1.
Найдите глагол, не употребляющийся в
форме 1-го лица ед. ч. Образуйте формы
1-го лица от остальных глаголов.
1.
Посидеть, находить, победить, бередить,
заводить. 2. Уходить, убедить,
выводить, разбудить, оградить. 3. Полетать,
заплетать, коротать, рассветать, блистать.
4. Удить, будить, чудить, ходить, заводить.
5. Спускаться, ласкаться, плескаться,
таскаться, смеркаться. 6. Владеть, седеть,
глядеть, галдеть, одеть, грозить. 7.
Бредить, шкодить, гладить, ездить, видеть.
8. Клонить, пленить, тошнить, манить,
звонить. 9. Прозревать, созревать,
назревать, обозревать, подозревать. 10.
Надеть, задеть, сидеть, дудеть, поддеть,
приютить, блестеть.
2.
Образуйте формы настоящего (простого
будущего) времени. Приведите
возможные варианты. В случае необходимости
придумайте предложения.
Махать,
рыскать, брызгать, пылать, метать,
кликать, опостылеть, выздороветь,
мяукать, мурлыкать, чтить, постелить,
полоскать, метаться, плескать, плескаться,
капать, колыхаться, кудахтать, опротиветь,
оздоровить, двигаться, зиждиться,
поджечь, молоть, молотить.
3. Образуйте формы
прошедшего времени. Укажите возможные
варианты.
Вторгнуться,
воскреснуть, липнуть, достигнуть,
свистнуть, замолкнуть, вянуть, глохнуть,
прибегнуть, померкнуть, опухнуть,
прогоркнуть, капнуть, стукнуть, окрепнуть.
4. Установите
временную форму и временное значение
выделенных глаголов.
1.
Встанешь,
бывало, поутру и словно с горы на салазках
покатишься
(Т.). 2. Теперь Игнатий Андреевич напади
на меня ни за что ни про что (Ф.). 3. Стоит
Истомина; она, одной ногой касаясь пола,
другою медленно кружит, и вдруг прыжок,
и вдруг летит, летит, как пух из уст Эола;
то стан совьет,
то разовьет
и быстрой ножкой ножку бьет (П.). 4. Вечером
также рыба берет охотнее… особенно
поздно вечером: тогда и крупная рыба
начнет
смело ходить
около берегов (Акс.). 5. Я было струсил, а
Матрена-то как ударит
вожжами, да как помчится
прямо на возок (Т.). 6. Ну, я спать пошла
(Остр.). 7. Живем в одном городе, почти
рядом, а увидишься
раз в неделю (Остр.). 8. Я тут же бряк
с ног долой (Леск.). 9. Мне Москва снится
каждую ночь, я совсем как помешанная…
Мы переезжаем
туда в июне (Ч.). 10. Итак — я еду
учиться в Казанский университет (М.Г.).
11. И день
и ночь по снеговой пустыне спешу
к вам голову сломя, — и как вас нахожу?
(Гр.). 12. И уж это всегда убьют,
кто напрашивается (Л. Т.).
5.
Найдите примеры, в которых глагольные
формы не соответствуют литературной
норме. При выполнении задания пользуйтесь
справочниками.
1.
Сложить два числа, разложить на множители,
уложить вещи, ложить книги на стол,
положить руки на парту. 2. Уважайте
старших, приезжайте к нам, погружайте
термометр медленнее, езжайте скорее,
нагружаете машину. 3. Одеть пальто, задеть
соседа, сидеть рядом, раздеть ребенка,
владеть собой. 4. Отрежь хлеба, намажь
маслом, съешь кусочек, спрячь нож, ляжь
отдохнуть. 5. Рабочие соревнуются, дети
играются, родители волнуются,
друзья переписываются, обиды забываются.
6. Не дружите с эго-истами,
не дрожите напрасно, не бежите по
лестнице, не служите двум господам, не
лежите на траве. 7. Надеть платок, одеть
малыша, раздеть пальто, задеть сетку,
вдеть нитку. 8. Дети топочут в коридоре,
организаторы вечера хлопочут обо всем,
ребята не хочут отдыхать, волны рокочут
вдали, старушки бормочут невнятно. 9.
Сушить грибы, решить задачу, крошить
хлеб, пошить платье, тушить огонь. 10.
Дома кроются железом, куры роются в
земле, строятся новые заводы, скоро дома
скроются из виду, мои сыновья уже броются.
6.
В шутливом рассказе Н.Г. Чернышевского
отразились его взгляды на виды и
префиксацию глаголов как на явление
глубоко национальное и неповторимое.
Постарайтесь подобрать два глагола и
составить с ними такие же рассказы.
В
споре и богатстве русского и французского
языков мнения разошлись. Убедительнейшим
аргументом в пользу превосходства
первого оказались приставочные глаголы.
— Мне кажется, что
очень легко доказать богатство и
превосходство русского языка перед
французским.
— Как? Что? Докажите?
— закричало ему несколько голосов.
— Да,
вот, господа! Про меня можно сказать,
что я заплешивел.
Этот глагол выражает начало, основание
к дальнейшему следствию. Про Ивана
Ивановича (он указал на своего приятеля)
должно сказать, что он пооплешивел
— этот глагол, как вы сами понимаете,
выражает, что Иван Иванович не совсем
еще плешив, но порядочно подвинулся к
своей цели. Петр Петрович (это был мнимый
знаток русского языка и главный спорщик),
конечно, не обидится и не станет спорить,
если я скажу про него, что он оплешивел,
так как этот глагол означает почти
конченное событие. Про Сергея Ильича я
имею полное право сказать, что он
переплешивел,
т.е. вдался в излишество по части волос,
а если бы здесь был Трофим Петрович,
которого вы все знаете, то он, наверное,
согласился бы со мною, без всякого
возражения, что он уже отплешивел,
т.е. исполнил все по этой части и более
ничего уже сделать не может. Извольте
перевести все эти глаголы на французский
язык, и тогда я соглашусь, что он богаче
русского.
Все расхохотались
и согласились с мнением магистра.
7.
Подберите к данным глаголам синонимичные
однокоренные глаголы с другой приставкой
или без нее. Во всех ли значениях они
синонимичны? Установите стилистическую
окраску глаголов.
Закончить,
потратить, отослать, припрятать,
примерить, выехать, скрепить, расписаться,
отобрать, напугаться, спускаться,
затянуть, раскрыть, изорвать, покрасить.
8.
Проанализируйте различия в значениях
между глаголами (в сочетании со словами,
стоящими в скобках). В каких случаях
глаголы являются синонимами? Есть ли
между глаголами стилистические различия?
1. Укрыть, закрыть,
накрыть, покрыть, прикрыть (одеялом).
2.
Раскормить, закормить, обкормить,
выкормить, откормить, покормить,
накормить, подкормить (поросенка).
3. Вылечить, залечить,
подлечить (болезнь).
4. Прибить, забить,
вбить (гвоздь).
9.
От данных глаголов образуйте формы
повелительного наклонения 2-го лица
единственного числа. Дайте стилистическую
оценку возможным вариантам.
Исчезнуть,
закончить, медлить, продолжить, доить,
поить, напоить, бежать, лечь, высунуть,
высыпать, почистить, испортить, корчить,
морщить, уведомить, лакомиться, ехать,
ездить, поехать, закупорить.
10. Определите
смысловые и стилистические оттенки
выделенных глагольных форм.
1.
Бессильному не смейся и слабого обидеть
не
моги!
(Кр.). 2. И будь
не я, коптел бы ты в Твери (Гр.). 3. Да
ведают
потомки православных земли родной
минувшую судьбу (П.). 4. Уж не мешайте,
пусть
я расскажу
(Г.).
5. И после такой жизни на него вдруг
навалили тяжелую обузу выносить на
плечах службу целого дома! Он и служи
барину, и мети,
и чисть,
он и на побегушках! (Гонч.). 6. Ты бы
заглянула
ко мне завтра? (М. Г.). 7. Таня примирительно
сказала: «Поехали».
8. Скажи-ка,
дядя, ведь недаром Москва, спаленная
пожаром, французу отдана (Л.). 9. Пускай
они оставят
Годунова, своих князей у них довольно…
(П.). 10. Но натяните
до последней
возможности и наляжьте
тяжестью пальца на натянутую струну —
она лопнет (Л. Т.). 11. Девица уронила платок
— ты поднимай,
она входит — ты вставай
и давай
ей стул, уходит — ты провожай…
(Ч.). 12. Ни проворства в тебе, ни юркости
— как есть увалень! Всякий, кто хочет,
подойди
к тебе и ешь!
(С.-Щ.). 13. Пожарные, лей!
14. Минуй
нас пуще всех печалей и барский гнев, и
барская любовь (Гр.).
11.
Укажите смысловые и стилистические
возможности выделенных форм.
1.
Да верхлевский дьячок видал
меня, он и сказал… (Гонч.). 2. Ермило брал
— не брезговал
и медным пятаком (Н.). 3. Обыкновенно они
делывали
это только в дни именин (С.-Щ.). 4. Он
останавливался посредине комнаты и
подымал
кверху руки (Кор.). 5. Его пастух кнутом
стеганул
(Гладк.). 6. За окном, в телефонных проводах,
свистал
ветер (Шол.). 7. Пужануть
бы по ним с берданки!
12. Вставьте
пропущенные буквы.
1.
Нередко мальчишку запод..зривали во
всякого рода проделках.
2. Развитие науки обусл..вливает
технический прогресс. 3. Нельзя без
оснований обвинять кого бы то ни было,
нельзя опор..чивать чужую репутацию. 4.
В конце занятий преподаватель обычно
подыт..живает все сказанное. 5. Мы старались
приур..чивать свой отпуск к началу лета.
6. Трудно было сразу охватить весь
материал, и приходилось сосредот..чивать
внимание на основном. 7. Друзья подб..дривали
друг друга. 8. Стало традицией присв..ивать
это звание лучшему среди них. 9.
«Уполном..чивать кого бы то ни было на
какие бы то ни было действия вы не
вправе», — железным голосом сказал он.
10. Принимавшиеся в условиях чрезвычайной
обстановки меры впоследствии
узак..нивались. 11. В конце встречи мы
усл..вливались о месте и времени следующей
встречи.
13. Раскрывая
скобки, выберите одну из форм; мотивируйте
выбор; укажите возможность варианта.
1.
Какие-то люди (ходили — шли) по аллеям.
2. Машины (возят — везут) песок на стройку.
3. Утром врач (приходил — пришел) к
больному. 4. После напряженной работы
он (ехал — ездил) на курорт и снова
(занимался — занялся) любимым делом. 5.
Опытный шофер превосходно (водит —
ведет) машину. 6. Почтальон (приносил —
принес) письмо, но не оставил, так как
адресата не было дома. 7. Кто-то неслышно
(подходил — подошел) к дому. 8. На работу
я обычно (еду — езжу) на автобусе. 9. Где
ты едешь, там и он (ехал — ездил). 10. Катер
(плыл — плавал) по этому заливу не раз,
но подобного шторма команде видеть не
приходилось. 11. Белка с необычной грацией
и ловкостью (лазила — лезла) по дереву,
будто подсмеиваясь над своими неуклюжими
преследователями. 12. В наш город (приехали
— приезжали) артисты Большого театра,
и вчера мы ходили на их концерт.
14. Исправьте
ошибки.
1.
Обломов иногда открывал книгу, но не
дочитывает ее. 2. Экскурсанты сначала
шли пешком, а затем более недели проехали
на лошадях.
3. Почаще навещайте больного, каждый
раз несите ему свежие фрукты. 4. Не
портьте себе зрение чтением книг при
недостаточном освещении. 5. Каждый
день на работу нас везли на машине. 6.
Когда в следующий раз я очучусь в этих
краях, я буду лучше ориентироваться в
обстановке. 7. Если вам опротивят мясные
блюда, врач переведет вас на диету. 8.
Легкий морозец приятно щипет лицо и
руки. 9. Коллектив завода много раз
премировался. 10. Чего он только не умеет
делать: и плотничать, и кирпич класть,
и сенокосилку починить, и найти надежный
источник воды под землей.
15. Перепишите.
Обозначьте ударение в словах, где
пропущены буквы.
Ж..сткий
диван, говорить общ.., мельничный ж..рнов,
утлый ч..лн, лесная трущ..ба, чугунная
реш..тка, крепкая беч..вка, купить по
деш..вке, ч..порный человек, спелый
крыж..вник, тяж..лый ож..г, подж..г сарая,
ож..г руку, борьба с саранч..й, отправиться
за багаж..м, идти с нош..й, быстрый скач..к,
забавная собач..нка, холщ..вый мешок,
парч..вая скатерть, камыш..вая крыша,
жж..ный кофе, ноч..вка в лесу, вооруж..нное
нападение, глянц..витая бумага, облиц..вка
стен, мягкая ш..рстка.
Практическое занятие №10
Тема: Грамматические нормы русского языка. Употребление форм глагола
1.Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Особенности образования некоторых личных форм глагола. Понятие о недостаточных и изобилующих глаголах.
2. Особенности образования и употребления форм причастий.
3. Особенности образования и употребления деепричастий и деепричастных оборотов.
2.Выполните практические задания:
1. От данных глаголов образуйте форму 1-го лица единственного числа, где это возможно. Течь, убедить, класть, чудить, отпочковаться, уведомить, выздороветь, ржаветь, вести, махать, пылесосить, опротиветь, стелить, победить, мокнуть, ощутить, ненавидеть, сквозить, очутиться, преградить, опостылеть, полоскать, колыхаться, роптать.
2. От следующих глаголов образуйте форму 3-го лица единственного числа. Укажите варианты и стилистические/семантические различия между ними. Двигать, брызгать, капать, кликать, сыпать, метать, полоскать, кудахтать, мурлыкать, махать, плескать.
3. Перепишите, раскрывая скобки: замените инфинитив необходимой глагольной формой. Укажите варианты.
1. Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде. 2. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо. 3. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее составить проект резолюции. 4. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду. 5. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать). 6. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть). 7. Несколько дней волк (рыскать) по лесу, ищет добычу. 8. В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторгнуться) в район расположения наших войск. 9. Женщины стоят у самого берега и (полоскать) белье. 10. Жюри уже заканчивает свою работу и в настоящее время (подытожить) результаты конкурса. 11. Мы были довольны тем, что (избегнуть) неприятной встречи. 12. После контузии он все больше и больше (глохнуть) и оставалось мало надежды на восстановление слуха. 13. Я (обессилеть), если дальше буду работать с таким напряжением. 14. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня о его получении.15. Специалисты сказали, что я скоро (выздороветь).
4. Выберите нужную форму причастий, выбирая из тех, что приведены в скобках. Свой выбор обоснуйте.
1. Теперь я вижу, что это автор, бережно (относящийся, отнесшийся) к родному слову. 2. Раскрылись (набухшие, набухавшие) на деревьях почки. 3. Она сняла с себя насквозь (промокший, промокнувший) плащ и повесила его сушить. 4. Горький – писатель, с детства (проникшийся, проникнувшийся) сочувствием к своему народу. 5. Проблема, (обсуждаемая, обсуждающаяся) на страницах газеты, очень непростая. 6. Передо мной сидел человек, слегка утомленный, (привыкший, привыкнувший) ко всеобщему вниманию. 7. Он стряхивал с пальто (липшие, липнувшие) снежинки.
5. Исправьте ошибки в образовании и употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.
1. Вспомня решение совета, я предвидел долговременное заключение в тюремных стенах. 2. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 3. Так, готовясь к походу, проходили дни. 4. Кто-то прислушивался, притаясь изнутри и приложа ухо к двери. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить бенгальские огни. 6. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 7. Будучи председателем комиссии, мне пришлось принимать экзамены у абитуриентов в течение двух месяцев. 8. И только присмотрясь внимательно, замечаешь в серых глазах мягкое, спокойное упрямство. 9. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 10. Заметя, что хозяйка внимательно прислушивается к его словам, он почувствовал себя просто и свободно. 11. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл. 12. «Этак и я могу…» – прибавил он хриплым голосом, уткнув лицо вперед и растопыря пальцы. 13. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 14. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.
6. Составьте словосочетания с приведенными ниже глагольными формами, учитывая их стилистическую окраску.
Припевая – припеваючи, играя – играючи, умея – умеючи, глядя – глядючи, зная – знаючи.
7. Дайте оценку формам деепричастий в следующих фразеологических сочетаниях
Бежать высуня язык; сказать положа руку на сердце, согласиться скрепя сердце; бежать сломя голову; работать спустя рукава; слушать разиня рот; работать засучив рукава.
8. Исправьте данные предложения. Укажите характер стилистических ошибок.
1. Экскурсанты сначала шли пешком, а затем больше недели проехали на лошадях. 2. Почаще навещайте больного, каждый раз несите ему свежие фрукты. 3. Затем семена дробятся, разминаются и отмываются холодной водой. 4. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 5. Каждый день на работу нас везли на машине. 6. Коллектив завода много раз премировался. 7. Войска сосредоточивались для нанесения решающего удара по противнику. 8. Когда в следующий раз я очучусь в этих местах, я сумею уже хорошо ориентироваться в обстановке. 9. Легкий морозец приятно щиплет лицо и руки. 10. Если вам опротивят мясные блюда, врач переведет вас на диету.
3. Орфо- пунктуационный практикум
1.Повторите тему «Гласные в суффиксах причастий».
2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
Стро…щийся, та…щий снег, завис…щий от обстоятельств, дыш…щий, обвеш…нные продавцом покупатели, насто…нный чай, стрел…ный воробей, кол…щий, обессил…вший от болезни, держ…щий, хлопоч…щий, выкач… нная из подвала бочка, мол…щиеся прихожане, замеш…нный в преступлении, обид…вший, ла…щая собака, выкач…нная из подвала вода, незыбл… мый, пристрел…нное ружье, бор…щийся, раскле…вший, наде…щийся, клевещ…щий.
Литература
1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.
2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974.
4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1996.
Грамматическая стилистика.
Редакторская оценка использования форм частей речи
Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы. Укажите основания выбора (нормативность, стилистический вариант) соответствующей формы.
1. Когда актёр снял огромные круглые очки и надел небольш.. пенсне в золотой оправе, лицо его словно преобразилось. 2. Газеты сообщают о падении цен на колумбийск.. кофе. 3. Поздн.. барокко характеризуется декоративной пышностью деталей. 4. В качестве вспомогательного языка эсперанто был.. создан.. свыше семидесяти лет назад. 5. На портрете красуется молодая женщина, на плечи её накинут.. пушист.. боа. 6. Дв.. колибри, севшие на ветку, привлекли внимание орнитолога. 7. Сочи расположен.. на побережье Чёрного моря, южнее его находится солнечн.. Сухуми. 8. «Юманите» обратил..сь с призывом к французам принять активное участие в избирательной кампании. 9. Гороно разослал.. по школам тексты экзаменационных сочинений. 10. Шимпанзе кормил.. детеныша.
Упражнение 2. Поставьте следующие существительные в форму именительного падежа множественного числа. Укажите возможные варианты, объясните их употребление.
Архитектор, бухгалтер, вахтер, жернов, инструктор, колокол, приговор, профессор, редактор, фельдшер, шофер, штурман.
Упражнение 3. Поставьте следующие существительные в форму родительного падежа множественного числа. Укажите возможные варианты и отметьте стилистическое различие между ними.
Амперы, апельсины, баклажаны, гектары, граммы, гусары, мандарины, носки, осетины, партизаны, рельсы, сапоги, свадьбы, солдаты, туфли, усадьбы, цапли, чулки, яблоки.
Упражнение 4. Раскройте скобки. Объясните выбор формы имен и фамилий.
1. В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек). 2. Наше знакомство с (Чарли Чаплин) состоялось в период немого кино. 3. В произведениях (Жорж Санд) затрагиваются многие социальные проблемы. 4. Перу профессора (Петр Черных) принадлежит ряд работ по истории русского языка. 5. В библиотеке есть произведения (Генрих Манн). 6. Фильм создан (Григорий Чухрай). 7. Я люблю песни композитора (Майборода).8. На днях состоится вечер, посвященный творчеству (Жан-Жак Руссо). 9. В архиве можно найти неопубликованные письма (Жюль Верн). 10. Похождения итальянского авантюриста (Казанова) послужили сюжетом для одного из кинофильмов. 11. Большим успехом пользовались гастроли грузинского иллюзиониста (Шомотава). 12. Мария и Рейнгольд (Эстрем) спасли группу русских военнопленных в период Второй мировой войны.
Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор формы окончания.
1. Мне не хватило дух.. отказать мальчику в его просьбе. 2. Роль Фирса в «Вишневом сад..» играл известный актер. 3. В производственном совещании издательства приняли участие многие автор.. , редактор.. , корректор.. . 4. Отец и дочь Чарли и Джеральдина Чаплин.. представляют одну и ту же область киноискусства: оба киноактеры. 5. «Фигаро» отказал..сь поместить этот материал. 6. Я был этим летом в отпуск.. только две недели. 7. Вечером мы пойдем в гости к Кириленк.., это наши хорошие знакомые. 8. Большой фруктовый сад занимал площадь свыше пяти гектар.. . 9. В галантерейном магазине имеется большой выбор чул..к.. и нос..к.. . 10. На курсе учатся несколько якут.. и туркмен.. .
Упражнение 6. Установите, чем отличаются полные и краткие формы в следующих примерах. Распределите примеры по группам: 1) смысловое различие; 2) стилистическое различие.
Юноша добр, юноша добрый. Дорожки ровны, дорожки ровные. Юбка узка, юбка узкая. Брат холост, брат холостой. Ноша тяжела, ноша тяжелая. Место занято, место занятое.
Упражнение 7. К сочетаниям двух существительных подберите, где это возможно, синонимичные сочетания с прилагательным-определением. Укажите смысловое и стилистическое различие двух вариантов.
Помощь брата, место для отдыха, поэзия Лермонтова, центр города, скорлупа от орехов, графин для воды, ледяные вершины, ледовый покров, лебединая песня, юношеские мечты.
Грамматическая стилистика.
Редакторская оценка использования форм частей речи
Упражнение 1. Раскройте скобки, цифры пишите словами. Устраните неправильные формы. Выбор формы мотивируйте.
1. Небольшой старинный город с (4675 жителей), красиво расположенный по (оба – обе) сторонам живописной реки, привлекал много туристов. 2. Искусственный спутник Земли находился в космосе без малого (163 суток). 3. В этом городе я иногда провожу по (много – многу) дней. 4. Его рекорд составляет (9,2 секунд). 5. На ярмарке нами было продано (семь – семеро) поросят. 6. Семинарские занятия вели (два доцента – двое доцентов). 7. Библиотека института ежемесячно пополняется (300 – 400 книг). 8. Вместе с новыми (1203 слова) учебник немецкого языка будет насчитывать свыше (4,5 тысяч) слов. 9. Из 31 (участника – участников) соревнований особенно выделялись трое. 10. В общей сложности на машины было погружено (22,4 тонн) угля.
Упражнение 2. Вместо точек вставьте слова всякий, каждый, любой. При наличии вариантов мотивируйте свой выбор.
1. Охотнику-следопыту знаком (…) куст, (…) тропка в дремучем лесу. 2. Хозяйка приветливо встречает гостей, для (…) находит доброе слово. 3. Дом-музей П.И. Чайковского в Клину нетрудно найти: (…) человек на станции укажет к нему дорогу. 4. Придётся задержаться здесь на некоторое время: осталось ещё много (…) дел. 5. На этом отрезке пути поезда останавливаются почти на (…) станции. 6. Поручение несложное, (…) из вас может его выполнить. 7. Мы вспоминаем эти места (…) раз, когда проезжаем здесь. 8. Экскурсия состоится при (…) погоде. 9. Наш новый знакомый производил впечатление человека рассеянного, без (…) сосредоточенности в чертах лица. 10.(…) на моём месте поступил бы точно так же.
Упражнение 3. К выделенным словам подберите суффиксы, образуя неопределенное местоимение. При наличии вариантов мотивируйте свой выбор.
1. Где же остальные вещи? Кто.. же взял их! 2. Товарищ обещал принести какую.. интересную книгу. 3. К сказанному можно ли ещё что.. добавить? 4. Если в гостях у нас бывает кто.. из университетских товарищей, мы непременно вспоминаем нашу жизнь в студенческие годы. 5. Певца попросили спеть на бис какую.., песню. 6. Вы можете в данном случае сделать больше, чем кто.. другой. 7. Часы остановились, в механизме что.. не в порядке. 8. Отстающему ученику будет помогать кто.. из товарищей. 9. Врач сказал, что попытается применить какой.. новый метод лечения. 10. Грузчику было трудно одному справиться с работой, и он стал звать кого.. на помощь.
Упражнение 4. Устраните ошибки, возникшие в результате немотивированного употребления местоимений. Объясните, почему ошибка возникла.
1. Группа сдала уже все зачеты и попросила проэкзаменовать их в первую очередь. 2. В отношении него у меня уже сложилось определенное впечатление. 3. Когда наступили каникулы, студенты поехали к родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть. 4. Все общество собралось на террасе, они любили там отдыхать. 5. Посоветуй мне, пожалуйста, хорошего врача, я не хочу обращаться к кому-либо. 6. Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной. 7. Больной попросил сестру налить себе воды. 8. Сразу же было видно, что брат моложе нее. 9. Заведующая обувной секцией, срочно пройдите к себе! 10. Отец умер, когда ему было шесть лет. 11. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их собрать и напечатать в газете-многотиражке. 12. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.
Упражнение 5. Раскройте скобки, меняя инфинитив на соответствующую глагольную форму. Укажите возможные синонимичные варианты, дайте их стилистическую оценку.
1. Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде. 2. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо. 3. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) её составить проект резолюции. 4. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду. 5. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать). 6. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть). 7. Несколько дней волк (рыскать) по лесу, ищет добычу. 8. В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторгнуться) в район расположения наших войск, но был полностью разгромлен. 9. Женщины стоят у самого берега и (полоскать) бельё. 10. Жюри уже заканчивает свою работу и в настоящее время (подытожить) результаты конкурса. 11. Мы были довольны тем, что (избегнуть) неприятной встречи. 12. После контузии он всё больше и больше (глохнуть), и оставалось мало надежды на восстановление слуха. 13. Я (обессилеть), если дальше буду работать с таким напряжением. 14. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня о его получении. 15. Специалисты сказали, что я скоро (выздороветь).
Упражнение 6. Исправьте стилистически тексты. Укажите характер ошибок.
1. Экскурсанты сначала шли пешком, а затем больше недели проехали на лошадях. 2. Почаще навещайте больного, каждый раз несите ему свежие фрукты. 3. Затем семена дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от мезги. 4. Надо помогать молодёжи расти и проявить свои способности. 5. Каждый день на работу нас везли на машине. 6. Коллектив завода много раз премировался. 7. Войска сосредоточивались для нанесения удара. 8. Не портьте себе зрение чтением книг при недостаточном свете. 9. Когда в следующий раз я очучусь в этих метах, я сумею уже хорошо ориентироваться в обстановке. 10. Если вам опротивят мясные блюда, врач переведет вас на диету.
Практическое занятие № 5
Грамматическая стилистика.
Работа редактора над синтаксическими конструкциями
Упражнение 1. Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении, исправьте их.
1. Во всем мире с лихачами-автомобилистами этот метод борьбы становится самым надежным. 2. В выборах имели право принимать участие только граждане республики. 3. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 4. Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссии. 5. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. 6. В стихотворениях употребляются обращения к неодушевленным предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности. 7. Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию. 8. Кутузов, как показал Л. Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 9. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. 10. Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии», которая должна быть проглочена. 11. Предварительный визит театралы совершили еще в мае, чтобы обсудить организационные вопросы с межведомственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту при администрации города. 12. Шестилетним деревенским мальчишкой он бежал босиком по распутице, чтобы увидеть вблизи севший самолет. 13. На этих лошадях скрылись преступники, следы от которых ведут в Ингушскую Республику. 14. Бурное обсуждение вызывает вопрос о способности президента управлять страной по медицинским показателям.
Упражнение 2. Найдите ошибки на управление или согласование, объясните причины их возникновения. Исправьте предложения.
1. В ЗАО «Заря» состоялось отчетно-выборное собрание, на второе пришли 65 процентов акционеров. Откровенный разговор начала директор хозяйства Т.Н. Шаболина. Она отчиталась о проделанной работе за три года. 2. Захожу в аптеку. Посетителей, кроме меня, нет. Провизор разговаривает по телефону. Минут пятнадцать я слушаю рассказ о вечеринке в компании друзей провизора. 3. Согласно Положения о Государственном комитете Российской Федерации о статистике, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. № 85, на Госкомстат России возложена еще одна обязанность. 4. Всего за период с 1.10.03 по 7.10.03 составлено 638 административных протокола. 5. Заголовок: Няганская городская больница: с заботой к пожилым людям. 6. В дальнейшем новая организация преобразуется в центр всесторонней помощи, в том числе медицинскую и психологическую. 7. Однажды ночью Гере попадает в руки коробка из-под принтера с 300 тысячью долларов! 8. Он работает по принципу радиорезонанса, т.е. специальный чип реагирует на частоту колебаний либо наркотиков, либо взрывчатки, а также указывает координаты нахождения вещества. 9. Произошло это вчера, в самом центре Москвы на празднике проводов зимы и встречи весны, который организовали для зарубежных коллег, работающих в столице, государственная радиокомпания «Голос России», вещающая на русском и 31 иностранном языке. 10. Он обратил внимание администрации города Тюмени на необходимость активизации вопроса пересмотра законов депутатами. 11. Если еще два года назад основным фактором распространения заболевания среди подростков был путь при употреблении наркотиков, то в последнее время вирус распространяется половым путем.
Упражнение 3. Найдите ошибки на управление. Назовите вид каждой ошибки. Исправьте предложения.
1. Проведена переаттестация аспирантов, тщательно пересмотрены программы кандидатского минимума, формы подготовки и руководства аспирантами. 2. Учащиеся средних школ оказывают взрослым большую помощь в уходе, выращивании и уборке урожая. 3. За больным был установлен хороший уход и содержание. 4. В ряде случаев недооценивают роли радиовещания в культурно-просветительной работе. 5. Даже в столь трудных условиях гонщики не теряли ни бодрость, ни надежду. 6. О том, как будет развиваться ситуация, никто не берется комментировать. 7. В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют. 8. Кроме работы на заводе, Иван Николаевич знаменит еще как участник художественной самодеятельности. 9. Повесть «Степь» – это итог сложных поисков Чехова своей творческой манеры. 10. Другая задача словаря состоит в предупреждении от типичных, распространенных в речи ошибок. 11. Сенатор Люсс, переодетый под рабочего, выходит из аптеки. 12. Согласно приказа командования, войска заняли оборону. 13. Из толпы раздавались призывы о том, что надо сменить правительство. 14. Ему удалось заинтересовать и отвлечь ребят от дурных поступков.
Упражнение 4. Укажите ошибки в сочетании однородных членов предложения и отредактируйте фразы.
1. В охотничьих угодьях ведется подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия. 2. Условия кредитования и валютных операций освещаются в специальных выпусках газеты, лекциях и брошюрах, докладах и журналах. 3. Необходимо обратить внимание не только на знания стажеров, но и их практические навыки. 4. Огромное помещение цирка будет универсальным: в нем можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, демонстрировать кинофильмы. 5. Наши выпускники должны быть профессионалами высокого класса, знающими не только свою узкую специальность, но и обладающими хорошими знаниями основополагающих отраслей науки. 6. За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школа, больница, а также драматический театр и библиотека. 7. Статистические данные приведены в ряде газетных публикаций: статья, корреспонденция, очерк, заметка. 8. В этой стране средства производства: земля, ее недра, фабрики и заводы, шахты и рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи – принадлежат государству. 9. На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали. 10. Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным. 11. Сборная панель из кирпича может поспорить с железобетонной и по прочности, и по морозостойкости, и другим показателям. 12. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и внедрения их в практику. 13. Мы не должны бояться трудностей, смело идти вперед, преодолевая все и всяческие трудности. 14. Эти сведения получены как из официальных, так и неофициальных источников. 15. Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным. 16. В городе построены не только новые школы, больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительские учреждения. 17. Была выделена специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами. 18. Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. 19. В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и разные другие официальные документы. 20. В книге рассказывается также, какие допускаются удержания и вычеты из зарплаты и об оплате труда отдельных категорий работников.
Упражнение 5. Найдите ошибку в каждом предложении. Определите тип синтаксической ошибки, объясните причину возникновения и исправьте ее.
1. За эти два дня погибло 34 человека и пострадало 1103 гражданских лиц. 2. Объем продукции будет на 44 процента ниже – наихудший показатель за последние четверть века. 3. В южных районах республики сила толчков достигала пяти с половиной балла. 4. Одной из первых сюда устроились Леонид Микушин и Юлия Логинова. 5. ГТРК «Регион-Тюмень» не только выступало в роли генерального информационного спонсора этого мероприятия, но и чествовало победителей ценными подарками. 6. Как показал опрос, 61 процент американцев убеждены, что правительство скрывает информацию, которую люди должны знать. 7. Пять человек бросилось врассыпную. 8. Ряд выступавших сказал, что они не согласны с решением жюри. 9. В прошлом году переподготовку на учительских курсах прошли 51 человек. 10. Я и мои друзья, которые вам помогали, окажут вам помощь и на этот раз.
Ответка
Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя. Выберите лучший ответ.
Задать вопрос
-
Подготовка к ЕГЭ
- Подготовка к ОГЭ
- Подготовка к олимпиаде
- Сочинение
- Грамматика
- Для взрослых
Задать вопрос
-
Все вопросы
Белла
Русский язык
Студенческий
21.07.2020 13:51
Ответы на вопрос
Записаться
Бесплатные вебинары с ответами на все вопросы у нас на канале!
Смотреть
Репетиторы в городах:
- Репетитор в Симферополе
- Репетитор в Мензелинске
- Репетитор в Жукове
- Репетитор в Александрии
- Репетитор в Солнечногорске
- Репетитор в Моздоке
- Репетитор в Зеленогорске
- Репетитор в Аниве
- Репетитор в Сринагаре
- Репетитор в Мюнхене
- Репетитор в Измире
Репетиторы по предметам:
- Репетитор по русскому языку
- Репетитор по английскому языку
- Репетитор по немецкому языку
- Репетитор по математике
- Репетитор по биологии
- Репетитор по физике
- Репетитор по химии
- Репетитор по французскому языку
- Репетитор по итальянскому языку
- Репетитор по китайскому языку
9
Исправьте данные предложения. Укажите характер стилистических ошибок.
1. Экскурсанты сначала шли пешком, а затем больше недели проехали на лошадях. 2. Почаще навещайте больного, каждый раз несите ему свежие фрукты. 3. Затем семена дробятся, разминаются и отмываются холодной водой. 4. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 5. Каждый день на работу нас везли на машине.
Читайте также
1. Терраса, мама, игрушка, ручка, кострюлЯ
2. Горизонт, пенал, учебник, браслет, обожур
3. Совесть, мышь, тень,
4. Пламя, время, бремя, племя, вымЯ
5. Кофе, кафе, пальто
С/х:
убирать,выращивать,полоть,поливать, собирать,сажать, удобрять,кормить, доить,пасти
летний отдых:
отдыхать, купаться, гулять,плавать, загорать,бегать, прыгать,скакать, веселиться,петь
Все так же безбрежная, водяная равнина, ГДЕ? куда ни взглянешь.
Ум-корень
Н-суффикс
Ому-окончание
1.лекция
лекции
лекцие
лекции
лекцией
о лекции
2.день
дня
дню
день
днём
о дне
3.солнце
солнца
солнцу
солнце
солнцем
о солнце
Практическое занятие №10
Тема: Грамматические нормы русского языка. Употребление форм глагола
1.Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Особенности образования некоторых личных форм глагола. Понятие о недостаточных и изобилующих глаголах.
2. Особенности образования и употребления форм причастий.
3. Особенности образования и употребления деепричастий и деепричастных оборотов.
2.Выполните практические задания:
1. От данных глаголов образуйте форму 1-го лица единственного числа, где это возможно. Течь, убедить, класть, чудить, отпочковаться, уведомить, выздороветь, ржаветь, вести, махать, пылесосить, опротиветь, стелить, победить, мокнуть, ощутить, ненавидеть, сквозить, очутиться, преградить, опостылеть, полоскать, колыхаться, роптать.
2. От следующих глаголов образуйте форму 3-го лица единственного числа. Укажите варианты и стилистические/семантические различия между ними. Двигать, брызгать, капать, кликать, сыпать, метать, полоскать, кудахтать, мурлыкать, махать, плескать.
3. Перепишите, раскрывая скобки: замените инфинитив необходимой глагольной формой. Укажите варианты.
1. Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде. 2. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо. 3. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее составить проект резолюции. 4. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду. 5. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать). 6. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть). 7. Несколько дней волк (рыскать) по лесу, ищет добычу. 8. В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторгнуться) в район расположения наших войск. 9. Женщины стоят у самого берега и (полоскать) белье. 10. Жюри уже заканчивает свою работу и в настоящее время (подытожить) результаты конкурса. 11. Мы были довольны тем, что (избегнуть) неприятной встречи. 12. После контузии он все больше и больше (глохнуть) и оставалось мало надежды на восстановление слуха. 13. Я (обессилеть), если дальше буду работать с таким напряжением. 14. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня о его получении.15. Специалисты сказали, что я скоро (выздороветь).
4. Выберите нужную форму причастий, выбирая из тех, что приведены в скобках. Свой выбор обоснуйте.
1. Теперь я вижу, что это автор, бережно (относящийся, отнесшийся) к родному слову. 2. Раскрылись (набухшие, набухавшие) на деревьях почки. 3. Она сняла с себя насквозь (промокший, промокнувший) плащ и повесила его сушить. 4. Горький – писатель, с детства (проникшийся, проникнувшийся) сочувствием к своему народу. 5. Проблема, (обсуждаемая, обсуждающаяся) на страницах газеты, очень непростая. 6. Передо мной сидел человек, слегка утомленный, (привыкший, привыкнувший) ко всеобщему вниманию. 7. Он стряхивал с пальто (липшие, липнувшие) снежинки.
5. Исправьте ошибки в образовании и употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.
1. Вспомня решение совета, я предвидел долговременное заключение в тюремных стенах. 2. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 3. Так, готовясь к походу, проходили дни. 4. Кто-то прислушивался, притаясь изнутри и приложа ухо к двери. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить бенгальские огни. 6. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 7. Будучи председателем комиссии, мне пришлось принимать экзамены у абитуриентов в течение двух месяцев. 8. И только присмотрясь внимательно, замечаешь в серых глазах мягкое, спокойное упрямство. 9. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 10. Заметя, что хозяйка внимательно прислушивается к его словам, он почувствовал себя просто и свободно. 11. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл. 12. «Этак и я могу…» – прибавил он хриплым голосом, уткнув лицо вперед и растопыря пальцы. 13. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 14. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.
6. Составьте словосочетания с приведенными ниже глагольными формами, учитывая их стилистическую окраску.
Припевая – припеваючи, играя – играючи, умея – умеючи, глядя – глядючи, зная – знаючи.
7. Дайте оценку формам деепричастий в следующих фразеологических сочетаниях
Бежать высуня язык; сказать положа руку на сердце, согласиться скрепя сердце; бежать сломя голову; работать спустя рукава; слушать разиня рот; работать засучив рукава.
8. Исправьте данные предложения. Укажите характер стилистических ошибок.
1. Экскурсанты сначала шли пешком, а затем больше недели проехали на лошадях. 2. Почаще навещайте больного, каждый раз несите ему свежие фрукты. 3. Затем семена дробятся, разминаются и отмываются холодной водой. 4. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 5. Каждый день на работу нас везли на машине. 6. Коллектив завода много раз премировался. 7. Войска сосредоточивались для нанесения решающего удара по противнику. 8. Когда в следующий раз я очучусь в этих местах, я сумею уже хорошо ориентироваться в обстановке. 9. Легкий морозец приятно щиплет лицо и руки. 10. Если вам опротивят мясные блюда, врач переведет вас на диету.
3. Орфо- пунктуационный практикум
1.Повторите тему «Гласные в суффиксах причастий».
2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
Стро…щийся, та…щий снег, завис…щий от обстоятельств, дыш…щий, обвеш…нные продавцом покупатели, насто…нный чай, стрел…ный воробей, кол…щий, обессил…вший от болезни, держ…щий, хлопоч…щий, выкач… нная из подвала бочка, мол…щиеся прихожане, замеш…нный в преступлении, обид…вший, ла…щая собака, выкач…нная из подвала вода, незыбл… мый, пристрел…нное ружье, бор…щийся, раскле…вший, наде…щийся, клевещ…щий.
Литература
1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.
2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974.
4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1996.
1.
Найдите глагол, не употребляющийся в
форме 1-го лица ед. ч. Образуйте формы
1-го лица от остальных глаголов.
1.
Посидеть, находить, победить, бередить,
заводить. 2. Уходить, убедить,
выводить, разбудить, оградить. 3. Полетать,
заплетать, коротать, рассветать, блистать.
4. Удить, будить, чудить, ходить, заводить.
5. Спускаться, ласкаться, плескаться,
таскаться, смеркаться. 6. Владеть, седеть,
глядеть, галдеть, одеть, грозить. 7.
Бредить, шкодить, гладить, ездить, видеть.
8. Клонить, пленить, тошнить, манить,
звонить. 9. Прозревать, созревать,
назревать, обозревать, подозревать. 10.
Надеть, задеть, сидеть, дудеть, поддеть,
приютить, блестеть.
2.
Образуйте формы настоящего (простого
будущего) времени. Приведите
возможные варианты. В случае необходимости
придумайте предложения.
Махать,
рыскать, брызгать, пылать, метать,
кликать, опостылеть, выздороветь,
мяукать, мурлыкать, чтить, постелить,
полоскать, метаться, плескать, плескаться,
капать, колыхаться, кудахтать, опротиветь,
оздоровить, двигаться, зиждиться,
поджечь, молоть, молотить.
3. Образуйте формы
прошедшего времени. Укажите возможные
варианты.
Вторгнуться,
воскреснуть, липнуть, достигнуть,
свистнуть, замолкнуть, вянуть, глохнуть,
прибегнуть, померкнуть, опухнуть,
прогоркнуть, капнуть, стукнуть, окрепнуть.
4. Установите
временную форму и временное значение
выделенных глаголов.
1.
Встанешь,
бывало, поутру и словно с горы на салазках
покатишься
(Т.). 2. Теперь Игнатий Андреевич напади
на меня ни за что ни про что (Ф.). 3. Стоит
Истомина; она, одной ногой касаясь пола,
другою медленно кружит, и вдруг прыжок,
и вдруг летит, летит, как пух из уст Эола;
то стан совьет,
то разовьет
и быстрой ножкой ножку бьет (П.). 4. Вечером
также рыба берет охотнее… особенно
поздно вечером: тогда и крупная рыба
начнет
смело ходить
около берегов (Акс.). 5. Я было струсил, а
Матрена-то как ударит
вожжами, да как помчится
прямо на возок (Т.). 6. Ну, я спать пошла
(Остр.). 7. Живем в одном городе, почти
рядом, а увидишься
раз в неделю (Остр.). 8. Я тут же бряк
с ног долой (Леск.). 9. Мне Москва снится
каждую ночь, я совсем как помешанная…
Мы переезжаем
туда в июне (Ч.). 10. Итак — я еду
учиться в Казанский университет (М.Г.).
11. И день
и ночь по снеговой пустыне спешу
к вам голову сломя, — и как вас нахожу?
(Гр.). 12. И уж это всегда убьют,
кто напрашивается (Л. Т.).
5.
Найдите примеры, в которых глагольные
формы не соответствуют литературной
норме. При выполнении задания пользуйтесь
справочниками.
1.
Сложить два числа, разложить на множители,
уложить вещи, ложить книги на стол,
положить руки на парту. 2. Уважайте
старших, приезжайте к нам, погружайте
термометр медленнее, езжайте скорее,
нагружаете машину. 3. Одеть пальто, задеть
соседа, сидеть рядом, раздеть ребенка,
владеть собой. 4. Отрежь хлеба, намажь
маслом, съешь кусочек, спрячь нож, ляжь
отдохнуть. 5. Рабочие соревнуются, дети
играются, родители волнуются,
друзья переписываются, обиды забываются.
6. Не дружите с эго-истами,
не дрожите напрасно, не бежите по
лестнице, не служите двум господам, не
лежите на траве. 7. Надеть платок, одеть
малыша, раздеть пальто, задеть сетку,
вдеть нитку. 8. Дети топочут в коридоре,
организаторы вечера хлопочут обо всем,
ребята не хочут отдыхать, волны рокочут
вдали, старушки бормочут невнятно. 9.
Сушить грибы, решить задачу, крошить
хлеб, пошить платье, тушить огонь. 10.
Дома кроются железом, куры роются в
земле, строятся новые заводы, скоро дома
скроются из виду, мои сыновья уже броются.
6.
В шутливом рассказе Н.Г. Чернышевского
отразились его взгляды на виды и
префиксацию глаголов как на явление
глубоко национальное и неповторимое.
Постарайтесь подобрать два глагола и
составить с ними такие же рассказы.
В
споре и богатстве русского и французского
языков мнения разошлись. Убедительнейшим
аргументом в пользу превосходства
первого оказались приставочные глаголы.
— Мне кажется, что
очень легко доказать богатство и
превосходство русского языка перед
французским.
— Как? Что? Докажите?
— закричало ему несколько голосов.
— Да,
вот, господа! Про меня можно сказать,
что я заплешивел.
Этот глагол выражает начало, основание
к дальнейшему следствию. Про Ивана
Ивановича (он указал на своего приятеля)
должно сказать, что он пооплешивел
— этот глагол, как вы сами понимаете,
выражает, что Иван Иванович не совсем
еще плешив, но порядочно подвинулся к
своей цели. Петр Петрович (это был мнимый
знаток русского языка и главный спорщик),
конечно, не обидится и не станет спорить,
если я скажу про него, что он оплешивел,
так как этот глагол означает почти
конченное событие. Про Сергея Ильича я
имею полное право сказать, что он
переплешивел,
т.е. вдался в излишество по части волос,
а если бы здесь был Трофим Петрович,
которого вы все знаете, то он, наверное,
согласился бы со мною, без всякого
возражения, что он уже отплешивел,
т.е. исполнил все по этой части и более
ничего уже сделать не может. Извольте
перевести все эти глаголы на французский
язык, и тогда я соглашусь, что он богаче
русского.
Все расхохотались
и согласились с мнением магистра.
7.
Подберите к данным глаголам синонимичные
однокоренные глаголы с другой приставкой
или без нее. Во всех ли значениях они
синонимичны? Установите стилистическую
окраску глаголов.
Закончить,
потратить, отослать, припрятать,
примерить, выехать, скрепить, расписаться,
отобрать, напугаться, спускаться,
затянуть, раскрыть, изорвать, покрасить.
8.
Проанализируйте различия в значениях
между глаголами (в сочетании со словами,
стоящими в скобках). В каких случаях
глаголы являются синонимами? Есть ли
между глаголами стилистические различия?
1. Укрыть, закрыть,
накрыть, покрыть, прикрыть (одеялом).
2.
Раскормить, закормить, обкормить,
выкормить, откормить, покормить,
накормить, подкормить (поросенка).
3. Вылечить, залечить,
подлечить (болезнь).
4. Прибить, забить,
вбить (гвоздь).
9.
От данных глаголов образуйте формы
повелительного наклонения 2-го лица
единственного числа. Дайте стилистическую
оценку возможным вариантам.
Исчезнуть,
закончить, медлить, продолжить, доить,
поить, напоить, бежать, лечь, высунуть,
высыпать, почистить, испортить, корчить,
морщить, уведомить, лакомиться, ехать,
ездить, поехать, закупорить.
10. Определите
смысловые и стилистические оттенки
выделенных глагольных форм.
1.
Бессильному не смейся и слабого обидеть
не
моги!
(Кр.). 2. И будь
не я, коптел бы ты в Твери (Гр.). 3. Да
ведают
потомки православных земли родной
минувшую судьбу (П.). 4. Уж не мешайте,
пусть
я расскажу
(Г.).
5. И после такой жизни на него вдруг
навалили тяжелую обузу выносить на
плечах службу целого дома! Он и служи
барину, и мети,
и чисть,
он и на побегушках! (Гонч.). 6. Ты бы
заглянула
ко мне завтра? (М. Г.). 7. Таня примирительно
сказала: «Поехали».
8. Скажи-ка,
дядя, ведь недаром Москва, спаленная
пожаром, французу отдана (Л.). 9. Пускай
они оставят
Годунова, своих князей у них довольно…
(П.). 10. Но натяните
до последней
возможности и наляжьте
тяжестью пальца на натянутую струну —
она лопнет (Л. Т.). 11. Девица уронила платок
— ты поднимай,
она входит — ты вставай
и давай
ей стул, уходит — ты провожай…
(Ч.). 12. Ни проворства в тебе, ни юркости
— как есть увалень! Всякий, кто хочет,
подойди
к тебе и ешь!
(С.-Щ.). 13. Пожарные, лей!
14. Минуй
нас пуще всех печалей и барский гнев, и
барская любовь (Гр.).
11.
Укажите смысловые и стилистические
возможности выделенных форм.
1.
Да верхлевский дьячок видал
меня, он и сказал… (Гонч.). 2. Ермило брал
— не брезговал
и медным пятаком (Н.). 3. Обыкновенно они
делывали
это только в дни именин (С.-Щ.). 4. Он
останавливался посредине комнаты и
подымал
кверху руки (Кор.). 5. Его пастух кнутом
стеганул
(Гладк.). 6. За окном, в телефонных проводах,
свистал
ветер (Шол.). 7. Пужануть
бы по ним с берданки!
12. Вставьте
пропущенные буквы.
1.
Нередко мальчишку запод..зривали во
всякого рода проделках.
2. Развитие науки обусл..вливает
технический прогресс. 3. Нельзя без
оснований обвинять кого бы то ни было,
нельзя опор..чивать чужую репутацию. 4.
В конце занятий преподаватель обычно
подыт..живает все сказанное. 5. Мы старались
приур..чивать свой отпуск к началу лета.
6. Трудно было сразу охватить весь
материал, и приходилось сосредот..чивать
внимание на основном. 7. Друзья подб..дривали
друг друга. 8. Стало традицией присв..ивать
это звание лучшему среди них. 9.
«Уполном..чивать кого бы то ни было на
какие бы то ни было действия вы не
вправе», — железным голосом сказал он.
10. Принимавшиеся в условиях чрезвычайной
обстановки меры впоследствии
узак..нивались. 11. В конце встречи мы
усл..вливались о месте и времени следующей
встречи.
13. Раскрывая
скобки, выберите одну из форм; мотивируйте
выбор; укажите возможность варианта.
1.
Какие-то люди (ходили — шли) по аллеям.
2. Машины (возят — везут) песок на стройку.
3. Утром врач (приходил — пришел) к
больному. 4. После напряженной работы
он (ехал — ездил) на курорт и снова
(занимался — занялся) любимым делом. 5.
Опытный шофер превосходно (водит —
ведет) машину. 6. Почтальон (приносил —
принес) письмо, но не оставил, так как
адресата не было дома. 7. Кто-то неслышно
(подходил — подошел) к дому. 8. На работу
я обычно (еду — езжу) на автобусе. 9. Где
ты едешь, там и он (ехал — ездил). 10. Катер
(плыл — плавал) по этому заливу не раз,
но подобного шторма команде видеть не
приходилось. 11. Белка с необычной грацией
и ловкостью (лазила — лезла) по дереву,
будто подсмеиваясь над своими неуклюжими
преследователями. 12. В наш город (приехали
— приезжали) артисты Большого театра,
и вчера мы ходили на их концерт.
14. Исправьте
ошибки.
1.
Обломов иногда открывал книгу, но не
дочитывает ее. 2. Экскурсанты сначала
шли пешком, а затем более недели проехали
на лошадях.
3. Почаще навещайте больного, каждый
раз несите ему свежие фрукты. 4. Не
портьте себе зрение чтением книг при
недостаточном освещении. 5. Каждый
день на работу нас везли на машине. 6.
Когда в следующий раз я очучусь в этих
краях, я буду лучше ориентироваться в
обстановке. 7. Если вам опротивят мясные
блюда, врач переведет вас на диету. 8.
Легкий морозец приятно щипет лицо и
руки. 9. Коллектив завода много раз
премировался. 10. Чего он только не умеет
делать: и плотничать, и кирпич класть,
и сенокосилку починить, и найти надежный
источник воды под землей.
15. Перепишите.
Обозначьте ударение в словах, где
пропущены буквы.
Ж..сткий
диван, говорить общ.., мельничный ж..рнов,
утлый ч..лн, лесная трущ..ба, чугунная
реш..тка, крепкая беч..вка, купить по
деш..вке, ч..порный человек, спелый
крыж..вник, тяж..лый ож..г, подж..г сарая,
ож..г руку, борьба с саранч..й, отправиться
за багаж..м, идти с нош..й, быстрый скач..к,
забавная собач..нка, холщ..вый мешок,
парч..вая скатерть, камыш..вая крыша,
жж..ный кофе, ноч..вка в лесу, вооруж..нное
нападение, глянц..витая бумага, облиц..вка
стен, мягкая ш..рстка.