Дата публикации 26 июля 2020Обновлено 26 апреля 2021
Определение болезни. Причины заболевания
Дисграфия — расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. Например, ребёнок заменяет графически сходные буквы при написании (ш-щ, т-ш, в-д, м-л), пропускает и переставляет буквы и слога в словах.
Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил.
Выделяется три группы специфических ошибок:
- ошибки на уровне буквы и слога;
- ошибки на уровне слова;
- ошибки на уровне предложения.
Возникновение таких ошибок у школьников не связано со снижением интеллектуального развития, выраженными нарушениями слуха и зрения или нерегулярностью школьного обучения.
Нарушение письма может быть обусловлено задержкой в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи. Такая задержка возникает в результате воздействия неблагоприятных факторов в разные периоды развития ребёнка [7].
К неблагоприятным факторам раннего периода можно отнести:
- отягощённая беременность — хронические заболевания матери, гестоз, анемия, многоплодная беременность;
- рождение ребёнка на сроке беременности до 35 недель;
- перинатальная патология центральной нервной системы (ЦНС);
- церебральная гипоксия (ишемия) — острое повреждение головного мозга в результате его недостаточного кровоснабжения во время беременности, родов или в течение первого месяца жизни;
- родовая травма ЦНС;
- инфекции ЦНС (токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус, краснуха);
- системные метаболические нарушения (билирубиновая энцефалопатия, гипогликемия, гипокальциемия, гипо- и гипермагниемия, гипо- и гипернатриемия).
Причины, которые могут привести к дисграфии в более старшем возрасте (после 2 лет):
- черепно-мозговые травмы;
- нейроинфекции;
- патологии внутренних органов (пиелонефрит, гастрит, пневмония, ревматизм);
- нарушения сердечно-сосудистой системы;
- онкология;
- выраженная психологическая травма, обусловленная сложной семейной обстановкой, низким социальным статусом, конфликтами со сверстниками, одиночеством.
Эти патологические состояния приводят к астении нервной системы и могут осложнять освоение письменной речи.
Часто встречается наследственная предрасположенность к дисграфии. Кроме того сложности с письмом могут возникнуть у ребёнка, пишущего левой рукой или переученного с левой руки на правую. Нередко дисграфией страдают дети, для которых язык, на котором они учатся писать, не является родным.
Вероятность дисграфии велика при общем недоразвитии речи. Расстройство может провоцировать логоневроз (заикание и запинания в речи) и сниженный темп созревания психических функций (например, на фоне хронических болезней или социальной дезадаптации).
При обследовании письма и чтения у 186 учащихся первых классов дисграфия была обнаружена у 21 % детей [3].
При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!
Симптомы дисграфии
Дисграфия проявляется ошибками в письме, которые регулярно повторяются у детей без сопутствующих патологий (умственной отсталости или снижения слуха).
Ошибки на уровне букв и слогов обусловлены несформированностью звукового анализа слова (пропуски, перестановки, вставки, повторы как букв, так и слогов). Например: «снки-санки» или «кичат-кричат».
Ошибки на уровне слова связаны с затруднением вычленения из речевого потока речевых единиц и их элементов (слитное написание слов, предлогов со словами, либо раздельное написание приставки со словом). Например: «и дут», «по дкроватью», «светилалуна».
Ошибки на уровне предложений связаны с недостаточностью языкового обобщения, это не позволяет школьникам уловить различия частей речи. Это приводит к нарушению структуры предложения. Например: «гуси вышли изадвора пощли на прут» [7].
У школьников с дисграфией часто формируется неразборчивый почерк, написание букв неаккуратное — так проявляется неуверенность ребёнка и боязнь ошибки. Буквы разной высоты и наклонены в разные стороны, выходят за строчку. При письме ребёнок напрягается, сильно надавливает на ручку и от этого быстро устаёт и не может ускорить темп письма. При написании диктантов школьник старается писать неразборчиво, чтобы учитель не заметил ошибки, при этом регулярно получает неудовлетворительные оценки. Это приводит невротизации ребёнка и ещё больше усугубляет его проблемы. Возникает внутренний страх ошибки, формируется неуверенность в себе, появляется замкнутость, пропадает мотивация к учёбе.
Проявления дисграфии также может сочетаться с неврологическими нарушениями — снижением памяти и внимания, гиперактивностью, нарушением поведения.
Важно помнить, что в первом классе многие дети с трудом осваивают письмо, делая большое количество ошибок, но это нормальный путь становления письменной речи.
Патогенез дисграфии
Для правильной работы сложной системы, отвечающей за речевое развитие ребёнка, необходим неповреждённый мозг и равномерное созревание речевых центров и анализаторов.
При воздействии неблагоприятных факторов могут возникать отклонения в созревании и работе отделов мозга, отвечающих за речевое развитие и за письменную речь в частности. Патологическое влияние на развивающийся мозг может быть оказано в разные временные периоды: от внутриутробного развития до школьного возраста. К таким факторам относятся внутриутробные инфекции, родовая травма, порок сердца, хирургические вмешательства, соматические заболевания, черепно-мозговая травма. Негативный фактор может повлиять не только на отдельные центры, входящие в речевые зоны, но и на весь речевой комплекс, что приведёт к общему недоразвитию речи (ОНР).
От степени, силы и длительности патологического воздействия на речевые зоны зависят клинические проявления дисграфии у детей — от лёгких форм, корректирующихся занятиями с логопедом, до тяжёлых нарушений, требующих комплексного подхода к терапии.
В настоящее время существует несколько основных подходов к патогенезу дисграфии. Корнев А. Н. выделяет в патогенезе нарушений письменной речи три аспекта [3]:
- нарушение в развитии психических функций;
- неоднородность развития индивидуальных сенсомоторных и интеллектуальных функций;
- частное недоразвитие ряда умственных функций.
Лалаева Р. И. считает, что у детей с дисграфией не сформированы отдельные психические функции [4]:
- зрительный анализ и синтез;
- пространственные представления;
- слухопроизносительная дифференциация звуков;
- фонематический, слоговый анализ и синтез;
- деление предложений на слова;
- лексико-грамматический строй речи;
- расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Классификация и стадии развития дисграфии
Учитывая сложность патогенеза дисграфии и разные подходы к его пониманию, вопрос с классификацией также неоднозначный.
Токарева О. А. разработала классификацию, которая учитывает степень вовлечения анализаторов [8]:
- оптическая дисграфия — обусловлена недоразвитием у детей зрительных систем коры головного мозга, что приводит к неустойчивости зрительных впечатлений и представлений, некоторые буквы не узнаются и не соотносятся со звуками;
- акустическая дисграфия — вызвана недостаточностью фонематического слуха, при которой страдает дифференциация звуков и нарушаются звукобуквенные соотношения;
- моторная дисграфия — возникает при задержке в созревании мелкой моторики рук, происходит нарушение в соотношении моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами.
Сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. Герцена под руководством Лалаевой Р. И. разработали классификацию, основанную на степени несформированности языковых операций [4]:
- Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ведущий симптом — дефектное произношение звуков (замены, смешения, пропуски).
- Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
- Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
- нарушение звукобуквенного анализа и синтеза;
- нарушение слогового анализа и синтеза;
- нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений.
- Аграмматическая дисграфия. Обусловлена недоразвитием лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.
- Оптическая дисграфия. Связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза пространственных представлений
Классификация Ахутиной Т. В. составлена на основании учения Лурия А. Р. о трёх функциональных блоках мозга:
- I блок — регуляция тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации);
- II блок — приём, переработка и хранение информации (операциональный уровень);
- III блок — программирование, регуляция и контроль сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации) [5].
Ахутина Т. В. выделяет три вида дисграфии:
- Регуляторная — дисфункция III блока, связанная со слабостью функций программирования и контроля.
- Акустико-кинестетическая — дисфункция II блока мозга, слабость переработки слуховой и кинестетической (двигательной) информации. Поражение кинестетического анализатора приводит к нарушению точных артикуляционных и глазодвигательных движений и движений мышц кисти.
- Зрительно-пространственная — связана с несформированностью зрительно-пространственных функций и дефицитом речевого слуха.
У детей с патологией речевого слуха нет раздельного восприятия элементов ряда (звуков, интонаций, темпа и т. д.)
Отдельные логопеды выделяют степени выраженности дисграфии по количеству и характеру ошибок:
- Лёгкая степень. Виды дисграфических ошибок:
- замены букв (ч-щ, б-п);
- нарушения в обозначении мягкости согласных («маленкие»);
- искажения звукобуквенной структуры слова («поплькли — поблёкли»).
- Средняя степень. Виды дисграфических ошибок:
- замены букв (о-а, ю-у);
- искажения звукобуквенной структуры слова («птичк, помогайт, пичкам»);
- нарушение структуры предложения, слитное написание слов, аграмматизмы («в оконнов стекла»).
- Тяжёлая степень. Виды дисграфических ошибок:
- замены букв (н-т);
- искажения звукобуквенной структуры слова («подут-пойдут, оненповесяет – они повесят, даптиц – для птиц»);
- нарушения структуры предложения — слитное написание слов (сюга – с юга, даптиц – для птиц), перестановки слов (деревях на – на деревьях);
- аграмматизмы (моного доменько – много домиков, оненповесяет – они повесят).
Осложнения дисграфии
Дисграфия, не выявленная в младшем школьном возрасте, может отразиться на дальнейшем развитии личности ребёнка. При лёгкой форме расстройства, не осложнённой другими неврологическими патологиями, проблема может быть решена с помощью занятий с логопедом и психологом.
Если же у ребёнка выявлены сопутствующие неврологические отклонения, такие как синдром дефицита внимания, снижение памяти, выраженная гиперактивность, нарушение поведения в виде выраженной расторможённости и агрессивности, низкий уровень усвоения школьного материала, то победить нарушение письменной речи будет сложнее. Целенаправленные коррекционно-логопедические занятия и медикаментозное лечение помогут уменьшить проявление дисграфии, но у части детей проблемы с письменной речью могут остаться на всю жизнь. В таком случае дисграфия значительно повлияет на становление личности ребёнка. Такие дети могут иметь психологические проблемы:
- неуверенность в себе;
- низкую самооценку;
- сниженную социализацию и попытки скрыть свою проблему от окружающих.
Также возникает ограничение при выборе будущей профессии. Однако важно помнить, что и во взрослом возрасте человек может бороться с дисграфией и достигнуть положительных результатов.
Ряд детей младшего школьного возраста с дисграфией имеют пограничное состояние по умственному развитию. Такие дети плохо усваивают школьную программу, отстают от сверстников, часто нуждаются в дополнительных занятиях. Если ребёнок после второго класса школы не освоил письмо и не научился читать, необходима консультация психиатра [4].
Диагностика дисграфии
Первичная диагностика дисграфии проводится школьным логопедом в конце первого класса или в начале учебного года во втором классе. Для этого логопед использует речевые карты — стандартизированный опросник, выявляющий уровень физического, познавательного, нервно-психического, речевого и психомоторного развития. На основании анализа результатов тестирования делается вывод о наличии или отсутствии дисграфии. При выявлении дисграфии логопед определяет её вид.
Для уточнения общего уровня развития ребёнка необходима консультация клинического психолога. Психологическое тестирование поможет выявить конкретные проблемы ученика:
- снижение памяти и внимания;
- нарушение мышления, снижение уровня интеллектуального развития.
Ребёнок с дисграфией должен быть осмотрен неврологом. При осмотре детский невролог оценит общий неврологический статус и выявит сопутствующие неврологические патологии. Основываясь на результатах осмотра и данных, полученных от логопеда и клинического психолога, врач-невролог выработает тактику обследования и при необходимости план лечения пациента.
Для комплексного обследования ребёнка с дисграфией необходима консультация педиатра для исключения хронических соматических заболеваний, офтальмолога и сурдолога для выявления снижения слуха и психиатра [2][9].
Обязательным инструментальным методом исследования является электроэнцефалография (ЭЭГ) — исследование электрической активности головного мозга. ЭЭГ проводится для исключения скрытой судорожной активности головного мозга.
К другим инструментальным методам относятся дуплексное исследование сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника (неинвазивное исследование сосудов, отражающее функциональные показатели кровотока) и магнитно-резонансная томография (МРТ). МРТ головного мозга показана детям с выраженными сопутствующими неврологическими нарушениями для выявления возможных органических поражений головного мозга [2].
Лечение дисграфии
При выявлении у ребёнка дисграфии логопеду нужно уточнить её форму, это необходимо для составления методического плана реабилитации и организации коррекционных занятий. К работе логопеда для нормализации психологического состояния ребёнка целесообразно подключить занятия с психологом.
Детям с дисграфией рекомендованы регулярные осмотры невролога. Врач на основании клинического осмотра и данных инструментальных исследований составляет план лечения пациента. Подход к терапии детей с дисграфией должен основываться на рекомендациях федерального руководства по детской неврологии.
Из медикаментозной терапии показаны препараты:
- энцефабол;
- фенибут;
- кортексин;
- пантогам;
- семакс;
- когитум;
- Магне В6[2].
Также в лечении используются малоинвазивные инструментальные методы. Для коррекции речевых нарушений у детей применяют транскраниальную микрополяризацию[10]. Метод основан на лечебном воздействии на головной мозг постоянного (гальванического) электрического тока небольшой силы. Во время процедуры происходит направленное воздействие на системы головного мозга. Это активирует неэффективно функционирующий синаптический аппарат нейронов и стимулирует развитие незрелых элементов коры головного мозга [6].
Также для лечения детей с дисграфией применяют метод биоакустической коррекции [11]. Основой терапии является компьютерное преобразование электроэнцефалограммы больного в акустический сигнал и предъявление этого сигнала пациенту в реальном времени. Тем самым осуществляется сенсорная ЭЭГ-зависимая стимуляция. ЭЭГ-зависимая физиотерапия на основе метода биоакустической коррекции способствует улучшению показателей состояния центральной нервной системы.
Прогноз. Профилактика
В большинстве случаев дисграфия у детей младшего школьного возраста поддаётся логопедической коррекции. Тяжёлые случаи нарушения письменной речи встречаются нечасто. Таких детей отправляют в центры психолого-медико-социального сопровождения для решения вопроса о дальнейшем обучении ребёнка. Обычно пациентам с тяжёлой формой дисграфии рекомендуют продложить обучение в школе для детей с патологией речи. В дальнейшем при устранении проблем с письменной речью ребёнка переводят в общеобразовательную школу.
Профилактика дисграфии основывается в раннем выявлении логопедом (на уровне детского сада) детей с нарушением речевого развития. Если к 4-5 годам у ребёнка остаются речевые проблемы, его необходимо перевести в логопедический детский сад иди логопедическую группу для проведения коррекционных занятий.
В комплекс логопедических занятий, помимо работы по постановке и автоматизации звуков, обязательно должны входить задания по развитию внимания, памяти, узнавания зрительных образов, мелкой моторики, слухового сосредоточения [4].
В настоящее время многие родители настроены на раннее развитие своего ребёнка, но этот подход часто себя не оправдывает и может спровоцировать проблему. Так, обучение ребёнка чтению и письму должно коррелировать со степенью созревания его сознания и готовности к обучению.
Детская дисграфия: виды, причины, симптомы и профилактика
У многих школьников в младших классах наблюдаются трудности с письменной речью: помарки, неразборчивый почерк, глупые ошибки, путаница в буквах – казалось бы, стандартный набор юного школьника, который только начал познавать письменный русский язык.
Каждый ребёнок развивается в своём темпе, и, кажется, поводов для беспокойств особо нет, тем более почерк – это вообще дело индивидуальное. Возраст, социальные факторы, особенности развития, система образования – эти и другие причины могут сыграть важную роль в появлении трудностей письма у школьника.
Причин действительно много, однако порой основанием ошибок при графическом воспроизведении родного языка является конкретное нарушение — дисграфия у ребёнка.
Но не спешите паниковать и путать обычное детское развитие с нарушениями. Сперва давайте разберёмся, что называют дисграфией у ребенка, вследствие чего она появляется, и как её миновать.
Что такое дисграфия?
Дисграфия у младших школьников – это нарушение процесса письма, характеризующееся специфическими, часто повторяющимися ошибками. Чаще всего оно связано со сбоем в работе определенных психических функций, которые отвечают непосредственно за обеспечение письменного процесса. Дети с дисграфией постоянно совершают нетипичные ошибки при письме. В большинстве случаев грамматика не влияет на такие ошибки. Это не орфографические и не пунктуационные неточности; это конкретные опечатки в словах и предложениях.
Ребёнок с дисграфией, сам того не осознавая, может допустить ошибки в самых, казалось бы, простых для написания словах.
Примеры дисграфии:
Например, слово «окно» может быть написано как «оно»; предлог «под» превратится в «пдо»; «кит» отзеркалится и станет «тик», вместо «нога» будет «нга». При дисграфии возможна и замена слов на похожие, например, вместо «приняла» — «присела», вместо «ушёл» — «пришёл» и т.д.
Более того, имея в анамнезе данное нарушение, ребенок может не дописывать окончания слов, вставлять лишние буквы, писать их зеркально или пропускать необходимые. Из предложений могут исчезать целые слова, в словосочетаниях – нелогично меняться местами. Часто дисграфия сопровождается неразборчивым почерком, ребенок пишет «как курица лапой».
В наши дни подобные нарушения, как правило, встречаются у школьников младших классов — 80% всех случаев приходится именно на них. Важно также знать, что процент детей с подтвержденной дисграфией с каждым годом увеличивается. Причины возникновения дисграфии
Причин, по которым может возникнуть такое нарушение, как дисграфия, множество. Они могут носить как органический (естественный), так и функциональный (приобретённый) характер.
Возможные причины возникновения дисграфии у ребенка:
— Перенесённые психологические травмы
— Нарушения в работе высших психических функций
— Социально-психологические факторы
— Наследственность / генетический фактор
— Внутриутробные инфекции и родовые травмы
— Черепно-мозговые травмы различной степени тяжести
— Длительные соматические заболевания
— Искажённая речь окружающих
— Двуязычие в семье
— Недостаток речевого общения
Так, например, частое сюсюканье с малышом приводит к тому, что он быстро привыкает и начинает «сглатывать» звуки. Также специалисты отмечают, что дети, чьи родители слишком рано стали обучать их грамматике (при психологической незрелости малышей), тоже относятся к зоне риска. Их мозг еще не готов справиться с таким большим объёмом информации и начинает давать сбои.
Часто можно встретить дисграфию у детей, которые страдают задержкой речевого и /или психоречевого развития, имеющих такие нарушения, как минимальная мозговая дисфункция, общее недоразвитие речи, СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности).
Виды дисграфии с примерами
Виды дисграфии и примеры дисграфии:— Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
В этом случае на письме искажается структура слова и предложения: приставки пишутся отдельно, предлоги – слитно, отдельные слова складываются в одно целое (в избе – «визбе», пришёл – «при шёл», лежит букварь – «лежитбукварь»). Часто пропускаются гласные и согласные буквы (поля – «пля», огурец – «огрец», тетрадь – «терадь», арбуз – «аруз» и т.д.). при написании добавляются и лишние буквы (пенал – «пениал»), происходит перестановка букв и слогов (стол – «тсол»).
— Оптическая дисграфия
При наличии данного вида дисграфии зрительное восприятие неустойчиво, буквы будто незнакомы ребенку и в каждом слове воспринимаются по-разному. Примерно такие замены букв могут наблюдаться в тетради: п→и, п→н, к→л, ц→щ, ш→и, м→л, б→д, п→т, н→к, ж→ш и т.д.
Также ребёнок может отзеркаливать слова и/или буквы при написании: дом → мод, рыба → абыр и т.п.
— Артикуляторно-акустическая дисграфия
При такой форме у ребёнка недостаточно развиты навыки анализа и синтеза речи, из-за чего ему сложно различать звуки, причем как гласные, так и согласные. А в особенности – схожие по звучанию и артикуляции. На письме это выглядит как смешение и пропуски букв, их замена, а также неправильное отражение звукопроизношения на бумаге. Иными словами, ребенок пишет также, как произносит или слышит.
Например, слово «доктор» может написать «доктр», «вода» как «вада», «собака» → «сабака», «Москва» → «масква» и т.д.
— Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания
При наличии данного вида дисграфии на письме ребенок заменяет близкие по фонетическим признакам звуки (б-п, в-ф, г-к, м-н, л-р и т.п.). Главное, что в этом случае ребёнок при разговоре все звуки произносит верно, но при письме выходит совсем наоборот. Также можно наблюдать на письме дефект смягчения («албом») и замены гласных звуков – а-я, у-ю (лампа →
«лямпа», рука → «рюка») и т.д.
— Аграмматическая дисграфия
Данная форма связана с недоразвитием грамматического строя речи, при котором искажаются слова и предложения, и у детей возникают трудности в образовании множественного числа существительных, не соблюдается последовательность предложений, неправильно образуются уменьшительно-ласкательные формы, теряются смысловые связи (небеса – «небы», кружки – «кружья», «много книгов», малыши – «малыша», «один сумка» и т.п.). Все эти нарушения свидетельствуют о лексико-грамматическом недоразвитии речи.
— Моторная
Моторный вид нарушения проявляется, прежде всего, в почерке – в процессе написания возникают проблемы в движениях кисти руки и восприятии букв со зрительным образом.
В некоторых случаях дисграфия у младших школьников сопровождается неречевыми нарушениями, например, рассеянным вниманием, трудностями с саморегуляцией и контролем, ослабленной памятью, различными психическими расстройствами.
Основные симптомы дисграфии
В первую очередь, о наличии дисграфии у ребёнка можно говорить только после того, как ребенок полностью освоит технику письма, т. е. около 8–8,5 лет. Если Ваш ребенок уже достиг данного возраста, но всё ещё имеет проблемы с письмом, не пренебрегайте обращением к специалистам: нейропсихологу и логопеду-дефектологу. Проведение диагностики – обязательное мероприятие, если у школьника присутствуют нелогичные ошибки в письме.
Признаками, характеризующими дисграфию, являются постоянно повторяющиеся на письме ошибки, несвязанные с тем, что ребёнок не знает правила и нормы языка. Типичные ошибки, которые могут встречаться при различных видах дисграфии у младших школьников, могут проявляться:
— смешением и заменами фонетически схожих звуков на письме (д–т, б–п, ш-ж, г–к) или графически схожих прописных букв (т-ш, ш-щ, м-л, б-д);
— нарушением слитности и раздельности написания слов;
— искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
— нарушенным словоизменением и нелогичной перестановкой слов в предложениях;
— несоблюдением красной строки и заглавной буквы.
Очень часто дисграфия сопровождается проблемами не только в письменной речи, но и особенностями развития психических функций: снижение работоспособности, неврологические нарушения, гиперактивность, отвлекаемость, снижение объема памяти и прочее.
Методы коррекции дисграфии
Индивидуальные особенности, а также вид нарушения и степень запущенности влияют на способы коррекции дисграфии у младших школьников. Первым делом специалисты в области нейропсихологии, логопедии и дефектологии проводят диагностику, которая помогает не только выявить патологию, но и определить конкретный вид нарушения. План по коррекции всегда подбирается индивидуально, учитывая все особенности и нюансы. Занятия проводятся, в частности, в игровой форме. Лучше всего дисграфия поддается коррекции в возрасте до 10 лет. Чем старше ребенок, тем сложнее и дольше будут проходить коррекционные занятия, поэтому важно выявлять проблему на ранних стадиях и вовремя обращаться к специалистам.
Большая часть работы приходится на нейропсихолога и логопеда. Специалисты определяют первопричину и составляют программу занятий, в которую входят упражнения по сенсомотороной коррекции, развитию функций внимания, памяти, формированию самоконтроля, звукопроизношению, фонемного распознавания речи, формированию лексико-грамматического строя, моторики, и остальных факторов. Иногда необходимо участие таких специалистов, как психолог, невролог и дефектолог.
Важно также понимать, что если вы не специалист, то устранить дисграфию своими силами практически невозможно, однако поддерживать коррекцию в домашних условиях необходимо.
Самыми эффективными методами коррекции считаются:
- задания и игры для развития памяти, внимания, мышления, зрительного и акустического восприятия;
- двигательные упражнения из сенсомоторной коррекции;
- дыхательные игры и техники для повышения работоспособности;
- упражнения для развития звукового анализа в виде игр (ребусы, загадки, скороговорки);
- упражнения для формирования образа буквы и развития пространственных представлений (при оптической дисграфии);
- задания для правильного понимания букв, звуков, слов;
- работа по формированию лексико-грамматического строя;
- постановка звуков, автоматизация речи.
Как помочь? Советы специалиста
Следует знать, что многие трудности у детей лучше всего поддаются коррекции в ранние годы. Поэтому будьте внимательны к своим детям. Различайте понятие «не даётся грамота» и серьёзное нарушение письма. Помните: чем быстрее вы заметите симптоматику у своего ребёнка, тем легче будет проходить коррекционный период.
Не бойтесь обращаться к специалистам. Так, грамотный нейропсихолог и логопед, составят вашему ребёнку индивидуальный план по коррекции нарушения и обязательно помогут справиться с недугом!
Дисграфия — стойкое патологическое расстройство процесса письма, возникающее в результате различных аномалий письменно-речевой деятельности. У человека, страдающего дисграфией, проявляются необычные ошибки письма, не имеющие ничего общего с неграмотностью и проблемами в орфографии. Многие родители и учителя, к сожалению, не проводят различий между этими явлениями, что может приводить к запущенным случаям.
Дисграфия и дислексия — два родственных заболевания, что видно даже из сходства их названий. Оба образованы от древнегреческих корней («речь» и «письмо» соответственно) с одинаковой приставкой отрицания. Многие аномалии дислексионного характера в конце концов не могут не привести и к отклонениям в процессе письма. Это происходит в первые несколько лет жизни, поэтому дисграфию, как и дислексию, стараются ловить в зародыше и бороться с ней на ранних стадиях развития ребёнка.
Бывает дисграфия, приобретённая во взрослой жизни (из-за травм и заболеваний головного мозга), но это намного более редкие случаи.
При этой патологии ошибки на письме не выглядят как орфографические. Они возникают там, где, на первый взгляд, написание слова очевидно, и больше похожи на описки в тексте у обычного здорового человека (например, «содака» вместо «собака»), только в очень большой концентрации. Это могут быть одни буквы вместо других, перепутанные местами буквы и слоги, не дописанные до конца слова, несколько слов слитно без пробела (подробнее в разделе «Диагностика дисграфии. Примеры дисграфических ошибок«).
Поэтому когда учителя и родители говорят школьнику, что он ленится учиться и не старается запоминать правила, им стоит задуматься: возможно, это как раз они не стараются разобраться в ситуации и ленятся сопоставить факты. Особенно если в одном абзаце слово неправильно написано через «а», а на соседней странице тут же рядом — верное написание того же слова через «о». Логично задать себе вопрос: действительно ли это невнимательный лентяй, или у ребёнка проблемы логопедического характера?
Виды дисграфии
Как и в случае с любым другим отклонением, первая задача — правильно диагностировать источник патологии. Мы должны понимать, откуда ноги растут и лечить не последствия, а первопричину.
Специалисты выделяют несколько принципиально разных видов дисграфии в зависимости от источника отклонений на письме, с которыми, соответственно, и бороться нужно по-разному.
Первым, кто занялся классификацией видов дисграфии, был профессор Михаил Ефимович Хватцев, основоположник отечественной логопедии. Ещё в 1964 году он написал пособие для учителей спецшкол и студентов педагогического университета. Хватцев рассматривал пять видов дисграфии, отдельно выделяя дисграфию на почве расстройств устной речи и дисграфию на почве нарушений произносительного ритма.
Уже позже в классификации советского специалиста по логопедии — Ольги Токаревой, структурировавшей представления о дисграфии, базовые направления сводятся к трём:
1. моторная дисграфия;
2. оптическая дисграфия;
3. акустическая дисграфия.
Рассмотрим чуть подробнее основные виды дисграфии, чем различаются источники появления расстройства и характер ошибок.
Моторная дисграфия
Название моторной дисграфии происходит от моторики мышечных движений. Она возникает из-за расстройств рефлексов, отвечающих за связь зрительных и фонетических образов слов с положением и движением руки при написании, «двигательные формулы» букв и слов.
Если у ребёнка в чём-то неполноценно развит моторно-двигательный анализатор, то это приведёт не только к дисграфии, но также к плохому почерку и неаккуратности на письме, хотя сами по себе небрежность и сложности с почерком совершенно не обязательно сопровождаются дисграфическими ошибками и не всегда свидетельствуют о глубинных патологиях.
Другими негативными последствиями проблем с двигательным аппаратом могут быть нарушения в устной речи, поэтому моторная дисграфия нередко сочетается с акустико-фонематической. То есть из-за осложнений с движениями речевого аппарата человек произносит слово нечётко и неправильно, мысленно запоминает его также неверно, а потом к этой проблеме добавляются ещё и трудности с написанием слова из-за плохой моторики пишущей руки.
Иногда моторная дисграфия может быть связана с ошибочным определением рабочей руки. Когда врождённый левша приучается всё делать правой рукой, он не только блоху подковать не сможет, но и своё имя правильно написать.
Оптическая дисграфия
При оптической дисграфии у человека затруднено распознавание и запоминание букв, здесь характерна неустойчивость зрительных впечатлений и ошибки зрительного анализа. Проблемы могут быть в том, что у зрительной системы неточные представления о цвете, размере и форме предметов, нарушение целостного восприятия картинки, как следствие — недостаточное формирование оптического образа буквы, разное прочтение одного и того же слова в разные моменты.
На письме это приводит к путанице и следующим ошибкам:
- подмена одних букв другими (в случае графически похожих в письменном виде букв: «б» — «д» — «в», «л» — «м», «н» — «и» — «ш» — «т»),
- недописывание элементов или лишние элементы («ш» превращается в «ии», лишние точки — «ё» вместо «е»),
- зеркальное написание букв.
Акустическая дисграфия
В этом случае корень бед нужно искать в расстройствах фонематического слуха, то есть в проблемах с распознаванием отдельных звуков, нарушении механизма ассоциативных связей между зрением и слухом.
Человек с таким отклонением — всё равно что человек, не обладающий абсолютным слухом и музыкальными талантами в окружении выпускников консерватории. Для ребёнка с акустической дисграфией корректно распознать отдельные звуковые фонемы в словах и перенести их на бумагу в буквенном представлении ничуть не легче, чем отличить на слух «си» от «си-бемоль» или правильно сыграть на пианино только что услышанную мелодию. Отсюда пропущенные буквы, перестановки букв, слияние двух слов в одно, замена букв на созвучные и сходные по артикуляции и так далее.
При акустической дисграфии однотипные звуки путают и смешивают между собой:
- парные согласные (звонкие вместо глухих и наоборот; например, «г» — «к»),
- шипящие и свистящие («ж» — «з», «щ» — «сь»),
- сонорные согласные («л» — «м» — «н» — «р» — «й»),
- лабиализованные гласные, близкие по звучанию («о» — «у»).
В классификации Хватцева из общего типа акустической дисграфии отдельно выделяется дисграфия на почве патологий устной речи и дисграфия на почве нарушений произносительного ритма.
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Рассматривается рядом экспертов как отдельный тип дисграфии на почве расстройств произношения и косноязычия. Как и обычный человек, дисграфик записывает то, что произносит, но аномалии в речи приводят к ошибкам письма.
Дисграфия, основанная на неверном ритме произношения
Также Хватцев рассматривает отдельным направлением дисграфию, основанную на нарушениях скорости и ритма произношения. Следствием такой аномалии являются те ошибки, где теряются гласные и звуки в конце слов. Как в той старой детской песенке на музыку композитора Шаинского: «Я тебе говорю — сперва научись не глотать слова».
Диагностика дисграфии. Примеры дисграфических ошибок
А дисграфия ли это вообще? Может быть, дело всё-таки в недостаточном знании правил грамматики или в недостаточном усердии?
Дисграфические ошибки несложно отличить от орфографических. При обычной неграмотности ошибки связаны с типовым «как слышим, так и пишем», когда в тексте появляются неправильные, но вполне понятные «карова» или «медветь».
У людей с дисграфией ошибки будут «неестественные», когда при прочтении текста вслух мы услышим в нём какие-то странные и незнакомые слова, в которых трудно распознать реально существующие. Здесь могут быть следующие варианты:
- пропущенные буквы и слоги («лса» вместо «лиса»), иногда — наоборот, лишние («вететер» вместо «ветер»), недописанные слова («мног» вместо «много»),
- переставленные местами буквы и слоги («доврик» вместо «дворик»),
- замена букв, которые означают звуки, фонетически и артикуляционно схожие между собой («шкавы» вместо «шкафы», «лубить» вместо «любить»), отсутствующие или лишние мягкие знаки («писмо» вместо «письмо», «лесьной» вместо «лесной»),
- замена букв, которые похожи по написанию («бомик» вместо «домик»),
- пропущенные и лишние кусочки букв («икаф» вместо «шкаф»; на письме «и» состоит из двух одинаковых палочек, а «ш» из трёх таких же палочек),
- неверное согласование родов и падежей — аграмматические написания словосочетаний («большая рюкзак», «зелёных листьям») — проявляется в более старшем возрасте.
В отличие от проблем с орфографией, когда неверное написание слова кочует из текста в текст, в дисграфических ошибках одно и то же слово в разных случаях может быть написано по-разному, в том числе и правильно.
Общий механизм письма под диктовку у школьника с дисграфией не отличается от механизма обычного школьника. Услышал — написал. Но в каком-то месте происходит сбой, поэтому «как слышим, так и пишем» дисграфика оказывается не похожим на наше «как слышим, так и пишем». В одних случаях человек слышит верно, а на письме выводит не ту букву, в других — наоборот, сбой происходит на стадии «слышим» (а точнее, на стадии распознавания в слове отдельных звуков).
Выявить дисграфию помогают диктанты и списывания текстов — особенно списывания. Дети, у которых всё в порядке, здесь ошибаются крайне редко, а вот у дисграфиков начинают выплывать те самые недописанные слова, пропуски букв и так далее.
Из самого характера ошибок можно уже делать некоторые выводы об источнике осложнений.
Примеры:
- если слова искажаются в сторону созвучий («карасный», «високий», «клуч»), то дело в фонематике;
- если наиболее частые ошибки связаны с внешним видом букв («З» вместо «Е», «б» вместо «д», неверное написание букв — зеркальные «р» или «с»…), логично предположить, что дело в каких-то ошибках зрительного восприятия, и с большой вероятностью будет диагностирована оптическая дисграфия;
- моторную дисграфию следует поискать там, где сбоят двигательные рефлексы — например, когда путают письменные буквы «ш», «т», «и»;
- если ребёнок часто не дописывает слова, такой факт с большой вероятностью указывает на дисграфию. Но чтобы диагностировать её разновидность, нужно смотреть на конкретные слова; дело может быть в неверном зрительном запоминании, может говорить о проблемах с моторикой и повышенной утомляемостью мышц, может быть комбинацией нескольких вариантов, а может вообще объясняться общей физической и психологической усталостью (т.к. дисграфикам вообще тяжело даётся письмо).
Расстройства редко бывают «чистыми», чаще всего имеет место сочетание разновидностей в той или иной степени. В одном диктанте девочка с дисграфией допустила ошибку, написав «в доле» вместо «в поле». Такая необычная ошибка была диагностирована как двойная с промежуточным шагом, который от нас скрыт: «п» вначале превратилась в «б», а уже затем в «д». Здесь произошла комбинация акустической ошибки, связанной с фонетически-артикуляционной похожестью парных звуков «б» и «п», и оптической ошибки (похожие на письме «б» и «д», одна петелька, но направленные в разные стороны хвосты).
Коррекция и профилактика дисграфии
При коррекции дисграфии без вмешательства логопеда не обойтись. Но без помощи родителей, учителей и сверстников двигаться сложно.
Нет смысла заниматься правками сделанных ошибок. Независимо от того, какой вид дисграфии у вашего ребёнка, причина, как мы уже знаем, кроется не в незнании правил, и правки ошибок не помогут. Разобравшись в чём причина, к вопросу коррекции нужно подходить поэтапно.
Детям, у которых сложности с различием на слух похожих букв — скажем, шипящих и свистящих, постепенно объясняем разницу между ними. Например, чтобы объяснить ребёнку, что у кошки на полу — миска, а Мишка — это он сам, но никак не наоборот, фиксируем движения губ и языка в момент произнесения одного звука (и слова, в котором засела проблемная фонема). Чтобы запомнить связь между зрительным образом буквы Ш и движениями мыщц в момент произнесения слова «Мишка», можно поучиться рисовать эти буквы пальцем в воздухе вслепую.
Некоторые простейшие упражнения для разных видов дисграфии доступны и в домашних условиях. Скорее всего, вам уже пришли в голову хорошо знакомые игры с составлением слов из кубиков и магнитов с буквами.
При моторной дисграфии полезно упражнение на прорисовку выхода из лабиринта: хотя здесь нет никакой работы со словами, рисование сложной непрерывной линии тренирует мышечные рефлексы руки. При зрительных проблемах даём упражнения на внимание и на узнавание внешнего облика букв: поиск в тексте заданной буквы (найти и подчеркнуть).
Кстати, мелочи могут играть существенную роль — как негативную так и позитивную. Например, для ребёнка с отклонениями в моторике обращаем внимание на выбор ручек. Ручки с рельефными поверхностями и выпуклостями или карандаши треугольной формы массируют пальцы и увеличивают количество сигналов, поступающих к мозгу. Поэтому такие «неудобные» пишущие принадлежности будут лучше закреплять рефлексы.
Если в раннем возрасте у ребёнка всплыли признаки потенциального развития дисграфии, обратите внимание, не способствуете ли этому косвенно вы сами. Окружение — важная составляющая. Если ребёнок регулярно слышит от кого-то в близком кругу неграмотную речь, он и слова будет запоминать неправильно. А если вас умиляет детский лепет и «меткие» оговорки, это не значит, что следует повторять вслед за ребёнком: «Я тозе покусяль» — или: «Держи свой кусарик», — закрепляя таким образом неверное произношение.
Как выявить дисграфию на ранней стадии
При подозрениях на дисграфию разбираться надо, начиная с определения её разновидности. Чтобы понять, как помочь вашему ребёнку, нужно понять проблему.
Чтобы диагностировать предрасположенность к дисграфии на ранней стадии, следует обращать внимание на потенциальные симптомы ещё в дошкольном возрасте, а в случае подозрительных признаков проводить тесты.
Иногда можно предупредить опасность, когда ребёнок не только писать, но и читать ещё не начал учиться. Одним из возможных сигналов является нелюбовь к рисованию. Обратите внимание на то, как часто ребёнок рисует, и делает ли он это с удовольствием. Если малыша в возрасте до 3-5 лет не тянет поводить кисточкой или карандашом по бумаге, а когда вы садитесь позаниматься этим вместе, он пытается избежать этого всеми силами, это может говорить о проблемах с моторикой. Возможно, ему сложно делать комплексные согласованные движения пальцами, тогда это потенциальная моторная дисграфия, и стоит обследоваться у логопеда.
Смотрите также на качество рисунков — разумеется, со скидкой на общий детский уровень. Ничего страшного, если на рисунке любимый папа напоминает чемодан, вопрос в другом. Есть ли рваные прерывистые линии, слишком сильный или слабый нажим на бумагу, возникает ли у вас ощущение, что ребёнок испытывает негативные эмоции при рисовании? Если да, то и с буквами возникнет та же проблема.
Конечно, ситуации бывают разные, не все дети умеют и любят рисовать, и это совершенно не обязательно должно приводить к патологиям на письме. Например, один из победителей «Тотального диктанта» вспоминал, что с детства его ужасала любая необходимость изобразить на бумаге какой бы то ни было предмет похожим на его реальный прототип, а уроки рисования он ненавидел. На письме такая нелюбовь к изобразительному искусству аукнулась для него плохим почерком, но никак не помешала иметь «пятёрку» по русскому языку. Так что ситуации индивидуальны. В целом потребность рисовать — это нормально для растущего организма, и такие отклонения могут стать первым звоночком.
Что касается акустической дисграфии, здесь нужно понять, нет ли у ребёнка слуховых аномалий, насколько у него развита способность к фонематическому анализу разговорной речи, умение делить речь на отдельные составляющие, формировать из частей целое. Существуют комплексы тестов и заданий, помогающих проверять различные умения, например:
- умение разделять предложения на слова, слова на слоги, слоги на буквы;
- умение различать в слове отдельные звуки;
- работу связи между зрительными образами и словами: ребёнку дают картинки с простыми изображениями, а он выбирает те из них, где изображены предметы, начинающиеся на заданную букву (если есть путаница с конкретными звуками, важно уделить отдельное внимание именно им).
Но не забываем про возрастные особенности и общую динамику развития ребенка. Например, при изучении алфавита многие дети поначалу путают написание и порядок букв. Незачем бить тревогу и бежать к врачам, как только вы увидели зеркально «я» или «р». А вот если спустя длительное время ваш ребёнок продолжает писать своё имя как «ТАНR» — это уже повод задуматься, особенно при наличии других симптомов.
Для полноценной коррекции дисграфии нужны профессиональные навыки и глубокие знания логопедии. Специалисты центра «Эмбер» обладают большим и успешным опытом работы в данной сфере. Перед началом занятий с логопедом мы рекомендуем пройти консилиум специалистов, так как дисграфия с большой долей вероятности может сопровождаться другими отклонениями. В таких случаях комплексная диагностика поможет направить вектор коррекции в нужную сторону.
Если вас интересует коррекция дисграфии или вы хотите пройти комплексную диагностику специалистов, звоните по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку через форму записи на сайте.
Будем рады записать Вас к нашим сотрудникам:
Примеры ошибок на письме
Презентацию разработала:
учитель-логопед
Евдокимова И.В.
г . Богородск
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма в сильной позиции в слове
Группы дисграфических ошибок
Замены и смешения букв
Оптические ошибки
Моторные ошибки
Зрительно-моторные ошибки
Зрительно-пространственные ошибки
Ошибки звукового анализа и синтеза
Замены и смешения букв, оптические ошибки, моторные ошибки, зрительно-моторные ошибки, зрительно-пространственные ошибки – гиперссылки на соответствующие слайды.
– гиперссылка на слайд №4.
Звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары :
з
Ф
Ф
з
ко в е
шка в ы
с елёный
гла с а
Т вёрдых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв (по вертикали) между собой:
«Щелчок» по полю слайда – анимация
а
я
ю
ы
с я лют
в и сокие
пр а тки
кл у ч
Ы
О
Первого ряда:
А
Э
У
И
Е
Ю
Я
Второго ряда:
Ё
Замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков допускаются школьниками, обнаруживающими при обследовании устной речи нарушение фонематического восприятия при различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух.
«Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3.
Ошибки написания зрительно похожих букв
Е
д
З вгений
у ом
«Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3.
р
д
г адуга
в руг
Ошибки двигательного запуска
т
б
п анец
д елка
Лишни элементы при воспроизведении букв. Недописывание отдельных элементов букв.
«Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3
ш
е
и кола
ст ё белёк
Смешения оптически сходных букв
ц
н
з
д ветам
ра д ные
о ч и
«Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3
Зеркальность букв
с
Ё
спи כ ывание
З жик
«Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3
в
Пропуски букв. Вставки букв.
и
лес ь ной
лсица
цеток
к а расный
Перестановки букв, слогов. Антиципация букв.
стая
го
ри
к
вод ч и ка
с тарику
с
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Под редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой, творческий центр «Сфера», Москва, 2008
http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MB900234083.jpg
http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MB900406983.jpg
http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MB900052704.jpg
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 28 человек из 16 регионов
- Курс добавлен 18.04.2023
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Разработала: учитель – логопед Сидорова Н.Н. ПРИМЕРЫ ОШИБОК НА ПИСЬМЕ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИЯ
-
2 слайд
Звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары: гласа селёный шкавы кове з з Ф Ф Твёрдых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв (по вертикали) между собой: клуч пратки високие сялют ю я ы а Замены, смешения букв Sony: «Щелчок» по полю слайда – анимация.
-
3 слайд
Ошибки написания зрительно-похожих букв Звгений уом Е д вруг гадуга д р «Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3.
-
4 слайд
Виды дисграфии 1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит 2. Акустическая форма дисграфии. Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д. 3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки: пропуски букв и слогов, перестановка букв и (или) слогов, недописывание слов, написание лишних букв в слове (бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»), повторение букв и (или) слогов, контоминация – в одном слове слоги разных слов, слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»). Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. 4. Аграмматическая дисграфия. Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. 5. Оптическая дисграфия. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза..
-
5 слайд
Ошибки двигательного запуска делка панец б т Лишни элементы при воспроизведении букв. Недописывание отдельных элементов букв. икола стёбелёк е ш «Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3
-
6 слайд
1. Игра «Хлоп – топ». Послушай слова. Если слово начинается со звука Г, хлопни, а если со звука К – топни. 2. Послушай слова. Если услышишь слова со звуком Г, впиши в клетку таблицы знак + синим карандашом, а если со звуком К – голубым. 3. Зачеркни неправильные буквы. Спиши предложения. Ст(ё)(о)па и Ал(ё)(о) поют любимые песни. На бер(ё)(о)зе грачи вьют уютные гн(ё)(о)зда. 4. Упражнение «Замени букву». Бочка — _очка, дом — _ом, плещут — _лещут, крот — _рот.
-
7 слайд
Пропуски букв. Вставки букв. лсица и цеток в карасный лесьной Перестановки букв, слогов. водчика старику к ри го стая с
-
8 слайд
Зеркальность букв Зжик спиכывание Ё с «Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3
-
9 слайд
«Отличаем похожие буквы» 1. Расшифруй эти глаголы. Следи за написанием букв, обозначение шифровки. п-2, т-3 3о2и3ь, ко23и3ь, с2е3ь, 3олс3е3ь, ки2я3и3ь, 2омни3ь, 2о2и3ь. 2. Расшифруй и запиши предложения О3 3о2о3а ко2ы3 2ыль 2о 2олю ле3и3. 3. Расшифруй слова, где буква «д» — , «б» — очка, а очка, е ушка, у ежал. 4. Из данных слов составь и запиши предложения. Вставь буквы б и д. _а_ушка, гри_ы, _етям, и, _руснику, со_ирала.
-
10 слайд
«Морской бой» А Б Г Д 1 фар Мо Ток сун 2 тер Дук Ра тюг 3 ло У Тук ка 4 куш Сви Об руч
-
11 слайд
«Буквы – прилипалы» Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал. Скоро наступит зима. Лаеса аи паолае баудауата баеалыамаи. Лес и поле будут белыми.
-
12 слайд
«Подружки – слова» Птица летит над небом. На столе лежит красная яблоко. На деревне выросли сладкие слива. И Аллы зацвел роза. Учитель пишет в доске.
-
13 слайд
«Тексты без границ» Белки. Душистойсмолойпахнетбор. Устаройсосныпрыгаютбелки.Снялизверькипушистыесерыешубки. Рыжимисталиунихспинки,пвшныехвосты.Всюдолгуюзимубелкижиливлесу. Ответраистужипряталисьвтепломдупле. Онирадысветлойвесне.
-
-
-
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 299 911 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 01.03.2016
- 1755
- 6
Рейтинг:
3 из 5
- 01.03.2016
- 6710
- 113
Рейтинг:
5 из 5
- 01.03.2016
- 1957
- 3
- 01.03.2016
- 739
- 5
- 01.03.2016
- 1461
- 2
- 01.03.2016
- 1223
- 0
- 01.03.2016
- 1014
- 6
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»
-
Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
-
Курс повышения квалификации «Современные методики логопедической ритмики с детьми с нарушениями речи»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логопедия в дошкольных образовательных организациях и в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности логопеда в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Логопедия: организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логопедия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая логопедия»
-
Курс повышения квалификации «Логопедия: Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Использование методики Гленна Домана в работе с неговорящими детьми при подготовке к обучению грамоте»
-
Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
-
Курс профессиональной переподготовки «Тифлопедагогика: теория и методика преподавания в образовательных организациях»