№п/п
Уровни ошибок
Виды ошибок
Типы ошибок
Ошибки у детей с ОНР
Причины
1
Ошибки на уровне записи буквы
Срисовывание буквы с образца, а не написание по образцу
Буква отсутствует в представлении как определенный графический образ; ребенок не перешел от устной речи к письменной, которая предполагает усвоение системы графических знаков; нет соотнесения звука с графическим образом, т. е с буквой.
Неусвоение пространственного расположения отдельных элементов буквы
При написании вопросы типа: В какую сторону рожки у К писать?
Нарушение пространственной ориентировки
Неправильное расположение буквы на строке
зеркальное написание буквы
2
Ошибки на уровне записи слова
Ошибки фонетико-фонематического плана
Пропуски букв
Пропуски гласных:
Кша(каша)
Человк (человек), гнздо (гнездо)
Брт (брат), овщ (овощи), овц (овцы)
Нарушение дифференциации названий буквы и произнесения звука (буква К (название «ка»), а звук [к]);
Несформированность слоговой структуры слова – произнесение переносится на письмо ([человк] при произнесении происходит звуковая элизия);
Н.П.Карпенко, П.Я.Гальперин – невнимание, отсутствие контроля → формирование внимания в виде контроля
Замены букв
Нушна (нужна), шурчат (журчат), доварищ (товарищ), дожтя (дождя), щелые (целые)
Щелые (целые), истугался (испугался), пишу (пищу), вдриг (вдруг)
Черёмука (черемуха)
Акустическое сходство соответствующих звуков;
Оптическое сходство букв при написании (количество элементов различно, а способы соединения одинаковы; сходство написания 1-го элемента (Садовникова квалифицирует данную ошибку как кинестетическую и считает ее наиболее частотной));
Артикуляционное сходство звуков ([к] и [х] – заднеязычные, но различаются по способу образования: [к] – смычный, а [х] – щелевой – место образования преграды одинаково);
Наиболее частотной является фонематическая дисграфия / акустическая дисграфия; Левина – самые частотные ошибки – это ошибки фонематического характера; причина фонематической / акустической дисграфии – несформированность фонематического слуха; Корнев: ошибок фонематического плана выделяется около 30%, из них 16% обусловлено несформированностью фонемного анализа.
Лурия, Токарева: если у ребенка обнаруживается оптическая дисграфия, когда наиболее частотными ошибками оказываются замены букв на основе оптического сходства → серьезное мозговое заболевание → нарушен не только речеслуховой и рече-двигательный анализатор, но и самый молодой, зрительный анализатор.
Чаще всего замены по артикуляционному сходству будут отмечаться у алаликов. Дизартрики, как правило, не допускают замены артикуляционного характера, т.к. (Н.И.Жинкин) фонетический слух у них сохранен → сохранность контроля за собственным произнесением.
Добавление букв
Девочика (девочка)
Из-за несформированности и трудности произнесения в стечения согласных добавляются гласные; согласные добавляются крайне редко (случайно).
Перестановка букв
Бегер (берег)
Нарушение фонемной программы слова → Несформированность упреждающего синтеза (Н.И.Жинкин) – запомнить то, что написал и предвосхитить в нужной последовательности элементы → упор в работе на пофонемный / побуквенный анализ
Уподобление
В комнуту (в комнату), настутило (наступило), фабкика (фабрика), скздь (сквозь), мисьмо (письмо), пятьня (пятна), тетлые (теплые), родмыми (родными), приграсили (пригласили)
Ошибки записи слоговой структуры слова
Пропуски слогов
Работут (работаю); светр (светлый); деж (дежурный); весе (весело), кряка (крякает), таващи (товарищи), дере (дереве)
Нарушение слоговой структуры слова
Добавление слогов
Напопополам (напополам)
Послоговой повтор не обеспечивает правильного письма.
Раздельное написание частей слов
Насту пил (наступил); чере муха (черемуха), смо три (смотри)
Незнание семантики слова – из нового слова выделяются тот кусочек, который наиболее знаком
На ступил (наступил); за мерзла (замерзла)
Нарушение дифференциации между предлогом и приставкой
Ошибки комбинированного характера
Сасыжана (засыпанный)
3
Ошибки на уровне записи предложений
Слитной написание слов или их частей
Уелушитсий (У елки пушистый зайчик.), Ушклыгроп (У школы сугроб.)
Несформированность лексико-семантического анализа
Слитное написание слов (контаминация)
Красими (красивый мишка)
Слитное написание целых слов
Теплые лучи (теплые лучи)
Несоблюдение графических знаков
В начале предложения не пишется заглавная буква, а в конце предложения не ставится точка
Не вычленение смысловых частей (предложений) – трудности смыслового декодирования в процессе воспроизведения диктанта.
Пропуск значимый для понимания предложения слов
Лена и Вова стирают с парт. (Лена и Вова стирают пяль с парт); Мамай свой труд (любит); Звонко жук (гудел); Кот полез (гнездо)
Повторение слов в предложении
Вот упал снежный снежный ком.
Ошибки грамматического характера
(грамматика соединяет слова в предложении)
Нарушение глагольного управления
У друзев (в друзей); на деревьев растут (на деревьях растут)
Несформированность зависимости предлога от глагола и падежа от предлога: глагол требует определенного падежа от зависимого слова – глагол управляет выбором предлога, а предлог управляет выбором падежа → двойная зависимость → сложность → частые нарушения данной зависимости; на уроках отрабатывается лексическая сочетаемость глагола с последующим предлогом + предлог с окончанием
Нарушение отношений согласования
Много птица (много птиц)
До революции существовало 7 падежей: существующие ныне и изъяснительный (во лбу, на дому), после революции данный падеж объединили с предложным → наиболее труден для усвоения
Ошибки морфологического характера
Апельсячий сок
Несформированность морфемного анализа
4
Ошибки на уровне записи текста
Ошибки смыслового плана
Большие смысловые пробелы (Н.И.Жинкин)
Пропуск целых смысловых отрезков
Нарушение фактологической программы
Малые смысловые пробелы (Н.И.Жинкин)
Пропуск отдельных предложений или их отрезков
Смысловая персеверация
Инертное застревание на одном и том же смысловом отрезке
Ошибки речевого плана (дизорфографические)
Стилистические ошибки
Из изложения по «Му-му» Тургенева:
Герасим пригласил Му-му в трактир. Му-му съела полтарелки, а потом отказалась и т.д.
Несформированность лексико-семантического анализа
Классификация дисграфических ошибок.
Герасимцева И.В., учитель-логопед
КОУ РА «Школа-интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, им.Г.К.Жукова»
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Классификация дисграфических ошибок.
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия
Пропуски гласных букв: всят – висят, комнта – комната;
Пропуски согласных букв: комата –комната, вей – всей;
Пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки;
Замена гласных: пище – пищу, сесен – сосен, люгкий – легкий;
Замена согласных: тва – два, роча – роща;
Перестановки букв и слогов: онко – окно;
Недописывание букв и слогов: чере – через, на ветка – на ветках,
Наращивание слов лишними буквами и слогами: детити – дети, снег = снег, диктанат – диктант;
Искажение слова: мальни – маленький, чайщик – чащи;
Слитное написание слов и их произвольное деление: два – два, бойчасов – бой часов;
Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. замерзла Речка птицам голодно.- Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
Нарушение смягчения согласных: болшой – большой, мач – мяч, умчалис – умчались;
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи
Нарушения согласования слов: с еловый ветки – с еловой ветки;
Нарушения управления: умчались к чащу – умчались в чащу, с ветка – с ветки;
Замена слов по звуковому сходству;
Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще – в роще, на бухли – набухли;
Пропуски слов в предложении.
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия
Замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
Замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
Замена букв, имеющих дополнительные элементы:и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
Зеркальное написание букв: с, э, ю;
Пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные правила орфографии
Безударная гласная в корне слова: вада – вода;
Правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп – зуб, дорошка – дорожка;
Обозначение смягчения согласных;
Прописная буква в начале предложения, в именах собственных.
Виды нарушений письма
В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.
Выделяют следующие виды нарушений процесса письма:
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.
Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем)
Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:
Пропуски согласных;
Пропуски гласных;
Перестановки букв;
Добавления букв;
Пропуски, добавления, перестановки слогов;
Слитное написание слов;
Раздельное написание слов;
Слитное написание предлогов с другими словами;
Раздельное написание приставки и корня.
Аграмматическая дисграфия
Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи.
На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.
Оптическая дисграфия
Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.)
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза
Дисграфия, обусловленная нарушением фонемного распознавания
Аграмматическая дисграфия
Оптическая дисграфия
Артикуляторно-акустическая дисграфия
ФИО ученика
Пропуск согласных
Пропуск согласных при стечении
Пропуск гласных
Вставки гласных
Перестановка букв
Вставка согласных
Недописывание буквы в конце слова
Неправильный перенос слова
Пропуск слога
Перестановка слогов
Добавление слога
Нарушение границ предложения
Слитное написание слов
Разрывы слов
Пропуск слова
Добавление слова
Перестановка слов
Замена согласных на оппозоционные
Замена аффрикат на составляющие
Замена гласных, не обозначающих мягкость
предыдущих согласных
Наруш.
обозн.
мягк.
Замена / смешение гласных
Нарушение согласования
Наруш. употр. Глаголов
Раздельное написание части слова
Слитное написание предлога со словом
Пропуск предлога
Неправильное употребление предлога
Замена одной части речи на другую
Замена букв, сходн. по начертанию
Искажение графического образа буквы
Зеркальное написание
Замена буквы, обозн. Нарушенный в произ. звук
Пропуск буквы, обозн. Звук, который не произносит
Рекомендации по классификации ошибок*
1.
Орфографические ошибки
– это неправильное написание слова;
она может быть допущена только на письме,
обычно в слабой фонетической позиции
(для гласных – в безударном положении,
для согласных – на конце слова или перед
другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных
написаниях. Такую ошибку можно только
увидеть, услышать ее нельзя: на
площаде, о синим карандаше, небыл, кто
то, полапельсина.
2.
Графические ошибки —
разновидность ошибок, связанных с
графикой, т.е. средствами письменности
данного языка, фиксирующими отношения
между буквами на письме и звуками устной
речи. К графическим средствам помимо
букв относятся: различные приемы
сокращения слов, использование пробелов
между словами, различных подчеркиваний
и шрифтовых выделений. Графическими
ошибками становятся различные описки
и опечатки, вызванные невнимательностью
пишущего или поспешностью написания.
3.
Орфоэпические
(фонетические) ошибки – ошибки
произношения и ударения.
Орфоэпические |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры |
1 |
Неблагозвучие |
Вдруг |
2 |
Зияние |
Радиоузел …у |
3 |
Нарушение |
Сад |
4 |
Неуместное |
Письма |
5 |
Скопление |
…соединяют |
6 |
Неверное |
о |
7 |
Употребление |
оратор |
8 |
Аллитерация |
как |
9 |
Ассонанс |
Эту |
10 |
Анафора |
как |
11 |
Эпифора |
как |
12 |
Вставка |
Юрис(т)консульт |
13 |
Перестановка |
Пу(о)ло(у)вер |
14 |
Пропуск |
Флюо(-)рография |
15 |
Замена |
Кон(м)форка |
16 |
Несоблюдение |
Библиот[э]ка |
17 |
Несоблюдение |
Любо[в’] |
18 |
Неверное |
Как |
19 |
Несоблюдение |
По |
20 |
Неразличение |
Языковая |
21 |
Несоблюдение |
По |
4.
Грамматические
ошибки — это
ошибки в структуре языковой единицы: в
структуре слова, словосочетания или
предложения; нарушение
какой-либо
грамматической нормы – словообразовательной,
морфологической, синтаксической.
Словообразовательные |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры |
1 |
Ошибочное в |
зайцата мотовщик, |
2 |
Сравнительная — — Недопустимо |
Красивый Более Этот |
3 |
Неправильное |
Автор |
4 |
Неверное
|
Кроме Около |
5 |
Неверное |
Норма: Шапку Куда Снег |
Морфологические |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры ошибок, |
1 |
Ошибочное |
Ее |
2 |
Ошибочное |
И.Иванова |
3 |
Ошибочное |
Отметка |
4 |
Определение — — — — |
Черное Одно Последнее Жирный Динго Дружественный РОНО |
5 |
Ошибочное — при — при |
Сложный Строгий |
6 |
Ошибочное |
Опросить Купить Я Запрягли |
7 |
Изменение |
пирожок |
8 |
Ошибочное |
играть |
9 |
Образование |
поднос |
10 |
Неверное |
не |
11 |
Неверное
|
Довольны Направился |
12 |
Выбор |
Контроль |
13 |
Выбор
|
В На Скачки В В На |
14 |
Выбор
Иногда |
календаря, договоры, Пропуски |
15 |
Ошибки м.р. Исключения: • названия парных предметов одежды • названия • названия |
Пять |
16 |
Выбор
|
Норма: Килограмм Привезли Чаще: Крикнуть Говорить Кваса/ |
17 |
Изменение
|
Норма: Научные К Выступление написать |
18 |
Неверный |
Дарвином, Путиным |
19 |
Ошибочное |
Профессор |
20 |
Неразличение |
Норма: |
21 |
Употребление
|
Противоположная |
22 |
Изменение
|
Норма: В Пятьюстами пятьюдесятью 45,6 |
23 |
Ошибочное
|
Двое Две Двое |
24 |
Неверное |
Приобрели |
Синтаксические |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры |
1 |
Нарушение |
Я Я |
2 |
Нарушение
|
Нужно |
3 |
Нарушение При |
Большинство Большинство Большинство Пятеро Четверо |
4 |
Ошибки 1) 2) 3) |
Идет Я Страна |
5 |
Если |
Молодая Молодой |
6 |
Употребление
|
Читая Жизнь Прослушав |
7 |
Ошибки
|
Узкая Между |
8 |
Ошибки
|
Эта Люди Мы |
9 |
Смешение |
Он |
10 |
Нарушение |
Когда |
11 |
Бедность |
Когда |
12 |
Неудачное |
Данный |
Кроме
того, к типичным можно отнести и
грамматико-синтаксические
ошибки:
1)
связанные с употреблением частиц: Хорошо
было бы, если бы на картине стояла бы
подпись художника;
отрыв частицы от того компонента
предложения, к которому она относится
(обычно частицы ставятся перед теми
членами предложения, которые они
должны выделять): В
тексте всего раскрываются две проблемы,
ограничительная частица «всего» должна
стоять перед подлежащим: « всего две
проблемы».
2)
неоправданный пропуск (эллипсис)
подлежащего: Его
храбрость, (?) постоять за честь и
справедливость привлекают автора
текста;
3)
неправильное построение сложносочиненного
предложения: Ум
автор текста понимает не только
как просвещенность, интеллигентность,
но и с понятием «умный» связывалось
представление о вольнодумстве.
4)
нарушение согласования в роде и числе
субъекта и предиката в разных предложениях
текста: Я
считаю, что Родина — это когда каждый
уголок напоминает о прошедших днях,
которые уже нельзя вернуть. Которое
ушло навсегда и остается только помнить
о них.
№п/п
Уровни ошибок
Виды ошибок
Типы ошибок
Ошибки у детей с ОНР
Причины
1
Ошибки на уровне записи буквы
Срисовывание буквы с образца, а не написание по образцу
Буква отсутствует в представлении как определенный графический образ; ребенок не перешел от устной речи к письменной, которая предполагает усвоение системы графических знаков; нет соотнесения звука с графическим образом, т. е с буквой.
Неусвоение пространственного расположения отдельных элементов буквы
При написании вопросы типа: В какую сторону рожки у К писать?
Нарушение пространственной ориентировки
Неправильное расположение буквы на строке
зеркальное написание буквы
2
Ошибки на уровне записи слова
Ошибки фонетико-фонематического плана
Пропуски букв
Пропуски гласных:
Кша(каша)
Человк (человек), гнздо (гнездо)
Брт (брат), овщ (овощи), овц (овцы)
Нарушение дифференциации названий буквы и произнесения звука (буква К (название «ка»), а звук [к]);
Несформированность слоговой структуры слова – произнесение переносится на письмо ([человк] при произнесении происходит звуковая элизия);
Н.П.Карпенко, П.Я.Гальперин – невнимание, отсутствие контроля → формирование внимания в виде контроля
Замены букв
Нушна (нужна), шурчат (журчат), доварищ (товарищ), дожтя (дождя), щелые (целые)
Щелые (целые), истугался (испугался), пишу (пищу), вдриг (вдруг)
Черёмука (черемуха)
Акустическое сходство соответствующих звуков;
Оптическое сходство букв при написании (количество элементов различно, а способы соединения одинаковы; сходство написания 1-го элемента (Садовникова квалифицирует данную ошибку как кинестетическую и считает ее наиболее частотной));
Артикуляционное сходство звуков ([к] и [х] – заднеязычные, но различаются по способу образования: [к] – смычный, а [х] – щелевой – место образования преграды одинаково);
Наиболее частотной является фонематическая дисграфия / акустическая дисграфия; Левина – самые частотные ошибки – это ошибки фонематического характера; причина фонематической / акустической дисграфии – несформированность фонематического слуха; Корнев: ошибок фонематического плана выделяется около 30%, из них 16% обусловлено несформированностью фонемного анализа.
Лурия, Токарева: если у ребенка обнаруживается оптическая дисграфия, когда наиболее частотными ошибками оказываются замены букв на основе оптического сходства → серьезное мозговое заболевание → нарушен не только речеслуховой и рече-двигательный анализатор, но и самый молодой, зрительный анализатор.
Чаще всего замены по артикуляционному сходству будут отмечаться у алаликов. Дизартрики, как правило, не допускают замены артикуляционного характера, т.к. (Н.И.Жинкин) фонетический слух у них сохранен → сохранность контроля за собственным произнесением.
Добавление букв
Девочика (девочка)
Из-за несформированности и трудности произнесения в стечения согласных добавляются гласные; согласные добавляются крайне редко (случайно).
Перестановка букв
Бегер (берег)
Нарушение фонемной программы слова → Несформированность упреждающего синтеза (Н.И.Жинкин) – запомнить то, что написал и предвосхитить в нужной последовательности элементы → упор в работе на пофонемный / побуквенный анализ
Уподобление
В комнуту (в комнату), настутило (наступило), фабкика (фабрика), скздь (сквозь), мисьмо (письмо), пятьня (пятна), тетлые (теплые), родмыми (родными), приграсили (пригласили)
Ошибки записи слоговой структуры слова
Пропуски слогов
Работут (работаю); светр (светлый); деж (дежурный); весе (весело), кряка (крякает), таващи (товарищи), дере (дереве)
Нарушение слоговой структуры слова
Добавление слогов
Напопополам (напополам)
Послоговой повтор не обеспечивает правильного письма.
Раздельное написание частей слов
Насту пил (наступил); чере муха (черемуха), смо три (смотри)
Незнание семантики слова – из нового слова выделяются тот кусочек, который наиболее знаком
На ступил (наступил); за мерзла (замерзла)
Нарушение дифференциации между предлогом и приставкой
Ошибки комбинированного характера
Сасыжана (засыпанный)
3
Ошибки на уровне записи предложений
Слитной написание слов или их частей
Уелушитсий (У елки пушистый зайчик.), Ушклыгроп (У школы сугроб.)
Несформированность лексико-семантического анализа
Слитное написание слов (контаминация)
Красими (красивый мишка)
Слитное написание целых слов
Теплые лучи (теплые лучи)
Несоблюдение графических знаков
В начале предложения не пишется заглавная буква, а в конце предложения не ставится точка
Не вычленение смысловых частей (предложений) – трудности смыслового декодирования в процессе воспроизведения диктанта.
Пропуск значимый для понимания предложения слов
Лена и Вова стирают с парт. (Лена и Вова стирают пяль с парт); Мамай свой труд (любит); Звонко жук (гудел); Кот полез (гнездо)
Повторение слов в предложении
Вот упал снежный снежный ком.
Ошибки грамматического характера
(грамматика соединяет слова в предложении)
Нарушение глагольного управления
У друзев (в друзей); на деревьев растут (на деревьях растут)
Несформированность зависимости предлога от глагола и падежа от предлога: глагол требует определенного падежа от зависимого слова – глагол управляет выбором предлога, а предлог управляет выбором падежа → двойная зависимость → сложность → частые нарушения данной зависимости; на уроках отрабатывается лексическая сочетаемость глагола с последующим предлогом + предлог с окончанием
Нарушение отношений согласования
Много птица (много птиц)
До революции существовало 7 падежей: существующие ныне и изъяснительный (во лбу, на дому), после революции данный падеж объединили с предложным → наиболее труден для усвоения
Ошибки морфологического характера
Апельсячий сок
Несформированность морфемного анализа
4
Ошибки на уровне записи текста
Ошибки смыслового плана
Большие смысловые пробелы (Н.И.Жинкин)
Пропуск целых смысловых отрезков
Нарушение фактологической программы
Малые смысловые пробелы (Н.И.Жинкин)
Пропуск отдельных предложений или их отрезков
Смысловая персеверация
Инертное застревание на одном и том же смысловом отрезке
Ошибки речевого плана (дизорфографические)
Стилистические ошибки
Из изложения по «Му-му» Тургенева:
Герасим пригласил Му-му в трактир. Му-му съела полтарелки, а потом отказалась и т.д.
Несформированность лексико-семантического анализа
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза
Дисграфия, обусловленная нарушением фонемного распознавания
Аграмматическая дисграфия
Оптическая дисграфия
Артикуляторно-акустическая дисграфия
ФИО ученика
Пропуск согласных
Пропуск согласных при стечении
Пропуск гласных
Вставки гласных
Перестановка букв
Вставка согласных
Недописывание буквы в конце слова
Неправильный перенос слова
Пропуск слога
Перестановка слогов
Добавление слога
Нарушение границ предложения
Слитное написание слов
Разрывы слов
Пропуск слова
Добавление слова
Перестановка слов
Замена согласных на оппозоционные
Замена аффрикат на составляющие
Замена гласных, не обозначающих мягкость
предыдущих согласных
Наруш.
обозн.
мягк.
Замена / смешение гласных
Нарушение согласования
Наруш. употр. Глаголов
Раздельное написание части слова
Слитное написание предлога со словом
Пропуск предлога
Неправильное употребление предлога
Замена одной части речи на другую
Замена букв, сходн. по начертанию
Искажение графического образа буквы
Зеркальное написание
Замена буквы, обозн. Нарушенный в произ. звук
Пропуск буквы, обозн. Звук, который не произносит
Таблица для анализа ошибок письма
Скачать материал
Скачать материал
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 300 699 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 16.02.2018
- 441
- 0
- 16.02.2018
- 4943
- 69
- 16.02.2018
- 1592
- 17
- 16.02.2018
- 512
- 0
- 16.02.2018
- 1023
- 2
Рейтинг:
5 из 5
- 16.02.2018
- 1584
- 36
- 16.02.2018
- 1589
- 28
Рейтинг:
5 из 5
- 16.02.2018
- 2156
- 30
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»
-
Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
-
Курс повышения квалификации «Современные методики логопедической ритмики с детьми с нарушениями речи»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логопедия в дошкольных образовательных организациях и в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности логопеда в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Логопедия: организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логопедия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая логопедия»
-
Курс повышения квалификации «Логопедия: Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Использование методики Гленна Домана в работе с неговорящими детьми при подготовке к обучению грамоте»
-
Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс профессиональной переподготовки «Тифлопедагогика: теория и методика преподавания в образовательных организациях»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Комарова Наталья Сергеевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 6 месяцев
- Подписчики: 1
- Всего просмотров: 9389
-
Всего материалов:
7
Рабочий лист. 1 сентября.
Рабочий лист можно использовать на уроке Знаний . Очень интересно заполнить данный лист, собрать…
Классификация дисграфических ошибок.
Герасимцева И.В., учитель-логопед
КОУ РА «Школа-интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, им.Г.К.Жукова»
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Классификация дисграфических ошибок.
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия
Пропуски гласных букв: всят – висят, комнта – комната;
Пропуски согласных букв: комата –комната, вей – всей;
Пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки;
Замена гласных: пище – пищу, сесен – сосен, люгкий – легкий;
Замена согласных: тва – два, роча – роща;
Перестановки букв и слогов: онко – окно;
Недописывание букв и слогов: чере – через, на ветка – на ветках,
Наращивание слов лишними буквами и слогами: детити – дети, снег = снег, диктанат – диктант;
Искажение слова: мальни – маленький, чайщик – чащи;
Слитное написание слов и их произвольное деление: два – два, бойчасов – бой часов;
Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. замерзла Речка птицам голодно.- Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
Нарушение смягчения согласных: болшой – большой, мач – мяч, умчалис – умчались;
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи
Нарушения согласования слов: с еловый ветки – с еловой ветки;
Нарушения управления: умчались к чащу – умчались в чащу, с ветка – с ветки;
Замена слов по звуковому сходству;
Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще – в роще, на бухли – набухли;
Пропуски слов в предложении.
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия
Замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
Замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
Замена букв, имеющих дополнительные элементы:и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
Зеркальное написание букв: с, э, ю;
Пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные правила орфографии
Безударная гласная в корне слова: вада – вода;
Правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп – зуб, дорошка – дорожка;
Обозначение смягчения согласных;
Прописная буква в начале предложения, в именах собственных.
Виды нарушений письма
В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.
Выделяют следующие виды нарушений процесса письма:
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.
Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем)
Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:
Пропуски согласных;
Пропуски гласных;
Перестановки букв;
Добавления букв;
Пропуски, добавления, перестановки слогов;
Слитное написание слов;
Раздельное написание слов;
Слитное написание предлогов с другими словами;
Раздельное написание приставки и корня.
Аграмматическая дисграфия
Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи.
На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.
Оптическая дисграфия
Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.)