Геометрический парадокс: катет равен гипотенузе
Мы уже доказали, что прямой угол равен тупому. Теперь докажем, что в прямоугольном треугольнике катет равен гипотенузе
Построим прямоугольный треугольник , угол
равен
градусов.
Пусть точка — середина
.
Проведем лучи — биссектрису угла
, и
— серединный перпендикуляр к
.
Лучи и
пересекаются в точке
.
Опустим из точки перпендикуляры на стороны
и
. Точки
и
— основания этих перпендикуляров.
Рассмотрим треугольники и
.
Они равны, так как оба они — прямоугольные, угол равен углу
(по построению), гипотенуза
— общая. Следовательно,
,
.
Рассмотрим треугольники и
. Они равны, так как
— серединный перпендикуляр к
(по построению), то есть медиана и высота треугольника
. Следовательно,
.
Рассмотрим треугольники и
. Они оба — прямоугольные,
,
(по доказанному),
следовательно, треугольник равен треугольнику
, и поэтому
.
Ну а дальше всё просто
Как мы уже доказали, ,
. Следовательно,
,
, катет равен гипотенузе, что и требовалось доказать
Попробуйте сами разобраться, где вас обманули. Сделайте аккуратный чертеж. Проверьте каждый пункт «доказательства». Желаем удачи!
«Полный видеокурс для успешной сдачи ЕГЭ по математике»
Этот курс заменяет полгода занятий с репетитором. Он включает в себя всю часть «B» и задачу «C1». Просто, понятно и доступно. Автор — репетитор-профессионал Анна Георгиевна Малкова.
Данного видеокурса достаточно для того, чтобы сдать ЕГЭ на «5».
Внимание! Тотальная распродажа! Именно сейчас вы можете получить все 5 дисков видеокурса по минимальной цене 5000 2500 рублей. Количество комплектов ограничено. Не опоздайте!
Заказать
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Геометрический парадокс: катет равен гипотенузе» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
07.06.2023
докажем, что в прямоугольном треугольнике катет равен гипотенузе
Построим прямоугольный треугольник ABC, угол C равен 90 градусов. Пусть точка D— середина BC. Проведем лучи n— биссектрису угла A, и m — серединный перпендикуляр к BC. Лучи n и m пересекаются в точке O.
Опустим из точки O перпендикуляры на стороны AB и AC. Точки M и N — основания этих перпендикуляров. Рассмотрим треугольники AMO и ANO. Они равны, так как оба они — прямоугольные, угол MAO равен углу NAO (по построению), гипотенуза AO — общая. Следовательно, OM=ON, AM=AN.
Рассмотрим треугольники COD и OBD. Они равны, так как OD — серединный перпендикуляр к BC (по построению), то есть медиана и высота треугольника COB. Следовательно, OC=OB.
Рассмотрим треугольники MCO и NBO. Они оба — прямоугольные, OC=OB , OM=ON (по доказанному), следовательно, треугольник MCO равен треугольнику NBO, и поэтому MC=NB. Как мы уже доказали, MC=NB, AM=AN. Следовательно, AC(AM+MC) = AB(AN+NB), катет равен гипотенузе, что и требовалось доказать
взято с источника
Математические софизмы и задания «Найди ошибку»
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Сафарова А.Г. 1
1IT лицей № 9 имени О.А.Жолдасбекова
Ильина Светлана Владимировна 1
1IT лицей № 9 имени О.А.Жолдасбекова
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
«Правильно понятая ошибка – это путь к открытию»
И. П. Павлов
ВВЕДЕНИЕ
Бесконечно разнообразны ошибки, которые совершались и совершаются в различных математических рассуждениях. Рассмотреть такие ошибки полезно по двум причинам: во-первых, хорошо ознакомившись с какой-нибудь такой ошибкой, мы защитим себя от повторения такой ошибки в будущем; во- вторых, сам процесс разыскания ошибки легко сделать весьма увлекательным, и изучение ошибок становится средством поднять интерес к изучению математики.
Рассуждение, в котором допущена та или иная ошибка, в большинстве случаев легко довести до получения явно неверного вывода. Получается видимость доказательства какой-нибудь нелепости, или так называемый софизм.
Разбор и решение любого рода математических задач, а в особенности нестандартных, помогает развивать смекалку и логику.
Цель исследования софизмов заключается в приобщении к критическому мышлению, умению не только воспроизводить определенные логические мыслительные процессы, но и критически осмысливать каждый этап рассуждений в соответствии с усвоенными принципами математического мышления.
Наверняка, каждый человек слышал хоть раз в жизни подобную фразу:
«Дважды два равно пяти» или «Два равно трем». На самом деле таких примеров очень много. Что они обозначают? Имеют ли какое-то логическое объяснение или это вымысел?
Именно это я хочу рассмотреть в этой работе, название которой «Математические софизмы и задания «Найди ошибку». Целью моей работы является исследование разнообразных математических софизмов для формирования критического мышления, приобретения необходимых в жизни навыков правильного мышления и разбор собственных заданий «Найди ошибку» по различным темам курса алгебры и геометрии. 1
СОФИЗМЫ
Софизм (в переводе с греческого sophisma — уловка, выдумка, головоломка), формально кажущийся правильным, но по существу ложное умозаключение, основанное на преднамеренном неправильном подборе исходных положений. Каков бы не был софизм, он обязательно содержит одну или несколько замаскированных ошибок. Особенно часто в математических софизмах выполняются «запрещенные» действия или не учитываются условия применимости теорем, форму и правил. Иногда рассуждения ведутся с использованием ошибочного чертежа или опираются на приводящие к ошибочным заключениям «очевидности». Встречаются софизмы, содержащие и другие ошибки.
ИСТОРИЯ СОФИЗМОВ
В истории развития математики софизмы играли существенную роль. Они способствовали повышению строгости математических рассуждений и содействовали более глубокому уяснению понятий методов математики. Роль софизмов в развитии математики сходно с той ролью, какую играют непреднамеренные ошибки математических исследований, допускаемые выдающимися математиками. Именно уяснение ошибок математических рассуждение часто содействовало развитию математики. Пожалуй, особенно поучительна в этом отношении история аксиомы Евклида о параллельных прямых. Сформировать эту аксиому можно так: через данную точку лежащую вне данной прямой, можно провести не более одной прямой, параллельной данной. Это утверждение на протяжении более двух тысяч лет пытались доказать, но все попытки не увенчались успехом. Полученные «доказательства» оказались ошибочными. И все же, несмотря на ошибочность этих «доказательств», они принесли большую пользу развитию геометрии. Они подготовили одно из величайших достижений в области геометрии и всей математики – создание неевклидовой геометрии. Честь разработки новой геометрии принадлежит Н.И. Лобачевскому и венгерскому математику Яношу Бойяи.
Понятие софизмов включает в себя несколько видов софизмов: арифметические, алгебраические и геометрические.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ
Арифметические софизмы — это числовые выражения, имеющие неточность или ошибку, незаметную с первого взгляда. Рассмотрим такие примеры.
Пример 1
« 5 = 6 »
Решение:
Попытаемся доказать, что 5 = 6. С этой целью возьмем числовое тождество:
35 + 10 – 45 = 42 + 12 – 54.
Вынесем общие множители левой и правой частей за скобки. Получим:
5 (7 + 2 – 9) = 6 (7 + 2 – 9).
Разделим обе части этого равенства на общий множитель
Получаем 5 = 6.
Где ошибка?
Ответ: общий множитель (7 + 2 – 9) = 0, а делить на 0 нельзя.
Пример 2
« 2 * 2 = 5 »
Решение:
Имеем числовое равенство (верное): 4 : 4 = 5 : 5.
Вынесем за скобки в каждой части его общий множитель. Получим:
4 (1 : 1) = 5 (1 : 1).
Числа в скобках равны, поэтому
4 = 5 или 2 * 2 = 5.
Где ошибка?
Ответ: допущена ошибка в вынесении общего множителя за скобки в левой и правой частях тождества 4 : 4 = 5 : 5. Общий множитель нельзя вынести.
АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ
Алгебра — один из больших разделов математики, принадлежащий наряду с арифметикой и геометрией, к числу старейших ветвей этой науки. Задачи, а также методы, отличающие ее от других отраслей математики, создавались постепенно, начиная с древности. Алгебра возникла под влиянием нужд общественной практики, в результате поисков общих приемов для решения однотипных арифметических задач. Приемы эти заключаются обычно в составлении и решении уравнений, т.е. алгебраические софизмы – намеренно скрытые ошибки в уравнениях и числовых выражениях.
Пример 1
«Любое число равно его половине»
Возьмем два равных числа а и b, а =b обе части этого равенства умножим на а и затем вычтем из произведений по b2 . Получим: а2 – b2 = ab — b2 или (а + b)(a — b)=b(a — b).
Отсюда а + b = b, или а + а = а, так как b = a.
Значит, 2а = а, .
Где ошибка?
Ответ: нельзя делить на (а – b), так как ( a – b) = 0.
Пример 2
«Любое число равно нулю»
Возьмем произвольное положительное число а и рассмотрим сумму х и бесконечного числа слагаемых, равных а:
х = а + а + а + а + … . (1)
Очевидно, что мы можем представить эту сумму как
х = а + (а + а + а +…), (2)
в которой сумма, стоящая в скобках, так же ровна х, как сумма бесконечного числа слагаемых, равных а. Так что можем записать, что х = а + х, откуда заключаем, что а=0
Где ошибка?
Ответ: ошибка допущена в равенстве (1), в котором бесконечная сумма чисел а обозначена конечным числом х.
Пример 3
«Всякое число равно своему удвоенному значению»
Запишем очевидное для любого числа а тождество:
а2 – а2 = а2 – а2.
Вынесем множитель а в левой части за скобку, а правую часть разложим на множители по формуле разности квадратов, получим:
а (а — а) = ( а + а) ( а – а ). (1)
Разделив обе части на ( а – а ), получим:
а = а + а , а = 2а.
Где ошибка?
Ответ: используется распространенная ошибка, а именно деление на 0 в неравенстве (1) (а—а=0).
Пример 4
«Все числа равны между собой»
Возьмем любые два числа х , у.
Рассмотрим тождество:
х2 — 2ху + у2 = у2 — 2ху + х2. Имеем: ( х – у )2 = ( у – х )2.
отсюда: х – у = у – х или 2х = 2у, а значит, х = у.
Где ошибка?
Ответ: ошибка заключается в том, что из равенства ( х – у )2 = (у – х )2 следует, что х = у, а это равенство справедливо для любых чисел х, у.
Пример 5
Если «а» больше «b», в тогда «а» всегда больше, чем «2b».
Возьмем два произвольных положительных числа а и b, такие, что а > b. Умножив это неравенство на b, получим новое неравенство аb > bb, а отняв от обеих его частей аа, получим неравенства аb – аа > bb – аа, которое равносильно следующему: а ( b – a ) > ( b + a ) ( b — a ). (1)
После деления обеих частей неравенства (1) на (b – а), получим а > b + a (2).
А прибавив к этому неравенству почленно исходное неравенство а > b, имеем 2а > 2b + a, откуда а > 2b. Итак, если а > b, то а > 2b.
Где ошибка?
Ответ: ошибка совершена при переходе от равенства (1) к (2). Так как а > b, то b – a < 0, следовательно, при делении неравенства (1) на b – а, мы должны
поменять знак неравенства на противоположный.
Пример 6
« 8 = 6 »
Решим систему уравнений:
Решим подстановкой у из второго уравнения в первое, получаем
х + 8 – х = 6, откуда 8 = 6.
Где ошибка?
Ответ: второе уравнение системы можно записать как х + 2у = 8, так что исходная система запишется в виде:
В этой системе уравнений коэффициенты при переменных одинаковы, а правые части не равны между собой, из этого следует, что система не имеет ни одного решения.
Графически это означает, что прямые у = 3 — и у = 4 — параллельны и не совпадают. Перед тем, как решать систему линейных уравнений, полезно проанализировать, имеет ли система единственное решение, бесконечно много решений или не имеет решений вообще.
Пример 7
«Неравные числа равны»
Возьмем два неравных между собой произвольных числа а и b.
Пусть их разность равна с, то есть а – b = с. Умножив обе части этого равенства на ( а – b ), получим ( а – b )2 = с ( а – b ). Раскрыв скобки, придем к равенству а2 – 2аb + b2 = ca – cb. После преобразования получаем а2 – аb — ас= аb – b2 – bc. Выносим общий множитель а слева и общий множитель b справа, получим: а ( а – b – c ) = b ( a – b – c ).
Разделив последнее равенство на ( а – b – c ), получаем : а = b.
Где ошибка?
Ответ: здесь ошибка совершена при переходе от равенства а ( а – b – c ) = b ( a – b – c ) к равенству а = b. Действительно, согласно условию разность двух произвольных чисел а и b равна с, то есть а – b = с, откуда а – b — c = 0. Можно записать равенство а ( а – b – c ) = b ( a – b – c ) в виде: а*0 = b*0. Переход от этого равенства к равенству, а=b осуществляется путем деления обеих частей на равное нулю число а – b – с = 0.Следовательно, здесь мы имеем деление нуля на нуль, которое не имеет смысла, поскольку равенство, а*0=b*0 выполняется при любых а и b. Поэтому, вывод о том, что числа а и b равны, неверен.
Пример 8
« 7 = 13 »
Рассмотрим уравнение: . (1)
Оно может быть решено следующим образом. Приведя левую часть уравнения к общему знаменателю, получим
= , откуда – = , или
= . (2)
Поскольку числители дробей в левой и в правой частях уравнения равны, то для того чтобы имело место равенство обеих частей уравнения, необходимо, чтобы были равны и знаменатели дробей. Таким образом, приходим к равенству
7 = 13.
Где ошибка? Ответ: область допустимых значений исходного уравнения (1) состоит из всех значений переменой х, кроме х=7, х=13. В этом софизме неявно подразумевается, что равенство (2) является не уравнением, а тождеством, равным при любых значениях х, что неверно. Поэтому, утверждение софизма неверно.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ
Геометрические софизмы – это умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, связанное с геометрическими фигурами и действиями над ними.
Пример 1
«Катет равен гипотенузе»
Доказательство
Угол С равен 90°, ВД — биссектриса угла СВА, СК = КА, ОК перпендикулярно СА, О – точка пересечения прямых ОК и ВД, ОМ перпендикулярно АВ, ОL перпендикулярно ВС. Имеем: ∆LВО равен ∆МВО, ВL=ВМ, ОМ = ОL = СК = КА, ∆КОА = ∆ОМА (ОА- общая сторона, КА = ОМ, ∠ОКА и ∠ОМА- прямые), ∠ОАК= ∠МОА, ОК=МА=СL, ВА= ВМ+МА, ВС=ВL+LС, но ВМ=ВL, МА=СL, и потому ВА=ВС.
В
M
L
С К D A
К D
Где ошибка?
Ответ: ошибка заключается в том, что рассуждения, о том, что катет равен гипотенузе, опирались на ошибочный чертеж. Точка пересечения прямой, определяемой биссектрисой ВD и серединного перпендикуляра к катету АС, находится вне треугольника АВС.
Пример 2
«Отрезки параллельных прямых, заключенные между сторонами угла, равны»
Рассмотрим произвольный угол с вершиной в точке Е и пересечем их стороны двумя параллельными прямыми, отрезки которых АВ и СD заключены между сторонами этого угла.
Как известно параллельные прямые отсекают от сторон угла пропорциональные отрезки, следовательно, откуда АЕ · DE = BE · CE.
Умножив обе части последнего равенства на отличную от нуля разность
АВ – СD , запишем AE · DE · AB – AE · DE · CD = AE · DE · CD – BE · CE · CD,
ИлиАВ (AE · DE – BE · CE) = CD (AE · DE – BE · CE).
Разделив обе части последнего равенства на (AE · DE – BE · CE) получим равенство АВ = СD.
Е
D А
B С
Где ошибка?
Ответ: так как АЕ · DE = BE · CE, то АЕ · DE – ВЕ · СЕ = 0, то ошибка в делении на 0.
Пример 3
«Катет прямоугольного треугольника равен его гипотенузе»
Пусть BO (рис.1) – биссектриса угла B, D – середина катета AC, DO ┴ AC, OE ┴ BC, OF ┴ BA.
Так как О — на биссектрисе угла B,
то Δ BFO = Δ BEO (по гипотенузе и острому углу). Поэтому
BF = BE. (1)
Далее, OA = OC, ибо каждая точка перпендикулярна к отрезку AC,
9проходящего через середину AC, равноудалена от А и С. Так как ОF = OE,
то Δ AOF = Δ СОЕ, и поэтому АF = СЕ. (2)
С
n DD D
кладывая почленно (1) и (2), получим AB = CB, то есть катет равен гипотенузе, что и требовалось доказать.
n O
O O
В В
E A C
F F О Е
А D С Рис. 2
Рис. 1
Где ошибка? Ответ: точка О не может быть внутри Δ ABC. Тогда можно показать, что если точка О лежит вне Δ ABC или на его стороне, то опять AB = CB (рис.2). Именно, показываем, что BF = BE, АF = СЕ. Отсюда AB = CB.
Пример 4
«Прямой угол равен тупому!»
Пусть угол АDC — прямой, угол DCВ — тупой, СВ=DА, СМ=DМ, АF=ВА, МО ┴ СD, FО ┴ АВ. Следовательно, ∆DMO = ∆СМО (по двум катетам). Поэтому, ∠ МDО= ∠ МСО. (1) OD=ОС, ∆ AFO =∆ ВFО (по двум катетам).
Следовательно, АО=ОВ и ∆ АDО= ∆ ВСО (по трем сторонам).
Значит, ∠АDО = ∠ВСО. (2)
A F B
D M C
O
∠АDO –∠ МDО =∠ ВСО – ∠МСО, то есть ∠АDC=∠ BCD.
Таким образом, прямой угол равен тупому углу. Что и требовалось доказать.
ЗАДАНИЯ «НАЙДИ ОШИБКУ»
В процессе изучения и исследования математических софизмов мне стало интересно, а как можно предупредить ошибки учеников моего класса в решении примеров на уроках. Ведь часто при неправильном решении получается явно неверный результат, который не могут увидеть сами ученики. Поэтому, я заинтересовалась заданиями с ошибками в решении. Используя учебную литературу, я попробовала самостоятельно составить задания, в которых есть ошибка.
Пример 1
Решить неравенство:
( 4 — х2 )3 ( х – 3 )2 ≥ 0.
( х2-4)3 ( х – 3 )2 ≤ 0,
( х – 2 )3( х + 2 ) 3 ( х – 3 ) 2 ≤ 0.
Найдем нули выражения
х – 2 =0, х + 2 =0, х – 3 = 0,
х = 2, х = -2, х = 3.
— + — +
х
-2 2 3
х (-∞; -2] υ [2; 3]
Где ошибка?
Ответ: в выражении второй множитель в квадрате. Поэтому, при переходе через точку х=3 знак выражения не должен измениться.
+ — + +
х
-2 2 3
х [-2; 2] Ответ: [-2; 2]
Пример 2
Найти производную функции f(х) = sin6 .
f‘ꞌ(х) = (sin6)’ =6sin5 · · · (5х2-6х) = =6sin5 = 3sin5 .
Где ошибка?
Ответ: ошибка заключается в нахождении производной степенной функции.
f‘ꞌ(х) = (sin6)’ =6sin5 · · · (5х2-6х) = =6sin5 =sin5 .
Пример 3 Решить биквадратное уравнение:
9х4 – 2х2 — 7 = 0.
Введем замену х2 =z, решаем квадратное уравнение:
9z2 — 2z – 7 = 0, k=
Д1 = k2 — ac = (-1)2— 9 · (-7) = 1 +63 = 64 > 0, имеет 2 корня
z1,2 = =
z1= -1, z2= ,
х2 = — 1, х2 = ,
не имеет решения, х = ± .
Где ошибка? Ответ: при нахождении корней уравнения допущена ошибка: k=-1, а в формуле корней знак не изменен. Правильное решение:
z1,2 = = ,
z1= 1,z2=- ,
х2= 1 , х2 = — ,
х = ± 1, не имеет решения. Ответ: ± 1
Пример 4
Решить тригонометрические уравнения:
а) 2соsх = 1.
соsх = ,
х = аrccos + 2n, n Z,
x = + 2n, n Z.
Где ошибка?
Ответ: ошибка заключается в неправильном определении табличного значения косинуса.
х = аrccos + 2 n, n Z
x = + 2 n, n Z
б) 3sin 2x — 2sinx -1 = 0.
Введем замену sinx=t , тогда получим и решим квадратное уравнение:
3t2 -2t -1 = 0.
По свойству коэффициентов a+ b +c = 0 получаем:
t1 = 1, t2 = — ,
sinx= 1, sinx= — ,
х =(-1)n + n, n Z. х= (-1)narcsin(- ) + n, n Z,
х= — (-1)n arcsin + n, n Z.
Где ошибка?
Ответ: 1) ошибка заключается в нахождении корня тригонометрического уравнения sinx= 1. Это частный случай. Поэтому, х = + 2n, n Z.
2) ошибка при определении корня уравнения sinx= — . Отрицательное значение синуса увеличивает степень числа (-1) на единицу.
Правильный ответ: х= (-1)n+1 arcsin + n, n Z
Пример 5. Задача.
Стороны параллелограмма АВСD относятся как 2:3, а его периметр равен 20 см, угол между сторонами равен 60°. Найдите его площадь.
А В
С D
Решение.
АВ : АD = 2 : 3.
х – коэффициент пропорциональности,
тогда АВ = 2х (см), АD = 3х (см)., РАВCD = 2(АВ + АD), получим
(2х + 3х) · 2 = 20,
5х = 10,
х = 2 (см).
АВ = 2 · 2 = 4 (см), АD = 2 · 3 = 6 (см).
SАВCD = аbsinα = АВ · АD · sin60°,
SАВCD = 4 · 6 · = 12 (cм2).
Где ошибка?
Ответ: ошибка в определении значения синуса. Правильно sin60° = .
Поэтому, SАВCD = 4 · 6 · = 12 (cм2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовать софизмы очень интересно и необычно. Перед тобой открывается какой-то особый мир рассуждений, которые поистине кажутся верными.
Изучая и исследуя математические софизмы, я научилась контролировать логические рассуждения при решении задач и примеров.. Поэтому, я могу найти ошибку в своем решении и увидеть ошибку в решении других учеников во время урока.
Мне было очень интересно изучать и исследовать математические софизмы, а особенно придумывать новые задания, содержащие ошибку и анализировать их.
Такие задания помогут мне еще лучше подготовиться к государственному экзамену по математике и сдаче ЕНТ.
Литература
1. М. Б. Балк, Г. Д. Балк, «Математика после уроков», «Просвещение», Москва, 1971
2. сайт ppt4.web.rumatematisheskie—sofizmy.htlm
3. А. Н. Шыныбеков, учебник «Геометрия 8», «Атамура», Алматы, 2004
4. А. Н. Шыныбеков, учебник «Алгебра 8», «Атамура», Алматы, 2004
5. А. Е. Абылкасомова, З .А Жумагулова, К. Д. Шойынбеков,
6. В. Е. Корчевский, учебник «Алгебра и начала анализа 10», «Мектеп», Алматы, 2014
7. И. П. Рустюмова, С. Т. Рустюмова, «Тренажер по математике для подготовки к Единому Национальному Тестированию (ЕНТ)», Алматы,2011
Просмотров работы: 108
Условия, в которых репетитор по математике занимается с ребенком, к сожалению, на сегодняшний день далеки от идеальных. Кроме высокой нагрузки и большого объема нематематической информации, сваливающейся на голову ученика репетитора, тормозом движения вперед выступают новые стандарты контроля знаний в лице ЕГЭ и ГИА. Форматы этих экзаменов таковы, что для их успешной сдачи совсем не обязательно иметь представление о внутренней структуре и логике построения предмета. Тотальное шествие ЕГЭ по стране и главенство его над всеми другими формами испытаний оказывает влияние на методику работы как школьных преподавателей — репетиторов по математике, так и профессиональных репетиторов по математике, начиная уже с 8-го класса. Такое впечатление, что математику для того и создали, чтобы с ее помощью сдавать ЕГЭ. И школьный учитель и репетитор вынуждены работать с постоянной оглядкой на заложенные в ЕГЭ и ГИА стандарты, иначе репетитор по математике не сможет отбиться от вопросов такого рода: «Когда же мы будем решать задачи из ЕГЭ?». Как будто задачи не из ЕГЭ — это уже не математика и решать их не надо.
Информация о школьных занятиях, которую я регулярно получаю от своих учеников, а так же данные других репетиторов математики позволяют говорить о первых результатах влияния политики ЕГЭ на содержание уроков в школе: мы получили почти полный отказ преподавателей заниматься формированием умения делать выводы, проверять математические рассуждения и самостоятельно доказывать теоремы. В этом просто нет необходимости. Действительно, зачем этому учить, когда для успешной сдачи ЕГЭ по математике требуется всего лишь умение пользоваться готовыми фактами?
Экзамен по геометрии в классической форме практически полностью упразднен даже в математических классах, а полноценной замены ему нет. Предлагается только письменный экзамен ГИА по геометрии и объединенная ГИА по алгебре и геометрии, для которых не требуется понимание и умение проводить полновесные доказательства. Они просто выпадают из формата экзамена. Живое общение с преподавателем математики, которое во все времена служило главным определителем знаний и умений человека не нашло в лице ГИА и ЕГЭ какую-либо адекватную замену.
Поэтому, из-за низкой мотивации школьных учителей к обучению доказывать теоремы, репетитор по математике часто получает для подготовки к ЕГЭ ученика, со сложившимся представлением о математике как о чрезвычайно сложном и недоступном для понимания предмете, состоящим из большого количества готовых алгоритмов, каждый из которых предназначен для решения какой-то одной задачи. Репетитор по математике в таком случае рассматривается как путеводитель по длинному списку теорем, применяемых в них. Между тем такому важному аспекту, как математическое развитие ученика, внимание практически не уделяется.
Усилия учителей старших классов в основном направлены на разъяснение методов решения узкого набора задач из ЕГЭ, зажатых в рамки классификаций ФИПИ по их типам. Высокая вероятность их появления на реальном ЕГЭ по математике способствует крайне низкому вниманию репетиторов к другим видам задач. Например, обилие задач с2 на кубы заставляет практически забыть про конусы, усеченные пирамиды, цилиндры и шары (особенно вписанные друг в друга). Как следствие, многие навыки чтения стереометрического рисунка ученик просто не получает. Развитие пространственного ощущения тела тоже не происходит. Занятия с репетитором по математике, преследующие часто сугубо прагматические цели родителей сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗ, превращаются в однообразные циклы решения пробных и демонстрационных вариантов. Репетитор по математике, как послушный раб своего господина, вынужден выполнять поставленную перед ним задачу, несмотря на то, что математическому развитию такие задания способствуют в наименьшей степени.
А между тем существует огромный спектр заданий и форм работы, который репетитор по математике мог бы с успехом управлять развитием. Одной из таких форм является поиск ошибки в решении или доказательстве.
На страницах сайта «профессиональный репетитор по математике» вы найдете примеры таких заданий, первым из которых будет доказательство того, что катет в прямоугольном треугольнике не меньше, а равен гипотенузе. Я рекомендую репетитору по математике показать ученику софизм сразу после изучения темы «наклонная и перпендикуляр».
Итак, допустим в прямоугольном треугольнике АВС . Проведем ВО — биссектрису угла В и отметим точку D — середину катета АС. Поведем перпендикуляры OD, OE и OF соответственно к сторонам АС, ВС и ВА, как показано на рисунке.
Так как точка О расположена на биссектрисе угла В, то
(по гипотенузе и острому углу). Поэтому BF=BE (1).
Далее, ОА=ОС, так как каждая точка перпендикуляра к отрезку СА, проходящего через середину СА, равноудалена от С и от А. Так как OF=OE, то тогда имеем равенство треугольников и поэтому AF=CE (2). Складывая почленно (1) и (2), получим: АВ=СВ, т.е. катет равен гипотенузе.
Это наверняка удивит ученика и в конце урока сработает на поддержание активного внимания. Действительно, в начале урока репетитор по математике доказал, что наклонная больше перпендикуляра, и вдруг такое. Выявленная ошибка (а она в том, что О не лежит внутри треугольника) послужит тем средством, которое научит ребенка критически относится к каждому утверждению, каким бы с виду простым и очевидным оно не казалось. Противоречие сработает словно пружина, подталкивающая ученика к осмыслению происходящего и глубокому осознанию материала.
Колпаков Александр Николаевич, московский репетитор по математике. Профессиональный репетитор в Строгино.
Метки:
Ошибки
Добрый день!
Сегодня я попробую «доказать» теорему о том, что все прямоугольные треугольники являются равносторонними. Что вообще можно делать с подобными теоремами? Хорошо бы, например, уметь их опровергать. Помните, в разборе парадокса о двух конвертах мы представили ситуацию, которая удовлетворяет условию задачи, но опровергает предположение о том, что вероятности двух конкретных событий равны? Аналогично можно поступить и с данной теоремой — можно предъявить конкретный прямоугольный треугольник со сторонами разного размера (как на рисунке справа). И это полностью опровергнет всю теорему о равенстве сторон любого прямоугольного треугольника. Да и понятно, что слово «доказать» взято в кавычки, потому что хочется лишь создать иллюзию, что доказательство существует и корректно.
Помните, мы недавно разбирали доказательство того, что все лошади одного цвета? Там было неправильное применение метода математической индукции, приводящее к нелепому выводу. И польза такой задачки состоит в появлении дополнительного самоконтроля — теперь, применяя этот метод, человек будет внимательнее, поэтому будет реже обманывать себя по поводу менее очевидных утверждений.
Когда несколько раз проверяешь все пункты доказательства, убеждаясь, что на каждом шаге всё корректно, но итоговый результат очевидно ошибочный, то приходится копаться в себе всё глубже и глубже — а это очень полезно. Почему мы ищем ошибку? Просто из-за того, что хочется понять, как эта простенькая задачка для шестого класса вдруг обводит умного человека вокруг пальца… Ну а если кого-то не обводит, то данное вступление было не для вас
Итак, сначала вспомним пару признаков равенства прямоугольных треугольников, чтобы было на что ссылаться потом:
1) Если катеты одного прямоугольного треугольника соответственно равны катетам другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники равны.
2) Если гипотенуза и катет одного прямоугольного треугольника равны гипотенузе и катету другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники тоже равны.
Для краткости я их здесь доказывать не буду. Отмечу только, что первый признак прямо следует из признака равенства треугольников (по двум сторонам и углу между ними), а второй очевиден из теоремы Пифагора — гипотенузой и одним из катетов жёстко задаётся второй катет (обычно его доказывают иначе, но не в этом суть).
Начнём работать с произвольным прямоугольным треугольником. Возьмём, например, тот, что был на первой картинке. И построим в нём биссектрису из любого острого угла (разделим угол пополам). А из катета, соседнего с другим острым углом, проведём серединный перпендикуляр (перпендикулярную прямую, проходящуюю через его середину). Далее мы построим два отрезка из точки их пересечения — до вершин прямого угла и того острого, который соседствует с данным катетом. На рисунке слева вы можете видеть два зелёных треугольника, равенство которых мы сейчас докажем.
Итак, почему же они равны? Это два треугольника, у которых есть один общий катет (значит он у обоих треугольников имеет одну длину). И второй катет — это половина нижнего отрезка, так как мы на нём строили серединный перпендикуляр. Другими словами, два зелёных треугольника равны по первому признаку — у них попарно совпадают длины катетов. Верно? Тогда идём дальше.
Из той же точки пересечения биссектрисы и серединного перпендикуляра опустим два перпендикуляра — на гипотенузу и на катет. Получаем ещё два прямоугольных треугольника (рисунок справа). На этот раз мы докажем, что эти голубые треугольники равны.
У них есть общая гипотенуза, поэтому можно попробовать применить второй признак (о равенстве гипотенуз и катетов). Поскольку перпендикуляры опускались из точки, лежащей на биссектрисе, то их длины совпадают по свойству биссектрисы (так как это множество точек, равноудаленных от сторон угла) — данное равенство отмечено одинарными штрихами на чертеже. Получается, что выполнено условие — гипотенуза и катет одного прямоугольного треугольника равны гипотенузе и катету другого прямоугольного треугольника. Это значит, что голубые треугольники тоже равны.
Что это нам даёт? Подождите одну секундочку, осталось совсем чуть-чуть!
Рассмотрим оставшиеся два жёлтых треугольника (на рисунке слева):
Раз зелёные треугольники равны, значит их гипотенузы тоже равны. Но они совпадают с гипотенузами жёлтых треугольников. Это значит, что гипотенузы жёлтых треугольников тоже равны — отметим это на чертеже двойными штрихами.
Ну а раз голубые треугольники равны, то и их катеты равны. Но они совпадают с катетами жёлтых треугольников, поэтому катеты жёлтых треугольников тоже равны (отметим это на чертеже одинарными штрихами).
Выходит, мы опять можем применить второй признак — гипотенуза и катет одного прямоугольного треугольника равны гипотенузе и катету другого прямоугольного треугольника. Получается, что жёлтые треугольники тоже равны.
В этот момент уже можно говорить «упс»
Если проблема ещё не видна, то предлагаю взглянуть на чертёж справа. На нём отмечены равные стороны жёлтых и голубых треугольников. Хорошо видно, что катет и гипотенуза исходного треугольника состоят из пары одинаковых отрезков. Это значит, что катет и гипотенуза исходного треугольника равны.
Какие это открывает просторы? Огромные! Если один катет равен гипотенузе, то и второй катет тоже равен гипотенузе (по этой же теореме). А это значит, что все прямоугольные треугольники являются равнобедренными — у них равны катеты. А раз оба катета равны гипотенузе, то все прямоугольные треугольники являются равносторонними!
После этого геометрия становится простой и ясной, потому что уж с равносторонними треугольниками мы управимся
Повторюсь: я знаю о существовании прямоугольных треугольников с неодинаковыми сторонами, поэтому не надо опровергать данное доказательство словами «доказана глупость, поэтому в доказательстве ошибка». Интересно именно найти эту ошибку
Приглашаю обсудить сомнительные моменты доказательства в комментариях (но предлагаю сначала найти своё возражение, а не читать сразу чужие). И очень прошу тех, кто раньше сталкивался с этой задачкой, не рассказывать все секреты, чтобы не лишать остальных читателей удовольствия от самостоятельного разбора. Дело в том, что таких красивых задачек очень мало, поэтому будет очень обидно, если человек, желающий с ней разобраться (и получить от этого себе пользу) не успеет сделать это до того, как кто-то всё объяснит.
Хороших вам выходных!