Правильно напишем: «Я купила 5 килограммов (килограмм) апельсинов». В русском литературном языке существительное «апельсин» в форме родительного падежа множественного числа имеют нормативное окончание -ов.
В бытовой речи часто слышатся подобные фразы:
- купила 5 килограмм апельсин;
- принесла несколько килограмм мандарин;
- закатала десять килограмм помидор.
Задумаемся, насколько верны и правомерны эти укороченные формы существительных с точки зрения морфологии современного русского литературного языка? Помним, что речь является нашей визитной карточкой.
Чтобы выяснить, где истина, сначала укажем падежную форму существительных в сочетании с количественным числительным.
Морфологическая норма сочетаемости числительных с существительным «апельсин»
К новогоднему празднику мама купила пять килограммов апельсинов.
- Пять (чего?) килограммов;
- килограммов (чего?) апельсинов.
В приведенном контексте существительные мужского рода «килограмм» и «апельсин» употреблены в форме родительного падежа множественного числа. В русском литературном языке отметим закономерность, что эти существительные мужского рода в паре с количественными числительными, начиная с пяти, употребляются в форме родительного падежа множественного числа, при этом имеют нормативное окончание -ов, например:
- 5 килограммов апельсинов;
- 6 килограммов бананов;
- 7 килограммов лимонов;
- 10 килограммов помидоров.
Отметим, что при счёте, то есть с указанием количества чего-то в сочетании с количественными числительными, в разговорной речи возможна форма родительного падежа множественного числа слова «килограмм» без окончания -ов наряду со строго литературной «килограммов», так что в современном литературном языке существуют два варианта словосочетаний:
- пять килограммов апельсинов;
- пять килограмм апельсинов.
Как видно из написания, существительное мужского рода второго склонения «апельсин» с непроизводной основой на твердый согласный в форме родительного падежа множественного числа в любом случае употребляется с окончанием -ов, что является морфологической нормой современного русского литературного языка.
Отмеченное стремление укоротить слово, «экономия языковых средств», является ненормативным приёмом в письменной речи.
Усеченные формы родительного падежа множественного числа анализируемых существительных без окончания -ов используются только в устной речи:
- 5 килограмм апельсинов;
- 5 килограмм апельсин .
Подытожим
Правильно напишем «пять килограммов/килограмм апельсинов». В устной речи употребляются формы существительных с числительным при счёте: «5 килограмм апельсинов и апельсин»
Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 18
Как правильно купили пять килограмм апельсин или пять килограммов апельсинов? Литературная норма употребления существительного «килограмм» в форме родительного падежа множественного числа — килограммов (форма «килограмм» допустима в разговорной речи). И существительное «апельсин» в форме родительного падежа множественного числа согласно литературной норме — апельсинов (а форма «апельсин», как и «килограмм», характерна для разговорной речи). Значит, правильно будет «пять килограммов апельсинов». |
Морфологические нормы. Культура речи. Упражнение.
- размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
Культура речи. Тест.
Перед вами упражнение по культуре русской речи. Подобраны задания на все основные случаи нарушения морфологических норм литературного языка. После решения каждого номера вы будете иметь возможность не только узнать верный ответ, но и понять причину ошибок.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) вкусные торты
2) палец с мозолем
3) пятьюстами деревьями
4) в две тысячи четвёртом годуОшибка во втором примере: существительное мозоль женского рода (р.п.- мозоли, т. п – мозолью, п.п. – о мозоли).
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более пятисот человек
2) клади портфель
3) жалел о пятьсот рублях
4) тонна яблокОшибка в третьем примере: при склонении сложных количественных числительных изменяются все его части (о пятистах рублях, к пятистам рублям).
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара чулок
2) поезжай сегодня
3) более пятидесяти рублей
4) рисунок более красивееОшибка в четвёртом примере: при образовании сравнительной степени прилагательного можно употреблять что-либо одно: либо суффикс — ее (-ей), либо вспомогательные слова более (менее).
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) старые тренера
2) пять апельсинов
3) положите сумки
4) чёрная вуальОшибка в первом примере: во множественном числе нужно говорить тренеры, но мастера, доктора.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) отдыхали у побережий
2) пять банок шпрот
3) ехайте быстрее
4) этот пример более интересенОшибка в третьем примере: следует говорить — поезжайте. Повелительное наклонение глагола образовано с помощью приставки по- и чередования х/зж.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ляжьте на пол
2) двумястами рублями
3) наиболее интересно
4) пять гектаровОшибка в первом примере. Следует говорить — лягте на пол.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) беги дальше
2) известные профессора
3) тремястами книгами
4) молодые шофераОшибка в четвёртом случае. Шофёр – шофёры.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пять килограммов
2) до двух тысяч шестого года
3) опытные шофёры
4) охапка георгиновОшибка во втором примере. У порядковых числительных изменяется только последнее слово. До две тысячи шестого года.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) килограмм апельсин
2) несколько брелоков
3) петь звонче
4) ягода слащеОшибка в первом примере. Следует говорить – килограмм апельсинов.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) самый лучший вариант
2) пятисот пятидесяти страниц
3) красивые торта
4) пять амперОшибка в третьем примере. Следует говорить – красивые то’рты.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более лучше
2) пара джинсов
3) оглох
4) девятисот девяноста девяти деревьевОшибка в первом примере. Лучше – это уже сравнительная степень наречия хорошо. Слово более здесь лишнее.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) новые драйверы
2) большие скорости
3) обеих книг
4) положьте в сумкиОшибка в четвёртом примере. Повелительное наклонение данного глагола – положите.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) семисот семидесяти человек
2) подписанные договора
3) усох
4) обоих столовОшибка во втором примере. Договор – договорЫ.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) девяностые года
2) нет мест
3) северные флота
4) кладите на местоОшибка в третьем примере. Следует говорить – северные флотЫ.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пять купон
2) килограмм баклажанов
3) с пятьюдесятью рублями
4) залезай вышеОшибка в четвёртом примере. Следует говорить – залезь выше.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) наиболее удачно
2) делав что нужно
3) больная мозоль
4) положите на столОшибка во втором примере. Деепричастие должно быть либо делая, либо сделав.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) красивый тюль
2) наивысший балл
3) менее пятиста лет
4) директора школОшибка в третьем примере. Нужно говорить – менее пятисот лет.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пять килограммов помидоров
2) старый дуб засох
3) приехал с Таганрога
4) вкусные тортыОшибка в третьем примере: нужно говорить – приехал из Таганрога.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) по окончанию школы поступил в институт
2) несколько брелоков
3) современный модный тюль
4) семидесяти пяти килограммовОшибка в первом примере: нужно писать — по окончанИИ школы.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) положить книги на стол
2) рукопись состояла из триста шестисот страниц
3) пришли по прибытии поезда
4) последние договорыОшибка во втором примере: следовало писать – из трёхсот шестидесяти страниц.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) обеих рук
2) осенние яблоки более кислее
3) погиб в бою
4) великие учители человечестваОшибка во втором примере. Правильный вариант: осенние яблоки кислее.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) десяток оладий
2) ляг поспи
3) вернулся со школы поздно
4) промышленные отраслиОшибка в третьем примере. Правильный ответ: вернулся ИЗ школы поздно.
Наверх
В любое время года хорош этот край светлых озер, деревянных хором и гулкой лесной тишины.
Карелия поражает своим разнообразием. Неудивительно, что Карелия манит к себе путешественников.
Необычайно живописные ее дороги, уютные стоянки на берегах озер привлекают массу автотуристов.
Давняя достопримечательность края — водопады Кивач и Гирвас.
На весь мир знаменит остров Кижи. Сюда свезли с округи несколько старинных домов и церквей, представляющих архитектурную ценность. Остров стал музеем-заповедником деревян-ного зодчества и этнографии.
Представление о Карелии не будет полным, если не побывать там в пору белых ночей. Свет белой ночи повсюду разлит ровно, в нем нет теней, он прозрачен, томительно тревожен и манящ, он беспокоит и зовет.
1. Подчеркните( напишите пожалуйста) в тексте наречия как члены предложения.
2. Подчеркните (напишите предложение и если не сложно подчеркните) грамматическую основу в том предложении, в котором подлежащее и сказуемое выражены именами существительными
Найдите и исправьте ошибку(ошибки) в образовании формы слова (слов) Запишите правильный вариант формы слова (слов)
1) килограмм апельсинов
2) рассказ более интереснее
3) маленький пони 4) около шестиста иллюстраций
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык