В конце лета по Упе начал курсировать речной трамвайчик. За штурвал встал настоящий капитан дальнего плавания Александр Никитин. О том, как он попал в Тулу и какие моря покорил, капитан рассказал корреспонденту «АиФ в Туле» накануне Дня основания военно-морского флота.
Влад Королев, «АиФ в Туле»: Александр Владимирович, вы жили в другом городе, почему перебрались в Тулу?
Александр Никитин: На родину вернулся. Родился и учился в городе оружейников, после школы отправился в Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени адмирала Макарова, затем в Архангельское северное морское пароходство. Так началось моё дальнее плавание.
Вышел в 2004 году на пенсию, возник вопрос: «Куда ехать?». Север есть Север, не зря дополнительные деньги там платят — тяжело.
Так что решили в более южные края отправиться, ко мне в Тулу.
Несмотря на то что в Туле долго не был, не могу сказать, что город сильно изменился, как и его жители. Неискоренимы словечки: «ехай», «та» и проч. А сама Тула как была, так и осталась для меня промышленным городом.
— В Туле собираются развивать судостроение. Какие перспективы у наших земляков?
— Большую роль играет экономика. Можно развить что угодно, но если нет спроса, то и развития не будет.
Александр Владимирович Никитин родился 1953 году в Туле. Окончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени адмирала Макарова. Капитан дальнего плавания. Женат. Воспитал дочь.
Я в молодости любил читать журнал «Морской флот». И мне тогда ещё запало высказывание — по-моему, очень точное — одного профессора: «Флот любой страны — это лицо экономики». Если взглянуть на эти две составляющие нашей страны, то вывод вполне очевиден.
Нет мечты, есть цель
— Почему же вы стали моряком?
— Когда я пошёл в первый класс, Гагарин полетел в космос. Конечно, все стали мечтать о карьере космонавта, а я вот захотел быть моряком. Причём не на морфлоте служить, а именно моряком. У меня в школе было хорошо с математикой, побеждал на всех олимпиадах. Казалось, всё складывается для поступления в университет.
Однажды к нам в гости приехал друг семьи моряк. Послушал меня и сказал: «Что ты всё только мечтаешь? Завтра напишем заявление на поступление в Ленинградское морское училище». Через некоторое время оттуда пришёл ответ: «Мы ждём вас». Мама с бабушкой пролили немало слёз, но я поехал, всё сдал и поступил.
— Что чувствовали, когда впервые вышли в море?
— Меня тогда сильно укачало. Но это нормально, со временем привыкаешь. Это значит, что вестибулярный аппарат работает. После выхода на берег человек «плывёт» и хочется отоспаться.
Но сомнений в выборе профессии у меня не было никогда. Нас в училище к этому готовили, приговаривая: «Вот оно, море, и ошибок оно не прощает». Это в СССР любили говорить: мы покорим природу, космос и т.д. Но человеку это не под силу. Придёт сейчас буря — и что мы сможем сделать? Максимум — куда-то спрятаться.
— Остались ли сейчас морские традиции?
— Нет, это всё уже в прошлом. Когда-то давно, чтобы пройти боевое крещение, пили морскую воду, сейчас без этого обходятся. Осталась единственная традиция на торговых судах — пересекая экватор, организовывают праздник, раздают всем грамоты от Нептуна.
Ушла романтика
— Капитаны вашего времени и капитаны сегодня — это разные понятия?
— Капитаны стали более практичными и деловыми. Романтика ушла. На первом месте — деньги и престиж. Раньше, перед тем как войти в порт, капитаны надевали форму. Теперь просто в рубашке выходят. Частенько бывает, что из-за этого лоцман-иностранец пребывает в некотором замешательстве, грани стираются, и у нас в стране это очень сильно заметно. И всё же наши капитаны, как и врачи, ценятся во всём мире. Достаточно прийти, указать в анкете, что ты капитан Российского флота, тебя оторвут с руками и ногами.
— Некоторые сегодняшние новшества возвращают нас к советским корням. Вот вернули сдачу норм ГТО…
— Нужно ли это — вопрос сложный. Для тех, кто занимался спортом, сдать их — раз плюнуть. У меня был одноклассник, он любил почитать, посидеть, подумать, одним словом, спорт не его. И даже в те годы обходными путями он избегал сдачи норм. Уверен, то же самое повторится и сейчас. Для чего сдача ГТО в первую очередь нужна? Для отчёта?
У меня много друзей, живущих за границей, так вот они рассказывают, что перед тем как что-то им купить на судно, начальник спрашивает: «Нужно или нет?». А у нас, не спрашивая, покупают, вводят, принимают.
Киты счастья
— «Капитан дальнего плавания» звучит мужественно, а как воспитать настоящего мужчину?
— Я не Макаренко, могу лишь личным опытом поделиться. Моему сыну 25, и я считаю его настоящим мужчиной. Мальчика с детства нужно приучать к тому, что он мужчина. Он должен помогать маме, быть защитником. Подчеркиваю, не нападающим, который всех мутузит на улицах, а именно защитником. Когда что-то случается, в доме он должен быть первым помощником. Потому что помощь — это тоже защита. А ещё защита — это ум, доброта, честность, сила и, конечно, любовь.
— Кстати о любви… Вы прожили с женой 40 лет. Что помогло не устать друг от друга, не расстаться?
— В первую очередь — любовь. Не должно быть никаких недомолвок.
У меня был третий помощник на судне, он женился и ушёл в рейс, не сказав, на сколько и куда. В итоге их брак протянул недолго, она прислала письмо, что подаёт на развод.
В семье сразу надо говорить, что нравится, а что нет, не надо молчать и копить что-то в себе. Если человек твой, то вы останетесь вместе, притрётесь и будете счастливы. Честность и взаимопонимание — вот киты, на которых держится семейное счастье.
Я своей жене сразу сказал: люблю футбол смотреть, меня не трогать, на том и порешили. А со всем остальным справлялись, принимая решения вместе.
Хобби — внучка
— Вас, как человека, повидавшего полмира, легко удивить?
— Очень. Я сейчас сижу, смотрю в окно прямо на площадь и уже удивляюсь, беседуя с вами. Когда с женой куда-то едем, всегда идём на экскурсии всякие. Человека удивить не так сложно.
— Слышал, вы коллекционер. Что собираете?
— Раньше привозил пивные кружки из разных стран и городов. Но их стало столько, что ставить негде, да и как-то остепенился. К футболу тоже остыл. Сейчас одно хобби — внучка.
Смотрите также:
- Ветеран ВОВ: «Кажется, я и сейчас могу собрать пулемёт с закрытыми глазами» →
- Средство от старости. Многодетные Волковы готовятся к Новому году →
- Туляк Денис Мозолев нашёл своих родных на программе «Жди меня» →
В конце лета по Упе начал курсировать речной трамвайчик. За штурвал встал настоящий капитан дальнего плавания Александр Никитин. О том, как он попал в Тулу и какие моря покорил, капитан рассказал корреспонденту «АиФ в Туле» накануне Дня основания военно-морского флота.
Влад Королев, «АиФ в Туле»: Александр Владимирович, вы жили в другом городе, почему перебрались в Тулу?
Александр Никитин: На родину вернулся. Родился и учился в городе оружейников, после школы отправился в Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени адмирала Макарова, затем в Архангельское северное морское пароходство. Так началось моё дальнее плавание.
Вышел в 2004 году на пенсию, возник вопрос: «Куда ехать?». Север есть Север, не зря дополнительные деньги там платят — тяжело.
Так что решили в более южные края отправиться, ко мне в Тулу.
Несмотря на то что в Туле долго не был, не могу сказать, что город сильно изменился, как и его жители. Неискоренимы словечки: «ехай», «та» и проч. А сама Тула как была, так и осталась для меня промышленным городом.
— В Туле собираются развивать судостроение. Какие перспективы у наших земляков?
— Большую роль играет экономика. Можно развить что угодно, но если нет спроса, то и развития не будет.
Александр Владимирович Никитин родился 1953 году в Туле. Окончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени адмирала Макарова. Капитан дальнего плавания. Женат. Воспитал дочь.
Я в молодости любил читать журнал «Морской флот». И мне тогда ещё запало высказывание — по-моему, очень точное — одного профессора: «Флот любой страны — это лицо экономики». Если взглянуть на эти две составляющие нашей страны, то вывод вполне очевиден.
Нет мечты, есть цель
— Почему же вы стали моряком?
— Когда я пошёл в первый класс, Гагарин полетел в космос. Конечно, все стали мечтать о карьере космонавта, а я вот захотел быть моряком. Причём не на морфлоте служить, а именно моряком. У меня в школе было хорошо с математикой, побеждал на всех олимпиадах. Казалось, всё складывается для поступления в университет.
Однажды к нам в гости приехал друг семьи моряк. Послушал меня и сказал: «Что ты всё только мечтаешь? Завтра напишем заявление на поступление в Ленинградское морское училище». Через некоторое время оттуда пришёл ответ: «Мы ждём вас». Мама с бабушкой пролили немало слёз, но я поехал, всё сдал и поступил.
— Что чувствовали, когда впервые вышли в море?
— Меня тогда сильно укачало. Но это нормально, со временем привыкаешь. Это значит, что вестибулярный аппарат работает. После выхода на берег человек «плывёт» и хочется отоспаться.
Но сомнений в выборе профессии у меня не было никогда. Нас в училище к этому готовили, приговаривая: «Вот оно, море, и ошибок оно не прощает». Это в СССР любили говорить: мы покорим природу, космос и т.д. Но человеку это не под силу. Придёт сейчас буря — и что мы сможем сделать? Максимум — куда-то спрятаться.
— Остались ли сейчас морские традиции?
— Нет, это всё уже в прошлом. Когда-то давно, чтобы пройти боевое крещение, пили морскую воду, сейчас без этого обходятся. Осталась единственная традиция на торговых судах — пересекая экватор, организовывают праздник, раздают всем грамоты от Нептуна.
Ушла романтика
— Капитаны вашего времени и капитаны сегодня — это разные понятия?
— Капитаны стали более практичными и деловыми. Романтика ушла. На первом месте — деньги и престиж. Раньше, перед тем как войти в порт, капитаны надевали форму. Теперь просто в рубашке выходят. Частенько бывает, что из-за этого лоцман-иностранец пребывает в некотором замешательстве, грани стираются, и у нас в стране это очень сильно заметно. И всё же наши капитаны, как и врачи, ценятся во всём мире. Достаточно прийти, указать в анкете, что ты капитан Российского флота, тебя оторвут с руками и ногами.
— Некоторые сегодняшние новшества возвращают нас к советским корням. Вот вернули сдачу норм ГТО…
— Нужно ли это — вопрос сложный. Для тех, кто занимался спортом, сдать их — раз плюнуть. У меня был одноклассник, он любил почитать, посидеть, подумать, одним словом, спорт не его. И даже в те годы обходными путями он избегал сдачи норм. Уверен, то же самое повторится и сейчас. Для чего сдача ГТО в первую очередь нужна? Для отчёта?
У меня много друзей, живущих за границей, так вот они рассказывают, что перед тем как что-то им купить на судно, начальник спрашивает: «Нужно или нет?». А у нас, не спрашивая, покупают, вводят, принимают.
Киты счастья
— «Капитан дальнего плавания» звучит мужественно, а как воспитать настоящего мужчину?
— Я не Макаренко, могу лишь личным опытом поделиться. Моему сыну 25, и я считаю его настоящим мужчиной. Мальчика с детства нужно приучать к тому, что он мужчина. Он должен помогать маме, быть защитником. Подчеркиваю, не нападающим, который всех мутузит на улицах, а именно защитником. Когда что-то случается, в доме он должен быть первым помощником. Потому что помощь — это тоже защита. А ещё защита — это ум, доброта, честность, сила и, конечно, любовь.
— Кстати о любви… Вы прожили с женой 40 лет. Что помогло не устать друг от друга, не расстаться?
— В первую очередь — любовь. Не должно быть никаких недомолвок.
У меня был третий помощник на судне, он женился и ушёл в рейс, не сказав, на сколько и куда. В итоге их брак протянул недолго, она прислала письмо, что подаёт на развод.
В семье сразу надо говорить, что нравится, а что нет, не надо молчать и копить что-то в себе. Если человек твой, то вы останетесь вместе, притрётесь и будете счастливы. Честность и взаимопонимание — вот киты, на которых держится семейное счастье.
Я своей жене сразу сказал: люблю футбол смотреть, меня не трогать, на том и порешили. А со всем остальным справлялись, принимая решения вместе.
Хобби — внучка
— Вас, как человека, повидавшего полмира, легко удивить?
— Очень. Я сейчас сижу, смотрю в окно прямо на площадь и уже удивляюсь, беседуя с вами. Когда с женой куда-то едем, всегда идём на экскурсии всякие. Человека удивить не так сложно.
— Слышал, вы коллекционер. Что собираете?
— Раньше привозил пивные кружки из разных стран и городов. Но их стало столько, что ставить негде, да и как-то остепенился. К футболу тоже остыл. Сейчас одно хобби — внучка.
Смотрите также:
- Ветеран ВОВ: «Кажется, я и сейчас могу собрать пулемёт с закрытыми глазами» →
- Средство от старости. Многодетные Волковы готовятся к Новому году →
- Туляк Денис Мозолев нашёл своих родных на программе «Жди меня» →
Мы живём в городе у моря. У нас каждый умеет плавать, и тем не менее, люди, каждое лето тонут. Что с эти делать? Как с эти бороться и как с этим работать расскажет главный государственный инспектор по маломерным судам Приморского края Илья Асмаковский.
Илья Владимирович, добрый день!
Добрый день!
У нас самая такая горячая для Вас пора – август – самый купальный сезон. К нам приезжают с Хабаровска, с Якутска, и естественно, мне кажется случаи трагедий на воде у нас сейчас больше. У Вас есть какая-то статистика по этому поводу?
Да, в этом году у нас, к сожалению, по оперативным данным погибло около сорока человек, поэтому, проблема гибели людей существует. Все должны про это знать, что, отправляясь на водный объект в акваторию независимо для каких целей купаться, или просто отдыхать, необходимо соблюдать бдительность в каждом субъекте утверждены правила охраны жизни и здоровья людей на водных объектах, в том числе и в Приморском крае. Это постановление губернатора № 196 от 24 апреля 1998 года, в котором указаны правила поведения людей на водных объектах. Он находится в свободном доступе. Его желательно всем изучить. Там содержатся основные, утверждённые правила, поведения на воде. Это те правила, соблюдая которые, вы можете рассчитывать на благополучный исход Вашего отдыха.
Чего не нужно на воде делать?
Отдыхая на воде, первым делом, нужно исключит алкоголь. Основная причина гибели – это купание в состоянии алкогольного опьянения. Человек в нетрезвом состоянии теряет самоконтроль, не может объективно оценить ситуацию, не рассчитывает своих сил и тонет. Это основная причина гибели на воде. Вторая причина – это уже, если детской смертности коснуться – это оставление детей без присмотра. Ребёнок тоже не может адекватно оценивать ситуацию. Как правило для него это мир увлекательный, и тех опасностей, которые он таит, он не знает, а если знает, то не осознаёт ту опасность, которая может оказаться, сделав какой-нибудь один неверный шаг, попав на глубину, упав с берега с обрыва в воду или провалившись под лёд. Поэтому дети – это особая категория, которым нужно уделять пристальное внимание и ни в коем случае не оставлять их без присмотра. На воде, на пляже. Даже если вы с ребёнком приехали, следует не сводить с него глаз. Это личный опыт, поскольку, отдыхая на пляже совсем недавно на Санаторной девочка 9-ти лет ушла под воду, плавать не умеет. Её быстро схватил и вытащил взрослый. Поэтому если Вы находитесь на водоёме с детьми – глаз с них спускать нельзя.
Какие у нас ещё есть причины?
Основные причины – это алкогольное опьянение, и купание при неблагоприятных метеоусловиях: при сильной волне, когда создаётся у нас морское тихоокеанское побережье волна здесь раскатывается везде хорошо, накатывается она на берег. В определённых местах она собирается в течение для того, чтобы от берега отойти, поскольку её подпирает следующая волна. Эти явления называются тягуны. Отжимные течения, попадая в которые ни один человек с этим течением не справится. Поэтому, есть правила поведения на воде. Вообще лучше не купаться в сильную волну. Но если Вы уже оказались в воде всё-таки, или поспешили к кому-то на помощь, кого уносит таким течением, нужно помнить, что это течение, во-первых, Вы его не победите, бороться с ним бесполезно. Вы только выбьетесь из сил и шансы погибнуть гораздо повышаются. Необходимо либо отдаться ему на волю. Вас отнесёт от берега недалеко, и можно будет выйти в другом месте. Сохранив силы можно будет подплыть и выйти в другом месте, либо плыть вдоль берега, поскольку оно не широкое, до нескольких десятков метров. То есть, проплыв немного в сторону, наискось Вы выберетесь из этого течения и точно также сможете выйти на берег в другом месте. Вот это основные факторы, которые влияют ежегодно на гибель. Есть ещё такие происшествия, конечно, как эксплуатация маломерных судов. Доля этих происшествий незначительная. Я имею ввиду с гибелью. Столкновения у нас случаются, статистика есть. Но, именно гибель людей при неприятных метеоусловиях, когда люди выходят на судне, которое по категории сложности района плавания не предназначена для выходов в текущую метеообстановку, то есть там у каждого маломерного судна установлена категория сложности районов плавания. Она прописана в судовом билете. Рекомендации судоводителям всегда следовать тому, потому как у нас правила безопасности на воде, так же, как и на дороге они написаны не просто так, они написаны из опыта, порой горького моряков. И все эти рекомендации необходимо выполнять. Выходить при штормовой погоде, в волну на Вашем маломерном судне, если оно для этого не предназначено, выполнять требования навигационных знаков перед выходом в море на маломерном судне, изучить район плавания, взять морскую карту. Всех, кто владеет маломерными судами, здесь говорить уже не буду, что должны иметь удостоверения на право управления, и знать и уметь оценивать навигационную обстановку, все эти навыки в школе получают.
Ну они же сдают на права и их этому учат. Они должны осознавать ответственность, а есть люди, которые просто не понимают, ну допустим у нас сейчас очень развита сап-культура, сёрфинг-культура, куда не нужны права.
Сапсёрф – это спортивный инвентарь, права на него не нужны, но опять же все правила по метеообстановке – это всё-таки плавсредство, на котором Вы стоите, гребёте веслом, и двигаетесь по воде. Но, нужно помнить, что сап – это такое специфичное средство, против ветра на котором не выгрести. Парусность хорошая, а мореходность – никакая у этого средства, и когда грубо говоря, ветер усиливается немножко, делаешь гребок один к берегу или два, и тебя уносит назад, и каким бы человек не был физически развитым, он точно так же эту стихию не преодолеет на этом транспорте. Поэтому, необходимо прогноз погоды изучать, и планировать свой отдых на воде, не только на сапе. Это всех касается, и тех, кто собирается купаться. Вы пришли, на море волнение, не надо туда заходить, и сап-серферам, и пользователям маломерными судами просьба все эти моменты отслеживать, потому что это те риски, которые, к сожалению, могут привести к тому, что с отдыха Вы не вернётесь.
С тягунами мы сталкивались, во-первых, в Таиланде, кто отдыхал, там зоны обозначены. Внимание, осторожно, в этом участке пляжа тягуны. У нас я сталкивался в Ливадии с таким явлением, а здесь у нас во Владивостоке нет. Где у нас есть какие-то более опасные районы, менее опасные для водного отдыха?
Да, во Владивостоке они есть. На Шаморе очень сильные отжимные течения, тягуны. Возникают постоянно. Поскольку Уссурийский залив имеет выход в открытое море. Он раскатывается быстро, он большой. Волна поднимается значительно быстро, и поэтому выкатываясь на берег в некоторых местах быстро уходит назад, и создаёт опасные явления, в которые люди попадают. В этом году уже были трагичные случаи, именно на Шаморе. Поэтому, в принципе, он может возникнуть везде. Всё зависит от волнения волновой нагрузки.
Вот перед нами целый пляж людей. Они купаются. Возможно где-то сидит специально обученный человек, который высматривает глазами опасность, а как человеку, который на берегу стоит, следит за обстановкой опознать, что кто-то из круга ближайшего тонет. Просто про это есть масса всяких историй, что человек бьёт руками по воде, глаз стекленеет. Есть ли какие-то признаки, узнать.
Тонут люди по-разному, кричат они в меньшинстве случаев, потому что они находятся в опасности. Как правило их охватывает паника. Они начинают уходить под воду. То есть по этим признакам можно определить, что человек уходит под воду. Он не может выплыть, либо в тягун попал. Видно, что человека уносит в море. Он пытается противостоять течению. Не сориентировался, как себя вести, или не знает, как себя вести. Видно, что человек оказался в опасной ситуации и его унесёт. Ну, а если человек скрылся под водой, его длительное время нет. Это признак того, что с человеком может случиться беда. Либо, если человек бьёт беспорядочно руками по воде, то есть пытается как-то изобразить плавание, но у него ничего не получается, он постепенно скрывается под водой – это первый признак того, что человек тонет.
В общем надо быть внимательным, бдительным и осторожным и смотреть за окружающими, чтобы предотвратить трагедию. Человека уносит, можно ли ему как-то помочь? Что нужно делать?
Ну, во-первых, надо знать, что, если Вы стремитесь кому-то помочь, Вы должны быть человеком подготовленным. Первое, это уметь хорошо плавать. Навыки плавания должны быть на высоте, и второе – у вас должна быть практические навыки оказания помощи. Именно, приёмы помощи на воде, человеку утопающему. Без них лучше в воду не ходить, потому как можно предпринимать какие-то любые меры для того, чтобы оказать помощь человеку: звать на помощь, звонить в спасательные службы, пытаться что-то бросать. Потому как, если ВЫ находитесь на пляже, то там должны быть спасательные круги, конец Александрова, который можно бросить на помощь отдыхающему. Желательно с собой иметь это всё. То есть какое-то плавсредство взять, если оно есть рядом они есть. Так как по нормам снабжения и безопасности эти спасательные средства на них должны быть. Ну, а если Вы собираетесь плыть, и оказывать помощь нужно помнить, что, если Вы попали в тягуны, бросившись на помощь, и поймали тонущего человека, то бороться с этим течением не надо. Необходимо помочь ему остаться наплаву, снять панику и отдаться на волю течения. Оно вас отнесёт от берега, вы вместе с ним сможете потом доплыть назад и выйти на берег в другом месте.
Нас учили в школе, что нельзя к человеку близко подплывать, если он тонет. Нужно хватать его за волосы, чтобы он не зацепил того, что его хочет спасти. Правильные ли эти действия?
Да, есть такие моменты. Человек паникует, соответственно хватает за всё и может утопить и Вас. Поэтому я и акцентирую внимание, если у Вас нет практики по оказанию помощи, то эти приёмы следует практически отработать. Такие курсы есть. Если кому-то интересно, то информации много в Интернете.
Но всё равно нужно, чтобы кто-то обучил?
Да, конечно, заниматься нужно с инструктором. Если Вы этих курсов не пройдёте, то такого рода помощь оказывать очень опасно.
Был случай, прямо у меня на Шаморе утонула женщина. Её вытащили, она уже не подавала признаков жизни, и вот человек, отдыхающий её откачал. Я так этим проникся, и подумал, что нужно пойти на курсы и научиться оказывать первую медицинскую помощь. Можно ли у нас где-нибудь этому научиться?
Да, такие курсы есть в учебных заведениях, где готовят плавсостав. Ну опять же, зарубежом есть такая хорошая практика, как методички. То есть в машине, у каждого, кто отправляется на отдых есть методичку по правилам оказания помощи. Даже, если таких навыков не имеется, например, при утоплении – это навыки оказания сердечно-лёгочной реанимации и какие-то нюансы при оказании первой помощи, то посмотрев в эту методичку, Вы хотя бы сможете сориентироваться и предпринять какие-то шаги, которые спасут жизнь. Ну, а в идеале, конечно, если Вы отправляетесь на водный объект нужно иметь делать три вещи: уметь плавать, оказывать помощь на воде, и оказывать первую медицинскую помощь. Ну, и оказав, первую медицинскую помощь, необходимо в любом случае вызвать профессиональных медиков, и передать пострадавшего врачам. Так как впоследствии он может нуждаться в помощи медицинских работников. Есть такое понятие, как повторное утопление или сухое утопление, при котором, у человека, будучи извлечённым из воды случается спазм голосовых связок. Перекрывается доступ кислорода, и человек гибнет. Поэтому, все эти моменты изучаются на специальных курсах. Ну, и про них можно прочитать в методических рекомендациях и памятках. Вся информация доступна в Интернете и на сайте МЧС России, на сайтах территориальных органов Главных управлений МЧС России по субъектам, ну, и вообще такой специфической информации много. Оттуда можно почерпнуть всё это.
Интересно, а все эти опасности на воде, связанные с акулами, медузами – это в Вашей компетенции?
Ну, акулы, это экзотика больше. Поскольку у нас такой статистики нет. Ну, а медуз у нас очень много. Соответственно, большую опасность для купающихся они представляют. Случаи такие были, но фактов гибели опять же не было.
И теперь, как специалист и профессионал, давайте дадим людям советы. Ещё раз, что нужно делать, если Вы отправляетесь на пляж или отдых на воде, что нужно с собой иметь?
Если мы отправляемся на отдых на водный объект – необходимое, первое, это изучить погоду. Обязательно выбрать пляж, тот, который обустроен. Их список публикуется на сайте Главного управления МЧС России по Приморскому краю в разделе «Безопасность на водных объектах», также в средствах массовой информации. Пляж, который попадает в этот список, на нём есть обученный спасатель, средства спасения и оказания первой помощи. Поэтому для отдыха лучше выбирать именно эти пляжи, поскольку там за Вами будут присматривать. И в дальнейшем, придя на пляж необходимо оценить всю эту ситуацию. Если сильная волна, пляж такой, с песчаным берегом как на Шаморе, то есть опасность возникновения тягунов и здесь при сильном волнении лучше не купаться. Отправляясь на отдых, в идеале необходимо взять с собой какое-нибудь средство спасения. Есть у нас конец Александрова. Он сейчас выпускается в заводском исполнении. Необходимо научиться навыкам оказания первой помощи, и особое внимание уделять детям, которые находятся с Вами и вокруг Вас. Соблюдение этих правил – поможет избежать трагедий. Также стоит помнить, что алкоголь категорически противопоказан при отдыхе на воде.
Не прощает ошибок море…
За кормой неподкупной море. Не прощает ошибок оно.
И на вид лазурным раздольем отправляет на самое дно.
Волн голодных морская пучина не ослабит свой строгий плен,
В нем окажутся снова мужчины с жаждой жизни и перемен.
Под водой направляется лодка. У нее секретный маршрут.
Но по случая воли что-то не заладилось как-то тут.
Перегрелся снаряд коварный, сердца градус уже за сто.
У штурвала чурбан бездарный. И застыло только : «за что?».
Воздух в клочья разрезало эхом. Переборок погнулся свод.
Резонанс озлобленным смехом из минора дополнил нот.
Разгорелось из ада пламя, накалились бока торпед.
В помощь Бога, но номер занят, или просто нет трех монет…
Не уступит победу море – глубиной сжимает тиски,
Но ты жив. Есть шанс. Ты не умер. Лишь слегка окровавил виски.
Люк задраен и герметично. Не сдается кто в море жил.
Жизнь на грани стала привычкой. Кто такую ее пришил.
Сотни метров над головою, глыбой мраморной стала вода.
Только спорят за жизнь с судьбою обученные с ней тогда.
Темный омут морской водицы, пробирает до мозга дрожь.
Старый ил, немым очевидцем, ты не скажешь, но все поймёшь.
Шлюз стыковочный где-то рядом, есть надежда.. должны.. найдут..
Холодит промокая одежда. Темнота. Тихий сердца стук.
Пробирается выше море, заполняется этот отсек.
Вроде держатся все как прежде, а уверенность не у всех.
Связи нет. Первобытные стуки отмеряют начала час.
Жуткий плен. Онемевшие руки. Пустота понимающих глаз.
Не удачны попытки спасенья. Есть на это сотни причин.
Есть, конечно, особые мнения и мучения горстки мужчин.
За борто’м любимые, дети. Жизни путь, зовущий вперёд
И листок, последний свидетель, горькой весточкой робко ждёт.
Не прощает ошибок море. Кислорода последний глоток.
И наполнится море солью слёз безвременно ставших вдов.
Море ошибок не прощает
25 декабря 2014, 03:11
27 декабря спасатели России отмечают свой профессиональный праздник — День спасателя
27 декабря спасатели России отмечают свой профессиональный праздник — День спасателя
Год 2014 уходящий, для специалистов, работающих в сфере безопасности мореплавания у нас в России, выдался относительно спокойным. Миновали нас серьезные и крупные аварии в море, кораблекрушения, пожары. Инциденты случались, как и в любой другой опасной работе, и к сожалению, не все они обошлись без человеческих жертв и трагедий. Но больших, резонансных катастроф, таких, как произошла, например, с теплоходом «Булгария», удалось избежать. Безусловно, это заслуга моряков — экипажей, соблюдающих нормы и правила хорошей морской практики, безопасного мореплавания. Но так же — это заслуга и тех людей, которые обеспечивают эту безопасность здесь, на берегу. Ведь море ошибок не прощает. Мы все это знаем не понаслышке.
В отличие от Российского судоходства, прошедший 2014 стал «урожайным» на катастрофы и аварии у наших азиатских соседей — Южной Кореи: ужасная трагедия с паромом «Сэволь», унесшая жизнь более 300 человек, большинство из которых были еще школьниками, буквально потрясла весь мир; еще один пассажирский паром, наскочивший на скалы в районе о. Чиндо ; затонувший в Беринговом море рыболовный «Орион 501» — 40 погибших рыбаков. Этот печальный список можно продолжать…
Случай с южнокорейским «Орионом 501» вообще показательный. Пограничное УФСБ РФ по Камчатскому краю после проверки установило, что большинство южнокорейских судов, ведущих промысел в зоне ответственности ведомства, не оснащены спасательными средствами в надлежащем количестве. Пять из шести проверенных корейских судов не имели гидротермокостюмов, а два имели спасательные плоты, на которых количество мест меньше, чем число членов экипажа. При аварийной ситуации, шансов спастись у рыбаков не будет.
При этом, южнокорейские соседи летом 2014-го года, в порту Пусан, на базе «Морского и рыболовного техникума» ввели в строй один из самых современных тренажерных центров, предназначенный для получения практических навыков в использовании всех видов спасательных средств. Но, видимо, без заинтересованности, участия и усилий со стороны судовладельцев, обеспечить должный уровень безопасности на море невозможно.
Андрей КОЖЕМЯКИН, директор ОС «Русский Регистр Дальний Восток»:
— Три года компания проводит комплексные аудиты на буровых платформах и судах обеспечения занятых в совместных проектах «Сахалин», и надо отметить, что безопасность на объектах добычи углеводородов и судах обеспечения, является одной из приоритетных задач. Так, например, дополнительно к национальным стандартам и требованиям Морской международной организации (ИМО), операторы ввели дополнительные требования по укомплектованию судов дополнительными спасательными средствами. Сегодня, весь персонал, работающий на буровых платформах, в обязательном порядке проходит дополнительную тренажерную подготовку по спасению из кабины тонущего вертолета. Независимо от обстановки в том числе и ледовой, около платформы всегда находится на дежурстве судно обеспечения, задачей которого является обеспечение безопасности буровой.
Очень большое внимание уделяется готовности спасательных средств, и, не смотря на проблемы связанные с удаленностью объектов, и возросшим количеством «интересных» предложений от так называемых «сертифицированных поставщиков» к проверкам привлекаются только изготовители оборудования (в нашем случае — Норвежская компания, так как платформы оборудованы норвежским заводом-производителем) или их представители. Без исполнения должным образом этого главного условия, закрепленного, кстати, в циркулярах ИМО, о безопасности говорить сложно. И чем точнее и ответственнее мы будем выполнять свою работу здесь, на берегу, тем меньше будет работы у спасательных служб МЧС, там, в море.
Евгений ГААГА, коммерческий директор компании «Эверест Пасифик»:
— Если говорить о безопасности в море, то основа ее, на наш взгляд, закладывается тут, на берегу. Это целый комплекс мероприятий и последовательных действий, результат которой — уверенность в том, что сделано все возможное для того, чтобы экипажи, попавшие в нештатные ситуации в море, были в полном объеме и в соответствии с действующими правилами и предписаниями, снабжены и укомплектованы всем необходимым спасательным оборудованием, чтобы это оборудование было исправно, всегда безотказно работало и соответствовало действующим международным нормативам и правилам.
И один из важнейших факторов этой всей деятельности — качество выполненных работ, которое напрямую зависит от подготовки и квалификации специалистов. К сожалению, не смотря на требование ИМО у нас в регионе из десятка компаний, проверяющих спасательные шлюпки, может быть специалисты двух-трех прошли подготовку на заводах- изготовителях спасательного оборудования, при том, что такая подготовка должна повторяться каждые два года. А ведь это непраздный вопрос, ведь только обучение у производителя дает гарантию технической поддержки , в том числе и получение на заводе- изготовителе запасных изделий и самое главное нормативов по износу, использование которых позволяет дать заключение о пригодности спасательных средств.
Мы, в «Эверест Пасифик», подошли к этой части нашей деятельности очень серьезно и ответственно. Компания уделяет большое внимание вопросам подготовки персонала, состоянию материально- технической базы, стараясь быть постоянно готовой к внедрению новых изменений в отрасли.
Сегодня наша компания единственная на Дальнем востоке, официально уполномоченная для проведения проверок, проведению ремонта и испытаний спуско-подъемных устройств и спасательных средств производства бывшего украинского, а ныне российского предприятия «Склопластик» в Крыму, DSB Co., Ltd (Korea) и HLB Co., LTD., проведению проверок дежурных шлюпок производства «Мнев». Буквально на днях мы закончили полуторалетний подготовительный этап совместно с компанией Hyundai Lifeboats и с января следующего года начинаем модернизацию гаков на спасательных шлюпках. На сегодняшний день Эверест Пасифик единственная компания в России, которая приступила к этой работе.
В число партнеров и клиентов «Эверес Пасифик» уже входят крупнейшие судоходные компании: FESCO, «Ника», SASCO, «Дельта». Есть партнеры и на Западе страны — это Мурманское морское пароходство. Это важный показатель. Мы знаем, как там относятся и серьезно подходят к вопросам безопасности. И поручают их решать профессионалам.
Иван КАРПУШИН, начальник Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз»
— Всегда надо работать с профессионалами. Особенно в такой жизненно важной отрасли, как обеспечение безопасности мореплавания. Ведь речь идет о спасении людей на море, о человеческих жизнях. Тут важна подготовка специалистов, надо смотреть вперед и не жалеть средств на это. Давно вынашиваем планы по модернизации учебно-тренажерного центра по борьбе за живучесть в части оснащения самыми современными индивидуальными и коллективными спасательными средствами. И, несмотря на то, что это довольно капиталоемкий проект очень надеюсь, что в наступающем году мы сможем его реализовать. Анализ морских аварий и положительных примеров сохранения человеческой жизни на море показывает важность прохождения тренажерной подготовки с использованием реальных спасательных средств.
Мы знаем, в каком состоянии сегодня находится российский флот как торговый, так и рыболовный… точнее сказать, его остатки. Но, что сделаешь: сразу, в одночасье новый флот не построить. Многие считают, что нам надо вводить жесткие законы, принимать дополнительные постановления, которые ужесточат правила и требования к спасательному оборудованию…. Но мое мнение, что Правила ужесточать не надо. Они и так достаточно жесткие и написаны, ценой в жизни человеческие. Нам надо научиться эти правила выполнять, выполнять неукоснительно, обязательно и ответственно. И это касается не только морских правил, не только безопасности на море. Это касается и нашей повседневной жизни. Просто море ошибок не прощает.
Всех с наступающим профессиональным праздником — Днем спасателя!
Юрий РОГОВ. ZRPRESS.RU, Владивосток
#Новости#Дальний Восток#Общество