Ошибки при нарушениях письма таблица морфемный аграмматизм

п/п

Уровни ошибок

Виды ошибок

Типы ошибок

Ошибки у детей с ОНР

Причины

1

Ошибки на уровне записи буквы

Срисовывание буквы с образца, а не написание по образцу

Буква отсутствует в представлении как определенный графический образ; ребенок не перешел от устной речи к письменной, которая предполагает усвоение системы графических знаков; нет соотнесения звука с графическим образом, т. е с буквой.

Неусвоение пространственного расположения отдельных элементов буквы

При написании вопросы типа: В какую сторону рожки у К писать?

Нарушение пространственной ориентировки

Неправильное расположение буквы на строке

зеркальное написание буквы

2

Ошибки на уровне записи слова

Ошибки фонетико-фонематического плана

Пропуски букв

Пропуски гласных:

Кша(каша)

Человк (человек), гнздо (гнездо)

Брт (брат), овщ (овощи), овц (овцы)

Нарушение дифференциации названий буквы и произнесения звука (буква К (название «ка»), а звук [к]);

Несформированность слоговой структуры слова – произнесение переносится на письмо ([человк] при произнесении происходит звуковая элизия);

Н.П.Карпенко, П.Я.Гальперин – невнимание, отсутствие контроля → формирование внимания в виде контроля

Замены букв

Нушна (нужна), шурчат (журчат), доварищ (товарищ), дожтя (дождя), щелые (целые)

Щелые (целые), истугался (испугался), пишу (пищу), вдриг (вдруг)

Черёмука (черемуха)

Акустическое сходство соответствующих звуков;

Оптическое сходство букв при написании (количество элементов различно, а способы соединения одинаковы; сходство написания 1-го элемента (Садовникова квалифицирует данную ошибку как кинестетическую и считает ее наиболее частотной));

Артикуляционное сходство звуков ([к] и [х] – заднеязычные, но различаются по способу образования: [к] – смычный, а [х] – щелевой – место образования преграды одинаково);

Наиболее частотной является фонематическая дисграфия / акустическая дисграфия; Левина – самые частотные ошибки – это ошибки фонематического характера; причина фонематической / акустической дисграфии – несформированность фонематического слуха; Корнев: ошибок фонематического плана выделяется около 30%, из них 16% обусловлено несформированностью фонемного анализа.

Лурия, Токарева: если у ребенка обнаруживается оптическая дисграфия, когда наиболее частотными ошибками оказываются замены букв на основе оптического сходства → серьезное мозговое заболевание → нарушен не только речеслуховой и рече-двигательный анализатор, но и самый молодой, зрительный анализатор.

Чаще всего замены по артикуляционному сходству будут отмечаться у алаликов. Дизартрики, как правило, не допускают замены артикуляционного характера, т.к. (Н.И.Жинкин) фонетический слух у них сохранен → сохранность контроля за собственным произнесением.

Добавление букв

Девочика (девочка)

Из-за несформированности и трудности произнесения в стечения согласных добавляются гласные; согласные добавляются крайне редко (случайно).

Перестановка букв

Бегер (берег)

Нарушение фонемной программы слова → Несформированность упреждающего синтеза (Н.И.Жинкин) – запомнить то, что написал и предвосхитить в нужной последовательности элементы → упор в работе на пофонемный / побуквенный анализ

Уподобление

В комнуту (в комнату), настутило (наступило), фабкика (фабрика), скздь (сквозь), мисьмо (письмо), пятьня (пятна), тетлые (теплые), родмыми (родными), приграсили (пригласили)

Ошибки записи слоговой структуры слова

Пропуски слогов

Работут (работаю); светр (светлый); деж (дежурный); весе (весело), кряка (крякает), таващи (товарищи), дере (дереве)

Нарушение слоговой структуры слова

Добавление слогов

Напопополам (напополам)

Послоговой повтор не обеспечивает правильного письма.

Раздельное написание частей слов

Насту пил (наступил); чере муха (черемуха), смо три (смотри)

Незнание семантики слова – из нового слова выделяются тот кусочек, который наиболее знаком

На ступил (наступил); за мерзла (замерзла)

Нарушение дифференциации между предлогом и приставкой

Ошибки комбинированного характера

Сасыжана (засыпанный)

3

Ошибки на уровне записи предложений

Слитной написание слов или их частей

Уелушитсий (У елки пушистый зайчик.), Ушклыгроп (У школы сугроб.)

Несформированность лексико-семантического анализа

Слитное написание слов (контаминация)

Красими (красивый мишка)

Слитное написание целых слов

Теплые лучи (теплые лучи)

Несоблюдение графических знаков

В начале предложения не пишется заглавная буква, а в конце предложения не ставится точка

Не вычленение смысловых частей (предложений) – трудности смыслового декодирования в процессе воспроизведения диктанта.

Пропуск значимый для понимания предложения слов

Лена и Вова стирают с парт. (Лена и Вова стирают пяль с парт); Мамай свой труд (любит); Звонко жук (гудел); Кот полез (гнездо)

Повторение слов в предложении

Вот упал снежный снежный ком.

Ошибки грамматического характера

(грамматика соединяет слова в предложении)

Нарушение глагольного управления

У друзев (в друзей); на деревьев растут (на деревьях растут)

Несформированность зависимости предлога от глагола и падежа от предлога: глагол требует определенного падежа от зависимого слова – глагол управляет выбором предлога, а предлог управляет выбором падежа → двойная зависимость → сложность → частые нарушения данной зависимости; на уроках отрабатывается лексическая сочетаемость глагола с последующим предлогом + предлог с окончанием

Нарушение отношений согласования

Много птица (много птиц)

До революции существовало 7 падежей: существующие ныне и изъяснительный (во лбу, на дому), после революции данный падеж объединили с предложным → наиболее труден для усвоения

Ошибки морфологического характера

Апельсячий сок

Несформированность морфемного анализа

4

Ошибки на уровне записи текста

Ошибки смыслового плана

Большие смысловые пробелы (Н.И.Жинкин)

Пропуск целых смысловых отрезков

Нарушение фактологической программы

Малые смысловые пробелы (Н.И.Жинкин)

Пропуск отдельных предложений или их отрезков

Смысловая персеверация

Инертное застревание на одном и том же смысловом отрезке

Ошибки речевого плана (дизорфографические)

Стилистические ошибки

Из изложения по «Му-му» Тургенева:

Герасим пригласил Му-му в трактир. Му-му съела полтарелки, а потом отказалась и т.д.

Несформированность лексико-семантического анализа

Специфические ошибки письма

Ошибки на уровне буквы и слога.

     1. Ошибки  звукового анализа:

· а) пропуски букв и слогов — «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинёс» (принёс);

· б) перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «корвом» (ковром), «натуспила» (наступила), «плюшегово» (плюшевого), «то школы» (от школы);

· в) вставки  букв и слогов – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «ноябарь» (ноябрь), «бабабушка» (бабушка), «Рручей» (ручей);

· г) искажение слова – «хабаб» (храбрый), «наотух» (на охоту), «спеки» (с пенька);

     2. Ошибки фонематического восприятия.

Смешение (замены) букв по акустико-артикуляционному сходству:

· а) звонкие и глухие парные согласные в сильной позиции:

o       д-т — «тавно», «сыдый»,  «блетный»;           ж-ш – «жумно», «шдёт»;

o       з-с – «кослик», «вазилёк», «привосит»;      г-к – «досга», «клавный»;

o       б-п – «попеда», «бодарил», «просают»;  в-ф – «портвель», «фьюга»;

· б) лабиализованные гласные:

o      о-у – «по хрупкуму льду», «сизый голобь»;

o       ё-ю – «клёква», «замюрзли», «самолют», «салёт»;

· в) заднеязычные:

o       г-к-х – «черёмука», «колгоз», «за голмом»;

· г) сонорные:

o       р-л – «хородный», «лабота»;

o       й-л’- «тут бывалет и солька» (тут бывает и сойка…);

· д) свистящие и шипящие:

o       с — ш – «пушиштый», «шиски», «восли», «шажали»;

o       з-ж – «скажал», «прузына», «привежли», «зелезо»;

o       с’-щ — «нещёт», «сенок», «сётка»;

· е) аффрикаты:

o       ч-щ – «стущал», «роча»;                             ц-т – «пцицы», «цвецёт»;

o       ч-ц – «сквореч», «граци»;                     ц-с – «рельцы», «куриса»;  

o       ч-т’- «утитель», «Жутька»;

· ж) нарушение обозначения мягкости согласных: «василок», «тулпан», «кон» (конь), «лутик», «тесомка», «палто».

3. Смешение букв по оптическому и кинетическому сходству.

Смешение букв по  кинетическому сходству:

о-а — (в ударной позиции)- «бонт», «куполся», «лондыш», «страйка»…

б-д — «людит», «дольшой», «убача», «сабы»…

и-у – «прурода», «на береги», «дедишка», «села миха»…

т-п – «спанция», «стасли», «стисывать», «пемнеет»…

х-ж – «дорохки», «можнатые», «вехливый», «ледожот»…

л-я – «весеяо», «февраяь», «из серых ская»…

Г-Р – «Ролова», «Гечка», «Ролод», «Гастаял»…

В указанных заменах имеется совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент, ребёнок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передал количество однородных элементов (л-м, п-т, и-ш…), либо ошибочно выбрал последующий элемент (у-и, б-д, Г-Р…). Буквы оптически сходные имеют разные отправные точки при их начертании и в письме школьников смешиваются редко. 

Буквы  рукописного шрифта, имеющие сходство

оптическое

кинетическое

с-е

о-а

о-с

б-д

у-д-з

и-у, У-Ч

л-м

п-т, П-Т

м-ш

л-м, Л-М

в-д

х-ж

ч-ъ, Г-Р

н-ю, и-ш

л-я, Н-К

а-д

II.Ошибки на уровне слова.

      1. Раздельное написание частей слова:

«и дут», «с мотри», «б рат», «на чались», «поп росил», «при шла».

2. Слитное написание слов, в т. ч. служебных слов (предлогов, союзов) с последующим или предыдущим словом:

«быличудные дни», «кругомтихо», «кдому», «ветки елии сосны», «подороге».

3.Смешение границ слов:

«у дедмо Роза» — у деда Мороза, «врекепе тя» — в реке Петя поймал…

4. Контаминации слов (грубые нарушения звукового анализа):

«блзм» — была зима, «мишкпаркилрит» — в мешке подарки для ребят…

5. Морфемный аграмматизм: цветок, растущий в поле – «поленой цветок», хвост лисы – «лисичий хвост», «взмахнул лопатый», «сильнеет греет солнышко», «лосиха присторожилась» — вместо насторожилась…

III. Ошибки на уровне словосочетания и предложения.

1. Отсутствие обозначения границ предолжения: «гуси вышли изадвора пошли на пруд встали на берик посмотрели на пруд на пруду водынету».

2. Аграмматизмы – нарушения связи слов (согласования и управления):

«большая белая пятно», «уже зеленеет всходы», «Девушка была румяной, гладко причёсана», «на ветки деревьях», «по дорожках сада», «сквозь деревьев», «упал с санкох», «показались на лесных полянок».

3. Трудности употребления предлогов (их пропуски, замены, удвоения):

«вызвал доске», «играю из девочкой Леной», «в прохладную воду в светлой реки».

Виды дисграфии механизмы и симптомы (Таблица)

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма, не связанное с интеллектом. Дисграфия не является результатом умственной отсталости. Люди с дисграфией могут не иметь недостатка интеллекта и их развитие может являться правильным во всех других отношениях.

Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877г.

Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. ГерценаА.И.).

Таблица виды дисграфии

Виды дисграфии

Механизмы

Симптоматика

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза

Проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

Чаще всего наблюдается при дизартрии, ринолалии, дислалии полиморфного характера.

Иногда замены букв на письме остаются и после того, как они устранены в устной речи (можно предположить, что при внутреннем проговаривании нет достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы еще четкие кинестетические образы звуков).

Акустическая дисграфия

(на основе нарушений фонемного распознавания)

В механизмах этого вида дисграфии не существует единого мнения. Это обусловлено сложностью процесса фонемного распознавания.

Одни авторы (С. Борель-Мезонни, ТокареваО.А.) считают, что в основе замен букв, обозначающих фонетически близкие звуки, лежит нечеткость слухового восприятия, неточность слуховой дифференциации звуков.

Другие авторы (СоботовичЕ.Ф., ГопиченкоЕ.М.), которые исследовали нарушения письма у умственно отсталых детей, связывают замены букв с тем, что при фонемном распознавании дети опираются на артикуляторные признаки звуков и не используют при этом слуховой контроль.

Некоторые авторы связывают замены букв на письме с фонематическим недоразвитием, с несформированностью представлений о фонеме, с нарушением операции выбора фонемы (ЛевинаР.Е, СпироваЛ.Ф.).

Для правильного письма необходим достаточный уровень функционирования всех операций процесса различения и выбора фонем. При нарушении какого-либо звена (слухового, кинестетического анализа, операции выбора фонемы, слухового и кинестетического контроля) затрудняется в целом весь процесс фонемного распознавания, что проявляется в заменах букв на письме. Поэтому с учетом нарушенных операций фонемного распознавания можно выделить следующие подвиды этой формы дисграфии: акустическую, кинестетическую, фонематическую.

Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно.

Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки:

свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч — т, ч — щ, ц — т, ц — с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных («писмо», «лубит», «лижа»).

Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например, о — у (тума — «точа»), е — и (лес — «лис»).

В наиболее ярком виде дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания наблюдается при сенсорной алалии и афазии. В тяжелых случаях смешиваются буквы, обозначающие далекие артикуляторно и акустически звуки (л — к, б — в, п — к). При этом произношение звуков, соответствующих смешиваемым буквам, является нормальным.

На почве нарушения языкового анализа и синтеза.

В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распрост-ми при этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова.

Наиболее характерны следующие ошибки:

пропуски согласных при их стечении (диктант — «дикат», школа— «кола»); пропуски гласных (собака — «сбака», дома — «дма»);

перестановки букв (тропа — «прота», окно — «коно»);

добавление букв (таскали — «тасакали»);

пропуски, добавления, перестановка слогов (комната — «кота», стакан — «ката»).

Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению.

Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь — «идедошь», в доме — «вдоме»); раздельное написание слова (белая береза растет у окна — «белабе заратет ока»); раздельное написание приставки и корня слова (наступила — «на ступила»).

Аграмматическая

(охарактеризована в работах ЛевинойР.Е., КолповскойИ.К., ЛалаевойР.И., ЯковлеваС.Б.).

Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений.

Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса — лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых.

В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются:

– в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула — «нахлестнула», козлята — «козленки»);

– изменении падежных окончаний («много деревов»);

– нарушении предложных конструкций (над столом — «на столом»);

– изменении падежа местоимений (около него — «около ним»);

– числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»); отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

Оптическая дисграфия

Связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (

При литературной дисграфии наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв.

При вербальной дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, однако при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера.

К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга.

По мнению исследователей (ЗимняяИ.А., СоботовичЕ.Ф., ЧистовичЛ.А.), многоуровневый процесс фонемного распознавания включает различные операции:

1. При восприятии осуществляется слуховой анализ речи (аналитическое разложение синтетического звукового образа, выделение акустических признаков с последующим их синтезом).

2. Акустический образ переводится в артикуляторное решение, что обеспечивается пропориоцептивным анализом, сохранностью кинестетического восприятия и представлений.

3. Слуховые и кинестетические образы удерживаются на время, необходимое для принятие решения.

4. Звук соотносится с фонемой, происходит операция выбора фонемы.

5. На основе слухового и кинестетического контроля осуществляется сличение с образцом и затем принимается окончательное решение.

_______________

Источник информации:

1. ПравдинаО.В. Логопедия. М., 1973г.

2. ФиличеваТ.Б., ЧевелеваН.А., ЧиркинаГ.В. Основы логопедии. М., 1989г.

3. Хрестоматия по логопедии/ Под ред. ВолковойЛ.С., СеливерстоваВ.И. М., 1997г.

Ошибки на уровне слова

Если в устной речи слова в синтагме
произносятся слитно, на одном выдохе,
то в письменной речи слова предстают
обособленно. Несовпадение норм устной
и письменной речи вносит трудности в
начальное обучение письму. Написание
обнаруживает такой дефект анализа и
синтеза слышимой речи, как нарушение
индивидуализации слов: ребенок не сумел
уловить и вычленить в речевом потоке
устойчивые речевые единицы и их элементы.
Это ведет к слитному написанию смежных
слов либо к раздельному написанию частей
слова.

Раздельное написание частей слова
наблюдается чаще всего в следующих
случаях:

когда приставка, а в бесприставочных
словах начальная буква или слог напоминают
предлог, союз, местоимение («и дут», «на
чалось», «я сный», «с мотри», «с вой» и
др.). По-видимому, здесь имеет место
генерализация правила о раздельном
написании служебных частей речи;

при стечении согласных из-за их меньшей
артикуляторной слитности происходит
разрыв слова «б рат», «поп росил», «д
ля», «п челы» и др.).

В приведенных примерах не имел места
перенос слова с одной строки на другую.

Многочисленные ошибки типа «по дкроватью»,
«по дстолом» и т.п. объясняются
фонетическими особенностями слогораздела
на стыке предлога и следующего слова.

Слитно обычно пишутся служебные слова
(предлоги, союзы) с последующим или
предыдущим словом «ветки елии сосны»,
«кдому, надерево». Нередки случаи
слитного написания двух самостоятельных
слов и более: «быличудные дни»,
«кругомтихо», «всядетвора», «идетработа»,
«светитлуна».

Своеобразны ошибки смещения границ
слов, включающие одновременно слияние
смежных слов и разрыв одного из них,
например:

«у дедмо Рза» — у деда Мороза»,

«врекепе тя» — в реке Петя поймал… .

В некоторых случаях слияние слов как
бы провоцируется наличием одноименной
буквы в составе смежных слов — иначе
говоря, ребенок сбивается с замысла,
проговаривая при письме слова: на «общем»
звуке переходит на следующее слово. При
этом, как правило, имеет место пропуск
части первого слова:

каждый день — «каждень», куст шуршит —
«куршид», было лето — «былето», посадил
в клетку (к ого?) — «посадил в клеткого».

Случаи грубого нарушения звукового
анализа находят выражение в контаминациях
слов:

лепят бабу — «лептбау», была зима —
«блзм», в мешке подарки для ребят —
«мишкпаркилрит» и т.п.

Морфемный аграмматизм является отражением
в письме трудностей анализа и синтеза
частей слов. Ошибки обнаруживаются в
операции словообразования. Так, при
попытке подбора проверочных слов для
прояснения конечного согласного звука
создаются несвойственные языку
образования:

лед — «ледик», мед — «медик».

Образуя существительные посредством
суффикса -ищ-, ученики 2-3-х классов часто
не учитывают чередования согласных в
корне и даже после устного анализа
пишут:

рука — «рукища», нога — «ногища».

Нарушение функции словообразования
обнаруживается особенно явственно при
образовании прилагательного от
существительного, например:

цветок, растущий в поле — «поленой
цветок»,

___»_____»_____ в воде — «водной цветок»;

хвост медведя — «медведин, медведий
хвост»;

__»__ лисы — «лисичий хвост»;

день, когда дует ветер — «ветерный
день»;

__»___»___»__ вьюга — «вьюгный день».

Несформированность языковых обобщений
проявляется в уподоблении различных
морфем, например:

«сильнеет греет солнышко», «взмахнул
лопатый», «глубокие скважинные» —
вместо скважины и т.д.

Многочисленные примеры из письменных
работ школьников подтверждают, что дети
не осознают обобщенного значения морфем,
часто ошибочно используют приставку
или суффикс:

«Пожарник поливает пожар» — вместо
заливает;

«Лосиха присторожилась» — вместо
насторожилась;

«Башня выглянуло гмуро» — вместо
выглядела хмуро и др.

Затрудняются дети с дисграфией и в
выборе соответствующей формы глагола
(по времени или виду — совершенному,
несовершенному). Так, ученица 3-го класса
написала в сочинении, не замечая
алогичности написанного: «Эту куклу
подарила ей мама, когда умерла» — вместо
умирала.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

п/п

Уровни ошибок

Виды ошибок

Типы ошибок

Ошибки у детей с ОНР

Причины

1

Ошибки на уровне записи буквы

Срисовывание буквы с образца, а не написание по образцу

Буква отсутствует в представлении как определенный графический образ; ребенок не перешел от устной речи к письменной, которая предполагает усвоение системы графических знаков; нет соотнесения звука с графическим образом, т. е с буквой.

Неусвоение пространственного расположения отдельных элементов буквы

При написании вопросы типа: В какую сторону рожки у К писать?

Нарушение пространственной ориентировки

Неправильное расположение буквы на строке

зеркальное написание буквы

2

Ошибки на уровне записи слова

Ошибки фонетико-фонематического плана

Пропуски букв

Пропуски гласных:

Кша(каша)

Человк (человек), гнздо (гнездо)

Брт (брат), овщ (овощи), овц (овцы)

Нарушение дифференциации названий буквы и произнесения звука (буква К (название «ка»), а звук [к]);

Несформированность слоговой структуры слова – произнесение переносится на письмо ([человк] при произнесении происходит звуковая элизия);

Н.П.Карпенко, П.Я.Гальперин – невнимание, отсутствие контроля → формирование внимания в виде контроля

Замены букв

Нушна (нужна), шурчат (журчат), доварищ (товарищ), дожтя (дождя), щелые (целые)

Щелые (целые), истугался (испугался), пишу (пищу), вдриг (вдруг)

Черёмука (черемуха)

Акустическое сходство соответствующих звуков;

Оптическое сходство букв при написании (количество элементов различно, а способы соединения одинаковы; сходство написания 1-го элемента (Садовникова квалифицирует данную ошибку как кинестетическую и считает ее наиболее частотной));

Артикуляционное сходство звуков ([к] и [х] – заднеязычные, но различаются по способу образования: [к] – смычный, а [х] – щелевой – место образования преграды одинаково);

Наиболее частотной является фонематическая дисграфия / акустическая дисграфия; Левина – самые частотные ошибки – это ошибки фонематического характера; причина фонематической / акустической дисграфии – несформированность фонематического слуха; Корнев: ошибок фонематического плана выделяется около 30%, из них 16% обусловлено несформированностью фонемного анализа.

Лурия, Токарева: если у ребенка обнаруживается оптическая дисграфия, когда наиболее частотными ошибками оказываются замены букв на основе оптического сходства → серьезное мозговое заболевание → нарушен не только речеслуховой и рече-двигательный анализатор, но и самый молодой, зрительный анализатор.

Чаще всего замены по артикуляционному сходству будут отмечаться у алаликов. Дизартрики, как правило, не допускают замены артикуляционного характера, т.к. (Н.И.Жинкин) фонетический слух у них сохранен → сохранность контроля за собственным произнесением.

Добавление букв

Девочика (девочка)

Из-за несформированности и трудности произнесения в стечения согласных добавляются гласные; согласные добавляются крайне редко (случайно).

Перестановка букв

Бегер (берег)

Нарушение фонемной программы слова → Несформированность упреждающего синтеза (Н.И.Жинкин) – запомнить то, что написал и предвосхитить в нужной последовательности элементы → упор в работе на пофонемный / побуквенный анализ

Уподобление

В комнуту (в комнату), настутило (наступило), фабкика (фабрика), скздь (сквозь), мисьмо (письмо), пятьня (пятна), тетлые (теплые), родмыми (родными), приграсили (пригласили)

Ошибки записи слоговой структуры слова

Пропуски слогов

Работут (работаю); светр (светлый); деж (дежурный); весе (весело), кряка (крякает), таващи (товарищи), дере (дереве)

Нарушение слоговой структуры слова

Добавление слогов

Напопополам (напополам)

Послоговой повтор не обеспечивает правильного письма.

Раздельное написание частей слов

Насту пил (наступил); чере муха (черемуха), смо три (смотри)

Незнание семантики слова – из нового слова выделяются тот кусочек, который наиболее знаком

На ступил (наступил); за мерзла (замерзла)

Нарушение дифференциации между предлогом и приставкой

Ошибки комбинированного характера

Сасыжана (засыпанный)

3

Ошибки на уровне записи предложений

Слитной написание слов или их частей

Уелушитсий (У елки пушистый зайчик.), Ушклыгроп (У школы сугроб.)

Несформированность лексико-семантического анализа

Слитное написание слов (контаминация)

Красими (красивый мишка)

Слитное написание целых слов

Теплые лучи (теплые лучи)

Несоблюдение графических знаков

В начале предложения не пишется заглавная буква, а в конце предложения не ставится точка

Не вычленение смысловых частей (предложений) – трудности смыслового декодирования в процессе воспроизведения диктанта.

Пропуск значимый для понимания предложения слов

Лена и Вова стирают с парт. (Лена и Вова стирают пяль с парт); Мамай свой труд (любит); Звонко жук (гудел); Кот полез (гнездо)

Повторение слов в предложении

Вот упал снежный снежный ком.

Ошибки грамматического характера

(грамматика соединяет слова в предложении)

Нарушение глагольного управления

У друзев (в друзей); на деревьев растут (на деревьях растут)

Несформированность зависимости предлога от глагола и падежа от предлога: глагол требует определенного падежа от зависимого слова – глагол управляет выбором предлога, а предлог управляет выбором падежа → двойная зависимость → сложность → частые нарушения данной зависимости; на уроках отрабатывается лексическая сочетаемость глагола с последующим предлогом + предлог с окончанием

Нарушение отношений согласования

Много птица (много птиц)

До революции существовало 7 падежей: существующие ныне и изъяснительный (во лбу, на дому), после революции данный падеж объединили с предложным → наиболее труден для усвоения

Ошибки морфологического характера

Апельсячий сок

Несформированность морфемного анализа

4

Ошибки на уровне записи текста

Ошибки смыслового плана

Большие смысловые пробелы (Н.И.Жинкин)

Пропуск целых смысловых отрезков

Нарушение фактологической программы

Малые смысловые пробелы (Н.И.Жинкин)

Пропуск отдельных предложений или их отрезков

Смысловая персеверация

Инертное застревание на одном и том же смысловом отрезке

Ошибки речевого плана (дизорфографические)

Стилистические ошибки

Из изложения по «Му-му» Тургенева:

Герасим пригласил Му-му в трактир. Му-му съела полтарелки, а потом отказалась и т.д.

Несформированность лексико-семантического анализа

Таблица анализа
ошибок письма ученика (цы)

____
класса____________________

Причина
возникновения ошибок

(какая функция
нарушена).

Вид дисграфии. Виды ошибок

Отметка о наличии

ошибок

Начало

учеб. года

(занятий)

конец

учеб. года

(занятий)

а) произносительная
функция

речи;

б) слуховая
дифференциация

Артикуляционно-акустическая дисграфия

Замена и
пропуски букв по принципу сходства
соответствующих
им

звуков:

1.Замены звонких
согласных парными глухими и наоборот(б-п,

д-т, г-к, в-ф,
з-с, ж-ш).

2.Замены мягких
согласных соответствующими твёрдыми(и

наоборот).

3.Разнообразные
замены в группах свистящих (с,з,ц) и

шипящих(ш,ж,ч,щ,з,)
звуков.

4.Разнообразные
буквенные замены в группе сонорных

согласных
(р,рь,п,пь),й.

5.Замены гласных
звуков.

6.Пропуски букв
соответствующих пропускам звуков в устной

речи.

а)функция зрительного
анализа и

синтеза;

б)функция
пространственных

представлений

Оптическая дисграфия

Замена букв
по принципу оптического сходства и

искаженное
их написание:

1.Состоящих из
одинаковых элементов, но различно

расположенных в
пространстве (в-д,т-ш).

2.Включающих
одинаковые элементы,но отличающихся

дополнительными
элементами (и-ш,п-т,х-ж,л-м).

3.Зеркальное
написание букв (с- ,э- ).

4.Пропуски
элементов, особенно при соединении

букв,включающих
одинаковый элемент (ау-а ).

5.Добавление
лишних элементов (ш- )

6.Несоблюдение
строки.

Двигательная функция

Моторная

дисграфия

Нарушение
связи моторных образов слов(букв) с их

звуковыми и
зрительными образами:

1.Нарушение
качества почерка: сильный нажим,неровные

буквы,много
дополнительных штрихов,съезжание со строки.

2.Пропуск букв,
элементов букв,слов.

3.Стереотипные
добавления одной и той же буквы, элемента

буквы,
слога,слова.

Нарушение функции
языкового

анализа и синтеза

Дисграфия

на почве языкового
анализа

и синтеза

Искажение
звуко-слоговой структуры слов и нарушение

границ между
словами(предложениями):

1.Пропуски
гласных и согласных букв в словах.

2.Добавление
лишних букв.

3.Перестановка
букв.

4.Пропуск слогов,
добавление, перестановка.

5.Нарушение
деления на слова.

6.Слияние
нескольких слов в одно.

7.Разделение
слова на части.

Несформированность
лексико-

грамматической функции
речи

Аграмматическая

дисграфия

Аграмматизмы
на письме:

1.В связной речи.

2.Трудности в
установлении логических связей между

предложениями.

3.Последовательность
предложений не всегда соответствует

последовательности
событий.

4.Нарушение
смысловых и грамматических связей между

предложениями.

5.Искажение
морфологической структуры слова, замена

префиксов,
суффиксов.

6.Изменение
падежных окончаний.

7.Нарушений
предложных конструкций.

8.Изменение
падежа местоимений, числа существительных.

9.Нарушение
согласования.

10.Нарушение
синтаксического оформления речи: пропуски

членов
предложения, нарушение последовательности,

трудности
конструирования сложных предложений.

Дисорфография

Орфографические
ошибки:

1. Сочетание ЖИ –
ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

2. Заглавная
буква в начале предложения, в именах

собственных

3. Обозначение
мягкости согласных на письме

4. Безударные
гласные

5. Парные
согласные

6. Непроизносимая
согласная

7. Разделительные
Ъ и Ь знаки

8. Словарные
слова

Прочие:

Ошибки на
правила, еще не пройденные по программе

Используемые материалы:

1. Тетради для контрольных работ
списывание, диктанты.

2. Рабочие тетради по русскому языку.

3. Рабочие тетради для логопедических
занятий.

Логопедическое заключение:

Рекомендовано:

Причина возникновения ошибок (какая функция нарушена).

Вид дисграфии.

Виды ошибок

Отметка о наличии

ошибок

Начало

учеб. года

Конец

учеб. года

а) произносительная функция речи;

б) слуховая дифференциация

Артикуляционно-акустическая дисграфия

Замена и пропуски букв по принципу сходства соответствующих им звуков:

1.Замены звонких согласных парными глухими и наоборот(б-п,

д-т, г-к, в-ф, з-с, ж-ш).

2.Замены мягких согласных соответствующими твёрдыми(и

наоборот).

3.Разнообразные замены в группах свистящих (с,з,ц) и

шипящих(ш,ж,ч,щ,з,) звуков.

4.Разнообразные буквенные замены в группе сонорных

согласных (р,рь,п,пь),й.

5.Замены гласных звуков.

6.Пропуски букв соответствующих пропускам звуков в устной

речи.

а)функция зрительного анализа и синтеза;

б)функция пространственных

представлений

Оптическая дисграфия

Замена букв по принципу оптического сходства и

искаженное их написание:

1.Состоящих из одинаковых элементов, но различно

расположенных в пространстве (в-д,т-ш).

2.Включающих одинаковые элементы,но отличающихся

дополнительными элементами (и-ш,п-т,х-ж,л-м).

3.Зеркальное написание букв (с- ,э- ).

4.Пропуски элементов, особенно при соединении

букв,включающих одинаковый элемент (ау-а ).

5.Добавление лишних элементов (ш- )

6.Несоблюдение строки

Двигательная функция

Моторная

дисграфия

Нарушение связи моторных образов слов(букв) с их

звуковыми и зрительными образами:

1.Нарушение качества почерка: сильный нажим,неровные

буквы,много дополнительных штрихов,съезжание со строки.

2.Пропуск букв, элементов букв,слов.

3.Стереотипные добавления одной и той же буквы, элемента

буквы, слога,слова

Нарушение функции языкового  анализа и синтеза

Дисграфия

на почве языкового анализа

и синтеза

Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение

границ между словами (предложениями):

1.Пропуски гласных и согласных букв в словах.

2.Добавление лишних букв.

3.Перестановка букв.

4.Пропуск слогов, добавление, перестановка.

5.Нарушение деления на слова.

6.Слияние нескольких слов в одно.

7.Разделение слова на части.

Несформированность лексико-

грамматической функции речи

Аграмматическая

дисграфия

Аграмматизмы на письме:

1.В связной речи.

2.Трудности в установлении логических связей между

предложениями.

3.Последовательность предложений не всегда соответствует

последовательности событий.

4.Нарушение смысловых и грамматических связей между

предложениями.

5.Искажение морфологической структуры слова, замена

префиксов, суффиксов.

6.Изменение падежных окончаний.

7.Нарушений предложных конструкций.

8.Изменение падежа местоимений, числа существительных.

9.Нарушение согласования.

10.Нарушение синтаксического оформления речи: пропуски

членов предложения, нарушение последовательности,

трудности конструирования сложных предложений.

Дизорфография

Орфографические ошибки:

1. Сочетание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

2. Заглавная буква в начале предложения, в именах

собственных

3. Обозначение мягкости согласных на письме

4. Безударные гласные

5. Парные согласные

6. Непроизносимая согласная

7. Разделительные Ъ и Ь знаки

8. Словарные слова

Прочие: Ошибки на правила, еще не пройденные по программе


Подборка по базе: курсовая Леонтьева П-430.docx, _Концепция личности А. Н. Леонтьева .docx, ПР № 3 Технологическая карта урока Леонтьева.doc, Какое количество теплоты выделяет за 5 минут нагреватель электро, LAB1 memel.МОДЕЛИ МЕЖОТРАСЛЕВОГО БАЛАНСА В. ЛЕОНТЬЕВА.docx, Реферат Философские аспекты исторического подхода Л.Н. Гумилева,, переодизация Леонтьев.docx, ВКР леонтьева гот.docx, тси леонтьева.docx, Психология Леонтьев Теориясы.pptx


А. А.Н. Леонтьев выделяет в становлении речи у детей

Ответ: 4 этапа

Б. Базисом формирования письменной речи является

Ответ: полноценное развитие устной речи

В. В акте чтения принимают участие следующие анализаторы:

Ответ: речеслуховой, речедвигательный, зрительный

В какой последовательности формируется фонематическое восприятие:

Ответ: дети учатся различать гласные, затем согласные

Восприятие читаемого текста происходит в момент:

Ответ: фиксации

В логопедии используются следующие формы обследования

Ответ: индивидуальная и фронтальная

В логопедическом заключении для указания степени и вида нарушений чтения и письма и их соотнесенность с состоянием устной речи используют

Ответ: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую классификацию

В какой последовательности проводится работа по формированию навыков звукового анализа:

Ответ: с опорой на графическую схему, в плане громкой речи, в умственном плане

Выделение звука из начала и конца слова используют с целью:

Ответ: развития фонематического анализа и синтеза

Д. Для аграмматической дисграфии и дислексии характерно:

Ответ: неверное употребление родовых окончаний

Для оптической дисграфии характерны ошибки по типу:

Ответ: смешения графически сходных букв

Для коррекции какого вида дисграфии используют следующий вид заданий:

«Придумайте предложение с определенным количеством слов»

Ответ: дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

З. Знание правила слогового деления позволит устранить и предупредить следующие ошибки чтения и письма:

Ответ: пропуски и добавления гласных

К. К предпосылкам формирования письменной речи не относится:

Ответ: сформированность общей моторики

Какая из операций фонематического анализа формируется у детей спонтанно:

Ответ: определение наличия звука в слове

К ошибкам звукового анализа на письме относится

Ответ: пропуск буквы

Какого вида дисграфии не существует?

Ответ: мнестическая

Какой вид дислексии не встречается у детей общеобразовательных школ:

Ответ: тактильная

Какой пример является иллюстрацией к случаям смешения букв, обозначающих звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство?

Ответ: любит — «лубит»

Контаминация является следствием

Ответ: грубого нарушения звукового анализа

К морфосинтаксическим аграмматизмам относятся ошибки

Ответ: в окончаниях слов

Какой вид дисграфии пропущен в перечне: акустическая, оптическая, аграмматическая, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза?

Ответ: акустико-артикуляционная

Какой слог анализируется детьми легче:

Ответ: обратный

Л. Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает

Ответ: 2 этапа

Н. Настоящая скоропись вырабатывается только путем долгой практики

Ответ: в зрелости

Недоразвитие зрительного восприятия, памяти, анализа и синтеза, пространственных представлений приводит к

Ответ: оптической дисграфии

О. Овладение звуко-буквенными обозначениями является

Ответ: начальной ступенью формирования навыка чтения

Одной из специфических операций письма является

Ответ: «перешифровка» графемы в кинемы

Основной формой письменной речи является

Ответ: монолог

Обследование неречевых компонентов при нарушениях письменной речи

Ответ: включается в схему обследования

Ошибка «за зашиной» является примером

Ответ: персеверации

Одним из этапов дифференциации смешиваемых звуков является Ответ: предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков Одной из причин семантической дислексии является:

Ответ: нарушение звуко-слогового синтеза

П. Письменная речь

Ответ: вторичная, более поздняя по времени возникновения, чем устная

Письменная речь как новый вид речи появляется

Ответ: в школьный период

Письменная речь осложнена

Ответ: орфографическими и пунктуационными правилами

Письменная речь формируется

Ответ: только в условиях целенаправленного обучения

Письменной речи свойственны

Ответ: сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты

Процесс письма обеспечивается согласованной работой

Ответ: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного анализаторов

При нарушении грамматического строя возникает

Ответ: аграмматическая дисграфия и дислексия

При обследовании письма

Ответ: Предлагаются различные виды письма

Письмо «сплошным текстом», то есть без выделения границ предложения, характерно

Ответ: дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

При акустико-артикуляционной дисграфии работа начинается:

Ответ: с постановки дефектного звука

При фонематической дислексии ребёнок допускает следующие ошибки при прочтении фразы «Бобёр собрал ветки берёзы»

Ответ: «Бопёр сопрал ведки берёсы»

Прием объяснения значения прочитанных слов используют для коррекции:

Ответ: семантической дислексии

Р. Русское письмо относится

Ответ: к алфавитным системам письма

Р.И. Лалаева выделяет следующие виды дислексий: фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую, тактильную на основании признака

Ответ: нарушения операций процесса чтения

С. Смысловая догадка начинает играть значительную роль

Ответ: на ступени становления целостных приемов восприятия

Смысловая догадка начинает часто употребляться ребенком на ступени:

Ответ: слогового чтения

Семантическая дислексия наблюдается

Ответ: при сохранной технической стороне чтения

Симптомами артикуляторно-акустической дисграфии являются

Ответ: пропуски букв, соответствующих отсутствующим в речи звукам

Сопоставление смешиваемых звуков производится

Ответ: в произносительном и слуховом плане

Т. Т.Г. Егоров выделяет

Ответ: четыре ступени формирования навыка чтения

Траектория кончика пера при письме

Ответ: не тождественна движениям кончиков пальцев, направляющих перо

Тактильная дислексия возникает у детей с нарушениями

Ответ: зрения

У. Успешное усвоение букв возможно при достаточной сформированности следующих функций:

Ответ: фонематического восприятия, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, зрительного мнезиса

Укажите верный вариант классификации дисграфий:

Ответ: акустическая, акустико-артикуляционная, оптическая, аграмматическая, на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Укажите правильную последовательность подачи речевого материала при выполнении задания на выделение звука [а] на фоне слова:

Ответ: аист, луна, ласковый, арбуз, кошка

Успешность развития дифференциации звуков повышается в случае сочетания этой работы

Ответ: с развитием фонематического анализа и синтеза

Устранению артикуляторно-акустической дисграфии предшествует работа

Ответ: по коррекции нарушений звукопроизношения

Ц. Цель логопедического обследования школьника

Ответ: выявление этиологии, симптоматики, механизмов нарушений чтения и письма

Ч. Чтобы провести полный звуковой анализ сколько раз необходимо произнести слово «кошка»?

Ответ: 5 (пять).

Практическое задание №1Кроссворд

  1. Термин, обозначающий одновременное, синхронное, параллельное протекание каких-либо процессов Ответ: Симультанность
  2. Звук речи в языковой системе

Ответ: Фонема

  1. Функциональная асимметрия в деятельности парных сенсомоторных органов

Ответ: Латерализация

  1. Речь, активно используемая в устной и письменной формах

Ответ: Экспрессивная

  1. Нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки

Ответ: Дисграфия

  1. Для этой формы речи характерен слуховой и кинестетический контроль

Ответ: Устная

  1. Графическое изображение на специальном бланке данных исследования состояния слуха, проводимого с помощью аудиометра

Ответ: Аудиограмма

  1. Термин, обозначающий последовательный, постепенный, следующий шаг за шагом какой-либо процесс

Ответ: Сукцессивный

  1. Узнавание и воспроизведение звуков речи, обозначенных буквами

Ответ: Чтение

  1. Этап в становлении речи у детей по А. Н. Леонтьеву, протекающий от 3 до 7 лет

Ответ: Дошкольный

  1. Совокупность знаний о причинах возникновения и механизмах развития болезни

Ответ: Этиопатогенез

  1. Потеря или ограничение способности осуществлять процесс чтения

Ответ: Алексия

  1. Нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих упорядоченность речевой деятельности

Ответ: Аграмматизм

Практическое задание №2

  1. Определите, какие составляющие входят в каждую группу специфических ошибок при нарушениях письма.

Ответ:

Ошибки при нарушение письма
Ошибки на уровне буквы и слога Ошибки на уровне слова Ошибки на уровне предложения
Смешение букв по кинетическому сходству Раздельное написание частей слова Трудности в обозначении границ предложения
Ошибки дифференциации фонем Смещение границ слова Ошибки согласования
Персеверации и антиципации Морфемный аграмматизм Ошибки управления

  1. Методика оценки потенциальной готовности к овладению навыками письменной речи была разработана и апробирована под руководством д. пед. н., профессора Г. В. Чиркиной в рамках исследования проблемы обучения письменной речи.

Ответ: Г. В. Чиркиной

  1. Скоростной нормой чтения для ребенка, обучающегося во 2 классе, в конце второго полугодия является 40‑50 слов/мин.

Ответ: 40‑50 слов/мин

  1. П ри обследовании детей разных возрастных групп и разной степени обученности специалист должен руководствоваться одним из важнейших принципов — принципом комплексности, который заключается в необходимости участия в оценке речи ребенка многопрофильных специалистов.

Ответ: комплексности

  1. Формы дислексии
Формы дислексии Механизмы нарушения Симптоматика
Фонематическая дислексия Недоразвитие функций фонематической системы Трудности усвоения букв, замена звуков, сходных акустически и артикуляторно, побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова
Аграмматическая дислексия Недоразвитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений Изменение падежных окончаний и числа существительных, неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного, изменение числа местоимения и т. п.
Мнестическая дислексия Нарушение процессов установления связей между звуком и буквой, нарушение речевой памяти Трудности усвоения букв, их недифференцированные замены. Невозможность воспроизведения в определенной последовательности ряда из 3 — 5 звуков или слов. А в случае воспроизведения — нарушение порядка их следования, сокращение количества, пропуски звуков, слов
Оптическая дислексия Недоразвитие оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также нарушение зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза Смешение сходных графических букв, их взаимная замена

  1. Форма дисграфии
Форма дисграфии Механизмы нарушения Симптоматика
Артикуляторно-акустическая дисграфия Отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание Ребенок пишет так, как произносит
Акустическая дисграфия Сложность процесса фонемного распознавания В устной речи звуки произносятся правильно.

Осуществляется замена букв, соответствующих фонетически близким звукам

Аграмматическая дисграфия Недоразвитие грамматического строя речи, морфологические, синтаксические обобщения. Может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста Трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, изменении падежных окончаний, нарушении предложных конструкций, изменении падежа местоимений и т. п.
Оптическая дисграфия Недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений Проявляется в заменах и искажениях букв на письме, заменяются графически сходные рукописные буквы

Практическая работа №3.

Цель: сформировать умение проводить дифференциальную диагностику нарушений письма и чтения, формулировать логопедические заключения; определять направления и подбирать средства коррекционно-развивающей работы при различных нарушениях письменной речи.

Задание 1. Проанализируйте примеры письменных работ, найдите специфические ошибки, определите вид/виды дисграфии и сформулируйте логопедические заключения.

Задание А Текст «Рыбная ловля»
Ошибки Вид дисграфии
В работе допускается большое число пропусков букв в словах и не дописывание слов до конца (дедушка-дедука, держит-держи, верный-веный и т.п)

Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза.

Большое число подобных ошибок говорит о дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза (в данном случае о нарушении фонематического анализа). 
Слитное написание предлогов со словами, раздельное написание приставок.
Логопедическое заключение
Нарушение письма, обусловленное НВ ОНР.

Дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза (в данном случае слитное написание слов, в т.ч. предлогов, разрыв слов, свидетельствует о нарушении языковогоанализа и синтеза на лексико-грамматическом уровне).

Требуется коррекционная работа, направленная на развитие языкового анализа и синтеза:
формировать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении;
развитие слогового анализа и синтеза: умение выделять гласные звуки в слове;
развитие фонематического анализа и синтеза:
— выделение звука на фоне слова
— вычленение звука в начале, в середине, конце слова
— определение последовательности, количества и места звука в слове

Задание Б Текст «Осенью»
Ошибки Вид дисграфии
В работе большое количество замен (радуют-ратают, покрылась-покрилась,свежим-свеши, пестрым-бестрым).

Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза.

Встречается не дописывание слова до конца (свежим-свеши).
Логопедическое заключение
Нарушение письма, обусловленное НВ ОНР.
У ребенка дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Смешения букв т-д, п-б, г-х, ш-ж свидетельствует о нарушении дифференциации по признаку глухости-звонкости, а ошибки в обозначении мягкость – о нарушении дифференциации по признаку мягкости-твердости. Т.е. эти ошибки связаны с недоразвитием фонематического слуха. Это превалирующее нарушение. Слитное написание слов, в т.ч. предлогов, свидетельствует о нарушении языкового анализа и синтеза.

Требуется коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, что является коррекцией нарушенного механизма, формированием тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса письма.

Задание 2. Прослушайте звуковые файлы, следя по тексту, и проанализируйте примеры чтения, найдите специфические ошибки, занесите их в таблицу, определите вид/виды дислексии и сформулируйте логопедические заключения.

Задание В

БАРСУКИ 

(текст-приложение к одноимённому звуковому файлу)

Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.

Компонент навыка чтения Симптоматика нарушения чтения. Примеры, количество ошибок
Способ чтения побуквенное чтение З-в-у-к
отрывистое слоговое чтение Нола-нора

Балуки-барсуки

плавное слоговое чтение
плавное слоговое чтение с целостным прочтением отдельных слов
чтение целыми словами
Правильность чтения Замены букв по фонематическому сходству сдали-стали

нола-нора

Замены букв по оптическому сходству
Нарушения звуко-слоговой структуры велесый-веселый
Пропуски букв, пропуски слогов сонушко – солнышко

балучата-барсучата

соной-сосной

Добавления букв, слогов
Перестановка букв, слогов велесый-веселый
Ошибки угадывания
Повторное считывание
Пропуск, потеря строки.
Повторы букв, слогов, слов
Нарушение согласования
Нарушение управления.
Выразительность чтения. Отрывистое или слитное чтение отрывистое
Отсутствие дифференциации в использовании пауз. +
Нарушение интонационного оформления предложения. +
Неправильное употребление логического ударения +
Недостаточная громкость и внятность при чтении. +
Отсутствие эмоционального отношения к читаемому. +
Сознательность чтения: Пересказ Опускание смысловых частей текста. +
Непоследовательность изложения.
Исключение, добавление, искажение фактов.
Отсутствие навыков самостоятельного воспроизведения прочитанного. +
Понимание смысла прочитанного Непонимание причинно-следственных отношений. +
Непонимание временных отношений.
Трудности вычленения из текста новой информации. +
Трудности выделения главной мысли произведения. +
Скорость чтения. Медленный темп чтения. +
Быстрый темп чтения, нарушающий плавность и осознанность чтения.
Виды дислексии
1Фонематическая дислексия.
Логопедическое заключение
У ребенка :

Смыслоразличительная функция (изменение одной фонемы приводит к изменению смысла)

слухопроизносительная дифференциация фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно);

Фонематический анализ (разложение слова на составляющие его фонемы)

в процессе формирования устной речи у детей опора на семантику является одним из основных условий развития речевой функции.

Недоразвиты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциации фонем), которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно.

Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении ; во вставках гласных между согласными при их стечении; в перестановках  звуков; в пропусках и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов.

Задание Г

ВЕЧЕРОМ В ЛЕСУ

(текст-приложение к одноимённому звуковому файлу)

Солнце село, но в лесу ещё светло. Воздух чист и прозрачен. Птицы болтливо лепечут. Молодая трава блестит весёлым блеском изумруда. В лесу постепенно темнеет. Алый свет вечерней зари скользит по стволам деревьев. Вот и верхушки потускнели. Повеяло тёплой сыростью. Птицы засыпают. В лесу все темней да темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы. На синем небе робко выступают первые звёздочки.

Компонент навыка чтения Симптоматика нарушения чтения. Примеры, количество ошибок
Способ чтения побуквенное чтение  —
отрывистое слоговое чтение  +
плавное слоговое чтение  —
плавное слоговое чтение с целостным прочтением отдельных слов  —
чтение целыми словами  —
Правильность чтения Замены букв по фонематическому сходству  черпеющие-чернеющие
Замены букв по оптическому сходству  +
Нарушения звуко-слоговой структуры  +
Пропуски букв, пропуски слогов  водух-воздух

боливо-болтливо

Добавления букв, слогов
Перестановка букв, слогов  темпеет-темнеет
Ошибки угадывания  +
Повторное считывание  —
Пропуск, потеря строки.  —
Повторы букв, слогов, слов  —
Нарушение согласования  стволам деревья- стволам деревьев

повяло сырость-повеяло сыростью

Нарушение управления.  +
Выразительность чтения. Отрывистое или слитное чтение отрывистое 
Отсутствие дифференциации в использовании пауз.  +
Нарушение интонационного оформления предложения.  +
Неправильное употребление логического ударения  +
Недостаточная громкость и внятность при чтении.  +
Отсутствие эмоционального отношения к читаемому.  +
Сознательность чтения: Пересказ Опускание смысловых частей текста.  —
Непоследовательность изложения. — 
Исключение, добавление, искажение фактов. — 
Отсутствие навыков самостоятельного воспроизведения прочитанного
Понимание смысла прочитанного Непонимание причинно-следственных отношений.  +
Непонимание временных отношений.  +
Трудности вычленения из текста новой информации.  +
Трудности выделения главной мысли произведения.  +
Скорость чтения. Медленный темп чтения.
Быстрый темп чтения, нарушающий плавность и осознанность чтения. — 
Виды дислексии
1. Аграмматическая дислексия
Логопедическое заключение
Недоразвитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Изменение падежных окончаний и числа существительных; неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного; изменение окончаний, а также формы времени и вида. Общее недоразвитие речи разного патогенеза на синтетической ступени формирования навыка чтения. 

Задание 3. Определите направления логопедической работы по устранению одного из выявленных в предыдущих заданиях нарушений письменной речи. Раскройте содержание работы по каждому направлению.

Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза.

По характеру направленности методы коррекционной работы подразделяются на методы «прямого воздействия» и методы «обходных путей». Кроме методов, обеспечивающих успешность усвоения материала, на уроках можно использовать различные приёмы. Приёмы, помогающие запоминать зрительный образ буквы детям, допускающим оптические ошибки:
1.Развитие зрительных функций (гностических, мнестических). Проводится работа над расширением объема зрительной памяти, уточнением цветов и формы предмета. Ребенка учат узнавать предметы по контуру, выделять наложенные друг на друга изображения. В дальнейшем акцент смещается на узнавание и дифференциацию сходных букв, соотнесение образа буквы с предметами.

2.Формирование пространственных представлений. У детей с оптической дисграфией необходимо развивать пространственную ориентацию в окружающей среде, на собственном теле, на тетрадном листе. В рамках данного направления работают над дифференциацией понятий «слева-справа», «вверху-внизу», «спереди-сзади». Анализируют взаимное расположение предметов, букв, цифр.

3.Развитие графомотрных навыков. На начальном этапе выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, самомассаж и массаж кистей, ладоней, суджок-терапию. Для подготовки кисти к письму полезны игры с использованием мелких предметов, лепка, штриховка, обводка по контуру и трафарету, собирание мозаики и конструкторов. Затем переходят к графическим диктантам, отработке написания элементов букв.

4.Формирование буквенного гнозиса. В рамках этого направления решается задача дифференциации букв, имеющих сходство по оптическим и кинетическим признакам. Учащиеся упражняются в конструировании букв, складывании букв из отдельных элементов, их узнавании на ощупь и пр. Доказанной эффективностью обладает корректурная проба Бурдона.

На заключительном этапе закрепляют связи между звуком и его графическим символом. Для тренировки используют различные письменные упражнения. Целесообразно приучать ребенка к письму с проговариванием сначала вслух, затем «про себя».
Приёмы, коррегирующие языковой анализ и синтез и устраняющие аграмматизмы:

— работа с деформированным текстом (тексты с нарушением структуры слов, тексты с нарушением структуры предложения или всего высказывания, тексты на восстановление порядка частей, предложений, грамматических связей между словами в предложении, порядка слов в предложении, тексты с исключением).
Для коррекции фонематического восприятия на уроках можно использовать следующие приёмы:

— звуко-буквенный анализ слов; игры со звуковыми и слоговыми деформациями слов;

— работа с деформированными текстами со вставками лишних букв, с неправильной разбивкой на слова;

— письмо по памяти;

— проговаривание при письме.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Ошибки при нарушении письма таблица ошибки согласования
  • Ошибки при нарушении письма схема
  • Ошибки при нарушении законов логики
  • Ошибки при нарезании резьбы
  • Ошибки при наращивании ресниц классика

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии