Много читающий человек пополняет свой кругозор где ошибка

Задание 8. Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости и порядок слов.

1) Роль книги в жизни человека велика: ведь он должен пополнять свой кругозор
2) Побыв в кино, я обычно думаю, способна ил я на такие поступки, которые делают герои фильма.
3) Успехами мы не блестим.
4) Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.
5) Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
6) Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ
проводился в Тверской области в 2006 году впервые,
его итоги позволили сделать некоторые выводы, в
том числе о характере ошибок, наиболее часто
допускаемых выпускниками школ.
Примеры ошибок, приведенные в моей статье,
выписывались экспертами по моей просьбе для
составления аналитического отчета об итогах ЕГЭ
по русскому языку в 2006 году. Думаю, этот материал
поможет и будущим экспертам, и учителям,
готовящим учеников к сдаче ЕГЭ.

Н.М.
 Сергеева,

председатель предметной комиссии
по русскому языку,
г.  Тверь

Ошибки речевые, грамматические,
этические, фактологические…

Готовимся проверять сочинения на ЕГЭ

Надо признать:
плохая образованность у нынешней молодежи.

(Из сочинения на ЕГЭ)

Речевые ошибки

Ошибки, связанные с неверным или не с самым
удачным употреблением слов или фразеологизмов,
квалифицируются в школьной практике как речевые.
Эксперты ЕГЭ оценивают соблюдение речевых
(лексических) норм по критерию 10: если в работе
допущено более трех ошибок, экзаменуемый вместо
возможных двух получает ноль баллов.

Выпускники нарушают коммуникативную точность
высказываний, употребляя слова и фразеологизмы
в несвойственном им значении
или без должного
учета стилистических или
эмоционально-экспрессивных оттенков выражений: Это
слово не имеет в русском языке прототипа. Люди,
которые повязли в лени, много теряют. Наши
чиновники подлизываются к мэру. Эти примеры
обличают поэта как романтика. Славка выступает в
этом тексте в роли патриота-трудоголика. Лень –
это монстр современной молодежи.

Многочисленны примеры смешения паронимов,
то есть однокоренных или сходно звучащих слов с
различными значениями: Книга дает гормональное
воспитание человеку. Она всегда была человеком
замкнутым, скрытым. Кристаллическая честность.
Он не хотел лечиться от алкоголя. К книге нужно
относиться очень бережливо, она этого
заслуживает. Автор злостно обличает равнодушных
людей.


Плеоназм – ошибка, состоящая в употреблении
лишнего слова, она также часто встречается в
сочинениях выпускников: Немецкая Германия.
Рабочий пролетариат. В сельской деревне.
Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую
книгу. Но эти герои только пустословят и болтают.
Здесь раскрыта и затронута интересная проблема.
Мать стояла тихо и молча. Эти модницы
интересуются только платьями и нарядами. Лестные
комплименты. Денежный штраф.

Экзаменуемые нередко нарушали привычную
лексическую сочетаемость
слов – в
результате возникали речевые ошибки: Сегодняшняя
молодежь мало читает, не повышает свой кругозор.
Его речь насыщена обилием книжных слов. Нервы и
волнения переполнили автора. У нас сегодня
опасное и невоспитанное подростковое поколение.
Мать
стояла с жалкой внешностью, оборванная, в
обнищавшей одежде. Сын бессовестно обращается с
матерью. Ветеран лишь хотел большего количества
понимания. Каждое слово имеет свою
непревзойденную историю.

Изучению фразеологизмов в школьной программе
уделяется крайне мало времени – в результате
учащиеся имеют весьма смутное представление о
нормах употребления устойчивых сочетаний. Они
плохо знают значение фразеологизмов, часто
искажают их состав, что приводит к разрушению
двуплановости образа, лежащего в его основе;
возникает противоречивость образов и контекста,
позволяющего понимать выражение буквально:

С этим положением можно согласиться только
скрипя сердцем.

Эти дети были обделены от радости.

Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.

Дети были бедные, они питались хлебом и солью.

Низкий поклон перед теми, кто воевал.

Над ним разыграли шутку.

Этот поступок был последней каплей,
переполнившей бочку с порохом.

Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить
и увеличить внутренние органы.

Стилистические ошибки

Большую часть речевых ошибок составляют
ошибки, которые являются собственно стилистическими.
Это анахронизмы, то есть ошибки вследствие
смешения лексики разных исторических и
социальных эпох: Когда-то Мармеладов имел
работу, но потом его сократили.
Собственно
стилистическими являются и ошибки в результате
смешения выражений разных стилей,
немотивированное использование диалектных,
просторечных выражений, что противоречит нормам
литературного языка: Я маленько не согласна с
точкой зрения автора. Подобным жмотом показал
Гоголь Плюшкина. Нам необходимо набивать голову
знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы
философы и писатели ославили ее имя во всем мире.
Авторскую позицию выражает пословица, которая
гласит: «По одежке встречают
по уму
провожают». Шариков, получив некоторую власть,
стал беспредельщиком.

Довольно часто речевые недочеты в текстах
экзаменационных сочинений ощущаются, однако
классифицировать их очень трудно; в этом случае,
на наш взгляд, следует снижать оценку по критерию
6, а не 10. Так же следует поступать и со следующей
группой ошибок, ведущих к нарушению требования
чистоты, богатства и выразительности речи – это
речевые недочеты, ухудшающие речь, но это менее
грубые нарушения, чем ошибки. Недочеты
рассматриваются с точки зрения «лучше – хуже,
удачно – не вполне удачно сказано»; они менее
строго оцениваются и в школе, и экспертами на ЕГЭ.
Это тавтология – ошибка, состоящая в
употреблении слов, повторяющихся в небольшом
контексте, употребление слов-сорняков: Я как бы
смотрел в зеркало и видел себя. Исходя из
вышесказанного, Тендряков делает вывод…… Я
думаю, что нам не следует серчать на украинцев и
даже на эстонцев.

Грамматические ошибки

По критерию 9 оценивается соблюдение
грамматических норм в текстах экзаменационных
сочинений. Грамматические ошибки вызваны
нарушением норм словообразования
(словообразовательные ошибки), формообразования
(морфологические ошибки), норм синтаксической
связи слов в словосочетаниях и предложениях, а
также простых предложений в составе сложных
(синтаксические ошибки).

Словообразовательные ошибки – это
результат словотворчества с нарушением норм:
слова образуются по не существующим в
литературном языке моделям или не учитывается,
что совокупность реально существующих лексем не
полностью совпадает с системой слов, которые
могли быть в языке, но в речи они не
употребляются:

Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид
матери. Взятничество – бич нашего времени.
Оплошки героев. Основная проблема – робкость
молодого преподавателя. Бороться с нахальностью
трудно. Просторечивые слова. Общественный
устрой. По асфальтной дорожке. С детства у нее
были приклонности к музыке. Воины проявляли
упорность и отвагу. Надо понять, что все это не
зазря делалось. Вызывает уважение неколебимость
характера героев. Л.Толстой назвал народ
толкателями истории. Известно, что Гумилев
обсмеивал талант Ахматовой.


Недочеты при образовании форм тех или иных
частей речи также разнообразны и многочисленны.

Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.

Более худшего примера не привести.

В те годы Россия была голодна и нища.

Творчество Высоцкого не спутаешь ни с кем.

Можно рассказать о судьбе обоих сестер.

Ветерану хотелось слов без фальша.

Автор анализирующего текста – писатель
В.Тендряков.

В новостях по телевидению постоянно передается
о насильстве над людьми.

Мы узнаем об ихних планах.

Был нужен человек, могущий бы помочь в этом
деле.

Еще Гоголь писал о великости русского народа.

Вспомним горьковского Ларру – он тоже самолюб
и эгоист.

Какую надо иметь мужественность, чтобы так петь
перед смертью!

Вадима преследовало раскаивание, но недолго.

Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.

Меня захватили сердцетрепещущие мысли.

Недавно Эстонский сейм утвердил постановление
о снесении памятника воину-освободителю.

Русский язык необъемлем.

Это был самый прекраснейший выход из ситуации.

Среди
синтаксических ошибок встречаются нарушения
норм управления, норм согласования между
сказуемым и подлежащим, неверный порядок слов в
предложении, смешение прямой и косвенной речи,
ошибки в построении сложного предложения:

Автор повествует о том, как нужно правильно
путешествовать.

По приезду в Британию сам он сразу едет в
Лондон.

С отсталой страны Россия превратилась в
великую державу.

Российская молодежь готовы лечь на амбразуру,
чтобы не допустить этого.

Те, кто любят литературу, знают это имя.

Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже
сказки.

Д.Лихачев заостряет внимание на проблему
национализма.

Не только он, но даже мы все вместе не могли
ничего поделать.

В подтверждение этому приведу такой эпизод.

Разрушаются памятники культуры, которыми нужно
гордиться, а не разрушать. Путешествия – не
только источник информации, а также слагаемое
истории.

Хорошим примером этой проблеме является наш
общественный транспорт.

За подвиг ученого он был удостоен орденом.

Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом
писателя.

Особенно часто встречаются нарушения в
предложениях с деепричастными оборотами:

Комментируя этот текст, мне кажется, что автор
любит путешествовать.

Походив по музеям, путешественнику стало
скучно смотреть на все эти физические ценности.

Не заботясь о памятниках малых народов, они
могут исчезнуть с лица земли.

Автор убеждает, что, познавая культуру другого
народа, посещение музеев не будет иметь особого
смысла.

Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью
уток.

Не став развивать талант, его можно загубить.

С 2006 года в систему оценивания заданий с
развернутым ответом включены два
дополнительных: К–11 – Соблюдение этических норм
и К–12 – Соблюдение фактологической точности в
фоновом материале.

Этические ошибки

В первом случае имеется в виду особый вид
речевых ошибок – этических.
Нечасто, но
встречались работы, в которых фиксировалось
проявление речевой агрессии,
недоброжелательности, обнаруживались
высказывания, унижающие человеческое
достоинство, выражающие высокомерное и циничное
отношение к человеческой личности:

Этот текст меня бесит.

Михалков сам пистаель, вот он и призывает всех
книги читать.

Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.

Работы тверских выпускников также не вполне
свободны от недочетов подобного рода:

Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы
читать книги сегодня.

Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам
останешься без штанов.

Агеев – очень яркий писатель своего времени,
рассказ писателя – это пример человеческой
глупости.

Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не
нравится – пусть отправляются на тот свет.

Почему школьная программа принуждает к
прочтению всего старья, что именуется классикой?

Учась в школе, я, как и вся современная молодежь,
занималась ерундой.

Этически
некорректно называть писателя только по имени и
отчеству: Александр Сергеевич считал…; снисходительно
оценивать действия известных писателей: Довольно
ясно выразил свою мысль Дмитрий Лихачев. Мне
хотелось бы поблагодарить автора текста за
умение передавать свои мысли.

Наличие грубых жаргонизмов также
рассматривается в качестве этической ошибки: Малые
народы дали нашей стране множество вещей, знаний,
а мы, как последние свиньи, повернулись к ним
спиной. Если бы я был там, то за такое отношение к
матери я бы этому кексу в грызло бы дал.

Фактологические ошибки

Соблюдение фактологической точности в фоновом
материале также оценивается по особому критерию.
Имеются в виду ошибки при пересказе содержания
литературных произведений, путаница в датах
исторических событий, в названиях произведений,
именах героев, фамилиях их авторов, неточности
при цитировании и т.д.: Книга очень много для
меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи –
век учись!» Базаров был нигилист и поэтому убил
старуху топором. Солдаты, победившие фашизм,
возвращались к мирной жизни и продолжали писать:
«Москва, как много в этом звуке для сердца
русского слилось!. Убив ростовщицу из-за денег,
Раскольников убивает и ее беременную сестру
Лизавету. Счастьем для Обломова, как известно,
было одиночество и равнодушие. В повести
Тургенева «Преступление и наказание»……
Фамилию
писателя В.Тендрякова экзаменуемые исказили так:
Тундриков, Трендьяков, Трюндиков, хотя она
была в тексте перед глазами пишущих.

Задание. Найдите и исправьте речевые
ошибки.

Примеры предложений для нахождения и
квалификации речевых ошибок:

Булгаков сожалел, что белая армия понесла
крах.

Этот юноша отталкивает всех своим себялюбием и
эгоизмом.

Молодому преподавателю не оставалось другого
выбора, как показать свои огромные знания.

Этот факт оказал на меня огромное впечатление.

Главной чертой России всегда было
чинопочитательство.

В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто
ничего не делает.

Этот человек был дворянином от мозга до костей.

Это главная проблема, заложенная в тексте.

Автор повествует нам о том, что нужно правильно
путешествовать.

Прочитав текст, явно понимаешь и видишь ту
проблему, которую до нас доносит автор.

Шахматы развивают воительность и память.

От своего лица и автора советую путешествовать.

Автор, Д.Лихачев, умело подмечает проблему и
убеждает своих сообщников, молодых людей,
сохранять памятники культуры малых народов.

Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы
повысить работу умственной деятельности.

Писатель данной статьи гласит, что великая
Волга располагается по всей России.

Жарким углем в костре мировой литературы
пылает имя моего любимого писателя Гоголя.

Гимназист, стесняясь бедности своей матери,
врет парням, что это его бывшая гувернантка

Вадичка сгорел в стыде перед товарищами, но
все-таки подошел к матери.

Эта проблема спровоцирована активным
развитием науки.

Это
был рок судьбы.

Она хотела помочь семье и отцу.

Школьные годы пропали не зря.

Человек в наше время читает книгу по нужде.

Приведенный в статье негативный материал можно
использовать при подготовке к экзаменам
выпускников будущих лет.

Н.М.  СЕРГЕЕВА,
г.  Тверь

Задание
8. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1.
Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

2.
После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.

3.
Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

4.
Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают
герои фильма.

5.
Успехами мы не блестим.

6.
Задача, поставленная перед нами, достигнута.

7.
На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.

8.
Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.

9.
Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента
Юрьева.

10.
Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.

11.
Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.

12.
Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

13.
Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.

14.
Девушка купила карие чулки.

15.
Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.

16.
Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.

17.
Ученики пристально слушали рассказ учителя.

18.
Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.

19.
Это произошло глубокой весной.

20.
В течение долговременного периода идет оформление документов.

21.
Он был мне подлинным другом.

22.
В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.

23.
Он преклонил голову ей на плечо.

24.
Сын склонил колени перед матерью.

25.
Эта новость причинила ей удовольствие.

26.
С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

27.
Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.

28.
У нее были огромные каштановые глаза.

29.
Он испытывал к нему крепкую ненависть.

30.
Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

 Задание
8. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1.
Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

2.
После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.

3.
Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

4.
Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают
герои фильма.

5.
Успехами мы не блестим.

6.
Задача, поставленная перед нами, достигнута.

7.
На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.

8.
Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.

9.
Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента
Юрьева.

10.
Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.

11.
Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.

12.
Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

13.
Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.

14.
Девушка купила карие чулки.

15.
Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.

16.
Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.

17.
Ученики пристально слушали рассказ учителя.

18.
Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.

19.
Это произошло глубокой весной.

20.
В течение долговременного периода идет оформление документов.

21.
Он был мне подлинным другом.

22.
В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.

23.
Он преклонил голову ей на плечо.

24.
Сын склонил колени перед матерью.

25.
Эта новость причинила ей удовольствие.

26.
С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

27.
Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.

28.
У нее были огромные каштановые глаза.

29.
Он испытывал к нему крепкую ненависть.

30. Путешествуя по разным странам, я очень
скучала за близкими.

ОТВЕТЫ
(задание 8)

1.
Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После
катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.

3. Роль
книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.

4. Побывав
в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают
герои фильма.

5. Успехами
мы не блещем.

6. Цель,
поставленная перед нами, достигнута.

7. На
демонстрации Сизов примыкает к революционерам.

8. Воздух
чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.

9. Группа
студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке.

10. Просим
всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств.

11.
Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять
железные койки с

сетками.

12. Столяр
сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.

13.
Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.

14. Девушка
купила коричневые чулки.

15. Гоголь
прекрасно описал похождения Чичикова.

16. Царское
правительство устроило гонение на передовых людей.

17. Ученики
внимательно слушали рассказ учителя.

18. Большая
часть времени уходила на составление ненужных отчетов.

19. Это
произошло весной.

20. В
течение долгого времени идет оформление документов.

21. Он был
мне настоящим другом.

22. В этих
соревнованиях спортсмен потерпел поражение.

23. Он
склонил голову ей на плечо.

24. Сын преклонил колени
перед матерью.

25. Эта
новость доставила ей удовольствие.

26. С моей
самой близкой подругой мы часто ходим в кино.

27. Спешим
поздравить вас с наступающим юбилеем.

28. У нее
были огромные карие глаза.

29. Он
испытывал к нему сильную ненависть.

30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

1

Тренировочные работы

по теме « Лексические нормы речи»

Русский язык

10 класс

2

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Смысловая точность речи

Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой

лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему

значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком

и ушиб колено.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном

им значении.

1. Началась гражданская интервенция.

2. Интервенция способствовала обострению конфликта.

3. Писателилибералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению

народа.

4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.

5. Мой друг особенно уважает стихи.

6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.

7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.

8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.

9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.

10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном

им значении.

1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.

2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.

3. У Базарова нет сообщников.

4. У Базарова нет единомышленников.

5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.

6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».

7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести

из этого баланса.

10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в

солдаты.

ОТВЕТ:

Тест 1 1,3,5,6.7,8,9,10

ОТВЕТ:

ТЕСТ 2- 1,3,5,7,8,9,10

3

РЕЧЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм:

Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует

употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с «болотной

копейкой».

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами.

1. Речь Нагульнова отличается от других героев.

2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.

3. Лопата уперлась во чтото твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два

ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.

4. Лопата уперлась во чтото твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два

ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.

5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.

6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.

7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на

автобусе.

8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас

езжу на автобусе.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами

1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются

самодеятельностью.

2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!

3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.

4. В кабинете литературы висят великие писатели.

5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику

безопасности.

6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.

7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпустить в

боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.

8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного

сторожа.

ОТВЕТ:

ТЕСТ 2- : 1,3,4,5, 6,7,8

4

РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ

Не следует допускать употребления лишних слов – плеоназмов (август месяц,

период времени, пернатые птицы, впервые дебютировать, коллеги по работе),

повторения однокоренных слов – тавтологии (рассказать рассказ, спросить

вопрос).

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с плеоназмами.

1. Своими соображениями о новом методе исследования учёный поделился с

коллегами по работе.

2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней

много образных слов и выражений.

3. Большие урожаи – следствие улучшения агротехники возделывания

сельскохозяйственных культур.

4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту.

5. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от

другого.

6. Мы должны определить повестку дня предстоящего собрания акционеров.

7. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна.

8. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания.

9. В заметке говорится о неудовлетворительной организации досуга и свободного

времени.

10. В четвёртом квартале текущего года машины простаивали без работы 20 дней.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с плеоназмами.

1. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем заводе.

2. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее

результативно выступают спортсмены.

3. В последнее время воспроизводятся репродукции картин известных

художников.

4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени.

5. На конференции присутствовало более ста человек делегатов.

6. Меня приятно поразили успехи этого спортсмена.

7. Речь преподавателя должна быть доступной для восприятия.

8. Выступление артистов сопровождалось долгими и продолжительными

аплодисментами.

ОТВЕТ:

Тест 1 1,2,3,5,7,8.9,10

ОТВЕТ:

ТЕСТ 2- 1,2,3.4,5.6,8

5

ТЕСТ 3. Отметьте предложения с тавтологией.

1. Мы всё ближе подходим к пещере.

2. Лодки приближались всё ближе.

3. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих.

4. Выращивание чая – очень трудоёмкий процесс.

5. Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами.

6. Среди бумаг капитана Татаринова обнаружены бесспорные доказательства моей

правоты.

7. Поэтически описывает поэт наш прекрасный полуденный край.

8. Я тяжёлым честным трудом добываю свой хлеб.

9. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества.

10. Рабочие хозяйства проделали большую работу на строительстве комплекса.

ОТВЕТ: 2,3,5,7,9,10

ТЕСТ 4. Отметьте предложения с тавтологией.

1. Учащиеся успешно выполнили заданное на прошлой неделе домашнее задание.

2. Учащиеся успешно выполнили заданную на прошлой неделе домашнюю работу.

3. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого.

4. В образах, изображённых писателем, ясно отразились черты молодого

поколения России.

5. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.

6. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество

иллюстративного материала.

7. Следует различать различные подходы к данной проблеме.

8. В заключение рассказчик поведал собравшимся забавную историю.

9. Необходимо отметить проблемы, которые возникли в ходе исследования.

10. Сверх плана в январе было сдано торгующим предприятиям много

сверхплановой продукции.

ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,7,10

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ

Не следует нарушать лексическую сочетаемость. Нарушение лексической

сочетаемости – распространённая речевая ошибка: иметь рояль, играть знамение.

Следует употреблять: иметь значение, играть роль.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.

1. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

2. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.

3. Он хотел чтото сказать, но у него остолбенел язык.

4. Способен ли я на поступки, которые делают герои книги?

5. Всё в жизни давалось Онегину поверхностно, легко.

6

6. Задача, поставленная нами, достигнута.

7. Серия легковых машин новых моделей будет выпущена заводом.

8. Этот тезис был обоснован слабее, чем предыдущий.

9. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится свежо.

10. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.

ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,9,10

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.

1. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.

2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается.

3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу.

4. Лекцию на физическом факультете провёл известный учёный, который многие

годы работал в области электроники.

5. Этому важному вопросу уделяли серьёзное внимание.

6. На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение

которых поможет в работе.

7. На ГЭС установлена и запущена в действие новая турбина.

8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом.

9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров.

10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.

ОТВЕТ:1,4,6,7,8,9,10

СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ

Не следует смешивать паронимы (близкие по звучанию, но разные по смыслу

слова): эффектная внешность и эффективная деятельность, главная задача и

заглавная буква.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения со смешением паронимов.

1. Близорукость, возрастающая в течение жизни,– прогрессивная близорукость.

2. Эти идеи казались прогрессивными для того времени.

3. Петров был человек очень практический.

4. В сентябре в вузе проходила научнопрактическая конференция.

5. Новая попытка опять оказалась неудачливой.

6. Я, помоему, очень неудачливый человек.

7. Я проблудил по лесу два часа.

8. Бродя без цели по улицам, он испытывал нетерпимую тоску.

9. Этот корневой вопрос нужно решать немедленно.

10. Он стал рассеянным, произносил непонятливые фразы.

ОТВЕТ: 1,3,5,7,8,9,10

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со смешением паронимов.

1. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.

2. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.

7

3. Взошло солнце и ярко высветило сад.

4. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар.

5. Этот список можно продолжить.

6. Выношу благодарность моему научному руководителю.

7. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.

8. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее

настроение больных.

9. Аппендицит ему вырезали ещё в прошлом году.

10. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.

ОТВЕТ:1,3,5,7,8,9,10

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ

Отметьте нарушения лексических норм.

1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.

2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.

3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.

4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.

5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.

6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.

7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов

элитарной пшеницы.

8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в

результате попал в цейтнот.

9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.

10. В этом тексте выступления много дефектов.

ОТВЕТ:1,2,3,5,6,7,8,9,10

Тест 8. Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены

речевые ошибки – тавтология или плеоназм.

1. У моей мамы в февралемесяце день рождения.

2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.

3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.

4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.

5. В статье изложены основные положения новой концепции.

6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на

белом снегу.

7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.

8. Черты ее лица четко очерчены.

9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.

10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться

совершенству.

11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.

8

12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой

области знания.

13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.

14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.

15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.

16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.

17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.

18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.

19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.

20. С приятным человеком и поговорить приятно.

21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать

историю России.

ОТВЕТЫ: 1,2,3,4,5,7,8,9,11,12,14,15,17,18,21

Мир не стоит на месте, и чтобы чувствовать себя в нём более комфортно, нам нужно развиваться, идти в ногу со временем и становиться более продвинутыми. Разберём сегодня способы, которые помогут стать более эрудированным человеком и смотреть на ситуации шире.

В связи с развитием технического прогресса многие из нас порой задумываются о том, как расширить кругозор, чтобы тратить своё время более продуктивно и научиться решать стоящие перед нами задачи быстрее и эффективнее. Сейчас, если спросить человека взрослого, у которого есть работа и семья, на что он тратит своё время, то очень часто прозвучит ответ вроде такого: «Я постоянно работаю, стараюсь обучаться, провожу время с семьёй, больше ни на что времени не хватает. Сейчас мы стали умнее, благодаря нашим смартфонам мы нигде не сможем потеряться, а также всегда, даже по дороге на работу сможем ознакомиться с новинками мира технологий, со свежими новостями и так далее. Всё это, безусловно, расширяет наш кругозор.

Но говорят, что самый лучший способ расширения этого самого кругозора – совершение своих ошибок и приобретение нового опыта, который мы не планировали приобретать. Конечно, можно расписать каждый свой шаг, но если ты где-то заблудишься, с кем-то поговоришь, или узнаешь что-то новое и необычное, то в твою голову проникнут новые сведения. Порой тебе кажется, что они не нужны, но на самом деле это не так. Именно таким образом формируется наша эрудиция, что и является кругозором.

Правила миллионеров

Чем шире твой взгляд на мир, тем больше ты можешь дать другим, помочь им и, конечно же, самому себе. С эрудированными людьми окружающим не скучно, и к тому же расширять кругозор может быть очень и очень интересно.

Как расширить кругозор взрослого человека: секреты саморазвития

Houcine Ncib , Unsplash

Кругозор. Что это такое?

Раньше кругозор был только географическим термином и обозначал примерно то, что путешественник мог увидеть до горизонта. Это в целом прекрасно подходит к описанию кругозора в нашем восприятии мира. По сути кругозор – это наша эрудиция и если кругозор у нас широк, то нас можно назвать умными мыслящими людьми. Если ты задумываешься о том, как расширить кругозор, то самое простое – это читать и общаться с различными людьми разных профессий и возрастов.

Отметим основные признаки широкого кругозора. Они помогут тебе сделать примерную оценку своей эрудиции:

1. Оригинальность мышления

Чем менее шаблонно ты мыслишь, тем больше это ценится. Если взять в пример большую часть людей, то их мышление достаточно обыденное, оригинальности в нем 0. Нельзя с точностью сказать, что они в этом виноваты, просто всех людей обучают примерно по одинаковой программе, все смотрят одни и те же фильмы, и поэтому в целом мировоззрение у большинства похожее. Конечно нельзя говорить за всех, потому что некоторые люди хотят знать больше, чувствовать больше и поэтому напрягаются, чтобы отличаться от других. Если человек действительно готов тратить на это силы, то он получает больше плюсов, и умеют выходить из ситуации, разобраться с которыми другим не под силу.

2. Умение думать наперёд

Если у тебя всё в порядке с эрудицией, то ты можешь смотреть на всё широко, учитывая все подробности и возможные перемены. Это говорит о том, что ты логичный и, скорее всего, у тебя получится избежать многих проблем, с которыми будет тяжело справиться другим людям.

3. Заинтересованность миром и жизнью в нём

Если каждый твой день не похож на День сурка, и ты планируешь свои будни, делаешь их активными, оставляя место спонтанности, то твой кругозор будет расширяться сам собой. Чем больше ты знаешь интересных вещей и навыков, тем ты умнее и эрудированнее. Некоторые, казалось бы, стандартные и ненужные вещи, как различные способы приготовления завтрака и отстирывания пятен, информация о восприятии мира животными, могут прийти на помощь в жизни, когда нужно поддержать беседу, рассмешить кого-то или дать совет.

Кругозор. Что это такое?

Gian Cescon , Unsplash

4. Находчивость

В нашем мире самое главное – это умение рождать идеи. Это даже важнее богатства и различных других ресурсов. Если ты умён, интеллектуально развит во многих сферах, то в твоей голове с большей вероятностью будут рождаться интересные и необычные идеи. Все, кого раньше считали ботаниками и скучными парнями, сейчас становится популярными и успешными людьми. Благодаря своему уму, они могут побеждать других и менять наш мир в лучшую сторону.

5. Состояние здоровья

Если ты постоянно занимаешься поисками того, как расширить кругозор и изучаешь что-то, то твой мозг улучшается, создавая новые нейронные связи. Это делает его здоровым и положительно влияет на твой организм в целом. Нужно постоянно обучаться, отыскивая новую информацию каждый день, лучше из проверенных источников. Это поможет тебе не только улучшить эрудицию, но и дольше сохранит тебя здоровым.

Также ты должен помнить, что каждую секунду наш мир претерпевает изменения, ведь это неизбежно. Постарайся усложнять себя с каждым днём, и быть готовым к тому, что все твои накопленные знания могут стать полезными в любой момент.

Пусть даже это будет какая-то стандартная ситуация, в которой ты найдёшь решение в отличие от всех своих друзей.

Как расширить кругозор. Советы

Если сидеть на месте, далеко не продвинешься. Как надо действовать, чтобы обогатиться внутренне?

Аудиокниги

Это могут быть не только аудиокниги, попробуй обратиться к подкастам на Яндекс музыке. Благодаря аудиокнигам мы можем послушать множество разных интересных историй для расширения нашего кругозора. Это немного полезнее нежели играть в примитивные игры по дороге на работу или ещё куда-то. В аудиокнигах удобства больше чем в бумажных, хотя бы потому что их невозможно забыть дома или потерять. Да, забыть можно наушники, но при желании это легко решается.

Сон днём

Да, это довольно сложно осуществляется, если ты работаешь не на удалёнке и не в современном продвинутом офисе с возможностью прилечь в перерывах, а также если ты сова. Для жаворонков и тех, кто умеет спать в любое время и в любом месте сон днём в течение 15-30 мин поможет «освежить» мозг и это увеличивает его активность. Есть компании, которые вовсю это практикуют, но до России это дойдет не скоро, так что постарайся выкручиваться самостоятельно.

Отказ от соцсетей или ограничения по времени

Давай честно- соцсети не несут никакой пользы. Это все отнимает твое время, которое ты бы мог потратить на что-то действительно важное и нужное. Но ныряя в бездну голубого экрана, ты сам воруешь у себя время, которое мог бы потратить на что-то более интересное и полезное для себя. Проводя время в социальных сетях, ты теряешь концентрацию и потом тебе нужно будет тратить время, чтобы вновь собраться.

Чтение

Чем больше мы читаем, тем интереснее мы становимся как личности. Если ты можешь потратить время на чтение, не важно, с телефона или взяв в руки книгу, то сделай это. Ты делаешь это именно для себя, поэтому не жалей ни о чем. Оно реально того стоит. Это прекрасная возможность обогатиться внутренне без особых усилий. Представь, насколько ты будешь глубже всех остальных, кто рядом с тобой в это время сидит в Инстаграм.

Как расширить кругозор. Советы

Jaredd Craig , Unsplash

Блокнот для записей

Не нужно всегда полагаться на память, эта штука очень часто нас подводит. Пусть у тебя под рукой всегда будет небольшой блокнот. Записывай свои оригинальные мысли и идеи, думай и действуй согласно велению своего сердца. Также в блокнот можно записывать шутки и важные даты, конспектировать разговоры, чтобы не забыть их суть и так далее.

Свежий воздух

Это то, что нельзя недооценивать. Во время своих прогулок ты насыщаешь лёгкие кислородом, расслабляешься. Также во время прогулки ты выполняешь норму активности и нормализуешь давление. Заодно можно и аудиокниги послушать — удовольствие и двойная польза.

Учись находить компромиссы

На своем жизненном пути ты встретишь тех людей, которые будут во всём с тобой согласны и тех, чья точка зрения покажется тебе бредом. Сразу хочется сказать, что в спорах нет ничего плохого, так и находят истину. Сталкиваясь с кем-то в интеллектуальном поединке, ты обучаешься новому, становишься более эрудированным и можешь выразить свою точку зрения более четко и ясно. Снова двойной профит.

Дружи с умными людьми

Нет, конечно, если у тебя есть глуповатые, но добрые друзья детства, которых ты любишь всем сердцем – это допустимо. Но в остальном окружи себя умными людьми. Они могут поделиться с тобой важными и нужными вещами, научить новому. Особенно цени тех, кто охотно идёт на диалог и готов делиться знаниями. Впитывай их как губка. Нет ничего лучше хорошего учителя.

Регулярный спорт

Взаимосвязь тела и ума отрицать сложно. Чем больше времени ты уделяешь своему телу, тем лучше работает твой мозг. Здесь не обязательно сутками пахать в спортзале. Самое главное это регулярные физические упражнения.

Регулярный спорт

Dewald Nel , Unsplash

Нагружай мозг во время домашних дел

Когда готовишь еду, моешь посуду или полы, возьми наушники и послушай образовательные подкасты. Эта дополнительная информация может изменить тебя и твое восприятие.

Изучи программирование

Это не значит, что ты должен стать программистом. Просто попробуй, это хорошо развивает логическое мышление. Можешь начать со скачивания игры «7 billion humans». Так в форме игры ты познаешь тайны кода.

Чувство, что особенный

Предпочитай работу отдыху

Понятно, что, если ты вымотан, нужно обеспечить себе отдых. Но если ты постоянно прокрастинируешь, то будь добр, бери книгу или открывай курс по развитию тех или иных способностей. Это ведь ты спрашиваешь, как расширить кругозор. Никто не сделает это за тебя.

Изучай иностранные языки

Это один из самых лучших способов, отвечающих на вопрос как расширить кругозор. Когда ты изучаешь новый язык, в мозге появляются новые нейроны, и ты становишься умнее. Также хорошо, когда ты не только учишь язык, но и ещё получаешь какую-то информацию о стране, в которой этот язык является ведущим. Грамматика и разговорная практика расширяет твой кругозор очень и очень быстро.

Путешествуй

Когда ты перемещаешься в пространстве и знакомишься с новыми людьми, культурами, историей и архитектурой, то становишься умнее и интереснее. Если брать с собой любимых друзей или девушку, то вы вместе будете просвещаться, что положительно скажется не только на вас самих, но и на ваших отношениях.

Путешествуй

Marvin Meyer , Unsplash

Заводи новые знакомства

Чем больше людей ты узнаешь, тем лучше. У каждого человека свой опыт, и знакомство с новыми людьми, как и чтение книг может расширить твой кругозор. Таким образом ты сможешь прожить несколько жизней за одну. Помимо знакомств тебе нужно уметь слушать, чтобы воспринимать эту новую информацию. Не думай, что каждое знакомство – это ненужная трата времени и болтовня, ведь ты не знаешь, кого можешь встретить завтра.

Смотри кинофильмы и сериалы

Казалось бы, такое стандартное времяпрепровождение, как лежание перед телевизором может расширить твой кругозор. Единственная разница- нужно смотреть не программы передач на Первом канале вместе с рекламой, а скачивать интересные документальные фильмы и передачи, посмотрев которые, ты сможешь узнать много нового. К тому же, если ты будешь следить за новинками кинематографа, то это тоже поможет тебе стать более эрудированным человеком.

Разгадывай кроссворды и сканворды

Это не панацея, но если ты будешь заниматься этим каждый день, то твой словарный запас пополнится, также ты сможешь тренировать свою память и таким образом становиться умнее.

Занимайся благотворительностью

Сюда входит не только помощь нуждающимся, но и забота о друзьях и близких людях. Так ты сможешь ощутить себя нужным и важным человеком, а также научишься разбираться в чужих проблемах и помогать другим. Это общение с окружающими, в процессе которого ты приобретаешь новые навыки, таким образом ты обеспечиваешь себе постоянное поступление новых знаний и работаешь над собой.

Занимайся благотворительностью

Miguel Bruna , Unsplash

Книги, сериалы и фильмы, которые помогут тебе расширить кругозор

Благодаря тому, что сейчас мы имеем доступ практически ко всем благам цивилизации и можно посмотреть любой фильм и прочитать любую книгу, то грех не воспользоваться этим для расширения кругозора.

Популярные фильмы, которые помогут тебе в этом:

  • «Загадочная история Бенджамина Баттона». Это удивительный фильм, который поможет тебе взглянуть на мир шире и понять некоторые аспекты человеческой психики, а также научиться видеть глубже. Когда у одной женщины родился ребёнок, который был похож на старика и был слабым и немощным, нерадивый отец подбросил его в дом престарелых и его стала воспитывать медсестра, чья любовь повлияла на Бенджамина, который с каждым днём становился всё моложе. Удивительная ситуация, которая невозможна в реальной жизни, поможет тебе смотреть на ситуации иначе.
  • «Побег из Шоушенка». Помимо того, что во время просмотра ты узнаешь о многих тонкостях жизни за решёткой, а также о том, что даже в самом страшном месте можно стараться оставаться человеком и не терять бодрость духа и надежду, этот фильм можно пересматривать из раза в раз и постоянно находить в нём что-то важное и нужное для себя.
  • «Гарри Потер». Это не просто детская сказка, как кажется многим людям, это множество фильмов, в которых на протяжении многих лет показана жизнь мальчика с трудной судьбой, который смог стать настоящим человеком, обрести любовь и дружбу. Конечно, это не только фильм, но и цикл прекрасных книг, и желательно как прочитать, так и посмотреть экранизацию этого знаменитого шедевра Джоан Роулинг.
  • «Триггер». Это не фильм, а сериал, который поможет тебе найти решение в сложных ситуациях межличностных отношений. Главный герой — это психолог Артём Стрелецкий, который применяет на своих пациентах метод провокативной терапии Фрэнка Фарелли. Можно много спорить по поводу данной системы психологической практики, но факт остается фактом — очень многим она помогает. Во время просмотра сериала ты научишься смотреть на многие вещи под другим углом, что поможет тебе ответить на вопрос как расширить кругозор.
  • «Зелёная миля». Можно даже не описывать сюжет этой картины, так как он является одним из самых популярных фильмов в мире и не просто так. С его помощью ты сможешь понять, что многие вещи могут быть не такими, какими кажутся на первый взгляд. Также фильм несёт определенный посыл человечности и то, как важно не забывать о том, кто ты есть и пытаться делать себя лучше.
  • «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». Этот поистине уникальный фильм, показывающий смену времён года и то, как меняется человек вместе с ними, оставляет у каждого особый след в душе. Это своеобразный круг сансары, который ждёт каждого из нас после рождения и даже после смерти. Смотреть этот фильм приятно, и это действительно будет одной из тех картин, которую ты не сможешь забыть.
  • «Пролетая над гнездом кукушки». Классика мирового кинематографа, которая обязательно к просмотру любому уважающего себя человеку. Смотреть стоит хотя бы потому, что ты расширить свой кругозор, узнав, можно ли избежать тюремного заключения и сделать вид, что ты псих. Также ты узнаешь, как в одиночку справиться с жестокостью этого мира и возможно ли это в условиях серьёзного контроля. Это также урок о том, как важно не сдаваться в любой ситуации.
  • «Собачье сердце». Этот фильм, как и книга, раскроет тебе доселе невиданные глубины человеческой психики. Вместе с профессором Преображенским ты проведёшь удивительный опыт превращения собаки в человека и увидишь, чем это может закончиться.
  • «Умница Уилл Хантинг». Это также знаменитый фильм, в котором сыграли популярные актёры нашего времени. Здесь ты увидишь, что можно быть вундеркиндом, но если не применять свой талант по назначению, то его очень легко потерять.

Книги, сериалы и фильмы, которые помогут тебе расширить кругозор

Dimitris Chapsoulas , Unsplash

Книги, которые сделают тебя умнее и интереснее:

  • «Мастер и Маргарита» (Михаил Булгаков). Это нетленный шедевр, подаривший всем нам знаменитую фразу: «Рукописи не горят» и множество других интересных мыслей. Мастер и Маргарита поможет тебе взглянуть на мир иначе, хотя бы потому что вряд ли в нашем мире возможно такое, что происходило в сюжете книги.
  • «Между нами горы» (Чарльз Мартин). Эта книга помогает понять, насколько важно доверять себе и близкому человеку, когда вы оба находитесь в нечеловеческих условиях и ваши жизни зависят друг от друга. Также для расширения кругозора из книги можно почерпнуть способы добывания огня без зажигалки и спичек в условиях снежной зимы.
  • «Уолден или жизнь в лесу» (Генри Торо). Данный роман не так прост, он помогает размышлять, думать и проживать эту жизнь намного более осознанно.
  • «Думай медленно, решай быстро» (Даниэль Канеман). Достаточно популярная книга, которая обещает поменять образ твоего мышления. Написал ее когнитивный психолог, который хорошо разбирается в людях и делясь своими знаниями, он делает действительно благое дело.
  • «История человеческого тела» (Даниэль Либерман). Знания об устройстве своего собственного тела ещё никогда не были лишними. Владея этой информацией, ты становишься умнее и сможешь рассказать другим людям, то, о чём они и думать не могли. Также помимо прочего, в книге рассказано то, как эволюционировало человеческое тело.
  • «Психология влияния» (Роберт Чалдини). Сложно найти более популярную книгу для того, чтобы научиться общаться с людьми и убеждать их. Это очень ценные знания, которые действительно помогут улучшить эрудицию и научиться иначе воспринимать жизнь и отношения людей.
  • «Парадокс выбора. Почему больше значит меньше». (Барри Шварц). Когда ты изучаешь новую информацию, очень важно знать, как научиться принимать правильные решения. Обычно это очень сложно, и многих людей выматывает этот процесс. С помощью этой книги ты поймёшь, что, руководствуясь несколькими простыми принципами, можно улучшить качество собственной жизни. Книга помогает расширить кругозор и научить себя и окружающих простой науке принятия решений.

Если тебя заботит то, как расширить кругозор, то попробуй делать всё то, что написано в вышеуказанных советах. Но не забывай о том, что если ты просто будешь пичкать себя новой информацией, то это не сделает тебя эрудированнее. Нужно уметь этой информацией правильно пользоваться. Поэтому научись упорядочивать новые знания.

Не забывай о том, что самое главное при этом – не лениться и привыкнуть к тому, что никому это не нужно, кроме самого тебя. Когда ты это поймёшь, скорее всего, у тебя появится желание что-то делать и узнавать. Тем более, что в интернете полно бесплатных курсов для повышения уровня знаний, только мало кто хочет этим заниматься, даже несмотря на то, что большинство из них совершенно бесплатные – ты можешь просто брать и делать, но лень человеческая превыше всего и если ты сможешь побороть её, то мало кто победит тебя.


Русский язык,


вопрос задал vtpo2001,


10 месяцев назад

Добавить свой ответ

Ответы на вопрос

Ответил dokasamat





4

Ответ:воздух чист

Объяснение:всё

Ответил retro201222





3

Ответ:

овлвлвовосочлыщылвоу кмуоызвзазашымиктв арвлызвхп

Добавить свой ответ

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Новые вопросы

Русский язык,
2 месяца назад

рассказать какими постоянными признаками характеризуется имя существительное…

Физика,
2 месяца назад

С каким Ускорением должен тормозить автомобиль, движущийся со скоростью 72 км/ч чтобы через 20 сек остановиться?

Другие предметы,
10 месяцев назад

5 Д Bilimland logotype Диана Кривцова Ученик BilimLevel 0% 0 Личный кабинет Online Mektep Расписание Домашние задания Связь с учителем Дневник Помощь 27 НОЯБРЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — 5 Д Назад…

Английский язык,
10 месяцев назад

2. Put these words and phrases into the right place. Kevin plays football, (often) Mary plays football, (never) She plays tennis, (twice a week) Kevin plays tennis, (sometimes) In winter,…

Математика,
6 лет назад

Помогите Пожалуйста я не могу решить ребус…

Математика,
6 лет назад

Среди натуральных чисел от 1 до 60 включительно лисёнок Фокс нашел наименьшее число такое, что в этом ряду чисел, меньших его, не меньше, чем чисел, больших его. Что это за число?

Возможно, вам также будет интересно:

  • Много стихов написаны ошибка
  • Много ошибок при слепой печати
  • Много ошибок оперативной памяти
  • Много ошибок на работе что делать
  • Много ошибок на асике l3

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии