда»? Оказывается, все эти слова произошли от одного глагола «ведать», то есть «знать». «Ведьма» — знающая, знахарка. Она знала целебные травы, знала, как помочь больным людям. А когда появились сказки про злых ведьм, слово изменило свой смысл. «Медведь» — зверь, знающий мёд. А невежда – мало знающий человек. В одном из произведений писателя К. Паустовского описан лесник, который любил «разбирать слова». Вот, например, как он размышляет над словом «родник»: «Родник родит реку, а река льётся – течёт через …всю родину, кормит народ… И все эти слова как бы родня между собой». Лесник прав: слова «родина», «родник», «родня» имеют общий корень –род-. А какой корень в слове «народ»? Школьный словообразовательный словарь отвечает: -народ-.

Но по происхождению это слово связано со словом род: родите народите народ. Конечно, работа по раскрытию лексического значения слова очень трудна. Она требует от ребёнка умения сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. Поэтому уже в первом классе я ввожу упражнения для наблюдения над «родством» слов со стороны их смысла и состава. Подобные задания необходимо органично включать в содержание урока. Потребность проведения этих наблюдений часто определяется необходимостью раскрыть смысл слова. Например, ищем ответ на вопрос: «Почему предмет так называется? В русском языке многие слова представляют собой мотивированные названия предметов. От выяснения вопроса, почему предмет так называется, можно постепенно перейти к выяснению соотносимости одного слова с другим. Например, почему помещение, в котором находятся коровы называется коровником? Почему один листок назван берёзовым, а другой – дубовым? При выяснении мотива названия или признака предмета учащиеся подводятся к установлению общности слов по смыслу и составу. Ответ на вопрос: «Почему так называется?» по своей сути тесно связан с ответами на вопросы: «Почему слова являются родственными?», «Как от одного слова образовалось другое?» Эта форма подготовки к пониманию соотносимости однокоренных слов является наиболее доступной и интересной для малышей.

Приведу примеры нескольких упражнений, которые способствуют развитию умения наблюдать явления языка, сравнивать их, делать выводы, а главное учат распознавать близкие по значению слова.

Расскажите, что вы положите или нальёте в следующую посуду: супница, салатница, хлебница, сахарница, солонка, чайник, молочник, маслёнка.

Куда бы мы положили продукты, если бы они назывались так:

диван –(диванница), шкаф – (шкафница), телефон – (телефонница).

Найди не соответствующую другим пару:

Коза-козёл, лиса-лис, слониха-слон, ослица-осёл, гусеница-гусь, волчица-волк.

Закончи предложения.

Садовник ухаживает за….(садом).

Охотой занимается…(охотник).

Ты кто?

Я гусь, это моя жена гусыня. А это наши дети гусята. А ты кто?

А я ваша тётка – гусеница!

Согласны ли вы с этим?

Помогите иностранцу.

Мы заказали несколько рисунков художнику-иностранцу. Оказалось, что он не очень хорошо владеет русским языком. Посмотрите, что у него получилось, объясните его ошибки.

Для полного раскрытия лексического значения слова необходимо познакомиться с работой приставок и суффиксов. Ведь именно в результате того, что каждая морфема вносит в слово свою часть смысла, и получаются интересные и выразительные слова. Например, суффиксы могут показать, большой предмет или маленький, симпатичный или противный. Попробуйте угадать, о каких людях идёт речь, больших или маленьких, если у них следующие фамилии: Козявкин, Букашкин, Таракашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мордочка. Даже не зная, что это малыши из книги Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе», вряд ли кто-то ошибётся. Ведь если бы они были великанами, у них были бы такие фамилии: Штанищин, тараканищин, Мордища. А вот имена лилипутов и великанов, с которыми встречался Гулливер (Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера): Рейдресель, Глюмдальклич, Дренло, Болголам. Здесь мы бессильны: ведь в данных словах нет русских суффиксов, которые открыли бы этот секрет.

А теперь сыграем в игру. В ней будут участвовать два весёлых человечка и морфемы. Во-первых, корень –ш-, который обозначает движение. Во-вторых, суффикс –л-, в глаголах он обозначает прошедшее время. В-третьих, окончание –и. А в-четвёртых, разные приставки. Опишите действия весёлых человечков, добавляя к слову шли приставки.

Человечки вышли из дома и пошли по дорожке. Они перешли по мостику через речку и подошли к огромной луже. Человечки лужу обошли и быстро дошли до дома своего друга, а затем вошли в дом.

Как видите, приставки помогли из одного слова шли сделать целый дорожный рассказ.

В русском языке для глагола самые большие возможности предоставляет образование слов с помощью приставок. Именно они создают особую выразительность глаголов, указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявления, придают порой словам разговорную окраску.

Вот примеры упражнений, которые раскрывают словообразовательную роль приставок и суффиксов и показывают их влияние на лексический смысл слова.

Допишите пары приставок так, чтобы значение слова стало противоположным по смыслу:

ходить, …цвести, …лить, …бежать, …бить, …гадать, …ехать.

Образуйте от выделенных существительных новые слова с помощью суффиксов -тель, -ник.

Дома строит

Книги пишет

Учится в школе –

Машину водит

Книги читает

Детей учит

Под водой работает –

Готовит чертежи

Допишите суффиксы так, чтобы слова стали называть профессии.

Танц…, аптек…, пев…, мор…., лес…, трактор…, лёт…, библиотек…, учи…, комбайн…, груз…, плот…, трен….

Напишите существительные с суффиксом –ость, обозначающие различные черты характера.

Положительные:

Отрицательные:

Определите различие в значении слов. От какой морфемы зависят их значения.

Дымчатый – дымный – дымовой.

Бархатный – бархатистый.

Голубой – голубоватый.

Итак, приведённые выше доводы свидетельствуют о важности изучения темы «Морфемика» не только в курсе русского языка, но и для развития универсальных умений и навыков.

Как говорил Генри Томас Бокл (английский историк): «Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, а в использовании фактов».

Заглянем на уроки в начальной школе.

Литературное чтение.

А.А.Плещеев «Старик».

Знал он, где какая птичка гнёзда вьёт.

Просеки 1, тропинки знал наперечёт.

Выделите корень в слове просеки, вспомните однокоренные слова, что они обозначают.

Что можно сечь в лесу? С какой целью? Что же такое просека?

Проверьте свои догадки по словарю.

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

С дружиной своей, в цареградской броне1,

Князь по полю едет на верном коне.

Броня, оборона – это однокоренные слова. Проанализируйте их, привлеките знания из истории и скажите, каким синонимом можно заменить слово броня, как выглядел этот предмет. (Образец рассуждения ученика. Слова родственные. Значит броня нужна, чтобы оборонять (защищать). Князь в броне едет на коне, следовательно, броня защищает его тело. В Древней Руси для защиты использовали кольчуги. Итак, броня – это кольчуга: рубаха из металлических пластин или колец.)

Окружающий мир.

Тема «Леса России».

На иллюстрации, показывающей деревья тайги, есть лиственница. Возникает вопрос: почему хвойное дерево получило такое название?

Выделяем корень и начинаем рассуждать: хвоя – видоизменённые листья, но вряд ли это является причиной. Дерево получило название очень давно, значит сходство должно быть очевидным. Что мы наблюдаем в жизни листьев? Весной они появляются, осенью опадают. Может быть дело в этом? Свою догадку проверяем в энциклопедии.

В этой же теме есть термин «смешанные леса».

Выделяем корень, подбираем однокоренные слова, выясняем лексическое значение корня.

Какое значение имеет приставка с-? Что можно смешать в лесу? Что же такое смешанный лес?

Тема «Печатный станок Ивана Фёдорова».

…Он хорошо разбирался в разных ремёслах: был и столяром, и маляром, и литейщиком, и резчиком, и переплётчиком…

Ребят удивило слово маляр. Его современное лексическое значение они никак не могли связать с книгопечатанием. Тогда я привела такой пример: когда маленький ребёнок пытается что-либо нарисовать, то о результате говорят – намалевал. Но ведь ребёнок не хотел закрасить поверхность, он хотел именно нарисовать. Так может корень –мал- в древние времена означал «рисовать». К тому же Гоголевский кузнец Вакула из повести «Ночь перед Рождеством» «знатно малевал картины». Обращаемся к словарю В.Даля. Маляр – малевать: расписывать красками, писать кистью. «Саночки, малеваночки, расписные, городские». Вот такое толкование слова действительно можно соотнести с книгопечатанием.

Книгопечатник, первопечатник, летопись, первооткрыватель. Землепроходец, иконопись, камнетёс – эти и подобные слова встречаются на страницах «Истории». И если ученики знакомы со способом образования сложных слов, то им не составит труда понять смысл терминов.

Конечно, может возникнуть вопрос: зачем усложнять, почему нельзя просто объяснить или предложить заглянуть в словарь? Можно… Но человеку свойственно больше ценить то, что он добыл трудом. Да и Л.Н.Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

Итак, словообразовательная работа имеет большое значение для обогащения лексического запаса школьника и выработки у него прочных лингвистических навыков и языкового чутья.

Не менее важным аспектом моей работы является развитие орфографического навыка на основе знания морфемного состава слова. «Воспитанный человек не может быть безграмотным». В.Г.Белинский.

Каким же образом изучение морфемного состава слова связано с развитием орфографической зоркости? Вспомним некоторые орфограммы русского языка правила правописания корня, правописание приставок, суффиксов. Окончаний. Значит, прежде чем применить правило, ученик должен точно определить, в какой именно морфеме спряталась орфограмма. Представьте, насколько это трудно ученику. Если даже в учебнике русского языка допущены ошибки в определении орфограмм.

Заглянем в словарь: народ – непроверяемая безударная гласная а, расстояние – удвоенная согласная. Но если мы обратимся к словообразованию, то увидим, что на- и рас — — это приставки, и их правописание подчиняется совсем другому правилу. Так же в словарь помещены такие слова как самолёт, тепловоз. Если следовать этому принципу, то нужно заставить детей выучить все сложные слова. А может быть лучше познакомить их с правилом образования таких слов? Ведь дети любознательны, они с удовольствием «выкапывают» корни сложных слов, раскрывая их этимологию. А уж сочинить сказку о «добрых» буквах о и е, соединяющие корни, даже начинающему учителю не составит труда.

Однажды я столкнулась с заданием, в котором ученики должны были от существительных образовать однокоренные прилагательные. Получались слова металлический, пассажирский, весенний, групповой, осенний. Они трактовались как слова с удвоенными согласными. Но мы знаем, что удвоенная согласная может быть только в корне. Получается, автор задания «проглядел» соединение последней буквы корня и суффикса.

Таким образом, изучение морфемного состава слова помогает детям усвоить правописание отдельных морфем и слов в целом. Путём упражнений в анализе, который сопровождается подбором родственных слов, учащиеся усваивают написание корней, приставок, окончаний. Такие упражнения воспитывают в ребятах сознательное отношение к слову, его правописанию, устанавливая связь между орфографией и этимологией. На конечном этапе у ребёнка вырабатывается установка: прежде, чем написать, нужно выяснить, можно ли в данном случае положиться на слух и произношение. Если нет, то сначала нужно определить, в какой морфеме находится данная орфограмма и только потом произвести обычные операции.

Научив детей ориентироваться в морфемном составе слова, можно приступать к отработке орфографического навыка.

Попробуем раскрыть секреты правописания приставок. Разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они делятся на три группы.

К первой группе относятся приставки, которые всегда пишутся одинаково, независимо от их произношения. Например, в словах оттепель, отточка, отдача пишем приставку от-, хотя во втором слове ясно слышим [ат-], а в третьем [ад-]. Первая группа самая большая.

Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой з, а в других с буквой с. Разбавить, но расправить, рассорить, но раззадорить. Правописание этих приставок требует повышенного внимания.

К третьей группе относятся только две приставки пре- и при-. Эта группа самая маленькая, но самая трудная.

Раз все приставки первой группы пишутся одинаково, то и секрет их правильного письма несложен, их надо выучить и просто узнавать в словах.

По сравнению с приставками первой группы приставки второй группы «подлаживаются» к соседним буквам. Вопреки главному правилу приставки на з, с в слабой позиции пишутся так, как слышатся. Запомнить это правило поможет стихотворение:

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой с.

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Отрабатывая навык правописания приставок, заканчивающихся на з или с, нелишним будет напомнить детям о неизменяемом написании приставки с-.

От каждого из «отрезков слов» образуйте по два слова: одно с приставкой с, другое с приставкой раз-:

.жечь, …бегаться, …двоенный, ….борный, …говорчивый, …гибаться. ….двинуть, …бавить.

В написании слов с приставками второй группы школьников подстерегает ещё одна ошибка в том случае, если корень начинается с буквы с. При записи таких слов ученики теряют одно с. Для отработки данного момента можно воспользоваться следующими упражнениями.

Найдите приставки и корни в словах.

Раскат, рассказ, рассвет, расцвет, бессмертник, бесконечный, исследовательский, воспоминание, восстание.

Словарный диктант.

Бессвязный, бесхозяйственный, рассердиться, рассылать, расколоть, безрассудный.

Для самопроверки нужно выделить приставку, корень; подчеркнуть первую букву корня.

Приставки третьей группы самые трудные, потому что основание для их правописания – смысл, написание этих приставок подчиняется шести правилам, а самая большая трудность заключается в том, что многие слова не попадают ни под одно из этих правил и их приходится запоминать. Поэтому для ученика начальных классов вполне достаточно, если он «слышит» эту приставку в слове и спрашивает у учителя, какую гласную писать.

Подытоживая сказанное, создадим алгоритм, раскрывающий секреты правописания приставок.

Выделяю приставку

Определяю, к какой группе относится приставка

1 группа 2 группа 3 группа

Пишу всегда Определяю, перед Спрашиваю у учителя

одинаково (можно каким согласным приставка какую гласную писать

проверить

по списку) перед глухим перед звонким

пишу с пишу з

В заключение хочу добавить, что от умения увидеть в слове приставку зависит безошибочное написание разделительных ь и ъ, а понимание смысловой роли приставок поможет избежать ошибок при письме слов с приставками и предлогами.

Орфограммам корня в программе по русскому языку в начальных классах уделено достаточно внимания. Поэтому я остановлюсь лишь на некоторых моментах.

Когда мы изучаем тему «Однокоренные слова», то обязательно называем два признака родственных слов: 1)одинаковый корень; 2)похожи по смыслу. Именно смысловое значение слова порой допускают дети, когда подбирают проверочные слова. За годы работы мне неоднократно приходилось встречать в работах учеников слова далина (проверочное слово даль), слепаться (проверочное слово лепка), весит (на дереве) (проверочное слово вес). Для устранения подобных ошибок я часто прибегаю к таким упражнениям.

Найдите слова, сходные по звучанию. Подберите к ним проверочные слова.

1.Вокруг деревни раскинулись леса. Лиса живёт в норе. 2.Волосы у отца уже начали седеть. Хорошо вечером сидеть у костра. 3.Птичка вила гнездо. Дорожка вела к озеру. 4.Кот слизал сметану. Мальчик слезал с дерева.

Вставьте пропущенные буквы.

Пол…скать щенка, пол…скать бельё, зак…литься на солнце, раск…лоть дрова, отв…рить картофель, отв…рить дверь, пос…деть на скамейке, пос…деть к старости, зап…вать лекарство.

Выберите проверочное слово.

Уд…вительный (диво, дева), м..нять (замена, мина), л..пить (лепка, липко), подч…щать (чисто, честь), л..нивый (лень, линька), м…стерить (мастер, мост).

Для отработки навыка подбора проверочных слов можно использовать игру «Словесный мяч». Правила очень просты: учитель «бросает» слово, ученик отвечает проверочным. Если проверочное слово названо неправильно, «мяч» возвращается назад. Ученики и учитель могут поменяться местами: дети «бросают» проверяемое слово, а учитель – проверочное. Конечно, в этом случае большинство ответов должны быть ошибочными. Чтобы сконцентрировать внимание детей.

И ещё один аспект при отработке навыка правописания безударных гласных. В русском языке есть корни, которые не подчиняются правилам проверки: -бир-, -бер-; -раст-, -рос- и др. Конечно, в начальной школе мы не изучаем их правописание, но познакомить учеников с существованием таких корней необходимо. Иначе они будут пытаться подобрать к ним проверочные слова и допускать ошибки.

Для отработки навыка правописания непроизносимых согласных я использую игру «Выкопай корень». Учитель называет слово с непроизносимой согласной, ученик быстро называет только корень. После устной работы слово с непроизносимой согласной можно записать в тетрадь.

Необходимо обратить внимание ребят на слова радостный, поверхностный, скоростной и т.п. В этих словах непроизносимый согласный находится в суффиксе и ученики могут пропустить орфограмму. Я объясняю им, что в данном случае суффикс можно проверить также, как и корень. А для автоматизации навыка стараюсь чаще употреблять их в диктантах и других видах работ.

Наблюдение за написанием окончаний начинаем сразу после знакомства с данной морфемой. Для этого выполняем следующие упражнения.

На доске написаны упражнения.

Деревн…. стоит на берегу реки. За деревне… выросла дубрава. От деревн… к деревн… ведут узкие тропинки. О русской деревн… поют в песнях.

Какая морфема закрыта?

Можете ли вы сказать, какие гласные нужно написать в этих окончаниях? (Нет, они безударные).

Как вы думаете, можно ли гласную в окончании проверить также, как и в корне? (Нет, потому что корень неизменяемая часть слова, а окончание – изменяемая).

Что вы сделаете, если вам встретится слово с безударной гласной в окончании? (Спросим у учителя).

Определите, в каких словах вы не можете самостоятельно дописать окончания?

Играли на улиц…, поднял с земл…, пошёл за трав..й, около лужайк…, ездили на кон….

Запись на доске: голубая, голубое, голубого, голубым, (о) голубом.

Задайте к каждому прилагательному вопрос и сравните окончания. Что вы заметили? (Окончания вопроса и слова совпадают). Какой можно сделать вывод? (Чтобы правильно написать окончания прилагательных, нужно задать вопрос). После оговаривания некоторых деталей, это правило неплохо работает.

Итак, в результате изучения темы «Морфемика» у учащихся развиваются следующие универсальные умения и навыки:

  • Орфографический навык;

  • Раскрытие лексического значения слова;

  • Постановка и формулирование проблемы;

  • Работа по алгоритму деятельности;

  • Анализ и синтез;

  • Символическое моделирование;

  • Классификация;

  • Постановка логической цепи рассуждения;

  • Доказательство.

Литература:

В. Волина. Весёлая грамматика.

И. Матюгин. Как развить хорошую память.

А. Чаус. Олимпиадные задания.

Л. Бурмистрова. Сказка про страну словографию.

4

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,673
  • гуманитарные
    33,656
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    612,059
  • разное
    16,908

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

Исследовательский проект на тему

«Как знание морфемики помогает не делать орфографических ошибок»

Номинация: «Русский язык»

Автор: Сергеев Артем Ильич, учащийся 5 класса

муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы  № 16

Орехово-Зуевского г.о.

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Ерофеева Ирина Владимировна

2020-2021 уч. г.

Оглавление.

  1. Вступление. Определение актуальности выбранной темы, целей и задач работы……………………………………………………………………3-4
  2. Основная часть. Как знание морфемики помогает не делать орфографических ошибок ……………………………………………..4-9
  1. Проведение социологического опроса среди учителей и учащихся школы и выявление трудностей морфемного разбора ………………… 4
  2. Анализ образцов морфемного разбора, предлагаемых сетями Интернет и становление связи между составом слова и правилами написания …. 5-9
  1. Заключение. Выводы и определение целей будущего исследования …9-10
  2. Библиографический список ………………………………………………. 10
  3. Приложение
  1. Вступление. Определение актуальности выбранной темы, целей и задач работы

Проблема грамотного письма очень актуальна в любое время, потому что наряду с теми, кто старается не допускать орфографических ошибок, всегда появляется некто, кто не желает проверять написанное, ленится и не запоминает даже основные орфографические правила. Я стараюсь всегда проверять написанное, обращаться к словарю в случае затруднения и  заинтересовался данной темой потому, что мне понравилось находить в словах корни, суффиксы, приставки, окончания и подбирать однокоренные слова. Ведь от расположения буквы в слове зависит многое, в том числе и умение правильно его писать.

Среди орфографических правил, уже изученных нами, есть те, которые требуют подбора однокоренных слов, изменения формы слова, потому что не каждую орфограмму можно проверить по орфографическому словарю. Например, при написании окончаний. А чтобы применить алгоритм, заключенный в правиле, необходимо правильно обозначить часть слова.

Именно поэтому цель моей работы звучит следующим образом;

— доказать, что знание морфемики помогает не делать орфографических ошибок при написании слова.

Для достижения данной цели мы использовали следующие приемы:

— анализ допущенных ошибок в рабочих тетрадях учащихся;

— изучение морфемной структуры слов, в которых было допущено максимальное количество ошибок;

— изучение материалов интернет, связанных с морфемикой;

— проведение социологического исследования среди учащихся 5, 7, 11 классов и учителей.

Проанализировав ошибки ребят, мы выяснили, что большинство допускает орфографические ошибки с словах с безударными гласными в корне и выявили  слова, которые чаще всего вызывают затруднения при морфемном разборе и правописании. Это изготавливает, нагнувшись, добрести, преподаватель. Предложив респондентам выполнить  морфемный разбор перечисленных слов и проанализировав правильность выполненного задания, мы пришли к выводу, что именно из-за неверного определения морфем в словах и допускаются  орфографические ошибки.

Попробуем доказать гипотезу, обратившись к теоретическому и практическому материалу.

  1. Основная часть. Как знания морфемики помогает избежать орфографических ошибок

Морфемный разбор слова иначе  называют разбором слова по составу, потому что задача разбора — определить морфемный состав слова.

На первый взгляд,  морфемный разбор совсем несложен. В школе этому виду языковедческого анализа уделяют большое внимание. Но слов множество, они различаются и количеством, и составом морфем. Не всё равно, в каком порядке выделять морфемы в слове. Чаще всего ребята начинают с выделения корня, ведь корень как часть слова изучается уже в 1-м классе. Вот им и кажется, что эта часть слова хорошо знакома, поэтому с неё и стоит начинать. И дальше просто: слева от корня находится приставка, а справа — суффикс. Такой подход абсолютно неверен и, по моему мнению,  ведёт к ошибкам. Ведь корней может быть несколько, а есть слова, в которых и вовсе нет корня, например, вынуть. Именно потому мы считаем правильным следующий порядок разбора слов по составу:

  1. Обозначить окончание и формообразующие суффиксы, если они есть.
  2. Выделить основу.
  3. Определить и выделить приставку (или приставки, если их несколько).
  4. Определить и выделить словообразовательный суффикс (или суффиксы, если их несколько).
  5. Определить и выделить корень слова. 

Обратимся к результатам социологического опроса. Из 35 опрошенных только 5 человек справились с заданием полностью. Остальные допустили ошибки или абсолютно неправильно сделали задание (Приложение 1).

Как видно из схем (Приложения 2), ошибки имеют место в определении морфемного состава всех перечисленных слов.  Попробуем познакомиться с их строением немного ближе и выясним, почему правописание указанных слов вызывает затруднения.

Во всех этих словах есть различные типы орфограмм: правописание приставки, безударная гласная в корне слова, чередующаяся гласная в корне, правописание окончания глагола. Каким же образом знание строения слова поможет избежать ошибки в его написании?

Рассмотрим слово ИЗГОТАВЛИВАЕТ (Приложение 3). При разборе этого слова по составу допустили ошибку  8 человек. Определим состав слова:

Состав слова:
приставка—из,
корень—готавл,
суффикс—ива,
окончание — ет ,
основа слова — изготавлива

Неверное определение частей слов может привести к неправильному написанию приставки и суффикса. Так, например, в системе Интернет состав данного слова на одном из сайтов определяют так:

Состав слова «изготавливает»: корень [изг] + суффикс [от] + суффикс [ав] + постфикс [л] + корень [ива] + окончание [ет] Основа(ы) слова: изготав_ива.  Способ образования слова: сложный.

В слове выделяется приставка ИЗ, следовательно, ее  правописание определяется по последующему согласному: перед звонким пишется З. При неверном определении приставки – включении ее в состав корня – данное правило действовать не будет, следовательно, проверить написание З не представляется возможным.

Кроме того, при неправильном определении суффикса можно допустить ошибку в его написании: ИВА – я изготавлИВАю. Если гласная суффикса не является беглой, значит, в суффиксе пишется И- ИВА.

Обратимся к другому слову, в котором было допущено максимальное количество ошибок – ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (Приложение 4). Многочисленные источники сети Интернет дают разные схемы морфемного разбора этого слова. Именно поэтому и возникают проблемы с объяснением орфограмм, которые имеются в этом слове.

Так, сайт kartaslov.ru предлагает считать состав слова состоящим всего из двух морфем:

Части слова: преподава/тель
Состав слова:
преподава — корень,
тель — суффикс,
нулевое окончание,
преподаватель — основа слова.

На сайте  udarenieru.ru дано  предостережение: «Внимание! А.Н. Тихонов указывает, что в слове «преподаватель» корень «преподава» (См.: Тихонов А.Н., Морфемно-орфографический словарь русского языка: ок. 100 000 слов / А. Н. Тихонов. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 704 с.), — тогда как сам сайт дает другой состав слова:

Препода – корень,

ва – суффикс,

тель – суффикс,

  1. – нулевое окончание,

Преподаватель – основа слова.

Однако , по нашему мнению, лучшим является разбор, приведенный на сайте  mail.ru , который составлен на основе словообразовательной  цепочки.

Что такое словообразовательная  цепочка? Это подбор однокоренных слов, при котором словообразовательные морфемы присоединяются к корню поочередно и также поочередно отсоединяются. При этом необходимо учитывать и лексическое значение разбираемого слова: преподаватель – тот, кто преподает какой–либо предмет, дает знания.

Построим словообразовательную цепочку, которая и выявит словообразовательные морфемы:

1. Преподава-тель[ ](образовано суффиксальным способом) <преподава[ть] (-ть в глаголах считают или окончанием, или словообразующим суффиксом)

 2. Пре-подава[ть] (образовано приствочным способом) <подава[ть]

3. По-дава[ть](приставочный способ) <дава[ть]

4. да-ва[ть](суффикс -ва- образует форму несов. вида) <да[ть]/да[ ](основа этих слов равна корню) Поэтому: ПРЕ-ПО-ДА-ВА-ТЕЛЬ-[ ]

Такой способ морфемного разбора помогает объяснить и орфограммы в слове:

— приставка ПРЕ близка по значению к приставке ПЕРЕ – ПЕРЕПОДАТЬ.

—  приставка ПО пишется по традиции – приставки ПА нет.

— в корне слова пишется безударная гласная А, проверяемая ударением: преподАватель –преподАть.

Перейдем к более простым, с точки зрения морфемного состава, словам: нагнувшись и добрести.

В слове НАГНУВШИСЬ на сайте udarenieru.ru выделяются следующие морфемы:

На – приставка,

г – корень,

ну – суффикс,

вши – суффикс,

сь – постфикс,

нагну – основа слова.

На сайте sostav.textologia.ru мы видим подробнейший разбор этого слова по составу:        

нa г нyвшись

• Окончание в слове отсутствует (деепричастие – неизменяемое слово не имеет окончания).

 • Корень в слове нa г нyвшись –г– : имеет 1 корень, поэтому является простым.  

• Соединительная гласная отсутствует, так как слово простое.

• Приставка в слове нагнувшись —  нa– : имеет одну приставку. НА–   приставка русская, так как имеет исконно русское происхождение, неизменяемая, так как пишется всегда одинаково, независимо от произношения и других условий.

 • Суффиксы в слове нагнувшись: –нy–, –вши–, -сь-. Имеет три суффикса.  

 ○ Формообразующий суффикс (не входит в основу) – вши – образует особую неизменяемую форму глагола деепричастие.

○ Словообразующий суффикс –ну-  — суффикс глагола, образует новые слова, обозначающие состояние или действие.

○ Постфикс в слове –сь- — возвратный постфикс глагола, словообразующий, поэтому входит в основу, образовался из местоимения «себя», присоединившегося к слову.

Однако и в первом, и во втором случаях не учтены ближайшие родственники данного слова: согнется, перегнет,  в которых нет суффикса НУ. Но остается согласный корня. Следовательно, Н должно входить в состав корня. Но для уточнения верности нашего вывода нам пришлось обратиться к этимологическому словарю.

«Неотсекаемый» суффикс -НУ- придаёт слову дополнительное значение разового действия. То есть мы понимаем, что данное действие сделано только один раз: шагнул — сделал 1 шаг, взглянул — бросил 1 взгляд, стрельнул — сделал 1 выстрел и т.д. В словах же «сохнуть, мокнуть» этого значения суффикс не несёт, поэтому в прошедшем времени он исчезает. Слово НАГНУВШИСЬ имеет, скорее, значение продолжительного действия, которое не подразумевает разового исполнения. Соответственно, в нем суффикс НУ должен был исчезнуть.

Наконец, слово ДОБРЕСТИ, в котором традиционное написание приставки ДО и безударная гласная в корне, проверяемая ударением, легко объясняются морфемным составом  слова.

На сайтах мы опять увидели различное определение состава слова.

На /kartaslov.ru/:

до — приставка

брес — корень

ти — глагольное окончание

На sostav.textologia.ru

• Окончание в слове отсутствует – неопределенная форма глагола, неизменяемое слово не имеет окончания.

• Корень в слове дo бpec ти:   –бpec–

• Приставка в слове дoбpecти: дo– . Имеет одну приставку: дo- —  русская, неизменяемая, то есть пишется всегда одинаково.

 • Суффикс в слове: -ти.  Это формообразующий  суффикс, выражает начальную неопределенную форму, во многих учебниках рассматривается как окончание. Таким образом, ближайшее к указанному слову – ДОБРЕЛ – будет являться однокоренным проверочным, а приставка ДО – пишется по традиции.

Приведенные примеры, по нашему мнению, доказывают, что знание орфографии тесно связано со знанием состава слова.

  1. Выводы и определение целей будущего исследования

Попробую сделать выводы из всего вышесказанного.

Морфемика – очень нужная наука, поскольку, не учитывая  строения слова, ученик легко может допустить ошибку, так как не знает, каким образом объясняется написание того или иного слова. Правила русской орфографии тесно связаны с составом слова, поэтому от  верного определения корня, приставки и суффикса будет зависеть грамотное письмо.

Меня этот раздел науки интересует чрезвычайно: во-первых, он необходим для грамотного письма, а во-вторых, разные сайты предлагают различные версии морфемного разбора, приходится разбираться в том, какой разбор все-таки верный. Для этого обращаюсь  к другим словарям, в частности, этимологическому, в котором прописана не только история возникновения слова, но и указаны ближайшие родственники, которые помогают правильно выделить морфемы в слове. Но это будет уже другая работа, дополненная и, надеюсь, более интересная.

  1. Библиографический список.
  1. kartaslov.ru
  2. http://russkiy-na-5.ru/articles/214 
  3. https://sostav.textologia.ru/
  4. https://udarenieru.ru/ 
  5. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. Пособие для учащихся. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1999. (https://www.studmed.ru/potiha-3-a-shkolnyy-slovar-stroeniya-slov-russkogo-yazyka_267180b4865.html )
  6. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа. 2004. (https://rus-etymological-dict.slovaronline.com/ )

Приложение.

1.

2.

3.

4.

ГДЗ (готовое домашние задание из решебника) на Номер №27 по учебнику Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / С.Г. Бархударов и др. Просвещение, 2019г.

Сравните морфемный состав приведённых ниже пар слов. Как анализ морфемного состава может помочь избежать орфографической ошибки? Аргументируйте свой ответ.
Спросить — расспросить, считать — рассчитать, отчёт — расчёт, открыть — раскрыть, высказать рассказать, застегнуть расстегнуть, держать — поддержать, сыпать рассыпать.

Упражнение 27 ГДЗ Бархударов 9 класс
(русский язык)
New — ответы

ГДЗ #1

Картинка ГДЗ - Упражнение 27 ГДЗ Бархударов 9 класс(русский язык)<font color='red'>New</font> Вариант 1

27. Сравните морфемный состав приведённых ниже пар слов. Как анализ морфемного состава может помочь избежать орфографической ошибки? Аргументируйте свой ответ.
Спросить — расспросить, считать — рассчитать, отчёт — расчёт, открыть — раскрыть, высказать рассказать, застегнуть расстегнуть, держать — поддержать, сыпать рассыпать.

На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету Русский язык, которые посещают 9 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством «Учебник», которая была написана автором/авторами: Бархударов. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Как активировать мессенджер на айфоне пишет ошибка
  • Как активировать виндовс 10 код ошибки 0xc004f074
  • Как активировать виндовс 10 если код ошибки 0x8007007b
  • Как активировать виндовс 10 если выдает ошибку
  • Как активировать windows 10 код ошибки 0xc004f074

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии