Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Во время обучения двигательным действиям выполнение занимающимися физических упражнений сопровождается отклонениями техники от заданного образца и появлением двигательных ошибок. Характер и степень отклонений могут быть различными. К двигательным ошибкам относят как невыполнение или существенное искажение частей двигательных действий, так и малоэффективные или лишние движения (2).
Во время обучения двигательному действию важной задачей является своевременное исправление ошибок. Причинами ошибок могут быть: неточное представление о технике движения; несоответствие двигательных ощущений и субъективной оценки собственных действий ученика; несоответствие сложности двигательного задания и возможностей ученика, отрицательное влияние уже освоенных упражнений на новое; недостаточное проявление смелости и решительности при выполнении двигательных действий и другое.
Действия, направленные на углубленное разучивание упражнения, позволяют довести основные технические моменты до уровня автоматизированных, что выражается в самостоятельном и технически правильном выполнении упражнения.
Объект: процесс обучения двигательным действиям.
Предмет: методы и приёмы предупреждения и устранения ошибок при обучении двигательным действиям.
Цель: Выполнить анализ методов и приёмов предупреждения и устранения ошибок при обучении двигательному действию.
Задачи:
-
Обзор научно-методической литературы по теме исследования.
-
Выявить причины двигательных ошибок при выполнении физических упражнений.
-
Определить методы и приемы предупреждения и устранения ошибок в двигательных действиях занимающихся.
При обучении двигательным действиям в любом виде спорта выделяют 3 этапа:
-
Этап начального разучивания движения.
-
Этап углубленного разучивания.
-
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия.
На первом этапе преследуется цель обучить основам техники двигательного действия и предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники упражнений.
Основными причинами возникновения грубых искажений техники двигательного действия на первом этапе его разучивания обычно бывают:
1. Недостаточная физическая подготовленность. В данном случае тренер должен установить, какое из физических качеств недостаточно развито и в зависимости от этого определить дополнительные задания по развитию специальных физических качеств.
2. Боязнь. Тренер должен помнить, что эмоции страха бывают причиной чрезмерного напряжения мускулатуры и ограничения амплитуд движения, что в свою очередь является дополнительной предпосылкой к возникновению травматической ситуации.
3. Недостаточное понимание двигательной задачи. По этой причине занимающиеся допускают самые разнообразные ошибки и если тренер (преподаватель) использует доходчивое объяснение, качественную демонстрацию, методы активизации внимания и углубленного осмысливания задачи, то данный вопрос решается обычно легко.
4. Недостаточный самоконтроль движений. Необходимо отметить, что с этой причиной на первом этапе бороться довольно трудно, но возможно как путем мобилизации внимания, так и с помощью методов срочной информации.
5. Утомление.
6. Отрицательный перенос навыков – освоение предупреждения или ослабление которого заключается в рациональной последовательности обучения.
7. Неблагоприятные условия выполнения упражнений (плохой инвентарь, оборудование, метерологические, гигиенические и др.) [1].
Цели и задачи обучения на втором этапе несколько отличается от первого. В данном случае цель – довести первоначальное «грубое» владение техникой до относительно совершенного [1,2,3].
Третий этап – этап закрепления и дальнейшего совершенствования имеют целью обеспечить совершенное владение двигательным действием в условиях его практического применения.
Мерами предупреждения ошибок следует считать:
-
правильное понимание разучиваемой техники и поставленных задач обучения;
-
доступность изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями и физической подготовленностью;
-
желание выполнять движение;
-
выработка умения заканчивать упражнение на хорошей попытке и др.
-
тщательное соблюдение законов обучения (формирование навыков, и т.д.)
-
подбирать такие задания, которые требуют от занимающегося определенных усилий.
-
обеспечивать надежную страховку;
-
отчет занимающимся о выполнении двигательного действия.
В заключении необходимо отметить, что реальное обучение не бывает процессом безошибочным, занимающиеся допускают ошибки, даже в том случае, если задание доступно, а применяемая методика полноценна.
Библиографический список
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для ин-тов физ. культуры. – М.: ФиС, 1991. -543 с.
2. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
3. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник для физкультурных вузов. – М.: «Физическая культура», 2005. – 544 с.
Ошибки и их коррекция в процессе обучения двигательным действиям
К
наиболее обобщённым показателям
обученности учащихся относятся:
выполнение двигательного
действия в рамках допустимых
(но не максимальных с позиций спортивной
техники, т. е. не искажающих сущность
движений) требований к пространственным,
временным, динамическим и ритмическим
характеристикам; отсутствие ненужных
дополнительных элементов движения;
исключение излишнего напряжения и
скованности при выполнении движений.
Практика показывает, что при любых
методах и методика
х обучения избежать ошибок в технике
выполнения, прежде всего сложных
двигательных действий, не удаётся.
Трудно предполагать, что освоение
двигательных действий (на уровне навыка)
возможно после первой попытки его
выполнения и без ошибок. Количество
ошибок и их уровень определяют успешность
процесса обучения двигательным действиям.
Условно говоря, процесс обучения можно
определить, как процесс борьбы с ошибками
обучаемых в осваиваемых двигательных
действиях. Поэтому представление о
возможных ошибках, причинах их появления
и возможностях их устранения является
необходимой предпосылкой эффективности
обучающей
деятельности.
Есть
несколько классификаций типов ошибок.
Наибольшее распространение в практике
физического воспитания получила
классификация, согласно которой выделяют
ошибки локальные (в отдельных элементах
двигательного действия) и комплексные
(в нескольких элементах двигательного
действия), неавтоматизированные
(незакреплённые) и автоматизированные
(закреплённые), существенные (грубые) и
незначительные (мелкие), типичные и
нетипичные, общие (характерные для
большинства) и индивидуальные. Выявление
типа ошибки у обучаемых имеет принципиальное
значение в организационно-содержательном
обеспечении процесса
физического воспитания, так как определяет
приоритеты целей деятельности обучения,
приоритеты выбора средств и форм
организации.
К
наиболее типичным причинам появления
ошибок следует отнести следующие:
1.
Недостаточное понимание учеником
сущности двигательного действия.
Устраняется повторным объяснением,
повторной демонстрацией, активизацией
учеников в осмыслении задания.
2.
Недостаточный уровень развития физических
способностей (силы, быстроты, выносливости,
гибкости, ловкости). Устраняется или
предупреждается направленным их
развитием.
3.
Психологический
настрой (самоустановки на
опасность, сложность, невыполнимость),
который вызывает чрезмерное напряжение
и ограничивает точность и амплитуду
движений. Устраняется убеждением,
оказанием помощи, надёжностью страховки,
облегчением условий выполнения
двигательного действия.
4.
Недостаточный уровень самоконтроля в
процессе выполнения двигательных
действий. Устраняется использованием
методов активизации восприятия и
мыслительной деятельности в процессе
выполнения двигательного действия (как
самим учеником, так и другими), а также
использованием разметок, ограничений,
ориентиров.
5.
Отсутствие со стороны учителя учёта
взаимодействия биомеханических
особенностей двигательных действий,
находящихся в отрицательном переносе.
Устраняется изменением последовательности
изучения двигательных действий как на
отдельном занятии, так и в системе
уроков.
6.
Утомление учащихся. Сигналом является
ухудшение качества выполнения движений.
Устраняется за счёт предоставления
пауз отдыха, переключения на другие
виды образовательной деятельности,
выполнения упражнений активного отдыха.
7.
Несоответствие мест занятий, спортивного
инвентаря и оборудования врачебным,
гигиеническим требованиям и требованиям
теории и методики физического воспитания.
Устраняется приведением в соответствие
указанным требованиям.
Основной
путь исправления ошибки — указание на
неё обучаемому, показ неправильного и
правильного исполнения, затем — повторные
попытки овладеть правильным способом.
Есть и другой путь: применение так
называемых корригирующих упражнений.
Один из видов таких упражнений —
контрастные упражнения. Например,
лыжник-новичок идёт попеременным ходом
на прямых ногах. Затем, в качестве
контрастного корригирующего упражнения,
ему предлагается движение на чрезмерно
согнутых ногах. Такое утрированное
контрдействие очень эффективно.
Ошибки
при выполнении физических упражнений
возникают вследствие четырёх групп
причин:
1)
биомеханических;
2) физиологических;
3)
психолого-педагогических;
4) условий
среды действия (А. А. Тер-Ованесян).
К
группе причин ошибок в движениях, имеющих
биомеханическое основание, относятся
следующие:
1.
Реактивные (отражённые) силы, возникающие
вследствие многозвенности человеческого
тела и на первых этапах обучения сбивающие
движения. Они мешают достижению
двигательной цели. В последующем, по
мере освоения техники физических
упражнений, возникающие реактивные
силы используются двигательным аппаратом
человека для решения поставленных
двигательных задач.
2.
Последействие неправильного выполнения
предыдущих подсистем движений. Ранее
допущенные незначительные неточности
в последующих фазах и частях упражнения
могут привести к грубым ошибкам.
3.
Недостаточное количество объективных
показателей результатов движений. В
отличие от трудовых действий после
выполнения физических упражнений в
большинстве случаев не остаётся никаких
следов, по которым можно судить о качестве
этих движений. Например, при обучении
письму ученик может сравнивать написанную
им букву с буквой, имеющейся в книге или
написанной преподавателем. Результат
же бега, гимнастического упражнения и
некоторых других физических упражнений
проявляется лишь в улучшении физического
развития и физической подготовленности,
укреплении здоровья и др. Непосредственно
после выполнения физических упражнений
в ряде случаев не остается следов (кроме
утомления), которые могли бы увидеть и
оценить преподаватель и занимающийся.
4.
Несоблюдение оптимального ритма
движений.
К
группе причин ошибок в движениях, имеющих
физиологическое основание, относятся
следующие:
1.
Иррадиация возбудительных и тормозных
процессов, возникающих в центральной
нервной системе, ведущая к напряжению
и расслаблению тех групп мышц, участие
которых (так же как и возникновение
реактивных сил) мешает решить поставленную
двигательную задачу.
2. Смутность,
быстротечность возникающих физических
ощущений.
3. Отрицательное влияние
прежнего двигательного опыта на освоение
новых движений вследствие отрицательного
переноса двигательных навыков.
4.
Утомление, плохое состояние, болезнь
ученика.
К
группе причин ошибок, имеющих
психолого-педагогическое основание,
относятся:
1.
Недостаточное развитие необходимых
двигательных качеств.
2. Непонимание
сущности изучаемых движений, ложное
представление об их структуре.
3.
Психические факторы (страх, неуверенность,
нерешительность, отсутствие интереса).
4.
Излишнее напряжение мышц.
К
группе неблагоприятных условий среды,
вызывающих ошибки в движениях,
относятся:
1. Несоответствие мест
занятий возможностям выполнения
двигательных действий.
2. Несоответствие
инвентаря, оборудования, экипировки
содержанию изучаемого двигательного
действия.
3. Метеорологические и
климатические условия.
Для
установления неточностей движений,
которые сказываются на результатах
выполнения физических упражнений,
используются наблюдение, регистрация
характеристик движений. Наиболее
распространено в практике физического
воспитания наблюдение как самый доступный
и достаточно информативный способ
оценивания результата обучения
двигательному действию. В процессе
наблюдения преподаватель сравнивает
свои зрительные восприятия с тем
идеальным образцом техники физических
упражнений, который запечатлён в его
сознании, и на основании этого судит о
качестве движений ученика. Недостатком
наблюдения является субъективизм
восприятия и образца представлений.
Наблюдение даёт положительные результаты
при условии глубокого знания преподавателем
техники изучаемого движения и умения
оценивать.
Преподаватель
не всегда должен предупреждать ученика
о своих намерениях. Неожиданные для
ученика и достаточно продолжительные
наблюдения дают лучшие результаты, чем
одноразовый просмотр действий
занимающегося, который предупреждён
об этом. В процессе наблюдения за
учеником, как указывалось, важно найти
соответствующее расстояние и угол
просмотра. Определив допускаемые
неточности движений, необходимо
установить причины, которые вызвали
их, и найти главную из них. Таким образом,
путь исправления ошибок в выполнении
физических упражнений состоит в том,
чтобы сначала определить неточности
движений, затем установить их причину
и, наконец, найти средства и методы их
устранения с учётом предмета обучения
и особенностей занимающегося.
Для
выявления ошибок учащихся преподаватель
должен проводить регистрацию характеристик
движений. Сложность выявления причин
ошибок в движениях состоит в том, что
одну и ту же погрешность могут вызвать
различные причины. Каждая из обнаруженных
причин ошибок в движениях диктует выбор
соответствующего средства её устранения.
Если причиной допущенной неточности
является непонимание сущности изучаемого
движения, неверное представление о нём,
то средствами исправления могут быть
повторное объяснение, показ движений,
наблюдение за лучшими исполнителями и
др. Если причина недостатков в утомлении
занимающегося, то средства её устранения
— увеличение времени отдыха, возбуждение
интереса к предмету занятия, изменение
характера выполняемых упражнений и т.
д.
Методические
рекомендации для исправления ошибок в
выполнении физических упражнений, кроме
указанных выше, сводятся к изложенным
ниже положениям.
1.
Прежде всего исправлять те ошибки,
которые могут привести к травмам, а
также те, которые в наибольшей мере
сказываются на эффективности движений,
т. е. главные (основные) ошибки.
2.
Повышать интерес к предмету обучения,
проводимым занятиям всеми педагогически
оправданными средствами.
3.
Делать замечания персонально. Общие
замечания преподавателя, фиксирующего
ошибки всех занимающихся, менее
эффективны.
4.
Избегать беспрерывных замечаний, которые
подчёркивают только одни недостатки и
тем самым подавляют веру занимающегося
в свои возможности.
Даже
при допущении грубых ошибок следует
вначале подчеркнуть положительные
стороны в выполнении упражнения и лишь
после этого разъяснить, в чем состояла
ошибка и как её исправить.
5.
В случае систематического повторения
ошибок из-за трудностей, возникающих в
улавливании необходимых кинестезических
ощущений, следует применять метод
контрастных заданий. Он состоит в том,
что обучающемуся предлагается занять
положение или выполнить движение с
ошибкой, противоположной допускаемой.
Например, ученик, невзирая на многократное
напоминание, продолжает передвигаться
на совершенно прямых ногах. В этом случае
преподаватель может предложить согнуть
их гораздо больше, чем это требуется.
6.
При обучении сложно-координированным
движениям на допущенные ошибки следует
указывать после выполнения всего
упражнения. В циклических видах спорта
ошибки, допускаемые учеником, нужно
исправлять и в процессе самого движения.
Элементарные ошибки можно исправлять
таким образом и в ациклических упражнениях.
7.
Повторять движения до первых признаков
утомления, снижения внимания. После
5–6-минутного перерыва, во время которого
выполняется несколько ранее хорошо
выученных или простых по координации
движений, следует возвратиться к
основному предмету обучения. На протяжении
занятия это можно делать несколько раз.
Исправление заученных ошибок, переделка
освоенной техники упражнений требуют
больших затрат времени и упорства по
сравнению с «правильным» (без ошибок)
обучением. Поэтому детей необходимо с
самого начала обучать наиболее
рациональной технике упражнений.
К
закреплению первоначально изученных
движений можно приступать после того,
как они в достаточной степени осмыслены,
выработана схема движения и усвоен
допустимый ритм и темп. Закрепление
способа двигательной деятельности
проводится путём многократного повторения
упражнения. Желательно менять условия
выполнения способа двигательной
деятельности, постепенно усложняя их.
Для прочного усвоения важно, чтобы
количество одновременно изучаемых
движений не было слишком большим. Полезно
между обучением двум каким-либо различным
способам движения делать достаточный
перерыв, чтобы первый как следует
отложился в памяти и не возникло
какой-либо путаницы со следующим
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
4.2. Ошибки и их коррекция в процессе обучения
двигательным действиям
К наиболее обобщённым показателям обученности учащихся относятся: выполнение
двигательного действия в рамках допустимых (но не максимальных с позиций спортивной
техники, т. е. не искажающих сущность движений) требований к пространственным,
временным, динамическим и ритмическим характеристикам; отсутствие ненужных
дополнительных элементов движения; исключение излишнего напряжения и скованности
при выполнении движений. Практика показывает, что при любых методах и методиках
обучения избежать ошибок в технике выполнения, прежде всего сложных двигательных
действий, не удаётся. Трудно предполагать, что освоение двигательных действий (на
уровне навыка) возможно после первой попытки его выполнения и без ошибок. Количество
ошибок и их уровень определяют успешность процесса обучения двигательным действиям.
Условно говоря, процесс обучения можно определить как процесс борьбы с ошибками
обучаемых в осваиваемых двигательных действиях. Поэтому представление о возможных
ошибках, причинах их появления и возможностях их устранения является необходимой
предпосылкой эффективности обучающей деятельности.
Есть несколько классификаций типов ошибок. Наибольшее распространение в практике
физического воспитания получила классификация, согласно которой выделяют ошибки
локальные (в отдельных элементах двигательного действия) и комплексные (в нескольких
элементах двигательного действия), неавтоматизированные (незакреплённые) и
автоматизированные (закреплённые), существенные (грубые) и незначительные (мелкие),
типичные и нетипичные, общие (характерные для большинства) и индивидуальные.
Выявление типа ошибки у обучаемых имеет принципиальное значение в организационно
содержательном обеспечении процесса физического воспитания, так как определяет
приоритеты целей деятельности обучения, приоритеты выбора средств и форм
организации.
К наиболее типичным причинам появления ошибок следует отнести следующие:
1. Недостаточное понимание учеником сущности двигательного действия. Устраняется
повторным объяснением, повторной демонстрацией, активизацией учеников в осмыслении
задания.
2. Недостаточный уровень развития физических способностей (силы, быстроты,
выносливости, гибкости, ловкости). Устраняется или предупреждается направленным их
развитием.
3. Психологический настрой (самоустановки на опасность, сложность,
невыполнимость), который вызывает чрезмерное напряжение и ограничивает точность и
амплитуду движений. Устраняется убеждением, оказанием помощи, надёжностью
страховки, облегчением условий выполнения двигательного действия.
4. Недостаточный уровень самоконтроля в процессе выполнения двигательных
действий. Устраняется использованием методов активизации восприятия и мыслительной
деятельности в процессе выполнения двигательного действия (как самим учеником, так и
другими), а также использованием разметок, ограничений, ориентиров.
5. Отсутствие со стороны учителя учёта взаимодействия биомеханических
особенностей двигательных действий, находящихся в отрицательном переносе.
Устраняется изменением последовательности изучения двигательных действий как на
отдельном занятии, так и в системе уроков.
6. Утомление учащихся. Сигналом является ухудшение качества выполнения движений.
Устраняется за счёт предоставления пауз отдыха, переключения на другие виды образовательной деятельности, выполнения упражнений активного отдыха.
7. Несоответствие мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования врачебным,
гигиеническим требованиям и требованиям теории и методики физического воспитания.
Устраняется приведением в соответствие указанным требованиям.
Основной путь исправления ошибки — указание на неё обучаемому, показ
неправильного и правильного исполнения, затем — повторные попытки овладеть
правильным способом. Есть и другой путь: применение так называемых корригирующих
упражнений. Один из видов таких упражнений — контрастные упражнения. Например,
лыжникновичок идёт попеременным ходом на прямых ногах. Затем, в качестве
контрастного корригирующего упражнения, ему предлагается движение на чрезмерно
согнутых ногах. Такое утрированное контрдействие очень эффективно.
Ошибки при выполнении физических упражнений возникают вследствие четырёх групп
причин:
1) биомеханических;
2) физиологических;
3) психологопедагогических;
4) условий среды действия (А. А. ТерОванесян).
К группе причин ошибок в движениях, имеющих биомеханическое
основание, относятся следующие:
1. Реактивные (отражённые) силы, возникающие вследствие многозвенности
человеческого тела и на первых этапах обучения сбивающие движения. Они мешают
достижению двигательной цели. В последующем, по мере освоения техники физических
упражнений, возникающие реактивные силы используются двигательным аппаратом
человека для решения поставленных двигательных задач.
2. Последействие неправильного выполнения предыдущих подсистем движений. Ранее
допущенные незначительные неточности в последующих фазах и частях упражнения могут
привести к грубым ошибкам.
3. Недостаточное количество объективных показателей результатов движений. В
отличие от трудовых действий после выполнения физических упражнений в большинстве
случаев не остаётся никаких следов, по которым можно судить о качестве этих движений.
Например, при обучении письму ученик может сравнивать написанную им букву с буквой,
имеющейся в книге или написанной преподавателем. Результат же бега, гимнастического
упражнения и некоторых других физических упражнений проявляется лишь в улучшении
физического развития и физической подготовленности, укреплении здоровья и др.
Непосредственно после выполнения физических упражнений в ряде случаев не остается
следов (кроме утомления), которые могли бы увидеть и оценить преподаватель и
занимающийся.
4. Несоблюдение оптимального ритма движений.
К группе причин ошибок в движениях, имеющих физиологическое
основание, относятся следующие:
1. Иррадиация возбудительных и тормозных процессов, возникающих в центральной
нервной системе, ведущая к напряжению и расслаблению тех групп мышц, участие которых
(так же как и возникновение реактивных сил) мешает решить поставленную двигательную
задачу.
2. Смутность, быстротечность возникающих физических ощущений.
3. Отрицательное влияние прежнего двигательного опыта на освоение новых движений
вследствие отрицательного переноса двигательных навыков.
4. Утомление, плохое состояние, болезнь ученика.
К группе причин ошибок, имеющих психологопедагогическое основание, относятся:
1. Недостаточное развитие необходимых двигательных качеств. 2. Непонимание сущности изучаемых движений, ложное представление об их
структуре.
3. Психические факторы (страх, неуверенность, нерешительность, отсутствие
интереса).
4. Излишнее напряжение мышц.
К группе неблагоприятных условий среды, вызывающих ошибки в
движениях, относятся:
1. Несоответствие мест занятий возможностям выполнения двигательных действий.
2. Несоответствие инвентаря, оборудования, экипировки содержанию изучаемого
двигательного действия.
3. Метеорологические и климатические условия.
Для установления неточностей движений, которые сказываются на результатах
выполнения физических упражнений, используются наблюдение, регистрация
характеристик движений. Наиболее распространено в практике физического воспитания
наблюдение как самый доступный и достаточно информативный способ оценивания
результата обучения двигательному действию. В процессе наблюдения преподаватель
сравнивает свои зрительные восприятия с тем идеальным образцом техники физических
упражнений, который запечатлён в его сознании, и на основании этого судит о качестве
движений ученика. Недостатком наблюдения является субъективизм восприятия и образца
представлений. Наблюдение даёт положительные результаты при условии глубокого знания
преподавателем техники изучаемого движения и умения оценивать.
Преподаватель не всегда должен предупреждать ученика о своих намерениях.
Неожиданные для ученика и достаточно продолжительные наблюдения дают лучшие
результаты, чем одноразовый просмотр действий занимающегося, который предупреждён
об этом. В процессе наблюдения за учеником, как указывалось, важно найти
соответствующее расстояние и угол просмотра. Определив допускаемые неточности
движений, необходимо установить причины, которые вызвали их, и найти главную из них.
Таким образом, путь исправления ошибок в выполнении физических упражнений состоит в
том, чтобы сначала определить неточности движений, затем установить их причину и,
наконец, найти средства и методы их устранения с учётом предмета обучения и
особенностей занимающегося.
Для выявления ошибок учащихся преподаватель должен проводить регистрацию
характеристик движений. Сложность выявления причин ошибок в движениях состоит в
том, что одну и ту же погрешность могут вызвать различные причины. Каждая из
обнаруженных причин ошибок в движениях диктует выбор соответствующего средства её
устранения. Если причиной допущенной неточности является непонимание сущности
изучаемого движения, неверное представление о нём, то средствами исправления могут
быть повторное объяснение, показ движений, наблюдение за лучшими исполнителями и др.
Если причина недостатков в утомлении занимающегося, то средства её устранения —
увеличение времени отдыха, возбуждение интереса к предмету занятия, изменение
характера выполняемых упражнений и т. д.
Методические рекомендации для исправления ошибок в выполнении физических
упражнений, кроме указанных выше, сводятся к изложенным ниже положениям.
1. Прежде всего исправлять те ошибки, которые могут привести к травмам, а также те,
которые в наибольшей мере сказываются на эффективности движений, т. е. главные
(основные) ошибки.
2. Повышать интерес к предмету обучения, проводимым занятиям всеми педагогически
оправданными средствами.
3. Делать замечания персонально. Общие замечания преподавателя, фиксирующего
ошибки всех занимающихся, менее эффективны. 4. Избегать беспрерывных замечаний, которые подчёркивают только одни недостатки и
тем самым подавляют веру занимающегося в свои возможности. Даже при допущении
грубых ошибок следует вначале подчеркнуть положительные стороны в выполнении
упражнения и лишь после этого разъяснить, в чем состояла ошибка и как её исправить.
5. В случае систематического повторения ошибок изза трудностей, возникающих в
улавливании необходимых кинестезических ощущений, следует применять м е т о д
к о н т р а с т н ы х з а д а н и й . Он состоит в том, что обучающемуся предлагается занять
положение или выполнить движение с ошибкой, противоположной допускаемой. Например,
ученик, невзирая на многократное напоминание, продолжает передвигаться на совершенно
прямых ногах. В этом случае преподаватель может предложить согнуть их гораздо больше,
чем это требуется.
6. При обучении сложнокоординированным движениям на допущенные ошибки
следует указывать после выполнения всего упражнения. В циклических видах спорта
ошибки, допускаемые учеником, нужно исправлять и в процессе самого движения.
Элементарные ошибки можно исправлять таким образом и в ациклических упражнениях.
7. Повторять движения до первых признаков утомления, снижения внимания. После 5–
6минутного перерыва, во время которого выполняется несколько ранее хорошо
выученных или простых по координации движений, следует возвратиться к основному
предмету обучения. На протяжении занятия это можно делать несколько раз. Исправление
заученных ошибок, переделка освоенной техники упражнений требуют больших затрат
времени и упорства по сравнению с «правильным» (без ошибок) обучением. Поэтому детей
необходимо с самого начала обучать наиболее рациональной технике упражнений.
К закреплению первоначально изученных движений можно приступать после того, как
они в достаточной степени осмыслены, выработана схема движения и усвоен допустимый
ритм и темп. Закрепление способа двигательной деятельности проводится путём
многократного повторения упражнения. Желательно менять условия выполнения способа
двигательной деятельности, постепенно усложняя их. Для прочного усвоения важно, чтобы
количество одновременно изучаемых движений не было слишком большим. Полезно между
обучением двум какимлибо различным способам движения делать достаточный перерыв,
чтобы первый как следует отложился в памяти и не возникло какойлибо путаницы со
следующим.
На протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физических упражнений может сопровождаться отклонениями фактической техники от заданного образца. Характер и степень отклонений могут быть различными. К ошибкам относят как невыполнение или существенное искажение частей двигательных действий, так и малоэффективные движения, требующие лишь дальнейшего улучшения.
В зависимости от значения, характера и распространенности ошибок их можно подразделить соответственно на три группы: 1) грубые, значительные и незначительные; 2) стабильные и нестабильные; 3) типичные и нетипичные.
Грубыми считаются ошибки, искажающие основу техники двигательного действия. К значительной относят невыполнение общей детали техники. К незначительной – неточное выполнение детали, ведущее к снижению эффективности действия.
Ошибки, возникающие в процессе овладения физическим упражнением по причине недостаточной координации усилий или из-за воздействия временных сбивающих факторов и исчезающие сразу после принятых мер по устранению, называются нестабильными. Закрепленные в навык ошибки называют стабильными. Они возникают в результате многократного повторения неправильных движений в условиях практического применения действия.
К нетипичным относят ошибки, возникающие эпизодически по субъективным причинам. Для типичных ошибок свойственна их распространенность, массовость. Это явление объясняется общностью причин возникновения ошибок для определенного контингента занимающихся, например, влияние стандартных внешних факторов. Очевидно, что одна и та же ошибка при выполнении физического упражнения может быть отнесена к каждой из этих трех групп и одновременно являться значительной, стабильной и типичной.
Причинами ошибок при изучении занимающимися физических упражнений нередко становятся следующие недочеты в преподавании: 1) несоответствие изучаемого образца техники особенностям физической подготовленности занимающихся; 2) неверная последовательность обучения разным двигательным действиям, имеющим одинаковые или похожие элементы; 3) преждевременное создание целостного двигательного представления о физическом упражнении, требующем одновременного управления многими движениями без учета подготовленности обучаемых, в результате чего у них создается неверное представление о способе достижения практической цели действия; 4) недостаточная информация занимающихся в процессе обучения о действительных отклонениях от заданных параметров движений и действий; 5) несоответствие предлагаемых учебных заданий и организуемых условий деятельности способности занимающихся выполнять двигательное действие.
Причинами двигательных ошибок могут быть: 1) недостаточный уровень развития отдельных физических качеств или отсутствие гармонии в их развитии; 2) неуверенность занимающихся в своих силах, боязнь падения и болевых ощущений, а также усталость; 3) недостаточная осознанность учебных заданий и отсюда неправильное понимание двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения; 4) неблагоприятные условия внешней среды, а также несоответствующие особенностям занимающихся инвентарь и оборудование; 5) отрицательный перенос навыков.