Исправьте предложения; объясните ошибки в употреблении формы падежа имен сущ.
1.Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер.
2.Современная наука творчески освоила многое из того,что было создано Дарвиным.
3.Купите мне пару чулок и две пары носок.
4.Периодически астрономам удается четко наблюдать Марса.
5.Яблоневый сад занимает свыше ста гектар.
6.Собран большой урожай помидор.
7.Разделите все это на несколько равных доль.
8.Мы находились в самом большом цеху завода.
9.Документы нужно представить к первому августу.
10. Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй.
Ответ:
1) На верёвке сушилось пять полотенец. 2) Шесть килограмм абрикосов приготовили для варенья. 3) Новые тренеры провели смотр команды. 4) У пилы не хватает трёх зубьев. 5) Шоферам подготовили пропуска для прохода на автобазу и подрядные договора. 6) Месяца наступают холодные, нужно приготовить по нескольку пар чулок, носков, гольфов и шароваров. 7) Отвесим 100 граммов соли.
Объяснение:
Полотенец, абрикосов, тренеры, зубьев, пропуска, чулок, носков, гольфов, шароваров, граммов.
9. Большой успех выпал на долю молодой пианистки – (лауреата – лауреатки) конкурса имени Шопена.
Задание 22. Найдите ошибки в предложениях и исправьте их.
1. Роль Несчастливцева в «Лесу» исполнял молодой актер.
2. Купите мне пару чулок и две пары носок.
3. Периодически астрономам удается хорошо наблюдать Марса.
4. Совхозный сад занимает свыше ста гектар.
5. Документы для поступления в институт нужно представить к 15 июлю.
6. Мы находились в самом большом цеху завода.
7. Собран большой урожай помидор.
8. Разделите все это на несколько равных доль.
9. Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй.
Задание 23. Исправьте предложения с ошибками в употреблении форм числа имен существительных.
1. В романе «Мать» Горький показал революционеров, принадлежащих к разным социальным средам.
2. Неправильные выражения часто встречаются в речах детей.
3. Партизаны иногда попадали в окружения, но смело вырывались из них.
4. Нужно воспитывать у молодежи правильные отношения к явлениям окружающей действительности.
5. Опытные шофера уверенно вели машины.
6. Учителя школ района проводят систематический обмен опытам работы.
7. В представлениях героев Чернышевского всё было по-другому.
Задание 24. Спишите предложения, раскрыв скобки.
1. Знакомство зрителей с (Чарли Чаплин) состоялось в период немого кино.
2. В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек).
3. В произведениях (Жорж Санд) затрагиваются многие социальные проблемы.
4. Перу профессора (Петр Черных) принадлежит ряд интересных работ.
5. В концерте приняли участие отец и сын (Ойстрах).
6. На днях состоялся вечер памяти (Жан-Батист Клеман).
7. Похождения итальянского авантюриста XVIII века (Казанова) послужили сюжетом для кинофильма.
8. В Москву приехали известные врачи супруги (Найк).
9. В классической японской литературе видное место занимают стихи принцессы (Нукада).
10. Оба аспиранта (Ивановы) успешно защитили диссертацию.
Задание 25. Исправьте ошибки в употреблении имени прилагательного.
1. Ученик был способный к математике.
2. У мальчика появились и более худшие привычки.
3. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.
4. Подробный ответ бессмысленен.
5. Комната низкая для такой мебели.
6. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности.
7. Партия была отложена в несколько более лучшем положении для белых.
8. Ученик всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.
9. Эти материалы периодической печати всегда интересные и доступные.
10. Краски, благодаря солнцу, выглядят еще более отчетливее, ярче.
Задание 26. Исправьте ошибки в употреблении форм числительных.
1. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.
2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.
3. Город находился в полутораста километров от областного центра.
4. Успеваемость в классе составляет 96,5 процентов.
5. Страна отмечала восемьсотпятьдесятилетие со дня основания Москвы.
6. В соревнование по лыжному спорту включилось 243 юношей и девушек.
Синтаксические нормы
Синтаксические нормы регламентируют построение основных синтаксических единиц – словосочетаний и предложений.
Согласование сказуемого с подлежащим
1. При подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и т. д.), сказуемое может стоять как в единственном числе (грамматическое согласование), так и во множественном числе (согласование по смыслу). Например:
Большинство Государственной Думы голосовало за снижение налогов, меньшинство было против.
Большинство заняли отведенные для них места.
Проценко вполне отчетливо представлял себе, что большинство, очевидно, умрут здесь… (К. Симонов).
Грамматическое согласование чаще используется в научной и деловой речи, а согласование по смыслу – в разговорной, художественной и публицистической речи.
2. Если подлежащее выражено собирательным существительным и имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа, то сказуемое ставится как в единственном, так и во множественном числе:
Большинство участников конференции прибыло из соседних областей.
Большинство участников конференции прибыли из соседних областей.
3. Если при подлежащем, находящемся в препозиции, имеется причастный оборот или определительное придаточное предложение с союзным словом который, причем причастие или слово который стоит во множественном числе, то сказуемое ставится во множественном числе. Например:
Большинство выпускников средней школы, поступивших в Тульский государственный университет, прошли предварительное тестирование по русскому языку.
Большинство выпускников средней школы, которые поступили в Тульский государственный университет, прошли предварительное тестирование по русскому языку.
4. Если при подлежащем имеются однородные сказуемые, то сказуемые употребляются во множественном числе:
Большинство заочников своевременно выполнили все контрольные работы, успешно сдали зачеты и хорошо подготовились к экзаменам.
5. Сказуемое в страдательном обороте обычно ставится в единственном числе. Например:
Большинство гостей было размещено в гостиницах города. Ряд выпускников вуза направлен на заводы Тулы.
6. При подлежащем, выраженном сочетанием числительного с существительным, сказуемое может быть как в единственном, так и во множественном числе. При этом форма единственного числа сказуемого указывает на совместное действие, форма множественного числа – на раздельное. Например:
Пять студентов сдавало зачет по теоретической механике. (Здесь: группа из пяти студентов.)
Пять студентов сдавали зачет по теоретической механике. (Здесь: каждый из студентов в отдельности.)
7. Форма единственного числа сказуемого употребляется при обозначении меры веса, пространства, времени и т. д., так как в этом случае имеется в виду единое целое. Например:
На ремонт общежития ушло пятьдесят тысяч рублей. До летней сессии осталось чуть больше месяца.
8. При числительных два/двое, три/трое, четыре/четверо сказуемое обычно ставится во множественном числе:
Профессору ассистировали два молодых хирурга.
Профессору ассистировали двое молодых хирургов.
Однако сказуемые, выраженные глаголами со значением состояния, обычно употребляются в форме единственного числа:
При больнице состояло два человека (И. Тургенев).
Может быть две смелости: одна – привитая воспитанием, другая – врожденное свойство характера (В. Панова).
9. При подлежащем, выраженном сочетанием существительного и составного числительного, оканчивающегося на один, сказуемое обычно ставится в форме единственного числа:
Двадцать один делегат принял участие в голосовании.
10. Если подлежащее выражено сочетанием существительного с числительным тысяча, миллион, миллиард, то сказуемое обычно согласуется с числительным, входящим в состав подлежащего, в роде и числе:
Тысяча книг поступила в фонд школьной библиотеки.
11. Если в составе подлежащего кроме числительного и существительного есть слова все, эти и другие в роли определения, то сказуемое ставится во множественном числе:
Например, когда покупали «полкило апельсинов»
Со множественным числом бывает не всё так просто, как кажется. А если вы не согласны, то, вероятно, вы просто не пытались разобраться с родительным падежом. Грузин или грузинов, помидор или помидоров и брелоки вместо брелков.
Читайте оригинальный текст на сайте mel.fm
Правильно: килограмм мандаринов / апельсинов
Советы, как выбрать самые сладкие мандарины, вы, скорее всего, прочитаете под Новый год. Ну или чуть раньше. А мы пока расскажем, как не облажаться с правильным произношением или ещё хуже — написанием. Когда в следующий раз окажетесь в прилавке с фруктами, прислушайтесь, кто и как произносит. Спорим, что пару-тройку ошибок (в зависимости от того, сколько времени у вас займёт тщательный выбор фруктов) вы точно услышите. Запоминайте: названия фруктов, овощей мужского рода, которые оканчиваются на твёрдый согласный (прямо как «апельсин» и «мандарин»), в родительном падеже множественного числа будут иметь окончание –ов: тонна апельсинов, мандаринов, бананов, гранатов. Сказать «килограмм мандарин» и «взвесьте пару апельсин» — тоже можно. Но только в разговорной речи и когда никто не слышит. Исключение из правила только у «яблок» — вариант «десять яблоков» считается просторечным. Правильно будет сказать «у нас нет зелёных яблок, только красные».
Правильно: два килограмма помидоров и баклажанов
С помидорами и баклажанами всё то же самое. Овощ? Да. Мужского рода? Тоже да. Оканчивается на твёрдый согласный? Снова да! Значит, в родительном падеже множественного числа пишем окончание –ов. Поэтому ваш салат будет из помидоров и баклажанов (а не помидор и баклажан).
Правильно: у нас 150 банок солений в погребе
Ещё очень вкусно, когда помидоры, огурцы и морковь солят. Правда, не ошибиться в том же родительном падеже того же множественного числа бывает непросто. Если будете кому-нибудь хвастаться, как много солений (а не соленьев) у вас в кладовке или у родителей в погребе — делайте это тоже правильно.
Правильно: три пары чулок
Вспомним элементарное. Но при этом распространённую и раздражающую ошибку: как пишутся «носки», «гольфы» и «чулки» в родительном падеже множественного числа. Взрослые предлагали запоминать так: чулки на самом деле длинные — окончание короткое («чулок»), гольфы и носки короткие — окончание длинное («гольфов», «носков»).
Изначально все слова писались с одинаковым окончанием -ов: чулков, носков, сапогов (слово «чулков» до сих пор существует в некоторых словарях с пометкой «устаревшее»). Но впоследствии «чулки» потеряли окончание, а написание «чулок» стало считаться единственно правильным.
Правильно: у нас больше нет чистых носков и гольфов
Про гольфы и носки мы уже подробно описали чуть выше. Но хотим обратить внимание, что в последнее время наметилась тенденция к многочисленным изменениям в словарях. Например, в «Русском орфографическом словаре» под редакцией Лопатина привычный вариант «носков» уживается с формой родительного падежа «носок». Есть вероятность, что скоро «носок» станет допустимой нормой (как «пять килограммов помидор» в разговорной речи), но пока рекомендуем в родительном падеже множественного числа писать и говорить только «носков» и «гольфов».
Правильно: без шортов
Правильно: без шорт
Во-первых, шорты — это существительное, которое употребляется только во множественном числе. Раньше был только один правильный вариант в родительном падеже: (без) шорт. Хотя сейчас Русский орфографический словарь РАН даёт, что оба варианта — шорт и шортов (ударение на первый слог) — равнозначные. Так что если кому-то соберётесь сообщить такую важную информацию про шорты — выбираете вариант, который вам больше нравится. Хотя (без) шорт звучит, как нам кажется, привычнее. Но вы всё равно не стесняйтесь.
Правильно: большой выбор джинсов
«У меня пять пар джинс». Ужасно рады, вот только в этом предложении всё неправильно. У некоторых существительных, которые обозначают парные предметы и употребляются исключительно во множественном числе, в родительном падеже может быть и нулевое окончание. Брюки — брюк, шорты — шорт (хотя есть ещё равноправный вариант «шорты»). Но помимо них ещё есть «джинсы», «штаны», у которых в окончании появляется –ов. Так что выбирайте джинсы правильно. А если вы хотите сказать о джинсовой ткани, то об ударении можете даже не думать. Равноправные варианты: джИнсовая и джинсОвая.
Правильно: поделки из макарон
Мы снова про еду. Но никаких овощей и фруктов. Стоит запомнить ещё одну форму родительного падежа существительного, которое употребляется только во множественном числе: поделки из чего? — макарон. И никаких «макаронов», пожалуйста.
Правильно: я съел тарелку оладий и вафель
И для тех, кто всё-таки больше не по чипсам, солёной рыбке и соленьям. Рассказываем, как вести грамотные беседы в кофейнях. Хотя «оладья», «вафли» и «печенье» в грамматическом плане далеко от «солений» не ушли. Запоминайте: правильно в родительном падеже (множественного числа) будет «оладий», «печений» и «вафель». А если вдруг в каком-то словаре (Ушакова, допустим) вы встречали вариант «оладьев» — не верьте. Это форма неверная. И её давно никто не рекомендует употреблять.
Правильно: пять килограмм / грамм
Правильно: пять килограммов / граммов
Вариативность бывает не только у шорт и шортов, но и единиц измерения. Если они сочетаются с числительными, то на выбор у вас два равноправных варианта — семь килограмм и семь килограммов. Но если родительный падеж не используется для условного счёта, то тогда количество вариантов уменьшается до одного: я хочу скинуть несколько лишних килограммов (или граммов).
Правильно: у неё нет сапог и туфель
Без сапог и туфель грустно жить. Но зато обычно то, что надевается (или обувается) на ноги, употребляется с нулевым окончанием. Например, чулок, сапог, тапок, ботинок, валенок, туфель. Разве что кеды отличились: в родительном падеже множественного числа будет «кедов». Кстати, про туфлю. Правильная форма только (нет) «туфель», с ударением на первый слог. «Туфлей» — недопустимый вариант, хотя некоторые и пытаются признать его в разговорной речи. Ну и сразу скажем про ударения. Никакой «туфлЯ» — только «тУфля».
Правильно: вокруг дома столько яслей
Место, где начинается нешуточная социализация и подготовка к суровой детсадовской и школьной жизни. Первое, что нужно знать о слове «ясли» — у него нет единственного числа (прямо как у качелей). Второе — это сложный родительный падеж, который многих подводит. Правильно будет не «ясель», а «яслей». И третье — ударение во всех падежах падает на первую букву «я»: ребёнок в Яслях.
Правильно: в Сочи грузин больше, чем армян
С национальностями тоже бывает непросто. Попробуй запомни: нужно окончание или нет. Для начала разберёмся с грузинами и армянами. Если погуглить «грузинов», то найдётся 314 000 результатов. Из этих тысяч наверняка где-то объясняют ошибку, а где-то рассказывают про обладателя фамилии Грузинов, но всё же. Если мы хотим назвать количество представителей Грузии или Армении, то правильно будет «пять грузин» или «трое армян».
Правильно: в компании турок
Друзья из Турции ушли недалеко от грузин и армян. Есть ещё одна хитрость, которая поможет запомнить правильные варианты. Очень часто у названий национальностей родительный падеж множественного числа совпадает с формой именительного падежа в единственном числе: турок, грузин, осетин, болгар, румын. Можете проверить по словарю.
Правильно: у меня много друзей-башкир (и татар)
Ещё одна распространённая ошибка, которая на самом деле подчиняется предыдущим правилам. Решили лишний раз повторить, чтобы вы запомнили раз и навсегда. Но не стоит думать, что у всех национальностей без исключения нулевые окончания. Не совсем. Например, в родительном падеже литературные нормы: абхазов (а не абхаз), таджиков, киргизов, калмыков и так далее.
Правильно: тренеры «Спартака» и ЦСКА недовольны матчем
А теперь никакого родительного падежа — множественное число существительных в чистом виде на примере футбольных тренеров. Существительные с окончанием на согласную образуют множественное число с помощью окончания -ы: «тренеры», «редакторы», «кремы», «договоры». Это литературная норма, поэтому просто запомните. А про другую литературную норму с окончанием на –а — читайте ниже.
Правильно: твои глаза — как донья океанов
Согласитесь, комплимент так себе. Особенно если говорят «днища». А вот если употребить верную форму множественного числа, то ваш собеседник (в душе тайный граммар-наци) наверняка будет покорён. Ну и, кстати, никаких шуток. У слова «дно» действительно существует множественное число (хотя даже кандидат филологических наук Марина Королёва не сразу об этом узнала) — «донья». Прямо как обращение из латиноамериканских мыльных опер («Доброе утро, донья Роза!»). Так что у океанов всё-таки донья, как и бутылок шампанского.
Правильно: у тебя брелоков больше, чем ключей
Ещё совсем недавно в словарях была единственно верная схема склонения слова: брелок, брелока, брелоки, брелоков и так далее. Такое написание (и произношение) обусловлено его французским происхождением. Правда, если на письме, быть может, кто-то ещё и вспоминал про невыпадающую букву «о» в суффиксе, то в речи мы поголовно выслушивали, как друзья привозят из путешествий «брелки», а ключи у них обязательно «с брелком». Но словари сдаются натиску разговорной речи. Вот уже и в орфографическом словаре Лопатина форма слова «брелки» считается равноправной с «брелоками», хотя остальные словари делют пометку, что это разговорный вариант.
Правильно: не хватает нервов
Нервов при современном темпе жизни и правда иногда не хватает. Главное, чтобы не «нерв». Всё-таки с одним расставаться не так грустно, как с нервной системой целиком.
Правильно: лучшие директора московских школ
В современном русском языке есть примерно 300 слов, у которых именительный падеж множественного числа, так скажем, вариативен. Окончания на -ы (-и) — более привычны для нас и считаются литературными (тренеры, как в примере выше). Но с годами формы на -а (-я) сумели вытеснить некоторые литературные варианты. Точнее, занять их место. Сейчас единственно правильными вариантами считаются «директора», «профессора», «доктора».
Правильно: пять кочерёг
Надеемся, что в детстве все были знакомы с кочергой, а, может, вам даже доверяли ей попользоваться. Если их несколько, то писать нужно так: две кочерги, пять кочерёг.
Фото: картина Уинслоуа Хомера «Сигнал тумана»
ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:
Россия — чемпион мира по травле в сети. Что с этим делать?
5 российских книг о науке, которые стоит прочитать осенью. Или хотя бы зимой
Кем работают люди, которые окончили колледж ещё в СССР
Подросток мастурбирует. Да, это нормально, по рукам не бить
44 Исправьте ошибки, связанные с употреблением имён
существительных.
Несколько помидор,
семь килограмм яблок, несколько гектар, у грузинов,
небольшие трактора,
претензиев, без комментариев, длинные очередя,
опытные аптекаря, без золотых погонов, шесть пар носок, заключить договора,
опытные шофера, замечательные лектора, семь апельсин, мое день рождения,
Несколько Пар чулков, две банки консерв, строгие инспектора, опытные
бухгалтера, в плену у турков, без снадобьев, много народа, морских побережьев,
без валенков, много вишень, горячее кофе, гостеприимное Сухуми, хрустальная
бра, лечебная шампунь, малосолёный иваси, полноводный Миссури, черная
лебедь, большая кенгуру, отдыхать в Афине, фонтан брызгов, десять кегль,
болезненный мозоль, мешок мандарин, пыль на шкафе, цветастая какаду, опытные
боцмана, красивый кашпо, хорошие инструктора.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1) Самым высоким животным в мире, бесспорно, следует считать жирафу, которая с поднятой кверху головой на вытянутой шее достигает 6 метров высоты. (2) Живут жирафы небольшими стадами в саваннах Восточной Африки. (3) своей длинной шее, в которой, кстати сказать, всего семь позвонков, как и у всех остальных млекопитающих (в том числе и у мыши), жирафа может объедать листья с крон высоких деревьев; этому помогает и язык животного, достигающий рекордной для млекопитающих длины — 45 сантиметров. (По Я А. Цингеру)
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Жирафы — самые высокие животные в мире, живущие небольшими стадами в саваннах Восточной Африки, — благодаря длинной шее и длинному языку могут объедать листья с крон высоких деревьев.
2) Длинная (до 6 метров высоты — с учётом поднятой кверху головы) шея жирафа, самого высокого животного в мире, имеет, как ни странно, всего семь позвонков, то есть столько же, сколько у всех остальных млекопитающих, включая мышей.
3) Кроме того, что с поднятой кверху головой на вытянутой шее высота жирафа достигает 6 метров, у этого животного язык достигает рекордной для млекопитающих длины — 45 сантиметров, из чего можно сделать вывод о закономерности обитания жирафов небольшими стадами в саваннах Восточной Африки.
4) Кроны высоких деревьев оказываются доступными самым высоким животным в мире — жирафам, которые живут небольшими стадами в саваннах Восточной Африки и имеют рекордную длину шеи и языка.
5) Жирафа может объедать листья с крон высоких деревьев, чему в немалой мере способствует язык животного, достигающий рекордной для млекопитающих длины — 45 сантиметров.
2. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот предлог.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЯЗЫК, -а, м.
1) Орган речи. Я. не очень слушается меня.
2) Система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. Древние языки. Французский я.
3) Орган в полости рта в виде мышечного выроста, способствующий пережёвыванию и глотанию пищи. Перекатывать языком во рту.
4) Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками; стиль, слог. Литературный я.
5) чего. Средство бессловесного общения. Я. формул. Я. музыки.
6) устар. Народ, народность. Наполеон с языками пошёл на нас.
7) Пленный, от которого можно узнать нужные сведения. Поймать языка.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
тОрты рвалА добрАлась принУдить плодоносИть
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Я позорно УКЛОНЯЛСЯ от революционной работы, не видя в этом смысла.
В том же году генерал Кирсанов, уволенный в отставку за НЕУДАЧНЫЙ смотр, приехал в Петербург с женою на житьё.
Коля вскочил, хотел было кинуться следом, но тут его вдруг ОКЛИКНУЛИ.
Начальник цеха показался мне ничем не примечательным, ОРДИНАРНЫМ человеком. То была фигура человека, который сидел на корточках, положив голову на край сундука и ОХВАТИВ его обеими руками.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Возникающие разногласия следует урегулировать, соблюдая вежливость, приводя необходимые аргументы, поддерживая атмосферу совместного сотрудничества.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ГОЛЬФОВ
о ТРОИХ зайчатах
инсценировка БАСНЕЙ
наиболее ТОЧНОЕ слово
БЕРЕЖЁШЬ честь
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
B) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Сама императрица ела немного, но разделявшие левретки её завтрак всегда опустошали сахарницу и корзинку с печеньем.
2) Разбирая многочисленные упоминания о прочитанных книгах, разбросанные в её переписке, можно смело сказать, что Екатерина II была в курсе всех книжных новинок своего времени.
3) Политика Екатерины II характеризовалась в основном сохранением и развитием тенденций, заложенных её предшественниками.
4) В 1768 году в Санкт-Петербурге и Москве были учреждены государственные ассигнационные банки, с 1769 года впервые был налажен выпуск бумажных денег.
5) По указу Екатерины II были созданы форпосты, размещённые не только на границах, а также на дорогах, ведущих в центр России.
6) В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе.
7) По реформе Екатерины II крестьяне в нечернозёмных областях платят оброк, а чернозёмные крестьяне отрабатывали барщину.
В период царствования Екатерины II появилось несколько журналов, но ни один из них, за исключением журнала «Всякая всячина», издаваемого самой Екатериной, не смогли долго просуществовать.
9) Екатерина II признавала, что «буду самодержицей: это моя должность».
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) дискр..минадия, арт..ллерия, б..тарея
2) инт..ллигент, просл..влять, нап..сание
3) экв..валент, зап..рли (дверь), ум..лять (заслуги)
4) к..нфликт, инт..ллект, к..мпетентность
5) г..оргин, л..ванда, м..заика
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..мостился, пр..злющий, пр..топнуть
2) меж..нтернатский, транс..орданский, за..скивать
3) бе..эмоциональный, в..хлипывать, ра..целовать
4) трёх..язычный, об..ективность, раз..ёмный
5) о..ходы, на..стройка, по..борка
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) огн..вой, зал..вать (воду)
2) еж..вый, порад..ваться
3) блинч..тый, изредк..
4) письм..цо, нищ..нка
5) зачин..ик, инструменталь..ик
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) разве..нный, бор..щийся
2) покрыва..мый, выслеж..нный (преступник)
3) меня..щийся, (они) кол..т (дрова)
4) утеша..мый, обстрел..ны
5) лопоч..щий, (травы) бормоч..т
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Иван Петрович стал патриотом, хотя Россию знал плохо, (НЕ)ПРИДЕРЖИВАЛСЯ ни одной русской привычки и по-русски изъяснялся странно.
Таким-то нашёл его Иван Петрович и, (НЕ)ТЕРЯЯ времени, принялся применять к нему свою систему.
Варвара Павловна считалась если (НЕ)ПЕРВОЮ красавицей, то уж, наверное, первою умницей.
Лаврецкий (НЕ)СРАЗУ понял, что именно он прочёл.
И эта степная голь и глушь, и эта зелень, и эти жидкие берёзы — вся эта (НЕ)ВИДАННАЯ русская картина навевала разные чувства.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)СВЯЗИ со сложившимися обстоятельствами необходимо перевести деньги (НА)СЧЁТ управляющей компании.
Люди в пекарне работали (НА)ИЗНОС, ЧТО(БЫ) обеспечить город хлебом.
Император Николай Павлович ТО(ЖЕ) (ПО)НАЧАЛУ никакого внимания на блоху не обратил.
Кузнечики ТАК(ЖЕ), как искры, сыпались под ногами, и жаворонки неумолкаемо заливались (ПО)ОБЕИМ сторонам дороги.
Черёмуха зацветает (В)НАЧАЛЕ мая, сирень ТО(ЖЕ) цветёт в это время.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Напившись из деревя(1)ой фляги некипячё(2)ой воды, он оживал вновь и хватался то за нож, спрята(3)ый под таллифом, то за кусок пергамента, на котором уже были наброса(4)ы записи.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) При Алексее она шутила смеялась и даже начинала длинно говорить.
2) Мы не умели ни петь ни танцевать но я читал в поездах письмо штурмана дальнего плавания.
3) Персидская сирень густо росла вокруг развалившихся беседок а вдоль зелёных дорожек стояли статуи лавочки для отдыха.
4) В Серебряном Бору можно прекрасно провести не только лето но и осень с зимой.
5) Вдруг она переставала разговаривать не шла ни в институт ни на службу.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вспомнив о знаках внимания (1) оказанных мне семейством барона в первые два посещения (2) я вошла к ним очень свободно и весело. На мой поклон баронесса отвечала (3) едва заметным всем (4) наклоном головы (5) предлагая присоединиться к их чете за праздничным столом.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
— Знаешь (1) друг…
Не знакомы ль мы с тобою?
Не тебя ли это (2) брат (3)
Помнится (4) из боя
Доставляли мы в санбат?
Вся в крови была одёжа,
И просил (5) ты (6) пить да пить…
Приглушил гармонь:
— Ну что же (7)
Очень (8) даже (9) может быть.
(А.Т. Твардовский)
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Губернатору Якову Аршеневскому было предписано снять точный план Нижнего Новгорода (1) на основе (2) которого (3) в столичной Комиссии о строении Санкт-Петербурга и Москвы (4) был создан новый регулярный план города.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Адвокат настоял (1) чтобы граф всё же повидался с этой женщиной (2) и (3) спустя некоторое время им предстояло отправиться в гостиницу (4) где она остановилась.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Несмотря на свои небольшие размеры, в Суздале невероятно большое число достопримечательностей. (2) Здесь вы можете насладиться красотой древнерусских монастырей, храмов. (3)А ещё вас обязательно удивят светские деревянные и каменные дома, вы не сможете остаться равнодушными к поистине живописным местам. (4)Но это не тот город, который следует осматривать быстро. (5) Здесь нужен путешественник, медленно впитывающий в себя дух старинного города. (6) Иногда можно услышать: этому городу меньше всего требуется реставрация. (7)С одной стороны, все постройки в приличном состоянии, с другой — нет чувства осовремененного лубка.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
(1) Маша вошла в хату, положила топор под лавку и начала молча раздеваться. (2) Делала она это медленно, как будто неохотно — от усталости, которая ноющей тяжестью налила всё тело.
— (3) От Семёна ничего не было? — взглянув на свекровь большими, с косым разрезом глазами, спросила она, хоть по лицу её видела, что не было.
— (4)Ничего… — ответила свекровь.
(5)Тоска снова болью сдавила Машино сердце. (6)Сейчас было даже тяжелей, чем в лесу. (7)Там, в работе, среди весёлых товарок тревога за судьбу Семёна оставляла её хоть на короткие мгновения.
(8)Через стёкла окон виден кусочек синего неба в холодном, равнодушном блеске многочисленных звёзд. (9)Неподвижная бескрайная ночь…
(10)Тяжело Маше ночью. (11)Сколько горьких дум передумано в длинные зимние ночные часы. (12)Всё вспомнила, обо всём перемечтала, осталось только одно: тоска — давящая, душащая. (13)И ничего нет тяжелее её.
(14)Днём можно забыться, убежать от неё, а ночью она камнем ложится на грудь. (15)Если б одно только слово от Семёна. (16)Только одно слово, что жив, ну и здоров — и больше ничего. (17)Тогда всё станет другим. (18)Два месяца и четыре дня нет писем. (19)Писал, что бои были сильные. (20)Может, ранили или заболел? (21) «Поплачь, поплачь, легче будет», — говорит свекровь. (22)А где те слёзы взять? (23)Нет слёз — все высохли… (24)С той поры, как ушёл Семён, не заплакала ни разу…
(25)Долго и медленно плывут невесёлые думы. (26)Видит она: человек идёт по
полю. (27)Шинель его распахнута, ветер поднимает полы. (28)Это Семён. (29)Он возвращается домой…
(30)Ну да, домой, на побывку… (31)Подходит к хате. (32)Поднимает руку и стучится… (33)Переждал немного, послушал и снова стучится… (34)Маша прислушалась — тоненько дребезжит окно. (35)Семён стучится, а Маша лежит и не может шелохнуться. (36)Что это с ней делается?
— (37)И ночью нет от него покоя, — ворчит на печи бабуля.
— (38)Это ж Семён! — слышит Маша сквозь дремоту свой голос и вскакивает. (39)Дрожащими от волнения руками она ищет платье и не может найти.
— (40)Какой тебе Семён? (41)Это ж твой бригадир, чтоб его лихоманка взяла, бессонного. (42)Свекровь, кряхтя, сползает с печи, долго в темноте, возле печи, шарит по полу, одевает валенки, зажигает лампу и, наконец, топает в сени. (43)Гремит засов.
— (44)Нет на тебя угомону, бессонный, — неласково встречает она вошедшего.
— (45)Тихо, тихо. (46)Я только на минутку. (47)Тут тебе, Маша, письмо.
— (48)Письмо?
(49)Он достал помятый конвертик. (50)Маша нетерпеливо выхватила его и глазами пробежала надпись. (51) Почерк был незнакомый, хотя обратный адрес стоял прежний. (52)«Письмо из части», — догадалась она. (53)С минуту она смотрела на конверт, не отваживаясь открыть его, потом торопливо разорвала, не говоря ни слова, впилась глазами в письмо. (54)Но прочесть его от волнения она не могла. (55)Письмо было напечатано на машинке.
(56)Внизу стояли печать и подпись. (57)Бригадир стал читать: «За мужество и отвагу, проявленные при выполнении особого задания в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Ваш муж награждён высокой правительственной наградой — орденом Красного Знамени. (58)Наша часть гордится им, мужественным сыном нашей великой Родины…»
(59)Максим остановился, не дочитав письма. (60)Маша плакала. (61)Максим стоял растерянный, не зная, как себя вести…— (62)Что ты стоишь, чёрт бессонный? — укоряюще сказала бабка.— (63)Воды подай.(64)Он с облегчением выбежал в сенцы, принёс ковшик воды и протянул Маше. (65)Но та отвела его руку.— Ты не бойся… (66)Это ничего, что я плачу. (67)Ждала, ждала столько, волновалась, мучилась, и вдруг видишь, какая радость.— (68)Хорошую весть ты принёс, как и отблагодарить — не знаю.
(69)Маша говорила сквозь слёзы, но слёзы эти были лёгкими и светлыми.— (70)И день и ночь, бывает, о нём думаешь. (71)А как не думать? (72)Война ведь… (73)Только чего ж это я сейчас плачу? (74)Радоваться надо, а у меня слёзы…
(75)Бабка молча смотрела на невестку, потом сказала, торжественно и удовлетворённо:— Вот и пришли они, те слёзы… (76)От радости… от счастья…
( По И.П. Мележу*)
Иван Павлович Мележ (1921-1973) — белорусский советский прозаик, драматург, публицист.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Маше, вернувшейся домой, хотелось узнать, есть ли новости от её мужа.
2) В длинные зимние ночи Маша не так сильно тосковала по мужу.
3) После того как Маше приснился сон о возвращении её мужа домой, она получила письмо с фронта.
4) Маша от волнения не могла прочесть письмо, его читала свекровь.
5) Из письма, написанного мужем, она узнала, что он жив и его за мужество и отвагу, проявленные на фронте, наградили орденом Красного Знамени.
23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1 и 2 представлено повествование.
2) В предложениях 8 и 9 представлено описание.
3) Предложения 27-29 дополняют и раскрывают содержание предложения 26.
4) В предложениях 49-53 представлено рассуждение.
5) В предложении 55 содержится указание на следствие того, о чём говорится в предложении 54.
24. Из предложений 70-74 выпишите антонимы (антонимическую пару).
25. Среди предложений 10-20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи однокоренного слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Передавая чувства женщины, которая ждёт мужа с фронта, автор использует такой троп, как (А)____(«тоска… сдавила» в предложении 5, «тревога… оставляла» в предложении 7), а также синтаксическое средство — (Б)____(предложения 3, 20, 22). Волнение Маши, получившей долгожданное письмо, читатель ощущает, обращая внимание на такие лексические средства, как (В)____(«незнакомый, прежний» в предложении 51) и (Г)____(«впилась глазами» в предложении 53)».
Список терминов:
1) контекстные антонимы
2) метафора
3) антитеза
4) ряды однородных членов
5) синонимы
6) книжная лексика
7) фразеологизм
вопросительные предложения
9) вводные конструкции
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
1 –14
2 – благодаря
3 –3
4 – добралась
5 – обхватив
6 – совместного
7 – басен
8 – 19875
9 –145
10 –24
11 – 2345
12 –235
13 – невиданная
14 – тоже поначалу
15 –13
16 –14
17 –125
18 – 12347
19 –1
20 –124
21 –37
22 –13
23 –45
24 – день ночь ИЛИ плачу радоваться
25 – 11 19
26 – 2817
Примерный круг проблем
1. Проблема бесчеловечности войны. (В чём проявляется бесчеловечность войны?)
2. Проблема судьбы тружеников тыла в годы войны. (Как приходилось жить труженикам тыла в годы войны?)
3. Проблема силы любви. (Какой может быть сила любви?)
Авторская позиция
1. Война разлучает самых близких, дорогих людей, причиняя тем самым боль и страдания им.
2. Труженикам тыла приходилось нелегко в годы войны. Их ждала тяжёлая работа. Кроме того, душевную боль доставляла тревога за судьбу близких, ушедших на фронт.
3. Сила любви способна преодолевать тяжесть разлуки, она не знает времени и пространства.
Вариант 23. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
(1)Об имитации звездного неба в закрытом помещении мечтали многие с древних времён, достаточно вспомнить, , Архимеда, который предположительно построил прибор, имитирующий звёздное небо с планетами, и даже описал его в сочинении «Об изготовлении небесной сферы». (2)Изобретение в начале XVII века телескопа и связанное с ним бурное развитие астрономии стало стимулом для строительства механических моделей астрономического видения мира, и прежде всего начали строить механические модели гелиоцентрической системы с целью популяризации ещё оспариваемой теории Коперника: так как все планеты движутся вокруг Солнца в одну сторону и почти в одной плоскости, то с помощью набора валов и зубчатых передач изготавливали устройства, где шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе. (3)Эти модели называли коперниковскими планетариями.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Стимулом для строительства планетариев, первый из которых предположительно был построен и описан ещё Архимедом, стало связанное с созданием в начале XVII века телескопа развитие астрономии, и прежде всего создавались механические модели гелиоцентрической системы, названные коперниковскими планетариями.
2) С целью популяризации ещё оспариваемой теории Коперника в начале XVII века создавались модели гелиоцентрической системы: с помощью набора валов и зубчатых передач изготавливали устройства, где шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе.
3) Предположительно первый планетарий построил и описал ещё Архимед, но развитие астрономии было вызвано созданием в XVII веке телескопа, обусловившего строительство планетариев, и сначала были созданы коперниковские планетарии — механические модели гелиоцентрической системы.
4) В начале XVII века создавались коперниковские планетарии — механические модели гелиоцентрической системы, представляющие собой устройства, в которых шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе.
5) Ещё Архимед построил прибор, имитирующий звёздное небо с планетами, и даже описал его в сочинении «Об изготовлении небесной сферы», что подтверждает существование ещё в древние времена идеи создания звёздного неба в закрытом помещении.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
с другой стороны
наконец
несмотря ни на что
к сожалению
например
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЕРЕДАЧА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПЕРЕДАЧА, -и, ж.
1) Действие по значению глагола «передать». П. приказа. П. телефонограммы. П. знаний и опыта. П. эстафетной палочки. П. мысли на расстояние. П. земли в собственность.
2) Механизм, передающий движение, мощность от одной части устройства к другой. Гидравлическая п. Червячная п.
3) То, что передаётся по радио, телевидению. Интересная п. Слушать передачу. Программа передач.
4) Вещи, продукты, передаваемые кому-н. (в больницу, тюрьму). Принести передачу.
5) Бросок мяча, шайбы от игрока к игроку одной команды (спорт.). Точная п. Голевая п. П. полузащитника. П. с центра поля.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
донЕльзя
накренИтся
зАнятый
перелилА
тортОв
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ОТБОРОЧНЫЙ тур уже прошёл, и подготовка к концерту шла полным ходом.
Нужно соблюдать правила этикета, чтобы нечаянно не поставить человека в УНИЖЕННОЕ для него положение.
Комлев уже не испытывал ненависти и понимал, что не сможет ОТПЛАТИТЬ своему врагу.
Во ВРАЖЕСКОМ лагере царила неразбериха.
Ежегодно библиотека получает от своих АБОНЕНТОВ около тысячи заказов, поступающих в том числе и по электронной почте.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
килограмм ВАФЛЕЙ
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами
ОЗЯБ на ветру
движение БОЛЕЕ РЕЗКОЕ
много БАКЛАЖАНОВ
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ A) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом B) ошибка в построении сложного предложения Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное употребление имени числительного |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Когда лошадь попадала в канавы, всем троим приходилось вылезать из саней и идти по пояс в снегу. 2) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни. 3) Когда смотришь на памятник М. Ю. Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом. 4) Случайно встретившись, двое подруг долго рассказывали друг другу последние новости. 5) США принял беспрецедентные меры безопасности при подготовке и проведении встречи глав государств, участвующих в очередной ассамблее ООН. 6) Те, кто побывал в Антарктиде, могли видеть действующий вулкан Эребус, расположенный на одном из прибрежных островов. 7) Расположившись на земляной насыпи, зрителям был виден весь стадион. Пчёл привлекают цветы, не только издающие благоухающий аромат, но и обладающие яркой окраской. 9) Личная гигиена — это совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
к..саться
ре..листический
заг..релый
сем..нар
пол..гаться
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву,
из..скать, супер..гра
з..родыш, р..списной (потолок)
пр..открыл, пр..высил (скорость)
пр..клеил, пр..следуя
и..пугав, неи..бежный
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
расклан..ться
глянц..вый
выращ..вать
назойл..вый
сговорч..вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
предъявля..шь
воссоздава..мый
загон..шь
просмотр..нный
(дым) разве..тся
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Спасение пришло неожиданно и именно в тот момент, когда казалось, что помощи ждать (НЕ)ОТКУДА.
Закрытые шлюзы высоко подняли воды (НЕ)ШИРОКОЙ, а узкой речки.
Оседает пыль, и взору открываются вовсе (НЕ)ВЫСОКИЕ пирамидальные тополя.
Солнце, ещё (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Кажется, что весны давно уже (НЕ)БЫЛО, все её ждали с нетерпением.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд многое решал.
Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
(В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне довелось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.
(ИЗ)ПОД снега показались первые весенние цветы, и (С)РАЗУ повеяло радостью обновления природы.
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запечё(2)ая рыба, толстые колбасы, кончё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
5) Нападки главного героя на людей неуместны и в чрезмерной требовательности к людям он выглядит комично.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза в траву.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) по-видимому (4) от движения внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого (3) производится подразделение стран (4) на развитые и развивающиеся.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне предоставилась возможность убедиться в этом.
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
П. М. Третьяков всю жизнь увлекался собиранием картин и к тридцати пяти годам был уже известным всей России селекционером, к которому с уважением относились не только искусствоведы, но и художники.
Прочитайте текст и выполните задания 21 — 26
(1)Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка. (2)Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, не оправдывается. (3)Все они видят в детстве предисловие к взрослой жизни, подготовку. (4)На самом же деле детство — самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего, от родительских планов, она, если угодно, и есть главная часть жизни, она основной возраст человека. (5)Болыпе того, человек предназначен для детства, рождён для детства, к старости вспоминается более всего детство, поэтому можно сказать, что детство — это будущее взрослого человека…
(6)Детство было самой счастливой порой моей жизни. (7)Не потому, что дальше было хуже. (8)И за следующие годы благодарю судьбу, и там было много хорошего. (9)Но детство отличалось от всей остальной жизни тем, что тогда мир казался мне устроенным для меня, я был радостью для отца и матери, не было ещё чувства долга, не было обязанностей. (10)Детство безответственно. (11)Это потом стали появляться обязанности по дому. (12)Сходи. (13)Принеси. (14)Помой… (15)Появились школа, уроки, появились часы, время.
(16)Я жил среди травы, ягод, гусей, муравьев. (17)Я мог лежать в поле, лететь среди облаков, бежать неизвестно куда, просто мчаться, быть конём, автомобилем, паровозом. (18)Мог заговорить с любым взрослым. (19)Это было царство свободы. (20)Не только наружной, но и внутренней. (21)Я мог часами смотреть с моста в воду (что я там видел?). (22)Подолгу простаивал в тире. (23)Волшебным зрелищем была кузница.
(24)Любил в детстве лежать на тёплых брёвнах плота; не сводя глаз с воды, наблюдать, как играют там в рыжеватой глубине, поблёскивают уклейки.
(25)Повернёшься на спину, в небе плывут облака, а кажется, что плывёт мой плот. (26)Под брёвнами журчит вода, куда плывёт? — конечно, в дальние страны, там пальмы, пустыни, верблюды. (27)В детских странах не было небоскрёбов, автострад, была страна Фенимора Купера, иногда Джека Лондона — у него всё снежное, метельное, морозное.
(28)Детство — это чёрный хлеб, тёплый, пахучий, такого потом не было, он там остался, это зелёный горох, это трава под босыми ногами, это пироги с морковкой, ржаные, с картошкой, это домашний квас. (29)Куда исчезает еда нашего детства? (30)И почему она обязательно исчезает? (31)Постный сахар, пшённая каша с тыквой…
(32)Столько было разного счастливого, весёлого… (33)Детство остаётся главным и с годами хорошеет. (34)Я ведь там тоже плакал, был несчастен. (35)К счастью, это начисто забылось, осталась только прелесть той жизни. (36)Именно жизни. (37)Не было ни любви, ни славы, ни путешествий — только жизнь, чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом. (38)Ещё не осознана была ценность дружбы или счастье иметь родителей, всё это позже, позже, а там, на плоту, только я, небо, река, сладкие туманные грёзы…
(По Д. А. Гранину)
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Детство — это подготовка ко взрослой жизни, так как в детстве ребёнок только начинает постигать устройство мира.
2) Попытки родителей понять, каким станет будущее их ребёнка, чаще всего безуспешны.
3) С творчеством Ф. Купера и Дж. Лондона рассказчик познакомился во взрослой жизни, когда совершил путешествие в дальние страны.
4) Рассказчика с детства приучили быть ответственным, выполнять обязанности по дому, работать в кузнице.
5) Рассказчик считает детство самой счастливой порой, несмотря на то что потом в его жизни было ещё много хорошего.
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 3, 4 содержат обоснование того, о чём говорится в предложении 2.
2) В предложениях 6-9 содержится рассуждение.
3) В предложениях 16-20 представлено повествование.
4) В предложении 28 представлено повествование.
5) Предложение 31 содержит ответ на вопросы, сформулированные в предложениях 29, 30.
23. Из предложений 24-27 выпишите один фразеологизм.
24. Среди предложений 1-6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи определительного и личного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
25. «В тексте используются различные приёмы, в частности (А)___ («детство» в предложении 5), а также тропы: (Б)___(«волшебным зрелищем» в предложении 23, «сладкие туманные грёзы» в предложении 38), (В)___ («детство — самостоятельное царство» в предложении 4, „царство свободы» в предложении 19). Детство сменяется другой порой, которую в тексте характеризует синтаксическое средство — (Г)___(предложения 12—14)».
Список терминов:
1) синонимы
2) метафора
3) эпитеты
4) лексический повтор
5) фразеологизм
6) антонимы
7) односоставные предложения
вопросительные предложения
9) обращения
Вариант 23 |
|||
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
1 |
13 или 31 |
13 |
чтобытакже |
2 |
например |
14 |
13 или 31 |
3 |
2 |
15 |
45 или 54 |
4 |
тортов |
16 |
123 или любая комбинация этих цифр |
5 |
унизительное |
17 |
34 или 43 |
6 |
вафель |
18 |
1 |
7 |
37254 |
19 |
1234 или любая комбинация этих цифр |
8 |
реалистический |
20 |
коллекционером |
9 |
зародышрасписной |
21 |
25 или 52 |
10 |
глянцевый |
22 |
12 или 21 |
11 |
загонишь |
23 |
несводяглаз |
12 |
неоткуда |
24 |
3 |
25 |
4327 |
Проблема
1. Проблема ценности детства. (В чём заключается ценность детства?)
2. Проблема восприятия окружающего мира ребёнком. (Как дети воспринимают окружающий мир?)
Авторская позиция
1. Детство — это главная пора в жизни: человек предназначен для детства, рождён для него. Это самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего.
2. Ребёнок воспринимает окружающий мир по-особому: ему кажется, что весь мир устроен для него, и этим он привлекателен. Ребёнок испытывает внутреннюю и внешнюю свободу, он не обременён никакими обязанностями, чувством долга: нет ни любви, ни славы, ни путешествий — только жизнь, чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом.
5
-
Существительное
-
Прилагательное и наречие
-
Числительные
-
Глагол. Деепричастие
-
Итоговое задание
Существительное
Сколько грамматических ошибок в образовании формы слова вы заметили в каждой группе?
1) Некоторые существительные в русском языке в именительном падеже множественного числа имеют окончания –и, -ы. Чтобы правильно выполнить задание 6, стоит обратить внимание на эту группу: инструкторы, контейнеры, полисы, почерки, профессоры, слоги, снайперы, торты, тополи, тренеры.
Другая часть существительных во множественном числе приобретает окончание –а, -я. Произносите существительные вслух и запоминайте, как они звучат. Вот эта группа: адреса, доктора, катера, купола, округа, повара, пояса, сорта, стога, сторожа.
2) Если бухгалтера и диспетчера не сдадут вовремя табеля, указывая в них месяца, они могут получить выговора.
3) Представителями рабочих профессий являются слесаря, токаря, шофера; инженера и конструктора – это научно-технические специалисты, а ректора и директора – руководящие работники.
4) Морские судна имеют тяжелые стальные якори, которым не страшны зубья акул.
5) Детям и взрослым полезны соки из абрикосов, гранатов, апельсинов, мандаринов, яблоков, лимонов, ананасов, салаты из томатов, помидоров, баклажанов.
6) Когда мы говорим про обувь, можно употребить слово «пара»: пара ботинок, валенок, кроссовок, сапог, тапок, туфель, мокасин.
7) С существительными, называющими природно-парные предметы, тоже можно использовать слово «пара»: пара погон, носок, гольф, чулок, джинс.
На Кавказе можно встретить грузин, лезгин, осетин, армян; в европейских странах – болгар, румын, хорват.
9) Языки монголов, турков, якутов, казахов, киргизов, узбеков, татаров относят к группе тюркских языков. Интересно, что язык цыган, наряду с хинди и санскритом, принадлежит к группе индийских языков.
10) В отряде партизанов находились двое саперов, у них не было ружьев.
11) В праздники наша семья любит вкусно поесть, поэтому мама и бабушка готовят много кушаний: печений, оладий, вафель, всяких солений. А в будни мы питаемся просто: тарелка макаронов, банка консервов, блюдо хлопьев с молоком на завтрак.
12) Оставалось постирать несколько скатертей и простыней, детских одеялец и полотенец, нанести пятновыводитель на края манжетов.
13) Кроссовка была намного удобнее, чем туфля, не натирала ступню с мозолем, девушка бодро зашагала вдоль рельсов, надеясь до сумерок прийти на станцию и там купить плацкарту.
к оглавлению ▴
Прилагательное и наречие
1. Сколько ошибок допущено в исправленном варианте?
Вариант с ошибкой | Исправленный вариант | |
---|---|---|
1 | Прыгать более выше | высоко |
2 | Ребенок менее спокойнее | спокойный |
3 | Растут более интенсивнее | интенсивный |
4 | Казаться более счастливее | счастливым |
5 | Ситуация менее ужаснее | ужасная |
6 | Ответ менее хуже | плохой |
7 | Прогноз менее лучше | лучший |
8 | Более легче дышится | легко |
9 | Более тоньше нарезанный | тонкий |
2. Сколько ошибок допущено в образовании превосходной степени прилагательных?
Самый великолепный праздник, самый высочайший небоскреб, наилучший вариант, ничтожнейший повод, самые незабываемые моменты, самые непревзойденные шедевры, самый прекраснейший город, самый высоченный тополь, наиболее красивейшее место, наименее опасное задание.
к оглавлению ▴
Числительные
1. Просклоняйте числительные по образцу:
Сорок – сорока
Девяносто — ________________
Сто — ______________________
Пятьдесят – пятидесяти – с пятьюдесятью
Шестьдесят -___________________________________
Семьдесят — ____________________________________
Восемьдесят — __________________________________
Двести – двухсот – к двумстам – с двумястами – о двухстах
Триста — ___________________________________________
Четыреста — ________________________________________
Пятьсот – пятисот – к пятистам – с пятьюстами – о пятистах
Шестьсот — ___________________________________________
Семьсот — ____________________________________________
Восемьсот — __________________________________________
Девятьсот — ___________________________________________
2. Обратите внимание на различие в склонении порядковых и количественных числительных:
Количество | Порядок при счете |
---|---|
Прибавить к двум тысячам пятистам шестидесяти девяти | Произошло в две тысячи пятьсот шестьдесят девятом году |
Сравнить с 374 | Сравнить с 1374 годом |
Отнять от 497 | От 497 километра |
Думать о 744 | На 744 странице |
Сравнить с 966 | За 966 километром |
3. Впишите существительные в нужную колонку:
Руки, ноги, берега, дороги, стороны, глаза, уши, стены, одноклассники
Обе, обеим, обеими, обеих | Оба, обоим, обоими, обоих |
---|---|
4. Выберите существительные, которые сочетаются с собирательными числительными двое, трое, четверо и т.д.
Летчики, люди, студентки, артисты, футболисты, судьи, продавщицы, белки, медвежата, лошади, жеребята, часами, ножницы, плоскогубцы.
к оглавлению ▴
Глагол. Деепричастие
1) Вот тебе мой совет: ______________ (ехать) в город, поступай в медицинское училище.
2) Возьми письмо и ________________ (бежать) на почту.
3) ___________________ (помахать) перед носом котенка веточкой.
4) Не _________________ (ездить) в общественном транспорте без билета.
5) Чтобы завтра рано встать, _____________ (лечь) сегодня пораньше.
6) ___________________ (положить) руки за голову и наклонитесь вперед.
7) ___________________ (измерить) больному температуру и давление.
Завтра же я _____________ (попробовать) научиться кататься на скейтборде.
9) Брат ушел спать, так и не поговоря с отцом.
10) Тигр отступает от дрессировщика, оскаля зубы и дергая хвостом.
11) Надеюсь, через три дня спортсмен _______________(выздороветь) и примет участие в матче.
к оглавлению ▴
Итоговое задание
Исправьте грамматические ошибки в образовании формы слова:
1 | Пожилые бухгалтера Шофера-дальнобойщики Опытные слесаря Зимние месяцы Низкокалорийные торта Безударные слога Табеля не заполнены Профессора академии Страховые полиса Корпуса университета |
7 | Самый великолепный торт Более напряженнее работать Ближайшая станция Прибавить к двухстам трём сантиметрам Трёхстами шестьюдесятью пятью тоннами О шестистах девяносто трёх рублях К двумстам пятнадцати долларам О ста сорока одном пациенте Нет двухсот шестьдесят восьми книг Четырьмястами пятидесятью пятью рабочими |
2 | Морские судна Пропуски на территорию завода Джем из мандарин Сок из гранат Пюре из яблок Пара носков Пара чулков Пара гольфов След от сапогов Примерка туфлей |
8 | О семисот девяносто девяти бойцах К девятиста семидесяти семи градусам К двухтысяч восемнадцатому году Пятьсотый заказ В тысячу втором году Полутораметровый питон С обоими сестрами Пятерых щенят Троих друзей По обеим сторонам дороги Шестерых воспитательниц |
3 | Покупка джинсов Нет теплых ботинков Бригада таджиков Песни грузинов Нашествие монголов Семья турков Табор цыганов Команда румынов Лагерь партизанов Двадцать амперов |
9 | Хватать обеими руками Ихней работой Поговоря с соседями Рисовав в альбоме Не махайте руками Ляжьте на пол Приляжьте на диван Ехайте быстрее Надень рубашку Выложьте из сумки |
4 | Лечение нервов Сто сабель Несколько сот вольтов Блюдо оладьев Вешалка для полотенцев Ремонт рельс Нож для консервов Сорта печеньев Залп из ружьев Разнообразие кушаний |
10 | Покласть в сумку Стрижет клиентов Одень варежки и шапку Поезжай вперёд Зажгется огонь в окне Выздоровит за три дня Не ездите в город Пробежи около трехсот метров В пальте, одетом задом наперед Ловко залазиет на дерево |
5 | Блюдо макаронов Забрать ребенка из яслей Пара гантель Фонтан брызгов Выпечка вафлей Края манжет Ударить туфлей Наступить кроссовком Пластырь для мозоли Окно закрыто жалюзями |
11 | Эскадрон гусар Чистота кухонь Вы лжёте Полевые госпиталя Ребенок полутора лет Нет басен Крылова Самый маленький пони Метается по дому Заведующий склада Двумястами звездами |
6 | Вымыть шампунью Послать бандеролью Самый величайший подвиг Более круче подъем Наиболее толще кусок Самый грандиозный праздник Более хуже себя чувствовал Осторожнее всех вел себя Наиболее сильнейшие спортсмены Менее ужасные условия |
12 | Торговец овощей НАИЛУЧШИЙ выход из положения Хочут приехать Внезапно исчезнул Худший результат Банка томат Свет зажженных свечей Тонких запястий Две девочки Отряд солдатов |
Автор Ольга Гущина
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «Задание 7 ЕГЭ по русскому языку» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из данного раздела.
Публикация обновлена:
08.03.2023