Критика речи: смысловые ошибки
О книге
В пособии кратко рассматриваются речевые ошибки (алогизмы, каламбур, нечеткость мысли и др.): даны их определения, образцы анализа причин, предложены варианты правки. Основу пособия составляют упражнения по критике речи. Для студентов факультета журналистики, изучающих курс практической стилистики и литературного редактирования.
Жанры и теги
Описание книги
В пособии кратко рассматриваются речевые ошибки (алогизмы, каламбур, нечеткость мысли и др.): даны их определения, образцы анализа причин, предложены варианты правки. Основу пособия составляют упражнения по критике речи.
Для студентов факультета журналистики, изучающих курс практической стилистики и литературного редактирования.
Возрастное ограничение:
0+
Дата выхода на Литрес:
19 января 2021 г.
Общее кол-вол страниц:
109
Подарите скидку 10%
Посоветуйте
эту книгу и получите
15,01 ₽
с покупки её другом.
Критика речи: смысловые ошибки
Год издания: 2016
Кол-во страниц: 108
- Аннотация
- Коллекции
- Классификаторы
- Аффилиация
- Бибзапись
- Фрагменты
В пособии кратко рассматриваются речевые ошибки (алогизмы, каламбур, нечеткость мысли и др.): даны их определения, образцы анализа причин, предложены варианты правки. Основу пособия составляют упражнения по критике речи. Для студентов факультета журналистики, изучающих курс практической стилистики и литературного редактирования.
- УрФУ. Филологические науки
Асташова, О. И. Критика речи: смысловые ошибки : учебно-методическое пособие / О. И. Асташова, О. С. Колясникова ; науч. ред. Э. В. Чепкина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2016. — 108 с. — ISBN 978-5-7996-1769-1. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1927199 (дата обращения: 29.01.2023). – Режим доступа: по подписке.
Скопировать запись
Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.
Екатеринбург Издательство Уральского университета 2016 МИнИстЕрство образованИя И наУкИ россИйской ФЕдЕрацИИ УральскИй ФЕдЕральный УнИвЕрсИтЕт ИМЕнИ пЕрвого прЕзИдЕнта россИИ б. н. ЕльцИна о. И. асташова, о. с. колясникова крИтИка рЕчИ: смысловые ошибки практикум рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика»
© Уральский федеральный университет, 2016 ISBN 978–5-7996-1769-1 р е ц е н з е н т ы: кафедра риторики и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета (заведующий кафедрой доктор филологических наук, профессор а. п. ч у д и н о в); с. о. к а л г а н о в а, кандидат филологических наук, доцент кафедры телерадиожурналистики (ноУ впо «гуманитарный университет») н а у ч н ы й р е д а к т о р Э. в. ч е п к и н а, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и стилистики УрФУ ББК Ш141.12-72я73-1 А91 Асташова, О. И. критика речи: смысловые ошибки : практикум : [учеб.-метод. пособие] / о. И. асташова, о. с. колясникова ; [науч. ред. Э. в. чепкина] ; М-во образования и науки рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 108 с. ISBN 978-5-7996-1769-1 в пособии кратко рассматриваются речевые ошибки (алогизмы, каламбур, нечеткость мысли и др.): даны их определения, образцы анализа причин, предложены варианты правки. основу пособия составляют упражнения по критике речи. для студентов факультета журналистики, изучающих курс практической стилистики и литературного редактирования. А91 ББК Ш141.12-72я73-1
предисловие ...........................................................................................................4 вместо введения ....................................................................................................5 глава 1. алогизмы .................................................................................................7 1.1. нарушения законов логики ..........................................................7 1.2. нарушения правил операций с понятиями ...........................14 глава 2. непредусмотренный каламбур .....................................................19 глава 3. нечеткость мысли ..............................................................................22 глава 4. бессодержательность речи ..............................................................24 глава 5. неясность речи ...................................................................................26 Материал для анализа по теме «смысловые ошибки» ..........................29 Упражнения по критике речи для итогового контроля .........................34 контрольные работы по критике речи ........................................................54 приложение 1. сводная таблица причин смысловых ошибок ........ 104 приложение 2. типы смысловых ошибок ............................................... 107 Оглавление
Учебное пособие посвящено смысловым ошибкам — одному из разделов учебной дисциплины «критика речи», входящей в курс «практическая стилистика и литературное редактирование» для студентов факультета журналистики. цель учебного пособия — представить научные и методические основы анализа смысловых ошибок в текстах масс-медиа, дать упражнения для отработки навыков редактирования. в результате освоения данного раздела студент должен знать типичные смысловые погрешности и их типичные причины, уметь обнаруживать дефектные высказывания, определять характер допущенных погрешностей и устанавливать их причины, владеть навыком редактирования дефектного высказывания. пособие включает: пять глав, каждая из которых содержит краткие теоретические сведения об определенном типе смыслового нарушения, образцы анализа данного типа погрешностей и упражнения для отработки поиска и правки этих погрешностей; материал для анализа по теме «смысловые ошибки»; упражнения для итогового контроля по всем типам речевых ошибок; контрольные работы; приложения. авторы благодарят за помощь в сборе эмпирического материала преподавателей кафедры русского языка и стилистики Уральского федерального университета И. М. волчкову, Е. в. горину, о. в. Ильину, Е. в. каблукова, с. о. калганову, л. М. Майданову, с. И. сметанину, Е. г. соболеву, н. в. ткаленко, т. г. Федотовских. особую признательность авторы выражают за ценные советы Э. в. чепкиной, заведующей кафедрой русского языка и стилистики факультета журналистики. авторы благодарны о. Ф. автохутдиновой, ассистенту кафедры русского языка и стилистики факультета журналистики, за предоставленные примеры из редакторской практики, на основе которых разработаны некоторые задания. Предисловие
в основу теории смысловых ошибок в данном учебном пособии положена классификация речевых ошибок, разработанная л. М. Майдановой (Майданова Л. М. критика речи и литературное редактирование : учеб.-метод. пособие для студ. фак. журналистики. Екатеринбург : Изд-во гуманит. ун-та, 2001. 256 с.). речевые погрешности в этой теории рассматриваются с точки зрения адресата и с точки зрения автора. редакторское чтение текста начинается с поиска дефекта. для этого надо поставить себя на позицию читателя, адресата текста. затем, чтобы найти причину ошибки и корректно исправить ее, редактор становится на точку зрения автора текста (см. прил. 1). точка зрения адресата предполагает восприятие письменного/ звучащего текста как результата реализации речевого намерения автора. необходимым условием для беспрепятственного восприятия смысла текста является выполнение автором следующих требований к речи: языковой правильности, экономии речевых усилий, адекватности высказывания мысли автора, информативности и понятности. нарушение того или иного требования приводит к ошибке, которая может быть смысловой или несмысловой. Если в ходе чтения у читателя не возникает препятствий для интерпретации высказывания, но он видит нарушение правильности речи (языковую неправильность фонетического уровня, морфологического и др.) или экономии языковых средств (плеоназм), то констатируется н е - с м ы с л о в а я о ш и б к а . Если читателю сложно или невозможно интерпретировать смысл высказывания, т. е. нарушены требования адекватности, информативности и понятности речи, это означает наличие с м ы с л о в о й о ш и б к и (см. прил. 2). возможность передать смысл высказывания иными словами, подбор смыслового эквивалента — важный критерий правильности текста. в идеале высказывание должно иметь один смысловой эквивалент, т. е. один вариант интерпретации. однако даже при одном Вместо введения
смысловом эквиваленте могут встречаться смысловые ошибки. Если в таком случае у читателя возникают вопросы к автору, это может свидетельствовать о нечеткости мысли, бессодержательности, нарушении закона достаточного основания, нарушении правил операций с понятиями. отсутствие смысловых эквивалентов или наличие двух смысловых эквивалентов высказывания — непременный признак смыслового дефекта. ни одного смыслового эквивалента не возникает при неясности, два смысловых эквивалента могут указывать на непредусмотренный каламбур, неясность, нарушение закона противоречия или закона тождества. позиция автора предполагает осознание речевого намерения, которое реализуется в высказывании. попытка встать на точку зрения автора помогает установить причины возникновения речевых погрешностей. задача редактора — сделать высказывание адекватным речевому намерению автора. поняв причину, по которой речевое намерение не получило точной текстовой реализации, редактор может править дефектное высказывание. отметим, что и учет точки зрения автора — лишь часть работы редактора. безусловно, правка текста — это сложный процесс, в котором необходимо также учитывать жанровые особенности и общую тональность текста, стилистику и формат издания и другие факторы, влияющие на создание журналистского произведения.
Глава 1. Алогизмы алогизм — нарушение в тексте законов логики и правил операций с понятиями. 1.1. Нарушения законов логики Нарушение закона тождества закон тождества гласит: в тексте должно сохраняться единство темы. соответственно нарушение закона тождества — неподготовленный переход от одного предмета речи к другому, резкая смена темы, не оправдывающая ожиданий читателя. возможные вопросы к автору: Что хотел сказать автор? Какая связь между А и В (С...)? Типичные причины нарушения закона тождества причина ошибки ошибка комментарий вариант правки пропуск смыслового звена Кто сказал, что хороший ресторан должен находиться в центре города? Хороший ресторан — это уютный интерьер и доброжелательная атмосфера, качественный сервис и, конечно, отличная кухня. неожиданная смена предмета речи: местонахождение ( А) — качество работы (В). вопрос: какая связь между местонахождением ресторана и качеством его работы? пропуск смыслового звена: местонахождение — не главный критерий качества работы ресторана. Кто сказал, что хороший ресторан должен находиться в центре города? Местоположение — это не главное. Хороший ресторан — это уютный интерьер и доброжелательная атмосфера, качественный сервис и, конечно, отличная кухня.
причина ошибки ошибка комментарий вариант правки неверный выбор слова Во избежание трагедий нужно взаимопонимание между водителем и пешеходом. Знание правил дорожного движения должно стать одним из признаков интеллектуала. неожиданная смена предмета речи: отношения между участниками дорожного движения (А) — интеллектуал (В). вопрос: какая связь между безопасностью на дорогах и признаками интеллектуала? неверно выбрано слово интеллектуал. Во избежание трагедий нужно взаимопонимание между водителем и пешеходом. Знание правил дорожного движения должно стать одним из признаков сознательного человека. Упражнение 1. проанализируйте высказывания: 1) укажите причину нарушения закона тождества; 2) объясните, почему не оправдываются ожидания читателя. Исправьте погрешность. 1. в то же время звонят нам люди: «невозможно спать. почему здесь разлит мазут, почему детскую площадку колесами изъездили, в яму превратили?» 2. по данным отдела загс, за последние годы в районе увеличилось число разводов. причем расторгают браки молодые семьи, с 1–3-летним брачным стажем. в чем же секрет семейного счастья? 3. «наверное, дети помогают управляться с таким хозяйством?» — высказали предположение. «не жалуюсь на них, — ответил анатолий Ефимович. — все получили высшее образование. вот только живут далеко. оба сына стоматологи: владимир работает в алтайском крае, денис — в Ханты-Мансийске. дочь Елена — логопед, устроилась в як-бодье. навещают нас, не забывают. работа же на земле только удлиняет жизнь». 4. неоценима деятельность д. л. поздеева по созданию красной книги п. Игра, в которую вошли уже около 20 растений. У этого педагога много и других увлечений — коллекционирует карты местности, значки, лезвия, марки, талоны, открытки, выращивает 7 лет пряные культуры, комнатные растения, более 20 лет занимается ирисами. Это любимый цветок дмитрия леонидовича. так многообразен и широк круг интересов этого человека. «природа мудра, Окончание таблицы
ибо она — жизнь» (к. Ф. яковлев). Мудрым становится и человек, соприкасаясь с ее тайнами, живущий в согласии и по законам природы, познавая их. таким раскрылся перед нами д. л. поздеев. при своей завидной незаурядности он — человек скромный, незаметный, испытывает недостаток денежных средств, необходимых для продолжения работы, и нуждается в спонсорской помощи. Нарушение закона противоречия суть закона противоречия заключается в следующем: не могут быть одновременно истинными два высказывания, когда одно утверждает нечто, а другое это отрицает. нарушение закона противоречия — одновременное введение двух взаимоисключающих утверждений. возможный вопрос к автору: Почему А ≠ В, если в этом же высказывании автор утверждает, что А = В? Типичные причины нарушения закона противоречия причина ошибки ошибка комментарий вариант правки неверный выбор грамматической конструкции Как говорят местные жители, Тугутуй — очень криминальное село. Раньше считали: если в праздничные дни кого-нибудь не убьют или не зарежут, значит, праздник не удался. Нынешний Тугутуй — относительно спокойный населенный пункт. два противоречащих утверждения: 1) тугутуй — это опасное место (А = В); 2) тугу- туй — это неопасное место (А ≠ В). вопрос: почему Тугутуй — спокойное село, если автор только что утверждал, что это очень криминальное село? неудачно выбрана форма времени глагола-связки при именном сказуемом: есть (нулевая связка) в наст. вр. вместо был в прош. вр. Как говорят местные жители, Тугутуй был очень криминальным селом. Раньше считали: если в праздничные дни кого-нибудь не убили или не зарезали, значит, праздник не удался. Нынешний Тугутуй — относительно спокойный населенный пункт.
причина ошибки ошибка комментарий вариант правки неверный выбор слова Восхитительный «букет» составляют главные герои пьесы — такие близкие, чуть ли не родные нам, исконно русско- колядианские марсиане. два противоречащих утверждения: 1) главные герои близки нам (А = В); 2) главные герои — далеки от нас (А ≠ В). вопрос: почему главные герои пьесы — марсиане, если автор утверждает, что они близки нам? неточно выбрано слово марсиане. Восхитительный «букет» составляют главные герои пьесы — такие близкие, родные нам люди. пропуск смыслового звена И вот Пугачева и Галкин стали- таки мужем и женой! Опубликовано фото, на котором довольный Галкин с обручальным кольцом на пальце вглядывается в документ. Предположительно снимок сделан в одном из помещений загса. Велика вероятность, что подписи вовсе не было. два противоречащих утверждения: 1) вероятно, что брак был заключен (А = В); 2) вероятно, что брак не был заключен (А ≠ В). вопрос: почему вероятность заключения брака минимальна, если автор утверждает, что вероятность заключения брака максимальна? пропуск смыслового звена: нет других убедительных доказательств заключания брака, кроме одной фотографии. И вот Пугачева и Галкин стали- таки мужем и женой! Опубликовано фото, на котором довольный Галкин с обручальным кольцом на пальце вглядывается в документ. Предположительно снимок сделан в одном из помещений загса. Но, кроме фотографии, других свидетельств заключения брака нет. Некоторые считают, что подписи вовсе не было. дефект мысли Строительство нового объекта будет вестись методом поэтапного сноса. два противоречащих утверждения: 1) объект будет строиться (А = В); 2) объект будет Прежде чем начать строительство нового объекта, необходимо снести Продолжение таблицы
- document_id: 421689
- product_id: 1927199
- ins_time: 2022-11-17 09:21:58
- upd_time: 2022-11-17 09:21:58
- upp_upd_date: 2022-11-16
- Full PDF:
WARN Путь не доступен (не определен) /mnt/znanium_fullpdf/booksfull/done/1927/1927199.pdf - PDF pages:
WARN Количество страниц документа (108) не соответствует физическому наличию (112). Путь /mnt/resources/resources/1927/1927199/pdf - XML pages:
WARN Количество страниц документа (108) не соответствует физическому наличию (112). Путь: /mnt/resources/resources/1927/1927199/xml - text *.idx:
WARN idx файл отсутствует. Текст страниц не доступен () - Full text:
OK /mnt/resources/resources/1927/1927199/txt/1927199.txt - Оглавления:
OK Путь /mnt/resources/resources/1927/1927199/txt/1927199.toc.txt
Л.М.Майданова
Критика
речи
и
литературное редактирование текстов
СМИ
Екатеринбург
В
учебном пособии рассматриваются вопросы
правки речевых погрешностей как на
уровне высказывания, так и на уровне
целого текста. Использован материал
письменной и устной речи в сфере
функционирования средств массовой
информации.
Пособие
предназначено для студентов факультетов
журналистики.
ОТ
АВТОРА
В
нашем общении мы всегда не прочь
критически взглянуть на то, что и как
говорит наш собеседник. Важность этой
оценивающей деятельности подтверждается
тем, что ее результаты в течение веков
закреплялись в языке, фольклоре, нормах
поведения. Например, в словаре и в
фольклоре много единиц, фиксирующих
болтливость, пустословие, косноязычие,
грубость, острословие, краснобайство,
лапидарность, нелогичность,
бессвязность, бестактность и другие
качества речи. Вот только несколько
примеров из сборника В.И.Даля «Пословицы
русского народа» [т.
1]:
Во многословии не без пустословия [317],
В добрый час молвить, в худой промолчать
[319], За словом в карман не полезет
[320],
И красно и цветно, да линюче
[320], Сказал,
что отрубил
[321], И
речисто, да нечисто
[321],
Беседлив, как тюлень [323], Язык змеиный
[324], Обмолвка
—
не обида [325].
Совершенно
очевидно, что эти формулы рождались в
повседневном общении и впитывали в себя
оценки, настроения и суждения людей,
общающихся в бытовой, неофициальной
обстановке. Именно в этой сфере они
и до сих пор вполне могут играть роль
учебника общения, так как человек легко
извлекает из них правила речевого
поведения в условиях, когда это поведение
относительно свободно, когда оно
относительно слабо контролируется
и со стороны говорящего, и со стороны
адресата.
Однако
в современном обществе сферы общения
значительно дифференцированы,
дифференцирован и контроль за речью, и
функции ее, и нормы. То, что в одной сфере
общения является благом, в другой
признается недостатком. Например,
повторы и сложные синтаксические
конструкции деловых документов при
цитировании их в радио- или телеинтервью
воспринимаются с трудом и обычно вызывают
такие реакции ведущего: «А теперь
скажите об этом попроще», «Переведите
это на обычный язык», «Поясните все это
слушателям».
И собеседник переводит и поясняет. Не
всегда действует и правило «В добрый
час молвить, в худой промолчать». Вряд
ли в теледебатах кандидатов на какие-то
должности молчание в ответ на неудобный
вопрос будет оценено аудиторией
положительно. Ведущие различных
развлекательных передач в прямом эфире
вынуждены заполнять паузы между звонками
слушателей какой-нибудь болтовней,
значит, надо осваивать фатическое
общение (говорение ради говорения как
знак речевого контакта), и оценивать
его теперь нужно как некое искусство,
а не как «многословие с пустословием»,
согласно традиционной формуле.
Все
сказанное ведет к тому, что нельзя объять
необъятное. Нельзя говорить о критике
речи вообще и вообще о литературном
редактировании. Нужно определить,
какой сфере общения принадлежит эта
речь и тексты, подлежащие редактированию.
И все рассуждения, построенные на
материале данной сферы, в полной мере
будут приложимы только к ней.
Мы
будем говорить о сфере массовой
коммуникации. Наш материал
— это
тексты газет и журналов, радио- и
телепередач. В центре внимания будет
стоять редактор как первый и критически
настроенный читатель текста. Это
читатель, который способен, в случае
надобности, своим вмешательством в
текст улучшить его и тем самым защитить
интересы всех других адресатов. Кроме
того, в наше время редактор может
позаботиться и о своей редакции,
предотвратив появление публикаций,
способных повлечь за собой судебный
иск.
Не
будем забывать об истине «На чужих
ошибках учатся». Критика чужой речи
полезна нам для совершенствования
собственного стиля.
Автор
благодарит студентов факультета
журналистики Уральского государственного
университета, студентов факультета
телерадиожурналистики Гуманитарного
университета г. Екатеринбурга, а также
своих коллег, работников кафедры русского
языка и стилистики Уральского
государственного университета, а также
журналистов Свердловской области за
материалы, часть которых включена в
данное пособие.
Редактирование
—
это сложная речевая деятельность,
которая требует особых читательских
навыков, свободного владения нормами
литературного языка, хорошего стиля
письма и известной компетентности
в той области знаний, к которой относятся
редактируемые тексты. Понятно, что
специалист, редактирующий технические
тексты, вряд ли без особой подготовки
сможет редактировать тексты
литературоведческие, публицистические
или художественные. Соответственно и
редакторы, специализирующиеся в этих
областях, вряд ли смогут редактировать
тексты по математике, физике или биологии.
Столь же очевидно, что в любой области
литературы редактор, слабо владеющий
литературным языком и скверно
излагающий собственные мысли, своим
вмешательством в текст окажет ему
плохую услугу.
Но
что такое особые читательские навыки?
Мы
читаем, строя прогнозы относительно
будущего содержания и последующих
формальных элементов изложения. Если
гипотеза вновь
воспринятым
фрагментом текста не подтверждается,
мы ее перестраиваем и продолжаем
читать дальше. Конечно, чтение продолжается
и в том случае, когда гипотеза подтвердилась.
При этом мы мало задумываемся о самом
процессе чтения. При каких-либо
затруднениях не всякий читатель вернется
к предыдущим фрагментам, будет
перечитывать трудный раздел и тем
более разбираться в причинах затруднений.
Мы можем пропустить данный отрезок
текста, можем принять приблизительное,
неточное его понимание, можем, наконец,
вообще расстаться с этим произведением
и никогда более к нему не возвращаться.
Редактор
не имеет права позволять себе подобные
действия. Он читает по-другому. Он следит
за своим чтением и в случае затруднений
старается разобраться в их причинах.
Уяснив, что его читательская гипотеза
не подтверждается, а перестройка ее не
получается, редактор не бросает текст,
а начинает искать причину этих сбоев.
Затем ему предстоит решить вопрос, как
исправить текст, чтобы его чтение
протекало нормально.
Приобретение
навыков такого чтения есть самое сложное
в освоении редакторской деятельности.
Надо научиться распределять внимание
между текстом и своим впечатлением от
него. Сопоставление того, что мы читаем
как редакторы, с гипотезой о тексте и с
нормативными образцами, хранящимися в
нашей памяти, позволяет увидеть различные
недочеты в изложении. Редактор как будто
всегда настороже, он знает, что, если в
тексте есть погрешности, он должен их
обнаружить. Мы заостряем внимание на
этом чтении с ожиданием ошибки, поскольку
в следующем разделе будем говорить как
раз о речевых погрешностях. При этом
нужно смириться с тем, что ошибки поначалу
будут мерещиться повсюду, подозрение
будут вызывать каждое словосочетание,
каждое авторское суждение. Так что нужно
будет научиться также обуздывать свой
критический пыл и воспитать в себе
уважение к авторскому слову. Правка
текста
—
вовсе не его пересказ редакторскими
словами. Редакторское вмешательство в
текст должно ограничиваться лишь
исправлением погрешностей и снятием
моментов, неоправданно, нерационально
затрудняющих восприятие.
Употребляем
такое странное сочетание, чтобы
подчеркнуть, что в изложении не всякое
затруднение плохо, не всякая сложность
требует упрощения. Иная простота, как
известно, хуже воровства. В конце концов
любой риторический или художественный
прием
—
это усложнение формы, значительное
число синтаксических фигур основано
на повторе, много устойчивых
синтаксических конструкций опирается
на тавтологию (директор
—
он и есть директор). Все эти приемы
затрудняют восприятие мысли, но такое
затруднение лишь подчеркивает, усиливает,
украшает мысль. Поэтому отметим, что
редактору нужен хороший вкус, чтобы
не сражаться с выразительными приемами
и не считать идеалом изложения лишь
плоские формулировки плоских мыслей.
Итак,
будем учиться читать с ожиданием ошибок.
Поэтому необходимо рассмотреть типы
речевых погрешностей и их причины.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Критика речи: смысловые ошибки : практикум: учебно-методическое пособие
Дисциплина:
Культура речи
Стилистика русского языка
Литературное редактирование
Жанр:
Учебная литература для вузов
Рекомендовано Методическим советом УрФУ в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика»
Год издания: 2016
Издательство: Издательство Уральского университета
Объем (стр.):
111
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
В пособии кратко рассматриваются речевые ошибки (алогизмы, каламбур, нечеткость мысли и др.): даны их определения, образцы анализа причин, предложены варианты правки. Основу пособия составляют упражнения по критике речи.
Для студентов факультета журналистики, изучающих курс практической стилистики и литературного редактирования.
Отзывы: нет |
Перейти к контенту
Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки
Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем
Например:
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск
- Книги
- Учебники и пособия для вузов
- О. И. Асташова
📚 Критика речи: смысловые ошибки читать книгу
Эта и ещё 2 книги за 399 ₽
По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из специальной подборки. Узнать больше
Оплачивая абонемент, я принимаю условия оплаты и её автоматического продления, указанные в оферте
Описание книги
В пособии кратко рассматриваются речевые ошибки (алогизмы, каламбур, нечеткость мысли и др.): даны их определения, образцы анализа причин, предложены варианты правки. Основу пособия составляют упражнения по критике речи.
Для студентов факультета журналистики, изучающих курс практической стилистики и литературного редактирования.
Подробная информация
- Возрастное ограничение:
- 0+
- Дата выхода на ЛитРес:
- 19 января 2021
- Дата написания:
- 2018
- Объем:
- 109 стр.
- ISBN:
- 978-5-9765-3609-8
- Общий размер:
- 1 MB
- Общее кол-во страниц:
- 109
- Размер страницы:
- 148 x 210 мм
- Редактор:
- Элина Владимировна Чепкина
- Правообладатель:
- ФЛИНТА
«Критика речи: смысловые ошибки» — читать онлайн бесплатно фрагмент книги. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.
Оставьте отзыв
Другие книги автора
Поделиться отзывом на книгу
О. И. Асташова, О. С. Колясникова, ещё 1 автор
Критика речи: смысловые ошибкиPDF
ID товара
2631103
Год издания
2018
ISBN
978-5-9765-3609-8
Количество страниц
108
Размер
21×14.8×0.5
Тип обложки
Мягкий переплет
Тираж
200
Вес, г
119
В пособии кратко рассматриваются речевые ошибки (алогизмы, каламбур, нечеткость мысли и др.): даны их определения, образцы анализа причин, предложены варианты правки. Основу пособия составляют упражнения по критике речи.
Для студентов факультета журналистики, изучающих курс практической стилистики и литературного редактирования.
В пособии кратко рассматриваются речевые ошибки (алогизмы, каламбур, нечеткость мысли и др.): даны их определения, образцы анализа причин, предложены варианты правки. Основу пособия составляют упражнения по критике речи.
Для студентов факультета журналистики, изучающих курс практической стилистики и литературного редактирования.
Флинта
На товар пока нет отзывов
Поделитесь своим мнением раньше всех
Как получить бонусы за отзыв о товаре
1
Сделайте заказ в интернет-магазине
2
Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили
3
Дождитесь, пока отзыв опубликуют.
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать
неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в
первой десятке.
Правила начисления бонусов
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать
неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в
первой десятке.
Правила начисления бонусов
Книга «Критика речи. Смысловые ошибки. Учебно-методическое пособие» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене.
Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом
другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу
«Критика речи. Смысловые ошибки. Учебно-методическое пособие» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка
почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.
Критика речи: смысловые ошибки | Асташова О. И.
Издательство: ФЛИНТА
Год издания: 2022
ISBN: 978-5-9765-3609-8
В пособии кратко рассматриваются речевые ошибки (алогизмы, каламбур, нечеткость мысли и др.): даны их определения, образцы анализа причин, предложены варианты правки. Основу пособия составляют упражнения по критике речи.
Для студентов факультета журналистики, изучающих курс практической стилистики и литературного редактирования.
Дополнительная информация:
Артикул: 3003957 |
ISBN: 978-5-9765-3609-8 |
Тип переплета: мягкий |
Тираж: 150 |
Название: Критика речи: смысловые ошибки |
Автор: О. И. Асташова, О. С. Колясникова |
Место издания: Москва |
Издатель: ФЛИНТА |
Дата издания: 2022 |
Количество страниц: 107 |
Высота, см.: 21 |
Ширина, см: 14,8 |
Толщина, см: 1 |
Вес в граммах: 130 |
- Заказы
- Лист ожидания
- Cкидки
- Баланс
- Настройки
- Рассылки
- Партнёрская программа
- Выход
Критика речи. Смысловые ошибки. Учебно-методическое пособие
Асташова Ольга Игоревна, Колясникова Оксана Сергеевна
Планируемая дата
13 апреля (Чт)
Курьером
бесплатно от 3 000 ₽
от 99 ₽
бесплатно от 1 000 ₽
Точная стоимость доставки рассчитывается при оформлении заказа.
Издательство:
Описание
Характеристики
Содержание
Отзывы
Вопросы
Если вы обнаружили ошибку в описании товара «Критика речи. Смысловые ошибки. Учебно-методическое пособие» (авторы: Асташова Ольга Игоревна, Колясникова Оксана Сергеевна), то выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!
Ваш населённый пункт:
г. Курск, Курская обл.
- Главная »
- Товары »
- Нехудожественная литература »
- Филологические науки
Критика речи. Смысловые ошибки. Учебно-методическое пособие (Асташова Ольга Игоревна, Колясникова Оксана Сергеевна) ; Флинта, 2018
Описание
В пособии кратко рассматриваются речевые ошибки (алогизмы, каламбур, нечеткость мысли и др. ): даны их определения, образцы анализа причин, предложены варианты правки. Основу пособия составляют упражнения по критике речи.
Для студентов факультета журналистики, изучающих курс практической стилистики и литературного редактирования.
Смотри также Характеристики.
О книге
Переплет | 60х88/16 |
Издатель | Флинта |
Год издания | 2018 |
Автор(ы) | |
Кол-во страниц | 108 |
ISBN | 978-5-97-653609-8 |
Форматы электронной версии | |
Возрастные ограничения | 12 |
Сравнить цены
Цена от 150 р. до 336 р. в 5 магазинах
Магазин | Цена | Наличие |
---|---|---|
Лабиринт
5/5 |
336 р. Наличные, б/н, visa, qiwi, webmoney, я.деньги история цены |
|
Читай-город
5/5 |
319 р. история цены |
|
Буквоед
5/5 |
311 р. Минимальная сумма заказа 100 рублей история цены |
|
Book24
5/5 |
319 р. история цены |
|
ЛитРес
5/5 |
150 р. электронная книга | скачать фрагмент история цены |
|
МАЙШОП
5/5 |
один из первых книжных интернет-магазинов, работающий с 2002 года |
|
Яндекс.Маркет
5/5 10000 отзывов |
||
СберМегаМаркет
5/5 |
||
Отзывы (2)
-
Анонимно
— 15 августа 2022
Для филологов, кратко, без воды. Обычному рядовому читателю многое может быть непонятно. Хотелось бы, чтобы в конце были ответы для самопроверки.
0 0
-
Глушкова Юлия
— 20 апреля 2019
Добавляю фотографии: интересная информация, хорошо структурирована.
0 0
Добавить отзыв
2 ms.
Книги где авторы: Асташова Ольга Игоревна, Колясникова Оксана Сергеевна
Искать всё
Филологические науки — издательство «Флинта»
Категория 120 р. — 180 р.
Общее и прикладное языкознание — издательство «Флинта» »
1 ms.
Филологические науки
Категория 120 р. — 180 р.
-
Каталог
-
Обложка
-
Описание
-
Отзывы
Критика речи. Смысловые ошибки. Учебно-методическое пособие
В пособии кратко рассматриваются речевые ошибки (алогизмы, каламбур, нечеткость мысли и др.): даны их определения, образцы анализа причин, предложены варианты правки. Основу пособия составляют упражнения по критике речи.
Для студентов факультета журналистики, изучающих курс практической стилистики и литературного редактирования.
2018 г., мягкая обложка, 108 страниц, 120 г
код 1533126, тираж 200 экз.
Перейти к характеристикам
Как получить заказ
Курьером домой
c четверга, 13 апреля
от 310 ₽
Отзывы 0
Описание
Добавить тэги к книге
Критика речи. Смысловые ошибки. Учебно-методическое пособие
Тэги помогают другим читателям выбирать товары, книги и быстро понимать, о чем они.
Пожалуйста, поддержите имеющиеся тэги или добавьте свои.
Мы модерируем тэги перед публикацией. Пожалуйста, наберитесь терпения.
Тэги — это описание книги или товара в одном-двух словах. Используйте их, чтобы помочь другим пользователям выбрать книги и товары
Нельзя
― нецензурно выражаться
― спойлерить
― вставлять ссылки
― писать личную информацию
— добавлять теги больше 25 символов
×
В пособии кратко рассматриваются речевые ошибки (алогизмы, каламбур, нечеткость мысли и др.): даны их определения, образцы анализа причин, предложены варианты правки. Основу пособия составляют упражнения по критике речи.
Для студентов факультета журналистики, изучающих курс практической стилистики и литературного редактирования.
С товаром «Критика речи. Смысловые ошибки. Учебно-методическое пособие» часто покупают
Баркова Александра Леонидовна
Петрова Наталья Николаевна
Чарушина-Капустина Евгения Алексеевна
Афанасьев Александр Николаевич
Михальская Анна Константиновна
Набоков Владимир Владимирович
Харланова Александра Васильевна
Михальская Анна Константиновна
Малявин Владимир Вячеславович
Кузнецова Надежда Владимировна
x
Если Вы обнаружили ошибку в описании товара «Критика речи. Смысловые ошибки. Учебно-методическое пособие» ,
выделите её мышкой и нажмите: Ctrl+Enter. Спасибо!
Хотите узнавать о скидках,
акциях и Знаковых предложениях?
Подпишитесь на уведомления, чтобы не пропустить выгодные акции и скидки
Обратная связь
Обращение принято
Ответ придёт с почты конкретного сотрудника — так вы сможете сразу продолжить переписку.
x
x
Критика речи. Смысловые ошибки. Учебно-методическое пособие
• Код: 4848658
в наличии
• Штрихкод: 9785976536098
Критика речи с кодом товара 4848658 из серии «Асташова Ольга Игоревна» производства «Флинта» можно купить у нас по цене 156 рублей в Москве. Критика речи имеет размеры в высоту 0.5 см, в ширину 14.5 см и весом 0.13 кг. Книга от автора Асташова Ольга Игоревна с кодом 4848658 промаркировано штрих-кодом 9785976536098 с книжным номером 978-5-9765-3609-8 (год выхода книги 2022 г) на 108 страниц.
- Все о товаре
- Характеристики
- Фото
- Описание
- Отзывы
- Доставка и оплата
|
Критика речи. Смысловые ошибки. Учебно-методическое пособие |
в наличии
• Код: 4848658
240
156
a
В корзину
Фотографии Критика речи. Смысловые ошибки. Учебно-методическое пособие
Описание Критика речи. Смысловые ошибки. Учебно-методическое пособие
В пособии кратко рассматриваются речевые ошибки (алогизмы, каламбур, нечеткость мысли и др. ): даны их определения, образцы анализа причин, предложены варианты правки. Основу пособия составляют упражнения по критике речи. Для студентов факультета журналистики, изучающих курс практической стилистики и литературного редактирования. 4-е издание, стереотипное.
- Характеристики
- Склад
Характеристики Критика речи. Смысловые ошибки. Учебно-методическое пособие
Размеры:
Основные:
Склад:
Дата добавления
05.03.2022
Дата и время проверки
22.02.2023 / 16:43
Дата и время обновления
27.01.2023 / 23:19
Минимальная поставка
1 шт.
Отзывы Критика речи. Смысловые ошибки. Учебно-методическое пособие
- Доставка
- Оплата
Доставка Критика речи. Смысловые ошибки. Учебно-методическое пособие
Все варианты и информация о доставке доступна в корзине при оформлении заказ
Срок доставки в Москву
Срок доставки будет рассчитан в корзине при оформлении заказ
Стоимость доставки в Москву
Стоимость доставки будет рассчитан в корзине при оформлении заказ
Оплата в Москве Критика речи. Смысловые ошибки. Учебно-методическое пособие
Существуют следующие способы оплаты:
порядок оплаты зависит от конкретного пункта выдачи или курьерской службы
Все варианты и информация о оплате доступна в корзине при оформлении заказ
ПРЕДОПЛАТА
РАССРОЧКА
ПРИ ПОЛУЧЕНИИ
Доступность оплаты при получении можно увидеть при оформлении заказа
Критика речи: смысловые ошибки
Год издания: 2018
Кол-во страниц: 108
- Аннотация
- Коллекции
- Классификаторы
- Аффилиация
- Бибзапись
- Фрагменты
В пособии кратко рассматриваются речевые ошибки (алогизмы, каламбур, нечеткость мысли и др.) : даны их определения, образцы анализа причин, предложены варианты правки. Основу пособия составляют упражнения по критике речи. Для студентов факультета журналистики, изучающих курс практической стилистики и литературного редактирования.
- Флинта. Журналистика и медиалингвистика
- Флинта. Полная коллекция
Асташова, О. И. Критика речи: смысловые ошибки : учебно-методическое пособие / О. И. Асташова, О. С. Колясникова ; науч. ред. Э. В. Чепкина. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 108 с. — ISBN 978-5-9765-3609-8. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1722302 (дата обращения: 23.06.2023). – Режим доступа: по подписке.
Скопировать запись
Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.
МИнИстЕрство образованИя И наУкИ россИйской ФЕдЕрацИИ УральскИй ФЕдЕральный УнИвЕрсИтЕт ИМЕнИ пЕрвого прЕзИдЕнта россИИ б. н. ЕльцИна о. И. асташова, о. с. колясникова крИтИка рЕчИ: смысловые ошибки Учебно-методическое пособие Москва Екатеринбург Издательство «ФЛИНТА» Издательство Уральского университета 2018 2018 2-е издание, стереотипное
р е ц е н з е н т ы: кафедра риторики и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета (зав. кафедрой д-р филол. наук, проф. а. п. ч у д и н о в); канд. филол. наук, доцент кафедры телерадиожурналистики (ноУ впо «гуманитарный университет») с. о. к а л г а н о в а н а у ч н ы й р е д а к т о р д-р филол. наук, доцент, зав. кафедрой русского языка и стилистики УрФУ Э. в. ч е п к и н а УДК 811.161.1’271.1(075.8) ББК 81.411.2-5я73 А91 Асташова О. И. Критика речи: смысловые ошибки [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / О.И. Асташова, О.С. Колясникова ; науч. ред. Э.В. Чепкина. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 108 с. ISBN 978-5-9765-3609-8 (ФЛИНТА) ISBN 978-5-7996-2207-7 (Изд-во Урал. ун-та) В пособии кратко рассматриваются речевые ошибки (алогизмы, каламбур, нечеткость мысли и др.): даны их определения, образцы анализа причин, предложены варианты правки. Основу пособия составляют упражнения по критике речи. Для студентов факультета журналистики, изучающих курс практической стилистики и литературного редактирования. УДК 811.161.1’271.1(075.8) ББК 81.411.2-5я73 ISBN 978-5-9765-3609-8 (ФЛИНТА) © Уральский федеральный университет, 2018 ISBN 978-5-7996-2207-7 (Изд-во Урал. ун-та) © Асташова О. И., Колясникова О. С., 2018 А91
предисловие ...........................................................................................................4 вместо введения....................................................................................................5 глава 1. алогизмы.................................................................................................7 1.1. нарушения законов логики ..........................................................7 1.2. нарушения правил операций с понятиями...........................14 глава 2. непредусмотренный каламбур .....................................................19 глава 3. нечеткость мысли..............................................................................22 глава 4. бессодержательность речи..............................................................24 глава 5. неясность речи ...................................................................................26 Материал для анализа по теме «смысловые ошибки»..........................29 Упражнения по критике речи для итогового контроля.........................34 контрольные работы по критике речи........................................................54 приложение 1. сводная таблица причин смысловых ошибок........ 104 приложение 2. типы смысловых ошибок............................................... 107 Оглавление
Учебное пособие посвящено смысловым ошибкам — одному из разделов учебной дисциплины «критика речи», входящей в курс «практическая стилистика и литературное редактирование» для студентов факультета журналистики. цель учебного пособия — представить научные и методические основы анализа смысловых ошибок в текстах масс-медиа, дать упражнения для отработки навыков редактирования. в результате освоения данного раздела студент должен знать типичные смысловые погрешности и их типичные причины, уметь обнаруживать дефектные высказывания, определять характер допущенных погрешностей и устанавливать их причины, владеть навыком редактирования дефектного высказывания. пособие включает: пять глав, каждая из которых содержит краткие теоретические сведения об определенном типе смыслового нарушения, образцы анализа данного типа погрешностей и упражнения для отработки поиска и правки этих погрешностей; материал для анализа по теме «смысловые ошибки»; упражнения для итогового контроля по всем типам речевых ошибок; контрольные работы; приложения. авторы благодарят за помощь в сборе эмпирического материала преподавателей кафедры русского языка и стилистики Уральского федерального университета И. М. волчкову, Е. в. горину, о. в. Ильину, Е. в. каблукова, с. о. калганову, л. М. Майданову, с. И. сметанину, Е. г. соболеву, н. в. ткаленко, т. г. Федотовских. особую признательность авторы выражают за ценные советы Э. в. чепкиной, заведующей кафедрой русского языка и стилистики факультета журналистики. авторы благодарны о. Ф. автохутдиновой, ассистенту кафедры русского языка и стилистики факультета журналистики, за предоставленные примеры из редакторской практики, на основе которых разработаны некоторые задания. Предисловие
в основу теории смысловых ошибок в данном учебном пособии положена классификация речевых ошибок, разработанная л. М. Майдановой (Майданова Л. М. критика речи и литературное редактирование : учеб.-метод. пособие для студ. фак. журналистики. Екатеринбург : Изд-во гуманит. ун-та, 2001. 256 с.). речевые погрешности в этой теории рассматриваются с точки зрения адресата и с точки зрения автора. редакторское чтение текста начинается с поиска дефекта. для этого надо поставить себя на позицию читателя, адресата текста. затем, чтобы найти причину ошибки и корректно исправить ее, редактор становится на точку зрения автора текста (см. прил. 1). точка зрения адресата предполагает восприятие письменного/ звучащего текста как результата реализации речевого намерения автора. необходимым условием для беспрепятственного восприятия смысла текста является выполнение автором следующих требований к речи: языковой правильности, экономии речевых усилий, адекватности высказывания мысли автора, информативности и понятности. нарушение того или иного требования приводит к ошибке, которая может быть смысловой или несмысловой. Если в ходе чтения учитателя не возникает препятствий для интерпретации высказывания, но он видит нарушение правильности речи (языковую неправильность фонетического уровня, морфологического и др.) или экономии языковых средств (плеоназм), то констатируется н е с м ы с л о в а я о ш и б к а . Если читателю сложно или невозможно интерпретировать смысл высказывания, т. е. нарушены требования адекватности, информативности и понятности речи, это означает наличие с м ы с л о в о й о ш и б к и (см. прил. 2). возможность передать смысл высказывания иными словами, подбор смыслового эквивалента — важный критерий правильности текста. в идеале высказывание должно иметь один смысловой эквивалент, т. е. один вариант интерпретации. однако даже при одном Вместо введения
смысловом эквиваленте могут встречаться смысловые ошибки. Если в таком случае у читателя возникают вопросы к автору, это может свидетельствовать о нечеткости мысли, бессодержательности, нарушении закона достаточного основания, нарушении правил операций с понятиями. отсутствие смысловых эквивалентов или наличие двух смысловых эквивалентов высказывания — непременный признак смыслового дефекта. ни одного смыслового эквивалента не возникает при неясности, два смысловых эквивалента могут указывать на непредусмотренный каламбур, неясность, нарушение закона противоречия или закона тождества. позиция автора предполагает осознание речевого намерения, которое реализуется в высказывании. попытка встать на точку зрения автора помогает установить причины возникновения речевых погрешностей. задача редактора — сделать высказывание адекватным речевому намерению автора. поняв причину, по которой речевое намерение не получило точной текстовой реализации, редактор может править дефектное высказывание. отметим, что и учет точки зрения автора — лишь часть работы редактора. безусловно, правка текста — это сложный процесс, в котором необходимо также учитывать жанровые особенности иобщую тональность текста, стилистику и формат издания идругие факторы, влияющие на создание журналистского произведения.
Глава 1. Алогизмы алогизм — нарушение в тексте законов логики и правил операций с понятиями. 1.1. Нарушения законов логики Нарушение закона тождества закон тождества гласит: в тексте должно сохраняться единство темы. соответственно нарушение закона тождества — неподготовленный переход от одного предмета речи к другому, резкая смена темы, не оправдывающая ожиданий читателя. возможные вопросы к автору: Что хотел сказать автор? Какая связь между А и В (С...)? Типичные причины нарушения закона тождества причина ошибки ошибка комментарий вариант правки пропуск смыслового звена Кто сказал, что хороший ресторан должен находиться в центре города? Хороший ресторан — это уютный интерьер и доброжелательная атмосфера, качественный сервис и, конечно, отличная кухня. неожиданная смена предмета речи: местонахождение (А) — качество работы (В). вопрос: какая связь между местонахождением ресторана и качеством его работы? пропуск смыслового звена: местонахождение — не главный критерий качества работы ресторана. Кто сказал, что хороший ресторан должен находиться в центре города? Местоположение — это не главное. Хороший ресторан — это уютный интерьер и доброжелательная атмосфера, качественный сервис и, конечно, отличная кухня.
причина ошибки ошибка комментарий вариант правки неверный выбор слова Во избежание трагедий нужно взаимопонимание между водителем и пешеходом. Знание правил дорожного движения должно стать одним из признаков интеллектуала. неожиданная смена предмета речи: отношения между участниками дорожного движения (А) — интеллектуал (В). вопрос: какая связь между безопасностью на дорогах и признаками интеллектуала? неверно выбрано слово интеллектуал. Во избежание трагедий нужно взаимопонимание между водителем и пешеходом. Знание правил дорожного движения должно стать одним из признаков сознательного человека. Упражнение 1. проанализируйте высказывания: 1) укажите причину нарушения закона тождества; 2) объясните, почему не оправдываются ожидания читателя. Исправьте погрешность. 1. в то же время звонят нам люди: «невозможно спать. почему здесь разлит мазут, почему детскую площадку колесами изъездили, в яму превратили?» 2. по данным отдела загс, за последние годы в районе увеличилось число разводов. причем расторгают браки молодые семьи, с 1–3-летним брачным стажем. в чем же секрет семейного счастья? 3. «наверное, дети помогают управляться с таким хозяйством?» — высказали предположение. «не жалуюсь на них, — ответил анатолий Ефимович. — все получили высшее образование. вот только живут далеко. оба сына стоматологи: владимир работает в алтайском крае, денис — в Ханты-Мансийске. дочь Елена — логопед, устроилась в як-бодье. навещают нас, не забывают. работа же на земле только удлиняет жизнь». 4. неоценима деятельность д. л. поздеева по созданию красной книги п. Игра, в которую вошли уже около 20 растений. У этого педагога много и других увлечений — коллекционирует карты местности, значки, лезвия, марки, талоны, открытки, выращивает 7 лет пряные культуры, комнатные растения, более 20 лет занимается ирисами. Это любимый цветок дмитрия леонидовича. так многообразен и широк круг интересов этого человека. «природа мудра, Окончание таблицы
ибо она — жизнь» (к. Ф. яковлев). Мудрым становится и человек, соприкасаясь с ее тайнами, живущий в согласии и по законам природы, познавая их. таким раскрылся перед нами д. л. поздеев. при своей завидной незаурядности он — человек скромный, незаметный, испытывает недостаток денежных средств, необходимых для продолжения работы, и нуждается в спонсорской помощи. Нарушение закона противоречия суть закона противоречия заключается в следующем: не могут быть одновременно истинными два высказывания, когда одно утверждает нечто, а другое это отрицает. нарушение закона противоречия — одновременное введение двух взаимоисключающих утверждений. возможный вопрос к автору: Почему А ≠ В, если в этом же высказывании автор утверждает, что А = В? Типичные причины нарушения закона противоречия причина ошибки ошибка комментарий вариант правки неверный выбор грамматической конструкции Как говорят местные жители, Тугутуй — очень криминальное село. Раньше считали: если в праздничные дни кого-нибудь не убьют или не зарежут, значит, праздник не удался. Нынешний Тугутуй — относительно спокойный населенный пункт. два противоречащих утверждения: 1) тугутуй — это опасное место (А = В); 2) тугутуй — это неопасное место (А ≠ В). вопрос: почему Тугутуй — спокойное село, если автор только что утверждал, что это очень криминальное село? неудачно выбрана форма времени глагола-связки при именном сказуемом: есть (нулевая связка) в наст. вр. вместо был в прош. вр. Как говорят местные жители, Тугутуй был очень криминальным селом. Раньше считали: если в праздничные дни кого-нибудь не убили или не зарезали, значит, праздник не удался. Нынешний Тугутуй — относительно спокойный населенный пункт.
причина ошибки ошибка комментарий вариант правки неверный выбор слова Восхитительный «букет» составляют главные герои пьесы — такие близкие, чуть ли не родные нам, исконно русско-колядианские марсиане. два противоречащих утверждения: 1) главные герои близки нам (А = В); 2) главные герои — далеки от нас (А ≠ В). вопрос: почему главные герои пьесы — марсиане, если автор утверждает, что они близки нам? неточно выбрано слово марсиане. Восхитительный «букет» составляют главные герои пьесы — такие близкие, родные нам люди. пропуск смыслового звена И вот Пугачева и Галкин стали-таки мужем и женой! Опубликовано фото, на котором довольный Галкин с обручальным кольцом на пальце вглядывается в документ. Предположительно снимок сделан в одном из помещений загса. Велика вероятность, что подписи вовсе не было. два противоречащих утверждения: 1) вероятно, что брак был заключен (А = В); 2) вероятно, что брак не был заключен (А ≠ В). вопрос: почему вероятность заключения брака минимальна, если автор утверждает, что вероятность заключения брака максимальна? пропуск смыслового звена: нет других убедительных доказательств заключания брака, кроме одной фотографии. И вот Пугачева и Галкин сталитаки мужем и женой! Опубликовано фото, на котором довольный Галкин с обручальным кольцом на пальце вглядывается в документ. Предположительно снимок сделан в одном из помещений загса. Но, кроме фотографии, других свидетельств заключения брака нет. Некоторые считают, что подписи вовсе не было. дефект мысли Строительство нового объекта будет вестись методом поэтапного сноса. два противоречащих утверждения: 1) объект будет строиться (А = В); 2) объект будет Прежде чем начать строительство нового объекта, необходимо снести Продолжение таблицы
причина ошибки ошибка комментарий вариант правки сноситься (А ≠ В). вопрос: почему объект будет сноситься, если автор утверждает, что он будет строиться? небрежное оформление мысли: снос не может быть методом строительства. старые здания. Упражнение 2. проанализируйте высказывания: 1) укажите причину нарушения закона противоречия; 2) сформулируйте два противоречащих суждения. Исправьте погрешность. 1. соли в пасте настолько в меру, что любителям может показаться недосоленой. 2. несомненно, взгляд притягивает нетканый гобелен даши головизниной. она с помощью ниток изобразила эмблемы общественного объединения «родничок», а в центре ковра соткала герб селтинского района. 3. сейчас какого-то большого ажиотажа в магазине нет, но народу очень много, спросом пользуется практически вся техника. 4. 24 мая в пригороде, недалеко от дачного кооператива «победит-2», отдыхающие горожане нашли тела двух молодых людей с признаками ненасильственной смерти. прибывшие на место оперативники и следователи установили, что два жителя сургута погибли от ножевых ранений. кроме того, одному из парней преступник выстрелил в спину и голову. 5. вслух о взятках и откатах пока никто не говорит, но втихомолку шепчутся, что в случае возбуждения дело может быстро быть переквалифицировано с 286 статьи Ук рФ «превышения должностных полномочий» — на 290-ю (взятка) или 159-ю (мошенничество). Окончание таблицы
-35%
Планируемая дата
25 июня (Вс)
Курьером
бесплатно от 3 000 ₽
от 99 ₽
бесплатно от 1 000 ₽
Издательство:
В пособии кратко рассматриваются речевые ошибки (алогизмы, каламбур, нечеткость мысли и др. ): даны их определения, образцы анализа причин, предложены варианты правки. Основу пособия составляют упражнения по критике речи. Для студентов факультета журналистики, изучающих курс практической стилистики и литературного редактирования. 4-е издание, стереотипное.
Предисловие
Вместо введения
Глава 1. Алогизмы
1.1. Нарушения законов логики
1.2. Нарушения правил операций с понятиями
Глава 2. Непредусмотренный каламбур
Глава 3. Нечеткость мысли
Глава 4. Бессодержательность речи
Глава 5. Неясность речи
Материал для анализа по теме «Смысловые ошибки»
Упражнения по критике речи для итогового
контроля
Контрольные работы по критике речи
Приложение 1. Сводная таблица причин смысловых
ошибок
Приложение 2. Типы смысловых ошибок
Поделитесь своим мнением об этом товаре с другими покупателями — будьте первыми!
Дарим бонусы за отзывы!
За какие отзывы можно получить бонусы?
- За уникальные, информативные отзывы, прошедшие модерацию
Как получить больше бонусов за отзыв?
- Публикуйте фото или видео к отзыву
- Пишите отзывы на товары с меткой «Бонусы за отзыв»
Правила начисления бонусов
Задайте вопрос, чтобы узнать больше о товаре
Если вы обнаружили ошибку в описании товара «Критика речи. Смысловые ошибки. Учебно-методическое пособие» (авторы: Асташова Ольга Игоревна, Колясникова Оксана Сергеевна), то выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!