1 Выпиши из предложений простое глагольное сказуемое, укажи, чем оно выражено.
Пример:
«Не xоди так часто на дорогу в старомодном ветxом шушуне» (С. Есенин).
Сказуемое не ходи выражено глаголом в повелительном наклонении.
1. Ох, поглядел бы на тебя отец! (М. Шолохов)
Сказуемое
выражено
2. Только ты меня уж на рассвете не буди, как восемь лет назад (С. Есенин).
Сказуемое
выражено
2 Выпиши из предложений подлежащее и сказуемое. Если подлежащего нет, оставь поле ввода пустым.
Пример:
«Синцов тоже собирался ложиться спать».
Синцов
собирался ложиться спать.
1. Мне очень неприятно слышать это.
Подлежащее
Сказуемое
2. Мне горько сознавать свои ошибки.
Подлежащее
Сказуемое
3 Замени в предложениях сказуемые составными именными сказуемыми с нулевой связкой. Запиши их, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы.
В каждое окошко можно записать только один вариант!
Пример:
«Флегматиками называют обычно спокойных людей которых трудно выв_сти из себя».
«Флегматики — обычно спокойные люди, которых трудно вывести из себя».
«Флегматики — это обычно спокойные люди, которых трудно вывести из себя».
1. Сангвиники являются людьми уравновеш_нными в своих чу?ствах и действиях, легко приспосабл_вающимися к обстоятельствам.
2. Т_мперамент является вр_ждённой особ_нностью человека.
I. Выпиши из предложений простое глагольное сказуемое, укажи, чем оно выражено.
1. Ох, поглядел бы на тебя отец! (М. Шолохов)
Сказуемое поглядел бы
выражено глаголом условного наклонения.
2. Только ты меня уж на рассвете не буди, как восемь лет назад (С. Есенин).
Сказуемое не буди
выражено отриц. частица + глагол в повелительном наклонении.
II. Выпиши из предложений подлежащее и сказуемое. Если подлежащего нет, оставь поле ввода пустым.
1. Мне очень неприятно слышать это.
Подлежащее — (безличное предложение).
Сказуемое неприятно слышать.
2. Мне горько сознавать свои ошибки.
Подлежащее — (безличное предложение).
Сказуемое горько осознавать.
III. Замени в предложениях сказуемые составными именными сказуемыми с нулевой связкой. Запиши их, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы.
1. Сангвиники — это люди, уравновешенные в своих чувствах и действиях, легко приспосабливающиеся к обстоятельствам.
2. Темперамент — врождённая особенность человека.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
О чем эта статья:
1 класс, 2 класс
Понятие предложения
Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.
Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.
Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.
Есть три типа предложений по цели высказывания:
- повествовательное (сообщение);
- вопросительное (вопрос, проблема);
- побудительное (совет).
Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.
У грамматической основы есть две функции:
Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.
Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.
Члены предложения
Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.
Для примера рассмотрим предложение:
Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.
Кто переезжает? — Родня.
Когда переезжает? — Зимой.
Семья что делает? — Переезжает.
Откуда переезжает? — Из дома.
Куда переезжает? — В квартиру.
Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.
Главный член предложения: подлежащее
К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.
Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».
Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.
Выделим предлежащее в предложениях:
- Снег шел все выходные. Что шло? — Снег.
- Мы бежим в школу. Кто бежит? — Мы.
Главный член предложения: сказуемое
Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».
Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.
Выделим сказуемое в предложениях:
- Луна ярко (что делает?) светит.
- На улице (что делается?)светлеет.
- Цветок (каков?) красив.
- Фрейд — (кто он?) психолог.
Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.
На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.
Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.
Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.
Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.
Простое глагольное сказуемое
Они работают стоя.
Он боится темноты.
Составное глагольное сказуемое
Они продолжают работать стоя.
Он стал бояться темноты недавно.
Составное именное сказуемое
Они стали ночными рабочими.
Он так и остался трусом.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.
Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.
Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.
Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.
- Слово «озорной» поясняет подлежащее «щенок», показывая, с каким настроением щенок разглядывал игрушку.
- Слово «любопытно» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, как щенок разглядывал игрушку.
- Слово «игрушку» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, что разглядывал щенок.
- Слово «новую» поясняет второстепенный член предложения «игрушку» и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.
Как относятся друг к другу члены предложения схематически:
У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.
Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.
Я отдал кислую и горькую конфету.
У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)
Дедушка починил лук и стрелы.
На холсте художник отразил небо и океан.
Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?
Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.
Дорога идет то направо, то налево.
1 Выпиши из предложений простое глагольное сказуемое, укажи, чем оно выражено.Пример:«Не xоди так часто на дорогу в старомодном ветxом шушуне» (С. Есенин).Сказуемое не ходи выражено глаголом в повелительном наклонении.1. Ох, поглядел бы на тебя отец (М. Шолохов)Сказуемое выражено 2. Только ты меня уж на рассвете не буди, как восемь лет назад (С. Есенин).Сказуемое выражено 2 Выпиши из предложений подлежащее и сказуемое. Если подлежащего нет, оставь поле ввода пустым.Пример:«Синцов тоже собирался ложиться спать».Синцовсобирался ложиться спать.1. Мне очень неприятно слышать это.Подлежащее Сказуемое 2. Мне горько сознавать свои ошибки.Подлежащее Сказуемое3 Замени в предложениях сказуемые составными именными сказуемыми с нулевой связкой. Запиши их, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы.В каждое окошко можно записать только один вариант Пример:«Флегматиками называют обычно спокойных людей которых трудно выв_сти из себя».«Флегматики — обычно спокойные люди, которых трудно вывести из себя».«Флегматики — это обычно спокойные люди, которых трудно вывести из себя».1. Сангвиники являются людьми уравновеш_нными в своих чу?ствах и действиях, легко приспосабл_вающимися к обстоятельствам.2. Т_мперамент является вр_ждённой особ_нностью человека.
1. поглядел бы — повелительное
2. не буди — повелительное
1. мне — подлежащее
неприятно слышать — сказуемое
2. мне — подлежащее
горько сознавать — сказуемое
1. Сангвиники — люди, уравновешенные в своих чувствах и действиях, легко приспосабливающиеся к обстоятельствам.
2. Темперамент — врожденная особенность человека.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения
Общаясь каждый день с огромным количеством людей, мы не задумываемся о том, что наш разговор состоит из слов, слова складываются в предложения, предложения — в связный рассказ. И это правильно. Так и должно быть.
Но иногда все-таки приходится вспоминать школьную программу по русскому языку. Например, чтобы объяснить ребенку основные правила, составить без стилистических ошибок документ, грамотно написать письмо или простую SMS-ку. И здесь нам не обойтись без знаний о том, что же такое подлежащее, сказуемое, и какую функцию они выполняют в предложении.
Главные члены — грамматическая основа предложения
Прежде всего необходимо запомнить, что предложение — это не какой-то набор разных слов, а взаимосвязанные между собой речевые единицы, которые, располагаясь в определенном порядке, представляют законченную информацию.
Например, слова: гулять , я , в парке , люблю , осеннем — всем понятны, и каждое что-то обозначает. Но они существуют сами по себе и не несут никакой смысловой нагрузки. Если же эти слова выстроены в нужном порядке: я люблю гулять в осеннем парке — то получается законченная мысль, то есть предложение.
Каждое предложение строится по нескольким правилам:
- слова должны быть обязательно согласованы между собой как по смыслу, так и грамматически;
- в нем должны находиться основные слова или одно слово, вокруг которых группируются остальные;
- члены предложения должны располагаться в таком порядке, чтобы информация была наиболее понятной;
- не должны повторяться одни и те же слова.
Смысловым центром предложения являются его главные члены — подлежащее и сказуемое. Остальные единицы речи — это второстепенные члены предложения.
Способы выражения подлежащих
Подлежащее отвечает на вопросы кто (что)? и обозначает одушевленный или неодушевленный предмет (лицо, событие, явление, понятие и т.д.). В предложении оно всегда стоит в именительном падеже.
Может быть выражено не только одним словом, но и каким-либо словосочетанием, и даже фразеологизмом. Проще говоря, подлежащее — это то, о ком или о чем говорится в данном предложении. Это предмет, совершающий действие.
Способов выражения подлежащих существует множество, например:
- Существительное в именительном падеже единственного и множественного числа:
- Белка грызет орехи .
- Числительное:
- Двенадцать не делится на пять .
- Местоимение:
- Я учусь в школе.
- Мы пошли в кинотеатр.
- Инфинитив:
- Курить — здоровью вредить!
- Прилагательное или причастие:
- Взрослые вышли во двор.
- Вошедший не закрыл за собой дверь.
- Наречие:
- Завтра наступило неожиданно .
- Сочетания слов (географические названия, фразеологические обороты, количественно-именные сочетания или сочетания неопределенного местоимения с прилагательным, сочетания двух существительных с предлогом «с»).
- Балтийское море является одним из самых больших водоемов в Северной Европе .
- Бабье лето наступило совершенно неожиданно .
- Тройка лошадей быстро пронеслась мимо нас.
- Несколько мужчин сняли головные уборы .
- Что-то страшное летало в темноте .
- Мама с ребенком гуляли на детской площадке .
Реже подлежащее выражается союзом, предлогом, междометьем.
В чаще леса послышалось «ау» .
«Но» — противительный союз.
Особенности выражения сказуемых
Чаще всего подлежащее поясняется другим главным членом — сказуемым. Оно говорит о том, что делает человек или предмет, или в каком состоянии он находится.
Сказуемое отвечает на вопросы:
Что делал (сделал, сделает)? Какова (каков, каково, каковы)?
Сказуемое чаще всего бывает глаголом:
Девочка нарисовала маму.
Дети вышли на прогулку.
Я посещаю музыкальную школу.
Но может выражаться и другими частями речи.
- Кратким прилагательным:
- Эта девушка очень скромна .
- Существительным:
- Москва — столица России .
- Числительным:
- Трижды три — девять .
- Наречием:
- Днём — весна . Вечером — осень .
Различают два вида сказуемых: глагольные и именные. К тому же, глагольные сказуемые бывают простыми и составными.
Простые глагольные сказуемые могут быть выражены глаголом (в любом наклонении):
- Вышел месяц из тумана .
- Дайте мне вон ту книгу .
- Осенью я пойду в школу .
Составные глагольные сказуемые включают в себя вспомогательное слово и неопределенную форму глагола. Первое из которых несет грамматическое, а второе — лексическое значение:
- Вчера папа начал красить забор .
- Поэты любят читать стихи перед своими поклонниками .
Составные именные сказуемые выражаются двумя (несколькими) словами или одним словом, но не глаголом:
- Ребенок был похож на папу .
- Слово — серебро , молчание — золото .
- Перед экзаменом я была спокойная , как никогда .
Знаки препинания между членами предложения
В зависимости от того, какими именно частями речи являются главные члены предложения, ставятся и знаки препинания, в частности «тире».
- Подлежащее и сказуемое выражены существительными:
- Наши дети — наша радость!
- Вода — источник жизни на Земле.
- Перед такими словами, как: это, вот, это есть, это значит:
- Движение — это жизнь!
- Чтение — вот лучшее учение!
- Оба члена предложения — инфинитивы:
- Много читать — больше знать!
- Править страной — трудиться ежечасно .
- Один компонент основы предложения — глагол в начальной форме, другой — существительное в именительном падеже:
- Изучать законы мироздания — удел избранных .
- Брать ответственность на себя — обязанность настоящего мужчины .
- Оба члена предложения количественные числительные или количественное числительное + существительное в именительном падеже
- Пять на десять — пятьдесят .
- Напряжение электрической сети — двести двадцать вольт .
Как подчеркиваются главные члены предложения
Когда есть задание «Найти грамматическую основу» , то можно выполнить следующий алгоритм:
- прочесть предложение, уяснить его содержание;
- найти подлежащее, задав вопрос: кто или что здесь главный (-ое);
- задав от него вопрос: что делает? найти сказуемое;
- подчеркнуть найденные члены предложения.
Запомнить, как именно подчеркивать предложения с подлежащим и сказуемым совсем несложно: подлежащее — одной сплошной линией , сказуемое — двумя сплошными чертами .
Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием
Часто возникает вопрос: подлежащее и сказуемое — это словосочетание или нет? Чтобы ответить на него, нужно сначала вспомнить определение:
Словосочетание — это сочетание главного члена с одним или несколькими второстепенными членами предложения.
Если убрать из предложения второстепенные члены, то смысл не потеряется. Например, из предложения: Скоро наступила долгожданная зима уберем слова «скоро» и «долгожданная» . Получилось: Наступила зима . Основная мысль осталась понятной. Значит грамматическая основа — это уже простое нераспространенное предложение, а не словосочетание.
Как доступно рассказать ребенку о главных членах предложения
Нам, взрослым людям кажется, что найти грамматическую основу предложения просто. Но ребенку, который еще только знакомится с правилами русского языка, порой бывает очень трудно понять, что такое сказуемые и подлежащие, и как их найти. Особенно, если вторые выражены не существительными, а первые — не глаголами. Еще одна сложность заключается в том, что в предложении может быть несколько имен существительных.
В начальной школе изучаются только простые предложения, поэтому доступно рассказать о главных членах сможет рассказать практически любой родитель. Разберем объяснение на примере предложения:
К зиме заяц меняет серую шубу на белую.
Спрашиваем ребенка: о ком говорится в этом предложении? Правильно, о зайце. Заяц — это какая часть речи? Да, имя существительное. Значит слово «заяц» — подлежащее, подчеркнем его одной линией .
Далее задаем вопрос «Заяц что делает?» . Правильно, меняет. Меняет — это какая часть речи? Да, это глагол. Значит слово «меняет» — сказуемое; как подчеркивать сказуемое? Правильно, двумя прямыми линиями . Значит грамматическая основа заданного предложения: Заяц меняет .
Задание. Найдите подлежащее и/или сказуемое в следующих предложениях
- На уроке физкультуры дети выстроились в шеренгу по росту.
- Бабушка испекла для внучки вкусные пирожки с вишней.
- Кто-то шепотом произнес волшебную фразу.
- Отдыхающие расположились на лежаках под зонтами.
- Девочка все-таки ухитрилась найти спрятанную от нее шкатулку.
- Что сказала бы мама, увидев школьные отметки сына.
Чтобы быстро и правильно находить главные члены в предложении, нужно внимательно изучить данный вопрос и разобрать несколько примеров. Для погружения в тему рекомендуем также ознакомиться со смежной статьёй про грамматическую основу. Она дополнит материал и тогда эта тема не будет вызывать трудностей ни у вас, ни у ваших детей.
источники:
http://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/sintaksis/podlezhaschee-i-skazuemoe-glavnye-chleny-predlozheniya.html
Срочно! Мне горько сознавать свои ошибки. Какое будет подлежащее и сказуемое ?????
0 голосов
Срочно! Мне горько сознавать свои ошибки. Какое будет подлежащее и сказуемое ?????
спросил
19 Май, 20
от
LarT56_zn
(41 баллов)
в категории Русский язык
1 Ответ
0 голосов
ответил
19 Май, 20
от
stok05_zn
(14 баллов)
мне (подлежащие) горько сознавать (сказуемое)
оставил комментарий
19 Май, 20
от
_zn
БОГ
(654k баллов)
«мне» не может быть подлежащим т.к. подлежащие может находиться только в И.п. (Именительном падеже)
оставил комментарий
19 Май, 20
от
_zn
БОГ
(654k баллов)
здесь не будет подлежащего только сказуемое — «сознавать»
оставил комментарий
19 Май, 20
от
_zn
БОГ
(654k баллов)
извините сказуемое — «горько сознавать»
LarT56
+10
Решено
4 года назад
Русский язык
5 — 9 классы
Срочно!
Мне горько сознавать свои ошибки. Какое будет подлежащее и сказуемое ?????
Смотреть ответ
Ответ
1
(24 оценки)
5
stok05
4 года назад
Светило науки — 1 ответ — 0 раз оказано помощи
мне (подлежащие) горько сознавать (сказуемое)
(24 оценки)
Остались вопросы?
Задай вопрос
Найди нужный
Новые вопросы по предмету Математика
Укажите предложение, где выделенные слова являются однородными определениями. (Знаки препинания пропущены)Выберите один ответ:От прежней Карион …
3Укажите номер предложения, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.)Сделав над озером круг …
Напишите пожалуйста маленькое сочинение и пример по пословице- «Хорошее дело само светится»
120. В каком предложении предлог через можно заменить предлогом сквозь? А) Мы пробирались через непроходимую чащу леса. В) Разведчик с трудом п …
(12) Сопоставьте описания бога Солнца, опираясь на содержание прочитанных мифов. Заполните таблицу примерами из текста. Срочно
Срочно!<br />
Мне горько сознавать свои ошибки. Какое будет подлежащее и сказуемое ?????
stok05
мне (подлежащие) горько сознавать (сказуемое)
39 votes
Thanks 5
dashaut
«мне» не может быть подлежащим т.к. подлежащие может находиться только в И.п. (Именительном падеже)
dashaut
здесь не будет подлежащего только сказуемое — «сознавать»
dashaut
извините сказуемое — «горько сознавать»
15
Срочно! Мне горько сознавать свои ошибки. Какое будет подлежащее и сказуемое ?????
2 ответа:
0
0
<h2>Мне подлежащее, сознавать сказуемое.</h2>
0
0
мне (подлежащие) горько сознавать (сказуемое)
Читайте также
Подъезд, въезд -только это в голову пришло
Флотилия (что сделанная?) незамеченная — особая форма глагола причастие, так как;
1). Названо действие как признак предмета; н.ф. ( неопределённая форма) : —(что сделать?) Не заметить
—(какой?) Незамеченный
2). постоянные признаки: совершенное, невозвратное, страдательное;
непостоянные признаки: в полной форме, в прошедшем времени, в единственном числе, в женском роде, в (?) падеже;
3). Флотилия (какая?) не(?)замеченная. (не могу сказать член предложения, т.к. не вижу его перед глазами…)
Вопреки моей просьбе, желанию, предсказанию(Д.п.); благодаря правильному расчёту(Д.п.); наперекор желанию, стихии(Д.п.); соскучился по отцу, по матери, по сестре, по нам, по вам(Д.п.); согласно инструкции, сообщению, приказу(Д.п).
Девочка нашла съедобное яблоко , принесла домой съедобное яблоко и стала есть съедобное яблоко.
Порезала (что?) лапу
вылечить(что?) лапу
купить(что?) шарики
4
глядит (на кого?) на кошку