Казалось столько еще впереди времени любые ошибки поправить можно любое ремесло освоить

26 мая 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Образец сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Пример сочинения от ФИПИ для экспертов. Комментарий проблемы на 6 баллов: иллюстрации, пояснения, связь и её анализ. Позиция автора. Собственное мнение и его обоснование.

                       Употребление слов-паронимов (подготовка к ЕГЭ)

       Пояснения

 Примеры  предложений, специально подобранные к этому тесту, учат различать слова-паронимы. При выполнении заданий отрабатываются  умения оценивать речь с точки зрения соблюдения  основных лексических норм русского литературного языка.

  1. В каком варианте ответа вместо  слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ ?      

А)  Леонида Ивановича   считали настоящим дипломатом в общении с окружающими людьми.                                                                                                                                                    Б)  Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта дипломатов.                                                                                                                                                        В) Ты говоришь как дипломат, но дело не идёт на лад.                                                                                 Г) Дипломаты Московского конкурса артистов балета   приняли участие в заключительном концерте.

       2.  В каком варианте ответа вместо  слова БАРСКИЙ  нужно употребить БАРСТВЕННЫЙ?    

А)  Его барская осанка и походка невольно привлекли внимание.                                                                 Б) Собирая барскую ягоду, крепостные женщины пели.                                                                                  В) Крестьянские ребятишки старались избегать игр с барским  сыном.                                                       Г) Барский  указ вызвал бунт не только у него в имениях, но и во всей губернии.

        3.  В каком варианте ответа вместо  слова РЕАЛЬНОСТЬ нужно употребить РЕАЛИЗМ ?    

А)   Роман – фэнтези – сказка, через которую постоянно высвечивается реальность.                      Б)  Через час я почувствовал, что опять утрачиваю ощущение  реальности.                                          В)  И на новом месте он не раз проявлял реальность в принятии важных хозяйственных решений.                                                                                                                                                               Г)  Хорошо описана процедура конкурса, но в реальности всё происходит совсем иначе.

       4. В каком варианте ответа вместо  слова ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ  нужно употребить  ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ ?      

А)  Слух о живом царе не утихал благодаря изобретательному  воображению крестьян.                      Б)  Изобретательная деятельность главного инженера завода  получила признание в Москве.                                                                                                                                                                         В)  Странно, что в другое время его мысль была не так гибка и  изобретательна, как теперь.                                                                                                                                                                  Г)  Изобретательный  её ум всему находил множество причин и множество доказательств.

       5.  В каком варианте ответа вместо  слова УСВОИТЬ нужно употребить ОСВОИТЬ?  

А) Казалось, столько ещё впереди времени, любые ошибки поправить можно, любое ремесло   усвоить.                                                                                                                                                                        Б) Наши поля усвоили  только три процента  использованных удобрений.                                                        В)  За лето ученик усвоил всю программу десятого класса.                                                                            Г)  Мария быстро усвоилв в отношении кузена покровительственный тон.

         6. В каком варианте ответа вместо  слова ОСНОВАТЬ нужно употребить ОБОСНОВАТЬ?  

А)  Город Москва был основан в 1147 году.  

Б)  Данные наблюдения подтверждают и основывают выводы  теории.

В)  Свои соображения Игорь основал на том, что видел во дворе чужие следы.

Г)  Я хочу знать, на чём  основано ваше предположение.

         7. В каком варианте ответа вместо  слова ДОМАШНИЙ  нужно употребить ДОМОВИТЫЙ?  

А)   Инна получила хорошее домашнее  образование.                                                                             Б)  С утра меня закрутила круговерть  домашних  забот.                                                                       В)  Войдя в прихожую, Галина переобулась в  домашние туфли.                                                          Г)  Виктор Андреевич слыл в округе домашним хозяином.

         8. В каком варианте ответа вместо слова ДОВЕРЧИВЫЙ нужно  употребить слово ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ ?    

А)  Медвежонок оказался забавным и имел  доверчивый  нрав.                                                              Б)  В голосе моего начальника звучали  доверчивые  интонации.                                                        В)  Девушка взглянула на солдата и  доверчиво   улыбнулась.                                                        Г)  В глубине глаз Татьяны появилась  доверчивая   улыбка.

        9. В каком варианте ответа вместо слова ДАРЁНЫЙ нужно  употребить слово ДАРОВОЙ ?    

А)  Дарёному  коню в зубы не смотрят.                                                                                                          Б)  На стене висело дарёное   ружьё.                                                                                                   В)  Теперь я знаю, что в шкатулке Анна хранила дарёное  кольцо.                                                                          Г)  Твоя дарёная  отвага никому не  нужна.

       10. В каком варианте ответа вместо слова ЖЕСТОКИЙ нужно  употребить слово ЖЁСТКИЙ?  

А)  Восстание рабов было подавлено самым жестоким   образом.                                                                                     Б)  Теперь я понимаю, насколько было жестоким   сердце Ильи.                                                                   В)  В городе были  введены  жестокие   нормы потребления воды.                                                                     Г)  Жестокие  морозы уничтожили все посевы озимых.  

      11. В каком варианте ответа вместо слова АБОНЕМЕНТ нужно  употребить слово АБОНЕНТ ?  

А) Началась продажа абонементов на концерты органной музыки.

Б)  Посетитель предъявил абонемент  в  бассейн.

В)  Из-за отъезда я не успел использовать и половину абонемента.

Г)  Я являюсь абонементом сотовой связи МТС.

      12. В каком варианте ответа вместо слова ЗАПАСЛИВЫЙ нужно  употребить слово ЗАПАСНОЙ?  

А)  Запасливый человек, как говорят в народе, два века живёт.

Б)  Все считали его запасливым   и  бережливым.

В)  Всегда нужно иметь запасливый   вариант отступления.

Г)  Белка – запасливый  зверёк.

       13. В каком варианте ответа вместо слова ГОДОВОЙ нужно  употребить слово ГОДОВАЛЫЙ?  

А)  Годовой отчёт необходимо  сдать в  срок.

Б)  Первые шаги годовой  ребёнок сделал недавно.

В)  В районе выпала годовая   норма осадков.

Г)  Специалисты должны посчитать годовой  доход предприятия.

       14. В каком варианте ответа вместо  слова БЕЗОТВЕТНЫЙ  нужно употребить БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ?  

А)  В прихожей нас встретила опрятно одетая служанка – безответная  женщина средних лет.

Б)  Сестра зачарованно слушала безответное  молчание трубки.

В)  Уже через  выяснилось, что новые сотрудники – люди безответные:  они не привыкли отвечать за свои поступки.

Г)  Теперь все вопросы, относящиеся  к строительству дома,  останутся  безответными.

15.  В  каком предложении вместо слова ШУМНЫЙ  нужно употребить ШУМОВОЙ?

А)  Город-то разросся, одно свадебное гулянье настигает другое, да и шумное  их оснащение возросло.

Б)  Энергичный и шумный  зачинатель многих дел, мастер домашние дела бросал на полдороге.

В)  Грозила степная весенняя путина;  в каждом ярке и каждой балке – шумные   потоки снеговой воды.

Г)  Я узнал, что старик выступил в губернском городке, что был там у него шумный успех и ему обещали поездку в Москву.

      16.  В  каком предложении вместо слова ЛОБОВОЙ   нужно употребить ЛОБНЫЙ?

А)  Лобовой  фонарь  паровоза уже не так ярко горел

Б)  Серые глазки выглядывали из-под нависшей лобовой   кости.

В)  Противник не ожидал стремительной лобовой  атаки.

Г)  Нужно рассуждать,  а  не задавать прямолинейные, лобовые  вопросы.

     17. В  каком предложении вместо слова  ЕДИНСТВЕННЫЙ   нужно употребить  слово  ЕДИНЫЙ?

А)  Алик был единственным ребёнком в семье.

Б)  Мне было тяжело: единственный друг предал меня.

В)  Мы долго спорили, но всё же пришли к единственному мнению.

Г)  У Нины было единственное желание – увидеть море.

    18.  В  каком предложении вместо слова НАРУШИТЬ  нужно употребить слово РАЗРУШИТЬ?

А)  Римляне дважды нарушали эту крепость.

Б)  Мирное течение жизни в посёлке вновь было нарушено.

В) Резкий крик птицы нарушил тишину ночи.

Г)  Этот автор не боится нарушать правила стилистики.

    19.  В  каком предложении вместо слова ДАЛЁКИЙ  нужно употребить слово  ДАЛЬНИЙ?

А)  Эта река начала свой путь в далёких горах.

Б)  Светлана знала, что с Валерием её связывает далёкое родство.

В)  На чёрном небе тускло мерцали далёкие звёзды.

Г)  Далёкая вспышка молнии осветила весь сад.

   20.   В  каком предложении вместо слова ГРЕЧИШНЫЙ   нужно употребить слово  ГРЕЧНЕВЫЙ?

А) Хозяйка налила гречишный мёд в маленькую вазочку.

Б)  За  околицей деревни  начиналось  гречишное поле.

В)  Жанне сразу понравилось  платье  гречишного цвета.

Г)  Похлёбка из  гречишной каши оказалась очень вкусной.  

21.     В каком варианте ответа вместо слова БОЛОТНЫЙ  нужно  употребить слово БОЛОТИСТЫЙ?

А)  В низине болотный запах чувствовался сильнее.

Б)  Места там болотные.

В)  Скамейка была болотного цвета.

Г)  Густой лес сменился  чахлыми  болотными берёзками.

22.  В каком варианте ответа вместо слова  ВРАЖДЕБНЫЙ  нужно  употребить слово  ВРАЖЕСКИЙ?

А)  В качестве враждебной силы  в  сказках иногда выступают животные и растения.

Б)   Он оказался во враждебном ему мире.

В)  Танковой дивизии удалось сломить враждебную силу противника.

Г)  Они не были готовы к столь враждебному приёму местных жителей.

23.   В каком варианте ответа вместо слова ОСВЕЩЕНИЕ  нужно  употребить слово ОСВЕЩЁННОСТЬ?  

А)   В этом кинофильме мастерски использован эффект освещения.

Б)   При лунном освещении её лицо казалось особенно красивым.

В)   В этом рассказе всё необычайно: и система образов, и язык,  и освещение происходящих событий.

Г)    Врач потребовал обеспечить освещение спортивного  зала.

24.  В каком варианте ответа вместо слова БРОДЯЧИЙ нужно  употребить слово БРОДЯЖИЙ?  

А)   Кириллу уже порядком надоела жизнь бродячего актёра.

Б)   У этого мальчика, по-видимому, бродячий характер.

В)  Лариса почему-то приняла нас за бродячих актёров.

Г)   Бродячая собака была очень голодна.

25.   В каком варианте ответа вместо слова КОСТЯНОЙ  нужно  употребить слово КОСТНЫЙ?  

А)   Во время археологических раскопок древнего поселения были найдены костяные орудия труда.

Б)   Эта рыба имеет колючие костяные плавники.

В)  Врач обнаружил у моего дедушки какую-то костяную болезнь.

Г)   Путник опирался на палку с костяным набалдашником.

26.  В каком варианте ответа вместо слова ДЕЛОВИТЫЙ  нужно  употребить слово ДЕЛОВОЙ?  

А)  Возле забора с деловитой озабоченностью в земле рылись куры.

Б)  На заводе Петрова все считали деловитым инженером.

В)  Деловитая часть города находилась почти у самого моря.

Г)  Деловитый муравей тащит соломинку, которая в несколько раз больше, чем он сам.

27.  В каком варианте ответа вместо слова ВСТРЯХНУТЬ  нужно  употребить слово СТРЯХНУТЬ?  

А)   Девушка встряхнула белокурыми локонами и внимательно посмотрела на меня.

Б)    Сильный толчок встряхнул на ухабе машину.

В)    Зазвучала весёлая мелодия, которая встряхнула меня.

Г)    Мама встряхнула с куста капли росы и аккуратно срезала розу.

28.  В каком варианте ответа вместо слова НАГРУЗКА нужно  употребить слово ГРУЗ?

А)   Замысел писателя рассыпался под нагрузкой частных деталей.

Б)   Молодой организм легко справляется  с физическими нагрузками.

В)  Вера Ивановна считала, что следует беречь здоровье, а не утомлять себя полной нагрузкой.

Г)   Новые синтетические материалы способны выдерживать  большие нагрузки и резкие изменения температур.

29.  В каком варианте ответа вместо слова ОБИДНЫЙ нужно  употребить слово ОБИДЧИВЫЙ?

А)  Это был чрезвычайно мнительный и обидный человек.

Б)  Нет ничего обидного, если мама даёт тебе совет.

В)  Я живу в небольшом хуторе с обидным названием Злодейский.

Г)   Наказание было незаслуженным и обидным.

30.   В каком варианте ответа вместо слова ГОНОЧНЫЙ  нужно  употребить слово ГОНЧИЙ?

А)  Этот гоночный автомобиль стоит очень дорого.

Б)  Гоночная  собака уже почти  догнала зайца.

В)   Гоночный костюм плотно облегал фигуру пилота.

Г)   Во время прохождения гоночной дистанции  пилот допустил ошибку.

    Ответы:

Зад.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Отв.

Г

А

В

Б

А

Б

Г

Б

Г

В

Зад.

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Отв.

Г

В

Б

В

А

Б

В

А

Б

Г

Зад.

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Отв.

Б

В

Г

Б

В

В

Г

А

А

Б

Источники:

  1. Бисеров А. Ю.  ЕГЭ -2010 Тематические тренировочные задания    

      Москва   Эксмо  2009  

  1. Мальцева Л. И. Тематические тесты — подготовка к  ЕГЭ                                                                                                            Ростов-на-Дону – Москва   2009                                                                                              
  2.  Егораева Г. Е., Сергеева Е. М. ЕГЭ Тематические тренировочные задания                        Москва   Издательство «Экзамен»  2009
  3. Мамона Т.Н., Сергеева Е. С.и др.   ЕГЭ  Практикум  Реальные тесты 2010                              Москва Издательство  «Экзамен»  2010

МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная )общеобразовательная школа

Кошелева Евдокия Павловна, учитель русского языка и литературы

koshelevaep @mail.ru

Ольга верила в образы Кныша, в его слова и мысли, и для нее это означало работать еще больше, еще осознанней, еще смелей.

Кныш затем поставил «петлю» и другим девочкам из своей группы. Они исполняли элемент вполне складно, квалифицированно, а иные и достаточно стабильно. Но все-таки казалось, что это только механически заученная сумма движений. Так ученик на уроке литературы бодрым голосом, с бодрой физиономией шпарит без запинки, словно считалку: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…» Он не чувствует, не догадывается, что скрыто в великих словах. Он не дорос до них. Девочки не летали, не стукались синей пульсирующей жилкой у виска о мчащиеся навстречу атомы и секунды — они произносили считалку. Ольга, уже уйдя из гимнастики, говаривала, что с уходом их плеяды даже самые лучшие гимнасты мира стали все чаще сбиваться на «эники-беники ели вареники».

Впрочем, Ольга всегда была чрезмерно категорична, высказывалась без обиняков, не огибая острые углы. Но факт остается фактом. Сегодня «петлю Корбут» растиражировали, ее осваивают девчушки за год-полтора, а то и быстрее. Но кто из них, оторвавшись от верхней жерди, стал невесом, замер, застыл, завис над снарядом, вырвав тысячеголосое «Ах!» у зрительного зала?

ЕЕ УЛЫБКА

Ростов, 1969 год. В Ростове проходит первенство Советского Союза по спортивной гимнастике.

До того как выйти на помост, предстояло перебраться через одну неожиданную бюрократическую преграду. Много разговоров велось вокруг да около нижнего возрастного ценза участниц. Подискутировав, законодатели прежнюю цифру пятнадцать так и не решились уменьшить. Ольге к тому времени исполнилось четырнадцать — кому объяснять, кому демонстрировать свою готовность, если не положено. Кныш тем не менее куда-то съездил, с кем-то поругался, с кем-то договорился. Словом, Ольга поехала в Ростов, однако на вопрос сколько лет, должна была отвечать «пятнадцать». Но никто так и не подошел, не спросил.

Ответ Ольги на вопрос интервьюера:

— Чем был для меня первый в спортивной биографии взрослый чемпионат Советского Союза? По моему почти детскому разумению — важными соревнованиями, где необходимо выступить хорошо. Не более того. И хоть я тогда уже научилась делить турниры по степени ответственности (главные, необходимые, второстепенные), но каждый раз жила исключительно сегодняшним днем. Ретроспектива и перспектива на первых порах не тревожили. Выступила хорошо — хорошо, выступила плохо — плохо. Обо всем остальном пусть думает Кныш.

Для Кныша же ростовский чемпионат был Рубиконом, который он решился перейти. Он задумал ударить из всех батарей, выплеснуть на тренеров, судей, болельщиков, специалистов отредактированный, отшлифованный итог самозабвенной пятилетней работы. В его планы входило ошеломить, удивить, заставить говорить и, главное, заставить поверить в его новую ученицу, в новое направление.

Кныш и Корбут действительно привезли сложнейшую программу. «Петля» и «перемах-перелет» на брусьях, «сальто назад» на бревне, «вольные» упражнения, нашпигованные акробатикой, в прыжках — уже известный, полюбившийся и по-прежнему неожиданный «сгиб-разгиб». И стиль: не обычный — плавный, лиричный, а резкий, порывистый («как само время» — напишут в газетах), где каждый жест летел в водовороте эмоций и был тем не менее эстетичен, управляем, чист и закончен.

И еще улыбка (вот сюрприз!) стала предметом всеобщего внимания и обсуждения. Как коньковый шаг на чемпионате мира по лыжному спорту в Зеефельде, как в свое время прыжок «фосбюри-флоп». Так бывает: вроде бы область изучена и исхожена вдоль и поперек, какие могут быть открытия? Но вдруг взгляд под другим углом и — откровение.

Ольге потом всерьез журналисты разжевывали, растолковывали ее же собственную улыбку приблизительно так: «Улыбаются на помосте — красиво, ослепительно — многие гимнастки. Перед началом комбинации, после ее окончания. Но на снаряде они большей частью сосредоточены, серьезны. Вы же, Ольга, улыбаетесь непрерывно. И не просто улыбаетесь, а будто подсмеиваетесь, подтруниваете над окружающими и над собой. Это не застывшая, наигранная, отрепетированная, бодряческая улыбка — это живое движение мятущейся души, спроецированное на экран непосредственного светящегося счастьем лица».

Между прочим, эту улыбку Кныш «ставил» Ольге с такой же обязательностью, как и любой серьезный элемент. Любопытно, что «постановка» шла исключительно во время соревнований, на тренировках она вольна была распоряжаться своим лицом как угодно: плачь, смейся, хмурься, выражай безразличие, отчаяние, тревогу или недовольство. А уж на официальном турнире, голубушка, будь любезна, сгони с личика тучки, забудь про горести, прогони скребущихся кошек с души и покажи на что способна. Не просьба — приказ. Уже стоя на помосте, Ольга оглядывалась и видела, как Кныш торопился поймать указательными пальцами уголк губ и растянуть их до невозможных размеров. И она спешила надеть улыбку.

«ОЗОРНИЦА»

Ольге исполнилось шестнадцать лет, и она вполне отчетливо понимала: пришло время отрабатывать выданные авансы. Она чувствовала: стоит лишь приостановиться в этой бешеной гонке за новизной и сложностью, отшлифовать, отточить, отглянцевать уже освоенное — и победы придут.

Но Кныш, крепко держа за руку, шагал вприпрыжку и слушать не хотел о привале. Именно поэтому и находилась Ольга так долго на нейтральной полосе — как бы в сборной и как бы вне ее.

Мюнхенская Олимпиада выплыла из череды дней стремительно, неожиданно. Казалось, столько еще впереди времени, любые ошибки поправить можно, любой элемент освоить. А вот уже и январь позади, февраль закончился, через два месяца чемпионат страны в Киеве — конечно же, отборочный — а у Ольги хандра. У нее случаются такие периоды (наверняка три биоритма разом заклинивает в нижнем, стрессовом положении), когда ничего делать не хочется и все из рук валится.

В такие минуты тоскливо представляется, будто все лучшее и главное в жизни ты уже совершил, и остается незаметно соскользнуть с освещенной сцены и — бегом, бегом, — через черный ход подальше от суеты, шумихи, зрителей в тихий дворик на площади Ленина, в знакомый подъезд со скрипучей лестницей, где в квартире номер 3 стоит справа от двери мягкая обшарпанная кушетка, на которой, укрывшись с головой одеялом, можно безмятежно растянуться и спокойно глядеть на расчерченное дождем в косую полоску окно, слушать тихую и печальную мелодию жести, стекла и воды.

Уныние — недолгий попутчик. И она может однажды утром проснуться беспричинно счастливой. Все, как вчера, только со знаком плюс, и солнечный зайчик, пробравшийся через щелочку штор, уже не метит раздражающе настырно в глаза, а весело прыгает по потолку и по сердцу. Мир снова цветной.

Читать дальше

13.12.2017

Итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов
Собеседование будет проходить во всех субъектах РФ 13 и 16 апреля 2018 г.

1. Подберите подходящие по смыслу паронимы на место пропусков в следующих за ними предложениях.

1) АРТИСТИЧНЫЙ — АРТИСТИЧЕСКИЙ 

Выступление нашего гимнаста было на редкость ________________________. Ему казалось, что у него есть _______________________________ способности.

2) ВЕЧНЫЙ — ВЕКОВОЙ

Григорий был человеком необычайно талантливым и интересным, хотя и считался ____________________________ студентом. Сосновые сухие леса на берегах реки перемешивались с __________________ дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины.

3) ВОДНЫЙ — ВОДЯНИСТЫЙ

Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с _____________________ стеблями.

_________________ стадион — гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.

4) ГЛИНЯНЫЙ — ГЛИНИСТЫЙ

Геологам в этих местах нередко встречались ___________________ минералы. Мне вспоминался город моего детства, ______________________ свистульки, которыми торговали на базарах.

5) ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ — ДЕЙСТВУЮЩИЙ

______________ жизнь тем и отличается от придуманной, что никак не можешь предугадать ее неожиданных поворотов. Депутаты подготовили ряд поправок к ________________ пакету законов.

6) ЖИЗНЕННЫЙ — ЖИТЕЙСКИЙ

Надежда на жизнь вне цивилизации и ___________________ проблем приобретает для Эдуарда все более отчетливые очертания. По ________________________ показаниям, Глебу требуется срочная операция.

7) ИСКУСНЫЙ(-О) — ИСКУССТВЕННЫЙ(-О)

Мама никогда не любила ________________ цветы, поэтому не очень обрадовалась подарку Маши. На день рождения мне подарили __________________ выполне

8) КРАСОЧНЫЙ — КРАСЯЩИЙнную шкатулку, которую я ни за что не купила бы сама.

Язык, которым написаны произведения фольклора, богатый, яркий, ______________ и картинный. Железо, хром, марганец, медь и никель являются _________________ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

9) НЕТЕРПИМЫЙ — НЕСТЕРПИМЫЙ

Стрекочут кузнечики, ______________________зной стоит над лугом. Когда доходит до серьезного дела, Валентин становится жестким, ________________, требовательным.

10) ПОНЯТНЫЙ — ПОНЯТЛИВЫЙ

Задание сформулировано так, что всем оно сначала кажется __________________.

Официант оказался на редкость ____________________ и сделал все так, как мне хотелось.

11) РАЗДРАЖЕНИЕ — РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ

Когда он испытывал ______________________,то казался Варе совершенно чужим человеком. Мария Петровна была не в меру обидчивой особой, которая отличалась ___________________.

12) ЧЕЛОВЕЧНЫЙ — ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

Нормальный _____________________организм не справится с полученными при аварии травмами. Он был более _______________________, поэтому не стал наказывать Павла слишком строго.

2. Найдите предложение, в котором выделенное слово употреблено НЕВЕРНО. Исправьте ошибку.

1) В школе я посещал ДРАМАТИЧЕСКИЙ кружок.

2) Теперь 7 ноября в России — БУДНИЙ день.

3) Белоруссия, по мнению многих российских политиков, — одна из самых ДРУЖЕСКИХ стран.

4) С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.

5) КОМАНДИРОВАННЫЙ следователь прибыл в город в шесть часов утра и сразу же приступил к работе.

3. Найдите предложение, в котором выделенное слово употреблено НЕВЕРНО. Исправьте ошибку.

1) После долгой дискуссии на ученом совете была сформулирована ЕДИНАЯ позиция по обсуждаемому вопросу.

2) Марина Васильевна очень взволновалась, но все-таки прислушалась к мудрому совету своей ПРАКТИЧЕСКОЙ приятельницы.

3) Это было существо ДОВЕРЧИВОЕ, робкое и слабое.

4) В Историческом музее на Красной площади хранятся ГЛИНЯНЫЕ черепки эпохи неолита.

5) Поражал ВОИНСТВЕННЫЙ вид начальника смены.

4. Найдите предложение, в котором выделенное слово употреблено НЕВЕРНО. Исправьте ошибку.

1) Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в ПОСТУПКИ.

2) Павлу Петровичу поразительно везло, он был УДАЧЛИВЫМ во всех делах.

3) Она унесла с собой ДВОЙСТВЕННОЕ чувство: Иван и нравился ей, и в то же время был неприятен.

4) Ранняя весна, когда все оживает и набирается ЖИЗНЕННОЙ силы, — таково содержание этой картины.

5) Отец пообещал дочери, если она хорошо ОКОНЧИТ учебный год, купить собаку.

5. Найдите предложение, в котором выделенное слово употреблено НЕВЕРНО. Исправьте ошибку.

1) В детстве я очень любил ГЛИНЯНЫЕ свистульки.

2) Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.

3) Значительное место художник отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны.

4) М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ ее проявления.

5) Помогите ОДЕТЬ ребенка.

6. Найдите предложение, в котором выделенное слово употреблено НЕВЕРНО. Исправьте ошибку.

1) Федоров был ВОЕННЫМ человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут солдат его полка впереди.

2) ВЗРЫВНОЙ характер Ильи доставлял окружающим много хлопот.

3) ВРАЖЕСКАЯ оборона сломлена, и войска вошли в город.

4) ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ мастерство актера было достойно восхищения.

5) Настенные часы вдруг ВСТАЛИ.

7. Найдите предложение, в котором выделенное слово употреблено НЕВЕРНО. Исправьте ошибку.

1) Требования, предъявляемые к директору, были конкретными и вполне ПОНЯТЛИВЫМИ.

2) Печерский был ИСКУСНЫМ адвокатом и пользовался заслуженным уважением коллег.

3) Дети не должны играть со ВЗРЫВЧАТЫМИ предметами.

4) Мне дорог и ПАМЯТЕН этот подарок.

5) Встреча президентов ДРУЖЕСТВЕННЫХ держав прошла успешно.

8. Найдите предложение, в котором выделенное слово употреблено НЕВЕРНО. Исправьте ошибку.

1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.

2) Первые КАМЕННЫЕ орудия были изготовлены много веков назад.

3) День сегодня обещал был ветреным и ДОЖДЛИВЫМ.

4) Этот человек был мягкий, тонкий и весьма ДИПЛОМАТИЧНЫЙ.

5) Товар был в красивой ЭФФЕКТИВНОЙ упаковке.

9. Найдите предложение, в котором выделенное слово употреблено НЕВЕРНО. Исправьте ошибку.

1) В своих произведениях он часто изображал ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ страдания.

2) Была создана новая ЭКОНОМИЧНАЯ машина.

3) Пена морского прибоя создавала очень ЭФФЕКТНУЮ картину.

4) После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит. 

5) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

10. Найдите предложение, в котором выделенное слово употреблено НЕВЕРНО. Исправьте ошибку.

1) Здесь было так страшно и неуютно, как в заколдованной царстве, где все уснуло по прихоти ЗЛОЙ феи.

2) КОМАНДИРОВОЧНОЕ удостоверение инженер положил на стол.

3) Эта операция нужна по ЖИЗНЕННЫМ показаниям.

4) Моя сестра получила ГУМАНИТАРНОЕ образование.

5) За чаем состоялся ДРУЖЕСТВЕННЫЙ разговор.

11. Найдите предложение, в котором выделенное слово употреблено НЕВЕРНО. Исправьте ошибку.

1) С обоих берегов можно было видеть залегающие пласты ГЛИНИСТОЙ почвы.

2) Он особенно любил ДЕКЛАМИРОВАТЬ стихи А. С. Пушкина.

3) Конституцией страны гражданам гарантировано ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ право.

4) В нашем доме ВЫСОТНЫЙ потолок.

5) Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность.

12. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) После поездки за границу дядя полюбил ЛУКОВЫЙ суп.

2) Насильственно вежливая улыбка не ОЖИВЛЯЛА, а мертвила ее еще больше.

3) И на новом месте он не раз проявлял РЕАЛЬНОСТЬ в принятии важных хозяйственных решений.

4) Папа перед самым закрытием купил для сына ЗАВОДНОЙ автомобиль.

13. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Сестре всегда хотелось даже временному жилью придать вид ДОВОЛЬСТВА и уюта.

2) ИЗОБРЕТАТЕЛЬНАЯ деятельность главного инженера завода получила признание в Москве.

3) В это время Каракумы мрачны и безжизненны, и только немногие птицы ОЖИВЛЯЮТ их своим пением.

4) Маленький ЗАВОДНОЙ ключ от доставшихся по наследству часов был утерян.

14. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Казалось, столько еще впереди времени, любые ошибки поправить можно, любое ремесло УСВОИТЬ.

2) Я уже видел, как рука профессионального художника ОЖИВЛЯЕТ мой рисунок.

3) ДЛИННАЯ, в несколько верст, тень ложилась от гор на степь.

4) Состав ВЫСОТНОЙ растительности сильно меняется по мере удаления от моря.

15. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Хорошо описана процедура конкурса, но в РЕАЛЬНОСТИ все происходит совсем иначе.

2) Губернатор не раз говорил о БЕДНОМ положении сельского населения нашего края.

3) В этой деревне везде следы ДОВОЛЬСТВА и труда.

4) Левину недоставало ДЛИННОГО летнего дня для того, чтобы переделать все, что нужно.

16. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Самые ВЫСОТНЫЕ, писклявые звуки, казалось, неутешно плакали, точно свирель.

2) Накануне красили вареные яйца отваром из ЛУКОВОЙ кожуры.

3) ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ ее ум всему находил множество причин и множество доказательств.

4) Мария быстро УСВОИЛА в отношении кузена покровительственный тон.

17. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) За лето ученик УСВОИЛ всю программу десятого класса.

2) Только ДЛИННЫЕ раскопки могут вскрыть залегающие под землей слои со следами давно прошедших времен.

3) БЕДНАЯ витаминами пища приводит к авитаминозу и общему ослаблению организма.

4) Дедушка, несмотря на возраст, оставался таким же неунывающим, ЗАВОДНЫМ человеком.

18. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) На урок биологии надо принести несколько ЛУКОВЫХ перьев.

2) Слух о живом царе не утихал благодаря ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОМУ воображению крестьян.

3) Низкий, БЕДНЫЙ оттенками голос гостьи не располагал к продолжению беседы.

4) С этого дня на тебя пойдут все формы ДОВОЛЬСТВА: вещевое и денежное.

19. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Это была БЕДНАЯ, маленькая деревенька, отрезанная от большой дороги обширными болотами.

2) За первым цехом находились неуклюжие ЗАВОДНЫЕ строения — домики для служащих.

3) Медленно проходит для девочки ДЛИННЫЙ, скучный вечер.

4) ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ ее ум всему находил множество причин и множество доказательств.

20. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Через час я почувствовал, что опять утрачиваю ощущение РЕАЛЬНОСТИ.

2) Странно, что в другое время его мысль была не так гибка и ИЗОБРЕТАЛЬНА, как теперь.

3) Наши поля УСВОИЛИ только три процента использованных удобрений.

4) История, знакомая по учебникам и романам, ОЖИВЛЯЛА перед их глазами.

21. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Летчики с удовольствием рассказывали о ВЫСОТНЫХ полетах М. Расковой.

2) Роман-фэнтези — сказка, через которую постоянно высвечивается РЕАЛЬНОСТЬ.

3) На лице хозяина сияло выражение полного ДОВОЛЬСТВА собой.

4) Сотни шатровых, ЛУКОВЫХ крыш блестели золотом и серебром.

Источник: Русский язык. Ликбез

Пройдите тест, узнайте свой уровень и посмотрите правильные ответы!


В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Укажите лексическую ошибку.

Это озеро, отделявшее нас от злополучного мыса, было глубокое и РЫБНОЕ.

Казалось, столько ещё впереди времени, любые ошибки поправить можно, любое ремесло ОСВОИТЬ.

Вихрев в ПРАКТИЧНОЙ жизни отличался редкостным простодушием.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ деятельность её началась пять лет назад.

ДИПЛОМАТИЧНОЕ поведение только раздражало окружающих.

Укажите неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Крепко держась за плот, медленно приближался правый берег.

Множество птиц прилетело из южных стран этой весной.

В озере Иссык-Куле, находящемся на высоте 1609 м над уровнем моря, смешиваются воды 80 небольших притоков.

Жильцы требовали ликвидации как неполадок, а также ремонта.

Несмотря на трудную и долгую дорогу, тройка вскачь летит по дороге, не понуждаемая ямщиком.

Укажите нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Крепко держась за плот, медленно приближался правый берег.

Множество птиц прилетело из южных стран этой весной.

В озере Иссык-Куле, находящемся на высоте 1609 м над уровнем моря, смешиваются воды 80 небольших притоков.

Жильцы требовали ликвидации как неполадок, а также ремонта.

Несмотря на трудную и долгую дорогу, тройка вскачь летит по дороге, не понуждаемая ямщиком.

Определите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква.

по..кладка, о..бойный, на..строчный

пр..встать, (дождь) пр..пустил, пр..дирчивый

на..граться, сверх..нвестиции, из..мать

бар..ерный, пен..юар, с..ябедничать

пр..лепить, пр..увеличить, пр..рвать

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена буква Ю.

мле..щий от тепла, пчёлы жал..т

сме..щийся человек, послы поклон..тся

наде..щийся на успех, угли тле..т

черне..щие деревья, ребята очут..тся в лесу

леч..щиеся пациенты, они пряч..т

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС.

Лейтенант спросил подростка (ПО)НЕМЕЦКИ: «Зачем ты это сделал — ведь тебя (ПО)ВОЕННЫМ законам могут расстрелять?»

Малознакомая женщина передала ему ВСЕГО(НАВСЕГО) просьбу коллеги встретиться завтра и ПОЧЕМУ(ТО) о встрече никому не говорить.

Все эти дни в больнице светло и празднично, все стараются наперебой — и САМА(СОБОЙ) возникает даже КАКАЯ(ТО) всеобщая любовь.

Я учусь в ТОЙ(ЖЕ) школе, где КОГДА(ТО) учились мама и папа.

Мы ПОЧЕМУ(ТО) были сбиты (С)ТОЛКУ.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Седая голова графини была опуще(1)а, лицо изборожде(2)о морщинами, на шее ожерелье — подли(3)ое произведение искусства.

Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую.

О самых простых вещах старшеклассницы почему-то любят говорить шёпотом или с таинственным видом.

Художник достал из кармана книжечку и карандаш и быстро набросал композицию.

Последние дни и часы в летнем лагере или в поезде или в школе всегда тянутся страшно медленно.

Никто не предложил нам раздеться за кулисами и мы долго стояли в очереди возле гардероба.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложении должна(ы) стоять запятая(ые).

Мама считала, что ей уже не грозит внимание мужчин. Возможно (1) этот диагноз, поставленный ещё в молодости, был неточным, поспешным. Однако (2) мама действовала согласно ему, и (3) естественно (4) наше семейство не имело мужской опоры, а у меня появились мальчишеские повадки.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложении должна(ы) стоять запятая(ые).

Мама не могла стать иной (1) и (2) поскольку самопожертвование пока (3) что ей счастья не приносило (4) она не хотела (5) чтоб и я видела в нём своё жизненное призвание.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Казаков написал свою автобиографию год назад ошибка
  • Казаки последний довод королей ошибка не удается установить драйвер
  • Казаки ошибка открытия драйвера
  • Казаки ошибка display mode 1024x768x8
  • Казаки наполеоновские войны ошибка

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии