Делать привилегии кому либо
Выберите один ответ:
a. понести потери
b. делать привелегии кому-либо
d. добиться успехов
b. делать привилегии кому-либо —
правильней будет сказать — предоставлять привилегии кому-либо.
Если ответ по предмету Русский язык отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.
Распределите словосочетания в соответствии с типом допущенных в них ошибок: а) неправильное управление словом; б) неверная сочетаемость слов;
в) нарушение состава фразеологизма.
Ностальгия о детстве, дать отпор для врага, оплатить за работу, приехать с города, идти один за одним, выразить свой ответ, | одержать успехи, лить много слов, планировать схему, оказать вред, кануть в историю, одеть пиджак, | делать привилегии кому-либо, играть вопреки указания шефа, первостепенное значение, должность заведующего кафедры, занять звание чемпиона, контролировать за ходом лечения, |
посвятить жизнь на благо Родины, | он похож с сестрой, | |
взаимное уважение друг друга, | озабочен о здоровье детей, | |
верить в неминуемую победу, | коснуться о теме любви, | |
чаша его терпения лопнула, | отправиться в край света, | |
автобус набит до отвала, | указать о недостатках. |
Упражнение № 41*
Найдите допущенные при неправильном употреблении паронимов речевые ошибки и исправьте их.
I.1.Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить. 2. Пушкин связан крепкими узлами с декабристами. 3. В эти в гостинице Анны Павловны Шерер чувствовалось волнение. 4. Писатель показывает «дно», которое приготовлено жестоким миром неудачникам. 5. Заветы отцов перевоплощаются в жизнь. 6. Реальные люди силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы. 7. На собрании станичников царствовала разноголосица.
II. 1.Ученик, школьник, студент должен стать соучастником образования и воспитания. 2. День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет. 3. В ночлежке Костылева на нартах ютятся ее обитатели. 4. Горько страдает Тихон, ставший косным виновником гибели Катерины. 5. Кульминация борьбы Чацкого с костной средой наступает на балу у Фамусова. 6. Пьер тратил свои недужие силы на разгул. 7. Обломов был знаменем своего времени.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8828 — | 7536 —
или читать все.
91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Выберите один ответ:
a. понести потери
b. делать привелегии кому-либо
d. добиться успехов
Ответы
b. делать привилегии кому-либо —
правильней будет сказать — предоставлять привилегии кому-либо.
Найдите и исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью?
Русский язык | 10 — 11 классы
Найдите и исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью.
Улучшить уровень обслуживания ; одерживать первенство ; писатель русской классики ; кануть в историю ; одержать успехи ; делать привилегии кому — либо ; играть первостепенное значение ; занять точку зрения подчинённого ; оказать пользу ; терпение переполнилось ; в апреле месяце ; подростки занимаются преступлениями ; давать сопротивление.
Повысить уровень обслуживания ; одерживать победу ; русский классик ; кануть в лету ; добиться успехов ; играть первостепенную роль ; поддержать точку зрения подчиненного ; оказать помощь ; терпение кончилось ; в апреле ; подростки совершают преступления ; оказать сопротивление.
Помогите с заданием, пожалуйста?
Помогите с заданием, пожалуйста.
Найдите словосочетания, в которых нарушена сочетаемость слов или слово употреблено в несвойственном ему значении.
Сильная очередь за билетами, высокое атмосферное давление, проливной дождь, оказать вред, произвести впечатление, делать жертвы во имя прогресса, получить фиаско, одержать успехи, делать привилегии кому — либо, нетерпимая мука, не скрывать сатиры, критичный человек, одеть новые туфли, проводить выборную кампанию, деловое предложение, надеть на палец кольцо, придворный переворот, уплатить билет, основать выводы, усвоить капиталовложения.
Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании : 1) смотреть в глаза фактов 2) произнести тост 3) играть главную скрипку 4) жаловаться на жизнь 5) одержать первенство 6) привлечь внимание 7) оказат?
Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании : 1) смотреть в глаза фактов 2) произнести тост 3) играть главную скрипку 4) жаловаться на жизнь 5) одержать первенство 6) привлечь внимание 7) оказать внимание на вопрос занимать значительную роль 9) взаимные переговоры 10) уверенность в победе.
Найдите в предложении лексическую ошибку?
Найдите в предложении лексическую ошибку!
Большое значение в этой истории сыграл счастливый случай.
Исправьте лексические ошибки в предложениях и обьясните : этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление?
Исправьте лексические ошибки в предложениях и обьясните : этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.
Речевые ошибки : играть значение не имеет роли оказать заботу повысить кругозор оказать впечатление дать поддержку оплатить штраф заплатить расходы заплатить проезд повысить выпуск продукции причинить?
Речевые ошибки : играть значение не имеет роли оказать заботу повысить кругозор оказать впечатление дать поддержку оплатить штраф заплатить расходы заплатить проезд повысить выпуск продукции причинить удовольствие пристально слушать петь фимиам рассыпать дифирамбы дорогие(дешевые)цены одержать первенство причинять пользу поднять тост.
Найдите и исправьте лексические ошибки?
Найдите и исправьте лексические ошибки.
А) Каковы ваши планы на будущее.
Б) В этом заплыве мы одержали поражение.
В) Но чтобы жертва её была действительна, она должна быть полной жертвой.
Найдите в предложениях лексические ошибки : 1) Он сможет оказать существенную пользу правительству?
Найдите в предложениях лексические ошибки : 1) Он сможет оказать существенную пользу правительству.
2) Я поступил бы на более привилегированный факультет.
ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ ?
Найдите ошибки , объясните и исправьте их .
Играть значение, иметь роль, львиная часть, одержать успехи, носить значение, тратить нервы, играть главную скрипку, заварился сыр — бор.
Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов, укажите тип ошибки (изменение фразеологизма, контаминация)?
Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов, укажите тип ошибки (изменение фразеологизма, контаминация).
1. Благодаря войне, дешёвые цены, изъявить согласие, одержать успех, оказать вред, повысить кругозор, завершить обязательства, оказать впечатление, потерпеть потери, уделять значение, допустить неосведомлённость, предвещать погоду, усилить потенциал, придерживаться того же отношения.
Устраните лексические ошибки?
Устраните лексические ошибки.
Следственные органы расследовали преступление, связанное с нелегальным бизнесом.
На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Найдите и исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 10 — 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.
1) Сборчатый, сборщик 2)сизо — зеленый, широколистые, можжевельника, непросохшие, расхаживает.
Река(что? Подлежащее) начала(что сделала? Сказуемое) скрываться(что делать? Сказуемое) в(предлог) тёмной(какой? Прилагательное) синеве(в чем? Дополнение) вечера(в чем? Дополнение) Начала скрываться подчёркивается вместе, так как это сказуемое.
Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Есть язык русский (или другой какой — нибудь) Есть язык во рту.
В_т_рок — ветер, уд. На о. Т_желый — тяжесть, уд. На ё. С_стра — сёстры, уд. На а. Б_резка — белый, уд. На ё. Звез_ный — звезды, уд. На ё. Ре_кий — редок, уд. На е. Ж_знь — жи — ши, уд. На и.
Наступила осень. Вдруг прилетелидва скворца. Песня кончилась. Птицы прощались с домиком. Золотая Осень.
Какие орфограммы изучали .
Ты могла нормальную картинку поставить мне что монитор наклонять.
Очень хороший товар, покупай, недорого.
Человек мечтает потому что ему хочется верить в чудеса и от этого ему на душе становится веселей).
Стремительно ползём: что вы знаете о лексической несочетаемости?
Если вы предпринимаете меры, уделяете значение и улучшаете свой уровень, вам стоит прочитать эту статью и избавиться наконец от речевых ошибок.
Посмотрите, пожалуйста, ролик и постарайтесь ответить на вопрос: что объединяет эти фрагменты?
Да, действительно, мы снова столкнулись с довольно распространенной речевой ошибкой — нарушением лексической сочетаемости слов.
Предпринять меры. Что не так с этим словосочетанием? Почему нельзя так говорить? Ведь мы же поняли суть зашифрованной в нем информации. Оказывается, этого недостаточно, чтобы считаться речевым явлением, не выходящим за границы языковой нормы. Мы же не должны переходить пешеходный переход во время красного сигнала светофора только потому, что в поле зрения нет ни одного автомобиля. В языке тоже есть свои чётко обозначенные нормы, которые не уступают по своей строгости правилам дорожного движения.
Слово предпринять сочетается со словами шаги, попытки. А слово меры требует постановки рядом глагола принять.
Предпринять шаги, принять меры — только в таких вариантах сочетание двух слов не противоречит нормам русского языка. В противном случае мы имеем дело с речевой ошибкой.
Лексическая сочетаемость — это способность слова употребляться вместе с другим словом в речевом отрезке. Давайте вместе познакомимся с этим языковым явлением поближе, а в конце вас, как обычно, ждёт тест на внимательность.
С первого взгляда может показаться, что закрепление той или иной нормы лексической сочетаемости происходит стихийно и не имеет логического объяснения. Особенно это касается синонимичных слов, как в нашем примере. На самом же деле этот единичный пример подтверждает очень интересную и важную мысль о том, что язык — это живая материя.
Читайте также :
Живёт себе слово в абстрактном языковом поле, а потом мы его вставляем в контекст, и с ним происходят удивительные метаморфозы: оно оживает и начинает проявлять свой характер и индивидуальные черты поведения, как любое живое существо.
Мы не зря сгруппировали ролики с ошибками по сходной тематике. Непростые взаимоотношения людей и животных, описанные в новостных текстах, вполне созвучны проблемам лексической сочетаемости некоторых слов в языковом потоке.
Ну не хотят некоторые слова стоять рядом в словосочетании или предложении, и ничего мы с ними не поделаем — язык учёл их пожелания и закрепил это как норму.
Потрясающе, правда? Вот и вынуждены мы все стараться учитывать эти «капризы», чтоб не прослыть невеждами.
Приведём примеры наиболее часто встречающихся ошибок:
играть значение, уделять значение иметь значение, уделять вниманиене имеет роли не играет ролипостигать навыки приобретать навыкиповысить кругозор расширить кругозорподнять тост произнести тост, поднять бокал за…дать поддержку оказать поддержкуодержать первенство одержать победу, завоевать первенствопристально слушать внимательно слушатьбыть в поле внимания быть в поле зрениястремительно ползёт вверх/вниз стремительно поднимается/опускаетсядешёвые цены низкие ценыоплатить штраф заплатить, выплатить штрафповышение имиджа повышение престижа, формирование положительного имиджаповысить выпуск продукции увеличить выпуск продукцииулучшить уровень благосостояния повысить уровень благосостояниярост экономики рост экономических показателейоказать заботу проявить заботуулучшился уровень обслуживания улучшилось качество обслуживанияодержать поражение потерпеть поражениеприобрести уважение заслужить уважениеглубокая весна поздняя веснаоказать впечатление произвести впечатление
Откуда мы узнаем о способности слова к сочетаемости? В науке это называется валентность (от лат. valentia — сила, способность). Слово «карие», например, может сочетаться только с существительным «глаза», а «закадычным» может быть только друг.
Например, мы говорим: стадо коров, табун лошадей, отара овец, стая волков, караван верблюдов. Это слова с низкой валентностью. Почему можно сказать «глубокая осень», а вот «глубокая весна» — это уже ошибка? Причины уходят корнями в далёкое прошлое.
Вся информация о валентности, помимо лексического значения, заложена в каждом слове изначально. Фактически каждое слово в языке имеет свой запрограммированный индивидуальный код лексической сочетаемости. У одних слов способность к сочетаемости высокая, а у других — минимальная.
Носители языка считывают эту информацию интуитивно. Возраст и уровень речевой культуры всё дальше отдаляют нас от лексических ошибок. Это нарабатывается годами, именно поэтому работники СМИ должны пристально следить за своей речью, так как они в ответе за формирование и закрепление речевых норм у своих слушателей и зрителей.
В школьных сочинениях порой можно встретить такие «перлы»:
- Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.
- Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее.
- Из глаз Сони беззвучно текли слезы.
- Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.
- Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы…
Кстати, нарушение лексической сочетаемости — это бич не только детей. Эта лингвистическая тонкость является буквально проклятьем для тех, кто изучает иностранные языки. Представляете, сколько должно пройти времени, чтобы иностранцу научиться тому, что проезд можно оплатить, а штраф — нет? Штраф можно уплатить.
Здесь мы столкнулись с паронимами. О них есть смысл подробно поговорить в следующей статье.
Если вы хотите наглядно увидеть, как иностранные студенты буквально тонут в лексических ошибках при написании сочинений и изложений на русском языке, советуем почитать работы ставшего уже по-настоящему легендарным вьетнамского студента Ли Вон Яна.
Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется объединением (контаминацией) похожих словосочетаний. Вот часто встречаемые пары:
- удовлетворять требования — отвечать потребностям
- беседа проведена — лекция прочитана
- возместить ущерб — взыскать деньги, штраф
- принять меры — предпринять шаги
- повысить уровень — улучшить качество
- приобрести известность — заслужить уважение
- играть роль — иметь значение
Бывают ли случаи, когда семантическая или лексическая сочетаемость оправдана? Конечно. Любое исключение из правил в руках истинного мастера слова превращается в настоящую жемчужину. Оцените сами.
В романе «Золотой телёнок» авторы придумали чудесное выражение «резиновая мысль» для описания изобретения чиновника Полыхаева:
А в романе «12 стульев» Илья Ильф и Евгений Петров употребляют дивное по своей образности выражение «табунчик девушек»:
Лексическая сочетаемость слов играет особо важную роль в художественной речи. Как в прозаической, так и в поэтической. Изучая черновики рукописей, можно в этом убедиться наглядно. В 1961 году «Моснаучфильм» снял потрясающую документальную ленту под названием «Рукописи Пушкина». В ней наглядно продемонстрировано, как поэт при создании поэмы «Медный всадник» подбирал каждое слово.
Этот чёрно-белый фильм без какой-либо сложной анимации и спецэффектов позволяет буквально следить за рукой Александра Сергеевича. Именно при таком скрупулезном анализе становится очевидным, насколько важна лексическая сочетаемость слов в контексте художественного творчества.
Большие мастера художественного слова в состоянии расширить привычные границы сочетаемости, но работа эта поистине ювелирная, иначе есть большой риск скатиться до банальной речевой ошибки. Надо быть настоящим профессионалом, чтобы подобные эксперименты порождали яркие метафоры, неожиданные образы и выражали необходимую экспрессию.
В конце разговора по традиции проверим себя с помощью теста на внимательность и речевую грамотность. Посмотрите видео и попробуйте найти ошибки:
Если количество правильных ответов стремительно ползёт вверх увеличивается, значит, будем и дальше повышать расширять кругозор и говорить предметно о речевых ошибках.
источники:
http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/377487_najdite-i-ispravte-osibki-svazannye-s/
http://newtonew.com:81/lifehack/lexical-incompatibility
Задание
20 ЕГЭ- 2018
Исправьте
лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово.
1.
В спорте большое значение играет упорная
тренировка, выдержка.
2.
В час пик поезда метро наполнены
пассажирами до отвала.
3.
Сейчас отечественные производители
пытаются удешевить стоимость товаров.
4.
Это была храбрая мысль.
5.
Я знал про своего друга, что он был сильно
слабый человек.
6.
Вдали от Родины с глубиной чувствуешь свою
ответственность за то, что происходит дома.
7.
Картина создаёт хорошее впечатление.
8.
Нельзя причинять горе другим.
9.
В заключение слово для доклада
представили директору завода.
10. Оконные
рамы нашей фирмы обладают неукоснительным качеством.
11. Граждане,
спешите купить билеты по самой дешёвой стоимости.
12. У
Базарова нет сообщников, он трагически одинок.
13. Вскрытие
рек ещё больше увеличило уровень воды.
14. Я
подкрался, подстерегаемый любопытством, и прилёг в траве над обрывом берега.
15. Основными
пишущими материалами в истории человечества стали папирус, пергамент и бумага.
Ответы:
1. Имеет
2. Отказа
3. Уменьшить,
понизить
4. Смелая
5. Очень,
весьма
6. Глубоко
7. Производит
8. Боль
9. Предоставили
10. Высоким
11. Цене
12. Друзей
13. Повысило
14. Подстрекаемый
15. Смелая
Задание
20 ЕГЭ-2018
Исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
1)
Рассказ очень понравился мне, за
исключением финального конца.
2)
Золотой век подарил нам огромную плеяду
выдающихся писателей.
3)
Эта девушка произвела на всех очень
прекрасное впечатление.
4)
Раненый застонал, пронзённый болью, и упал
вниз.
5)
Его надменная улыбка и вздёрнутый кверху
нос выдавали натуру гордую, самолюбивую.
6)
Наш маршрут движения должен был пройти
через черневшую впереди тайгу.
7)
Поезд начал подыматься вверх из сожжённой
котловины на плоскогорье, где уже задувал ветер и по ночам было холодно.
Обходное движение должно было начаться с
утренним рассветом, для того чтобы лучше замаскироваться.
9)
Наше прошлое и настоящее, наши стремления
и мечты нашли отражение в народном фольклоре.
10) Между
тем подошел вечер, заря угасла, ближние и дальние деревья приняли однотонную
окраску, и мы приняли решение возвращаться обратно.
11) Кое-где
лежали поросшие бурьяном кучи щебня и огромная махина разного мусора.
12) Все
возобновилось вновь: клочья облаков понеслись куда-то вперед, обгоняя нас,
далеко где-то зарокотал гром, и тучи дрогнули.
13) Ни
одно из деревьев не вмещает столько образов и сравнений, столько эмоциональных
чувств, сколько берёза!
14) Он
ни во что не верил, ничего не предчувствовал заранее, ничего ему не нужно было,
и ничто его не связывало.
15) В
издательстве готовится к печати новая книга – автобиография жизни великого
актёра.
Ответы:
1)
Финального
2)
Огромную
3)
Очень
4)
Вниз
5)
Кверху
6)
Движения
7)
Вверх
Утренним
9)
Народном
10) Обратно
11) Огромная
12) Вновь
13) Эмоциональных
14) Заранее
15) Автобиография
Употребление фразеологизмов в речи
регулируют фразеологические нормы.
Можно выделить следующие речевые ошибки,
связанные с нарушением фразеологических
норм.
-
Неоправданное сокращение или расширение
состава фразеологизма за счёт включения
или исключения отдельных слов.
Она бросилась бежать со
всех своих длинных ног(правильно:
СО ВСЕХ НОГ).
Необходимо
отметить это усугубляющее
обстоятельство(правильно:усугубляющее вину
обстоятельство).
-
Замена какого-либо компонента
фразеологизма, как правило, слова.
Молодому человеку все удается, должно
быть он родился
под счастливой луной(правильно:
РОДИЛСЯ ПОД СЧАСТЛИВОЙ ЗВЕЗДОЙ).
Не мудрствуя
долго, приведу отрывок из статьи
(правильно:не
мудрствуя лукаво).
-
Искажение грамматической формы
компонентов фразеологизма.
На выпускном вечере представитель
администрации сказал, что в
полку талантливых управленцевприбыло (правильно:
ПОЛКУ ПРИБЫЛО).
Во главе угларуководство поставило два вопроса
(правильно: ВО ГЛАВУ УГЛА).
-
Контаминация, или смешение, двух
фразеологических оборотов.
Взаимопонимание играет
большое значениев семейной жизни
(ИМЕЕТ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ и ИГРАЕТ ВАЖНУЮ
РОЛЬ).
Язык не поднимаетсяговорить об этом (язык
не поворачиваетсяирука
не поднимается).
-
Употребление фразеологизма без учёта
его значения.
В плановых отделах и бухгалтериях сводят
последние счетыс ушедшим годом
(сводить последние
счеты (с жизнью) имеет значение
‘кончать жизнь самоубийством’).
-
Разрушение образного значения
фразеологизма.
Обломов
был знаменем
времени(правильно:знамением
времени).
-
Прочтение фразеологизма в прямом
значении (деидиоматизация).
Не хлебом единым
сытчеловек, нужны еще картошка,
вермишель, не помешало бы мясо (ФразеологизмНе хлебом единым
сыт указывает на необходимость
духовной пищи, здесь же речь идёт о пище
материальной, продуктах питания).
Объявление в тире: Каждый стреляющий,
попавший в цель, получает
пулю(ПОЛУЧИТЬ ПУЛЮ имеет значение
‘быть расстрелянным, убитым’, в контексте
же говориться о возможности дополнительного
выстрела).
4.20 Изменение состава фразеологизма как стилистический прием
Фразеологизмы в газетной речи являются
важным источником экспрессии, необходимой
для воздействия на читателя. Они содержат
собственно национально-русский компонент,
отражающий народную мудрость, быт,
культуру, историю.
Одним из существенных свойств
фразеологизмов является устойчивость
компонентов и воспроизводимость их в
готовом виде. Однако в последние
десятилетия отчетливо проявилось
стремление к трансформации фразеологических
единиц – к изменению его структуры или
значения. Этот своеобразный стилистический
приём, особенно распространённый в
публицистике, который служит для
реализации творческого начала, для
выражения индивидуальной оценки. См.
примеры подобный трансформации в
публицистических выступлениях последних
нескольких лет:
Влюбленные обоих полов, соединяйтесь;
прапорщики всех стран, соединяйтесь;
мы наш, мы новый путч устроим; много
жаргонов, хороших и разных; больше партий
(товаров, моделей) хороших и разных;
броня крепка, не то что рубль; велика
Россия, а торговать негде; велика Россия,
а побеждать некому; все невесты хороши
– выбирай на вкус; вставай, Чечня
огромная; болей, страна огромная; Гайдар
остался позади; дан приказ ему на подпись;
дан приказ ему: “В опалу”; призрак
бродит по Европе…: призрак единой
Германии; я бы в дворники (аптекари,
маги, кондукторы) пошел.
Трансформация устойчивых сочетаний в
газетном тексте преследует несколько
целей:
-
привлечение внимания читателей;
-
толкование сути материала в предельно
сжатой форме; -
оживление публицистического текста;
-
«приближение» читателя;
-
сокрытие прямолинейного, резкого,
неэтичного высказывания. -
выражение отношения, оценки автора к
изображаемому.
Можно выделить следующие приёмы
трансформации фразеологизмов:
1) замена отдельных компонентов
фразеологизма с сохранением звукового
облика фразеологизма и ритмико-мелодического
рисунка:
Наши копии
скрестились.
2) введение в фразеологизм дополнительных
компонентов, что ведет к его распространению,
то есть расширению лексического состава:
Он в дело вкладываетне толькоголову,руки и ноги,
но еще идушу.
3) использование образа, заключенного
в устойчивом сочетании, в качестве
метафорической основы для создания
контекста:
В историюлюдипопадаюттоже
по-разному. Кто головой, а кто, извините,
чем другим. Про маркиза Галифе слышали,
надеюсь? Так тот, подлец, штанамивтиснулся.
4) образование свободного сочетания по
модели ассоциативно близкого фразеологизма.
Доли рассовали но конвертам; конверты
вручили адресатам. Шито
– крыто. Тихо – спокойно.На все
документики имеются. Липовые, правда.
5) субстантивация фразеологизма
(использование существительного
(субстантива) вместо исходного слова
другой части речи).
Обещания сыплются как из рога изобилия.
Время наставления
роговпридет несколько позже.
6) инверсия – изменение традиционного
порядка следования компонентов
фразеологизма:
Там крестьяне – потомки новгородских
ушкуйников – привыкли шапокперед господами неломать.
7) вычленение из оборота один из компонентов
фразеологизма, глагольного или именного,
который на правах свободного члена
вступает в самостоятельную смысловую
и синтаксическую связь с другими членами
предложения:
А потом ему пришлось переключаться на
новые области науки, начинать
с азов, да иазыразрабатывать самому.
эллипсис – пропуск одного из компонентов
фразеологизма, легко восстанавливаемого
из контекста:
Наверное, он не улыбался уж давно:
радость, камень
с души– вот она, мама, идет к тебе,
протянув руки (опущен глагол свалился
).
9) деидиоматизация – прочтение
фразеологизма в прямом значении при
сохранении синтаксической структуры
фразеологизма и образности исходного
сочетания:
Байкал в буквальном смысле слова делает
погодув моей родной стороне. Это
он посылает нам дожди и туман, и ясную
погоду, так что дыхание его всегда
ощутимо.
10) совмещения двух значений фразеологизма
– прямого и переносного.
За месяц пара волков оставитот всего стада оленьего
рожки да ножки.
Семестровый стилистический диктант
Ошибки:
-
Тавтология
-
Паронимы
-
Плеоназм
-
Эллипсис
-
Неправильный выбор слова
-
Порядок слова в предложении
-
Ошибка во фразеологизме
-
Ошибка в определении рода существительных
-
Ошибка в именах собственных (в фамилиях)
-
Ошибка в названии лиц по профессии
-
Ошибка в определении падежа существительного
-
Асфальтированная шоссе вела нас к городу.
-
Преступники были разоблачены и приговорены к ответственности.
-
Выпущенная стенгазета к Новому году понравилась всем.
-
Крайним в очереди стоял пожилой человек с тростью.
-
Поздний барокко характеризуется пышностью деталей.
-
На суде в качестве главных свидетелей выступили брат и сестра Ходаркевич.
-
Мы стремительно приближались к многоводному и быстрому Миссури.
-
Кто дежурил в отделе чулок и носков в день кражи?
-
Бухгалтер Зарема Ионова подробно остановился на недостатках в работе всей фирмы.
-
В своем выпуске РОВД сообщило о росте преступности в г. Черкесске.
-
В дальнем углу залы пела известная певица.
-
Совхозный сад занимал площадь свыше 100 гектар.
-
В настоящее время работники отдела стали больше заниматься поджогами.
-
Напрасно он проливал крокодильи слезы – его это не спасло от наказания.
-
Подброшенная Лебедевым гиря имела траекторию, направленную в направлении черепа потерпевшего.
-
Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у граждан.
-
На лице Петрова были небольшие усы в области носа.
-
Когда подошел контролер, странный пассажир вынул билет из кармана с тремя дырочками.
-
Приказом директора на должность лаборантки была принята А.В.Смадич, на должность поварихи – С.Г. Януш, на должность секретаря – Ф.И. Ионова.
-
Больнице было передано 200 компонентов одеялов, наволочек, простыней и полотенцев.
Стилистический диктант № 1
Ошибки:
1 .Паронимы
2. Неправильный выбор слова
-
Пропуск слова (эллипсис)
-
Плеоназмы
-
Тавтология
-
Инверсия
-
Обнаружив кражу вещей своих, Антонов сообщил в милицию.
-
Он в простой и доходной форме рассказал о поездке на юг.
-
Язык героев Шолохова не похож на других писателей.
-
Доставлен в дежурную часть гражданин Сакиев, который в городском парке спал под кустом.
-
Однажды раз мы заблудились в лесу.
-
Катясь с горы, я катился к берегу Волги.
-
В заключение концерта Альберт и Рустам вдвоем вместе спели песню.
-
Мы поблагодарили экскурсантку за хороший рассказ.
9. Брат любит математику и хорошо понимает.
Ю.Светлана не понимала ни одного лишнего слова.
11. Была выявлена большая недостача денег за май месяц 2012 г. 12.Наши солдаты совершили в годы Вов много геройских подвигов. 13.Пепельница выпала из рук и раскололась на мелкие кусочки.
Стилистический диктант № 2
Ошибки:
-
Неправильный выбор слова
-
Ошибка во фразеологизме
-
Паронимы
-
Инверсия
-
Тавтология
-
Пропуск слова (эллипсис)
-
Плеоназм
-
На кондитерскую фабрику требуется двое рабочих: один — для начинки, другой — для обёртки.
-
Юноша научился уважать труд и честно трудиться.
-
На следующий день фирмы «Гранит» не стало: она рассыпалась как мыльный пузырь.
-
Глаза большие, голубые, сросшиеся на переносице.
-
Ваши знания по русскому языку гроша выеденного не стоят.
-
26 тысяч бутылок водки, произведенной нелегальным путем, были арестованы.
-
Игорь уходил в поход молодым и неопытным, а вернулся из экспедиции матёрым волком.
-
Быстрое развитие города объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых дорог.
-
Ради мужа она сломя голову всегда готова была последовать за ним хоть на край света.
10.Задержанный гражданин Лепшоков справлял эстетические надобности в неустановленном в городе месте.
11. Следствием установлено, что потерпевшей являлась беременная корова, принадлежавшая гражданке Хапчаевой, которую сбила ехавшая с превышением скорости автомашина ВАЗ — 2106, которая тут же на месте и сдохла.
12.Первый выпуск альбома был встречен меломанами с большой заинтересованностью.
13.Слова звучат так, что никого нельзя поймать в злоумышленности.
14.Хотя он был и не из робкой десятки, но здесь струсил.
15.На месте убийства, около мёртвого трупа толпился народ.
Стилистический диктант № 3
Ошибки:
1. Неправильный выбор слова
2. Ошибка во фразеологизме
3. Паронимы
4. Инверсия
5. Тавтология
6. Пропуск слова (эллипсис)
7. Плеоназм
-
Для домашних насекомых в ничего не было.
-
В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с с/х вредителями из местных жителей.
-
Обломов был знаменем своего времени.
-
Наша передача посвящается творчеству ветеранов технического творчества.
-
Ни один укол, который делает Ольга, не бывает больным.
-
Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок.
-
Можно начинать собрание – форум уже есть.
-
Магазин закрыт на санитарный день в связи с приходом тараканов.
-
Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссией.
-
В прошедшие дни прошли снегопады, которые затруднили движение на дорогах.
-
Прохоров был уже оштрафован за неграмотность выражений.
-
31 августа 2005 г. потерпевший Борисов поселился жить в гостинице «Черкесск».
-
Нельзя упускать из вида и поля зрения вопрос о местных ресурсах.
-
Девочка кладет книгу в ранец.
-
Он работает спустив рукава и каждое задание выполняет с грехом пополам.
Стилистический диктант № 4
Ошибки:
-
Неправильный выбор слова
-
Паронимы
-
Плеоназм
-
Ошибка во фразеологизме
-
Инверсия
-
Тавтология
-
Пропуск слова (эллипсис)
-
Подавляющее большинство командных встреч проходило в упорной борьбе.
-
Думаю, что мы с вами должны собраться и оговорить все вопросы.
-
Стал дурак критиковать вся и всех.
-
Графиня умирает и испугавшись, уходит из этого года.
-
К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки.
-
Он наговорил извозчику грубых слов с целых три короба.
-
Интересно и содержательно освещают работу чековых аукционов в реализации планов приватизации новые газеты.
-
Те, кто обладает детьми и внуками, знают их привычки и наклонности.
-
Каждый из этих авторов внес свою лепту в историю мировой живописи.
-
Гражданка Ижаева распустила свою корову, которая топчет огороды, пьяная бегает по соседям, грозит побить Пазову и ругается.
-
Правые колёса автомобиля вследствие опьянения сошли с дороги, и он опрокинулся.
-
Подброшенная Кунаевым гиря имела траекторию, направленную в направлении черепа потерпевшего.
-
В его кармане был обнаружен финский нож типа финского.
-
Неоднократно скот, закрепленный, находился на полях и топтал озимые.
-
Думаю ваши планы не могут считаться реалистическими.
Стилистический диктант № 5
Ошибки:
-
Неправильный выбор слова
-
Плеоназм
-
Паронимы
-
Тавтология
-
Пропуск слова (эллипсис)
-
Ошибка в определении рода существительного.
-
Инверсия
-
Ошибка во фразеологизме
-
В библиотеке есть список рекомендательной литературы.
-
Он пояснил, что совершил преступление из-за неправильного понятия закона.
-
Суд не может удовлетворять просьбу умершего о выделении средств на погребение.
-
Совхозный сад занимал площадь свыше 100 гектар самых плодородных земель.
-
НТВ объяснил об изменениях в программе на 7 ноября 2011 г.
-
Кому будет приятно, если ему наступят на любимый мозоль.
-
Напрягая последние усилия путник вышел на дорогу.
-
После развода женщине присудили 50% мужа.
-
Опыт работы последних лет доказывает, что пользы от использования новых технологий нет никакой.
-
Солнечное Батуми встретило нас холодным дождем.
-
Мы поссорились, и она ушла не оглянувшись назад.
-
Подсудимый Акбашев стал пинать ногами потерпевшего Хасанова.
-
Она была в одном туфле, который держала в руке.
-
Об этом мальчике говорят, что он большая плакса.
-
Хорошо выполнила учебную практику гр. _________, где старостой — _________, которая в этом году по указанию министерства, значительно увеличилась в объеме.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Мамоновская средняя общеобразовательная школа»
Дидактический материал
«Готовимся к ЕГЭ. Практикум к заданию №5 по русскому языку»
Подготовила материал
учитель русского языка и литературы
Цимбалова Елена Ильинична
Задание №5 в ЕГЭ по русскому языку относится к базовому уровню
сложности и предполагает проверку лексических норм (употребление слова в
соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической
сочетаемости). На сайте fipi.ru (Федеральный Институт Педагогических
Измерений) есть раздел «Методические рекомендации для учителей,
подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017
года по русскому языку». И.П. Цыбулько, автор статьи, анализируя результаты
ЕГЭ, указывает на следующее: «Результаты выполнения заданий, проверяющих
уровень усвоения лексических норм современного русского литературного
языка, показали, что самый низкий процент выполнения по этой группе норм,
как и в 2016 г., приходится на задание 5 и соблюдение норм в сочинении,
написанном по предложенному тексту (К10)» [6, с.7]. Почему же выполнение
задания №5 в ЕГЭ вызывает такое затруднение? Исходя из опыта работы,
можно сказать, что словарный запас у многих сегодняшних старшеклассников
невелик, читают мало, далеко не всегда то, что можно назвать настоящей
литературой. Раздел «Лексика» изучался в 5–6-х классах и уже практически
забылся, да и тема «Паронимы» объяснялась лишь вскользь. Поэтому и
встречается в экзаменационных работах учащихся большое количество ошибок,
связанных именно с употреблением слов, близких по звучанию и частично
совпадающих по значению.
Предлагаемый ниже практикум может быть использован на занятиях,
посвященных повторению раздела «Лексика», а также при отработке задания
№5 ЕГЭ. Он включает в себя краткие теоретические сведения о паронимах,
упражнения, направленные на формирование умения находить паронимы в
тексте, включать в состав словосочетаний и предложений, различать
лексические значения однокоренных слов, похожих по звучанию. Наибольшую
сложность представляют задания, которые связаны с нахождением и
исправлением речевых ошибок, возникших в результате смешения паронимов.
Но именно эти упражнения наиболее полезны для старшеклассников, так как
многие из них не видят речевые недочеты и не умеют проверять и править свои
сочинения.
Паронимы как языковое явление.
Паронимия — очень интересное языковое явление. Паронимы нужны нам
для точного выражения мысли. Использование их в речи помогает передать
тонкие оттенки значений. О. В. Вишнякова в «Словаре паронимов русского
языка» так определяет значение слова «паронимы»: «В словарный запас
русского языка входит целый ряд лексических категорий, одной из которых
являются паронимы (от греч. para «возле, рядом» + onyma «имя»). Паронимы —
это разные по значению слова, близкие по произношению, лексико—
грамматической принадлежности и по родству корней, сходность в звучании
которых приводит к смешению их в речи (ковкий//ковочный, мудреть//мудрить,
экспонат//экспонент) [1, с.14]
Как правило, паронимами являются слова одного корня, родственные
слова. Паронимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной части
речи. Например, представить – предоставить (глаг.); эффектность –
эффективность (сущ.); эффективный – эффектный (прил.).
Авторы учебника русского языка для 10—11 классов Гольцова Н.Г.,
Шамшин И.В и Мищерина М.А. поясняют следующее: «Так как паронимы
сходны по звучанию, их иногда неправильно употребляют в речи. Чтобы не
сделать ошибки, необходимо знать, в чём заключается смысловое различие
слов, с какими словами они употребляются, знать их управление. Например,
1.Представить справку, отчёт, проект, но предоставить слово, равные права,
кредит.
2.Оплатить проезд — заплатить за проезд.
3.Одеть ребёнка – надеть пальто на ребёнка.
4.Эффективный метод — эффектный вид и т.д.» [3, с. 17]
При затруднении в правильном выборе или употреблении слова выше
названные авторы советуют обращаться к толковым словарям и словарям
паронимов.
Учитывая особенности словообразования паронимов, авторы статьи «Что
такое паронимы в русском языке» на сайте «Федерация Интернет Образования»
[7] выделяют следующие группы:
1. Паронимы, различающиеся приставками: опечатки — отпечатки, уплатить —
оплатить;
2. Паронимы, различающиеся суффиксами: безответный — безответственный,
существо — сущность; командированный — командировочный;
3. Паронимы, различающиеся характером основы: один имеет непроизводную
основу, другой — производную. При этом в паре могут быть:
а) слова с непроизводной основой и приставочные образования: рост — возраст;
б) слова с непроизводной основой и бесприставочные слова с суффиксами:
тормоз — торможение;
в) слова с непроизводной основой и слова с приставкой и суффиксом: груз –
нагрузка» [7]
«В семантическом отношении среди паронимов обнаруживаются две
группы:
1. Паронимы, различающиеся тонкими смысловыми оттенками: длинный —
длительный, желанный — желательный, гривастый — гривистый, жизненный —
житейский, дипломатичный — дипломатический и под. Таких паронимов
большинство, их значения комментируются в лингвистических словарях
(толковых, словарях трудностей, словарях однокорневых слов, словарях
паронимов). Многие из них характеризуются особенностями в лексической
сочетаемости; ср.: экономические последствия — экономичное ведение
хозяйства, богатое наследство — тяжелое наследие; выполнять задание —
исполнять песню.
2. Паронимы, резко различающиеся по смыслу гнездо — гнездовье, дефектный —
дефективный. Таких единиц в языке немного» [7]
Кроме паронимов традиционного типа есть такие однокоренные
несинонимичные слова, которые можно обозначить как «нетрадиционные
паронимы». Типы «нетрадиционных паронимов» представлены в Экспресс—
справочнике [2] (автор Э. Д. Головина):
1.Фонетические паронимы, имеющие разную огласовку корня или суффикса,
например, бобёр (мех животного и изделия из него) – бобр (животное); невежа
(невоспитанный человек) – невежда (необразованный человек); павший
(погибший) – падший (испортивший свою репутацию).
2. Акцентные паронимы, имеющие разное ударение, например, брóня
(закрепление чего— либо за кем—либо) — брон’я (защитная стальная обшивка);
мáсличный (дающий масло) – маслúчный (имеющий отношение к маслине);
слóженный (размещённый в определённом порядке) – сложённый
(обладающий тем или иным телосложением).
3.Акцентно—фонетические паронимы, имеющие разное ударение и разную
огласовку окончания, например, переноснóй (портативный) – перенóсный
(метафорический, иносказательный); языковóй (относящийся к языку как к
органу речи) – языкóвый (относящийся к языку как к органу в полости рта).
4.Родовые паронимы, представляющие собою имена существительные разного
грамматического рода: кювет (канава) — кювета (ванночка для фоторабот), цеп
(сельскохозяйственное орудие) — цепь (ряд скрепленных друг с другом
металлических звеньев)» [2]
Практикум к заданию №5
I. Упражнения, направленные на формирование умения находить
паронимы в тексте, включать их в состав словосочетаний и предложений,
различать лексические значения однокоренных слов, похожих по
звучанию.
Упражнение 1. Составьте предложения с данными словами, обозначьте состав
однокоренных слов.
Повергнутый—подвергнутый; обвешенный—обвешанный; наметённый—
наметанный; непромокаемый—непроницаемый; розданный—раздавшийся.
Упражнение 2. Со словами ведущий и ведомый составьте предложения.
Попытайтесь придумать такие предложения, в которых эти слова были бы
разными частями речи. Обозначьте эти слова как члены предложения.
Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные слова.
В нашем городе начал…сь _ _ _ большого химического комбината. Выстроили
новую _ _ _, потому что к нам приезжает много_ _ _.
Слова для справок: стройка, строительство; гостиница, гостиная;
командировочные, командированные.
Правильный вариант: В нашем городе началось строительство большого
химического комбината. Выстроили новую гостиницу, потому что к нам
приезжает много командированных. [4, с. 241-243]
Упражнение 4. Объясните разницу между словами в парах:
Войти—взойти, вздохнуть— вдохнуть, деловой—деловитый, усвоить—освоить,
неизмеримый—несоизмеримый, эффектный—эффективный, искусный—
искусственный, одеть—надеть, главный—заглавный, командированный—
командировочный, сшить—пошить.
Упражнение 5. Из слов в скобках выберите нужное. (Правильный вариант
ответа выделен курсивом)
1.На девочке было (надето, одето) зимнее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не
отвечал. 3. Окружность и диаметр – (несоизмеримые, неизмеримые) величины.
4 Все лето стояла (нестерпимая, нетерпимая) жара. 5. Из лесу мы возвращались
с (целой, цельной) корзиной грибов. 6. (Дефективные, дефектные) вещи
подлежат обмену.7 (Длительное, длинное) путешествие хотя и утомительно, но
очень полезно. 8 (Лесные, лесистые) озера очень красивы. [3, с.17—18]
Упражнение 6. Выберите из скобок существительное, подходящее по смыслу к
каждому из прилагательных. (Правильный вариант ответа выделен
соответствующим шрифтом)
Гарантийный, гарантированный (ремонт, срок)
Генеральный, генеральский (чин, директор)
Земляной, землистый, земельный (цвет лица, участок, холм)
Защитительный, защитный (панцирь, аргумент)
Гармоничный, гармонический (ряд, голос)
Ледовый, ледяной (покров, ветер)
II. Нахождение и исправление речевых ошибок, возникших в
результате смешения паронимов.
Упражнение 1. Правильный вариант ответа выделен курсивом
А) —Ах, неужели вы меня не признали? (не узнали)
Б) Его личность мне знакома: я вспомнил эту родинку на щеке. (лицо)
В) В конце вечера трибуну представили гостям. (предоставили)
Г) Одень пальто, на улице холодно. (надень)
Д) На мебель одели чехлы. (надели)
Е) Обновка так понравилась Лене, что она одевала ее и вертелась перед
зеркалом. (надевала)
Упражнение 2. (Из ученических сочинений). Правильный вариант ответа
выделен курсивом.
1.Ларина сама била ПРИДВОРНЫХ, если они не могли ей угодить» (дворовых)
2.Пушкин связан крепкими УЗЛАМИ с декабристами. (узами)
3.В эти дни в ГОСТИНИЦЕ Анны Павловны Шерер чувствовалось волнение. (в
гостиной)
4.Писатель показывает «дно», которое ПРИГОТОВЛЕНО жестоким миром
неудачникам. (уготовано)
5.Заветы отцов ПЕРЕВОПЛОЩАЮТСЯ в жизнь. (воплощаются)
6.Татьяна любила вставать С ЗАРНИЦЕЙ. (с зарей)
7.Она охотно отдала бы эту ПРАЗДНИЧНУЮ жизнь за жизнь в деревне, где
она встретила Онегина. (праздную)
8.В ночлежке Костылева НА НАРТАХ ютятся ее обитатели. (на нарах)
9.Обломов был ЗНАМЕНЕМ своего времени. (знамением) [5, с.32—33]
Список использованной литературы
1. Вишнякова, О.В. Словарь паронимов русского языка/ О.В. Вишнякова.
– М.: Рус. яз., 1984. – 352 с, ил.
2. Головина, Э.Д. Различай слова: Трудные случаи современного русского
словоупотребления. Экспресс—справочник/ Э.Д. Головина. – Киров. Кировская
областная типография, 1997. – 312 с.
3. Гольцова, Н.Г., Шамшин, И.В., Мищерина, М.А. Русский язык. 10 – 11
классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Г. Гольцова, И.В.
Шамшин, М.А. Мищерина. – 8-е изд., – М.: ООО «Русское слово», 2011. – 448 с.
4. Дидактический материал по русскому языку для VI класса: пособие для
учителей/ Л.Т. Григорян [и др.]; под ред. Л.Т. Григорян. – М.: Просвещение,
1978. – 318 с.
5. Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б. Секреты стилистики/ Д.Э. Розенталь, И.Б.
Голуб. – М.: Рольф, 1996. – 208 с.
6. Цыбулько, И.П. Методические рекомендации для учителей,
подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017
года по русскому языку [электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy–(Дата
обращения 31.10.2007)
7. Что такое паронимы в русском языке. Федерация Интернет
Образования [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fio.ru – (Дата
обращения 30.10.2017)
Выпишите номера предложений, в которых допущены ошибки употребление фразеологизмов 1 Это был настоящий грабеж с большой дороги, 2 Гости были удивлены яркости карнавала, 3 Нельзя всех мерить под одну гребенку, 4 Я быстро одел пальто и шапку и вышел, 5 Получив признание широких читательских масс, 6 Книгу переиздали, поэзия была для него книгой за семью печатями, 7 Кротким характером девушка выдалась в отца, 8 Со всех своих длинных ног она кинулась бежать, 9 Должность заведующего клуба была упразднена, 10 Обломов был знаменем времени.