Качество социологической информации определяется ошибками

Качество социологической информации

Качество социологической информации
одна из составляющих качества социологического исследования. В широком смысле под К. с. и. понимают способность любой социологической информации, в том числе результатов социологического исследования, правильно отражать социальную действительность. Более распространенным является понимание К. с. и. в узком смысле, относящемся к характеристике исходных эмпирических данных, полученных в исследовании. Для характеристики К. с. и. в этом плане используется понятие надежности социологической информации. Надежной называют информацию, в которой, во-первых, учтенные ошибки не превышают некоторой заданной исследователем величины; во-вторых, отсутствуют неучтенные ошибки, т. е. ошибки, величину которых исследователь не в состоянии оценить. Ошибки, о которых исследователю известно, могут быть иногда очень большими, но существенно не сказываться па К. с. и. Так, если ошибка репрезентативности составит 20 %, но исследователь намерен экстраполировать данные выборки на генеральную совокупность лишь для случаев, когда разница данных значима (например, превышает 40 %), то эта информация будет выступать как надежная.

Неопределенное в силу общего характера понятие надежности конкретизируется перечислением ошибок, которые учтены, и факторов, контролируемых в исследовании. В зависимости от того, какие именно факторы контролируются, данные называют правильными, точными, валидными и т. п., т. е. в основу классификации различных параметров, характеризующих качество социологической информации, кладется характер ошибок. Ошибки классифицируются на теоретические, связанные с несовершенством теории, положенной в основу используемого средства измерения, неверностью исходных положений, обосновывающих измерительную процедуру, неправильным выбором логической модели изучаемого социального явления (для подобных ошибок в метрологии иногда употребляют термин «квазипогрешности»), и инструментальные, связанные с инструментом исследования и процедурой сбора данных. Инструментальные ошибки делятся, в свою очередь, на случайные и систематические.

Случайные ошибки те, которые при повторных измерениях изменяются по вероятностным законам (так, если результат измерения некоторое число в метрической шкале, то при большом количестве измерений отклонения результата измерения как в одну, так и в другую сторону от истинного значения встречаются приблизительно с одинаковой частотой, и при увеличении числа измерений средняя арифметическая ошибка приближается к нулю). Систематические ошибки при повторных измерениях остаются постоянными (или изменяются по жесткому детерминистскому закону), средняя арифметическая ошибка с увеличением числа измерений не уменьшается. С выделенными типами ошибок связаны определенные характеристики надежности информации. Отсутствие в информации теоретических ошибок называется валидностью (обоснованностью) информации (а также методики, с помощью которой эта информация получена). Полученные данные валидны, если верны теоретические посылки, положенные в основу измерительной процедуры, т. е. если измеряется именно то свойство изучаемого объекта, которое требуется измерить.

Методика сбора социологической информации разделяется на методику отбора единиц исследования и методику собственно измерения (регистрации) характеристик отобранных единиц исследования. Отсутствие в социологической информации ошибок отбора (как случайных, так и систематических) называют репрезентативностью (представительностью), отсутствие систематических ошибок измерения называют правильностью, а отсутствие случайных ошибок измерения-точностью (или устойчивостью) информации. Таким образом, информация является надежной, если она валидна, правильна и точна. Другая классификация даст другие характеристики надежности информации.

Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины.
.
1990.

Полезное

Смотреть что такое «Качество социологической информации» в других словарях:

  • ИЗМЕРЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — один из этапов, необходимых для обеспечения требуемого качества социологич. исследования. Надежность является наиболее общей характеристикой качества эмпирич. данных, полученных в социологич. исследовании. Под надежной понимают информацию, в к… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ИЗМЕРЕНИЕ ОБОСНОВАННОСТИ (ВАЛИДНОСТИ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — один из этапов измерения надежности социологич. информации. Под обоснованностью информации понимают отсутствие теоре тич. ошибок: полученные данные обоснованы если верны теоретич. посылки, положенные в основу измерительной процедуры, т. е. если… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ИЗМЕРЕНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — один из этапов измерения надежности социологич. информации (см.). Под правильностью информации понимают отсутствие систематич. ошибок, связанных с процедурой и инструментом исследования. Измерение правильности осуществляется путем выдвижения… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ИЗМЕРЕНИЕ ТОЧНОСТИ (УСТОЙЧИВОСТИ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — один из этапов измерения надежности информации социологической (см.). Под точностью (или устойчивостью) понимают отсутствие случайных ошибок, связанных с процедурой и инструментом измерения. Теоретич. показателем величины случайной ошибки… …   Российская социологическая энциклопедия

  • КАЧЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — его интегральная характеристика. Определяется качеством цели исследования, качеством средств (напр., экономичность, оперативность), качеством процесса исследования (напр., этич. аспекты взаимодействия с исследуемыми) и качеством рез та… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ИНФОРМАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ — этот термин встречается в лит ре, когда говорят о данных, с к рыми работает в ходе исследования социолог. Выделяется первичная и вторичная И.с. Первичная И.с. это все те сведения об объектах социологич. исследования, к рые могут быть получены с… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Паниотто, Владимир Ильич — …   Википедия

  • ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ — один из основных способов развития социология, знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя (или исследовательского коллектива) на ограниченных, заранее более или менее строго определенных задачах. Всякое И.с …   Российская социологическая энциклопедия

  • ВЫБОРКА НЕСЛУЧАЙНАЯ — способ отбора единиц совокупности, принцип к рого отличен от случайного. Как и для вероятностного (случайного) способа отбора, основная цель неслучайного отбора состоит в получении совокупности, репрезентирующей изучаемую. Однако в отличие от… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ВЫБОРКИ КОРРЕКТИРОВКА — процедура приведения структуры совокупности выборочной (см.) в соответствие со структурой совокупности генеральной (см.) по одному или нескольким контролируемым признакам. Контролируемыми могут быть любые признаки, инвариантные задачам… …   Российская социологическая энциклопедия

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Скачиваний:

6

Добавлен:

07.03.2016

Размер:

904.12 Кб

Скачать

Социологические исследования: методологические аспекты

научно-методическое обеспечение (перевод методологических требований на язык методических и технологических схем);

научно-организационное обеспечение (реализация операционально-техни- еских задач).

61

Часть вторая

Òåìà 6.

Социологическая информация: параметры качества

1. Качество информации: основные понятия и показатели.

Âметодической литературе по социологии встречается около десятка терминов, описывающих различные параметры качества информации. Необходимо отметить при этом, что у разных авторов они трактуются по-разному, да и при переводе с иностранных языков (в основном с английского) на русский возникают лингвистические диссонансы. Обратимся к определению этих терминов (понятий).

«Достоверноñòü социологической информации определяется как свойство, характеризующее степень адекватного отражения особенностей изученных социальных явлений и процессов. Устойчивоñòü представляет собой свойство информации сохранять свою полезность в течении определенного периода времени. Наконец, репрезентативность характеризуется тем ареалом, на который могут быть распространены полученные результаты социологического исследования» [69, с. 17-18].

«По-разному интерпретируется и термин «надежноñòü». Если одни авторы связывают это понятие только с устойчивостью информации (главным образом во временном аспекте), то другие дают этому термину расширительное толкование, включая сюда и аспект достоверности и даже репрезентативности… Точ- ность не является самостоятельным свойством информации (наряду, например, с достоверностью), а характеризует лишь интенсивность обладания теми или иными свойствами» [там же, с. 20-21].

Âдругом источнике основными качествами информации называются представительность (репрезентативность) и достоверность. Считается при этом, что проблема представительности – это проблема обоснованности информации для всей генеральной совокупности, а проблема достоверности – это степень адекватной регистрации изучаемых «единиц». Единство представительности и дос-

62

Социологические исследования: методологические аспекты

товерности обеспечивает научность информации. Делается вывод, что функция методики выборки – обеспечение представительности, а функция методики сбора данных – обеспечение их достоверности [подробнее см.: 83, с. 185-189].

Еще один источник увязывает параметры (точнее, показатели) качества социологической информации с различными видами ошибок, появляющихся в ходе исследовательского процесса. Так, выделяются ошибки теоретические (логические) связанные с несовершенством задействованной в исследовании теории либо модели изучаемого объекта. Теоретические ошибки (при их отсутствии) влияют на степень обоснованности (валидности) социологической информации. Ошибки инструментальные связаны с инструментом исследования, методикой и процедурами сбора данных и подразделяются на случайные (изменяемые при повторных измерениях и наблюдениях) и систематические (остающиеся постоянными). Считается, что отсутствие случайных ошибок называется точностью и устойчивоñòüþ, а отсутствие ошибок систематических – правильноñòüþ информации. Делается общее заключение: информация является надежной, если она обоснована, точна и правильна [см.: 40, с. 88-89].

Существует вполне обоснованное мнение, что качество информации, каче- ство исследования и качество используемых «техник» — тесно связанные вещи: «В очень большой степени теоретическая и практическая ценность социальных (социологических, психологических и педагогических) исследований предопределяется качеством применяемых методов и процедур. Важнейшими же критериями, характеризующими качество последних, является надежность (достоверность) и обоснованность (адекватность). Степень надежности и обоснованности процедуры служит показателем надежности полученной информации и точности отображения объекта исследования» [84, с. 123].

В качестве своеобразного резюме к данному вопросу – следующее заключе- ние: «Итак, в процессе измерения участвуют три составляющие (объект, средства измерения, субъект), и предпосылки надежного измерения кроются в каждой из них. Каждая составляющая процесса измерения может порождать ошибку, связанную с устойчивостью, либо с правильностью, либо с обоснованностью. …При этом правильность (как отсутствие систематических ошибок) и точность (как устойчивость информации) – элементарные предпосылки надежности» [63, с. 36]. Думается, что сказанное относится не только к «измерению» информации, но и к ней самой.

2. Факторы качества социологической информации.

Несколько перефразировав приведенное в предыдущем вопросе суждение, можно сказать, что в процессе социологического исследования есть три основных компонента: субъект, «инструмент» и объект анализа. Следовательно, «состояние» и «функционирование» каждого из них и можно считать факторами, (пред-) определяющими качество социологической информации – как «на входе», так и «на выходе» исследовательского процесса.

63

Часть вторая

Если взять частную исследовательскую ситуацию «респонд ент и опрос», то даже в ее рамках можно выявить следующие факторы качества получаемой информации:

память респондента;

его способность понимать вопросы и отвечать на них;

его психофизиологическое состояние;

его ценностные ориентации и отношение к опросу;

время проведения опроса;

условия проведения опроса [подробнее все эти факторы-обстоятельства рассмотрены в работе: 69].

Дополнительно к этим называются еще социально-демографические факто-

ры: пол и возраст респондента, его уровень образования и семейное положение, местожительство [см.: 60].

Говоря об инструменте исследования (например, о том же опроснике), факторами качества получаемой с его помощью информации следует назвать степень его понимания респондентами, наличие инструкции к заполнению, удобство при работе с опросным листом и при его возвращении (пересылке и т.п.) исследователю, внешний вид(«эстетика»)самого опросного листа, наконец. Все это – особый фактор, требующий тщательного соблюдения всех соответствующих правил и процедур и заслуживающий особого и отдельного рассмотрения.

Что же касается субъекта исследования, то здесь факторы качества социологической информации можно условно разделить на две группы:

связанные с программным (концептуальным, методическим) и организационным потенциалом исследователя;

связанные с поведением исследователя в ходе взаимодействия с различ- ными источниками информации (соблюдение профессионального кодекса социолога, корректность при общении с наблюдаемыми или опрашиваемыми лицами).

3. Методы проверки качества исходных данных.

История и практика эмпирических исследований накопили достаточное коли- чество методов оценивания качества «входящей информации.

Òàê, надежность проверяется с помощью следующих методов:

измерение одной и той же выборки одним и тем же методом («инструментом») несколько раз;

к одной и той же выборке применяют различные варианты шкалы, теста, опросного листа;

вопросник делится надвое и каждая половинка применяется к различным выборкам для последующего сравнения.

Проверка обоснованноñòè, например, интервью допускает:

сравнение данных интервью с другими данными;

сравнение данных различных интервью;

64

Социологические исследования: методологические аспекты

сравнение ответов и поведения интервьюируемого лица во в ремя опроса;

учет опыта, образования и статуса интервьюируемого лица;

сопоставление намерений опрашиваемого с его реальными поступками;

корреляция данных интервью с данными по подобным вопросам [изложено по: 83, с. 190-192].

Вполне допустим, хотя на практике и относительно редко встречается, такой

метод контроля, который условно обозначается «та же выборка – тот же метод – разные исполнители (или другой исполнитель)». Указанный метод применим лишь с учетом фактора времени: любой временной интервал влечет за собой изменение событий, обстоятельств, условий и самого «мировосприятия» респондента.

Помимо перечисленных, в основе своей – формализованно-технических, методов проверки, нельзя упускать из виду и возможность применения логико-со- держательных методов анализа получаемой социологической информации. Они начинаются с уровня здравого смысла и профессионального опыта исследователя и могут использовать достаточно сложный математический аппарат. Другими словами, их диапазон – от «интуиции» до «квантификации», и выбор конкретных методов проверки качества целиком зависит от потенциала (желания и опыта) самого исследователя, а также от требований к качеству конкретной информации.

4. Способы повышения качества социологической информации.

В чем-то «способы повышения качества» расположены рядом с «методами проверки качества» (см. предыдущий вопрос), однако это вовсе не идентичные понятия.

Представим ситуацию, когда исследователь получил – в силу различных субъективных и объективных обстоятельств – информацию, не удовлетворяющую требованиям качества, задаваемым еще в начале исследовательского процесса.

Для повышения степени репрезентативноñòè возможно:

«перевзвешивание» выборки в соответствии с апробированными процедурами;

устранение из массива информации для обработки (например, анкет) «избыточных» подмассивов;

дополнительный сбор информации (например, опрос дополнительного количества определенной группы респондентов) для «подтягивания» выборки до заданных параметров.

Для повышения степени надежности допустимо:

изъятие из массива для обработки внешне (логически и содержательно) «некондиционной» информации – например, анкет с противоречивыми либо недифференцированными ответами;

переконструирование измерительных шкал (в случае их слабой разрешительной способности);

65

Часть вторая

использование дополнительных (возможно, и не предусмотре нных ранее) методов сбора информации;

подключение дополнительного «методического ресурса» (использование дополнительных, «сверхплановых» методов и техники анализа данных). Нельзя забывать, что проведение полномасштабного социологического иссле-

дования требует больших ресурсозатрат (времени, техники, людей, финансов и др.). Вот почему привлечение и реализация вышеназванных – равно как и возможных других – способов и методов повышения качества социологической информации во многом определяется ресурсообеспечением каждого конкретного исследования. Здесь всегда – или почти всегда – имеется известное противоречие в цепочке «цель – качество – ресурсы».

66

Социологические исследования: методологические аспекты

Òåìà 7.

Социологическое исследование: типология и структура

1. Социологическое исследование как инструмент познания.

Сопоставляя социологическое исследование с научным познанием в целом, можно увидеть их сходство в наличии субъекта и объекта исследования, самого исследовательского процесса и его результатов. За сходством компонентов (даже если судить по их названиям) – их сущностные различия: социальный мир — специфичнее и сложнее, чем иной исследовательский объект; сам исследователь (субъект) – часть социума (объекта); применение некоторых методов в социологии лимитировано моральными и иными нормами; исследовательская ситуация зачастую уникальна и не всегда воспроизводима – хотя бы по причине социальной динамики. Все это дает основание говорить о специфике социологического исследования.

Многомерность Общества и Человека как объектов социологического познания обязывают исследователя и выходить за рамки своей науки (обращаясь к психологии, культурологии, экономике и т.п.), и применять – порой в рамках даже одного исследования – несколько взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов. Отсюда – комплексноñòü социологического исследования.

Как и в любой науке, где теоретические построения дополняются и проверяются эмпирическими исследованиями, социологические исследования неотделимы от социологической теории, базируясь на ней и привнося в нее осваемые элементы социального мира в виде нового либо (пере-) проверенного знания. Вместе с тем, социологические исследования представляют собой и «микромир» социологии со своими принципами, правилами и процедурами. Отсюда – относительная самодостаточность социологического исследования, отсюда же – его обязательная включенность в систему социологической науки.

И последнее – но уже «вопросительно-гипотетическое». В истории науки бывали случаи, когда «теория» опережала «метод», а когда и «метод», опережая

67

Часть вторая

«теорию», позволял делать научные открытия, разрушавшие прежние представления (парадигмы). Но сегодня сложно определить, как соотнос ится «теория» и «метод» применительно к современному российскому обществу и современной оте- чественной социологии. Во всяком случае, социологические исследования нали- чествуют.

2. Структура и процесс социологического исследования.

Рассматривая социологическое исследование как специфическую технологию, можно применить к нему такие понятия, как фаза (этап), процедура или операция. Все это – понятия «организационно-процессуальные». По-иному можно структурировать социологическое исследование, если смотреть на него с точки зрения познавательного процесса.

Просматриваются следующие структурные компоненты социологического исследования (расположенные в логике времени, их можно было бы назвать «фаза- ми-переходами»):

вычленение и формулировка социальной проблемы, причем не столь важно, кто это реализует: социальный институт либо сам исследователь;

перевод социальной проблемы и сопутствующего ее «социального заказа» в термины науки и переформулирование ее в проблему научную;

соотнесение научной проблемы с имеющимся научно-методическим аппаратом (его адаптация «под ситуацию», либо создание более адекватных средств – инструментария, методик и т.д.);

формирование и использование всех необходимо-достаточных видов ресурсов (от специалистов и финансов до идей и технологий) для решения поставленных задач;

«заполнение» концепции исследования соответствующими теоретическими и эмпирическими данными (информацией, знаниями);

научное упорядочение (обработка, анализ) полученных данных и «возврат» их в социальную систему (конкретнее – в соответствующий социальный институт либо орган управления).

Что же касается социологического исследования как процесса, то к нему пол-

ностью применимы такие «определительные» требования как планомерность, последовательность, организованность, рациональность и т.п. Вбирая в себя множество частных действий и отдельных процедур, процесс социологического исследования может быть эффективен только тогда, когда он рассматривается в качестве единого целого.

3. Виды социологических исследований и критерии их классификации.

В современных социологических словарях и справочниках имеется более двух десятков терминов, характеризующих различные виды социологических исследований. Следует признать, что не всегда «различающие» термины и определения имеют четко обозначенный критерий. Не претендуя на строгость и полноту

68

Социологические исследования: методологические аспекты

описания, представим в кратком виде перечень и критериев различения, и видов исследований.

По цели исследования принято говорить о фундаментальных исследованиях, ориентированных на развитие науки, и исследованиях прикладных, имеющих прагматические задачи. И первые, и вторые, в свою очередь могут быть и теоретическими, è ýмпирическими – в зависимости от характера знания, получаемого по их результатам.

По глубине анализа изучаемого объекта различают:

разведывательные (зондажные, пилотажные) исследования, связанные в основном с опробыванием выборки, инструментария и т.п.;

описательные исследования, в задачу которых входит создание целостного видения анализируемого объекта и проверка гипотез описательного характера;

àíàлитические исследования, выходящие на выявление причинно-след- ственных связей, факторные модели, а также на проверку объяснительных гипотез.

По степени оригинальности (новизны) можно различать базовые исследова-

ния (т.е. исследования «первые в своем роде») и всевозможные повторные исследования, проводимые для сравнительного анализа во времени и в пространстве. Повторные исследования, в свою очередь, имеют несколько подвидов: панельные, когортные, трендовые и т.д. (речь о них пойдет также далее, в теме «Сравнительный анализ результатов»).

По времени контакта с объектом особо выделяются лонгитюäíûå исследования (длительное наблюдение за одним и тем же контингентом исследуемых). Ориентируясь на критерий (фактор) времени здесь же, возможно, следует назвать и оперативные исследования (например, экспресс-опрос общественного мнения). Не следует, однако, полагать, что лонгитюдные и оперативные исследования находятся на противоположных полюсах одного и того же континуума.

По степени охвата изучаемой совокупности (лиц, явлений и т.п.) различают:

сплошные исследования (когда изучаются все элементы, образующие изу- чаемый объект – что-то по типу переписи населения);

монографические исследования (типологический отбор и изучение только одной единицы какого-либо класса явлений); применительно к данному виду исследований в зарубежной литературе используется термин «case study» («анализ случаев»);

выборочные исследования, изучающие определенную часть генеральной совокупности. Как и повторные, выборочные исследования имеют несколько подвидов в зависимости от способов и принципов отбора (построения) выборочной совокупности. Здесь имеется и несколько классификаций, и множество порой несовпадающих терминов, а потому сошлемся лишь на один вариант их перечисления: по принципу добровольности; по принципу доступности; типологические; квотные; стохастические – те, при которых создается одинаковая возможность для каждой «единицы» попасть из генеральной со-

69

Часть вторая

вокупности в выборочную [см.: 83, с. 196-211].

Все вышеуказанные виды социологических исследований «привязаны» к содержательному анализу своего объекта; в этом плане отдельную группу образуют так называемые методические исследования, цель которых – (само-) анализ самого исследовательского процесса, его методов, инструментария и т.д. (речь о них пойдет также далее, в теме «Методический анализ результатов»).

4. Социологические исследования и социальная практика.

Считается, что социолог «думает», а кто-то (хозяйственный руководитель, партийный функционер, государственный служащий) после него «делает», было бы наивным и даже опасным заблуждением.

Никак и никогда нельзя сводить рассматриваемый вопрос к простому прохождению по цепочке «отчет по результатам исследования – управленческое решение – оптимизация конкретного социального процесса (объекта)». Данный вопрос воспринимается и понимается лишь в максимально широком контексте – «Социология и Общество». К месту можно напомнить, что еще более 20 лет назад, в 1982, десятый Всемирный социологический конгресс не случайно был посвящен именно подобной теме – «Социологическая теория и социальная практика».

«Социальная практика», понимаемая как «социальная жизнь», включающая в себя и деятельность, и познание, стоит у истоков буквально каждого социологи- ческого исследования. В обществе появляется и проявляется очередная социальная проблема и формулируется для социолога в качестве «социального заказа». Это

– первое «соприкосновение», если взять весь цикл отдельно взятого исследования. Второе «соприкосновение» — взаимодействие социолога-исследователя с изу- чаемым объектом в ходе самого исследовательского процесса. Даже при самой высокой степени социологической «деликатности» (соблюдение норм профессиональной этики), нельзя отрицать возможность и факт взаимовлияния субъекта и объекта исследования. Наконец, третье «соприкосновение» начинается после передачи результатов работы – при этом «адресаты» могут быть самые разнообразные – научное сообщество, читательская (зрительская) аудитория, властная элита или группа бизнес-менеджеров.

Есть исследования, которые предполагают «короткий» и почти «односторонний» выход в социум. К таким можно отнести, например, опросы общественного мнения с последующей публикацией в СМИ (возможная реакция общества – отклики читателей, зрителей и слушателей). Сюда же, как ни парадоксально, можно отнести и исследования, на базе которых появляются разнообразные – от тезисов до монографий – публикации научного характера (возможная реакция общества – критические либо апологетические отзывы и рецензии).

Есть исследования, после которых работа социолога почти обязательно переходит в «иные измерения». Речь идет о таких исследованиях, в основном — прикладных, на базе которых выстраиваются управленческие решения и социальные технологии. Один из парадоксов здесь заключается в следующем: как правило,

70

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

НАДЕЖНОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — характеристика качества эмпирических социологических данных. Существует два понимания Н.с.и. В западной традиции надежность понимается как воспроизводимость результатов исследования при повторном измерении. Информация считается качественной, если она является надежной и валидной. Более детальной является классификация характеристик качества социологической информации, разработанная в русскоязычной литературе. В их классификации Н.с.и. является наиболее общей характеристикой качества эмпирических данных, полученных в социологическом исследовании. Под надежной понимают информацию, в которой относительно отсутствуют ошибки. Точнее, надежная — это информация в которой, во-первых, отсутствуют неучтенные ошибки, т.е. ошибки, величину которых исследователь не в состоянии оценить, во-вторых, учтенные ошибки не превышают некоторой заданной исследователем величины. Напр., если ошибка репрезентативности при определении доли некоторого признака с вероятностью 0,95 не превышает 5%, а исследователь намерен экстраполировать данные выборки на генеральную совокупность лишь для случаев, когда разница данных значима (напр., превышает 10%), то для него эта информация является надежной; если же ставится задача изучения менее существенных различий (напр., в 4—6%), то информация является ненадежной.

Неопределенное в силу всеобщности понятие надежности конкретизируется путем перечисления ошибок, которые учтены в данном исследовании. В зависимости от типа учтенных ошибок информацию называют валидной, репрезентативной, точной и правильной (см. Качество социологического исследования), поэтому измерение надежности сводится к измерению указанных характеристик социологической информации. Следует отметить, что между способом измерения и типом ошибок нет однозначной связи — один тип ошибки может измеряться разными способами, и один способ может использоваться для измерения ошибок разных типов (по крайней мере, исследователь

не всегда может установить, что именно измеряется — точность, правильность или валидность). Поэтому наряду с вышеназванными характеристиками надежности, полученными путем типологии учтенных ошибок измерения, целесообразно использовать типологию самих способов измерения (учета) ошибок, т.е. типологию способов контроля надежности эмпирических данных.

Различают две гр. способов контроля надежности: внешний контроль (сопоставление эмпирической информации в данном исследовании с какой-либо другой информацией) и внутренний контроль (изучение распределения признаков в данном исследовании).

А. Внешний контроль.

1. Контроль, внешний по отношению ко времени исследования, т.е. сопоставление результатов измерения в данном исследовании с результатами повторного измерения того же массива респондентов с тем же исследователем в тех же условиях с помощью того же инструмента и процедуры измерения (например, метод перепроверки, или test-retest).

2. Контроль, внешний по отношению к ситуации (условиям) исследования (например, сопоставление результатов опроса по производственной и территориальной выборке того же массива респондентов тем же исследователем с помощью того же инструмента исследования).

3. Контроль, внешний по отношению к инструменту и процедуре исследования (например, сопоставление данных опроса с реальным поведением респондентов (данные анализа документов, наблюдения и т.п.); сопоставление данных опроса с данными, полученными с помощью инструмента, который считается эквивалентным — метод эквивалентных форм).

4. Контроль, внешний по отношению к исследователю (напр., сопоставление данных опроса, полученных одним интервьюером, полученными на том же массиве в тот же период времени с использованием той же процедуры и инструмента исследования другим интервьюером).

5. Контроль, внешний по отношению к объекту исследования, т.е. сопоставление данных опроса с данными, полученными на др. объекте (применяется в случае, если в соответствии с целью исследования инструмент должен давать одинаковые показатели на разных объектах, как, например, при разработке теста умственных способностей независимого от тезауруса респондента: распределение тестовых оценок для различных образовательных групп должны совпадать).

В качестве показателя совпадения информации, полученной в данном исследовании, с какой-либо иной информацией при внешнем контроле используется обычно коэффициент корреляции; средняя арифметическая и средняя квадратическая ошибка; специальная мера, рассчитываемая как число респондентов, давших одинаковые ответы в двух исследованиях, нормированное числом всех опрошенных.

Б. Внутренний контроль.

1. Изучение распределения данного признака по всей выборке. Например, расчет репрезентативности (как функции от дисперсии и объема выборки); изучение формы распределения (выявление «неработающих» вопросов или градаций вопросов, наличие «выпадающих» значений и др.).

2. Сопоставление распределения различных признаков по всему массиву (например, метод расщепления (split-half), заключающийся в сопоставлении двух однородных гр. признаков в тестовых методиках; устранение «субъективных» погрешностей путем учета «личного уравнения» респондента).

3. Изучение распределения признаков в различных подвыборках (например, устранение влияния интервьюера с помощью метода Уорнера; дисперсионные критерии надежности).

См. также: Качество социологического исследования, Репрезентативность, Валидность (обоснованность) социологической информации, Точность (устойчивость) социологической информации, Правильность социологической информации.

В. И. Паниотто

Литература:

Волович В.И. Надежность информации в социол. иссл-и. Киев, 1974;

Докторов Б.З. О надежности измерения в социол. иссл-и. Л., 1979;

Саганенко Г.И. Социол. информация (стат. оценка надежности исходных данных социол. иссл-я.). Л., 1979;

Она же. Надежность рез-тов социол. иссл-я. Л., 1983;

Паниотто В.И. Кач-во социол. информации (методы оценки и процедуры обеспечения). Киев, 1986;

Ядов В.А. Стратегия социол. иссл-я. М., 2007.

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 270-272.

Автор статьи

Евгения Май-Резникова

Эксперт по предмету «Социология»

Задать вопрос автору статьи

Качество теоретической социологической информации

Определяется учетом специфики познания социальной реальности. В познании общества в современных условиях, в целом, как и в познании природы, присутствует углубленная методологическая рефлексия, состоящая в углублении фундаментальных оснований самопознания. Как теоретические работы, так и конкретные исследования посвящаются особенностям социальной жизни и познания общества, субъектно-объектным отношениям в социальном познании, логической природе, методологическому статусу, роли социального знания и его эвристических возможностях. Решая названные вопросы, социологи обогащают знания, полезные в описании, объяснении, теоретическом обоснования методов и приемов исследования социальной действительности.

Качество эмпирических данных

Что касается качества эмпирических данных, то важным критерием их качества выступает репрезентативность, зависящая от грамотного определения объема выборки.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 4 500 ₽

Замечание 1

Проблема определения такого объем выборки, который обеспечивал бы наиболее репрезентативные результаты исследования, до сих пор не имеет однозначного точного решения. В современной науке выработаны основные принципы оптимизации объема выборочной совокупности, которые мы рассмотрим ниже.

На принятие решения относительно объема выборки влияют множество факторов, наиболее важными из которых являются следующие:

  1. ценность и новизна получаемой в результате опроса информации;
  2. затраты на проведение опроса (включая временные) при заданном размере выборки.

В современной эмпирической социологии присутствует мнение, что ключевым подходом при принятии решения об объеме выборки должен являться статистический. При этом в расчет принимают допустимую величину ошибки в оценке исследуемого параметра (например, дохода). В статистике разработан целый комплекс специальных формул, связывающих размер выборки с вероятностью ошибки и величиной доверительного интервала, задающего пределы этой ошибки.

«Качество социологической информации» 👇

Поскольку применение данных формул возможно при условии выдвижения определенных предположений о распределении важной для исследователя величины, актуализируется потребность в предварительной информации, относящейся к тому параметру объекта исследования, который подлежит изучению.

Существуют элементарные «правила левой руки» для определения объема выборки.

Правило первое: размер выборки растет

  1. при необходимости опубликовать данные для отдельных подгрупп;
  2. при проведении общенациональных обследований, когда размер генеральной совокупности значительный;
  3. если имеющаяся в наличии у исследователей информация по ключевым вопросам.

Правило второе: размер выборки уменьшается

  1. при изучении учреждений, предприятий, организаций и иных «первичных единиц отбора», при небольшом объеме генеральной совокупности, из которой осуществляется выборка (например, совокупности сотрудников органов социальной защиты, старшеклассников, пациентов определенного профиля и т. п.);
  2. при проведении локальных и региональных исследований;
  3. если уже существующая информация относительно полна, и все еще остающаяся степень неопределенности незначительна.

Ошибки выборки

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки выборки, с которыми сталкиваются исследователи, особенно на первых порах социологической исследовательской деятельности.

Первая и наиболее часто встречающаяся ошибка состоит в давлении доступных объектов. Последствием этого является необоснованный перенос реального объекта на проектируемый. Так, давление доступных объектов ощущается особенно сильно при использовании опроса в печатных СМИ, когда на опубликованные в газете вопросы отвечают те, кто захотел отвечать и взял на себя труд вернуть анкету обратно. При уличном опросе анкетеры или интервьюеры часто бывают вынуждены опрашивать тех прохожих, кто согласится отвечать на вопросы.

Второй тип систематической ошибки связан с иллюзией постоянства. Для ее избегания необходимо знать, что все возможные социологические переменные можно разбить на три типа:

  • переменные, не обнаруживающие динамики;
  • переменные с прогнозируемой динамикой;
  • переменные с непрогнозируемой динамикой.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Качество социологической информации

Качество социологической информации
одна из составляющих качества социологического исследования. В широком смысле под К. с. и. понимают способность любой социологической информации, в том числе результатов социологического исследования, правильно отражать социальную действительность. Более распространенным является понимание К. с. и. в узком смысле, относящемся к характеристике исходных эмпирических данных, полученных в исследовании. Для характеристики К. с. и. в этом плане используется понятие надежности социологической информации. Надежной называют информацию, в которой, во-первых, учтенные ошибки не превышают некоторой заданной исследователем величины; во-вторых, отсутствуют неучтенные ошибки, т. е. ошибки, величину которых исследователь не в состоянии оценить. Ошибки, о которых исследователю известно, могут быть иногда очень большими, но существенно не сказываться па К. с. и. Так, если ошибка репрезентативности составит 20 %, но исследователь намерен экстраполировать данные выборки на генеральную совокупность лишь для случаев, когда разница данных значима (например, превышает 40 %), то эта информация будет выступать как надежная.

Неопределенное в силу общего характера понятие надежности конкретизируется перечислением ошибок, которые учтены, и факторов, контролируемых в исследовании. В зависимости от того, какие именно факторы контролируются, данные называют правильными, точными, валидными и т. п., т. е. в основу классификации различных параметров, характеризующих качество социологической информации, кладется характер ошибок. Ошибки классифицируются на теоретические, связанные с несовершенством теории, положенной в основу используемого средства измерения, неверностью исходных положений, обосновывающих измерительную процедуру, неправильным выбором логической модели изучаемого социального явления (для подобных ошибок в метрологии иногда употребляют термин «квазипогрешности»), и инструментальные, связанные с инструментом исследования и процедурой сбора данных. Инструментальные ошибки делятся, в свою очередь, на случайные и систематические.

Случайные ошибки те, которые при повторных измерениях изменяются по вероятностным законам (так, если результат измерения некоторое число в метрической шкале, то при большом количестве измерений отклонения результата измерения как в одну, так и в другую сторону от истинного значения встречаются приблизительно с одинаковой частотой, и при увеличении числа измерений средняя арифметическая ошибка приближается к нулю). Систематические ошибки при повторных измерениях остаются постоянными (или изменяются по жесткому детерминистскому закону), средняя арифметическая ошибка с увеличением числа измерений не уменьшается. С выделенными типами ошибок связаны определенные характеристики надежности информации. Отсутствие в информации теоретических ошибок называется валидностью (обоснованностью) информации (а также методики, с помощью которой эта информация получена). Полученные данные валидны, если верны теоретические посылки, положенные в основу измерительной процедуры, т. е. если измеряется именно то свойство изучаемого объекта, которое требуется измерить.

Методика сбора социологической информации разделяется на методику отбора единиц исследования и методику собственно измерения (регистрации) характеристик отобранных единиц исследования. Отсутствие в социологической информации ошибок отбора (как случайных, так и систематических) называют репрезентативностью (представительностью), отсутствие систематических ошибок измерения называют правильностью, а отсутствие случайных ошибок измерения-точностью (или устойчивостью) информации. Таким образом, информация является надежной, если она валидна, правильна и точна. Другая классификация даст другие характеристики надежности информации.

Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины.
.
1990.

Полезное

Смотреть что такое «Качество социологической информации» в других словарях:

  • ИЗМЕРЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — один из этапов, необходимых для обеспечения требуемого качества социологич. исследования. Надежность является наиболее общей характеристикой качества эмпирич. данных, полученных в социологич. исследовании. Под надежной понимают информацию, в к… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ИЗМЕРЕНИЕ ОБОСНОВАННОСТИ (ВАЛИДНОСТИ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — один из этапов измерения надежности социологич. информации. Под обоснованностью информации понимают отсутствие теоре тич. ошибок: полученные данные обоснованы если верны теоретич. посылки, положенные в основу измерительной процедуры, т. е. если… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ИЗМЕРЕНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — один из этапов измерения надежности социологич. информации (см.). Под правильностью информации понимают отсутствие систематич. ошибок, связанных с процедурой и инструментом исследования. Измерение правильности осуществляется путем выдвижения… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ИЗМЕРЕНИЕ ТОЧНОСТИ (УСТОЙЧИВОСТИ) СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ — один из этапов измерения надежности информации социологической (см.). Под точностью (или устойчивостью) понимают отсутствие случайных ошибок, связанных с процедурой и инструментом измерения. Теоретич. показателем величины случайной ошибки… …   Российская социологическая энциклопедия

  • КАЧЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — его интегральная характеристика. Определяется качеством цели исследования, качеством средств (напр., экономичность, оперативность), качеством процесса исследования (напр., этич. аспекты взаимодействия с исследуемыми) и качеством рез та… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ИНФОРМАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ — этот термин встречается в лит ре, когда говорят о данных, с к рыми работает в ходе исследования социолог. Выделяется первичная и вторичная И.с. Первичная И.с. это все те сведения об объектах социологич. исследования, к рые могут быть получены с… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Паниотто, Владимир Ильич — …   Википедия

  • ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ — один из основных способов развития социология, знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя (или исследовательского коллектива) на ограниченных, заранее более или менее строго определенных задачах. Всякое И.с …   Российская социологическая энциклопедия

  • ВЫБОРКА НЕСЛУЧАЙНАЯ — способ отбора единиц совокупности, принцип к рого отличен от случайного. Как и для вероятностного (случайного) способа отбора, основная цель неслучайного отбора состоит в получении совокупности, репрезентирующей изучаемую. Однако в отличие от… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ВЫБОРКИ КОРРЕКТИРОВКА — процедура приведения структуры совокупности выборочной (см.) в соответствие со структурой совокупности генеральной (см.) по одному или нескольким контролируемым признакам. Контролируемыми могут быть любые признаки, инвариантные задачам… …   Российская социологическая энциклопедия

Качество социологического исследования

одна из наиболее общих характеристик его научной и практической значимости, зависящая в целом от уровня его подготовки и организации, квалификации исследователей и определяющая в конечном итоге степень надежности и ценности полученных результатов. Как системный процесс социологическое исследование включает в себя в качестве компонентов взаимодействие субъекта (исследователя) с объектом исследовательской деятельности и с окружающей их средой, а также взаимодействие самого объекта с этой средой. Поэтому К. с. п. зависит от свойств субъекта, объекта, среды и тех звеньев, которые опосредуют их взаимодействие. Например, К. с. и. зависит от таких характеристик субъекта, как знания об объекте исследования, умение пользоваться существующими и создавать новые исследовательские средства, программы, ценности, которыми он руководствуется, и т. п.; от таких характеристик объекта исследования, как его сложность, социальная значимость неисследованных аспектов предмета исследования и т. п. Социологическое исследование как целенаправленная познавательная деятельность характеризуется целью, средством и результатом. Поэтому К. с. и. зависит от качественных характеристик дели, средств и результата исследования, а также от отношений между этими; составляющими, от их соответствия друг другу. Другой план рассмотрения исследованиядинамический, процессуальный. В этом плане К. с. и. зависит от характеристик процесса исследования. Исходя из этого, понятия, описывающие качество (качественность) социологического исследования, могут быть определены путем выделения таких характеристик цели, средств, процесса и результата исследования, которые, во-первых, соотносят исследование с потребностями социальной системы, в рамках которой оно проводится, во-вторых, описывают связь одних характеристик с другими, степень их соответствия друг другу. С этой точки зрения можно выделить две основные характеристики качества цели исследованияважность (значимость) и реалистичность (вероятность ее достижения). Качество средств исследования определяется результативностью (степенью достижения цели, которую обеспечивают данные средства) и эффективностью (отношением результативности к затратам). При этом следует учитывать и социальную, а не только экономическую эффективность, т. е. отношение социальной и экономической результативности к социальным и экономическим затратам. Кроме того, учета требуют затраты не только исследователей, но и исследуемых. В частности, затраты исследователей характеризуются трудоемкостью, экономичностью, оперативностью и т. п. (экономические затраты) и долей малоквалифицированного и непривлекательного труда (социальные затраты). Затраты (издержки) исследуемых характеризуются трудоемкостью выполнения заданий исследователя, этичностью способов использования средств исследования и их психологической травматогенностью и т. п.

Источник: Социологический справочник

КАЧЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

его интегральная характеристика. Определяется качеством цели исследования, качеством средств (напр., экономичность, оперативность), качеством процесса исследования (напр., этич. аспекты взаимодействия с исследуемыми) и качеством рез-та исследования. Качество рез-та исследования определяется его важностью (теоретич. значимостью и прикладной первоочередностью, актуальностью) и достоверностью, под к-рой понимается соответствие выводов, сделанных исследователем (соответствие теории, построенной в рез-те исследования), действительности, адекватность полученного знания изучаемому объекту. В свою очередь, достоверность рез-тов социологич. исследования зависит как от качества эмпирич. данных, полученных в ходе исследования, так и от корректности теоретич. выводов, к-рые сделаны на основании этих данных, т. е. от качества социологич. информации и от качества теории, к-рая использовалась для ее интерпретации (от логики и методологии исследования, формальных методов анализа данных и т. п.). Для наиболее общей характеристики качества методов перехода от эмпирич. данных к теоретич. выводам используется понятие «истинности теория», а для наиболее общей характеристики качества эмпирич. данных — надежность социологич. информации. Под надежной понимают информацию, в к-рой относительно нет ошибок, поэтому дальнейшая конкретизация понятия надежности осуществляется через перечисление ошибок, контролируемых в социологич. исследовании. Эти ошибки могут быть связаны либо с недостатками специальной методологии, т. е. теории разработки методич. средств социологич. исследования (теоретич. ошибки), либо с недостатками методики (инструментальные ошибки, в частности, с недостатками отбора единиц исслелгт ния и измерения характеристик отобранных единиц). Вероятность отсутствия теоретич измерения наз. обоснованностью (валидное информации, а вероятность отсутствия ошибок отбора единиц исследования — репрезентатиностью. Вероятность отсутствия случайных ошибок измерения называют точностью (нек. авторы — устойчивостью), а отсутствие систематич. ошибок — правильностью социологич информации. Др. типология ошибок измерения даст дп систему понятий, характеризующих качество информации. Напр., вероятность отсутствия ошибок как случайных, так и систематич., связанных с влиянием времени опроса, влиянием интервьюера, условий опроса, инструмента исследования, наз. воспроизводимостью информации. В зависимости от источника ошибок используются те или иные методы их измерения и коррекции (см. Измерение надежности социологической информации, Измерение обоснованности социологической информации, Измерения ошибки, Измерение правильности социологической информации, Измерение точности социологической информации). Лит.: Волович В.И. Надежность информации в социологическом исследовании. Киев, 1974; Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. JL 1979; Саганенко Г.И. Социологическая информация (статистическая оценка надежности исходных данных социологического исследования). Л., 1979; ее же. Надежность результатов социологического исследования. Л., 1983; Ядов В.А. Социологическое исследование. М., 1987. В.М. Лакиотшо

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Возможно, вам также будет интересно:

  • Катет равен гипотенузе где ошибка
  • Качество построенных фирмой квартир желает лучшего исправьте возможные ошибки
  • Катерина протест темному царству ошибка
  • Качество письменной речи примеры ошибок
  • Катерина ошибка геншин импакт

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии