укажите ошибки,связанные с употреблением паронимов.!!!!
1 запасы дел
овой древесины в крае не безграничны, они требуют к себе бережного отношения.
2 контроль качества осуществляется методом выборной проверки изделий.
3 слово представляется следующему оратору.
4 желательное и достигнутое — это разные грани развития личности.
5 обоснованием для решения явилась сводка о расходах на сентябрь
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык
Какие нарушения лексических норм в данных предложениях:
1.Пенсионеров не удовлетворяет их бытие. 2.Он испытывал крепкую зависть к своему коллеге.3.Большая половина доклада посвящена экономическим вопросам.4.На протяжении матча защита не раз оказывалась в затрудненных ситуациях.5.Мы столкнулись в своей работе с проблемой выбора одной из нескольких альтернатив.6.Мне привезли памятный сувенир из Крыма.7.Русский народный фольклор очень богат и разнообразен.8.Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой.9.Качество товаров контролируется путем выборной проверки изделий.10.Я поступил в военное училище,так как хочу продолжать семейную династию.11.В дипломной работе представлена армада схем и таблиц.12.Недостатком работы является недостаточное количество иллюстративного материала.13 Внутренний интерьер замка поразил нас роскошью.14.Мне эта акция необходима.15. Своими соображениями я поделился с коллегами по работе.
Какие нарушения лексических норм в данных предложениях : 1.
Пенсионеров не удовлетворяет их бытие.
2. Он испытывал крепкую зависть к своему коллеге.
3. Большая половина доклада посвящена экономическим вопросам.
4. На протяжении матча защита не раз оказывалась в затрудненных ситуациях.
5. Мы столкнулись в своей работе с проблемой выбора одной из нескольких альтернатив.
6. Мне привезли памятный сувенир из Крыма.
7. Русский народный фольклор очень богат и разнообразен.
8. Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой.
9. Качество товаров контролируется путем выборной проверки изделий.
10. Я поступил в военное училище, так как хочу продолжать семейную династию.
11. В дипломной работе представлена армада схем и таблиц.
12. Недостатком работы является недостаточное количество иллюстративного материала.
13 Внутренний интерьер замка поразил нас роскошью.
14. Мне эта акция необходима.
15. Своими соображениями я поделился с коллегами по работе.
Вопрос Какие нарушения лексических норм в данных предложениях : 1?, расположенный на этой странице сайта, относится к
категории Русский язык и соответствует программе для 10 — 11 классов. Если
ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска
похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему.
Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку,
расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей,
оставившими комментарии под вопросом.
Нормативный аспект культуры речи. Основные нормы русского языка.
Цель практического
занятия: Научиться применять теоретические
знания на практике — находить нарушения
нормы и уметь объяснять причины нарушения
норм .
Задание 1.
В
данных
словах часто допускаются акцентологические
ошибки. Расставьте в них ударение и
проверьте правильность постановки
ударения по справочным материалам.
Запомните ударение в тех словах, в
которых вы допускаете ошибки.
-
Добыча, досуг,
ходатайство, квартал, коклюш, ломоть,
лоскут, мякиш, жалюзи, документ, агентство,
корысть, приданое, средства, договор. -
Сливовый, грушевый,
плесневелый, ивовый, иглистый,
одновременный, недоуменный, обсужденный,
незаконнорожденный, позолоченный. -
Некролог, каталог,
диалог, мелисса, генезис, догмат, маляр,
эксперт, бюрократия, гастрономия,
диспансер, иконопись, инсульт, сажень,
факсимиле. -
Плавление,
упрочение, мышление, опошление, намерение,
крашение. -
Камбала, молох,
маркетинг, мизерный, наперчить, иначе,
творог. -
Предвосхитить,
предначертать, пригубить, принудить,
присовокупить, закупорить, подбодрить,
облегчить, премировать, пломбировать,
блокировать, заиндеветь, усугубить,
нацедить, накликать, кашлянуть, алкать. -
Звонит, пропил,
напоит, наперчит, минет, начался, позвала,
права, правы.
Задание 2.
Расставьте
ударение в данных словах. Какова функция
ударения?
Слово |
Значение |
Слово |
Значение |
Видение |
Видение |
||
Атлас |
Атлас |
||
Вязанка |
Вязанка |
||
Замок |
Замок |
||
Острота |
Острота |
||
Мокрота |
Мокрота |
||
Ирис |
Ирис |
||
Лавровый |
Лавровый |
||
Угольный |
Угольный |
||
Старина |
Старина |
||
Кредит |
Кредит |
||
Характерный |
Характерный |
М
етодическая
справка. Акцентологические ошибки
наиболее распространены в нашей речи.
В случае затруднения следует обратиться
к Орфоэпическому словарю русского
языка. Следует помнить, что ударение в
русском языке выполняет несколько
функций. В языке существуют акцентологические
варианты, равноправные и неравноправные.
К равноправным вариантам можно отнести
ударения в словах Иначе-инАче, кАмбала
— камбалА, мОлох – молОх, мАркетинг
– маркЕтинг и т.д., которые отмечены
в Орфоэпических словарях. Есть ряд слов,
в которых также допускается вариантное
ударение, но в этом случае одно из
ударений является или просторечным
(твОрог), или устаревшим (ракУрс). Ударение
может отражать и особенности
профессиональной речи. Так, литературная
норма отмечает слово компас с
ударением на первом слоге (кОмпас),
тогда как моряки предпочитают ставить
ударение на последнем слоге (компАс).
Ударение в русском языке также различает
слова-омонимы: мокрОта – означает
слизь , а мокротА – сырость, то
есть ударение выполняет смыслоразличительную
функцию.
Задание 3. Найдите
в каждом ряду «лишнее» слово по признаку:
а) является отступлением от фонетических
правил русского языка; б) отличается
по какому-то фонетическому признаку.
Слова |
«Лишнее» слово |
Причина |
Совет, соната, |
||
Дело, шоссе, |
||
Декан, депо, |
||
Кузен, амнезия, |
||
Опека, афера, |
||
Отличник, двоечник, |
||
Гренадер, маневры, |
||
Конечный, вечный, |
||
Тезис, тест, |
||
Горничная, |
||
Прелестница, |
||
Интеллект, |
М
етодическая
справка. По фонетическим нормам
русского языка гласные в безударной
позиции редуцируются, то есть произносятся
нечетко или же меняют свое качество.
Так, О в безударной позиции произносится
как (а). Но в некоторых заимствованных
словах эта норма нарушается, и О в
безударной позиции произносится как
(о). Например, в словах боа, какао,
вето, нетто, брутто, сонет, авизо, соната
О находится в безударной позиции, но не
редуцируется. Часто допускаются в речи
ошибки, связанные с буквами О и Ё. Дело
в том, что буква Ё обычно не обозначается
на письме, в связи с чем мы часто произносим
слова неправильно: говорим афёра,
опёка, гренадёр, осёдлость,
жёрдь, пещёра, но маневры,
свекла. А надо: опека, афера,
гренадер, оседлость, жердь,
пещера, но манёвры, свёкла.
В некоторых случаях наблюдается
вариантное произношение: белёсый –
белесый, блёклый – блеклый, жёлчь
– желчь, позолоченный –
позолочённый. Сочетание ЧН
в русском языке произносится только
как (шн) в отдельных словах, которые надо
запомнить: горчичник, двоечник,
конечно, нарочно, очечник, подсвечник,
пустячный, скворечник, скучно, скучный,
яичница. Некоторые слова допускают
вариантное произношение: горничная,
булочная, прачечная. В отдельных
случаях различное произношение сочетания
ЧН служит для различения смысла слов:
сердечный недуг – сердечный друг,
двуручный чемодан – двурушный человек.
Наибольшие трудности при изучении
фонетических норм представляют
заимствованные слова, в которых гласный
Е перед согласными не выполняет своей
«смягчающей» функции и согласный перед
Е произносится твердо. Следует помнить,
что а) в одних словах согласный перед Е
смягчается: брюнет, термин, пресса,
академия, интеллект, кофе, крем,
девальвация, декада, лидер, шинель,
музей; б) в некоторых словах допускается
вариантное – твердое и мягкое —
произношение согласных перед Е: лорнет,
терапевт, депо, лотерея, декан, сессия,
новелла, бассейн, агрессия, стратегия,
темп.; в) во многих заимствованных словах
согласный перед Е произносится твердо:
тезис, тест, компьютер, бартер, бифштекс,
кузен, амнезия, антенна, индекс, интерьер,
тембр, тенденция, интеграл.
В русском языке при стечении согласных
некоторые из них не произносятся:
лестница, сверстник. Но в слове
астма звук (т) не выпадает, то
есть в этом слове нет непроизносимого
согласного.
Задание 4. Отметьте,
какие нарушения лексических норм можно
отметить в данных предложениях. Напишите
правильный вариант.
Пенсионеров не удовлетворяет их бытие.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Он испытывал крепкую зависть к своему
коллеге.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Большая половина доклада посвящена
экономическим вопросам.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На протяжении матча защита не раз
оказывалась в затрудненных ситуациях.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мы столкнулись в своей работе с проблемой
выбора одной из нескольких альтернатив.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне привезли памятный сувенир из Крыма.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Русский народный фольклор очень богат
и разнообразен.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Врач осмотрел больного и сокрушительно
покачал головой.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Качество товаров контролируется путем
выборной проверки изделий.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я поступил в военное училище, так как
хочу продолжить семейную династию
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В дипломной работе представлена армада
схем и таблиц.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Недостатком работы является недостаточное
количество иллюстративного материала.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внутренний интерьер замка поразил нас
роскошью.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне эта акция необходима.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Своими соображениями я поделился с
коллегами по работе.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
М
етодическая
справка. К причинам нарушения
лексических норм относятся:
-
Употребление слова в несвойственном
ему значении. В предложении: На
предприятии использовалось более
прогрессивное оборудование допущена
ошибка из-за употребления слова
прогрессивный в несвойственном
ему значении. В данном случае следовало
бы употребить слово современный. -
Нарушение лексической сочетаемости
слов. В предложении Задача, поставленная
исследователем, достигнута наблюдается
нарушение правил лексической
сочетаемости: слово задача
сочетается со словом решена, со
словом достигнута может
сочетаться слово цель. -
Смешение паронимов – однокоренных
слов, имеющих различия в значении. В
предложении Наказание носит
воспитательский характер допущена
ошибка из-за смешения паронимов
воспитательский – воспитательный.
В данном предложении следует употребить
слово воспитательный. -
Употребление многозначных слов и
омонимов без лексического окружения,
что приводит к двусмысленности фразы.
Предложение Вы прослушали информацию
двусмысленно, так как непонятно, то ли
вы получили переданную информацию, то
ли, напротив, вы ее пропустили. -
Наличие плеоназма также считается
нарушением лексической нормы: сочетания
слов, содержащих один и тот же смысловой
компонент, создают смысловую избыточность.
В предложении На кафедре имеется
свободная вакансия наблюдается
плеоназм, так как слово вакансия
означает свободное место. -
Наличие тавтологии – речевой избыточности,
когда употребляются одни и те же или
однокоренные слова. В предложении Есть
большое количество утешителей,
которые утешают только для того,
чтобы им не надоедали наблюдается
тавтология.
Задание 5. Отметьте,
какие ошибки в употреблении фразеологических
оборотов допущены в данных предложениях?
Каковы причины нарушения норм употребления
фразеологических оборотов?
Предложение |
Причина нарушения |
Он отбивался |
|
Не надо подливать |
|
Целый день ребенок |
|
Не надо валить |
|
Его ищут, а он |
|
Пора заморить |
|
Беда грянула как |
|
Наконец-то приказ |
|
Он думал не |
|
Писатель идет в |
М
етодическая
справка. При употреблении
фразеологических оборотов могут быть
следующие случаи нарушения норм:
-
Употребление фразеологизма без учета
его значения. В предложении Террористов
надо убивать без зазрения совести
фразеологизм без зазрения совести
употреблен без учета значения, так как
можно врать без зазрения совести,
но не убивать. -
Контаминация (смешение) двух фразеологизмов.
В предложении Это дело выеденного
гроша не стоит наблюдается смешение
фразеологизмов- не стоить
выеденного яйца и не стоить
ломаного гроша. -
Замена одного из компонентов фразеологизма.
В предложении Не надо было мусор
из избы выносить наблюдается
замена компонента сор словом
мусор. -
Замена грамматической формы одного из
компонентов фразеологизма. В предложении
Сосед деньги лопатами гребет
вместо формы единственного числа
лопатой употреблена форма
множественного числа. -
Вставка лишнего компонента или пропуск
нужного компонента также являются
нарушением нормы употребления
фразеологического оборота. В предложении
У него еще белое молоко на
губах не обсохло лишним является
слово белое, а в предложении Он
предоставлен себе пропущен компонент
самому.
Задание 6. Данные
слова являются омонимами, то есть
словами, имеющими разные значения.
Определите их значения и образуйте
форму множественного числа.
Слово в |
Значение |
Форма именительного |
Тон |
Звук определенной |
Тоны |
Оттенок красок |
Тона |
|
Образ |
||
Орден |
||
Хлеб |
||
Мех |
||
Лагерь |
||
Корпус |
||
Учитель |
||
М
етодическая
справка. Существительные
мужского рода имеют в именительном
падеже множественного числа окончания
Ы/И или А/Я: офицер — офицеры, катер –
катера. В связи с этим очень часто
при образовании формы множественного
числа наблюдаются варианты. Мы говорим
торты – торта, шофёры – шофера и не
всегда задаем себе вопрос: «А какая
форма является нормой?». Тем более, что
в языке существуют равноправные варианты:
крейсер — крейсеры – крейсера,
Запомните: окончание АЯ характерно
для тех существительных, у которых в
единственном числе ударение падает на
основу, а во множественном числе – на
окончание: город – города. Поэтому
не могут быть признаны нормативными
формы на АЯ у существительных с
неподвижным ударением: шофёр –
шофёры, а не шофера, корректор
– корректоры, а не корректора.
Некоторые слова, являющиеся омонимами
в единственном числе, во множественном
таковыми не являются: окончания помогают
развести их по значениям. Например,
слово «тон» имеет значения: а)
звук определенной высоты; б) оттенок
красок. Являясь омонимами в форме
единственного числа, во множественном
они различаются, образуя разные формы
именительного падежа: тоны и тона.
Задание 7.
Заполните
таблицу, распределив данные пары слов:
Зал – зала, барк
– барка, лавр – лавра, опал – опала,
вольер – вольера, клавиш – клавиша,
метод – метода, заусенец – заусеница,
жар – жара, карьер – карьера, георгин
– георгина, скирд – скирда, ставень –
ставня, клипс – клипса, манер – манера,
пролаз – пролаза, манжет – манжета,
взяток – взятка, перифраз – перифраза,
эпюр – эпюра, гарнитур – гарнитура.
Родовые варианты |
Разные слова |
М
етодическая
справка. Слова в русском языке
относятся к одному из трех родов:
мужскому, среднему и женскому. Не имеют
рода существительные, употребляющиеся
только во множественном числе: ножницы,
сани, брюки и т.д. Категория рода стабильна.
И все же в русском языке есть слова
мужского и женского рода, являющиеся
родовыми вариантами: георгин –
георгина, шпон – шпона. Эти
существительные могут употребляться
как слова мужского и как слова женского
рода. Некоторые же существительные
мужского и женского рода не являются
родовыми вариантами, так как различаются
по значению. Рассмотрим слова лавр
— лавра. Слово лавр обозначает
южное вечнозеленое дерево, а лавра
– название некоторых крупных православных
монастырей.
Задание 8. Выпишите
из каждого ряда существительные, которые
имеют нулевое окончание: а) в именительном
падеже единственного числа; б) в
родительном падеже множественного
числа.
-
Туфли, тапки,
сандалии, унты, валенки, тапочки,
сандалеты, сапожки, ласты, пимы, погоны,
манжеты, спазмы, катакомбы, ботинки,
ботильоны. -
Ясли, сапоги,
партизаны, башкиры, торговцы, полотенца,
носки, одеяльца, зулусы, дебри, судьи,
князья, места, татары, туркмены, блюдца,
гранаты, апельсины, баклажаны, килограммы,
амперы, шорты, чулки.
Нулевое окончание в форме им.падежа |
Нулевое окончание в форме род. падежа |
М
етодическая
справка. Часто в нашей речи наблюдается
неправильное образование отдельных
падежных форм. Так, ошибки возникают
при образовании формы именительного
падежа единственного числа от тех слов,
которые употребляются чаще во множественном
числе, чем в единственном. Как правильно
образовать формы единственного числа
от существительных туфли, тапки?
Туфля или туфель, тапка или
тапок? Такие же трудности мы
испытываем при образовании форм
родительного падежа множественного
числа от существительных мужского рода
Как правильно: башкиров или башкир?
зулусов или зулус? носков или носок?
Во всех случаях, когда вы сомневаетесь
в правильности образования каких-либо
морфологических форм, обращайтесь к
Толковому словарю русского языка. В
словарной статье вы найдете указание
на правильные формы.
Задание 9.
Проанализируйте
данные предложения и укажите причину
синтаксических ошибок. Дайте верный
вариант.
Согласно распоряжения
мэра внутриквартальное строительство
запрещено.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Надо различать
добро от зла.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Автор не только
славит, но и сочувствует Игорю.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Вследствие
предстоящего отъезда, возлагаю на вас
свои обязанности.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Покидая родителей,
его охватила внезапная грусть.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Каждый гражданин
обязан гордиться и любить свою Родину.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа студентов
написали письмо в профком.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Дети любовались
то на море, то на картину.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Три соседние здания
были построены в прошлом году.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть работ
направлены нами на экспертизу.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
В школе организована
выставка, на которой представлены работы
детей и родителей из пластилина.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Факты говорят за
возможность использования резервов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
М
етодическая
справка. Причиной синтаксических
ошибок могут быть:
-
Нарушение правил управления. В предложении
Я тревожусь о своих близких
нарушено управление, так как слово
тревожусь управляет винительным
падежом с предлогом за, а не
предложным. -
Нарушение правил согласования определения
с определяемым словом или сказуемого
с подлежащим. В предложении Он забил
красивое пенальти нарушено
согласование определения с определяемым
словом, так как слово пенальти
является словом мужского рода, а
не среднего. В предложении Много
сил ушли на выполнение данного
проекта нарушено согласование
сказуемого с подлежащим, так как при
подлежащих, выраженных сочетаниями
родительного падежа неодушевленных
существительных со словами много,
мало, несколько, множество, немного
сказуемое употребляется только в
единственном числе. -
Нарушение правил употребления однородных
сказуемых с общим второстепенным
членом. В предложении Подбор и
наблюдение над фактами – необходимое
условие исследовательской работы
нарушена норма, так как слово подбор
требует после себя родительного
падежа, а творительного падежа требует
только слово наблюдение.
Правильно будет сказать: Подбор
фактов и наблюдение над ними – необходимое
условие исследовательской работы. -
Нарушение правил употребления производных
предлогов, сохранивших свое лексическое
значение и потому ограниченных в плане
сочетаемости. В предложении Ввиду
прошедших дождей уборка хлеба затянулась
нарушена данная норма, так как предлог
ввиду употребляется в том
случае, когда речь идет о том, что
предстоит. Правильнее употребить в
этом предложении предлог вследствие. -
Нарушение правил употребления
деепричастных оборотов. В предложении
Играя в нашем казино, у вас
каждый день есть шанс выиграть крупную
сумму нарушением является то, что
действие, обозначенное деепричастием,
относится к слову шанс. По
правилам русского языка действие,
обозначенное деепричастием, и действие,
обозначенное глаголом-сказуемым, должны
совершаться одним лицом. Правильно
будет сказать Играя в нашем казино,
вы имеете каждый день шанс выиграть
крупную сумму. -
Нарушение порядка слов, что часто
приводит к двусмысленности и комичности
ситуации. В предложении В продажу
поступила одежда для детей российского
производства наблюдается
двусмысленность фразы из-за нарушения
порядка слов. Надо: В продажу поступила
одежда российского производства для
детей.
Практическое
занятие 2.
Какие нарушения лексических норм в данных предложениях : 1?
Русский язык | 10 — 11 классы
Какие нарушения лексических норм в данных предложениях : 1.
Пенсионеров не удовлетворяет их бытие.
2. Он испытывал крепкую зависть к своему коллеге.
3. Большая половина доклада посвящена экономическим вопросам.
4. На протяжении матча защита не раз оказывалась в затрудненных ситуациях.
5. Мы столкнулись в своей работе с проблемой выбора одной из нескольких альтернатив.
6. Мне привезли памятный сувенир из Крыма.
7. Русский народный фольклор очень богат и разнообразен.
8. Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой.
9. Качество товаров контролируется путем выборной проверки изделий.
10. Я поступил в военное училище, так как хочу продолжать семейную династию.
11. В дипломной работе представлена армада схем и таблиц.
12. Недостатком работы является недостаточное количество иллюстративного материала.
13 Внутренний интерьер замка поразил нас роскошью.
14. Мне эта акция необходима.
15. Своими соображениями я поделился с коллегами по работе.
Какие нарушения лексических норм в данных предложениях:
1.Пенсионеров не удовлетворяет их бытие. 2.Он испытывал крепкую зависть к своему коллеге.3.Большая половина доклада посвящена экономическим вопросам.4.На протяжении матча защита не раз оказывалась в затрудненных ситуациях.5.Мы столкнулись в своей работе с проблемой выбора одной из нескольких альтернатив.6.Мне привезли памятный сувенир из Крыма.7.Русский народный фольклор очень богат и разнообразен.8.Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой.9.Качество товаров контролируется путем выборной проверки изделий.10.Я поступил в военное училище,так как хочу продолжать семейную династию.11.В дипломной работе представлена армада схем и таблиц.12.Недостатком работы является недостаточное количество иллюстративного материала.13 Внутренний интерьер замка поразил нас роскошью.14.Мне эта акция необходима.15. Своими соображениями я поделился с коллегами по работе.
1.Пенсионеров не удовлетворяет их ЖИЗНЬ. 2.Он испытывал крепкую ПРИВЯЗАННОСТЬ к своему коллеге.3.Большая ЧАСТЬ доклада посвящена экономическим вопросам.4.На протяжении матча защита не раз оказывалась в ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫХ ситуациях.5.Мы столкнулись в своей работе с проблемой выбора одного из нескольких ВАРИАНТОВ.6.Мне привезли сувенир из Крыма НА ПАМЯТЬ.7.Русский народный фольклор (слово ОЧЕНЬ не нужно)богат и разнообразен.8.Врач осмотрел больного и СОКРУШЕННО покачал головой.9.Качество товаров контролируется путем ВЫБОРОЧНОЙ проверки изделий.10.Я поступил в военное училище,так как хочу продолжать семейную ТРАДИЦИЮ.11.В дипломной работе представлена ГРОМАДА схем и таблиц.12.Недостатком работы является НЕБОЛЬШОЕ количество иллюстративного материала.13 Внутреннее УБРАНСТВО замка поразило нас роскошью.14.Мне этот пакет акций необходим.15. Своими соображениями я поделился с коллегами.
Другие вопросы из категории
Читайте также
1. Определите тип нарушения литературной нормы в данных предложениях. Исправьте их.
1. Большая половина территории Тургайской впадины расположена в степной полосе. 2. В целях дальнейшего повышения квалификации преподавателей школы регулярно проводятся семинары. 3. Модельеры предложили несколько новых конструкций женского платья. 4. Вы должны туда собственноручно сходить. 5. Имидж — это образ, надуманный для показа другим внешних качеств человека, его образа жизни, его действий. 6. Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению. 7. Он из нас был самый честнейший. 8. Изменения, прошедшие в стране за последние десять лет, необратимы.
1.Повторите о том, что вы изучали в школе.
2.Рассказывая историю Эрмитажа, у экскурсовода оживилось лицо.
3.Новая тюль привлекла мое внимание.
4.Вера в удачу помогает нам всегда.
5.Я удивляюсь на вас сегодня.
ЗАДАНИЕ № 4
Самостоятельно подберите 5 примеров нарушения лексических норм. связанных с незнанием или неточным знанием значения слова. Объясните ошибки, используя толковые словари.
найдём много устаревших слов. b. Все, кто видели этот фильм, отзываются о нём положительно. c. Работа архитектора признаётся правильной лишь тогда, когда она сделана согласно с расчётами. d. Один британский журналист, живший в XIX, У. Баджот утверждал, что наша самая большая ошибка – пытаться быть приятнее, чем мы есть.
Укажите предложение БЕЗ грамматической ошибки (БЕЗ нарушения синтаксической нормы). Выберите один ответ: a. Бой шёл за хутором Сестраковым. b. Сегодня в посёлке построены не только школа и больница, а также детский сад и библиотека. c. Читать и работать с научной литературой лучше всего по утрам. d. Я увидел тропинку, ведущую к морю.
Укажите предложение БЕЗ грамматической ошибки. Выберите один ответ: a. Тем, кто вчера солгали, завтра не поверят. b. Мы надеялись на помощь и сотрудничество с родственными предприятиями. c. Я только вошёл в автобус и не успел оплатить проезд. d. Родители всегда беспокоятся за своих детей.
прилагательных, допущены в данных предложениях? Исправьте и объясните ошибки.
1) Самая интереснейшая книга для меня – энциклопедия. 2) Многие ученики
говорят,что новый учитель более добрее старого.
Е. Т. Стрекалова Русский язык и культура речи Учебно-методическое пособие
Пенсионеров не удовлетворяет их бытие.
Он испытывал крепкую зависть к своему коллеге.
Большая половина доклада посвящена экономическим вопросам.
На протяжении матча защита не раз оказывалась в затрудненных ситуациях.
Мы столкнулись в своей работе с проблемой выбора одной из нескольких альтернатив.
Мне привезли памятный сувенир из Крыма.
Русский народный фольклор очень богат и разнообразен. ______________________________________________________________________________
Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой.
Качество товаров контролируется путем выборной проверки изделий. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я поступил в военное училище, так как хочу продолжить семейную династию ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В дипломной работе представлена армада схем и таблиц.
Недостатком работы является недостаточное количество иллюстративного материала.
Внутренний интерьер замка поразил нас роскошью.
Мне эта акция необходима.
Своими соображениями я поделился с коллегами по работе.
Методическая справка. К причинам нарушения лексических норм относятся:
Употребление слова в несвойственном ему значении. В предложении: На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование допущена ошибка из-за употребления слова прогрессивный в несвойственном ему значении. В данном случае следовало бы употребить слово современный.
Нарушение лексической сочетаемости слов. В предложении Задача, поставленная исследователем, достигнута наблюдается нарушение правил лексической сочетаемости: слово задача сочетается со словом решена, со словом достигнута может сочетаться слово цель .
Смешение паронимов – однокоренных слов, имеющих различия в значении. В предложении Наказание носит воспитательский характер допущена ошибка из-за смешения паронимов воспитательский – воспитательный . В данном предложении следует употребить слово воспитательный .
Употребление многозначных слов и омонимов без лексического окружения, что приводит к двусмысленности фразы. Предложение Вы прослушали информацию двусмысленно, так как непонятно, то ли вы получили переданную информацию, то ли, напротив, вы ее пропустили.
Наличие плеоназма также считается нарушением лексической нормы: сочетания слов, содержащих один и тот же смысловой компонент, создают смысловую избыточность. В предложении На кафедре имеется свободная вакансия наблюдается плеоназм, так как слово вакансия означает свободное место.
Наличие тавтологии – речевой избыточности, когда употребляются одни и те же или однокоренные слова. В предложении Есть большое количество утешителей, которые утешают только для того, чтобы им не надоедали наблюдается тавтология.
Задание 5. Отметьте, какие ошибки в употреблении фразеологических оборотов допущены в данных предложениях? Каковы причины нарушения норм употребления фразеологических оборотов?
Причина нарушения нормы
Он отбивался рукой и ногой от этого поручения
Не надо подливать масла в костер.
Целый день ребенок предоставлен себе.
Не надо валить с больной на здоровую.
Его ищут, а он как в воду провалился.
Пора заморить червячков – время обеда.
Беда грянула как молния средь ясного неба.
Наконец-то приказ вступил в законную силу.
Он думал не покладая рук.
Писатель идет в ногу со своим временем.
Методическая справка . При употреблении фразеологических оборотов могут быть следующие случаи нарушения норм:
Употребление фразеологизма без учета его значения. В предложении Террористов надо убивать без зазрения совести фразеологизм без зазрения совести употреблен без учета значения, так как можно врать без зазрения совести , но не убивать .
Контаминация (смешение) двух фразеологизмов. В предложении Это дело выеденного гроша не стоит наблюдается смешение фразеологизмов- не стоить выеденного яйца и не стоить ломаного гроша .
Замена одного из компонентов фразеологизма. В предложении Не надо было мусор из избы выносить наблюдается замена компонента сор словом мусор .
Замена грамматической формы одного из компонентов фразеологизма. В предложении Сосед деньги лопатами гребет вместо формы единственного числа лопатой употреблена форма множественного числа.
Вставка лишнего компонента или пропуск нужного компонента также являются нарушением нормы употребления фразеологического оборота. В предложении У него еще белое молоко на губах не обсохло лишним является слово белое , а в предложении Он предоставлен себе пропущен компонент самому .
Задание 6. Данные слова являются омонимами, то есть словами, имеющими разные значения. Определите их значения и образуйте форму множественного числа.
Слово в именительном падеже единственного числа
Форма именительного падежа множественного числа
Звук определенной высоты
Методическая справка . Существительные мужского рода имеют в именительном падеже множественного числа окончания Ы/И или А/Я: офицер — офицеры, катер – катера. В связи с этим очень часто при образовании формы множественного числа наблюдаются варианты. Мы говорим торты – торта, шофёры – шофера и не всегда задаем себе вопрос: «А какая форма является нормой?». Тем более, что в языке существуют равноправные варианты: крейсер — крейсеры – крейсера , Запомните: окончание АЯ характерно для тех существительных, у которых в единственном числе ударение падает на основу, а во множественном числе – на окончание: город – города. Поэтому не могут быть признаны нормативными формы на АЯ у существительных с неподвижным ударением: шофёр – шофёры , а не шофера , корректор – корректоры , а не корректора.
Некоторые слова, являющиеся омонимами в единственном числе, во множественном таковыми не являются: окончания помогают развести их по значениям. Например, слово «тон » имеет значения: а) звук определенной высоты; б) оттенок красок. Являясь омонимами в форме единственного числа, во множественном они различаются, образуя разные формы именительного падежа: тоны и тона .
Задание 7. Заполните таблицу, распределив данные пары слов:
Зал – зала, барк – барка, лавр – лавра, опал – опала, вольер – вольера, клавиш – клавиша, метод – метода, заусенец – заусеница, жар – жара, карьер – карьера, георгин – георгина, скирд – скирда, ставень – ставня, клипс – клипса, манер – манера, пролаз – пролаза, манжет – манжета, взяток – взятка, перифраз – перифраза, эпюр – эпюра, гарнитур – гарнитура.
Методическая справка . Слова в русском языке относятся к одному из трех родов: мужскому, среднему и женскому. Не имеют рода существительные, употребляющиеся только во множественном числе: ножницы, сани, брюки и т.д. Категория рода стабильна. И все же в русском языке есть слова мужского и женского рода, являющиеся родовыми вариантами: георгин – георгина, шпон – шпона . Эти существительные могут употребляться как слова мужского и как слова женского рода. Некоторые же существительные мужского и женского рода не являются родовыми вариантами, так как различаются по значению. Рассмотрим слова лавр — лавра . Слово лавр обозначает южное вечнозеленое дерево, а лавра – название некоторых крупных православных монастырей.
Задание 8. Выпишите из каждого ряда существительные, которые имеют нулевое окончание: а) в именительном падеже единственного числа; б) в родительном падеже множественного числа.
Туфли, тапки, сандалии, унты, валенки, тапочки, сандалеты, сапожки, ласты, пимы, погоны, манжеты, спазмы, катакомбы, ботинки, ботильоны.
Ясли, сапоги, партизаны, башкиры, торговцы, полотенца, носки, одеяльца, зулусы, дебри, судьи, князья, места, татары, туркмены, блюдца, гранаты, апельсины, баклажаны, килограммы, амперы, шорты, чулки.
Нулевое окончание в форме им.падежа единственного числа
Нулевое окончание в форме род. падежа множественного числа
Методическая справка . Часто в нашей речи наблюдается неправильное образование отдельных падежных форм. Так, ошибки возникают при образовании формы именительного падежа единственного числа от тех слов, которые употребляются чаще во множественном числе, чем в единственном. Как правильно образовать формы единственного числа от существительных туфли, тапки ? Туфля или туфель, тапка или тапок? Такие же трудности мы испытываем при образовании форм родительного падежа множественного числа от существительных мужского рода Как правильно: башкиров или башкир? зулусов или зулус? носков или носок? Во всех случаях, когда вы сомневаетесь в правильности образования каких-либо морфологических форм, обращайтесь к Толковому словарю русского языка. В словарной статье вы найдете указание на правильные формы.
Задание 9. Проанализируйте данные предложения и укажите причину синтаксических ошибок. Дайте верный вариант.
Согласно распоряжения мэра внутриквартальное строительство запрещено.
Надо различать добро от зла.
Автор не только славит, но и сочувствует Игорю.
Вследствие предстоящего отъезда возлагаю на вас свои обязанности.
Покидая родителей, его охватила внезапная грусть.
Каждый гражданин обязан гордиться и любить свою Родину.
Группа студентов написали письмо в профком.
Дети любовались то на море, то на картину.
Три соседние здания были построены в прошлом году.
Часть работ направлены нами на экспертизу.
В школе организована выставка, на которой представлены работы детей и родителей из пластилина.
Факты говорят за возможность использования резервов.
Методическая справка. Причиной синтаксических ошибок могут быть:
Нарушение правил управления. В предложении Я тревожусь о своих близких нарушено управление, так как слово тревожусь управляет винительным падежом с предлогом за, а не предложным.
Нарушение правил согласования определения с определяемым словом или сказуемого с подлежащим. В предложении Он забил красивое пенальти нарушено согласование определения с определяемым словом, так как слово пенальти является словом мужского рода, а не среднего. В предложении Много сил ушли на выполнение данного проекта нарушено согласование сказуемого с подлежащим, так как при подлежащих, выраженных сочетаниями родительного падежа неодушевленных существительных со словами много, мало, несколько, множество, немного сказуемое употребляется только в единственном числе.
Нарушение правил употребления однородных сказуемых с общим второстепенным членом. В предложении Подбор и наблюдение над фактами – необходимое условие исследовательской работы нарушена норма, так как слово подбор требует после себя родительного падежа, а творительного падежа требует только слово наблюдение . Правильно будет сказать: Подбор фактов и наблюдение над ними – необходимое условие исследовательской работы.
Нарушение правил употребления производных предлогов, сохранивших свое лексическое значение и потому ограниченных в плане сочетаемости. В предложении Ввиду прошедших дождей уборка хлеба затянулась нарушена данная норма, так как предлог ввиду употребляется в том случае, когда речь идет о том, что предстоит. Правильнее употребить в этом предложении предлог вследствие .
Нарушение правил употребления деепричастных оборотов. В предложении Играя в нашем казино, у вас каждый день есть шанс выиграть крупную сумму нарушением является то, что действие, обозначенное деепричастием, относится к слову шанс. По правилам русского языка действие, обозначенное деепричастием, и действие, обозначенное глаголом-сказуемым, должны совершаться одним лицом. Правильно будет сказать: Играя в нашем казино, вы имеете каждый день шанс выиграть крупную сумму.
Нарушение порядка слов, что часто приводит к двусмысленности и комичности ситуации. В предложении В продажу поступила одежда для детей российского производства наблюдается двусмысленность фразы из-за нарушения порядка слов. Надо: В продажу поступила одежда российского производства для детей.
источники:
http://russkij-yazyk.neparsya.net/answer/622341_kakie-narusenia-leksiceskih-norm-v-dannyh-predlozeniah/
http://refdb.ru/look/1587450-p3.html
1. Под выборочным контролем в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое по месту хранения, применения (эксплуатации) и (или) реализации продукции (товаров), представляющее собой инструментальное обследование и (или) отбор проб (образцов) продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству. О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются.
2. Выборочный контроль может проводиться с участием экспертов, специалистов, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия на основании решения контрольного (надзорного) органа.
3. Срок проведения выборочного контроля определяется периодом времени, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые экспертизы.
4. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) получение письменных объяснений;
3) истребование документов;
4) отбор проб (образцов);
5) инструментальное обследование;
6) испытание;
7) экспертиза.
5. Отбор проб (образцов) продукции (товаров) в ходе проведения выборочного контроля может осуществляться исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов) продукции (товаров). Отбор проб (образцов) продукции (товаров) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Случаи обязательного использования видеозаписи при отборе проб (образцов) продукции (товаров) устанавливаются положением о виде контроля.
6. Положением о виде контроля может предусматриваться сокращенный объем совершения отдельных контрольных (надзорных) действий при проведении выборочного контроля в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска.
7. Граждане, организации, осуществляющие хранение, применение (эксплуатацию) и (или) реализацию продукции (товаров), обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспекторов на объекты контроля.
8. Инструментальное обследование, испытание, экспертиза продукции (товаров) по результатам выборочного контроля проводятся в порядке, установленном положением о виде контроля. Результаты инструментального обследования, испытания или экспертизы продукции (товаров) предоставляются контролируемому лицу, лицу, у которого осуществлялся отбор проб (образцов) продукции (товаров), в течение двадцати четырех часов после получения данных инструментального обследования, испытания или экспертизы.
9. Результаты выборочного контроля оформляются в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней после получения данных инструментального обследования, испытания или экспертизы, и направляются лицу, у которого осуществляется отбор проб (образцов) продукции (товаров), с приложением результатов инструментального обследования, испытания или экспертизы продукции (товаров).
10. После завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия (за исключением случаев утраты приобретенной продукцией (приобретенными товарами) потребительских свойств) продукция (товары) возвращается лицу, у которого она была изъята.
11. В случае, если в ходе выборочного контроля осуществлялся отбор проб (образцов) продукции (товаров) и не были выявлены нарушения обязательных требований к безопасности и (или) качеству продукции (товаров), влекущие риски причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а продукция (товары) не подлежит возврату вследствие утраты ею (ими) потребительских свойств либо в соответствии с требованиями, установленными правилами продажи отдельных видов продукции (товаров), контролируемое лицо, лицо, у которого осуществлялся отбор проб (образцов) продукции (товаров), вправе обратиться с требованием о возмещении стоимости утраченной продукции (утраченных товаров), изъятой (изъятых) в ходе осуществления выборочного контроля (за исключением случаев осуществления выборочного контроля при осуществлении контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств, медицинских изделий, донорской крови, ее компонентов и биомедицинских клеточных продуктов). Случаи и порядок возмещения лицу стоимости утраченной продукции (утраченных товаров) в ходе выборочного контроля устанавливаются Правительством Российской Федерации.
12. Внеплановый выборочный контроль может осуществляться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его осуществления в соответствии с пунктами 3 — 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 настоящего Федерального закона.
2
Исправьте ошибки,связанные с употреблением паронимов.
1.Контроль качества осуществляется методом выборной проверки изделий.
2.Илья еще в шестом классе довольно быстро усвоил токарный станок.
3.Обоснованием для решения являлась сводка о сверхнормативных расходах за август.
4.Принятый устав представляет местным органам широкие возможности.
5.Процент браковочных деталей в бригаде минимален.
6.Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись.
7.Toyota напрямую свяжется с владельцами автомобилей и заменит дефективные детали.
8.В 1942 году Стечкин вернулся в Тулу,где закончил институт в 1948 году.
9.Судья предоставил слово государственному обвинению,защите и самому обвиняемому.
10.Для получения справки необходимо будет обратиться в отделение по оказанию государственных услуг Информационного центра МВД, предоставив при этом документ, удостоверяющий личность.
2 ответа:
0
0
Выборной-выборочной
усвоил — освоил
обоснованием- основанием
представляет — предоставляет
браковочных — бракованных
роспись — подпись
дефективные — дефектные
закончил — окончил
9,10 — затрудняюсь
0
0
Выборочной проверки
освоил станок
основанием для решения
представляет возможности
бракованных деталей
ставит свою подпись
дефектные детали
окончил институт
государственному обвинителю
представив документ
Читайте также
Наступила ночь, и серебристая дымка окутала всё вокруг. [=–], и [–=]. Ставится запятая между частями сложного предложения.
1) ель — подлежащее, выражено сущ., завесила — простое глагольное сказемое, выражено глаголом, завесила что? тропинки — прямое дополнение, выражено сущ., завесила кому? мне — дополнение, выражено личным местоимением, завесила чем? рукавом — дополнение, выражено сущ.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, не осложнено.
2) луна — подлежащее, выражено сущ., висит — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом, луна какая? багряная — согласованное определение, выраженное прилагательным, луна какая? печальная — согласованное определение, выражено прилагательным, висит как долго? еще — обстоятельство, выражено наречием, висит где? вдали — обстоятельство, выражено наречием.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, не осложнено.
.
Именительный падеж( что? Кто?)
винительный падеж( кого? Что?)
Слово, стоящее в винительном падеже, не может являться главным членом.
Слова в Именительном падеже всегда стоят в начальной форме.
МИР-многозначное слово-вселенная,планета Земля,человечество, спокойствие(отсутствие войны),в церковной терминологии — светская жизнь.