Каждый элемент несет определенную функцию ошибки


1


Лексические нормы. Практика


2


Классификация лексических ошибок (упражнения) 1. Непонимание значения слова 2. Лексическая сочетаемость 3. Употребление синонимов, омонимов, многозначных слов 1. Многословие 2. Лексическая неполнота высказывания 3. Употребление слов с ограниченной сферой распространения 4. Фразеологизмы, устойчивые сочетания, клише и штампы


3



4


Перепишите предложения, исправив ошибки и указав их причины 1. Подвижный состав нового выпуска был представлен на презентации железнодорожного транспорта. 2. Можно привести армады цифр, характеризующих экономику страны. 3. Трест, сооружающий новые мощности, систематически перевыполняет программу строительства. У нас самая дешевая стоимость транспортных услуг. 4. Утвержден план регулировки парков пассажирских вагонов для поездов международного сообщения. 5. Студенты на научной конференции ставили вопросы выступающим. 6. Докладчики часто оперируют примерами из реальной жизни.


5


Перепишите предложения, исправив ошибки и указав их причины 1. Партнер — это соучастник какого — либо действия, игры, события. 2. После долгих дебатов на совещании достигли альянса. 3. Бунин затрагивает темы бытия чиновников, учителей, обедневших дворян. 4. Пейзаж города обогатился новыми зданиями. 5. В деле повышения производства используются новые альтернативы. 6. Допущены дефекты при введении локомотива в эксплуатацию. 7. Среди пассажиров превалировали представители льготных категорий.


6


Расположите предложения в логической последовательности 1. Расчёты будут производиться в «цифровых деньгах». 2. В большинстве своём эксперты едины в том, что информационная и коммуникационная техника будет по-прежнему стремительно развиваться и к 2013 году проникнет в новые сферы нашей повседневной жизни. 3. С помощью домашних компьютеров можно будет не только рассылать электронную почту и совершать банковские операции в режиме online, но и делать покупки в «электронных супермаркетах», которые будут открыты круглые сутки. 4. Так, в «умных домах» компьютер будет самостоятельно управлять системами отопления, кондиционирования воздуха и освещения и следить за их исправным функционированием. 5. Почти все эксперты считают, что эта картина будущего станет реальностью ещё до 2010 года. 6. Мультимедиа и виртуальная реальность по-прежнему будут завоевывать квартиры и позволят «вживую» ездить в путешествия и смотреть спортивные состязания.


7


Объясните значение слов — паронимов и составьте с ними словосочетания Выборный — выборочный, жилищный — жилой, изготовить — приготовить, дипломат — дипломант — дипломник, стилевой — стилистический, одеть — надеть, экономна — экономика, усвоить — освоить, основание — обоснование, деловой деловитый, специальный — специализированный, новшество — новинка, регулируемый — регулирующий, подвижной — подвижный. Проверьте значения паронимов по толковым словарям.


8


Подберите паронимическую пару, объясните разницу Путевой — ?, поступок — ?, опечатка — ?, представить — ?, ванна — ?, расчетный — ?, хозяйский — ?, опровергать — ?, невежа — ?, абонент — ?, доходный — ?, подозревать — ?, акционерный — ?.


9


Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов Ι. 1. Отчет представляется в двух экземплярах. 2. Перед нами стал вопрос. 3.Планировка средств выполнения работ оказалась преждевременной. 4. В конце учебника предоставлен список рекомендательной литературы. 5. Земля надела землю снегом. 6. Скорые поезда укротили время прибытия пассажиров. 7. Студенты быстро освоили новый материал. 8. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.


10


Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов II. 1. Она пришла в (цветном, цветастом, цветистом) платье. 2. (Командированному, командировочному) пришлось долго ждать оформления (командированных, командировочных) удостоверений. 3. Главное для писателя — (духовный, душевный) мир человека. 4. (Исполнительная, исполнительская) власть на местах должна активизировать свою работу. 5. (Конструктивные, конструкторские) предложения улучшили качество трансформатора.


11



12


Выпишите в 3 колонки слова с различной степенью их сочетаемости: 1) сочетаются; 2) нарушены границы сочетаемости; 3) намеренное сочетание несочетающихся слов. Исправьте речевые ошибки 1. Необходимо повысить эффективность каждого рабочего за счет организации труда. 2. Недостаточно автомобилей для широкого охвата перевозок груза. 3. Живой труп на работе — человек бездейственный. 4. Выращена была особая порода казенной мебели. 5. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 6. Этот актер давно заслужил признание зрителей. 7. В лицее применяется индивидуальный подход с учетом способностей и интересов обучающихся. 8. В конце 90-х годов в стране сложилась ужасно сложная ситуация. 9. Многие были не в состоянии разрешить транспортные проблемы. 10. Большая половина лекции уже прошла. 11. Задача правительства — снизить инфляцию. 12. Деканаты делают сильный акцент на культмассовую работу. 13. Значительное число заданий было выполнено. 14. Отдых на море в летний период — обыкновенное чудо.


13


Определите лексически сочетаемые слова 1. Снизить (количество изделий, учебу, успеваемость, запросы, требования). 2. Проявить (заботу, желание, дисциплину, медлительность, уважение, грубость, порядок, равнодушие). 3. Момент (единый, один, единственный). 4. Истинный, настоящий, подлинный, натуральный, заправский (друг, человек, аметист, охотник, документ). 5. Теорема (обосновать, основать, утверждать, доказать). 6. Оказать (доверие, помощь, содействие, дружбу, невнимание, возражение). 7. Провести (совещание, организацию, курсовую работу, оценку, контроль, лекцию).


14


Как правильно? Иметь существенную роль ИЛИ иметь существенное значение? Оказать значение ИЛИ оказать влияние? Иметь значение ИЛИ играть значение? Играть значение ИЛИ играть роль? Произвел большое влияние ИЛИ оказал большое влияние?


15


Исправьте ошибки, связанные с неоправданным употреблением эмоционально окрашенной лексики в текстах делового стиля В Красноярском районе был проведен форум доярок. Строители обещали воздвигнуть здание в сентябре. Бригада вышла на новые рубежи. Труд — вот истинный оплот мастерства. Все рабочие фабрики являются поборниками технического прогресса. Бригадир так быстро мотался по стройке, что поймать его было невозможно. Хищения производились путем непосредственного изъятия продуктов из кладовки. У бригады есть возможность начать работу без раскачки. Кара за небрежность в работе постигнет любого нарушителя.


16



17


Подберите русские синонимы к следующим словам 1.Деликатный (человек), актуальный (вопрос), вибрационный (конвейер), комбинированный (вагон), тарифный (маршрут), коммерческий (груз), транзитный (пассажир), транспортные (средства), феноменальная (память), дезинфекционный (поезд); 2.Локомотив, реле, эксперт, ревизор, автоблокировка, территория, менталитет, диспетчер, инвестор, дилер, дистрибьютор, маркетинг, менеджер, импорт, патент, прайс-лист, сертификат, багаж, компост, броня.


18


Прочитайте предложения, выбрав из скобок одно из синонимичных слов В новом оборудовании, прибывшем на фабрику, разбирались (вместе — совместно — сообща). 2. Поражение команды — (итог- результат- плод) тактических (ошибок — промахов- недочетов — просчетов). 3. В институте (кончилась — завершилась- закончилась- окончилась) научная конференция. 4. Надеемся, что к концу года уровень производства начнет (расти- увеличиваться- подниматься- повышаться- усиливаться- возрастать). 5. Свободные экономические зоны могут содействовать (реализации-осуществлению- выполнению) стратегических планов России.


19


Определите различия в следующих синонимах 1. Человек по улице (идет, бредет, плетется, шагает, вышагивает, мчится, летит). 2. Удачный, успешный, счастливый, благополучный. 3. Пассажир с вагонной подножки (спрыгнул, соскочил, слез, сполз). 4. Есть- кушать- уплетать. 5. Глаза- очи- гляделки- моргалки- глазища. 6. Сотрудник -коллега- деляга- труженик- соучастник- единомышленник.


20


Подберите к устаревшим словам современные синонимы Перст, уста, долонь, брать, глаголет, льзя, брадобрей, зрачный, чело, ланиты, лепота, сей, надобно. Слова: щеки, говорит, губы, лоб, можно, видный, парикмахер, палец, битва, ладонь, красота, необходимо, этот.


21


Найдите речевые ошибки, связанные с неверным употреблением синонимов 1. Помимо подписи документы часто удостоверяют приложением печати. 2. Вышеперечисленный металл требуется для изготовления нестандартного оборудования. 3. Прошу разъяснить, за счет каких средств выплачивается денежное содержание лицам, зачисленным в аспирантуру. 4. Отмеченные признаки гетерогенны. 5. Завод просит в кратчайшие сроки прислать правомочную комиссию, чтобы решить конфликт на месте. 6. Ему очень печально, но в то же время интересно читать эту книгу 7. Я уже давно не кушаю в этой столовой. 8. Я мыслю, что сдам экзамены. 9. Станция может с большим эффектом снабжать энергией железную дорогу.


22


Распределите синонимы, соединив их со словами в скобках 1. Фальшивый, искусственный (документ, кожа). 2. Повысить, усилить (внимание, интерес). 3. Истинный, настоящий, подлинный, заправский (друг, человек, документ, охотник). 4. Побороть, победить, сломать, преодолеть, превозмочь (болезнь, чувство страха, противника, волю, препятствие). 5. Обнаружить, открыть (закон, закономерность). 6. Долгий, продолжительный, длинный (путь, сборы, кредит, воздействие, период). 7. Осведомлен, извещен, информирован (диспетчер, истец, студент).


23


Установите, какое значение имеет прилагательное простой в следующих предложениях. Замените его антонимами, синонимами. I.1.Это простая задача. 2. В нашей семье принято есть простую пишу. 3. Ребенок рисует простым карандашом. 4. Купи одну простую тетрадь. 5. Профессор очень простой человек. II. 1. Дайте три простых конверта. 2. Детям лучше носить простые колготки. 3. Осталась одна простая сезонка. 4. На улице грязно, надень простые туфли. 5. Стремление сохранить мир понятно всем простым людям.


24


Подберите антонимы к словам и словосочетанием Получить, разрешить, адресат, получатель, присутствовать, удовлетворить просьбу, положительно, удовлетворительный ответ, письмо-запрос, ответственность, низкие цены, прямая речь, здоровый, продать. Для справок: отправить, отказать, большой, адресант, отсутствовать, неудовлетворительный ответ, отказать в просьбе, отрицательно, письмо-ответ, безответственность, высокие цены, косвенная речь, купить.


25


Определите, с чем связаны речевые ошибки 1. Уровень жизни в последнее время не только не повышается, но постоянно уменьшается. 2. Иванов исключен из училища из-за отсутствия наличия признаков старания. 3. На девочке было рваное платье и большие маленькие ботинки. 4. Можем перейти на зимнее время и в летних сандалиях. 5. Почему наши богатые такие бедные? 6. Жаль, что близкие бывают недалекими.


26


Определите роль антонимов в поэтических текстах. 1. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя, ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. 2. Мне все равно, друзья ль вы мне, враги ли И вам я мил иль ненавистен вам, Но знаю: вы томились и любили. Вы душу предавали тайным снам. 3. Люблю я пышное природы увяданье Убогая роскошь наряда. 5. И в памяти взрослое детство Военной дорогой идет.


27


Устраните двусмысленность, связанную с употреблением омонимов и многозначных слов. 1. Врач обошел седьмую палату. 2. Студенты прослушали важное сообщение. 3. Редактор просмотрел эти строки. 4. Проблемам словообразования посвящена настоящая статья. 5. Билет годен только для помывки одного лица (объявление в бане). 6. Играя, он забывал об очках. 7. Мальчики шагали за гранатами. 8. «Чудо-йогурт» всем полезен, всем хорош. 9. Она такая лиса.


28


Составьте словосочетания или предложения со следующими омонимами Среда, горка, свет, кондуктор, башмак, мотив, проспект, сорок, вина, акция, бумагодержатель.


29


Найдите в тексте омонимы и объясните их значение I. Минные поля безвластия. Тем временем высшие чины МВД и Минобороны изо всех сил продолжают делать хорошие мины при плохой игре. Жаль только, что эта их плохая игра оборачивается минами, на которых подрываются вверенные им солдатики — не игрушечные, а реальные молодые мальчишки. II. — Откуда идешь так поздно? — спросил его царь. — Из «депа», Ваше императорское величество! — громогласно ответил юнкер. — Дурак! Разве «депо» склоняется? — крикнул царь. — Все склоняется перед вашим императорским величеством! – еще громче гаркнул юнкер. Этот ответ понравился царю. Он вообще любил, когда перед ним склонялись. (С.Н. Сергиев- Ценский. Севастопольская страда).


30



31


Назовите вид многословия и определите допустимые в языке словосочетания В конечном итоге, ошибочное заблуждение, вечерняя серенада, информационное сообщение, коллега по профессии, внутренний интерьер, завещать в наследство, в зимний период времени, огромная махина, ошибочное заблуждение, прейскурант цен, для проформы, травматические повреждения, отступать назад, в июне месяце, впервые познакомиться, будущие перспективы, смелый риск, первое боевое крещение, памятный сувенир, демобилизация из армии, хронометраж времени, народный фольклор, свободная вакансия, прогрессировать вперед, странный парадокс, научные монографии, моя автобиография, железнодорожники с железной дороги


32


Исправьте речевые ошибки. Назовите вид многословия 1. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 2. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. 3. Татьяна, это самое, была, это самое, как бы любимой героиней Пушкина. 4. В библиотеке вуза наблюдается нехватка учебной литературы. 5. В Государственной Думе при решении жилищно-коммунальных проблем был полный кворум. 6. Успехи в экономике привели к заметному прогрессу и в других областях. 7. Эта традиция возродилась вновь в нашей стране. 8. Ударение в русском языке, ну, разноместное, значит, ну, оно подвижное. 9. Необходимо осуществить внедрение новых рацпредложений в работу инженерно-технического персонала. 11. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.


33



34


Восстановите неполноту высказывания в следующих предложениях 1. Отдельные члены группы не явились на экзамен по математике. 2. Лучшие будут приглашены к сотрудничеству в газете. 3. Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении. 4. Необходимо повысить эффективность. 5. Кто за билетами? 6. В основе романа лежит типичная дворянская семья. 7. На лекциях студенты хорошо ведут.


35



36


Замените просторечные слова и словосочетания литературными Вагоновожатый, туфель, манатки, расценок, теперича, чё, алё, ехай, лягте, богатей, аккурат по расписанию, сработанный проект, бронь, строгий препод, дембеля, умаяться, смотаться, зачётка, рельса, очи.


37


Найдите слова с ограниченной сферой распространения, замените их на литературно нормированные синонимы A).Устаревшая лексика (архаизмы, историзмы) — 1. Современное развитие общества позволило заменить паровозы электровозами. 2. Наши сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке. 3. Истинно российским сувениром являются деревянные ложки с хохломской росписью и плетёные лапти. 4. Посему есть предложение поддержать ручное искусство, где так много духовной лепоты.


38


Найдите слова с ограниченной сферой распространения, замените их на литературно нормированные синонимы Б).Сниженная лексика (просторечия, разговорные слова, речевые неологизмы, социальные жаргонизмы) — 1. Студенты, имеющие задолженности в зачётную неделю, не допускаются к сессии. 2. Я постоянно думаю об успешном заканчивании вуза. 3. У этного парня квартира — отпад. В ней мы и тусуемся. 4. К выборам «яблочники» собираются подойти с «отработанной экономической и политической идеологией».


39


Найдите слова с ограниченной сферой распространения, замените их на литературно нормированные синонимы B).Диалектизмы, профессионализмы, иноязычные слова: 1. На Пасху всю ночь пекём сочни — калиточки зовутся, кислы — кислые шаночки. 2. Диктор прокомментировал выступление президента. 3. Изменён регламент работы компьютеров. 4. Путевое реле постоянного тока имеет дефекты.


40


Найдите слова с ограниченной сферой распространения, замените их на литературно нормированные синонимы Г).Канцеляризмы: 1. Убедившись в правильности исполнения документа, следует завизировать его. 2. Обстановку, в которой протекало детство поэта, нельзя не признать весьма неблагоприятной (из работ абитуриентов). 3. После вышеописанного происшествия петух Горлач находился в припадке и пришёл в себя только после того, как его облили водой (из работ абитуриентов). 4. Из книги К.Чуковского «Живой, как жизнь»; «…не менее важна и реакция старухи на сообщение ей старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и понудивших его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте« (пародия на канцеляризмы).


41


Определить вид речевой ошибки, связанной с употреблением лексики ограниченной сферы. Сделайте правку предложений 1. Необходимо принять меры для обеспечения экономии электроэнергии. 2. Работу на практике студенты начинали с первыми кочетами. 3. Косы были у девок, горбуши называлися. 4. Амортизационные отчисления надобно производить ежемесячно. 5. Столярку нужно хранить в специально подготовленном помещении. 6. После долгих дебатов на совещании достигли консенсуса. 7. Сколь это ни странно, у нас нет контактов с этим институтом. 8. Мозговали долго и, наконец, нашли решение. 9. Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления. 10. Срок выполнения заказа может быть пролонгирован.


42



43


Отметьте случаи неправильного употребления фразеологизмов. Устраните ошибки 1. Кадровый вопрос должен быть поставлен во главу развития предприятия. 2. Умение смотреть прямо в глаза фактов с опытом, с уверенностью в своих силах. 3. Хорошо, когда на их пути постигает удача. 4. Каждый элемент несёт определённую функцию. 5. Нельзя всех мерить под одну гребёнку. 6. Каждый нарушитель должен твердо усвоить, что ему не сойдет даже малейшее отступление от устава. 7. Книга оказала большую пользу студентам. 8. Лица, не выполняющие решений производственных совещаний, нередко выводятся на чистую воду и подвержены резкой критике в газете. 9. Приехавшим корреспондентам пришлось восстанавливать событие с третьих рук. 10. Он полслова на лету схватывает.


44


Выпишите сочетания, которые являются устойчивыми Поставить на ноги, белая бумага, из рук вон, светлая голова, золотые серьги, золотые руки, железная дорога, железная рука, повестка дня, встреча без галстуков, держать в курсе, втирать очки, лесной орех, прямой угол, командировочное удостоверение, локомотивное депо.


45


Сопоставьте свободные и устойчивые словосочетания, определите разницу в значениях 1. Первое время после перенесенной болезни девочка не могла ходить, и приходилось носить её на руках. — Певец пользовался огромным успехом, публика носила его на руках. 2. От большого физического напряжения у спортсмена заболела правая рука.- Руководитель лаборатории предложил провести эксперимент своему сотруднику, который был его правой рукой в научных делах. 3. Неожиданно начался отлив, и корабль сел на мель.- Непредвиденных расходов оказалось так много, что я чуть не сел на мель.


46


Замените выделенные слова фразеологизмами в соответствии со смыслом 1. Чтобы стать настоящим учителем, нужно действительно любить школу, быть преданным ей безгранично. 2. Без Художественного театра Чехов не создал бы «Вишневого сада» — своего последнего значительного произведения. З. Не пойму, почему я не ответил на этот вопрос, ведь я же знал его очень хорошо. 4. С мальчиком надо поговорить серьезно, в последнее время он совсем никого не слушается. 5. Они сразу же понравились друг другу. 6. Это совершенно одинаковые люди, они очень похожи друг друга. 7. Способный ученик решил задачу моментально.


47


Назовите первоначальные фразеологизмы, по аналогии с которыми даны заголовки газетных статей 1. Валюта строить и жить помогает. 2. Велика Россия, а жить негде. 3. В Минфин со своим уставом. 4. О бедном солдате замолвите слово. 5. Смело, товарищи, в лапу. 6. Большому рублю большое плавание.


48


Выделите речевые штампы и клише 1. Этот праздник оставил неизгладимый след в душах людей. 2. Обмен опытом полезем при работе с наставниками. 3. В праздники телезрители у голубого экрана. 4. Город на Неве отметил своё 300-летие. 5. За выдающиеся заслуги в медицине в День Медика люди в белых халатах чествовать своих героев. 6. Япония — страна восходящего солнца. 7. Квартальный отчёт составляется работниками бухгалтерии. 8. Старые методы руководства неэффективны. 9. Открытие нашло горячий отклик в сердцах горожан. 10. Передовые технологии способствуют повышению эффективности труда.


49


Назовите речевые клише, выражающие: — приветствие (утром, днём, вечером); -прощание; -извинение; -поздравление; -благодарность.


50


Литература

2. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости.

1. Лектории выполняют большую роль. 2. Неожиданно для
всех наступила война. 3. Благоприятно сказался для промышленников Указ
императора Павла 1. 4. Как опыт западных стран, так и отечественная практика
богаты фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных
заводов. 5. Есть возможность тяжелых осложнений. 6. Многочисленные стихийные
базары значительно обезобразили город.
7. Всё это несет определённую функцию.

Светило науки — 2 ответа — 0 раз оказано помощи

2.Неожидано для всех началась война. 3.Благополучно сказался для промышленников Указ императора Павла I. 5. Есть возможность осложнений. 

Фундаментальные проблемы социологии конфликта.

(Фрагменты статьи Здравомыслова А.Г.

Здравомыслов Андрей Григорьевич (1928-2009)

Здравомыслов Андрей Григорьевич (1928-2009)

Социологический анализ конфликта предполагает разработку соответствующей проблематики на трех уровнях. Прежде всего, речь идет о вопросах фундаментальной теории, которые в той или иной мере прорабатываются в мировой социологической литературе с конца 50-х годов. Во-вторых, особого внимания заслуживает подход, связанный с так называемыми теориями среднего уровня. В-третьих, теоретические разработки разного масштаба необходимо соединять с эмпирическим изучением развертывающихся конфликтных ситуаций.

Именно в этом ключе соединения обозначенных выше уровней и обеспечения их взаимодействия разрабатывается и осуществляется в настоящее время Программа «Социология конфликта», принятая на основе конкурса дирекцией Российского независимого института социальных и национальных проблем в ноябре 1991 г.

* * *

Остановимся, прежде всего, на вопросах фундаментального характера. Перечень этих вопросов можно было бы выстроить следующим образом: 

  • понимание конфликта как нормы отношений между людьми, как своего рода клеточки социальной жизни, в которой наиболее отчетливо проявляется социальная напряженность, накапливается энергия деятельности, порождающая социальные изменения и сдвиги разного масштаба;
  • выявление глубинных причин конфликтов, заключающихся в противостоянии различных потребностей, интересов и ценностей конкретных субъектов социального действия;
  • выбор средств регулирования конфликтов;
  • выявление источников возникновения деструктивных конфликтов, сопряженных с применением насилия;
  • возникновение тупиковых ситуаций, выход из которых предполагает радикальное переосмысление интересов каждой из сторон, участвующей в конфликте;
  • выявление способов институционализации конфликтов, изучение возможностей создания политической среды, содействующей нормальному выходу из конфликтных ситуаций и предотвращению эскалации насильственных конфликтов;
  • осмысление взаимопереходов от макро- к микроуровню и обратно в
  • развертывании конфликтов и уяснение роли личностного компонента в их развитии.

Вопрос о конфликте как норме социальных отношений был обстоятельно проанализирован в работах Л. Козера, Р. Дарендорфа, Л. Крисберга и других представителей того направления в социологии, которое получило название

социологии конфликта1. Так, Р. Дарендорф противопоставляет свой подход парсонсианской парадигме, которая была положена в основу методологии структурно-функционального анализа. Сопоставим исходные постулаты теории равновесия социальной системы, предложенной Т. Парсонсом, и социологии конфликта в варианте Р. Дарендорфа: 

Т. Парсонс

Р. Дарендорф

1. Каждое общество — относительно устойчивая и стабильная структура. 1. Каждое общество изменяется в каждойсвоей точке, социальные изменения вездесущи.
2. Каждое общество — хорошо интегрированная структура. 2. Каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом; социальный конфликт — вездесущ.
3. Каждый элемент общества имеет определенную функцию, т. е. вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы. 3. Каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение.
4. Функционирование социальной структуры основывается на ценностном консенсусе членов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию. 4. Каждое общество основано на том, что одни члены общества принуждают к подчинению других.

 Дарендорф не считает, что одна позиция является более верной в сравнении с другой. Строго говоря, обе предложенные модели «валидны», полезны и необходимы для социологического анализа2. Они различаются тем, что первая делает акцент на сотрудничестве и интеграции, а вторая на конфликте и изменении. Но оба компонента взаимодействия — сотрудничество и конфликт — постоянно присутствуют в общественной жизни в тех или иных сочетаниях.

С точки зрения фундаментальной теории, одна из наиболее важных проблем заключается в уяснении природы конфликта. Существует большое искушение рассматривать конфликт как проявление и обнаружение объективных противоречий. Благодаря этому как бы декларируется верность принципам диалектики, которая исходит из признания противоречий в качестве движущей силы исторического процесса. Однако в большинстве случаев речь идет лишь о декларативной верности принципам, поскольку отождествление противоречий и конфликтов уводит исследователя от постановки задач социологического анализа реальных конфликтов, растворяет частное в общих понятиях.

Для понимания природы конфликта недостаточно, следовательно, указания на его связь с социальными противоречиями. В догматизированной версии марксизма, выполнявшей функции официальной идеологической доктрины, признавалось наличие противоречий в советском обществе преимущественно неантагонистических, но до признания конфликтов, тем более социальных, дело не доходило. О характере противоречий, о том, какое противоречие нужно было считать основным или главным, велись многократно возобновлявшиеся дискуссии. При этом во всех дискуссиях противоречия формулировались в предельно абстрактной и обезличенной форме: между производством и потреблением; производительными силами и производственными отношениями; между производительными силами и отдельными сторонами производственных отношений; между «новым» и «старым». Основная методологическая установка состояла в том, чтобы  подчеркнуть значение единства сторон, целостности социально-политической системы. Некоторые авторы всерьез рассуждали о том, что при социализме, в отличие от капитализма, единство противоположностей, а не противоречие, является движущей силой развития общества. Мышление в этих категориях не давало возможности перейти к конкретному анализу социальных процессов, к поведению социальных групп и лиц, решающих те или иные вполне конкретные жизненные задачи.

В современной социологической литературе вопрос о связи между противоречием и конфликтом рассматривается известным английским социологом Энтони Гидденсом. «Под конфликтом, — пишет он, — я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон. В отличие от конфликта понятие противоречия относится к некоторой структуре. Оба эти понятия весьма близки между собой, т. к. противоречие выражает уязвимое место, слабое звено в конструкции социетальной системы. Вместе с тем противоречие указывает на разделение интересов между различными группами и категориями людей, в том числе и между классами»3.

Гидденс далее подчеркивает, что социальные противоречия связаны с различиями в образе жизни людей, принадлежащих к разным социальным группам, и неравенством их жизненных шансов, которые в свою очередь определенным образом влияют на формирование картины мира. Но противоречия далеко не всегда влекут за собой конфликты. Для превращения противоречий в конфликты необходимо осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация поведения. Пока  противоположность интересов не осознана, конфликт, как полагает Гидденс, еще не наступает.

Несколько иной ракурс проблемы конфликта выявляется при попытках вывести социальную напряженность из уровня удовлетворения базовых потребностей людей и социальных групп. Именно такой подход к проблеме демонстрирует Питирим Сорокин при выяснении вопроса о причинах социальных конфликтов и революций. «Непосредственной предпосылкой всякой революции, —пишет он, — всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения.

Если пищеварительный рефлекс доброй части населения «подавляется» голодом, то налицо одна из причин восстаний и революций; если подавляется инстинкт самосохранения деспотическими экзекуциями, массовыми убийствами, кровавыми зверствами, то налицо другая причина революций… Если «подавляется» собственнический инстинкт масс, господствует бедность и лишения, и в особенности, если это происходит на фоне благоденствия других, то мы имеем еще одну причину революций»4. Среди подавленных инстинктов, потребностей и рефлексов, которые вызывают социальное напряжение, взрыв и конфликт, П. Сорокин выявляет, помимо перечисленных выше, потребности коллективного самосохранения (семьи, религиозной секты, партии), потребность в жилище и одежде, половой рефлекс, инстинкт самовыражения и интерес к соревновательности, творческой работе, приобретению разнообразного опыта, потребность в свободе.

Как видим, указание на связь потребностей и конфликтов, рассмотрение источника конфликтов в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, позволит гораздо ближе подойти к анализу социальных конфликтов.

Следующий шаг по пути конкретизации конфликтов связан с разработкой вопросов социального равенства и неравенства. Положение людей и соответствующий ему уровень социальных притязаний определяются не вечными инстинктами, а сопоставлением с другими людьми. То, что является причинным уровнем жизни для одних людей, другими может рассматриваться как бедность и нищета. Важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества. Именно в этой связи встает вопрос не только о равенстве и неравенстве в уровне благосостояния, но и о сопоставлении жизненных шансов различных социальных групп. Как показал опыт советского общества, само по себе стремление к всеобщему равенству не может рассматриваться в качестве блага; оно часто приводит к уравнительности, к угасанию стимулов творческой деятельности и инициативы. Неравенство, в том числе и социальное, неустранимо. Более того, оно имеет положительное значение для

общества в целом, т. к. оказывается важнейшим источником состязательности, конфликтности, стимулирующим жизненную энергию человека. Неравенство, как и социальный конфликт, содействует мобилизации жизненной энергии, влечет за собой необходимость социальных изменений, в том числе и в организации общественной жизни. Применительно к социальному конфликту неравенство социальных положений означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообществ людей. Поэтому в определение природы конфликта включается и проблема ресурсов как средств достижения социальных целей.

Однако здесь возникает центральный вопрос, на который указывает Р. Дарендорф. Кто и каким образом распоряжается ресурсами? Иными словами, в чьих руках находится власть? Этот вопрос безусловно связан с определением самой власти, которая представляет собой совокупность социальных позиций, позволяющих одной группе людей распоряжаться деятельностью других групп людей.

Именно здесь заложен центральный конфликт в любой системе общественных отношений. Люди делятся между собою не на богатых и бедных, не на образованных или необразованных, не на тех, кто обладает недвижимостью и тех, кто живет на зарплату, а на тех, кто участвует во власти и кто не участвует в ней. Точнее, все названные деления существуют и имеют определенное значение, в том числе и для формирования конфликтов, но в сравнении с признаком участия или неучастия во власти иные признаки имеют второстепенное или третьестепенное значение.

Помимо трех названных подходов к объяснению социальных конфликтов существует и четвертый, который может быть охарактеризован как нормативно-ценностный. Согласно этой точке зрения, которая идет от Э. Дюркгейма и Т. Парсонса, несовпадение целей и интересов людей или соответствующих групп есть главная причина конфликтов5.

Все выделенные выше позиции (помимо первой) имеют в своем основании некий общий фундаментальный теоретический вопрос: о природе интереса и о способе его осознания действующим субъектом.

Ныне в российском обществе доминирует социальная нестабильность. Кризисное состояние общества сопряжено с разрушением общественных связей и с диффузным характером социальных интересов. Возникает такая ситуация, когда на первый план выдвигается не «выражение» интересов, как якобы неких объективно заданных параметров, определяемых социальным положением субъекта, а полагание интересов, связанных с их декларированием и отстаиванием в конфликте. Сами реформы и социально-политические преобразования в России для многих людей означают необходимость переосмысления интересов, нахождения новых точек опоры как в жизненной философии, так и в практических формах социального поведения. Это справедливо не только применительно к отдельным индивидам и личностям, но и к социальным группам, институтам, странам и государствам 6.

За недостатком места мы не будем сейчас касаться иных вопросов фундаментального характера. Подчеркнем лишь еще раз, что важнейшим средством выхода из кризиса и преодоления насильственных конфликтов остается современная рациональная политика, учитывающая при декларации и формировании проводимых в жизнь интересов реакцию противоположной стороны в конфликте.

Социология конфликта, следовательно, органически связана с признанием дискурсивного характера теоретического знания и переходом к «рефлексирующей политике», суть которой не в силовой аргументации, а в превентивном учете интересов противоположной стороны. Именно в силу этого обстоятельства она может восприниматься традиционалистами, которые исходят из прежних представлений о взаимосвязи «окостеневших» интересов и государственных структур, как «предательская политика», руководствующаяся интересами противника, врага или оппонента. При этом, разумеется, не принимается во внимание тонкость разграничения употребляемых здесь понятий: «руководствоваться» интересами или «принимать их во внимание». В рамках теории среднего уровня Программа исходит из того, что первостепенными и наиболее значимыми конфликтами, разворачивающимися в  пространстве России и СНГ, оказываются три: политический, социальный и национально-этнический. Обособленное рассмотрение этих трех форм конфликта позволяет констатировать, что они разворачиваются по поводу ценностей, имеющих различную природу. Политический конфликт — конфликт по поводу власти, доминирования, влияния, авторитета. Социальный конфликт — в узком смысле слова — конфликт по поводу средств жизнеобеспечения: уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала,

уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам. В социальной политике западных государств в поле зрения правящих структур постоянно находится традиционный конфликт между двумя подсистемами социального целого: системой благосостояния и системой труда. Действующими лицами в этом конфликте выступают профсоюзы и предприниматели. Каждая из сторон формирует свои группы давления на правительство, которое принимает соответствующие решения не без учета интересов сторон. При этом концепция социального государства, защищающего интересы неприбыльных сфер — науки, культуры, образования, здравоохранения — не противоречит концепции рыночных отношений, действующих в области чистой экономики.

Предметом столкновения и конфликта в третьей области являются права и интересы этнических и национальных групп. Часто эти конфликты связаны со статусными и территориальными притязаниями. Суверенитет народа или этнической группы оказывается в данном случае доминирующей идеей в конфликте.

Суть вопроса, однако, в том, что рядоположенное рассмотрение всех названных выше форм конфликта не дает ключа к их пониманию. Их можно понять только как взаимопроникающие конфликты, как такие столкновения, где каждый из них составляет питательную среду для других. Две волны шахтерских забастовок, потрясших страну в 1989 и 1991 гг. показывают, как именно социальный конфликт превращается в политический. Наблюдатели и исследователи шахтерских забастовок отмечают, что во многих случаях ситуация искусственно обострялась и «раскачивалась» в связи с политическими интересами.

В еще большей мере доминирующая роль политики сказалась в национально- этнических конфликтах. Несомненно, что динамика этноконфликтов во многом предопределялась и предопределяется тем, насколько сильны притязания на власть новых элит, выросших в рамках старых структур и отторгнутых как от участия во власти, так и в культурном самоопределении соответствующих национальных общностей. Местная этнократия, поддерживаемая центром, не подпускала к процессу принятия решений представителей новой элиты, благодаря чему они вынуждены были облекать свои притязания на власть в форму национально-этнических или националистических интересов. Процесс реформирования отношений благодаря этому пошел не по пути обновления кадрового состава в рамках прежней структуры и постепенного обновления институциональной структуры общества (английский вариант реформ), а по пути слома самих структур, с огромным упором на необходимость смены символики

прежнего времени (российский вариант преобразований). Борьба за изменение символики сопряжена с традиционной идеологизацией российского общества и российской политической культуры, но она вместе с тем выполняет роль выпускного клапана, переключая внимание общественности на формально- идеологические аспекты преобразований в противоположность содержательным.

Разработка проблематики конфликта на уровне специальных  социологических теорий позволяет прийти к выводу относительно доминирования политического конфликта во всех развертывающихся ныне конфликтных ситуациях. Практическое следствие, вытекающее отсюда, состоит в необходимости рационализации политики, повышения политической культуры новой политической элиты. Естественно, это предполагает более глубокое и развернутое понимание функций,

задач, возможностей политических институтов, властных структур различного рода, механизма представительства интересов, делегирования полномочий, соотношения обязанностей выборных органов и их аппарата, правил и норм парламентской деятельности, способов ведения переговоров, благодаря которым разрешаются или регулируются возникшие конфликты. Особое значение в нынешней политической практике приобретают средства массовой информации: освещение событий в том или другом плане может содействовать либо провоцированию, либо урегулированию конфликтных ситуаций.

Третий уровень исследований, о котором мы говорили в самом начале, эмпирический. В перспективе это направление исследований могло бы привести кпостроению системы отслеживания индикаторов всех трех форм конфликтов, что в свою очередь было бы весьма важно как для теоретических разработок, так и для практического политического знания.

В разрабатываемой системе эмпирических показателей социальной напряженности и конфликтности обратим внимание на некоторые просматриваемые тенденции. 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Coser L.A. The functions of social conflict. New York, 1956; Kriesberg L. Social conflicts. Prentice—Hall,

1982; Burton J., Dukes F. Conflict: Practices in management, settlement and resolution. New York, 1990.

2. Dahrendorf R. Class and class conflict in industrial society. 1959. P. 161—163.

3. Guldens A. The constitution of society. Cambridge: Polity Press, 1989. P. 198—199.

4Сорокин Питирим. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. С. 272—273.

5. См., например, у Л. Крисберга: «Социальный конфликт существует в том случае, когда две или большее количество сторон убеждены в том, что цели их деятельности несовместимы» (Kriesberg L.Social Conflicts. Prentice—Hall, 2-nd. 1982. P. 17.)

6. В этой связи весьма существенны соображения, высказанные Фрэнсисом Фукуяма, консультантом Рэнд-корпорейшн (США): «Попытки определить «объективный» национальный интерес ни к чему не приведут. Реальные «базовые» национальные интересы, безусловно, существуют, однако они обычно минимальны и не являются решающими при определении государственной внешней политики. Государства обладают значительным запасом свободы в определении своего национального интереса, и то, что сейчас подразумевается под понятием «национальный интерес», в действительности скрывает массу идеологических, политических, исторических и культурных точек зрения относительно целей государства, внешнего окружения и т. д. Таким образом, когда говорят, что Россия или какая-либо другая страна должна следовать ее национальному интересу, вопрос о том, что это за интерес, остается» (см.: Фукуяма Ф. Неясность «национального интереса» // Независимая газ. 1992. 16 окт.).

7. Известный политолог Л. Шевцова констатирует: «Нынешние темные и запутанные закоулки власти слишком удобны для того, чтобы уже попавшие вовнутрь могли спокойно заниматься собственными делами» (см.: Муки безвластия // Известия. 1992. 3 нояб.). На социологическом языке это называется быстрым процессом окостенения бюрократических интересов. 

(Здравомыслов А. Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта // Социология российского кризиса. — М. «Наука», 1999).

_____________

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ — НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА КОНФЛИКТОЛОГИЮ В РОССИИ

Конфликтология и конфликты

Исследуйте фонику приведенных отрывков. На­зовите звукоподражательные и звукообразные слова и определите их стилистическую функцию

Подобный материал:

  • 5 Особенности научного стиля, 250.15kb.
  • Перепишите следующие предложения и переведите их на русский язык, 49.19kb.
  • Контрольная работа по литературе 1 уровень Основная идея «Слова о полку Игореве», 55.24kb.
  • Урок Тема: Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик.», 25.2kb.
  • Тема: «Уравнения» Цели. Образовательные, 198.56kb.
  • Г книга; д писатель, 101.61kb.
  • 6. По приведенным фрагментам определите автора и название произведения. Какие приемы, 36.31kb.
  • Решение. Найдем значение параметра, 157.68kb.
  • Тест по художественным произведениям, указанным в списке литературы. За тест можно, 125.68kb.
  • Н. А. Некрасов широко использует фольклорные элементы поэтики. Определите художественные, 40.01kb.

вают удачны лишь в том случае, если они образованы по уже имею­щимся в языке образцам.)

Выправьте текст. За справками обращайтесь к словарю-справоч­нику «Новые слова и значения».

1. Накануне новогодия особенно хочется отметить ра­боту Н. К. Климовой, Е. Ф. Гречишкиной, М. М. Гордее- вой. 2. Мы можем увеличить производство птичины до 100 центнеров. 3. Звук был похож на отдаленные раска­ты грома, цвет был молнийным, запах — грозовым. 4. В школе много отличников и хорошистов. 5. Первыми голосуют столовщица санатория Л. В. Самозванцева, ка­менотес завода строительных материалов Исай Алиев, рабочий А. А. Козлов. 6. В одно из воскресений в больни­це навестили меня соклассники вместе с классным руко­водителем Марией Кирилловной Гончаровой. 7. Каждый актер знает, каким сотворцом спектакля и актера являет­ся зритель. 8. На ферме круглогодовой отел коров. 9. Иг­ра пожилого актера в такой роли вызывает у зрителей улыбки, тогда как с молодым мы бы сопереживали его промахи. 10. Дорога извивается между облесенными от­рогами Гималаев. 11. Сутарман сначала был клерком на какаовой плантации. 12. Был продемонстрирован ново- найденный астрономический прибор. 13. Теория проис­хождения больших внутренних магнитных полей на яд­рах еще далека от удовлетворительности. 14. Победите­ли — команды и личники — награждены грамотами и ценными подарками. 15. Как-то водитель Клименко, ко­торый работал на загородном маршруте, не обилетил не­сколько пассажиров. 16. Поступили в продажу малодет­ские фетровые сапожки. 17. В борьбе за новое большую роль должны играть наши комсомольские прожекторис­ты. 18. Первые две ездки прошли удачно, а с третьей при­шлось поволноваться. 19. Важность и практическая цен­ность этих препаратов самоочевидны. 20. Этот шлак при выпуске расплава не удаляется нацело. 21. Курцы забы­ли о перекурах. 22. На докладе тов. Ганнова выяснилось, что штат ремонтного цеха недоукомплектован. 23. Нас интересовала событийная хроника. 24. Необходимо оциф­ровать статью. 25. Хотя мы самообслуживались, офици­антка принесла нам из буфета пиво. 26. Прежде всего предстоит в короткие сроки наладить выпуск новых при­цепных и навесных орудий, которые могли бы агрегати- роваться с мощными, скоростными тракторами. 27. По- творчески подошли к заказу рабочие. 28. Люди на базе не сидят без дела, а штабелюют и укладывают грузы в помещение. 29. В книге описывается опытническая рабо­та по шелководству, проводимая на учебно-опытном уча­стке школы. 30. Водитель хватается за голову, извиняюще заявляет — не обратил внимания. 31. Комиссия отметила недоохват детей учебниками. 32. Надо дооформить агит­пункт. 33. Наступление на низкоурожайные луга, на вся­кого рода неудобицы будет продолжаться и в этом году. 34. Мы зашли в столовку. 35. Молодежь стремится быть боевитой.

Упражнение 144. Найдите неудачно образованные неологизмы. Исправьте текст там, где это необходимо.

1. Многие из них стали значкистами «Готов к защите Родины». 2. Загляд в будущее. 3. Наши конические мель­ницы — высокопроизводительные, малоэнергоемкие и ма­логабаритные современные машины с коэффициентом по­лезного действия 0,65—0,70. 4. Что касается телефонов, то в настоящее время заканчивается калибрование ряда домов, по окончании которого будет налажена телефон­ная связь. 5. Обычно это малотекучие и высококипящие жидкости, такие, как дибутилфталат, диоктилсебацинат, фталаты высших спиртов и др. 6. Вольфрам с меньшим диаметром применяется для навивки сеток приемноусили- тельных ламп, с большим — для сеток мощно-генераторных ламп с высокой термической нагрузкой. 7. Он не раз задумывался над причинами низкой читаемости ряда пе­дагогических статей. 8. Одновременно ужесточаются тре­бования к равномерности параметров эпитаксиального слоя. 9. Имел место недотоп во многих зданиях. 10. На за­вод приехали для проведения исследования охранники труда из московского вуза. 11. Когда мы вернулись из Холмогор в Архангельск, писатель-архангелогородец, по­вел нас смотреть Соломбалу. 12. Сейчас наступает время, когда кронаторы действуют особенно ретиво. 13. Осуще­ствляется кронирование деревьев на улицах Тульской об­ласти. 14. Школьники признавались, что им было сдела­но замечание со стороны района за то, что они в своей опытнической работе не обращают внимания на столь важную культуру, как картофель. 15. …Они оказывают на растение великое чудодействие. 16. Он был противни­ком голой рецептурности. 17. Это грузчики нашего цеха. Образовательная подготовка у них различная. 18. К пер­вомайскому празднику выпустили новый автомат для из­готовления алюминиевых колпачков и укупорки ими вин­ных бутылок. 19. О бюллетенщиках был особо поставлен вопрос. 20. Т. Бобкова поблагодарила школьников и рас­крепила их по различным участкам.

Упражнение 145. Отметьте в приведенных ниже предложениях случаи немотивированного употребления буквенных аббревиатур и сложносокращенных слов.

1. Надо прямо сказать, что ни администрация, ни ИТР не заинтересованы в этом деле. 2. Отмечена работа ВОИР, которая могла быть еще лучше. 3. На ЕТС отме­чается заметное похолодание, ветер северо-западный, циклон с глубокой ложбины сместился с севера. 4. Пом­реж Галя быстро, по-хозяйски складывала газету. 5. Со­стоялось обсуждение заявления отделения худфонда о том, что в нашем хозучреждении свил себе гнездо носи­тель чуждой морали Н. П. Расторгуев. 6. Сверловщица Никитина сейчас готовится поступить на подкурсы, что­бы в дальнейшем получить высшее образование. 7. После работы мы отправились в душкомбинат. 8. Санактивисты часто посещают квартиры трудящихся. 9. Ахматский сплавучасток мог бы работать еще лучше.

V. Употребление фразеологических средств языка

Упражнение 154. Исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки в употреблении фразеологических оборотов и устойчивых сло­восочетаний. (Помните, что при употреблении фразеологических средств языка иногда возникает перемещение и контаминация компо­нентов близких по значению фразеологизмов и устойчивых словосо­четаний, пропуск, замена, вставка слов. Так, в предложении Качество выполненной работы заставляет желать много лучшего искажено ус­тойчивое словосочетание оставляет желать лучшего. В предложении Вряд ли надо было из-за такого пустяка ломать дрова возникла ошибка в результате контаминации близких по составу и структуре устойчивых оборотов наломать дров и ломать копья из-за чего-ни­будь, а в предложении Николай поднял тост за своих новых друзей — произошла контаминация устойчивых оборотов провозгласить тост и поднять бокал.)

Укажите предложения, в которых употребление фразеологизмов и устойчивых словосочетаний не мотивнровано контекстом.

1. 4 декабря Остольский выломал дверь одной из кла­довых и унес находившиеся там два мешка картофеля в свою кладовую и был пойман с поличными. 2. Кончится тем, что Оля станет басней во языцех для всей улицы. 3. Оба они словно братья-близнецы, капля в каплю похо­жи друг на друга. 4. Так из годов в года идет народ велик и нетленен. 5. В цехе предали благодушию вопросы вы­явления нарушений правил техники безопасности. 6. Один за одним вышли из прибрежных кустов друзья- товарищи. 7. Читая статьи о музыке, Таня удивлялась и завидовала способности людей разбирать все особенно­сти и тонкости мелодий, хотя, кажется, все чувствовала до самого дна, волновалась и не могла высказать. 8. Фи­лиал завода металлоизделий утопает в мусоре. 9. А сов­сем недавно Семенова хвалили и пели ему фимиамы.

    1. 16 октября утром оккупанты в панике сняли якоря.
    2. Дело еще. осложняется тем, что в конторе поезда всех меряют под одну гребенку. 12. Каждая новая экспедиция приносит свой вклад в дальнейшее изучение Антарктиды на благо науки и прогресса человечества. 13. А ведь тут и зарыт секрет самовоспитания в коллективе. 14. Изуче­ние новых материалов дает свои плоды. 15. На этот раз шахматисту не повезло, он получил фиаско. 16. Взяв на себя такие обязательства, мы должны теперь работать не покладая сил. 17. Петр на скорую руку умылся, одел­ся, перекусил и вышел на улицу. 18. Одного Юра только побаивался — как бы нам не вломили по первое число. 19. В заключение остановимся еще на одном вопросе, ко­торый сейчас только намечается и по существу еще не ставился петрографами, хотя уже стоит в порядке дня геофизики. 20. — Сто лет живи, сто лет учись! — сказал мастер, отечески поглядывая на Витю. 21. Ольга никогда не пряталась за чужую широкую спину. 22. Строители сдали производственный корпус с недоделками, а теперь нам приходится собирать плоды. 23. Пренебрежение к то­му, что танцует наша молодежь, достигло геркулесовых столпов. 24. Мы живем богато, хороши наши дома — полные чаши. 25. Машину шофер, как говорят, «разделал под орех», и ремонт, надо думать, обойдется ему в боль­шую копеечку. 26. От беды-несчастья никто не застрахо­ван. Нагрянут нежданно — и ничего не попишешь, рука­ми не развезешь. 27. И мастер решил положить браку ко­нец навсегда. 28. Спартаковцы пожали успех и во второй группе. 29. То была последняя капля, которая переполни­ла его терпение. 30. Прибыло в полку и у главного инже­нера треста А. Никитина, который возглавляет секцию любителей рыбной ловли. 31. Каждый день в ворота стан­ции технического обслуживания автомобилей въезжают машины самых разнообразных марок. Они попадают сю­да с многочисленными «недугами», а вскоре возвращают­ся в строй отремонтированные, как часы. 32. Только за последние десять лет здесь вступило в действие свыше восьми тысяч промышленных предприятий. 33. Федор принялся разделывать своих дружков по первое число. 34. Рабочие предприятия обязаны использовать до дна имеющуюся технику и резервы. 35. Но положение здесь остается из ряда вон плохим. 36. Ученый уважал своих предшественников и воздавал должную дань их трудам. 37. Процесс показал, какие тяжкие последствия повлекло это «частное дело». 38. Результат не замедлил себя ждать. 39. Женившись на крепостной крестьянке, граф низко пал в свете. 40. — Я живу в этом городе без году месяц, — ответил Николай.

Упражнение 155. Устраните ошибки в употреблении фразеологиз­мов (контаминация, отклонение от грамматической формы компонен­тов фразеологических оборотов, замена предлогов, неоправданное расширение (лишние слова) и сокращение состава фразеологизма, искажение их смысла, неуместные каламбуры, проявление необраз­ного значения устойчивого оборота и т. д.). За справками обращай­тесь к «Фразеологическому словарю русского языка».

1. Лесные насаждения оказывают также положитель­ную роль на водно-физические свойства почвы. 2. Роль истопника пришлось выполнить Ивану Петровичу. 3. Во время войны целлюлозно-бумажная промышленность по­терпела огромные разрушения. 4. И очень хорошо, когда их на этом пути постигает удача. 5. Львиную часть дня занималась она мелкими текущими делами. 6. Ведь то, что не по плечу стенной газете, возложено на обязанности фабрично-заводской многотиражки, районной или об­ластной, отраслевой или центральной газеты. 7. Люди жи­вут трудно и весело, и все у них нараспашку — горе, ра­дость, труд, любовь. 8. Шофер завода Н. Звонов участвовал в первенстве области по поднятию тяжестей и занял первое место. 9. Лесоводственный уход (осветление дуба и омоложение кустарников) еще не производился, хотя в таком уже имеется явная необходимость. 10. В конечном итоге такое неблагоприятное окружение заметно снижает биологическую устойчивость дуба. 11. Чаша терпения лопнула. 12. Живое внимание слушателей вызвал рассказ о знатной доярке. 13. Недостаточное внимание отводится прополке свеклы. 14. Особое значение отводится механи­зации. 15. Книга оказала большую пользу читателям. 16. Большой удельный вес занимает эта культура. 17 Каждый элемент несет определенную функцию. 18. Ре­визия вывела на свежую воду многое из того, что не хотел показать директор магазина. 19. Шестеро мужчин кля­лись, убеждали один одного. 20. Смысл его тот, что само­дурство, в каких бы умеренных формах ни выражалось, ведет, по малой мере, к обезличению людей, подвергших­ся его влиянию. 21. На щит поднимается женственность, волосы снова отращиваются, носить короткую стрижку стало невозможно. 22. Он (насос) довершил задачи полу­чения сверхглубокого разряжения.

VI. Употребление лексических образных средств языка

Упражнение 157. Оцените стилистический эффект приведенных ниже эпитетов. Укажите на связь образного и необразного представ­лений, содержащихся в словах, употребленных в переносном зна­чении.

1. Грешная голова, добрый казак, лютая смерть, мо­лодая кровь, сырая земля, чистое поле, вечно-изменчивое море, глухоответная земля, дюженогие запорожцы (Г.).

2. Холодный ужас, злобная унылость, леденящая вежли­вость, трусливая дерзость, благородное кипение, глухое беспокойство, изнеженная небрежность, изящное смире­ние, пленительная веселость, забавное бессилие, застен­чивая развязность, тоскливая скука (Т.). 3. Беззаветно- нелепая улыбка, пенкоснимательно-разнообразные разго­воры, наглухо-забитые головы, административная нрав­ственность, административный бег, административные поцелуи, либерально-полицейские разговоры, мелькательная способность, топительная программа, размазисто- стыдливо-пустопорожнее витийство, потрясательная практика, подслушивательный интерес, умильно-почти- тельно-преданное выражение, обуздывагельный проект, хлевное ликование, отвратительно-проницательная улыбка, головокружительные увеселения, просветитель­но-опустошительные подвиги (С.-Щ.). 4. Гнилые слова, паутина серых слов, серая стена однообразных людей без лиц, фарфоровое лицо, тусклые глаза, скользкий звук го­лоса, мертвое безучастие, густой тяжелый голос (М. Г.). 5. Стопудовая весть, слезливый восторг, холеное горло дворца, раскатистые коридоры, нацеленные зияющие за­главия (М.).

Упражнение 160. Выделите в приведенных ниже отрывках из произведений художественной литературы слова, употребленные в переносном значении, определите виды тропов (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, аллегория, ирония и проч.). Укажите, с какой стилистической целью использованы писателями образные лексические средства. Установите связь между образным и необразным представлением, содержащимся в словах, употребленных в переносном значении.

1. Тогда божественны науки чрез горы, реки и моря в Россию простирали руки… (Лом.) 2. Ты все пела? — Это дело (/Ср.). 3. Утешится безмолвная печаль, и резвая за­думается радость (П.). 4. …Меж тем как сельские цик­лопы перед медлительным огнем Российским лечат мо­лотком изделье легкое Европы, благословляя колеи и рвы отеческой земли (П.). 5. Все спит — и человек, и зверь, и птица (Г.). 6. Если будете подходить к площади, то, вер­но, на время остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа, удивительная лужа! единственная, ка­кую только вам удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа! (Г.). 7. Ключом хлынула вверх алая, как надречная калина, высокая дво­рянская кровь (Г.). 8. Дивно устроен свет наш… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой малень­кий рот, что больше двух кусочков никак не может про­пустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Г.). 9. Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи: Мороз-воевода до­зором обходит владенья свои (Я.). 10. Коса ее развилась и темной змеей упала к ней на плечо (Г.). 11. Вся его (Базарова) гордость так и поднялась на дыбы (Т.).

    1. Фенечка сидела в своей комнате, как мышонок в нор­ке, но Базаров и тут остался холоден, как лед (Т.).
    2. Дуняша… посматривала на него, пробегая мимо пере- пелочкой (Т.). 14. По ее бледному лицу бегали розовые пятна, а в каждом пятне сидела злоба (Ч.). 15. Ради праздничного парада вышли они (звезды) на небо все до одной, от мала до велика, умытые, обновленные, радост­ные, и все до одной тихо шевелили своими лучами (Ч.). 16. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но тем не менее ее не вид­но… (Ч.) 17. Море улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок (М. Г.). Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады (М.Г.). 19. Свободная подруга Человека, Мысль всюду смотрит зорким, острым глазом и беспощадно освещает все… (М. Г.) 20. Мысль освещает в дряблом сердце Дружбы ее расчетливую осторожность, ее жесто­кое, пустое любопытство, и зависти гнилые пятна, и кле­веты зародыши на них (М. Г.). 21. …Луна… выплыла из- за мохнатых вершин гор и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу… (М. Г.) 22. Мы с ним лежим на песке у громадного камня, ото­рвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом, — у камня печального, хмурого (М Г.). 23. По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения (М. Г.). 24. Одна из волн игриво вкатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима (М. Г.). 25. Ласковая мгла юж­ной ночи, важная задумчивость гор, черные тени на пыш­ных зеленоватых гребнях волн, стремление остановить их движение, заглушить мелодичный плеск воды и вздохи пены, тайная тишина… (М. Г.). 26. Смерть глядит, и тихо пламень гнева гаснет в ее черепе пустом… (М. Г.)
      1. Ночь выслала в дозор тысячи звезд, чтобы я еще раз посмотрел на них. И светлую луну выслала тоже (Гайд.).
      2. Краешек луны, выскочив в прореху разорванной тучи, озарил дорогу (Гайд.). 29. Липы стояли, облокотившись о заборы палисадников, как скучающие красавицы (Ант.). 30. Занавеска ластится о плечо (Ант.). 31. Тара­торят колеса поезда (Ант.). 32. Двуколка бежала, пере­валиваясь в колеях с боку на бок (Ант.). 33. Сверкнули косые и упругие прутья ливня (Ант.). 34. Ветер мел по дороге лохмотья пыли (Ант.). 35. Скоро, скоро зеленым пожаром запылают на солнце сады (М. Ис.).

устала Степями скакать… Отряд не заметил Потери бойца И «Яблочко» — песню Допел до конца. Лишь по небу тихо Сползла погодя На бархат заката Слезинка дождя…

Упражнение 167. Сопоставьте две редакции отрывков из произ­ведений разных авторов. Отметьте, какие изменения внесены в текст новой редакции (отказ от использования образных лексических средств языка или введение их в текст), чем они обусловлены.

До исправления

Фижмы, как почтен­ные форпосты, защищали их узкую талию.

Он небрежно, ловко и распущенно сидел на сво­ей замечательной поро­дистой лошади.

Пишу о том времени, которое еще живо в памя­ти живых людей.

От наших ног вниз до самой земли тянется по­катая ледяная плоскость, в которую кокетка-солнце глядится, как в зеркало.

…Если же она рискнет полететь в пропасть на та­кой утлой ладье, как крупкие санки, то она, ка­жется, умрет или по мень­шей мере сойдет с ума.

…Она, как в те разы, бледна, еле дышит от страха и дрожит, как лист…

Я не мужик сивола­пый, ваше высокородие.

И Фома, глядя на во­ду, чувствовал себя ока­меневшим.

Кирилл Иванович… стал смотреть глазами любви и восторга на не-

После исправления

Из пышных фижм воз­вышалась, как стебель, их узкая талия… (П.)

Он красиво сидел на своей замечательной по­родистой лошади (Л. Т.).

Пишу о том времени, которое еще цепью живых воспоминаний связано с нашим… (Л. Т.)

От наших ног до самой земли тянется покатая плоскость, в которую солнце глядится, как в зеркало (Ч.).

…Но что же будет, ес­ли она рискнет полететь в пропасть! Она умрет, сойдет с ума (Ч.).

…Она, как в те разы, бледна, еле дышит от страха, дрожит… {Ч.)

Я не мужик, я унтер- офицер, отставной каоте- нармус… (Ч.).

И Фома, глядя на во­ду, окаменел (М. Г.).

Кирилл Иванович… стал смотреть глазами любви и восторга на со-

счастного создателя все­общего спасения.

Море развернулось пред ними, уходя далеко вдаль, где из его вод вы­плывали на небо полные тучи.

И Гаврила понесся на крыльях мечты.

Но он не сделал двух шагов, как Гаврила стал на одно колено и, широко размахнувшись в воздухе, бросил в него крупный ка­мень.

Лодка пошла быстры­ми, нервными толчками, с шумом разрезая воду.

Все эти звуки, нере­шительно колыхаясь, сто­ят в небе над гаванью, как бы боясь всплыть вы­ше и исчезнуть в нем.

В груди ее птицей би­лась и пела острая ра­дость.

зидателя будки всеобщего спасения (М. Г.).

Море развернулось пе­ред ними, уходя в синюю даль, где из вод его взды­мались в небо горы обла­ков (М. Г.).

И Гаврила полетел на крыльях мечты (М. Г.).

Но он не сделал и пяти шагов, как Гаврила кош­кой изогнулся, вскочил на ноги и, широко размах­нувшись в воздухе, бро­сил в него крупный ка­мень (М, Г.).

Лодка точно испуга­лась и пошла быстры­ми нервными толчками (М. Г.).

Все эти звуки, мятеж­но колыхаясь, стоят низ­ко в небе над гаванью (М. Г.).

В груди ее птицей пе­ла радость (М. Г.).

Упражнение 168. Отметьте в приведенных ниже предложениях случаи неправильного использования переносного значения слов. (Помните, что, если нет связи между переносным значением слова и прямым, связи образного и необразного представлений, содержащих­ся в слове, употребление переносного значения оказывается немоти­вированным. Так,


Подождите!

Не закрывайте страницу. Нейросеть пишет ответ. Он появится тут.

Этот ответ написан нейросетью.

Искуственный интеллект во многом преуспевает, но в некоторых областях может давать неточные ответы.
Если вам не понравился ответ, попробуйте задать его более развёрнуто и конкретно, используя точные параметры.

Ответ нейросети:

Ошибкой MSE (Mean Squared Error) называется средний квадрат разности между предсказанными и истинными значениями. Она используется в задачах регрессии для оценки качества модели. Чем меньше значение MSE, тем лучше качество модели.

Для расчета MSE необходимо выполнить следующие шаги:
1. Вычислить разность между предсказанными и истинными значениями для каждого примера в выборке
2. Возвести каждую разность в квадрат
3. Найти среднее значение квадратов разностей для всех примеров в выборке

Реализация функции MSE на Python выглядит следующим образом:

def mse(y_true, y_pred):

    """

    Функция для расчета ошибки MSE



    :param y_true: ndarray, массив истинных значений

    :param y_pred: ndarray, массив предсказанных значений

    :return: float, значение MSE

    """

    n = y_true.shape[0]

    mse = ((y_true - y_pred) ** 2).sum() / n

    return mse

В данном примере функция принимает на вход два массива, y_true и y_pred, содержащие истинные и предсказанные значения соответственно. С помощью метода .shape[0] определяется количество элементов в массиве y_true. Затем вычисляется разность между массивами y_true и y_pred, каждый элемент которой возводится в квадрат. Результаты суммируются и делятся на количество элементов в массиве y_true, получая среднее значение квадратов разностей. Это и есть значение ошибки MSE, которое возвращается функцией.

⚠️Зарепортить пост!

Возможно, вам также будет интересно:

  • Каждый человек совершает ошибки латынь
  • Каждый человек имеет право на ошибку главное продолжи предложение осеева
  • Каждый человек должен совершить свои ошибки
  • Каждый учиться на своих ошибках
  • Каждый учится на своих ошибках цитата

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии