Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
ТЕСТЫ УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ НОРМОЙ.
1. Выпишите номера неверных высказываний.
1. Синтаксическая норма регламентирует построение предложений.
2. Синтаксическая норма регламентирует словоупотребление.
3. Синтаксическая норма регламентирует использование форм слов.
4. Согласование сказуемого с подлежащим — это область синтаксической нормы.
5. Функционально-стилистическая окраска слова может вызвать синтаксическую ошибку.
6. Распространенным нарушением синтаксической нормы является «нанизывание» падежей.
7. При преобразовании прямой речи в косвенную сохраняется форма местоимения.
8. Часто ошибки возникают при смешении предложного и беспредложного управления.
9. Лексическая неполнота высказывания — причина нарушения синтаксической нормы.
10. Деепричастный оборот нельзя включать в состав безличного предложения.
2. Выпишите номера предложений с неверным порядком слов. Ошибки исправьте.
1. Облака надвигались на друг друга.
2. Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан.
3. Он очень выразительно читает стихи.
4. Наставник не всегда с учениками беседует, а это необходимо.
5. В последнее время появилось много аббревиатур.
3. Запишите глаголы, данные в скобках, в форме прошедшего времени.
1. Команда «Сконто» значительно (обновить) состав нападающих
2. Издательство «Мацибу грамата» (выпустить) серию новых тетрадей на печатной основе.
3. Никогда не забудут ужасов войны все, кто ее (пережить).
4. Музей-квартира Булгакова (приобрести) его личные вещи.
5. Никто из сестер, даже старшая, (не знать) о случившемся.
6. Газета «Час» (опубликовать) проект нового закона.
7. Подгорела картошка. Что (подгореть)?
8. Подгорел лук. Что (подгореть)?
9. Библиотека-музей (приобрести) неизданные рукописи писателя.
10. На самом берегу моря (раскинуться) Батуми.
4. Выпишите глаголы, вставив нужные окончания.
1. У князя в сакле собрал…сь уже множество народу.
2. Лев с барсом вел… предолгую войну.
3. Чичиков с лакеем Петрушкой и кучером Селифаном приехал… в губернский город.
4. Множество пчел, ос, шмелей дружно гудел… в чистых ветвях акации.
5. Несколько всадников показал…сь на другом берегу.
5. Выпишите номера предложений, в которых есть ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.
1. Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.
2. оказавшись на побережье, мы собирали ракушки.
3. Выполняя задание, студенты обращались к справочной литературе.
4. Улыбаясь, малыш быстро шел по улице.
5. Приехав во Псков, мне понравился второй день нашей экскурсии.
6. Расставив знаки препинания неправильно, предложение может потерять смысл.
7. Книги Марининой я могу читать, открывая их на любой странице.
8. Отдохнув, мысли лучше идут на ум.
9. Починив карандаш, он опять сломался.
10. Войдя в трамвай, я села на свободное место.
6. Выпишите номера предложений, в которых допущены ошибки согласования.
1. Мы вошли в комнату, оклеенную обоями.
2. Каждых три часа от станции отходит автобус.
3. Домик стоит в лесу, спускающемуся к речке.
4. Полученные продукты разделили на две равных части.
5. Два из собравшихся учеников отказались играть в шахматы.
7. Выпишите номера предложений, в которых допущены ошибки управления.
1. Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
2. Некоторые ученики тормозят выполнению общих заданий.
3. Робость, неуверенность в свои силы уже давно преодолены.
4. Встречи, сбор материалов вызывают интерес учащихся о прошлом города.
5. А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.
8. Определите характер ошибок, допущенных в сложных предложениях. выпишите соответствия. Например: 1 -А.
1. Его герои, которые описываются на протяжении всего произведения, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце. | А. Нарушен порядок слов в предложении. |
2. Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравится, ближе и доступнее. | Б. Допущен пропуск необходимых слов. |
3. Унылая пора связана у меня с одиночеством, когда человек закрывается в своем маленьком мире и которому не с кем поговорить и некому излить свою душу. | В. Неверно преобразована прямая речь в косвенную. |
4. Школа — это где учатся дети. | Г. Допущено нанизывание придаточных предложений. |
5. Волк попросил лису, чтобы она дала мне немного рыбки. | Д. Нарушено согласование. |
Примерные вопросы к экзамену (зачету).
1. Речевая деятельность, ее значение для человека.
2. Положение русского языка в современном мире.
3. Становление, развитие, тенденции развития русского литературного языка.
4. Понятие “язык”. Структура языка и его уровни. Функции языка.
5. Формы существования языка.
6. Литературный язык как высшая форма национального языка. Признаки литературного языка.
7. Понятие “речь”. Структура речевой коммуникации.
8. Устная и письменная формы речи (сравнительная характеристика).
9. Диалогическая речь, основные виды диалога. Монологическая речь, основные типы монолога.
10. Функционально-смысловые типы речи, их основные признаки.
11. Функциональные стили современного русского языка (основания классификации, дифференциация функциональных стилей).
12. Научный стиль: сфера общения, основные функции, жанровые разновидности, стилеобразующие черты, языковые особенности.
13. Официально-деловой стиль: сфера общения, основные функции, жанровые разновидности, стилеобразующие черты, языковые особенности.
14. Газетно-публицистический стиль: сфера общения, основные функции, жанровые разновидности, стилеобразующие черты, языковые особенности.
15. Художественный стиль: сфера общения, основные функции, жанровые разновидности, стилеобразующие черты, языковые особенности.
16. Разговорно-обиходный стиль: сфера общения, основные функции, жанровые разновидности, стилеобразующие черты, языковые особенности.
17. Понятие “языковая норма”. Роль языковой нормы в становлении и функционировании русского языка.
18. Орфоэпические нормы современного русского языка.
19. Лексические нормы современного русского языка.
20. Морфологические нормы современного русского языка.
21. Синтаксические нормы современного русского языка.
22. Понятие “культура речи”. Основные аспекты культуры речи.
23. Коммуникативные качества речи.
24. Тропы как средство речевой выразительности.
25. Стилистические фигуры как средство речевой выразительности.
26. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет).
27. Основные типы лингвистических словарей.
28. Речевое общение. Основные единицы речевого общения.
29. Организация речевого взаимодействия.
30. Эффективность речевой коммуникации.
31. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов.
32. Интонация как отличительный признак устной речи. Пауза, ее типы.
33. Невербальные средства общения.
34. Особенности публичной речи.
35. Ораторское искусство как социальное явление.
36. Взаимодействие оратора и аудитории.
37. Повседневная подготовка к выступлению.
38. Основные этапы подготовки к выступлению.
39. Композиция публичного выступления (определение, основные принципы).
40. Словесное оформление публичного выступления.
41. Приемы управления аудиторией. Этика публичного выступления.
42. Формирование русской официально-деловой письменной речи.
43. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.
44. Культура официальной переписки.
45. Типы документов.
46. Правила оформления документов.
47. Приемы унификации языка деловых бумаг.
48. Языковые формулы официальных документов.
49. Требования к языку и стилю документов.
50. Речевой этикет в документе.
1. Допишите
окончания, согласуя сказуемое с
подлежащим.
1.
Некоторая часть учителей сельских школ
нужда…тся в серьезном повышении
квалификации. 2. Большинство картин
художников-передвиж-ников был… принят..
как гимн человеку. 3. Большое количество
студентов, преподавателей и профессоров
института, состоящих в спортивных
секциях, участвовал… в лыжных гонках.
4. Установлен… три новых рекорда по
тяжелой атлетике. 5. Сорок два станка
неумолчно гудел.. и равномерно вздрагивал…
. 6. Полмесяца прошл… с тех пор, как
начались вступительные экзамены. 7.
Интеллигенция, и особенно лучшая ее
часть — образцовые писатели, всегда
считал…сь хранителями чистоты
литературного языка. 8. Его малодушие,
вернее трусость, поразил… всех. 9. Граф
Николай Андреевич с Наташей и Соней
приехал… в Москву. 10. Вечером Раевский
с сыном
осторожно подош… к своему дому. 11. Кто
из девочек оказал…с…
самой большой шалуньей? 12. Не кто иной,
как родители, в первую очередь отвечают
за воспитание детей. 13. Какая-то мягкость
слова и обращения
поражал… всех ее знакомых. 14. В конце
1941 года начал…с…
разгром
фашистских полчищ и крушение их планов
захвата Москвы.
15. Сын или дочь помо…т вам донести
вещи до станции? 16. Сын или дочь помогл…
вам донести вещи до станции? 17. Каждая
новая победа человеческого разума,
каждое новое понятие, возникшее в
коллективном труде, закреплял…сь в
языке. 18. Растениям одинаково необходим…
как влага, так и тепло.
2. Вставьте
пропущенные буквы в окончаниях глаголов.
1.
Лев с барсом вел… предолгую войну. 2.
Чичиков с лакеем Петрушкой и кучером
Селифаном приехал… в губернский город.
3. Множество пчел, ос, шмелей дружно
гудел… в чистых ветвях акации. 4. Несколько
человек оглянул…сь — позади них стояла
плотная масса тел. 5. В течение сотен лет
на волжские просторы тянул…сь люди —
убегал… крепостные из-под гнета
помещиков. 6. Много огней и раньше и после
манил… не одного меня своей близостью.
7. Царь Салтан за пир честной сел… с
царицей молодой. 8. Несколько всадников
показал…сь на другом берегу. 9. Над морем
носил…сь множество чаек.
3.
Объясните форму согласования сказуемого
с подлежащим. Соответствует ли она
нормам современного языка? Укажите
возможные варианты.
1.
Темницы мертвое молчанье ни стон, ни
вздох не нарушал (Рыл.). 2. Из карет
поминутно вытягивались то полосатый
чулок, то гремучая ботфорта, то стройная
нога молодой красавицы и дипломатический
башмак (П.). 3. У князя в сакле собралось
уже множество народа (Л.). 4. Огромное
число солдат, пользуясь остановкой и
теснотой, возвращались назад от мостов
(Л. Т.). 5. Большинство присутствующих
были старые, почтенные люди (Л. Т.). 6.
Потом Любочка или Катенька садятся в
бричку (Л. Т.). 7. Гос-тей
приходило только трое (Ч.). 8. За возом
шли три великана с громадными пиками
(Ч.). 9. Сколько разных чувств проходит
во мне, сколько мыслей туманом проносится
(Пришв.). 10. Явились начальник связи
дивизии майор Лихачев, Катя и два других
радиста (Казак.). 11. За вагонами для
легкораненых шел вагон-аптека (Пан.).
4. Поставьте
глаголы в форму прошедшего времени.
1.
Команда «Сконто» значительно (обновить)
состав нападающих. 2. Издательство
«Мацибу грамата» (выпустить) серию новых
тетрадей на печатной основе. 3. Никогда
не забудут ужасов войны те, кто ее
(пережить). 4. Музей-квартира Булгакова
(приобрести) его личные вещи. 5. Никто из
сестер, даже старшая, (не знать) о
случившемся. 6. Газета «Час» (опубликовать)
проект нового закона. 7. Подгорела
картошка. Что (подгореть)? 8. На самом
берегу моря (раскинуться) Батуми.
5. Поставьте
определение в нужную форму.
1.
Огромные перемены во всех областях
жизни произошли за (последний) полстолетия.
2. Квартира была разделена на две
(неравный) части. 3. Тогда с холма враз
ударили (весь) двенадцать пушек (А. Т.).
4. Он совсем забыл, что с сегодняшнего
дня начинаются (счастливый и долгий)
две недели (А. Т.). 5. Одиннадцать (русский
пехотный) полков очищали прибургские
городки от приверженцев короля Станислава
(А. Т.). 6. И оба (пожилой) человека,
(вынужденный) работать рядом, начали
постепенно привыкать друг к другу
(Полев.). 7. Только три тяжело (груженный)
баржи продолжало нести на отмель (А.
Т.). 8. У них (целый) четыре комнаты в новой
квартире. 9. Вырастил я в это время
(добрый) три смены. 10. Густые леса окружали
(первый) два десятка дач. 11. Вдруг,
например, отцу придет мысль, что лягушки,
которыми были полны три (усадебный)
пруда, пропадают даром (А. Т.). 12. Две
(наличный) тут синтагмы выделяют два
(главный) член коммуникации.
6. Раскройте
скобки, изменяя форму существительного;
выясните возможность употребления
вариантных форм.
Английский
и французский (посол); синяя и красная
(лента); (чувство) долга, чести и дружбы;
(портрет) матери и отца; русская и
зарубежная (литература); атомное и
водородное (оружие); маленький и большой
(мячик); родительный и винительный
(падеж); настоящее и прошедшее (время);
совершенный и несовершенный (вид);
(Институт) русского языка и языкознания
РАН; (категория) рода и числа; (князь)
Владимирский и Суздальский; австрийская
и немецкая (армия); красный и зеленый
(огонь); вчерашний и сегодняшний (день);
пешеходный и железнодорожный (мост);
(театр) драмы и комедии; материальная и
духовная (культура); волейбольная и
баскетбольная (команда).
7.
Определите, от чего зависит выбор формы
ед. и мн. числа определений,
относящихся к однородным членам,
выраженным существительными.
1.
Непоседливость и легкомыслие Пал Палыча,
обнаружившиеся после того, как он ночью
показал себя таким молодцом, неприятно
меня удивили (Наг.). 2. [Командир] меня к
ордену и представил — за проявленную
доблесть
и геройство (Наг.). 3. Катя впервые ощутила
всю громадность
и неповторимость случившегося (Коч.).
4. Сборка шла с поразительной для
непосвященных точностью и быстротой
(Ефр.). 5. Детство и юность мои прошли в
Тбилиси (П. Павл.). 6. По двору тихо гуляли
куры, обалдело шарахались от танцевавших
папы и мамы. 7. Были свиньи, овцы, куры,
обширнейшие огород и сад (Гонч.). 8. Пальто
и узелок, подброшенные снизу, упали
возле Егорушки (Ч.). 9. В дверях появились
Петя и повар, несшие вдвоем огромный
торт (Сим.). 10. Постепенно … мы преодолевали
ту внешнюю буффонаду и эксцентрику,
которым вначале отдали дань в полную
меру нашего юношеского увлечения
(Черкас.). 11. Эта маленькая ссора не
расстроила того семейного спокойствия
и разумного согласия, которым дышал
этот женский кружок (Л. Т.). 12. Медведев
особенно хорошо исполнял романсы
Чайковского, с чувством и вкусом, каких
не ждали, когда видели его молчаливость
и бесстрастие в жизни (Щ.-К.).
8.
Исправьте ошибки в согласовании в
приведенных ниже предложениях.
1.
Домик стоит в лесу, спускающемуся к
речке. 2. Каждых три часа от станции
отходит автобус в Огре. 3. Два из собравшихся
учеников отказались играть в шахматы.
4. Брат и сестра, удачно выступавшая в
соревнованиях по лыжам, были награждены.
5. За два последние месяца работа нашего
участка заметно оживилась. 6. Дикий гусь
и утка прилетели на зимовье. 7. Четыре
рыболовецкие судна вышли в море. 8. В
ходе проверки выявлены множество
различных недостатков. 9. Положение дел
в фирме оставляют желать лучшего. 10.
Открытие и публикация «Слова о полку
Игореве» показало, что наша словесность
является одной из древнейших в мире.
11. Этим летом будут реализованы 54 льготных
туристических путевки. 12. Кажется, что
облако превратилось в чудовище, смотрящего
на тебя с высоты. 13. Он вместе с другом
был лучшими в финальном турнире. 14. Две
мамины фотографии я отдала брату. 15.
Алеша — большая сластена. 16. Целые два
дня я готовился к экзамену. 17. «Известия»
опубликовала интересную статью.
9. Раскройте
скобки, имена собственные поставьте в
нужную форму.
1.
Мы приближались к древнему городу
(Афины). 2. Португальский лайнер
«Санта-Мария», направлявшийся из столицы
страны (Лиссабон), зашел на остров
(Мадейра). 3. Писательница Галина Николаева
родилась в деревне (Усманка) Томской
области. 4. Установлена прямая
фототелеграфная связь между городами
(Москва и Кемерово). 5. Дом отдыха построен
близ реки (Истра). 6. Старинный русский
город Звенигород построен на (Москва-река).
7. Выставка картин испанских мастеров
была организована в Петербурге в музее
(«Эрмитаж»). 8. Близ города (Крюково), за
селом (Уклеево), начинается узкоколейная
дорога, доходящая до озера (Краюхино).
9. В столице Чувашии, в городе (Чебоксары),
открылся новый драматический театр.
10. Много живописных мест вы найдете на
реках (Дон и Северный Донец). 11. Всеобщее
внимание привлекли события на острове
(Кипр). 12. Поезд остановился на станции
(Трикотажная). 13. Один из московских
детских универмагов находится на улице
(Арбат). 14. Мы побывали в крохотной
деревушке (Сан-Августин) в верховьях
реки (Магдалена) на территории современной
республики (Колумбия). 15. Почти четверть
века назад побывал в кишлаке (Зигар)
веселый любознательный человек.
10. Прочитайте
предложения из задания 9, опуская
нарицательные имена (город Москва —
Москва).
11.
Как согласуются определения с именами,
имеющими при себе приложения?
1.
Деревня вся разместилась на этом холме,
у неширок… тих… извилист… реки Вад.
2. Вючн… животное мул — незаменимый вид
транспорта для крестьян Черногории. 3.
Токийск… издательство «Миранся»
выпустил… в свет книгу Мариэтты Шагинян
«Гете». 4. В Нью-Йоркском центре банка
Шредера играл… ведущую роль известн…
адвокатск… фирма «Салливан энд Кромвел»,
возглавляем… Джоном Фостером Даллесом
и тесно связан… с миров… нефтян…
рокфеллеровск… трестом «Стандарт ойл»,
а также с сам… мощн… банком Америки
— «Чейз нейшенел бэнк», вкладывавш… в
германскую промышленность огромные
капиталы. 5. Огромна популярность
продолжающихся в Копенгагене гастролей
ансамбля «Березка», котор… прибыл…
сюда из Швейцарии. 6. Между этим угольным
царством извивается узкоколейка железной
дороги, и по ней снует, немилосердно,
пронзительно, свирепо крича, крошечн…
паровозик-«кукушка».
7. Замеченная с того берега лодка-ракетоносец
ушл… в глубину. 8. Прокофьевск…
симфония-концерт вновь прозвуч… 14
апреля.
12. Подберите
определения к следующим словам:
Ампер-секунда,
килограмм-молекула, тонна-километр,
блок-система, вагон-цистерна, танк-амфибия,
машина-автомат, конь-качалка,
город-кре-пость,
кафе-закусочная, закусочная-автомат,
горе-рыболов, паинька-мальчик, крем-сода.
13.
Рассмотрите особенности согласования
определений и сказуемых с существительными
общего рода.
1.
Зачем вы растите сынишку так… недотрогой?
2. Птица чибис, несмотря на то, что она
священная особа, порядочн… обжора. 3.
Неисправим…
забияка, гроза садов и собак — таким
его знали на Голубиной. 4. Он
настоящ… заноза в теле! 5. Судя по
материалам, это был… больш… невежа.
14. Вспомните
правила правописания личных окончаний
глаголов I и II спряжений, вставьте
пропущенные буквы.
(Он) колыш..т, ре..т,
реша..т, осво..т, посе..т, чу..т, стел..т,
слуша..т, ката..тся, веша..т, кле..т, та..т,
упуст..т, пове..т, зате..т.
(Они) стел..т, кле..т,
бре..т, стро..т, бор..тся, высп..тся, обве..т,
слыш..т, дремл..т, гон..т, мел..т, кол..т,
пол..т, вод..т.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #