Учетная политика – это своего рода настольная книга бухгалтера…и проверяющих. Это так же источник экономии денежных средств за счет отсутствия штрафов и пеней по налогам, оптимизации, например, за счет создания резерва на оплату отпусков и т.д. Поэтому так важно ей уделять предельное внимание.
С 1 января 2021 года плательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, положение об учетной политике на текущий налоговый период. (подп. 1.4.2 п.1 ст.22 НК). С учетом того, что все коммуникации с налоговой происходят в электронном виде, заменить страничку, как ранее делали отдельные организации, уже не получится.
Любая организация, которая в соответствии с законодательством обязана вести бухгалтерский учет, сталкивается с необходимостью:
- формирования;
- утверждения;
- а в дальнейшем и пересмотра отдельных положений учетной политики.
Перед началом каждого отчетного года организации необходимо проверить свою учетную политику на современность, так как законодательство меняется динамично и отдельные положения учетной политики могут потерять актуальность.
Так, с 1 января 2023 года вступили в силу следующие нормативные акты, влияющие на положение по учетной политике:
- Закон “О бухгалтерском учете и отчетности”(новая редакция)
- Указ № 430 “О списании курсовых разниц”
- Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов №37/18/6 (новая редакция)
- Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности “Запасы” (справочно – меняет подход к отнесению к объектам основных средств и запасов, исключая стоимостной критерий отнесения и т.д.)
- Налоговый Кодекс (в новой редакции)
- Постановление Совмина от 30.12.2022 № 962, которым скорректировано в том числе постановление от 24.03.2011 № 360 “Об утверждении перечня первичных учетных документов”
- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2022 № 61 “О бухгалтерском учете курсовых разниц”, которым утвержден Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности “Влияние изменений курсов иностранных валют” и др.
Как учетная политика решает вопросы с налоговой оптимизацией
Например, как не потерять УСН в 2023 году, включив соответствующие условия в учетную политику
Организация-комиссионер в 2022 году применяет УСН. Согласно условий договоров денежные средства за приобретенные товары в полном объеме перечисляются на счет организации-комиссионера.
Организация-комиссионер полученную сумму за вычетом причитающейся суммы комиссионного вознаграждения и дополнительной выгоды перечисляет комитенту.
В случае сохранения в 2023 г. такого же порядка расчетов за товары в рамках исполнения договоров комиссии как и в 2022 г., организация-комиссионер с 1 января 2023 г. лишится права на применение УСН на основании ч.1 подп.2.1.6 п.2 ст.324 НК-2023.
В рассматриваемой ситуации право на УСН в 2023 г. сохранится при условии отражения организацией-комиссионером в своей учетной политике решения о признании поступающих ей за товары сумм денежных средств (причитающихся комитенту и не составляющих ее валовую выручку) внереализационными доходами, указанными в подп.3.43 п.3 ст.174 НК-2023, и включения этих сумм в валовую выручку для целей исчисления налога при УСН (п.174 ст. 2 Закона №141-З, ч.1 и 4 подп.2.1.6 п.2 ст.324, подп.5.1 п.5 ст.328 НК-2023).
Кроме того, организации в 2023 году вправе также воспользоваться:
- Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2022 №380 “О начислении амортизации основных средств и нематериальных активов в 2022-2023 годах”, которое предусматривает возможность организаций не начислять амортизацию при включении соответствующего условия в учетную политику
- Указом Президента Республики Беларусь от 08.04.2021 № 140 “О выбытии имущества”, которое позволяет организациям с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2023 г:
- списывать убыток при выбытии основных средств и вложений в долгосрочные активы не на финансовые результаты, а за счет добавочного капитала и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);
- при приеме безвозмездно полученного имущества определять его первоначальную стоимость по остаточной стоимости (стоимости), числящейся в бухучете передающей стороны на 1-е число месяца, в котором произошла его передача (п.1 Указа №140).
Справочно: организации имеют право применять Указ №140 выборочно, например, при выбытии имущества согласно п.2 Указа №140, и не применять при определении первоначальной стоимости безвозмездно полученного имущества и наоборот. Указ №140 целесообразно использовать для оптимизации активов и недопущения убытка.
Как показывает практика проверок, крупные организации, как правило, ежегодно уделяют значительное внимание анализу действующей учетной политики , ее актуализации, так сказать, “улучшению” ее содержимого. В то же время, для ряда организаций учетная политика по-прежнему является формальностью. Поэтому и не редкость – вопросы и проблемы, возникающие при проверках.
Частые ошибки в учётной политике
Часто встречающимися ошибками, выявляемыми в ходе аудиторских проверок и (или) экспертиз ЛНА являются следующие:
- Несоответствие в целом или отдельных положений учетной политики действующему законодательству, а так же несоответствие данных учетной политики отражению хозяйственных операций в бухгалтерском учете, что может в свою очередь повлиять на:
- отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
- исчисление налогов;
- вид аудиторского заключения при выражении мнения относительно достоверности отчетности.
- Не отражение методики для хозяйственных операций, для которых в законодательстве предусмотрена вариантность либо данный вопрос вовсе не урегулирован в законодательстве. В такой ситуации налоговые органы вправе произвести доначисление налогов и у организации не будет аргументов для возражений)
- Внесение изменений в учетную политику в середине года
- Ссылка на недействующие документы и применение устаревших норм
- Отсутствие:
- утвержденного плана счетов организации, а так же несоответствие утвержденного плана счетов счетам, используемым в деятельности организации;
- отсутствие утвержденных форм первичных учетных документов;
- отсутствие утвержденного порядка проведения инвентаризации.
- Использование шаблонов первичных документов, не соответствующих виду деятельности организации, не учитывающих специфику деятельности и применяемую систему налогообложения и др.
Примеры камеральных проверок налоговых органов, для выявления нарушения по которым использована учетная политика
- Не соответствие распределения налоговых вычетов по НДС, например, в учетной политике указано, что распределение производится методом раздельного учета, а согласно предоставленной декларации – методом удельного веса или наоборот
- Не соответствие налогового периода по НДС, например, декларации предоставляются ежемесячно и вычеты, возврат с бюджета осуществляются так же ежемесячно, а в учетной политике организации указано, что отчетный период квартал
- Не верное распределение вычетов прошлого налогового периода по основным средствам и нематериальным активам
- Не верное определение дня отгрузки товаров в целях исчисления НДС (в данном случае сопоставляются сведения учетной политике, ЭСЧФ и др. информация)
и др.
Вышеперечисленные нарушения ведут к недоплате налогов в бюджет, штрафам и административной ответственности. И, чем больше будет в дальнейшем проверяемый период, тем больше финансовых потерь будет для организации.
Поэтому важно сейчас пересмотреть свою учетную политику и актуализировать ее с учетом требований законодательства и потребностей организации.
Затраты времени «сегодня» – экономия денежных средств в будущем!
Если Вам нужна помощь с учетной политикой, то наши консультанты могут ее для Вас разработать или провести экспертизу уже существующей
Slide
Тот, кто подписан на нашу рассылку, прочитал эту статью первым!
Что такое рассылка от ООО «БелАудитАльянс»?
Помощь нашего консультационного центра
Новости законодательства
с комментариями
Авторские статьи
от директора нашей компании
Статьи из практики налоговых проверок
Специальные условия участия в мероприятиях от нашей компании
Telegram-канал для Индивидуальных предпринимателей Беларуси
Полезная информация по вопросам налогообложения ИП, разъяснения налоговых органов, статьи и новости на темы налогов, шаблоны и образцы документов — всё то, что будет вам необходимо для самостоятельного расчета налогов в 2023 году.
Оставьте оценку этой статье
В соответствии с подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК с 1 января 2021 г. появилась обязанность субъектов хозяйствования не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, предоставлять в налоговые органы по месту постановки на учет, помимо годовой индивидуальной отчетности, положение об учетной политики на текущий налоговый период. Не смотря на введенную норму в ходе аудиторских проверок, выявляются типичные ошибки при составлении учетной политики.
Ошибка № 1
Отсутствие разработанных ПУД
В аудируемом периоде организация оказывает услуги. В бухгалтерском учете выручка отражена на основании актов сдачи-приемки оказанных услуг. При этом, у организации отсутствует перечень документов, разработанных самостоятельно и закрепленных учетной политикой.
Требования законодательства
Согласно п. 1 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закона № 57-З) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.
Первичным учетным документом является документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета.
Перечень первичных учетных документов, обязательных к применению и утверждаемых уполномоченными государственными органами, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360.
Данная форма документа в указанном перечне отсутствует. Соответственно, акт приема-сдачи оказанных услуг и иных документов, формы документов которых не утверждены законодательно организация должна разработать самостоятельно и утвердить в своей учетной политике (абз. 4 п. 4 ст. 9 Закона № 57-З).
Ошибка № 2
Резерв по сомнительным долгам в целях бухгалтерского учета
В учетной политике организаций:
- Отражена запись – резервы по сомнительным долгам не создаются
- Запись о создании резервов по сомнительным долгам не предусмотрена.
Требования нормативных актов
Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 г. № 102 (далее – Инструкция № 102) установлено, что периодичность создания резервов по сомнительным долгам, применяемые способы определения резерва по сомнительным долгам закрепляются в учетной политике организации.
В соответствии с п. 42 Инструкции № 102 сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, возникшая в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, которая не погашена в срок, установленный договором или законодательством (если срок не установлен – в течение 12 месяцев с даты возникновения дебиторской задолженности), и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Для организаций, признающих выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг, другие доходы по методу начисления, создание резерва по сомнительным долгам на конец отчетного года является обязательным.
П. 43 Инструкции № 102 установлено, что периодичность создания резервов по сомнительным долгам закрепляется в учетной политике организации.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Резерв следует формировать после того, как будет проведена сверка и инвентаризация расчетов с дебиторами. Начисление резерва целесообразно проводить как минимум один раз в квартал на последнее число отчетного (налогового) периода.
Решение о создании резерва принимается, если для этого есть основание – наличие сомнительного долга. В учетной политике необходимо закрепить периодичность создания резервов по сомнительным долгам (п. 43 Инструкции № 102), а также раскрыть применяемые способы их определения (п. 45 Инструкции № 102).
Справочно
В п. 44 Инструкции № 102 предлагается три способа расчета величины резервов по сомнительным долгам.
Не закрепленная периодичность создания резерва по сомнительным долгам (п. 43 Инструкции № 102), не раскрытие применяемых способов их определения (п. 45 Инструкции № 102) является не соблюдением порядка, установленного Инструкцией 102.
Ошибка № 3
Аналитический учет объектов основных средств
В учетной политике проверяемой организации не указан способ организации аналитического учета по инвентарным объектам основных средств, и не утверждена форма инвентарной карточки или иной регистр аналитического учета.
Требования законодательства
Аналитический учет основных средств по инвентарным объектам ведется в инвентарных карточках учета основных средств или в иных регистрах аналитического учета (п. 7 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).
Форма инвентарной карточки аналитического учета объектов основных средств в законодательном порядке не установлена, а также не определен и перечень сведений, которые должны быть указаны в ней. Соответственно организации следует определиться с видом регистра аналитического учета и разработать его форму самостоятельно с учетом профессионального суждения главного бухгалтера и закрепить ее применение в учетной политике (абз. 16 ст. 1, абз. 4 п. 4 ст. 9, п. 2 – 4 ст. 10 Закона № 57-З, Перечень первичных учетных документов, утв. постановлением Совмина от 24.03.2011 № 360).
Ошибка № 4
Порядок учета безвозмездно полученных ТМЦ
В учетной политике организации не закреплен порядок бухгалтерского учета безвозмездно получаемых ТМЦ (счет 10 «Материалы»). В бухгалтерском учете безвозмездно полученные ТМЦ отражены с использованием счета 90-70.
Требования законодательства
Согласно абз. 3 ч. 1 п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, утвержденной постановлением Минфина от 31.10.2011 № 112, коммерческими организациями получение безвозмездной помощи отражается в бухгалтерском учете при безвозмездном получении запасов: по дебету счета 10 “Материалы” и других счетов учета запасов и кредиту счета 98 “Доходы будущих периодов” или счета 90 “Доходы и расходы по текущей деятельности” (субсчет 90-7 “Прочие доходы по текущей деятельности”).
Учтенная в составе доходов будущих периодов безвозмездная помощь, полученная в виде запасов, отражается по дебету счета 98 “Доходы будущих периодов” и кредиту счета 90 “Доходы и расходы по текущей деятельности” (субсчет 90-7 “Прочие доходы по текущей деятельности”) на фактическую себестоимость использованных запасов на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг (ч. 3 п. 4 Инструкции № 112).
Ошибка № 5
Замер топлива в баке
Организацией в учетной политике не установлен применяемый способ замера остатка автомобильного топлива в баках транспортных средств и периодичность замеров.
Требования законодательства
Порядок замера остатков топлива в баках законодательством не установлен. Если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством (п. 5 ст. 9 Закона № 57-З).
Таким образом, способ измерения остатков топлива в баках транспортных средств организация должна определить самостоятельно и отразить его в учетной политике.
Справочно
Замер можно производить:
- С помощью металлической рейки или метрштоков (щупов)
- Путем заполнения бака до полного объема, т.к., зная объем бака и количество топлива, заправленного в бак при контрольной проверке, можно вывести фактический остаток топлива, имевшийся в баке. Однако, данный метод применим у организаций у которых АЗС
- Путем слива топлива в мерную емкость и измерения его остатка. Метод порционного слива топлива достаточно трудоемкий и носит больше теоретический характер и др.
Учетная политика применяется организациями последовательно от одного года к другому. В 2020 г. были приняты отдельные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, влияющие на формирование учетной политики организаций на 2021 г.
В данной статье расскажем об основных изменениях, которые следует учесть при составлении учетной политики на 2021 г., что позволит организациям при необходимости внести изменения и (или) дополнения в учетную политику.
При этом организациям следует учитывать, что в течение 2021 г. могут быть приняты нормативные правовые акты, со вступлением в силу которых необходимо будет внести иные изменения и (или) дополнения в учетную политику.
Пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств
С 01.02.2020 ч. 1 и 2 п. 24 Инструкции N 37/18/6 изложены в следующей редакции: комиссия по проведению амортизационной политики (далее — комиссия) вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с обязательным отражением в положении об учетной политике (индивидуальные предприниматели — в книге учета основных средств) возможности их пересмотра с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, перехода основных средств при реорганизации, в случаях, перечисленных в ч. 3 п. 25, ч. 1 п. 45 Инструкции N 37/18/6.
Изменение сроков службы производится в зависимости от общих признаков работ и критериев изменения характеристик объектов в результате их проведения согласно приложению 5 к Инструкции N 37/18/6.
В сравнении с ранее действовавшим порядком был добавлен новый случай, при котором комиссия вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств: переход основных средств при реорганизации. Также был исключен случай, перечисленный в п. 46 Инструкции N 37/18/6 (в ред., действующей до 31.01.2020), в связи с исключением п. 46 из Инструкции N 37/18/6 с 01.02.2020.
Справочно
Пунктом 46 Инструкции N 37/18/6 (в ред., действующей до 31.01.2020) было предусмотрено, что в случае непредвиденного изменения условий производства, реализации продукции (работ, услуг), приводящего к ухудшению финансового состояния и появлению убытков, организации и индивидуальные предприниматели, избравшие в текущем году для начисления амортизации по отдельным амортизируемым объектам линейный способ на основе срока полезного использования, установленного равным либо ниже нормативного, прямой метод суммы чисел лет либо метод уменьшаемого остатка, вправе осуществить по всем или отдельным амортизируемым объектам единовременный переход к линейному, производительному способам начисления амортизации и / или обратному методу суммы чисел лет.
В учетной политике могут иметь место варианты записей:
— комиссия по проведению амортизационной политики вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, перехода основных средств при реорганизации, в случаях, перечисленных в ч. 3 п. 25, ч. 1 п. 45 Инструкции N 37/18/6;
— не производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, перехода основных средств при реорганизации, в случаях, перечисленных в ч. 3 п. 25, ч. 1 п. 45 Инструкции N 37/18/6.
Пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования нематериальных активов
С 01.02.2020 ч. 3 п. 24 Инструкции N 37/18/6 изложена в следующей редакции: пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования нематериальных активов комиссия вправе производить с обязательным отражением в положении об учетной политике (индивидуальные предприниматели — в книге учета основных средств и начисления амортизации) с начала отчетного года, при возобновлении или продлении срока их функционирования, в том числе при осуществлении вложений, связанных с внесением изменений в нематериальный актив, не влекущих за собой создание нового объекта нематериального актива, в порядке, установленном Инструкцией N 37/18/6.
До 01.02.2020 пересмотр нормативных сроков службы и/или сроков полезного использования нематериальных активов комиссия вправе была производить при условии возобновления или продления срока их функционирования в порядке, установленном Инструкцией N 37/18/6 <*>.
В учетной политике могут иметь место варианты записей:
— комиссия по проведению амортизационной политики вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования нематериальных активов с начала отчетного года, при возобновлении или продлении срока их функционирования, в том числе при осуществлении вложений, связанных с внесением изменений в нематериальный актив, не влекущих за собой создание нового объекта нематериального актива, в порядке, установленном Инструкцией N 37/18/6;
— не производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования нематериальных активов с начала отчетного года, при возобновлении или продлении срока их функционирования, в том числе при осуществлении вложений, связанных с внесением изменений в нематериальный актив, не влекущих за собой создание нового объекта нематериального актива, в порядке, установленном Инструкцией N 37/18/6.
Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов
Согласно п. 37 Инструкции N 37/18/6 организация самостоятельно определяет способы и методы начисления амортизации в вышеназванных пределах. Способы и методы начисления амортизации по объектам одного наименования могут различаться. До окончания срока полезного использования амортизируемых объектов способы и методы начисления амортизации разрешается пересматривать:
— с начала отчетного года с обязательным отражением в учетной политике организации (книге учета основных средств у индивидуальных предпринимателей);
— в течение отчетного года в случаях завершения модернизации, реконструкции объектов основных средств, их дооборудования, достройки, технического диагностирования и освидетельствования с полной их остановкой, по объектам основных средств, перешедшим при реорганизации, в случае возобновления или продления срока функционирования нематериальных активов, в том числе при осуществлении вложений, не влекущих за собой создание нового объекта нематериального актива.
Выделенные жирным случаи являются новыми с 01.02.2020. При этом исключена возможность пересмотра в случаях, предусмотренных в п. 46 Инструкции N 37/18/6 (в ред., действующей до 31.01.2020), в связи с исключением данного пункта из Инструкции N 37/18/6 с 01.02.2020.
Отметим, что в 2020 г. в соответствии с п. 1 постановления N 229 организации и индивидуальные предприниматели вправе были принять решение о неначислении амортизации с 1 января по 31 декабря 2020 г. по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым ими в предпринимательской деятельности.
На 2021 г. на данный момент такой нормативный правовой акт отсутствует.
При этом продолжает действовать постановление N 802, которым предусмотрено, что организации вправе принять решение о неначислении амортизации с 1 января 2019 г. — по объектам основных средств и нематериальных активов, предусмотренным бизнес-планами инвестиционных проектов по созданию или модернизации производств. Реализация названного права осуществляется до 31 декабря включительно года выхода этих производств на проектную мощность или достижения положительного финансового результата (наличие чистой прибыли), но не более трех лет с даты ввода в эксплуатацию объектов основных средств и даты принятия к бухгалтерскому учету нематериальных активов.
При этом нормативные сроки службы и полезного использования таких объектов основных средств и нематериальных активов продлеваются на срок, равный периоду, в котором не производилось начисление амортизации <*>.
Справочно
Предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления <*>.
Переоценка на 1 января основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке
Указом N 622 предусмотрено, что, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, переоценка (изменение стоимости) основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке (далее, если не указано иное, — имущество), числящихся в бухгалтерском учете (в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения), осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь с учетом требований Указа N 622:
— в отношении зданий, сооружений и передаточных устройств <*>:
в случае достижения показателя уровня инфляции в ноябре текущего календарного года за предшествующий ему период с даты проведения последней переоценки, осуществленной в обязательном порядке в соответствии с требованиями законодательства, рассчитываемого и публикуемого Национальным статистическим комитетом, 100 и более процентов — всеми организациями;
при ненаступлении случая, указанного в абз. 2 подп. 1.1.1 Указа N 622, — по решению организации или собственника ее имущества;
— в отношении имущества, не указанного в подп. 1.1.1 Указа N 622, — по решению организации или собственника ее имущества <*>.
Последняя обязательная переоценка (изменение стоимости) основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке проводилась на 1 января 2014 г.
Таким образом, для проведения переоценки зданий, сооружений и передаточных устройств по состоянию на 1 января 2021 г. ориентиром является показатель уровня инфляции в ноябре 2020 г. к декабрю 2013 г.
На своем официальном сайте Белстат сообщает, что в соответствии с подп. 1.1.1 Указа N 622 уровень инфляции в ноябре 2020 г. по сравнению с декабрем 2013 г. составил 76,6%.
Таким образом, порог уровня инфляции, необходимый для проведения обязательной переоценки в отношении зданий, сооружений и передаточных устройств на 01.01.2021, не превышен.
Данный момент следует учесть при определении условий для проведения переоценки имущества в 2021 г., поскольку ч. 2 п. 1 Инструкции N 162/131/37 предусмотрено, что организация проводит переоценку имущества в случаях, установленных законодательными актами. Если законодательными актами организациям предоставлено право проводить переоценку имущества, организации вправе своей учетной политикой предусмотреть условия для проведения переоценки имущества (критерии существенности изменения стоимости имущества), в том числе ее периодичность.
Отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций по выбытию основных средств и вложений в долгосрочные активы. Определение первоначальной стоимости безвозмездно полученного имущества
Подпунктом 1.1. Указа N 284 установлено, что организации (за исключением бюджетных организаций, Национального банка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь») при выбытии имущества, указанного в п. 2 Указа N 284, путем его безвозмездной передачи, списания или продажи вправе по 31 декабря 2020 г. списывать за счет добавочного капитала в пределах его остатка (исходя из назначения пассивного счета 83 «Добавочный капитал» в данном случае имеется ввиду кредитовый остаток) и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) в оставшейся сумме:
— при безвозмездной передаче — сумму остаточной стоимости имущества и затрат, связанных с его передачей;
— при списании — сумму остаточной стоимости имущества и затрат, связанных с его списанием, за вычетом стоимости полученных при списании и принятых к бухгалтерскому учету материальных ценностей (при их наличии);
— при продаже — сумму остаточной стоимости имущества и затрат, связанных с его продажей, за вычетом средств от его продажи (без учета налога на добавленную стоимость), подлежащих поступлению (поступивших) в распоряжение организации.
Подпунктом 1.2 Указа N 284 установлено, что организации (за исключением бюджетных организаций, Национального банка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь») при выбытии имущества, указанного в п. 2 Указа N 284, путем его безвозмездной передачи вправе по 31 декабря 2020 г. определять первоначальную стоимость безвозмездно полученного имущества по остаточной стоимости, числящейся в бухгалтерском учете передающей стороны на первое число месяца, в котором произошла его передача в установленном законодательством порядке.
Таким образом, вышеприведенные варианты бухгалтерского учета, предусмотренные Указом N 284, можно применять только по 31 декабря 2020 г. В 2021 г. следует руководствоваться общеустановленным порядком, предусмотренным Инструкцией N 26, постановлением N 112.
Учет в бухгалтерском учете курсовых разниц при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств
В связи с принятием Указа N 159 коммерческие организации (за исключением банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитнофинансовых организаций) суммы разниц, образующиеся с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г. при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь, вправе относить на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на доходы (расходы) по финансовой деятельности в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2022 г. <*>.
Указ N 159 вступает в силу после его официального опубликования (с 15.05.2020) и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2020 г. <*>.
Указ N 159 не регулирует вопросы налогообложения курсовых разниц.
Вопросы налогообложения курсовых разниц регулируют НК и Указ N 504.
Порядок учета курсовых разниц в соответствии с Указом N 159 является правом организации. Применять его не обязательно, и организации по-прежнему все курсовые разницы могут отражать по кредиту (дебету) счета 91 «Прочие доходы и расходы» (кроме случаев, указанных в п. 5, 6 Национального стандарта N 69 и Национальном стандарте N 74).
Согласно формулировке, приведенной в п. 1 Указа N 159, Указ N 159 распространяется на пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств и не меняет порядок отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц, возникающих при пересчете выраженной в официальной денежной единице Республики Беларусь в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов, обязательств.
Коммерческие организации, не применившие установленный Указом N 159 порядок отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц к отношениям, возникшим с 1 января 2020 г., могут его применить с 1 января 2021 г. при внесении изменения в учетную политику в соответствии с абз. 3 ч. 1 и ч. 2 п. 7 ст. 9 Закона N 57-З.
Коммерческие организации, применившие установленный Указом N 159 порядок отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц к отношениям, возникшим с 1 января 2020 г., могут перейти с 1 января 2021 г. на применение порядка отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц, установленного п. 7 Национального стандарта N 69, при внесении изменения в учетную политику в соответствии с абз. 3 ч. 1 и ч. 2 п. 7 ст. 9 Закона N 57-З <*>).
В учетной политике могут иметь место варианты записей:
— учитывать курсовые разницы в бухгалтерском учете при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в порядке, установленном нормами Национального стандарта N 69;
— относить курсовые разницы в бухгалтерском учете при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на доходы (расходы) по финансовой деятельности в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2022 г.
Определение сумм НДС, не подлежащих вычету при осуществлении отдельных видов деятельности
Не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, связанных с получением доходов (выручки) в части осуществления:
— лотерейной деятельности;
— деятельности по проведению электронных интерактивных игр;
— деятельности в сфере игорного бизнеса;
— деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
— деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс);
— деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц) <*>.
Для целей определения не подлежащих вычету сумм НДС по товарам, в том числе основным средствам и нематериальным активам (работам, услугам), имущественным правам, используемым:
— непосредственно для целей осуществления деятельности, указанной в ч. 1 подп. 24.11 ст. 133 НК, — принимаются суммы НДС прямым счетом;
— одновременно для целей осуществления деятельности, указанной в ч. 1 подп. 24.11 ст. 133 НК, и для целей производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, обороты по реализации которых признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, — суммы налога на добавленную стоимость распределяются нарастающим итогом между указанными видами деятельности пропорционально выручке (доходу), полученной по соответствующей деятельности, или иному критерию распределения, определяемому плательщиком согласно учетной политике организации (решению индивидуального предпринимателя) <*>.
Из указанной в ч. 1 подп. 24.11 ст. 133 НК (в ред. до 31.12.2020) деятельности исключена с 01.01.2021 деятельность по оказанию организациями, являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход, услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов, обороты по реализации которых не признаются объектом налогообложения НДС согласно ч. 1 п. 7 ст. 378 НК (в ред. до 31.12.2020).
Данное ограничение исключено в связи с отменой единого налога на вмененный доход.
Учет курсовых разниц при налогообложении прибыли
В целях обеспечения стабильной работы организаций был принят Указ N 504.
Для целей Указа N 504 к курсовым разницам относятся курсовые разницы, определяемые в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете и отчетности, и включаемые в соответствии с налоговым законодательством в состав внереализационных доходов и (или) расходов (подстрочное примечание <*> к п. 1 Указа N 504).
Курсовые разницы, возникающие в течение календарного года, организации (за исключением банков) вправе включать в состав:
— внереализационных доходов и (или) расходов при определении налоговой базы налога на прибыль на даты, определяемые в соответствии со ст. 174 и 175 НК, в течение налогового периода либо в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года;
— внереализационных доходов при определении налоговой базы единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (далее — единый налог) на даты, определяемые в соответствии со ст. 174 НК, в течение налогового периода либо в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года.
Выбранный организацией порядок налогового учета курсовых разниц отражается в ее учетной политике и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит <*>.
При применении порядка налогового учета курсовых разниц, предусматривающего их отражение в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года, в случаях:
— указанных в п. 1, 3, 4 и 6 ст. 44, п. 4 — 6 ст. 45 НК (случаи ликвидации, реорганизации организации, филиала, исполняющего налоговые обязательства юридического лица, при прекращении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, при прекращении договора простого товарищества (договора о совместной деятельности)), курсовые разницы включаются в состав внереализационных доходов и (или) расходов при определении налоговой базы налога на прибыль (в состав внереализационных доходов при определении налоговой базы единого налога) при представлении налоговой декларации (расчета) в соответствии с указанными пунктами;
— перехода (кроме перехода с начала календарного года):
с общего порядка налогообложения на единый налог курсовые разницы, образовавшиеся в календарном году в период применения общего порядка налогообложения, включаются в состав внереализационных доходов и (или) расходов при определении налоговой базы налога на прибыль за отчетный период, предшествующий месяцу, с которого начинается применение единого налога;
с единого налога на общий порядок налогообложения курсовые разницы, образовавшиеся в календарном году в период применения единого налога, включаются в состав внереализационных доходов при определении налоговой базы единого налога за отчетный период, предшествующий месяцу, с которого начинается применение общего порядка налогообложения <*>.
С 2021 г. подобные нормы закреплены п. 14 ст. 167 НК.
В учетной политике могут иметь место варианты записей:
— курсовые разницы, возникающие в течение календарного года, включать в состав внереализационных доходов и (или) расходов при определении налоговой базы налога на прибыль на даты, определяемые в соответствии со ст. 174 и 175 НК, в течение налогового периода;
— курсовые разницы, возникающие в течение календарного года, включать в состав внереализационных доходов и (или) расходов при определении налоговой базы налога на прибыль на даты, определяемые в соответствии со ст. 174 и 175 НК, в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года.
План счетов бухгалтерского учета организации
В своей учетной политике организация должна оговорить план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета), необходимых для ведения бухгалтерского учета с учетом отраслевых особенностей хозяйственной деятельности.
Отметим, что п. 3 постановления N 74 (вступило в силу с 25.01.2020) дополнил п. 3 Инструкции N 50 частью следующего содержания: организация может при необходимости вводить в рабочий план счетов дополнительные забалансовые счета, используя свободные номера забалансовых счетов.
Первичные учетные документы
Остановимся на первичных учетных документах, составляемых единолично, которые следует включить в учетную политику, поскольку имело место изменение законодательства по данному вопросу.
Первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично в случаях, определенных Министерством финансов Республики Беларусь, при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг) <*>.
В постановление N 13 были внесены изменения постановлением N 33 (вступило в силу 22.08.2020).
Постановление N 33 изменило п. 1 постановления N 13, в котором приведены случаи, при которых первичный учетный документ при совершении хозяйственных операций может быть составлен единолично.
Теперь первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен в случаях:
1) выполнения работ (оказания услуг) по договору, заключенному в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), единолично, за исключением договоров подряда, не являющихся публичными договорами;
2) временного владения и пользования или временного пользования имуществом по договору аренды (временного владения и пользования имуществом по договору финансовой аренды (лизинга), заключенному в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих временное владение и пользование или временное пользование имуществом, единолично;
3) купли-продажи товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг через автозаправочные станции;
4) оказания услуги заказчиком, застройщиком по организации строительства, определенными в соответствии с п. 1 ст. 55 Закона N 300-З;
5) поступления товарно-материальных ценностей из-за пределов Республики Беларусь <*>.
Первичный учетный документ составляется участником хозяйственной операции единолично в случаях, указанных в п. 1 постановления N 13, на основании документов (сведений), содержащих информацию об этой хозяйственной операции, и (или) договора <*>.
В отношении поступления товарно-материальных ценностей из-за пределов Республики Беларусь необходимо отметить, что если поставщик представил организации документ, соответствующий требованиям законодательства Республики Беларусь для первичных учетных документов, то единоличное составление первичного учетного документа не обязательно.
Но если поставщик не представил организации документ, соответствующий требованиям законодательства Республики Беларусь для первичных учетных документов, то единоличное составление первичного учетного документа обязательно.
Для случаев 1 и 2 установлено, что в соответствующих договорах должно быть предусмотрено оформление первичных учетных документов единолично.
Добавим, что единоличное составление первичных документов предусмотрено Национальным стандартом N 16.
Первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции с использованием токенов, может быть составлен единолично участниками этой операции на основании соответствующих записей в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе и (или) данных о сделках (операциях), совершенных в системе операторов криптоплатформы или с этими операторами, а также иных источников информации <*>. К единолично составленному первичному учетному документу прилагаются подтверждающие документы, например распечатка транзакций из блокчейна или иной распределенной информационной системы.
Важно отметить, что составление первичного учетного документа единолично осуществляется по общеустановленным правилам. Такой документ должен содержать все реквизиты, предусмотренные Законом для первичного учетного документа.
Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения:
— наименование документа, дату его составления;
— наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
— содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
— должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными, например необходимые расчеты сумм резерва <*>.
Также обратим внимание организаций на постановление N 74, которое установило форму акта о списании имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь. Если имущество не находится в собственности Республики Беларусь, то организация вправе самостоятельно разработать форму акта о списании имущества, содержащего реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 10 Закона N 57-З <*>.
Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
МIНIСТЭРСТВА ПА ПАДАТКАХ I ЗБОРАХ РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ вул. Савецкая, 9, 220010, г. Мiнск gnk@mail.belpak.by тэл. 8 (017) 229 79 12, 229 79 13, факс 222 66 87 |
МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ул. Советская, 9, 220010, г. Минск gnk@mail.belpak.by тел. 8 (017) 229 79 12, 229 79 13, факс 222 66 87 |
17.02.2021 № _2-2-10/00377
на № ад
Инспекции Министерства по налогам
и сборам Республики Беларусь
по областям и г.Минску
(направляется по СМДО)
О представлении в налоговые органы
годовой отчетности и положения
об учетной политике
Министерство по налогам и сборам в связи с обязанностью предоставления плательщиками в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 31 марта 2021 года годовой индивидуальной отчетности за 2020 год (далее – годовая отчетность), а также положения об учетной политике на текущий налоговый период (2021 год) разъясняет следующее.
1. На основании подпункта 1.4.2 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции, действующей с 1 января 2021 г., далее – НК) организации, составляющие отчетность в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности, обязаны не позднее 31 марта 2021 года представить в налоговые органы по месту постановки на учет:
— годовую отчетность за 2020 год по установленным форматам в виде электронного документа;
— положение об учетной политике на 2021 год.
2. Не требуется представление в налоговые органы годовой отчетности и положения об учетной политике (абзац второй подпункта 1.4.2 пункта 1 статьи 22 НК):
— бюджетными организациями;
— некоммерческими организациями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность;
— иностранными организациями, не осуществляющие деятельность, которая согласно статье 180 НК рассматривается как деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство;
— Национальным банком и его структурными подразделениями;
— крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, которые вели по состоянию на 31 декабря 2020 года бухгалтерский учет в книге учета доходов и расходов крестьянского (фермерского) хозяйства.
Если на основании законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности обязанность составления годовой отчетности организацией отсутствует, представление такой отчетности и положения об учетной политике в налоговые органы также не требуется.
Кроме того, не требуется представление в налоговый орган по месту постановки некоммерческой организации на учет положения об учетной политике на 2021 год, если такое положение у организации отсутствует в связи с неосуществлением ею предпринимательской деятельности.
3. Представлению в налоговый орган по месту постановки на учет подлежат следующие формы годовой отчетности, составленной в установленном порядке в соответствии с требованиями Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 декабря 2016 г. № 104, Инструкции по составлению годовой индивидуальной бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 9 ноября 2011 г. № 507, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности страховых организаций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11 января 2010 г. № 2 (далее – Инструкция № 2):
коммерческими организациями (в том числе страховыми организациями, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями):
бухгалтерский баланс;
отчет о прибылях и убытках;
отчет об изменении собственного капитала;
отчет о движении денежных средств;
примечания к бухгалтерской отчетности (годовой финансовой отчетности);
некоммерческими организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность:
бухгалтерский баланс;
отчет о прибылях и убытках;
отчет об использовании целевого финансирования.
примечания к бухгалтерской отчетности.
4. В АРМ «Плательщик» в разделе « Отчеты» — «Создать бухгалтерскую отчетность» реализована функция представления годовой отчетности в виде электронных документов по форматам определенной структуры.
Следовательно, формы годовой отчетности, форматы которых содержатся в АРМ «Плательщик», должны быть представлены плательщиками в налоговые органы только в виде электронного документа установленного формата. Представление в налоговые органы таких форм годовой отчетности в ином виде не допускается.
В виде электронного документа свободного формата «Отчет с вложением» могут быть представлены только те формы годовой отчетности, форматы которых в АРМ «Плательщик» не содержатся.
Справочно: В настоящее время в АРМ «Плательщик» отсутствуют электронные форматы отчета об изменении собственного капитала (прил. 3 к Инструкции № 2), отчета о движении денежных средств (прил. 4 к Инструкции № 2), примечаний к бухгалтерской отчетности (годовой финансовой отчетности).
5. Положение об учетной политике на 2021 год организациями, осуществляющими бухгалтерский учет в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности, может быть представлено в налоговый орган по месту постановки на учет либо в виде электронного документа свободного формата «Отчет с вложением» либо на бумажном носителе в виде копии, заверенной в установленном порядке.1
Исходя из положений НК и пункта 3 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета», организации, государственная регистрация которых осуществлена до 3 марта 2021 года, а также организации, государственная регистрация которых осуществлена начиная с 3 марта 2021 года, и при этом положение об учетной политике организации утверждено ее руководителем до 31 марта 2021 года, положение об учетной политике на 2021 год представляют в общеустановленном порядке.
__________________
[1] Пункт 64 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4
Не является обязательным, но рекомендуется к представлению (повторному представлению) в налоговые органы по инициативе организации положение об учетной политике организации после 31 марта 2021 года в случаях, когда:
— организацией после срока, установленного для представления в налоговые органы положения об учетной политике организации на 2021 год (после 31 марта 2021 года), в учетную политику внесены в установленном порядке изменения;
— организациями, государственная регистрация которых осуществлена начиная с 3 марта 2021 года, и при этом положение об учетной политике организации утверждено ее руководителем после 31 марта 2021 года;
— некоммерческими организациями, у которых положение об учетной политике на 2021 год по состоянию на 31 марта 2021 года отсутствовало в связи с неосуществлением такой организацией предпринимательской деятельности, но после указанной даты было разработано и утверждено ее руководителем.
Указанную информацию доведите до сведения подведомственных инспекций МНС и плательщиков.
Первый заместитель Министра И.Н.Клепча
В народе говорят: «Умный учится на чужих ошибках». Работники бухгалтерской службы также допускают в своей работе ошибки. На практике довольно часто встречаются ошибки, связанные с формированием, утверждением, изменением учетной политики; полнотой раскрытия выбранных вариантов способов учета и в части соблюдения способов учета, закрепленных в учетной политике. В материале рассмотрены более подробно некоторые из них, допускаемые коммерческими организациями, ведущими бухгалтерский учет и формирующими бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Нормативно-правовое регулирование
Одна из главных задач учетной политики коммерческой организации (далее — УП) — это максимально объективно отразить ее деятельность и сформировать полную и достоверную информацию в целях эффективного достижения общей стратегии развития, определенной собственниками (инвесторами). УП — это главнейший локальный нормативный правовой акт (далее — ЛНПА), на основании которого ведется бухгалтерский учет в организации и формируется бухгалтерская (финансовая) отчетность (далее — БФО).
Справочно:
учетная политика — совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией (п. 22 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности») (далее — Закон № 57-З).
Именно УП является одним из главных документов, позволяющим пользователям БФО делать оценки и выводы в отношении принимаемых ими решений. В целом ошибки в отношении учетной политики условно можно сгруппировать по трем блокам:
1) при формировании, утверждении, изменении учетной политики;
2) связанные с полнотой раскрытия выбранных вариантов способов учета;
3) в части соблюдения способов учета, закрепленных в учетной политике.
При формировании УП применяется и должно быть учтено требование значительного числа нормативных правовых актов, основными из которых являются:
—
Закон
№ 57-З
;
—
Национальный стандарт
бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденный
постановлением
Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80 (далее — НСБУ № 80);
—
Инструкция
по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной
постановлением
Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее — Инструкция № 180);
—
Национальный стандарт
бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность», утвержденный
постановлением
Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2014 № 46 (далее — НСБУ № 46);
—
типовой план счетов
бухгалтерского учета и
Инструкция
по его применению, утвержденные
постановлением
Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50);
—
Инструкция
по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная
постановлением
Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102);
—
Национальный стандарт
бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденный
постановлением
Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 № 104 (далее — НСБУ № 104);
—
Инструкции
по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная
постановлением
Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее — Инструкция № 26);
—
Инструкция
по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная
постановлением
Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее — Инструкция № 133);
— другие.
Ошибки при формировании, утверждении, изменении учетной политики
Несоответствие тактике и стратегии функционирования организации на конкретном этапе ее функционирования выбранной УП
Наиболее часто встречаемой ошибкой этого блока является неувязка УП с тактикой и стратегией (политикой) функционирования организации для достижения тех цели и задач, которые ставятся ее собственниками на конкретном этапе развития:
— организационных аспектов функционирования организации (виды экономической деятельности; территория функционирования; организационно-правовая форма; организационная структура; другое),
— бухгалтерского учета,
— налогового учета (режим налогообложения (общий порядок либо особые режим); объекты налогообложения; виды налогов, сборов (пошлин); ставки; налоговые льготы; другое),
— управленческого учета,
— ценовая политика (инструмент расчета; форма расчета; скидки; другое),
— договорной работы (купли-продажи; аренды; лизинга; аутсорсинга; давальческие условия; формы расчетов с партнерами; порядок расчетов с партнерами; другое).
В укрупненном виде такие направления можно представить как:
С 1 января 2021 г. вступила в силу новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь. Теперь в нем закреплено, что организации, которые обязаны составлять годовую бухгалтерскую отчетность, обязаны также не позднее 31 марта представить в ИМНС учетную политику на очередной год. Давайте рассмотрим, чем чреваты ошибки, допущенные в учетной политике.
Учетная политика – один из самых важных бухгалтерских документов, который включает в себя:
– применяемые организацией виды учетной оценки;
– план счетов бухгалтерского учета организации;
– разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;
– применяемую организацией форму бухгалтерского учета;
– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
– иные способы организации и ведения бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 Закона № 57-З*).
<…>
Любая организация, которая в соответствии с законодательством обязана вести бухгалтерский учет, сталкивается с необходимостью формирования и утверждения учетной политики. Учетная политика – это главный документ, которым должна руководствоваться бухгалтерия при отражении тех или иных хозяйственных операций. Ни одна проверка в организациях не проходит без детального изучения учетной политики. Рассмотрим типичные ошибки, которые выявляются при аудиторских проверках, в учетной политике.
Проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение (создание) основных средств
Ситуация 1: В учетной политике организации указано, что проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение (создание) основных средств, начисленные после принятия к бухгалтерскому учету объектов основных средств, следует учитывать в течение отчетного года в составе вложений в долгосрочные активы и в конце отчетного года включать в первоначальную (переоцененную) стоимость основных средств.
Ошибка. Данный подход неправомерен, проценты по кредитам и займам, …