Тема урока: « Виды речевых
ошибок»
Цель: создание классификации типичных ошибок,
создание условий для работы над стилем, развитием
языкового чутья;
совершенствование коммуникативных навыков;
воспитание уважительного отношения к языку;
гражданской позиции учащихся
Оборудование: раздаточный материал, презентация
Ход урока
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний учащихся. Повторение ранее
изученного материала.
— Орфоэпическая разминка. Созвонимся, намерение,
молодёжь, торты, наверх, клялась, отрочество,
созыв, досуг, поняв, дозвонится.
— Синтаксическая пятиминутка ( работа у доски)
Ручеёк, добежавший² до
моря, увидя перед собой неоглядные² просторы, не должен
забывать² родник, начавший его путь высоко в горах.
— В каких словах количество букв и звуков не
совпадает.
— Работа в парах : задания по карточкам (
взаимопроверка по ключу)
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите
графически орфограммы.
1) Все ветераны пришли на торжестве..ый концерт.
2) Перро..ая площадка вокзала быстро опустела.
3) Вспышки молнии освещали испуга..ые лица подростков.
4) Этот хрустальный кувшин, гране..ый особым способом,
является музейным экспонатом.
2. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите
графически орфограммы.
1) к..мбинезон, пар. .пет, мете..рит
2) разр..внять грядку, соприк. .сновение, нам. .лоть муки
3) осн..стить, ум. .лять достоинства, перег..реть
4) п..рафин, р. .диатор, обв..рожить
3. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите
графически орфограммы.
1) пред. .нфарктный, без. .нтересньий, с..змала
2) по..жать, о..купщик, на..тесать
3) светопр. .ставление, пр. .топывать, пр. .балтийский
4) в..порхнуть, бе..шумный, ра..бросать
4. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите графически
орфограммы.
1) останавлива..щийся в дороге, они стел..т
2) двига..щийся к цели, судьи раздел..т наследство
3) кле..щий обои, путники плута..т в лесу
4) гон..щий автомобиль, ветры колебл. .т травы
3. Введение понятий: «правильность речи», «культура
речи», «культура человека».
Правильность речи — сочетание:
а) правильности содержания (т. е. соответствие содержания
условиям общения);
б) правильности стиля (т. е. соответствие речевых средств и
содержанию, и жанру, и стилю).
Мы должны владеть умением оценивать свою и чужую речь с
точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
II. Анализ текста-рассуждения о правильности речи.
Задание:
1) прочитать текст, вставить пропущенные слова:
2) подчеркнуть слова, которые помогают понять, что перед
нами текст-рассуждение.
Правильность речи обеспечивает ее ____________, а в
этическом плане это означает ____________ об адресате. Правильность создает
__________ языковой личности, отражая уровень —________ языка, уровень
______________ в целом.
Правильность речи в целом имеет очень большое значение для
человека и в психологическом плане, потому что, если говорящий хорошо знает,
что говорит ,он приобретает правильности произнесения слова в своей речи, в
правильном _______________ его значения, в правильности построения предложения
могут помешать выполнить основную задачу речи, например, другого человека в
правильности вашей позиции в целом. Таким образом, правильность — это важное
успешного общения.
Карточка для контроля (
СЛАЙД)
Правильность речи обеспечивает ее понятность, а в этическом
плане это означает заботу об адресате. Правильность создает образ языковой
личности, отражая уровень знания языка, уровень образованности в целом,
Правильность речи в целом имеет очень большое значение для
человека н в психологическом плане, потому что, если говорящий хорошо знает,
что говорит правильно, он приобретает уверенность в себе. И напротив, сомнения
в правильности произнесения слова в своей речи, в правильном понимании его значения,
в правильности построения предложения могут помешать выполнить основную задачу
речи, например, убедить другого человека в правильности вашей позиции в целом.
Таким образом, правильность — это важное условие успешного
общения.
— Как вы понимаете выражение «образ языковой личности»?
— Каков идеальный образ языковой личности?
Задание: мы часто слышим от окружающих, по радио, в
телевизионных передачах высказывания, подобные этим:
— Она одела на себя,..
— Я еще не в курсе этой информации…
— Обсуждали о том, что…
— Согласно законов, оплачивать за проезд…
— Инвесторы подготовили всю документацию. но их ждал
большой облом.
— Определите, нет ли в этих высказываниях нарушений норм.
Как нужно сказать правильно?
Ш. Выявление причин типичных речевых ошибок.
Классификация ошибок.
Учитель знакомит учащихся с видами ошибок. Учащимся
раздаются карточки с примерами, необходимо распределить примеры (
заполнить вторую колонку таблицы) в соответствии с видом ошибки.
Вид ошибки 1. Неправильное употребление слова (автор не
знает его значения).
Дочь Туркиных играет на пианино мемуары, сочиненные
ее матерью.
2. Смешение паронимов (близких по звучанию родственных
слов, отличающихся по лексическому значению).
Автор предоставляет нам главного героя (представить —
предоставить). . Катерина была безответственна в семье Кабанихи (безответна —
безответственна).
З. Неуместное употребление жаргонизмов и просторечий.
Моя напарница, старуха Изергиль…
4. Нарушение лексической сочетаемости слов.
Любовь играла в жизни Пушкина большое значение (игра роль
иметь значение).
Большую половину своей жизни Лермонтов был одинок (половина
жизни — часть жизни).
5. Выбор синонима, не отвечающего речевой ситуации.
Князь Андрей думает о росте социального положения (может
быть, о карьере?).
6. Пропуск слова, без которого понимание текста
затруднено.
Печорин осознает свои промахи, ошибки, в чем он прав
(пропуск слова — понимает)
7. Использование лишних слов (тавтология), неоправданное
использование однокоренных слов.
Эпизод «Первый бал Наташи Ростовой» очень прекрасно
помогает понять характер героини.
Любовь, ее влияние на человека — вот тема его любовной
лирики.
В повести главным героем произведения
является..,
Карточка
с примерами ошибок
Дочь Туркиных играет на
пианино мемуары, сочиненные ее матерью.
Автор предоставляет нам
главного героя . Катерина была безответственна в семье Кабанихи.
Моя напарница, старуха
Изергиль
Любовь играла в жизни
Пушкина большое значение .
Большую половину своей жизни
Лермонтов был одинок .
Князь Андрей думает о росте
социального положения .
Печорин осознает свои промахи,
ошибки, в чем он прав .
Эпизод «Первый бал Наташи
Ростовой» очень прекрасно помогает понять характер героини.
Любовь, ее влияние на
человека — вот тема его любовной лирики.
В повести главным героем
произведения является..,
IV. Задания по анализу лексических единиц с точки зрения
уместности их употребления.
Задание 1
Прочитайте глаголы, которые могут характеризовать речь
человека. В тексте какого стиля речи они могут быть употреблены? С любыми тремя
глаголами составьте предложения.
Сказал, отчеканил, пробубнил, буркнул, промямлил,
пробормотал.
Задание 2
Работа со словарём ( по группам)
Каково лексическое значение данных слов? Составьте
словосочетания с данными словами. (Если у учащихся возникают затруднения, они
должны иметь возможность обратиться к словарю).
1 гр. — Автобиография, раритет, инициатива,; 2 гр. — проступок,
эксклюзивный, дилетант, 3 гр. — периферия, привилегия, искусство, 4 гр.- искусственный,
дуэт, оппозиция, продюсер.
Задание З
Подберите синонимы к данным словам, составьте
словосочетания.
Хороший, заинтересовать, думать, интересный, ощущение.
У. Итог урока.
К речевым недочетам относятся недостатки речи, которые
связаны с нарушением требований коммуникативной целесообразности, неудачным
подбором выразительных средств речи: лексические повторы, употребление лишних
слов, штампы и др.
Рефлексия:
Узнал полезное практическая
направленность
![]() |
интересно
чувствую усталость
УI. Домашнее задание.
1 гр.
Карточки из ЕГЭ :
А 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более нужнее 2) несколько гектаров
З) с четырьмястами рублями 4) поезжай домой
А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая над сочинением,
1) сначала составляется план. 2) не отвлекайтесь.
3) вас ничто не должно отвлекать. 4) вам нужны будут дополнительные
материалы.
А6. Укажите предложение без грамматических ошибок (без нарушения
синтаксической нормы).
1) Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим в Новгород.
2) Мы выписываем журнал «Природу».
3) Пьеса ставилась как в столичных, так и провинциальных театрах.
4) После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен друзьям.
Проанализируйте последнее сочинение по литературе с точки
зрения правильности и уместности использования языковых средств.
2 гр. Отредактировать текст сочинения. Проанализировать с
точки зрения речевых ошибок.
1
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Дистанционное обучение Урок русского языка в 10 классе ГОУ СОШ
2
Правильность речи- сочетание: А) правильности содержания (соответствие содержания условиям общения) Б) правильность стиля(т.е. соответствие речевых средств содержанию, стилю, жанру)
3
«Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то начинает он чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее» Л.В.Щерба
4
Правильность речи обеспечивает ее ___, а в этическом плане это означает ____ об адресате. Правильность создает _____ языковой личности, отражая уровень ____ в целом. Правильность- это важное _____ успешного общения.
5
Мы часто слышим от окружающих высказывания: Она одела на себя… Я еще не в курсе этой информации… Обсуждали о том, что… Согласно законов, оплачивать проезд… Как сказать правильно ?
6
Вид ошибкиПример 1.Неправильное употребление слова 2.Смешение паронимов 3. Употребление лишних слов 4.Нарушение лексической сочетаемости. 5.Неуместное употребление жаргонизмов и просторечий. 6.Тавтология 7.Штампы унылой Я пошел домой с унылой головой. наперерез Я наперерез отказался. Пернатые Пернатые птицы. играла Любовь играла в жизни Пушкина большое значение. напарница Моя напарница, старуха Изергиль…. рассказывается В рассказе рассказывается величайший поэт. Пушкин- величайший поэт.
7
Задание 1 В тексте какого стиля могут быть употреблены данные глаголы? Составьте с ними предложения. Сказал, отчеканил, пробубнил, буркнул, промямлил Задание 2 Каково лексическое значение данных слов? Инициатива, проступок, эксклюзивный, дилетант, искусство, оппозиция, продюсер. Задание 3 Составьте текст с данными словами: Хороший, заинтересовать, думать, ощущение.
8
К речевым недочетам относятся недостатки речи, которые связаны с нарушением требований коммуникативной целесообразности,неудачным подбором выразительных средств речи: лексические повторы, употребление лишних слов, штампы и др.
9
Как вы понимаете выражение «образ языковой личности»? Каков идеальный образ языковой личности ? Сочините миниатюру
10
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для классов. М.:Просвещение
МБОУ «Сарашевская СОШ им.Героя Советского Союза
Ш.Казанбаева»
Виды речевых ошибок
(Урок русского языка в 10 классе)
Учитель русского языка
и литературы: Казанбаева И.М
Тема урока: «
Виды речевых ошибок»
Цель: создание
классификации типичных ошибок,
создание условий для работы над
стилем, развитием языкового чутья;
совершенствование коммуникативных
навыков;
воспитание уважительного
отношения к языку; гражданской позиции учащихся
Оборудование:
раздаточный материал, презентация
Ход
урока
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний учащихся. Повторение
ранее изученного материала.
— Орфоэпическая разминка. ( СЛАЙД)
Созвонимся, намерение, молодёжь,
торты, наверх, клялась, отрочество, созыв,
досуг, поняв, дозвонится.
— Синтаксическая пятиминутка (
работа у доски)
Ручеёк,
добежавший² до моря, увидя перед собой неоглядные² просторы, не должен
забывать² родник, начавший его путь высоко в горах.
— В каких словах количество букв и
звуков не совпадает.
— Работа в парах : задания по карточкам
( взаимопроверка по ключу)
1. Спишите, вставьте пропущенные
буквы, выделите графически орфограммы.
1) Все ветераны пришли на торжестве..ый
концерт.
2) Перро..ая площадка вокзала быстро опустела.
3) Вспышки молнии освещали испуга..ые лица
подростков.
4) Этот хрустальный кувшин, гране..ый особым
способом, является музейным экспонатом.
2. Спишите, вставьте пропущенные
буквы, выделите графически орфограммы.
1) к..мбинезон, пар. .пет, мете..рит
2) разр..внять грядку, соприк. .сновение, нам.
.лоть муки
3) осн..стить, ум. .лять достоинства,
перег..реть
4) п..рафин, р. .диатор, обв..рожить
3. Спишите, вставьте пропущенные
буквы, выделите графически орфограммы.
1) пред. .нфарктный, без. .нтересньий,
с..змала
2) по..жать, о..купщик, на..тесать
3) светопр. .ставление, пр. .топывать, пр.
.балтийский
4) в..порхнуть, бе..шумный, ра..бросать
4. Спишите, вставьте пропущенные
буквы, выделите графически орфограммы.
1) останавлива..щийся в дороге, они стел..т
2) двига..щийся к цели, судьи раздел..т
наследство
3) кле..щий обои, путники плута..т в лесу
4) гон..щий автомобиль, ветры колебл. .т травы
3. Введение понятий: «правильность речи»,
«культура речи», «культура человека».
Правильность речи — сочетание:
а) правильности содержания (т. е. соответствие
содержания условиям общения);
б) правильности стиля (т. е. соответствие
речевых средств и содержанию, и жанру, и стилю).
Мы должны владеть умением оценивать свою и
чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
II. Анализ текста-рассуждения о
правильности речи.
Задание:
1) прочитать текст, вставить пропущенные
слова:
2) подчеркнуть слова, которые помогают понять,
что перед нами текст-рассуждение.
Правильность речи обеспечивает ее
____________, а в этическом плане это означает ____________ об адресате.
Правильность создает __________ языковой личности, отражая уровень —________
языка, уровень ______________ в целом.
Правильность речи в целом имеет очень большое
значение для человека и в психологическом плане, потому что, если говорящий
хорошо знает, что говорит ,он приобретает правильности произнесения слова в
своей речи, в правильном _______________ его значения, в правильности построения
предложения могут помешать выполнить основную задачу речи, например, другого
человека в правильности вашей позиции в целом. Таким образом, правильность —
это важное успешного общения.
Карточка для
контроля ( СЛАЙД)
Правильность речи обеспечивает ее понятность,
а в этическом плане это означает заботу об адресате. Правильность создает образ
языковой личности, отражая уровень знания языка, уровень образованности в
целом,
Правильность речи в целом имеет очень большое
значение для человека н в психологическом плане, потому что, если говорящий
хорошо знает, что говорит правильно, он приобретает уверенность в себе. И
напротив, сомнения в правильности произнесения слова в своей речи, в правильном
понимании его значения, в правильности построения предложения могут помешать
выполнить основную задачу речи, например, убедить другого человека в
правильности вашей позиции в целом.
Таким образом, правильность — это важное
условие успешного общения.
— Как вы понимаете выражение «образ языковой
личности»?
— Каков идеальный образ языковой личности?
Задание: мы часто
слышим от окружающих, по радио, в телевизионных передачах высказывания,
подобные этим:
— Она одела на себя,..
— Я еще не в курсе этой информации…
— Обсуждали о том, что…
— Согласно законов, оплачивать за проезд…
— Инвесторы подготовили всю документацию. но
их ждал большой облом.
— Определите, нет ли в этих высказываниях
нарушений норм. Как нужно сказать правильно?
Ш. Выявление причин типичных речевых
ошибок. Классификация ошибок.
Учитель знакомит учащихся с видами
ошибок. Учащимся раздаются карточки с примерами, необходимо распределить
примеры ( заполнить вторую колонку таблицы) в соответствии с видом
ошибки.
Вид ошибки ( СЛАЙД)
1. Неправильное употребление слова (автор
не знает его значения).
Дочь Туркиных играет на пианино мемуары,
сочиненные ее матерью.
2. Смешение паронимов (близких по звучанию
родственных слов, отличающихся по лексическому значению).
Автор предоставляет нам главного героя
(представить — предоставить). . Катерина была безответственна в семье Кабанихи
(безответна — безответственна).
З. Неуместное употребление жаргонизмов и
просторечий.
Моя напарница, старуха Изергиль…
4. Нарушение лексической сочетаемости слов.
Любовь играла в жизни Пушкина большое значение
(игра роль иметь значение).
Большую половину своей жизни Лермонтов был
одинок (половина жизни — часть жизни).
5. Выбор синонима, не отвечающего речевой
ситуации.
Князь Андрей думает о росте социального
положения (может быть, о карьере?).
6. Пропуск слова, без которого понимание
текста затруднено.
Печорин осознает свои промахи, ошибки, в чем
он прав (пропуск слова — понимает)
7. Использование лишних слов (тавтология), неоправданное
использование однокоренных слов.
Эпизод «Первый бал Наташи Ростовой» очень
прекрасно помогает понять характер героини.
Любовь, ее влияние
на человека — вот тема его любовной лирики.
В повести главным героем произведения
является..,
Карточка
с примерами ошибок
Дочь Туркиных
играет на пианино мемуары, сочиненные ее матерью.
Автор
предоставляет нам главного героя . Катерина была безответственна в семье
Кабанихи.
Моя напарница,
старуха Изергиль
Любовь играла
в жизни Пушкина большое значение .
Большую
половину своей жизни Лермонтов был одинок .
Князь Андрей
думает о росте социального положения .
Печорин
осознает свои промахи, ошибки, в чем он прав .
Эпизод «Первый
бал Наташи Ростовой» очень прекрасно помогает понять характер героини.
Любовь, ее
влияние на человека — вот тема его любовной лирики.
В повести
главным героем произведения является..,
IV. Задания по анализу лексических единиц с
точки зрения уместности их употребления.
Задание 1
Прочитайте глаголы, которые могут
характеризовать речь человека. В тексте какого стиля речи они могут быть
употреблены? С любыми тремя глаголами составьте предложения.
Сказал, отчеканил, пробубнил, буркнул,
промямлил, пробормотал.
Задание 2
Работа со словарём ( по группам)
Каково лексическое значение данных слов?
Составьте словосочетания с данными словами. (Если у учащихся возникают
затруднения, они должны иметь возможность обратиться к словарю).
1 гр. — Автобиография, раритет, инициатива,;
2 гр. — проступок, эксклюзивный, дилетант, 3 гр. — периферия, привилегия,
искусство, 4 гр.- искусственный, дуэт, оппозиция, продюсер.
Задание З
Подберите синонимы к данным словам, составьте
словосочетания.
Хороший, заинтересовать, думать, интересный,
ощущение.
У. Итог урока.
К речевым недочетам относятся недостатки речи,
которые связаны с нарушением требований коммуникативной целесообразности,
неудачным подбором выразительных средств речи: лексические повторы,
употребление лишних слов, штампы и др.
Рефлексия:
Узнал полезное практическая направленность
![]() |
интересно чувствую усталость
УI. Домашнее задание.
1 гр.
Карточки из ЕГЭ :
А 4. Укажите пример с ошибкой в образовании
формы слова.
1) более нужнее 2) несколько гектаров
З) с четырьмястами рублями 4) поезжай домой
А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая над сочинением,
1) сначала составляется план. 2) не отвлекайтесь.
3) вас ничто не должно отвлекать. 4) вам нужны будут дополнительные
материалы.
А6. Укажите предложение без грамматических ошибок (без нарушения
синтаксической нормы).
1) Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим в Новгород.
2) Мы выписываем журнал «Природу».
3) Пьеса ставилась как в столичных, так и провинциальных театрах.
4) После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен друзьям.
Проанализируйте последнее сочинение по
литературе с точки зрения правильности и уместности использования языковых
средств.
2 гр. Отредактировать текст сочинения.
Проанализировать с точки зрения речевых ошибок.
Цель: создание классификации типичных ошибок, создание условий для работы над стилем, развитие языкового чутья.
Структура урока:
1. Анализ домашнего задания.
2. Совершенствование умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных норм. Рассмотрение понятия «правильность речи». Культура речи — куль тура человека.
3. Рассмотрение причин речевых ошибок. Языковые нормы.
4. Анализ лексических единиц с точки зрения уместности их употребления.
5. Домашнее задание.
Ход урока
I. Анализ домашнего задания. Один или два учащихся диктуют подобранные дома афоризмы.
Наполеон Бонапарт считал, что искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности.
Василий Андреевич Жуковский утверждал, что переводчик в прозе — раб, а переводчик в поэзии — соперник.
II. Совершенствование умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных форм. Рассмотрение понятия «правильность речи». Культура речи — культура человека.
Рассмотрение основных видов ошибок уместно в классе с любым уровнем подготовки. Правильность речи — это сочетание правильности:
а) содержания (т. е. соответствие содержания условиям общения);
б) стиля (т. е. соответствие речевых средств и содержанию, и жанру, и стилю).
Учащиеся должны владеть умением оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и вырази тельного словоупотребления.
Анализ текста-рассуждения о правильности речи.
Правильность речи обеспечивает ее ________, а в этическом плане это означает ________ об адресате. Правильность создает ________ языковой личности, отражая уровень _______ языка, уровень _______ в целом.
Правильность речи в целом имеет очень большое значение для человека и в психологическом плане, потому что, если говорящий хорошо знает, что говорит _________, он приобретает _________ в себе. И напротив, _________ в правильности произнесения слова в своей речи, в правильном _________ его значения, в правильности построения предложения могут помешать выполнить основную задачу речи, например ________ другого человека в правильности вашей позиции в целом.
Таким образом, правильность — это важное _________ успешного общения.
Задания к тексту:
1) Прочитать текст, вставить пропущенные слова.
2) Подчеркнуть слова, которые помогают понять, что это текст-рассуждение.
К а р т о ч к а д л я п р о в е р к и:
Правильность речи обеспечивает ее понятность, а в этическом плане это означает заботу об адресате. Правильность создает образ языковой личности, отражая уровень знания языка, уровень образованности в целом.
Правильность речи в целом имеет очень большое значение для человека и в психологическом плане, потому что, если говорящий хорошо знает, что говорит правильно, он приобретает уверенность в себе. И напротив, сомнения в правильности произнесения слова в своей речи, в правильном понимании его значения, в правильности построения предложения могут помешать выполнить основную задачу речи, например убедить другого человека в правильности вашей позиции в целом.
Таким образом, правильность — это важное условие успешного общения.
— Как вы понимаете выражение образ языковой личности? Каков идеальный образ языковой личности?
Мы часто слышим от окружающих, по радио, в телевизионных передачах высказывания, подобные этим:
Она одела на себя…
Я еще не в курсе этой информации…
Обсуждали о том, что…
Согласно законов, оплачивать за проезд…
Инвесторы подготовили всю документацию, но их ждал большой облом.
Определите, нет ли в этих высказываниях нарушений норм. Как нужно сказать правильно?
III. Рассмотрение причин типичных речевых ошибок.
Классификация ошибок.
Составление таблицы может проходить под руководством учителя. В классе с хорошей подготовкой рекомендуется рассказать о видах ошибок, а учащиеся из предложенных примеров подберут соответствия. Как правило, ребята чувствуют ошибочность в построении предложения, в выборе слова, но затрудняются в объяснении «что же здесь не так». Мы следуем принципу «болезнь названа — ее легче лечить». Зная классификацию ошибок, учащиеся внимательнее относятся к проверке своих работ.
ВИД ОШИБКИ |
ПРИМЕР |
Р е ч е в ы е о ш и б к и |
|
1. Неправильное употребление слова (автор не знает его значения). 2. Смешение паронимов (близких по звучанию родственных слов, отличающихся лексическим значением). 3. Неуместное употребление жаргонизмов и просторечий. 4. Нарушение лексической сочетаемости слов. 5. Выбор синонима, не отвечающего речевой ситуации. 6. Пропуск слова, без которого понимание текста затруднено. 7. Использование лишних слов (тавтология), неоправданное использование однокоренных слов. |
Дочь Туркиных играет на пианино мемуары, сочиненные ее матерью. Автор предоставляет нам главного героя (представить — предоставить). Катерина была безответственна в семье Кабанихи (безответна — безответственна). Моя напарница, старуха Изергиль… Как мальчик-оболтус из богатой семьи стал романтическим героем… Любовь играла в жизни Пушкина большое значение (играть роль — иметь значение). Большую половину своей жизни Лермонтов был одинок (половина жизни — часть жизни). Для него свобода — все, он радовался даже мелочным представлениям о свободе. Князь Андрей думает о росте социального положения (может быть, о карьере?). Печорин осознает свои промахи, ошибки, в чем он прав (пропуск слова — понимает). Эпизод «Первый бал Наташи Ростовой» очень прекрасно помогает понять характер героини. Любовь, ее влияние на человека вот тема его любовной лирики. В повести главным героем произведения является… Романтизм во многом очень значил в творчестве Пушкина и его поэзии. |
Г р а м м а т и ч е с к и е о ш и б к и |
|
1. Словообразовательные ошибки (неправильное образование слова). 2. Морфологические ошибки (неумение образовывать формы разных частей речи). 3. Синтаксические ошибки (нарушение норм строения словосочетаний и предложений). |
Лирику Тютчева отличает полность изображения природы. Город был занят подготовлением к празднику. Татьяна более лучше понимала красоту русской природы. Об этом и говорит И. А. Крылов, автор замечательных басней. Он принял таблетки для кашля. Анализируя стихотворение, у меня возник вопрос. Гринев сказал Пугачеву, что лучше я проживу яркую, но короткую жизнь. Я думаю, что они думают, что их одурачили, что у них страх настолько сильнее, что они даже не заметили истинное лицо Хлестакова. |
IV. Анализ лексических единиц с точки зрения уместности их употребления.
Задание 1
Прочитайте глаголы, которые могут характеризовать речь человека. В тексте какого стиля речи они могут быть употреблены? С любыми тремя глаголами составьте предложения.
Сказал, отчеканил, пробубнил, буркнул, промямлил, пробормотал.
Задание 2
Каково лексическое значение данных слов? Составьте словосочетания с ними. (Если у учащихся возникают затруднения, они должны иметь возможность обратиться к словарям: толковому или иностранных слов.)
Автобиография, раритет, инициатива, проступок, эксклюзивный, дилетант, периферия, привилегия, искусство, искусственный, дуэт, оппозиция, продюсер.
Задание 3
Подберите синонимы к данным словам, составьте с ними словосочетания. (Обращаем внимание учащихся, что синонимами являются слова одной части речи.)
Хороший, заинтересовать, думать, интересный, ощущение.
V. Домашнее задание:
1) Проанализировать последнее написанное учащимися сочинение по литературе с точки зрения правильности и уместности использования языковых средств.
П р и м е ч а н и е: сочинение уже проверено учителем так, что речевые, грамматические ошибки не подчеркнуты в тексте, но на полях сделаны пометки. Работу можно организовать в парах. Как правило, в тетради соседа ошибки видны лучше, чем в своей, но замечание от одноклассника воспринимается адекватно.
2) Подготовиться к устному комментарию высказывания Л. В. Щербы: «Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то начинает он чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее».
КУЛЬТУРА РЕЧИ
11 класс «Б»
ШКОЛА ХОРОШИХ МАНЕР
учитель русского языка
Подольская И.А.
Цели урока
- Создание классификации типичных ошибок,
- создание условий для работы над стилем;
- совершенствовать навыки синтаксического разбора;
- закрепление навыков правописания производных предлогов;
- развитие языкового чутья.
Эпиграф
Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то начинает он чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее.
Л.В. Щерба
Анализ текста-рассуждения о правильности речи
Задание: прочитать текст, вставить пропущенные слова; подчеркнуть слова, которые помогают понять, что перед нами текст-рассуждение.
Правильность речи обеспечивает ее понятность а в этическом плане это означает заботу об адресате. Правильность создает образ языковой личности отражая уровень знания языка уровень образности в целом.
Правильность речи в целом имеет большое значение для человека и в психологическом плане потому что если говорящий хорошо знает что говорит правильно он приобретает уверенность в себе.
,
,
,
,
,
,
,
ОТВЕТ
,
Анализ текста-рассуждения о правильности речи
Задание: прочитать текст, вставить пропущенные слова; подчеркнуть слова, которые помогают понять, что перед нами текст-рассуждение.
,
И напротив сомнения в правильности произнесения слова в своей речи в правильном понимании его значения в правильности построения предложения могут помешать выполнить основную задачу речи например убедить другого человека в правильности вашей позиции в целом.
Таким образом правильность это важное условие успешного общения.
,
,
,
,
_
,
ОТВЕТ
,
Анализ текста-рассуждения о правильности речи
Задание: прочитать текст, вставить пропущенные слова; подчеркнуть слова, которые помогают понять, что перед нами текст-рассуждение.
?
Как вы понимаете выражение «образ языковой личности?
?
Каков идеальный образ языковой личности?
Анализ лексических единиц с точки зрения уместности их употребления.
Классификация речевых ошибок
ВИД ОШИБКИ
ПРИМЕР
Неправильное употребление слова (автор не знает его значения).
Дочь Туркиных играет на пианино мемуары , сочиненные ее матерью.
Смешение паронимов (близких по звучанию родственных слов, отличающихся по лексическому значению).
Неуместное употребление жаргонизмов и просторечий.
Автор предоставляет нам главного героя (представить –предоставить).
Моя напарница , старуха Изергиль…
Катерина была безответственна в семье Кабанихи (безответна – безответственна).
1.
2.
3.
Анализ лексических единиц с точки зрения уместности их употребления.
Классификация речевых ошибок
ВИД ОШИБКИ
ПРИМЕР
Выбор синонима, не отвечающего речевой ситуации
Князь Андрей думает о росте социального положения (может быть, о карьере?).
Нарушение лексической сочетаемости слов.
Использование лишних слов (тавтология), неоправданное использование однокоренных слов.
Любовь играла в жизни Пушкина большое значение (играть роль – иметь значение).
Эпизод «Первый бал Наташи Ростовой» очень прекрасно помогает понять характер героини.
Большую половину своей жизни Лермонтов был одинок (половина жизни – часть жизни).
В повести главным героем произведения является…
4.
5.
6.
Анализ лексических единиц с точки зрения уместности их употребления.
Классификация речевых ошибок
ВИД ОШИБКИ
ПРИМЕР
Пропуск слова, без которого понимание текста затруднено.
Печорин осознает свои промахи, ошибки, в чем он прав. (пропуск слова – понимает )
7.
Задание 1.
Прочитайте глаголы, которые могут характеризовать речь человека. В тексте какого стиля речи они могут быть употреблены? С любыми тремя глаголами составьте предложения.
стиль речи
ПРИМЕР
2
Сказал
2
отчеканил
2
пробубнил
2
буркнул
2
промямлил
2
пробормотал
Задание 2.
Каково лексическое значение данных слов? Составьте словосочетания с данными словами.
Авт об иография
рар и тет
иниц и атива
эксклюзивный
д и л е тант
п е р и ф е рия
о пп озиц и я
пр о дюс е р
Итог урока
К речевым недочетам относятся недостатки речи, которые связаны с нарушением требований коммуникативной целесообразности, неудачным подбором выразительных средств речи: лексические повторы, употребление лишних слов, штампы и др.
Словарно-синематическая работа
ЗАДАНИЕ. Расставьте ударение, какие звуки обозначают выделенные слова.
1
Ад е кватный, антит е за, аст е роид, аф е ра, д е- юр е , камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рефери, пустя чн ый, д е магогия.
2
3
ОТВЕТ
Ад е кватный [дэ] , антит е за [тэ] , аст е роид [тэ] , аф е ра, д е- юр е [дэ], [рэ] , к а´ мбала´, маркетинг, менеджмент, миз е´ рный, рефери, пустя чн ый, демагогия.
Де- (дез-), приставка. Образует глаголы со значением удаления, прекращения, отсутствия чего-либо: деформировать, деквалифицировать, дезинфицировать [дэ, рэ] книжн. Юридически, формально
Рефери —
Демаго´гия – 1) намеренное воздействие на чувства, инстинкты малосознательной части масс для достижения своих целей; 2) рассуждения или требования, основанные на грубо одностороннем осмыслении, истолковании чего-н.
Словарный диктант
(Как)будто; (не)жели; (не)кто иной , как; (не)что иное , как; (в)сле д стви __ сильного сн __ г __ пада; делать (на)п __ р __ кор; узнать н ас ч __ т по__писки; п __ р __ вести деньги (на)сч __ т фирмы; (в)следстви __ по делу; (в)отличи __ от п __ кло(н,нн)иков; (в)т__чени __ п я ти лет; (в)т__чени__ бурной р__ки; (не)смотря на (не)удач__; нечто (в)род __ шара; ш __ л с __ пуще(н,нн)ой головой; (не)смотря по ст __ ронам; (в)виду пр __ бл __ жения осени; (на)п__доби __ куба; иметь (в) виду ряд о __с т(а,о)ятельств; в оп реки ра(с,сс)п__ряжению; по пр __ быти __ на место; с __ гласно ра(с,сс)п __ р(и,я)жению шефа; благ __ даря вн __ мательному (а,о)тн __ шению.
Ответ на словарный диктант
Ка к б у дт о; н еж ели; н е к то иной , как; н е ч то иное , как; вс ле д стви е сильного сн е г о пада; делать н ап е р е кор; узнать н ас ч е т по дп иски; п е р е вести деньги н а с ч е т фирмы; в с л е дстви и по делу; в о тличи е от п о кло нн иков; в т е чени е п я ти лет; в т е чени и бурной реки; н ес мотря на н еу дачу; нечто вр од е шара; ш е л с о пуще нн ой головой; н е с мотря по ст о ронам; вв иду пр и бл и жения осени; н а п о доби е куба; иметь в в иду ряд о бс тоятельств; во п реки ра сп о р я жению; по пр и быти и на место; с о гласно ра сп о р я жению шефа; благ о даря вн и мательному о тн о шению.
Внимание!
Запятыми выделяются сравнительные обороты, начинающиеся словами:
словно, будто, как будто, точно, что, чем, нежели
ВНИМАНИЕ!
Данные глаголы образуют следующие формы повелительного наклонения:
Лечь — ______________________ (те) на диван
поесть — ____________________ (те) вовремя
быть — ______________________ (те) на собрании
умножить — __________________ семь на восемь
спрятаться — _________________ за дерево
ляг
поешь
будь
умножь
спрячься
ответ
Раскройте скобки:
ботинок, носков
16 пар (ботинки, носки)________________________
13 (грузины, узбеки)___________________________
12 (килограмм, мандарины, яблоки)
_____________________________________________
15 (гектары, амперы)__________________________
11 (офицеры, солдаты)_________________________
16 пар (санки, чулки) _________________________ 16 пар (туфли, шнурки)________________________ 13 (монголы, татары)__________________________
грузин, узбеков
килограммов, мандаринов, яблок
гектаров, ампер
офицеров, солдат
санок, чулок
туфель, шнурков
монголов, татар
ответ
Необходимо р а з л и ч а т ь следующие слова:
г и ена
гр.hyaine — животное
г е ена
гр.geenna — ад
к а мпания
фр. campagne – мероприятие, поход, война
к о мпания
фр. campagnie – общество, группа людей, к о мпанейский, к о мпанейщина, кают-к о мпания
компл и мент
фр. сampliment — похвала
компл е мент
лат. сamplуmentum — фермент
Однокоренные заимствованные слова различаются своими суффиксами:
Интелл е´ кт – интелл и ге´нт
аккомпан е ме´нт – аккомпан и´ ровать
дезинф е´ кция – дезинф и цировать
ангаж е ме´нт – ангаж и ровать
ли´д е р – лид и´ ровать
тре´н е р – трен и рова´ть
компо´ст е р – компост и´ ровать
грав ё р – грав и рова´ть
гре´йд е р – грейд и´ ровать
ни´кел е вый — никел и ро´ванный
НО:
экза´м е н – экзам е на´тор
прое´кц и я – проец и ровать
инъе´кц и я — инъец и´ ровать
Энциклопедия для джентльменов
ОТВЕТ
Как св__рить кофе. __бдай к__фейник кип__тком и насып__ молот___ кофе. Налей (не) много воды, чтобы кофе в__пенился. Долей нужное к__личество воды и постав__ к__фейник на маленький огонь. При первом зак__пани__ быстро сними к__фейник, пом__шай кофе ло__кой и снов__ постав__ на маленький огонь. Готов____ кофе нал__ва__т в чаш__чки и обычно п__ют с сахаром, м__л__ком, сливками.
а
О
о
я
ь
ый
о
с
ь
о
и
и
е
а
ж
о
ь
ый
и
ю
е
ь
о
о
СПАСИБО ВСЕМ
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Ресурс
- Добротина И.Г. Уроки русского языка в 10-м классе. Развернутое планирование – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004. – 144с.: ил. – (Учитель года России).
- Золоторева И.В., Дмитриев Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – М.: ВАКО, 2004. – 368с. – (В помощь школьному учителю).
- Кузнецова М.В. Тесты по русскому языку. Стилистика. – М.: 1998.
учитель русского языка
Подольская И.А.
Слайд 1
«Виды речевых ошибок» Урок русского языка В 10 классе
Слайд 2
Цели : Создание классификации типичных ошибок Создание условий для работы над стилем Развитие языкового чутья
Слайд 3
Понятия : Правильность речи- сочетание : А) правильности содержания (соответствие содержания условиям общения) Б) правильность стиля(т.е. соответствие речевых средств содержанию, стилю, жанру)
Слайд 4
«Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то начинает он чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее». Л.В.Щерба
Слайд 5
«О правильности речи» Правильность речи обеспечивает ее ___ , а в этическом плане это означает ____ об адресате. Правильность создает _____ языковой личности, отражая уровень ____ в целом. Правильность- это важное _____ успешного общения.
Слайд 6
Сочините миниатюру Как вы понимаете выражение «образ языковой личности» ? Каков идеальный образ языковой личности ?
Слайд 7
Говори правильно! Мы часто слышим от окружающих высказывания : Она одела на себя… Я еще не в курсе этой информации… Обсуждали о том, что… Согласно законов, оплачивать проезд… Как сказать правильно ?
Слайд 8
Виды речевых ошибок Вид ошибки Пример 1.Неправильное употребление слова 2.Смешение паронимов 3. Употребление лишних слов 4.Нарушение лексической сочетаемости. 5.Неуместное употребление жаргонизмов и просторечий. 6.Тавтология 7.Штампы Я пошел домой с унылой головой. Я наперерез отказался. Пернатые птицы. Любовь играла в жизни Пушкина большое значение. Моя напарница , старуха Изергиль… . В рассказе рассказывается Пушкин- величайший поэт.
Слайд 9
Языковой практикум Задание 1 В тексте какого стиля могут быть употреблены данные глаголы ? Составьте с ними предложения . Сказал, отчеканил, пробубнил, буркнул, промямлил Задание 2 Каково лексическое значение данных слов ? Инициатива, проступок, эксклюзивный, дилетант, искусство, оппозиция, продюсер. Задание 3 Составьте текст с данными словами : Хороший, заинтересовать, думать, ощущение.
Слайд 10
Итог урока К речевым недочетам относятся недостатки речи, которые связаны с нарушением требований коммуникативной целесообразности ,неудачным подбором выразительных средств речи : лексические повторы, употребление лишних слов, штампы и др.
Слайд 11
Домашнее задание Сделайте анализ последнего сочинения по литературе с точки зрения правильности и уместности использования языковых средств.
Слайд 12
Использованная литература 1.Ипполитова Н.А. и др. Русский язык и культура речи. М. : Проспект, 2004. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык : Грамматика. Текст. Стили речи : Учеб. для 10-11 классов. М. : Просвещение. 2004. .
Слайд 13
Спасибо за внимание !
Тема урока: « Виды речевых
ошибок»
Цель: создание классификации типичных ошибок,
создание условий для работы над стилем, развитием
языкового чутья;
совершенствование коммуникативных навыков;
воспитание уважительного отношения к языку;
гражданской позиции учащихся
Оборудование: раздаточный материал, презентация
Ход урока
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний учащихся. Повторение ранее
изученного материала.
— Орфоэпическая разминка. Созвонимся, намерение,
молодёжь, торты, наверх, клялась, отрочество,
созыв, досуг, поняв, дозвонится.
— Синтаксическая пятиминутка ( работа у доски)
Ручеёк, добежавший² до
моря, увидя перед собой неоглядные² просторы, не должен
забывать² родник, начавший его путь высоко в горах.
— В каких словах количество букв и звуков не
совпадает.
— Работа в парах : задания по карточкам (
взаимопроверка по ключу)
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите
графически орфограммы.
1) Все ветераны пришли на торжестве..ый концерт.
2) Перро..ая площадка вокзала быстро опустела.
3) Вспышки молнии освещали испуга..ые лица подростков.
4) Этот хрустальный кувшин, гране..ый особым способом,
является музейным экспонатом.
2. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите
графически орфограммы.
1) к..мбинезон, пар. .пет, мете..рит
2) разр..внять грядку, соприк. .сновение, нам. .лоть муки
3) осн..стить, ум. .лять достоинства, перег..реть
4) п..рафин, р. .диатор, обв..рожить
3. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите
графически орфограммы.
1) пред. .нфарктный, без. .нтересньий, с..змала
2) по..жать, о..купщик, на..тесать
3) светопр. .ставление, пр. .топывать, пр. .балтийский
4) в..порхнуть, бе..шумный, ра..бросать
4. Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите графически
орфограммы.
1) останавлива..щийся в дороге, они стел..т
2) двига..щийся к цели, судьи раздел..т наследство
3) кле..щий обои, путники плута..т в лесу
4) гон..щий автомобиль, ветры колебл. .т травы
3. Введение понятий: «правильность речи», «культура
речи», «культура человека».
Правильность речи — сочетание:
а) правильности содержания (т. е. соответствие содержания
условиям общения);
б) правильности стиля (т. е. соответствие речевых средств и
содержанию, и жанру, и стилю).
Мы должны владеть умением оценивать свою и чужую речь с
точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
II. Анализ текста-рассуждения о правильности речи.
Задание:
1) прочитать текст, вставить пропущенные слова:
2) подчеркнуть слова, которые помогают понять, что перед
нами текст-рассуждение.
Правильность речи обеспечивает ее ____________, а в
этическом плане это означает ____________ об адресате. Правильность создает
__________ языковой личности, отражая уровень —________ языка, уровень
______________ в целом.
Правильность речи в целом имеет очень большое значение для
человека и в психологическом плане, потому что, если говорящий хорошо знает,
что говорит ,он приобретает правильности произнесения слова в своей речи, в
правильном _______________ его значения, в правильности построения предложения
могут помешать выполнить основную задачу речи, например, другого человека в
правильности вашей позиции в целом. Таким образом, правильность — это важное
успешного общения.
Карточка для контроля (
СЛАЙД)
Правильность речи обеспечивает ее понятность, а в этическом
плане это означает заботу об адресате. Правильность создает образ языковой
личности, отражая уровень знания языка, уровень образованности в целом,
Правильность речи в целом имеет очень большое значение для
человека н в психологическом плане, потому что, если говорящий хорошо знает,
что говорит правильно, он приобретает уверенность в себе. И напротив, сомнения
в правильности произнесения слова в своей речи, в правильном понимании его значения,
в правильности построения предложения могут помешать выполнить основную задачу
речи, например, убедить другого человека в правильности вашей позиции в целом.
Таким образом, правильность — это важное условие успешного
общения.
— Как вы понимаете выражение «образ языковой личности»?
— Каков идеальный образ языковой личности?
Задание: мы часто слышим от окружающих, по радио, в
телевизионных передачах высказывания, подобные этим:
— Она одела на себя,..
— Я еще не в курсе этой информации…
— Обсуждали о том, что…
— Согласно законов, оплачивать за проезд…
— Инвесторы подготовили всю документацию. но их ждал
большой облом.
— Определите, нет ли в этих высказываниях нарушений норм.
Как нужно сказать правильно?
Ш. Выявление причин типичных речевых ошибок.
Классификация ошибок.
Учитель знакомит учащихся с видами ошибок. Учащимся
раздаются карточки с примерами, необходимо распределить примеры (
заполнить вторую колонку таблицы) в соответствии с видом ошибки.
Вид ошибки 1. Неправильное употребление слова (автор не
знает его значения).
Дочь Туркиных играет на пианино мемуары, сочиненные
ее матерью.
2. Смешение паронимов (близких по звучанию родственных
слов, отличающихся по лексическому значению).
Автор предоставляет нам главного героя (представить —
предоставить). . Катерина была безответственна в семье Кабанихи (безответна —
безответственна).
З. Неуместное употребление жаргонизмов и просторечий.
Моя напарница, старуха Изергиль…
4. Нарушение лексической сочетаемости слов.
Любовь играла в жизни Пушкина большое значение (игра роль
иметь значение).
Большую половину своей жизни Лермонтов был одинок (половина
жизни — часть жизни).
5. Выбор синонима, не отвечающего речевой ситуации.
Князь Андрей думает о росте социального положения (может
быть, о карьере?).
6. Пропуск слова, без которого понимание текста
затруднено.
Печорин осознает свои промахи, ошибки, в чем он прав
(пропуск слова — понимает)
7. Использование лишних слов (тавтология), неоправданное
использование однокоренных слов.
Эпизод «Первый бал Наташи Ростовой» очень прекрасно
помогает понять характер героини.
Любовь, ее влияние на человека — вот тема его любовной
лирики.
В повести главным героем произведения
является..,
Карточка
с примерами ошибок
Дочь Туркиных играет на
пианино мемуары, сочиненные ее матерью.
Автор предоставляет нам
главного героя . Катерина была безответственна в семье Кабанихи.
Моя напарница, старуха
Изергиль
Любовь играла в жизни
Пушкина большое значение .
Большую половину своей жизни
Лермонтов был одинок .
Князь Андрей думает о росте
социального положения .
Печорин осознает свои промахи,
ошибки, в чем он прав .
Эпизод «Первый бал Наташи
Ростовой» очень прекрасно помогает понять характер героини.
Любовь, ее влияние на
человека — вот тема его любовной лирики.
В повести главным героем
произведения является..,
IV. Задания по анализу лексических единиц с точки зрения
уместности их употребления.
Задание 1
Прочитайте глаголы, которые могут характеризовать речь
человека. В тексте какого стиля речи они могут быть употреблены? С любыми тремя
глаголами составьте предложения.
Сказал, отчеканил, пробубнил, буркнул, промямлил,
пробормотал.
Задание 2
Работа со словарём ( по группам)
Каково лексическое значение данных слов? Составьте
словосочетания с данными словами. (Если у учащихся возникают затруднения, они
должны иметь возможность обратиться к словарю).
1 гр. — Автобиография, раритет, инициатива,; 2 гр. — проступок,
эксклюзивный, дилетант, 3 гр. — периферия, привилегия, искусство, 4 гр.- искусственный,
дуэт, оппозиция, продюсер.
Задание З
Подберите синонимы к данным словам, составьте
словосочетания.
Хороший, заинтересовать, думать, интересный, ощущение.
У. Итог урока.
К речевым недочетам относятся недостатки речи, которые
связаны с нарушением требований коммуникативной целесообразности, неудачным
подбором выразительных средств речи: лексические повторы, употребление лишних
слов, штампы и др.
Рефлексия:
Узнал полезное практическая
направленность
![]() |
интересно
чувствую усталость
УI. Домашнее задание.
1 гр.
Карточки из ЕГЭ :
А 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более нужнее 2) несколько гектаров
З) с четырьмястами рублями 4) поезжай домой
А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая над сочинением,
1) сначала составляется план. 2) не отвлекайтесь.
3) вас ничто не должно отвлекать. 4) вам нужны будут дополнительные
материалы.
А6. Укажите предложение без грамматических ошибок (без нарушения
синтаксической нормы).
1) Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим в Новгород.
2) Мы выписываем журнал «Природу».
3) Пьеса ставилась как в столичных, так и провинциальных театрах.
4) После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен друзьям.
Проанализируйте последнее сочинение по литературе с точки
зрения правильности и уместности использования языковых средств.
2 гр. Отредактировать текст сочинения. Проанализировать с
точки зрения речевых ошибок.
Слайд 1
«Виды речевых ошибок» Урок русского языка В 10 классе
Слайд 2
Цели : Создание классификации типичных ошибок Создание условий для работы над стилем Развитие языкового чутья
Слайд 3
Понятия : Правильность речи- сочетание : А) правильности содержания (соответствие содержания условиям общения) Б) правильность стиля(т.е. соответствие речевых средств содержанию, стилю, жанру)
Слайд 4
«Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то начинает он чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее». Л.В.Щерба
Слайд 5
«О правильности речи» Правильность речи обеспечивает ее ___ , а в этическом плане это означает ____ об адресате. Правильность создает _____ языковой личности, отражая уровень ____ в целом. Правильность- это важное _____ успешного общения.
Слайд 6
Сочините миниатюру Как вы понимаете выражение «образ языковой личности» ? Каков идеальный образ языковой личности ?
Слайд 7
Говори правильно! Мы часто слышим от окружающих высказывания : Она одела на себя… Я еще не в курсе этой информации… Обсуждали о том, что… Согласно законов, оплачивать проезд… Как сказать правильно ?
Слайд 8
Виды речевых ошибок Вид ошибки Пример 1.Неправильное употребление слова 2.Смешение паронимов 3. Употребление лишних слов 4.Нарушение лексической сочетаемости. 5.Неуместное употребление жаргонизмов и просторечий. 6.Тавтология 7.Штампы Я пошел домой с унылой головой. Я наперерез отказался. Пернатые птицы. Любовь играла в жизни Пушкина большое значение. Моя напарница , старуха Изергиль… . В рассказе рассказывается Пушкин- величайший поэт.
Слайд 9
Языковой практикум Задание 1 В тексте какого стиля могут быть употреблены данные глаголы ? Составьте с ними предложения . Сказал, отчеканил, пробубнил, буркнул, промямлил Задание 2 Каково лексическое значение данных слов ? Инициатива, проступок, эксклюзивный, дилетант, искусство, оппозиция, продюсер. Задание 3 Составьте текст с данными словами : Хороший, заинтересовать, думать, ощущение.
Слайд 10
Итог урока К речевым недочетам относятся недостатки речи, которые связаны с нарушением требований коммуникативной целесообразности ,неудачным подбором выразительных средств речи : лексические повторы, употребление лишних слов, штампы и др.
Слайд 11
Домашнее задание Сделайте анализ последнего сочинения по литературе с точки зрения правильности и уместности использования языковых средств.
Слайд 12
Использованная литература 1.Ипполитова Н.А. и др. Русский язык и культура речи. М. : Проспект, 2004. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык : Грамматика. Текст. Стили речи : Учеб. для 10-11 классов. М. : Просвещение. 2004. .
Слайд 13
Спасибо за внимание !
МБОУ «Сарашевская СОШ им.Героя Советского Союза
Ш.Казанбаева»
Виды речевых ошибок
(Урок русского языка в 10 классе)
Учитель русского языка
и литературы: Казанбаева И.М
Тема урока: «
Виды речевых ошибок»
Цель: создание
классификации типичных ошибок,
создание условий для работы над
стилем, развитием языкового чутья;
совершенствование коммуникативных
навыков;
воспитание уважительного
отношения к языку; гражданской позиции учащихся
Оборудование:
раздаточный материал, презентация
Ход
урока
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний учащихся. Повторение
ранее изученного материала.
— Орфоэпическая разминка. ( СЛАЙД)
Созвонимся, намерение, молодёжь,
торты, наверх, клялась, отрочество, созыв,
досуг, поняв, дозвонится.
— Синтаксическая пятиминутка (
работа у доски)
Ручеёк,
добежавший² до моря, увидя перед собой неоглядные² просторы, не должен
забывать² родник, начавший его путь высоко в горах.
— В каких словах количество букв и
звуков не совпадает.
— Работа в парах : задания по карточкам
( взаимопроверка по ключу)
1. Спишите, вставьте пропущенные
буквы, выделите графически орфограммы.
1) Все ветераны пришли на торжестве..ый
концерт.
2) Перро..ая площадка вокзала быстро опустела.
3) Вспышки молнии освещали испуга..ые лица
подростков.
4) Этот хрустальный кувшин, гране..ый особым
способом, является музейным экспонатом.
2. Спишите, вставьте пропущенные
буквы, выделите графически орфограммы.
1) к..мбинезон, пар. .пет, мете..рит
2) разр..внять грядку, соприк. .сновение, нам.
.лоть муки
3) осн..стить, ум. .лять достоинства,
перег..реть
4) п..рафин, р. .диатор, обв..рожить
3. Спишите, вставьте пропущенные
буквы, выделите графически орфограммы.
1) пред. .нфарктный, без. .нтересньий,
с..змала
2) по..жать, о..купщик, на..тесать
3) светопр. .ставление, пр. .топывать, пр.
.балтийский
4) в..порхнуть, бе..шумный, ра..бросать
4. Спишите, вставьте пропущенные
буквы, выделите графически орфограммы.
1) останавлива..щийся в дороге, они стел..т
2) двига..щийся к цели, судьи раздел..т
наследство
3) кле..щий обои, путники плута..т в лесу
4) гон..щий автомобиль, ветры колебл. .т травы
3. Введение понятий: «правильность речи»,
«культура речи», «культура человека».
Правильность речи — сочетание:
а) правильности содержания (т. е. соответствие
содержания условиям общения);
б) правильности стиля (т. е. соответствие
речевых средств и содержанию, и жанру, и стилю).
Мы должны владеть умением оценивать свою и
чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
II. Анализ текста-рассуждения о
правильности речи.
Задание:
1) прочитать текст, вставить пропущенные
слова:
2) подчеркнуть слова, которые помогают понять,
что перед нами текст-рассуждение.
Правильность речи обеспечивает ее
____________, а в этическом плане это означает ____________ об адресате.
Правильность создает __________ языковой личности, отражая уровень —________
языка, уровень ______________ в целом.
Правильность речи в целом имеет очень большое
значение для человека и в психологическом плане, потому что, если говорящий
хорошо знает, что говорит ,он приобретает правильности произнесения слова в
своей речи, в правильном _______________ его значения, в правильности построения
предложения могут помешать выполнить основную задачу речи, например, другого
человека в правильности вашей позиции в целом. Таким образом, правильность —
это важное успешного общения.
Карточка для
контроля ( СЛАЙД)
Правильность речи обеспечивает ее понятность,
а в этическом плане это означает заботу об адресате. Правильность создает образ
языковой личности, отражая уровень знания языка, уровень образованности в
целом,
Правильность речи в целом имеет очень большое
значение для человека н в психологическом плане, потому что, если говорящий
хорошо знает, что говорит правильно, он приобретает уверенность в себе. И
напротив, сомнения в правильности произнесения слова в своей речи, в правильном
понимании его значения, в правильности построения предложения могут помешать
выполнить основную задачу речи, например, убедить другого человека в
правильности вашей позиции в целом.
Таким образом, правильность — это важное
условие успешного общения.
— Как вы понимаете выражение «образ языковой
личности»?
— Каков идеальный образ языковой личности?
Задание: мы часто
слышим от окружающих, по радио, в телевизионных передачах высказывания,
подобные этим:
— Она одела на себя,..
— Я еще не в курсе этой информации…
— Обсуждали о том, что…
— Согласно законов, оплачивать за проезд…
— Инвесторы подготовили всю документацию. но
их ждал большой облом.
— Определите, нет ли в этих высказываниях
нарушений норм. Как нужно сказать правильно?
Ш. Выявление причин типичных речевых
ошибок. Классификация ошибок.
Учитель знакомит учащихся с видами
ошибок. Учащимся раздаются карточки с примерами, необходимо распределить
примеры ( заполнить вторую колонку таблицы) в соответствии с видом
ошибки.
Вид ошибки ( СЛАЙД)
1. Неправильное употребление слова (автор
не знает его значения).
Дочь Туркиных играет на пианино мемуары,
сочиненные ее матерью.
2. Смешение паронимов (близких по звучанию
родственных слов, отличающихся по лексическому значению).
Автор предоставляет нам главного героя
(представить — предоставить). . Катерина была безответственна в семье Кабанихи
(безответна — безответственна).
З. Неуместное употребление жаргонизмов и
просторечий.
Моя напарница, старуха Изергиль…
4. Нарушение лексической сочетаемости слов.
Любовь играла в жизни Пушкина большое значение
(игра роль иметь значение).
Большую половину своей жизни Лермонтов был
одинок (половина жизни — часть жизни).
5. Выбор синонима, не отвечающего речевой
ситуации.
Князь Андрей думает о росте социального
положения (может быть, о карьере?).
6. Пропуск слова, без которого понимание
текста затруднено.
Печорин осознает свои промахи, ошибки, в чем
он прав (пропуск слова — понимает)
7. Использование лишних слов (тавтология), неоправданное
использование однокоренных слов.
Эпизод «Первый бал Наташи Ростовой» очень
прекрасно помогает понять характер героини.
Любовь, ее влияние
на человека — вот тема его любовной лирики.
В повести главным героем произведения
является..,
Карточка
с примерами ошибок
Дочь Туркиных
играет на пианино мемуары, сочиненные ее матерью.
Автор
предоставляет нам главного героя . Катерина была безответственна в семье
Кабанихи.
Моя напарница,
старуха Изергиль
Любовь играла
в жизни Пушкина большое значение .
Большую
половину своей жизни Лермонтов был одинок .
Князь Андрей
думает о росте социального положения .
Печорин
осознает свои промахи, ошибки, в чем он прав .
Эпизод «Первый
бал Наташи Ростовой» очень прекрасно помогает понять характер героини.
Любовь, ее
влияние на человека — вот тема его любовной лирики.
В повести
главным героем произведения является..,
IV. Задания по анализу лексических единиц с
точки зрения уместности их употребления.
Задание 1
Прочитайте глаголы, которые могут
характеризовать речь человека. В тексте какого стиля речи они могут быть
употреблены? С любыми тремя глаголами составьте предложения.
Сказал, отчеканил, пробубнил, буркнул,
промямлил, пробормотал.
Задание 2
Работа со словарём ( по группам)
Каково лексическое значение данных слов?
Составьте словосочетания с данными словами. (Если у учащихся возникают
затруднения, они должны иметь возможность обратиться к словарю).
1 гр. — Автобиография, раритет, инициатива,;
2 гр. — проступок, эксклюзивный, дилетант, 3 гр. — периферия, привилегия,
искусство, 4 гр.- искусственный, дуэт, оппозиция, продюсер.
Задание З
Подберите синонимы к данным словам, составьте
словосочетания.
Хороший, заинтересовать, думать, интересный,
ощущение.
У. Итог урока.
К речевым недочетам относятся недостатки речи,
которые связаны с нарушением требований коммуникативной целесообразности,
неудачным подбором выразительных средств речи: лексические повторы,
употребление лишних слов, штампы и др.
Рефлексия:
Узнал полезное практическая направленность
![]() |
интересно чувствую усталость
УI. Домашнее задание.
1 гр.
Карточки из ЕГЭ :
А 4. Укажите пример с ошибкой в образовании
формы слова.
1) более нужнее 2) несколько гектаров
З) с четырьмястами рублями 4) поезжай домой
А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая над сочинением,
1) сначала составляется план. 2) не отвлекайтесь.
3) вас ничто не должно отвлекать. 4) вам нужны будут дополнительные
материалы.
А6. Укажите предложение без грамматических ошибок (без нарушения
синтаксической нормы).
1) Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим в Новгород.
2) Мы выписываем журнал «Природу».
3) Пьеса ставилась как в столичных, так и провинциальных театрах.
4) После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен друзьям.
Проанализируйте последнее сочинение по
литературе с точки зрения правильности и уместности использования языковых
средств.
2 гр. Отредактировать текст сочинения.
Проанализировать с точки зрения речевых ошибок.
Цель: создание классификации типичных ошибок, создание условий для работы над стилем, развитие языкового чутья.
Структура урока:
1. Анализ домашнего задания.
2. Совершенствование умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных норм. Рассмотрение понятия «правильность речи». Культура речи — куль тура человека.
3. Рассмотрение причин речевых ошибок. Языковые нормы.
4. Анализ лексических единиц с точки зрения уместности их употребления.
5. Домашнее задание.
Ход урока
I. Анализ домашнего задания. Один или два учащихся диктуют подобранные дома афоризмы.
Наполеон Бонапарт считал, что искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности.
Василий Андреевич Жуковский утверждал, что переводчик в прозе — раб, а переводчик в поэзии — соперник.
II. Совершенствование умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных форм. Рассмотрение понятия «правильность речи». Культура речи — культура человека.
Рассмотрение основных видов ошибок уместно в классе с любым уровнем подготовки. Правильность речи — это сочетание правильности:
а) содержания (т. е. соответствие содержания условиям общения);
б) стиля (т. е. соответствие речевых средств и содержанию, и жанру, и стилю).
Учащиеся должны владеть умением оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и вырази тельного словоупотребления.
Анализ текста-рассуждения о правильности речи.
Правильность речи обеспечивает ее ________, а в этическом плане это означает ________ об адресате. Правильность создает ________ языковой личности, отражая уровень _______ языка, уровень _______ в целом.
Правильность речи в целом имеет очень большое значение для человека и в психологическом плане, потому что, если говорящий хорошо знает, что говорит _________, он приобретает _________ в себе. И напротив, _________ в правильности произнесения слова в своей речи, в правильном _________ его значения, в правильности построения предложения могут помешать выполнить основную задачу речи, например ________ другого человека в правильности вашей позиции в целом.
Таким образом, правильность — это важное _________ успешного общения.
Задания к тексту:
1) Прочитать текст, вставить пропущенные слова.
2) Подчеркнуть слова, которые помогают понять, что это текст-рассуждение.
К а р т о ч к а д л я п р о в е р к и:
Правильность речи обеспечивает ее понятность, а в этическом плане это означает заботу об адресате. Правильность создает образ языковой личности, отражая уровень знания языка, уровень образованности в целом.
Правильность речи в целом имеет очень большое значение для человека и в психологическом плане, потому что, если говорящий хорошо знает, что говорит правильно, он приобретает уверенность в себе. И напротив, сомнения в правильности произнесения слова в своей речи, в правильном понимании его значения, в правильности построения предложения могут помешать выполнить основную задачу речи, например убедить другого человека в правильности вашей позиции в целом.
Таким образом, правильность — это важное условие успешного общения.
— Как вы понимаете выражение образ языковой личности? Каков идеальный образ языковой личности?
Мы часто слышим от окружающих, по радио, в телевизионных передачах высказывания, подобные этим:
Она одела на себя…
Я еще не в курсе этой информации…
Обсуждали о том, что…
Согласно законов, оплачивать за проезд…
Инвесторы подготовили всю документацию, но их ждал большой облом.
Определите, нет ли в этих высказываниях нарушений норм. Как нужно сказать правильно?
III. Рассмотрение причин типичных речевых ошибок.
Классификация ошибок.
Составление таблицы может проходить под руководством учителя. В классе с хорошей подготовкой рекомендуется рассказать о видах ошибок, а учащиеся из предложенных примеров подберут соответствия. Как правило, ребята чувствуют ошибочность в построении предложения, в выборе слова, но затрудняются в объяснении «что же здесь не так». Мы следуем принципу «болезнь названа — ее легче лечить». Зная классификацию ошибок, учащиеся внимательнее относятся к проверке своих работ.
ВИД ОШИБКИ |
ПРИМЕР |
Р е ч е в ы е о ш и б к и |
|
1. Неправильное употребление слова (автор не знает его значения). 2. Смешение паронимов (близких по звучанию родственных слов, отличающихся лексическим значением). 3. Неуместное употребление жаргонизмов и просторечий. 4. Нарушение лексической сочетаемости слов. 5. Выбор синонима, не отвечающего речевой ситуации. 6. Пропуск слова, без которого понимание текста затруднено. 7. Использование лишних слов (тавтология), неоправданное использование однокоренных слов. |
Дочь Туркиных играет на пианино мемуары, сочиненные ее матерью. Автор предоставляет нам главного героя (представить — предоставить). Катерина была безответственна в семье Кабанихи (безответна — безответственна). Моя напарница, старуха Изергиль… Как мальчик-оболтус из богатой семьи стал романтическим героем… Любовь играла в жизни Пушкина большое значение (играть роль — иметь значение). Большую половину своей жизни Лермонтов был одинок (половина жизни — часть жизни). Для него свобода — все, он радовался даже мелочным представлениям о свободе. Князь Андрей думает о росте социального положения (может быть, о карьере?). Печорин осознает свои промахи, ошибки, в чем он прав (пропуск слова — понимает). Эпизод «Первый бал Наташи Ростовой» очень прекрасно помогает понять характер героини. Любовь, ее влияние на человека вот тема его любовной лирики. В повести главным героем произведения является… Романтизм во многом очень значил в творчестве Пушкина и его поэзии. |
Г р а м м а т и ч е с к и е о ш и б к и |
|
1. Словообразовательные ошибки (неправильное образование слова). 2. Морфологические ошибки (неумение образовывать формы разных частей речи). 3. Синтаксические ошибки (нарушение норм строения словосочетаний и предложений). |
Лирику Тютчева отличает полность изображения природы. Город был занят подготовлением к празднику. Татьяна более лучше понимала красоту русской природы. Об этом и говорит И. А. Крылов, автор замечательных басней. Он принял таблетки для кашля. Анализируя стихотворение, у меня возник вопрос. Гринев сказал Пугачеву, что лучше я проживу яркую, но короткую жизнь. Я думаю, что они думают, что их одурачили, что у них страх настолько сильнее, что они даже не заметили истинное лицо Хлестакова. |
IV. Анализ лексических единиц с точки зрения уместности их употребления.
Задание 1
Прочитайте глаголы, которые могут характеризовать речь человека. В тексте какого стиля речи они могут быть употреблены? С любыми тремя глаголами составьте предложения.
Сказал, отчеканил, пробубнил, буркнул, промямлил, пробормотал.
Задание 2
Каково лексическое значение данных слов? Составьте словосочетания с ними. (Если у учащихся возникают затруднения, они должны иметь возможность обратиться к словарям: толковому или иностранных слов.)
Автобиография, раритет, инициатива, проступок, эксклюзивный, дилетант, периферия, привилегия, искусство, искусственный, дуэт, оппозиция, продюсер.
Задание 3
Подберите синонимы к данным словам, составьте с ними словосочетания. (Обращаем внимание учащихся, что синонимами являются слова одной части речи.)
Хороший, заинтересовать, думать, интересный, ощущение.
V. Домашнее задание:
1) Проанализировать последнее написанное учащимися сочинение по литературе с точки зрения правильности и уместности использования языковых средств.
П р и м е ч а н и е: сочинение уже проверено учителем так, что речевые, грамматические ошибки не подчеркнуты в тексте, но на полях сделаны пометки. Работу можно организовать в парах. Как правило, в тетради соседа ошибки видны лучше, чем в своей, но замечание от одноклассника воспринимается адекватно.
2) Подготовиться к устному комментарию высказывания Л. В. Щербы: «Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то начинает он чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее».