Качество социологической информации
- Качество социологической информации
- одна из составляющих качества социологического исследования. В широком смысле под К. с. и. понимают способность любой социологической информации, в том числе результатов социологического исследования, правильно отражать социальную действительность. Более распространенным является понимание К. с. и. в узком смысле, относящемся к характеристике исходных эмпирических данных, полученных в исследовании. Для характеристики К. с. и. в этом плане используется понятие надежности социологической информации. Надежной называют информацию, в которой, во-первых, учтенные ошибки не превышают некоторой заданной исследователем величины; во-вторых, отсутствуют неучтенные ошибки, т. е. ошибки, величину которых исследователь не в состоянии оценить. Ошибки, о которых исследователю известно, могут быть иногда очень большими, но существенно не сказываться па К. с. и. Так, если ошибка репрезентативности составит 20 %, но исследователь намерен экстраполировать данные выборки на генеральную совокупность лишь для случаев, когда разница данных значима (например, превышает 40 %), то эта информация будет выступать как надежная.
Неопределенное в силу общего характера понятие надежности конкретизируется перечислением ошибок, которые учтены, и факторов, контролируемых в исследовании. В зависимости от того, какие именно факторы контролируются, данные называют правильными, точными, валидными и т. п., т. е. в основу классификации различных параметров, характеризующих качество социологической информации, кладется характер ошибок. Ошибки классифицируются на теоретические, связанные с несовершенством теории, положенной в основу используемого средства измерения, неверностью исходных положений, обосновывающих измерительную процедуру, неправильным выбором логической модели изучаемого социального явления (для подобных ошибок в метрологии иногда употребляют термин «квазипогрешности»), и инструментальные, связанные с инструментом исследования и процедурой сбора данных. Инструментальные ошибки делятся, в свою очередь, на случайные и систематические.
Случайные ошибки те, которые при повторных измерениях изменяются по вероятностным законам (так, если результат измерения некоторое число в метрической шкале, то при большом количестве измерений отклонения результата измерения как в одну, так и в другую сторону от истинного значения встречаются приблизительно с одинаковой частотой, и при увеличении числа измерений средняя арифметическая ошибка приближается к нулю). Систематические ошибки при повторных измерениях остаются постоянными (или изменяются по жесткому детерминистскому закону), средняя арифметическая ошибка с увеличением числа измерений не уменьшается. С выделенными типами ошибок связаны определенные характеристики надежности информации. Отсутствие в информации теоретических ошибок называется валидностью (обоснованностью) информации (а также методики, с помощью которой эта информация получена). Полученные данные валидны, если верны теоретические посылки, положенные в основу измерительной процедуры, т. е. если измеряется именно то свойство изучаемого объекта, которое требуется измерить.
Методика сбора социологической информации разделяется на методику отбора единиц исследования и методику собственно измерения (регистрации) характеристик отобранных единиц исследования. Отсутствие в социологической информации ошибок отбора (как случайных, так и систематических) называют репрезентативностью (представительностью), отсутствие систематических ошибок измерения называют правильностью, а отсутствие случайных ошибок измерения-точностью (или устойчивостью) информации. Таким образом, информация является надежной, если она валидна, правильна и точна. Другая классификация даст другие характеристики надежности информации.
Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины.
.
1990.
Полезное
Смотреть что такое «Качество социологической информации» в других словарях:
-
ИЗМЕРЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — один из этапов, необходимых для обеспечения требуемого качества социологич. исследования. Надежность является наиболее общей характеристикой качества эмпирич. данных, полученных в социологич. исследовании. Под надежной понимают информацию, в к… … Российская социологическая энциклопедия
-
ИЗМЕРЕНИЕ ОБОСНОВАННОСТИ (ВАЛИДНОСТИ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — один из этапов измерения надежности социологич. информации. Под обоснованностью информации понимают отсутствие теоре тич. ошибок: полученные данные обоснованы если верны теоретич. посылки, положенные в основу измерительной процедуры, т. е. если… … Российская социологическая энциклопедия
-
ИЗМЕРЕНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — один из этапов измерения надежности социологич. информации (см.). Под правильностью информации понимают отсутствие систематич. ошибок, связанных с процедурой и инструментом исследования. Измерение правильности осуществляется путем выдвижения… … Российская социологическая энциклопедия
-
ИЗМЕРЕНИЕ ТОЧНОСТИ (УСТОЙЧИВОСТИ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — один из этапов измерения надежности информации социологической (см.). Под точностью (или устойчивостью) понимают отсутствие случайных ошибок, связанных с процедурой и инструментом измерения. Теоретич. показателем величины случайной ошибки… … Российская социологическая энциклопедия
-
КАЧЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — его интегральная характеристика. Определяется качеством цели исследования, качеством средств (напр., экономичность, оперативность), качеством процесса исследования (напр., этич. аспекты взаимодействия с исследуемыми) и качеством рез та… … Российская социологическая энциклопедия
-
ИНФОРМАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ — этот термин встречается в лит ре, когда говорят о данных, с к рыми работает в ходе исследования социолог. Выделяется первичная и вторичная И.с. Первичная И.с. это все те сведения об объектах социологич. исследования, к рые могут быть получены с… … Российская социологическая энциклопедия
-
Паниотто, Владимир Ильич — … Википедия
-
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ — один из основных способов развития социология, знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя (или исследовательского коллектива) на ограниченных, заранее более или менее строго определенных задачах. Всякое И.с … Российская социологическая энциклопедия
-
ВЫБОРКА НЕСЛУЧАЙНАЯ — способ отбора единиц совокупности, принцип к рого отличен от случайного. Как и для вероятностного (случайного) способа отбора, основная цель неслучайного отбора состоит в получении совокупности, репрезентирующей изучаемую. Однако в отличие от… … Российская социологическая энциклопедия
-
ВЫБОРКИ КОРРЕКТИРОВКА — процедура приведения структуры совокупности выборочной (см.) в соответствие со структурой совокупности генеральной (см.) по одному или нескольким контролируемым признакам. Контролируемыми могут быть любые признаки, инвариантные задачам… … Российская социологическая энциклопедия
Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
Скачиваний:
6
Добавлен:
07.03.2016
Размер:
904.12 Кб
Скачать
Социологические исследования: методологические аспекты
—научно-методическое обеспечение (перевод методологических требований на язык методических и технологических схем);
—научно-организационное обеспечение (реализация операционально-техни- еских задач).
61
Часть вторая
Òåìà 6.
Социологическая информация: параметры качества
1. Качество информации: основные понятия и показатели.
Âметодической литературе по социологии встречается около десятка терминов, описывающих различные параметры качества информации. Необходимо отметить при этом, что у разных авторов они трактуются по-разному, да и при переводе с иностранных языков (в основном с английского) на русский возникают лингвистические диссонансы. Обратимся к определению этих терминов (понятий).
«Достоверноñòü социологической информации определяется как свойство, характеризующее степень адекватного отражения особенностей изученных социальных явлений и процессов. Устойчивоñòü представляет собой свойство информации сохранять свою полезность в течении определенного периода времени. Наконец, репрезентативность характеризуется тем ареалом, на который могут быть распространены полученные результаты социологического исследования» [69, с. 17-18].
«По-разному интерпретируется и термин «надежноñòü». Если одни авторы связывают это понятие только с устойчивостью информации (главным образом во временном аспекте), то другие дают этому термину расширительное толкование, включая сюда и аспект достоверности и даже репрезентативности… Точ- ность не является самостоятельным свойством информации (наряду, например, с достоверностью), а характеризует лишь интенсивность обладания теми или иными свойствами» [там же, с. 20-21].
Âдругом источнике основными качествами информации называются представительность (репрезентативность) и достоверность. Считается при этом, что проблема представительности – это проблема обоснованности информации для всей генеральной совокупности, а проблема достоверности – это степень адекватной регистрации изучаемых «единиц». Единство представительности и дос-
62
Социологические исследования: методологические аспекты
товерности обеспечивает научность информации. Делается вывод, что функция методики выборки – обеспечение представительности, а функция методики сбора данных – обеспечение их достоверности [подробнее см.: 83, с. 185-189].
Еще один источник увязывает параметры (точнее, показатели) качества социологической информации с различными видами ошибок, появляющихся в ходе исследовательского процесса. Так, выделяются ошибки теоретические (логические) связанные с несовершенством задействованной в исследовании теории либо модели изучаемого объекта. Теоретические ошибки (при их отсутствии) влияют на степень обоснованности (валидности) социологической информации. Ошибки инструментальные связаны с инструментом исследования, методикой и процедурами сбора данных и подразделяются на случайные (изменяемые при повторных измерениях и наблюдениях) и систематические (остающиеся постоянными). Считается, что отсутствие случайных ошибок называется точностью и устойчивоñòüþ, а отсутствие ошибок систематических – правильноñòüþ информации. Делается общее заключение: информация является надежной, если она обоснована, точна и правильна [см.: 40, с. 88-89].
Существует вполне обоснованное мнение, что качество информации, каче- ство исследования и качество используемых «техник» — тесно связанные вещи: «В очень большой степени теоретическая и практическая ценность социальных (социологических, психологических и педагогических) исследований предопределяется качеством применяемых методов и процедур. Важнейшими же критериями, характеризующими качество последних, является надежность (достоверность) и обоснованность (адекватность). Степень надежности и обоснованности процедуры служит показателем надежности полученной информации и точности отображения объекта исследования» [84, с. 123].
В качестве своеобразного резюме к данному вопросу – следующее заключе- ние: «Итак, в процессе измерения участвуют три составляющие (объект, средства измерения, субъект), и предпосылки надежного измерения кроются в каждой из них. Каждая составляющая процесса измерения может порождать ошибку, связанную с устойчивостью, либо с правильностью, либо с обоснованностью. …При этом правильность (как отсутствие систематических ошибок) и точность (как устойчивость информации) – элементарные предпосылки надежности» [63, с. 36]. Думается, что сказанное относится не только к «измерению» информации, но и к ней самой.
2. Факторы качества социологической информации.
Несколько перефразировав приведенное в предыдущем вопросе суждение, можно сказать, что в процессе социологического исследования есть три основных компонента: субъект, «инструмент» и объект анализа. Следовательно, «состояние» и «функционирование» каждого из них и можно считать факторами, (пред-) определяющими качество социологической информации – как «на входе», так и «на выходе» исследовательского процесса.
63
Часть вторая
Если взять частную исследовательскую ситуацию «респонд ент и опрос», то даже в ее рамках можно выявить следующие факторы качества получаемой информации:
—память респондента;
—его способность понимать вопросы и отвечать на них;
—его психофизиологическое состояние;
—его ценностные ориентации и отношение к опросу;
—время проведения опроса;
—условия проведения опроса [подробнее все эти факторы-обстоятельства рассмотрены в работе: 69].
Дополнительно к этим называются еще социально-демографические факто-
ры: пол и возраст респондента, его уровень образования и семейное положение, местожительство [см.: 60].
Говоря об инструменте исследования (например, о том же опроснике), факторами качества получаемой с его помощью информации следует назвать степень его понимания респондентами, наличие инструкции к заполнению, удобство при работе с опросным листом и при его возвращении (пересылке и т.п.) исследователю, внешний вид(«эстетика»)самого опросного листа, наконец. Все это – особый фактор, требующий тщательного соблюдения всех соответствующих правил и процедур и заслуживающий особого и отдельного рассмотрения.
Что же касается субъекта исследования, то здесь факторы качества социологической информации можно условно разделить на две группы:
—связанные с программным (концептуальным, методическим) и организационным потенциалом исследователя;
—связанные с поведением исследователя в ходе взаимодействия с различ- ными источниками информации (соблюдение профессионального кодекса социолога, корректность при общении с наблюдаемыми или опрашиваемыми лицами).
3. Методы проверки качества исходных данных.
История и практика эмпирических исследований накопили достаточное коли- чество методов оценивания качества «входящей информации.
Òàê, надежность проверяется с помощью следующих методов:
—измерение одной и той же выборки одним и тем же методом («инструментом») несколько раз;
—к одной и той же выборке применяют различные варианты шкалы, теста, опросного листа;
—вопросник делится надвое и каждая половинка применяется к различным выборкам для последующего сравнения.
Проверка обоснованноñòè, например, интервью допускает:
—сравнение данных интервью с другими данными;
—сравнение данных различных интервью;
64
Социологические исследования: методологические аспекты
—сравнение ответов и поведения интервьюируемого лица во в ремя опроса;
—учет опыта, образования и статуса интервьюируемого лица;
—сопоставление намерений опрашиваемого с его реальными поступками;
—корреляция данных интервью с данными по подобным вопросам [изложено по: 83, с. 190-192].
Вполне допустим, хотя на практике и относительно редко встречается, такой
метод контроля, который условно обозначается «та же выборка – тот же метод – разные исполнители (или другой исполнитель)». Указанный метод применим лишь с учетом фактора времени: любой временной интервал влечет за собой изменение событий, обстоятельств, условий и самого «мировосприятия» респондента.
Помимо перечисленных, в основе своей – формализованно-технических, методов проверки, нельзя упускать из виду и возможность применения логико-со- держательных методов анализа получаемой социологической информации. Они начинаются с уровня здравого смысла и профессионального опыта исследователя и могут использовать достаточно сложный математический аппарат. Другими словами, их диапазон – от «интуиции» до «квантификации», и выбор конкретных методов проверки качества целиком зависит от потенциала (желания и опыта) самого исследователя, а также от требований к качеству конкретной информации.
4. Способы повышения качества социологической информации.
В чем-то «способы повышения качества» расположены рядом с «методами проверки качества» (см. предыдущий вопрос), однако это вовсе не идентичные понятия.
Представим ситуацию, когда исследователь получил – в силу различных субъективных и объективных обстоятельств – информацию, не удовлетворяющую требованиям качества, задаваемым еще в начале исследовательского процесса.
Для повышения степени репрезентативноñòè возможно:
—«перевзвешивание» выборки в соответствии с апробированными процедурами;
—устранение из массива информации для обработки (например, анкет) «избыточных» подмассивов;
—дополнительный сбор информации (например, опрос дополнительного количества определенной группы респондентов) для «подтягивания» выборки до заданных параметров.
Для повышения степени надежности допустимо:
—изъятие из массива для обработки внешне (логически и содержательно) «некондиционной» информации – например, анкет с противоречивыми либо недифференцированными ответами;
—переконструирование измерительных шкал (в случае их слабой разрешительной способности);
65
Часть вторая
—использование дополнительных (возможно, и не предусмотре нных ранее) методов сбора информации;
—подключение дополнительного «методического ресурса» (использование дополнительных, «сверхплановых» методов и техники анализа данных). Нельзя забывать, что проведение полномасштабного социологического иссле-
дования требует больших ресурсозатрат (времени, техники, людей, финансов и др.). Вот почему привлечение и реализация вышеназванных – равно как и возможных других – способов и методов повышения качества социологической информации во многом определяется ресурсообеспечением каждого конкретного исследования. Здесь всегда – или почти всегда – имеется известное противоречие в цепочке «цель – качество – ресурсы».
66
Социологические исследования: методологические аспекты
Òåìà 7.
Социологическое исследование: типология и структура
1. Социологическое исследование как инструмент познания.
Сопоставляя социологическое исследование с научным познанием в целом, можно увидеть их сходство в наличии субъекта и объекта исследования, самого исследовательского процесса и его результатов. За сходством компонентов (даже если судить по их названиям) – их сущностные различия: социальный мир — специфичнее и сложнее, чем иной исследовательский объект; сам исследователь (субъект) – часть социума (объекта); применение некоторых методов в социологии лимитировано моральными и иными нормами; исследовательская ситуация зачастую уникальна и не всегда воспроизводима – хотя бы по причине социальной динамики. Все это дает основание говорить о специфике социологического исследования.
Многомерность Общества и Человека как объектов социологического познания обязывают исследователя и выходить за рамки своей науки (обращаясь к психологии, культурологии, экономике и т.п.), и применять – порой в рамках даже одного исследования – несколько взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов. Отсюда – комплексноñòü социологического исследования.
Как и в любой науке, где теоретические построения дополняются и проверяются эмпирическими исследованиями, социологические исследования неотделимы от социологической теории, базируясь на ней и привнося в нее осваемые элементы социального мира в виде нового либо (пере-) проверенного знания. Вместе с тем, социологические исследования представляют собой и «микромир» социологии со своими принципами, правилами и процедурами. Отсюда – относительная самодостаточность социологического исследования, отсюда же – его обязательная включенность в систему социологической науки.
И последнее – но уже «вопросительно-гипотетическое». В истории науки бывали случаи, когда «теория» опережала «метод», а когда и «метод», опережая
67
Часть вторая
«теорию», позволял делать научные открытия, разрушавшие прежние представления (парадигмы). Но сегодня сложно определить, как соотнос ится «теория» и «метод» применительно к современному российскому обществу и современной оте- чественной социологии. Во всяком случае, социологические исследования нали- чествуют.
2. Структура и процесс социологического исследования.
Рассматривая социологическое исследование как специфическую технологию, можно применить к нему такие понятия, как фаза (этап), процедура или операция. Все это – понятия «организационно-процессуальные». По-иному можно структурировать социологическое исследование, если смотреть на него с точки зрения познавательного процесса.
Просматриваются следующие структурные компоненты социологического исследования (расположенные в логике времени, их можно было бы назвать «фаза- ми-переходами»):
—вычленение и формулировка социальной проблемы, причем не столь важно, кто это реализует: социальный институт либо сам исследователь;
—перевод социальной проблемы и сопутствующего ее «социального заказа» в термины науки и переформулирование ее в проблему научную;
—соотнесение научной проблемы с имеющимся научно-методическим аппаратом (его адаптация «под ситуацию», либо создание более адекватных средств – инструментария, методик и т.д.);
—формирование и использование всех необходимо-достаточных видов ресурсов (от специалистов и финансов до идей и технологий) для решения поставленных задач;
—«заполнение» концепции исследования соответствующими теоретическими и эмпирическими данными (информацией, знаниями);
—научное упорядочение (обработка, анализ) полученных данных и «возврат» их в социальную систему (конкретнее – в соответствующий социальный институт либо орган управления).
Что же касается социологического исследования как процесса, то к нему пол-
ностью применимы такие «определительные» требования как планомерность, последовательность, организованность, рациональность и т.п. Вбирая в себя множество частных действий и отдельных процедур, процесс социологического исследования может быть эффективен только тогда, когда он рассматривается в качестве единого целого.
3. Виды социологических исследований и критерии их классификации.
В современных социологических словарях и справочниках имеется более двух десятков терминов, характеризующих различные виды социологических исследований. Следует признать, что не всегда «различающие» термины и определения имеют четко обозначенный критерий. Не претендуя на строгость и полноту
68
Социологические исследования: методологические аспекты
описания, представим в кратком виде перечень и критериев различения, и видов исследований.
По цели исследования принято говорить о фундаментальных исследованиях, ориентированных на развитие науки, и исследованиях прикладных, имеющих прагматические задачи. И первые, и вторые, в свою очередь могут быть и теоретическими, è ýмпирическими – в зависимости от характера знания, получаемого по их результатам.
По глубине анализа изучаемого объекта различают:
—разведывательные (зондажные, пилотажные) исследования, связанные в основном с опробыванием выборки, инструментария и т.п.;
—описательные исследования, в задачу которых входит создание целостного видения анализируемого объекта и проверка гипотез описательного характера;
—àíàлитические исследования, выходящие на выявление причинно-след- ственных связей, факторные модели, а также на проверку объяснительных гипотез.
По степени оригинальности (новизны) можно различать базовые исследова-
ния (т.е. исследования «первые в своем роде») и всевозможные повторные исследования, проводимые для сравнительного анализа во времени и в пространстве. Повторные исследования, в свою очередь, имеют несколько подвидов: панельные, когортные, трендовые и т.д. (речь о них пойдет также далее, в теме «Сравнительный анализ результатов»).
По времени контакта с объектом особо выделяются лонгитюäíûå исследования (длительное наблюдение за одним и тем же контингентом исследуемых). Ориентируясь на критерий (фактор) времени здесь же, возможно, следует назвать и оперативные исследования (например, экспресс-опрос общественного мнения). Не следует, однако, полагать, что лонгитюдные и оперативные исследования находятся на противоположных полюсах одного и того же континуума.
По степени охвата изучаемой совокупности (лиц, явлений и т.п.) различают:
—сплошные исследования (когда изучаются все элементы, образующие изу- чаемый объект – что-то по типу переписи населения);
—монографические исследования (типологический отбор и изучение только одной единицы какого-либо класса явлений); применительно к данному виду исследований в зарубежной литературе используется термин «case study» («анализ случаев»);
—выборочные исследования, изучающие определенную часть генеральной совокупности. Как и повторные, выборочные исследования имеют несколько подвидов в зависимости от способов и принципов отбора (построения) выборочной совокупности. Здесь имеется и несколько классификаций, и множество порой несовпадающих терминов, а потому сошлемся лишь на один вариант их перечисления: по принципу добровольности; по принципу доступности; типологические; квотные; стохастические – те, при которых создается одинаковая возможность для каждой «единицы» попасть из генеральной со-
69
Часть вторая
вокупности в выборочную [см.: 83, с. 196-211].
Все вышеуказанные виды социологических исследований «привязаны» к содержательному анализу своего объекта; в этом плане отдельную группу образуют так называемые методические исследования, цель которых – (само-) анализ самого исследовательского процесса, его методов, инструментария и т.д. (речь о них пойдет также далее, в теме «Методический анализ результатов»).
4. Социологические исследования и социальная практика.
Считается, что социолог «думает», а кто-то (хозяйственный руководитель, партийный функционер, государственный служащий) после него «делает», было бы наивным и даже опасным заблуждением.
Никак и никогда нельзя сводить рассматриваемый вопрос к простому прохождению по цепочке «отчет по результатам исследования – управленческое решение – оптимизация конкретного социального процесса (объекта)». Данный вопрос воспринимается и понимается лишь в максимально широком контексте – «Социология и Общество». К месту можно напомнить, что еще более 20 лет назад, в 1982, десятый Всемирный социологический конгресс не случайно был посвящен именно подобной теме – «Социологическая теория и социальная практика».
«Социальная практика», понимаемая как «социальная жизнь», включающая в себя и деятельность, и познание, стоит у истоков буквально каждого социологи- ческого исследования. В обществе появляется и проявляется очередная социальная проблема и формулируется для социолога в качестве «социального заказа». Это
– первое «соприкосновение», если взять весь цикл отдельно взятого исследования. Второе «соприкосновение» — взаимодействие социолога-исследователя с изу- чаемым объектом в ходе самого исследовательского процесса. Даже при самой высокой степени социологической «деликатности» (соблюдение норм профессиональной этики), нельзя отрицать возможность и факт взаимовлияния субъекта и объекта исследования. Наконец, третье «соприкосновение» начинается после передачи результатов работы – при этом «адресаты» могут быть самые разнообразные – научное сообщество, читательская (зрительская) аудитория, властная элита или группа бизнес-менеджеров.
Есть исследования, которые предполагают «короткий» и почти «односторонний» выход в социум. К таким можно отнести, например, опросы общественного мнения с последующей публикацией в СМИ (возможная реакция общества – отклики читателей, зрителей и слушателей). Сюда же, как ни парадоксально, можно отнести и исследования, на базе которых появляются разнообразные – от тезисов до монографий – публикации научного характера (возможная реакция общества – критические либо апологетические отзывы и рецензии).
Есть исследования, после которых работа социолога почти обязательно переходит в «иные измерения». Речь идет о таких исследованиях, в основном — прикладных, на базе которых выстраиваются управленческие решения и социальные технологии. Один из парадоксов здесь заключается в следующем: как правило,
70
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
НАДЕЖНОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — характеристика качества эмпирических социологических данных. Существует два понимания Н.с.и. В западной традиции надежность понимается как воспроизводимость результатов исследования при повторном измерении. Информация считается качественной, если она является надежной и валидной. Более детальной является классификация характеристик качества социологической информации, разработанная в русскоязычной литературе. В их классификации Н.с.и. является наиболее общей характеристикой качества эмпирических данных, полученных в социологическом исследовании. Под надежной понимают информацию, в которой относительно отсутствуют ошибки. Точнее, надежная — это информация в которой, во-первых, отсутствуют неучтенные ошибки, т.е. ошибки, величину которых исследователь не в состоянии оценить, во-вторых, учтенные ошибки не превышают некоторой заданной исследователем величины. Напр., если ошибка репрезентативности при определении доли некоторого признака с вероятностью 0,95 не превышает 5%, а исследователь намерен экстраполировать данные выборки на генеральную совокупность лишь для случаев, когда разница данных значима (напр., превышает 10%), то для него эта информация является надежной; если же ставится задача изучения менее существенных различий (напр., в 4—6%), то информация является ненадежной.
Неопределенное в силу всеобщности понятие надежности конкретизируется путем перечисления ошибок, которые учтены в данном исследовании. В зависимости от типа учтенных ошибок информацию называют валидной, репрезентативной, точной и правильной (см. Качество социологического исследования), поэтому измерение надежности сводится к измерению указанных характеристик социологической информации. Следует отметить, что между способом измерения и типом ошибок нет однозначной связи — один тип ошибки может измеряться разными способами, и один способ может использоваться для измерения ошибок разных типов (по крайней мере, исследователь
не всегда может установить, что именно измеряется — точность, правильность или валидность). Поэтому наряду с вышеназванными характеристиками надежности, полученными путем типологии учтенных ошибок измерения, целесообразно использовать типологию самих способов измерения (учета) ошибок, т.е. типологию способов контроля надежности эмпирических данных.
Различают две гр. способов контроля надежности: внешний контроль (сопоставление эмпирической информации в данном исследовании с какой-либо другой информацией) и внутренний контроль (изучение распределения признаков в данном исследовании).
А. Внешний контроль.
1. Контроль, внешний по отношению ко времени исследования, т.е. сопоставление результатов измерения в данном исследовании с результатами повторного измерения того же массива респондентов с тем же исследователем в тех же условиях с помощью того же инструмента и процедуры измерения (например, метод перепроверки, или test-retest).
2. Контроль, внешний по отношению к ситуации (условиям) исследования (например, сопоставление результатов опроса по производственной и территориальной выборке того же массива респондентов тем же исследователем с помощью того же инструмента исследования).
3. Контроль, внешний по отношению к инструменту и процедуре исследования (например, сопоставление данных опроса с реальным поведением респондентов (данные анализа документов, наблюдения и т.п.); сопоставление данных опроса с данными, полученными с помощью инструмента, который считается эквивалентным — метод эквивалентных форм).
4. Контроль, внешний по отношению к исследователю (напр., сопоставление данных опроса, полученных одним интервьюером, полученными на том же массиве в тот же период времени с использованием той же процедуры и инструмента исследования другим интервьюером).
5. Контроль, внешний по отношению к объекту исследования, т.е. сопоставление данных опроса с данными, полученными на др. объекте (применяется в случае, если в соответствии с целью исследования инструмент должен давать одинаковые показатели на разных объектах, как, например, при разработке теста умственных способностей независимого от тезауруса респондента: распределение тестовых оценок для различных образовательных групп должны совпадать).
В качестве показателя совпадения информации, полученной в данном исследовании, с какой-либо иной информацией при внешнем контроле используется обычно коэффициент корреляции; средняя арифметическая и средняя квадратическая ошибка; специальная мера, рассчитываемая как число респондентов, давших одинаковые ответы в двух исследованиях, нормированное числом всех опрошенных.
Б. Внутренний контроль.
1. Изучение распределения данного признака по всей выборке. Например, расчет репрезентативности (как функции от дисперсии и объема выборки); изучение формы распределения (выявление «неработающих» вопросов или градаций вопросов, наличие «выпадающих» значений и др.).
2. Сопоставление распределения различных признаков по всему массиву (например, метод расщепления (split-half), заключающийся в сопоставлении двух однородных гр. признаков в тестовых методиках; устранение «субъективных» погрешностей путем учета «личного уравнения» респондента).
3. Изучение распределения признаков в различных подвыборках (например, устранение влияния интервьюера с помощью метода Уорнера; дисперсионные критерии надежности).
См. также: Качество социологического исследования, Репрезентативность, Валидность (обоснованность) социологической информации, Точность (устойчивость) социологической информации, Правильность социологической информации.
В. И. Паниотто
Литература:
Волович В.И. Надежность информации в социол. иссл-и. Киев, 1974;
Докторов Б.З. О надежности измерения в социол. иссл-и. Л., 1979;
Саганенко Г.И. Социол. информация (стат. оценка надежности исходных данных социол. иссл-я.). Л., 1979;
Она же. Надежность рез-тов социол. иссл-я. Л., 1983;
Паниотто В.И. Кач-во социол. информации (методы оценки и процедуры обеспечения). Киев, 1986;
Ядов В.А. Стратегия социол. иссл-я. М., 2007.
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 270-272.

Евгения Май-Резникова
Эксперт по предмету «Социология»
Задать вопрос автору статьи
Качество теоретической социологической информации
Определяется учетом специфики познания социальной реальности. В познании общества в современных условиях, в целом, как и в познании природы, присутствует углубленная методологическая рефлексия, состоящая в углублении фундаментальных оснований самопознания. Как теоретические работы, так и конкретные исследования посвящаются особенностям социальной жизни и познания общества, субъектно-объектным отношениям в социальном познании, логической природе, методологическому статусу, роли социального знания и его эвристических возможностях. Решая названные вопросы, социологи обогащают знания, полезные в описании, объяснении, теоретическом обоснования методов и приемов исследования социальной действительности.
Качество эмпирических данных
Что касается качества эмпирических данных, то важным критерием их качества выступает репрезентативность, зависящая от грамотного определения объема выборки.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 4 500 ₽
Замечание 1
Проблема определения такого объем выборки, который обеспечивал бы наиболее репрезентативные результаты исследования, до сих пор не имеет однозначного точного решения. В современной науке выработаны основные принципы оптимизации объема выборочной совокупности, которые мы рассмотрим ниже.
На принятие решения относительно объема выборки влияют множество факторов, наиболее важными из которых являются следующие:
- ценность и новизна получаемой в результате опроса информации;
- затраты на проведение опроса (включая временные) при заданном размере выборки.
В современной эмпирической социологии присутствует мнение, что ключевым подходом при принятии решения об объеме выборки должен являться статистический. При этом в расчет принимают допустимую величину ошибки в оценке исследуемого параметра (например, дохода). В статистике разработан целый комплекс специальных формул, связывающих размер выборки с вероятностью ошибки и величиной доверительного интервала, задающего пределы этой ошибки.
«Качество социологической информации» 👇
Поскольку применение данных формул возможно при условии выдвижения определенных предположений о распределении важной для исследователя величины, актуализируется потребность в предварительной информации, относящейся к тому параметру объекта исследования, который подлежит изучению.
Существуют элементарные «правила левой руки» для определения объема выборки.
Правило первое: размер выборки растет
- при необходимости опубликовать данные для отдельных подгрупп;
- при проведении общенациональных обследований, когда размер генеральной совокупности значительный;
- если имеющаяся в наличии у исследователей информация по ключевым вопросам.
Правило второе: размер выборки уменьшается
- при изучении учреждений, предприятий, организаций и иных «первичных единиц отбора», при небольшом объеме генеральной совокупности, из которой осуществляется выборка (например, совокупности сотрудников органов социальной защиты, старшеклассников, пациентов определенного профиля и т. п.);
- при проведении локальных и региональных исследований;
- если уже существующая информация относительно полна, и все еще остающаяся степень неопределенности незначительна.
Ошибки выборки
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки выборки, с которыми сталкиваются исследователи, особенно на первых порах социологической исследовательской деятельности.
Первая и наиболее часто встречающаяся ошибка состоит в давлении доступных объектов. Последствием этого является необоснованный перенос реального объекта на проектируемый. Так, давление доступных объектов ощущается особенно сильно при использовании опроса в печатных СМИ, когда на опубликованные в газете вопросы отвечают те, кто захотел отвечать и взял на себя труд вернуть анкету обратно. При уличном опросе анкетеры или интервьюеры часто бывают вынуждены опрашивать тех прохожих, кто согласится отвечать на вопросы.
Второй тип систематической ошибки связан с иллюзией постоянства. Для ее избегания необходимо знать, что все возможные социологические переменные можно разбить на три типа:
- переменные, не обнаруживающие динамики;
- переменные с прогнозируемой динамикой;
- переменные с непрогнозируемой динамикой.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Качество социологической информации
- Качество социологической информации
- одна из составляющих качества социологического исследования. В широком смысле под К. с. и. понимают способность любой социологической информации, в том числе результатов социологического исследования, правильно отражать социальную действительность. Более распространенным является понимание К. с. и. в узком смысле, относящемся к характеристике исходных эмпирических данных, полученных в исследовании. Для характеристики К. с. и. в этом плане используется понятие надежности социологической информации. Надежной называют информацию, в которой, во-первых, учтенные ошибки не превышают некоторой заданной исследователем величины; во-вторых, отсутствуют неучтенные ошибки, т. е. ошибки, величину которых исследователь не в состоянии оценить. Ошибки, о которых исследователю известно, могут быть иногда очень большими, но существенно не сказываться па К. с. и. Так, если ошибка репрезентативности составит 20 %, но исследователь намерен экстраполировать данные выборки на генеральную совокупность лишь для случаев, когда разница данных значима (например, превышает 40 %), то эта информация будет выступать как надежная.
Неопределенное в силу общего характера понятие надежности конкретизируется перечислением ошибок, которые учтены, и факторов, контролируемых в исследовании. В зависимости от того, какие именно факторы контролируются, данные называют правильными, точными, валидными и т. п., т. е. в основу классификации различных параметров, характеризующих качество социологической информации, кладется характер ошибок. Ошибки классифицируются на теоретические, связанные с несовершенством теории, положенной в основу используемого средства измерения, неверностью исходных положений, обосновывающих измерительную процедуру, неправильным выбором логической модели изучаемого социального явления (для подобных ошибок в метрологии иногда употребляют термин «квазипогрешности»), и инструментальные, связанные с инструментом исследования и процедурой сбора данных. Инструментальные ошибки делятся, в свою очередь, на случайные и систематические.
Случайные ошибки те, которые при повторных измерениях изменяются по вероятностным законам (так, если результат измерения некоторое число в метрической шкале, то при большом количестве измерений отклонения результата измерения как в одну, так и в другую сторону от истинного значения встречаются приблизительно с одинаковой частотой, и при увеличении числа измерений средняя арифметическая ошибка приближается к нулю). Систематические ошибки при повторных измерениях остаются постоянными (или изменяются по жесткому детерминистскому закону), средняя арифметическая ошибка с увеличением числа измерений не уменьшается. С выделенными типами ошибок связаны определенные характеристики надежности информации. Отсутствие в информации теоретических ошибок называется валидностью (обоснованностью) информации (а также методики, с помощью которой эта информация получена). Полученные данные валидны, если верны теоретические посылки, положенные в основу измерительной процедуры, т. е. если измеряется именно то свойство изучаемого объекта, которое требуется измерить.
Методика сбора социологической информации разделяется на методику отбора единиц исследования и методику собственно измерения (регистрации) характеристик отобранных единиц исследования. Отсутствие в социологической информации ошибок отбора (как случайных, так и систематических) называют репрезентативностью (представительностью), отсутствие систематических ошибок измерения называют правильностью, а отсутствие случайных ошибок измерения-точностью (или устойчивостью) информации. Таким образом, информация является надежной, если она валидна, правильна и точна. Другая классификация даст другие характеристики надежности информации.
Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины.
.
1990.
Полезное
Смотреть что такое «Качество социологической информации» в других словарях:
-
ИЗМЕРЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — один из этапов, необходимых для обеспечения требуемого качества социологич. исследования. Надежность является наиболее общей характеристикой качества эмпирич. данных, полученных в социологич. исследовании. Под надежной понимают информацию, в к… … Российская социологическая энциклопедия
-
ИЗМЕРЕНИЕ ОБОСНОВАННОСТИ (ВАЛИДНОСТИ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — один из этапов измерения надежности социологич. информации. Под обоснованностью информации понимают отсутствие теоре тич. ошибок: полученные данные обоснованы если верны теоретич. посылки, положенные в основу измерительной процедуры, т. е. если… … Российская социологическая энциклопедия
-
ИЗМЕРЕНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — один из этапов измерения надежности социологич. информации (см.). Под правильностью информации понимают отсутствие систематич. ошибок, связанных с процедурой и инструментом исследования. Измерение правильности осуществляется путем выдвижения… … Российская социологическая энциклопедия
-
ИЗМЕРЕНИЕ ТОЧНОСТИ (УСТОЙЧИВОСТИ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — один из этапов измерения надежности информации социологической (см.). Под точностью (или устойчивостью) понимают отсутствие случайных ошибок, связанных с процедурой и инструментом измерения. Теоретич. показателем величины случайной ошибки… … Российская социологическая энциклопедия
-
КАЧЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — его интегральная характеристика. Определяется качеством цели исследования, качеством средств (напр., экономичность, оперативность), качеством процесса исследования (напр., этич. аспекты взаимодействия с исследуемыми) и качеством рез та… … Российская социологическая энциклопедия
-
ИНФОРМАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ — этот термин встречается в лит ре, когда говорят о данных, с к рыми работает в ходе исследования социолог. Выделяется первичная и вторичная И.с. Первичная И.с. это все те сведения об объектах социологич. исследования, к рые могут быть получены с… … Российская социологическая энциклопедия
-
Паниотто, Владимир Ильич — … Википедия
-
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ — один из основных способов развития социология, знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя (или исследовательского коллектива) на ограниченных, заранее более или менее строго определенных задачах. Всякое И.с … Российская социологическая энциклопедия
-
ВЫБОРКА НЕСЛУЧАЙНАЯ — способ отбора единиц совокупности, принцип к рого отличен от случайного. Как и для вероятностного (случайного) способа отбора, основная цель неслучайного отбора состоит в получении совокупности, репрезентирующей изучаемую. Однако в отличие от… … Российская социологическая энциклопедия
-
ВЫБОРКИ КОРРЕКТИРОВКА — процедура приведения структуры совокупности выборочной (см.) в соответствие со структурой совокупности генеральной (см.) по одному или нескольким контролируемым признакам. Контролируемыми могут быть любые признаки, инвариантные задачам… … Российская социологическая энциклопедия
Качество социологического исследования
одна из наиболее общих характеристик его научной и практической значимости, зависящая в целом от уровня его подготовки и организации, квалификации исследователей и определяющая в конечном итоге степень надежности и ценности полученных результатов. Как системный процесс социологическое исследование включает в себя в качестве компонентов взаимодействие субъекта (исследователя) с объектом исследовательской деятельности и с окружающей их средой, а также взаимодействие самого объекта с этой средой. Поэтому К. с. п. зависит от свойств субъекта, объекта, среды и тех звеньев, которые опосредуют их взаимодействие. Например, К. с. и. зависит от таких характеристик субъекта, как знания об объекте исследования, умение пользоваться существующими и создавать новые исследовательские средства, программы, ценности, которыми он руководствуется, и т. п.; от таких характеристик объекта исследования, как его сложность, социальная значимость неисследованных аспектов предмета исследования и т. п. Социологическое исследование как целенаправленная познавательная деятельность характеризуется целью, средством и результатом. Поэтому К. с. и. зависит от качественных характеристик дели, средств и результата исследования, а также от отношений между этими; составляющими, от их соответствия друг другу. Другой план рассмотрения исследованиядинамический, процессуальный. В этом плане К. с. и. зависит от характеристик процесса исследования. Исходя из этого, понятия, описывающие качество (качественность) социологического исследования, могут быть определены путем выделения таких характеристик цели, средств, процесса и результата исследования, которые, во-первых, соотносят исследование с потребностями социальной системы, в рамках которой оно проводится, во-вторых, описывают связь одних характеристик с другими, степень их соответствия друг другу. С этой точки зрения можно выделить две основные характеристики качества цели исследованияважность (значимость) и реалистичность (вероятность ее достижения). Качество средств исследования определяется результативностью (степенью достижения цели, которую обеспечивают данные средства) и эффективностью (отношением результативности к затратам). При этом следует учитывать и социальную, а не только экономическую эффективность, т. е. отношение социальной и экономической результативности к социальным и экономическим затратам. Кроме того, учета требуют затраты не только исследователей, но и исследуемых. В частности, затраты исследователей характеризуются трудоемкостью, экономичностью, оперативностью и т. п. (экономические затраты) и долей малоквалифицированного и непривлекательного труда (социальные затраты). Затраты (издержки) исследуемых характеризуются трудоемкостью выполнения заданий исследователя, этичностью способов использования средств исследования и их психологической травматогенностью и т. п.
Источник: Социологический справочник
КАЧЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
его интегральная характеристика. Определяется качеством цели исследования, качеством средств (напр., экономичность, оперативность), качеством процесса исследования (напр., этич. аспекты взаимодействия с исследуемыми) и качеством рез-та исследования. Качество рез-та исследования определяется его важностью (теоретич. значимостью и прикладной первоочередностью, актуальностью) и достоверностью, под к-рой понимается соответствие выводов, сделанных исследователем (соответствие теории, построенной в рез-те исследования), действительности, адекватность полученного знания изучаемому объекту. В свою очередь, достоверность рез-тов социологич. исследования зависит как от качества эмпирич. данных, полученных в ходе исследования, так и от корректности теоретич. выводов, к-рые сделаны на основании этих данных, т. е. от качества социологич. информации и от качества теории, к-рая использовалась для ее интерпретации (от логики и методологии исследования, формальных методов анализа данных и т. п.). Для наиболее общей характеристики качества методов перехода от эмпирич. данных к теоретич. выводам используется понятие «истинности теория», а для наиболее общей характеристики качества эмпирич. данных — надежность социологич. информации. Под надежной понимают информацию, в к-рой относительно нет ошибок, поэтому дальнейшая конкретизация понятия надежности осуществляется через перечисление ошибок, контролируемых в социологич. исследовании. Эти ошибки могут быть связаны либо с недостатками специальной методологии, т. е. теории разработки методич. средств социологич. исследования (теоретич. ошибки), либо с недостатками методики (инструментальные ошибки, в частности, с недостатками отбора единиц исслелгт ния и измерения характеристик отобранных единиц). Вероятность отсутствия теоретич измерения наз. обоснованностью (валидное информации, а вероятность отсутствия ошибок отбора единиц исследования — репрезентатиностью. Вероятность отсутствия случайных ошибок измерения называют точностью (нек. авторы — устойчивостью), а отсутствие систематич. ошибок — правильностью социологич информации. Др. типология ошибок измерения даст дп систему понятий, характеризующих качество информации. Напр., вероятность отсутствия ошибок как случайных, так и систематич., связанных с влиянием времени опроса, влиянием интервьюера, условий опроса, инструмента исследования, наз. воспроизводимостью информации. В зависимости от источника ошибок используются те или иные методы их измерения и коррекции (см. Измерение надежности социологической информации, Измерение обоснованности социологической информации, Измерения ошибки, Измерение правильности социологической информации, Измерение точности социологической информации). Лит.: Волович В.И. Надежность информации в социологическом исследовании. Киев, 1974; Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. JL 1979; Саганенко Г.И. Социологическая информация (статистическая оценка надежности исходных данных социологического исследования). Л., 1979; ее же. Надежность результатов социологического исследования. Л., 1983; Ядов В.А. Социологическое исследование. М., 1987. В.М. Лакиотшо
Источник: Российская социологическая энциклопедия