Выявление и описание основных ошибок при выполнении всех способов подъемов в гору на лыжах.
Подъемы на лыжах выполняют по-разному. Выбор направления и способа движения зависит от крутизны и длины склона, состояния снега, инвентаря и смазки лыж, от технической подготовленности и тренированности лыжника. Можно подниматься прямо, наискось и зигзагом. В первом случае подъем будет наиболее коротким, но и наиболее крутым для данного склона. Два других способа позволяют подниматься под меньшим углом, однако увеличивают длину пути.
Способы передвижения в подъеме следующие:
1. Попеременными ходами скользящим и ступающим шагом (двухшажный, четырехшажный и четырехшажный с тремя толчками рук).
2. «Елочкой»
3. «Полуелочкой»
4. «Лесенкой»
Попеременные ходы
Из всех имеющихся способов подъемов в гору чаще применяется попеременный двухшажный ход. Передвигаясь по равнине этим способом и переходя на подъем, гонщик сохраняет общую координацию движений, но несколько перестраивает структуру хода, что в целом зависит от крутизны склона.
Увеличение угла отталкивания ногой при подъеме требует активной работы руками. Палку необходимо ставить под углом 65 — 75° и заканчивать толчок под углом 40 — 45°. Иными словами, амплитуда изменения угла по сравнению с передвижением на равнине сокращается на 25 -30°.
На технику преодоления подъема в первую очередь влияет стремление гонщика возможно больше перенести вес тела на переднюю часть стопы. У гонщика создается ощущение, что передвижение в подъем происходит с опорой не на всю стопу, а в основном на пальцы ног. Он стремится как можно скорее завершить перекат и перенести вес на переднюю часть стопы. В структуре хода происходит перестройка. Ликвидируется прокат, усилия прилагаются непрерывно (еще не окончен толчок одной рукой и ногой, как вступает в работу другая рука). Толчок ногой, продолжительность которого возрастает, выполняется совместно с противоположной рукой.
Очень важная деталь техники преодоления подъемов крутизной более 10° — вынос свободной ноги вперед в период толчка другой ногой и переход к скольжению на ней. Ногу выносят с «подобранной» стопой, нагружая лыжу как можно позже. С переходом к скольжению на одной ноге не следует выводить стопу вперед — она стопорит движение и мешает гонщику выполнить перекат, а это, как известно, вызывает ряд ошибок в технике.
Выдвижение свободной ноги вперед и переход к скольжению на ней с «подобранной» стопой и наклоненной голенью в любом попеременном способе хода создают хорошие условия для переката.
Кроме того, это уменьшает снижение поступательной скорости гонщика в момент переноса веса тела толчком с одной ноги на другую.
Ходьба попеременным четырехшажным способом с тремя толчками руками — в цикле приведенного способа хода лыжник делает левой рукой два толчка, а правой лишь один.
Подъем «елочкой»
Подъем «елочкой» применяется на довольно крутых склонах (до 35°), когда школьники не в состоянии преодолеть подъем ступающим шагом. Разведение носков и постановка лыж на внутреннее ребро значительно увеличивают сцепление их со снегом и предотвращают скатывание. Название этого способа происходит от следа на снегу, который оставляет лыжник, и напоминает ветви елочки. Лыжник, преодолевая подъем этим способом, также передвигается ступающим шагом с разведением носков лыж и постановкой их на ребро. Важное значение при этом способе подъема имеет опора на палки, которые ставятся сзади лыж. С увеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед. При передвижении этим способом могут быть различные варианты работы рук: одновременно с лыжей выносится одноименная или противоположная (разноименная) палка.
Этот способ подъема ученики осваивают довольно быстро. После показа школьники пытаются сразу его выполнить, только не следует первоначальное обучение проводить на глубоком снегу. Крутизна склона при этом не должна превышать 5-10°. При обучении могут встретиться следующие ошибки: недостаточное разведение носков и кантование лыж, слабая опора на палки, чрезмерный наклон туловища вперед. Все они легко устраняются после нескольких повторений. Постепенно крутизна склона увеличивается до 20°; кроме того, можно предложить школьникам преодолеть подъем по более глубокому снегу.
Подъем «полуелочкой»
Подъем «полуелочкой» применяется при преодолении склонов наискось и выполняется следующим образом. Верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения, а нижняя отводится носком в сторону и ставится на внутреннее ребро. Палки работают так же, как и при попеременном двухшажном ходе (с перекрестной координацией), и выносятся вперед прямолинейно. Важно добиться у школьников хорошей опоры на палки. Это позволит преодолеть подъемы даже средней крутизны. Длина шагов при подъеме «полуелочкой» неодинакова: шаг лыжи, скользящей прямо, всегда длиннее, чем лыжи, отведенной носком в сторону. Этот способ может применять и при прямом подъеме.
Подъем «лесенкой»
Подъем «лесенкой» применяется на очень крутых склонах и при глубоком снежном покрове во время туристских походов на лыжах и прогулок.
Особых затруднений изучение этого способа не вызывает. После показа и объяснения ученики выполняют несколько приставных шагов внизу у подножия горы и сразу продолжают подъем по склону с хорошей опорой на палки. Поперечное расположение лыж по склону и постановка их на ребра (канты), опора на палки позволяют преодолевать подъемы большой крутизны (до 40°). Обычно лыжники легко осваивают этот способ подъема. Затем следует научить их подниматься по склону с продвижением вперед и назад. Ошибки, возникающие при изучении способа: недостаточное кантование лыж, их негоризонтальная постановка, плохая опора на палки.
-
Совершенствование в выполнении подъемов
Средства: Многократное
выполнение подъемов на лыжах в различных
условиях (измерение крутизны и длины
склона, глубины и плотности снежного
покрова, смазки лыж и др.), на учебном
склоне и в условиях состязаний.
Совершенствование
в выполнении подъемов на лыжах проводится
вначале на учебных склонах с подготовленным
снежным покровом и по целине, и затем
в различных условиях.
Для тренировки в
выполнении подъема на быстроту, для
повышения эмоциональности и плотности
занятий необходимо проводить подъем в
виде состязания или эстафеты между
отделениями.
Типичные ошибки
Чрезмерный наклон
туловища вперед. Недостаточный упор на
палки. Наращивание сочетания работы
рук и ног. Несоответствие избранного
способа подъема крутизны, длине склона,
состоянию снежного покрова. Недостаточная
постановка лыж на ребра. Прямые и
напряженные ноги. При подъеме «лесенкой»
лыжи ставятся не поперек склона горы,
а наклонно и поэтому соскальзывают
вниз.
Способы устранения ошибок
Ошибки при выполнении
подъемов в гору различными способами
устраняются путем дополнительного
показа приема, а также выполнения в
медленном темпе (иногда по разделениям
и под счет) в облегченных условиях.
Спуск на лыжах и методика их обучения
При передвижении
на лыжах по пересеченной местности
спуски с гор занимают одно из главных
мест. Стойки принято различать по трем
основным признакам:
-
По
высоте расположения туловища. -
По
ширине расставленных лыж. -
По
расположения центра тяжести тела над
опорой.
Стойки разделяют
на основную, высокую и низкую. Такое
разделение принято условно, так как
степень сгибания ног и наклон туловища
могут изменяться на протяжении одного
спуска.
Обучение спускам
с гор в различных стойках проводятся в
такой последовательности:
— средняя (основная)
стойка;
— высокая стойка;
— низкая стойка.
-
Изучение основных положений (поз тела при спуске с гор)
Средства:
Выполнение стоя на месте упражнений,
имитирующих правильное положение тела,
рук, ног лыжника при изучаемом способе
спуска.
Упражнение
изучается на ровном месте или склоне.
При разучивании обращать внимание на
точное принятие положений того или
иного спуска, на обязательное
держание палок кольцами назад. Положение
различных стоек принимается по команде,
например: «Положение основной стойки
на месте — ПРИНЯТЬ».
-
Овладение способом спуска в целом
Средства:
Выполнение спуска в облегченных условиях
в соответствующей стойке с акцентированием
внимания на правильном положении ног,
рук, туловища.
Прежде
чем приступать к разучиванию спусков
на лыжах, необходимо подобрать и
подготовить склон, соответствующий по
крутизне и длине применению изучаемого
способа и степени подготовленности
занимающихся. Все спуски начинаются
только после команды руководителя
занятий. Например: «Спуск в низкой
стойке, дистанция 10 шагов, справа и слева
по одному – Вперед!». В процессе занятий
познакомить обучающих с тезисом
правильного безопасного падения. Для
повышения плотности занятий спуск
проводить по нескольким лыжам одновременно.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Методика обучения технике лыжных ходов Методические указания для преподавателей и студентов юти тпу всех специальностей Издательство
Подобный материал:
- Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов эфф, автф всех специальностей, 1176.51kb.
- Методические указания к курсу лекций и задания для контрольных работ по Хозяйственному, 413.98kb.
- Методические указания к выполнению индивидуальных заданий для студентов дневного, 229.08kb.
- Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы, 1587.03kb.
- Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов всех специальностей, 707.03kb.
- Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов всех специальностей, 760.87kb.
- Методические указания по изучению курса для самостоятельной работы студентов заочной, 408.36kb.
- Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Страхование» для, 1588.5kb.
- Методические указания к выполнению лабораторной работы №6 для студентов всех форм обучения, 197.64kb.
- Методические указания для студентов всех специальностей дневной формы обучения Новосибирск, 320.91kb.
12. Анализ ошибок в технике лыжных ходов
Подъём «лесенкой»:
— подъем осуществляется не строго параллельно склону;
— лыжи ставятся не на ребро;
— ошибки в очередности поднимания руки и ноги;
— отсутствие опоры и переноса массы тела на палки.
Подъем «елочкой»:
— лыжи ставятся не на ребро;
— недостаточный разворот лыж;
— короткие шаги;
— большой наклон туловища вперед;
— слабые толчки палками;
— ошибки в очередности отталкивания руками и ногами.
Торможение «плугом»:
— недостаточное разведение пяток лыж в стороны;
— носки лыж не сближены;
— перекрещивание носков лыж;
— выдвижение носка одной лыжи вперед другой;
— недостаточно согнуты ноги в коленях;
— руки разведены в сторону — неустойчивая стойка;
— неравномерное давление на лыжи.
Подъем «полуёлочкой»:
— чрезмерное или недостаточное отведение носка лыжи в сторону;
— большой наклон туловища вперед или малый наклон голеней;
— наступание задней частью нижней лыжи на верхнюю;
— недостаточно сильное отталкивание палками.
Торможение «упором»:
— наклон туловища в сторону или вперед с выпрямлением ног;
— неравномерное давление на опорную лыжу;
— недостаточная постановка тормозящей лыжи на ребро;
— широкое разведение носков лыж;
— высокая стойка, неустойчивое равновесие.
Попеременный двухшажный ход:
В посадке лыжника:
— сгибание ног в коленных суставах значительно больше 140о;
— ноги прямые;
— наклон туловища больше или меньше 45-50о;
— излишне поднятая или опущенная голова;
— спина напряженная, прямая или прогнутая.
В работе ног:
— слишком высокий или низкий отрыв лыжи от снега после окончания толчка ногой (оптимально 10-15 см);
— в момент окончания толчка нога недостаточно выпрямлена; выпад маховой ноги больше или меньше 80-90о;
— недостаточное подседание после остановки лыжи или его полное отсутствие;
— двухопорное скольжение.
В работе рук:
— в момент окончания толчка рукой руки и палка не составляют одну прямую линию;
— недостаточно активный вынос руки вперед;
— постановка палки с наклоном больше или меньше 75-80о;
— кольцо палки ставится слишком далеко в сторону от лыжни или за креплениями;
— вялая постановка палки на снег (без удара);
— неправильный вынос руки в момент начала толчка (высоко и слишком согнуты в локтях).
В работе туловища:
— отталкивание рукой не сопровождается наклоном туловища в переднезаднем направлении;
— сгибание туловища при отталкивании рукой в поперечном направлении;
— резкое выпрямление туловища во время одноопорного скольжения.
Одновременный двухшажный ход:
— слабые толчки ногами;
— неодновременный вынос палок вперед;
— недостаточный вынос палок;
— неполное отталкивание;
— после отталкивания руки и палки не находятся на одной линии.
Одновременный бесшажный ход:
— проваливание туловища между палками;
— резкое отбрасывание рук вверх после отталкивания палками;
— слишком быстрое выпрямление туловища после отталкивания палками или до окончания отталкивания;
— толчок выполняется только руками;
— сгибание ног в коленях в начале отталкивания руками с подседанием;
— не создается жесткая конструкция туловище-руки-палки;
— неполное разгибание рук в толчке.
Одновременный одношажный ход:
Те же ошибки, что и у одновременного бесшажного хода плюс
— толчок ногой с лыжей;
— недостаточно загруженной массой тела;
— ранняя постановка маховой ноги на снег;
— недостаточное сгибание ноги перед отталкиванием;
— отталкивание слишком согнутыми или прямыми руками;
— короткий торопливый шаг.
Спуски:
— ноги слабо пружинят;
— неумение регулировать расстановку ног в зависимости от изменения снежного покрова;
— широко расставлены руки и ноги;
— палки не отведены кольцами назад.
Преодоление бугров и впадин:
— неправильное положение стойки;
— несвоевременное изменение высоты стойки;
— потеря равновесия в переднее — заднем направлении;
— вынос палок кольцами вперед.
Полуконьковый ход:
— неправильная постановка опорной и толчковой ног;
— широкое разведение стоп перед началом отталкивания;
— перенос массы тела на толчковую ногу;
— незаконченное отталкивание палками;
— отсутствие наклона туловища.
Одновременный двухшажный коньковый ход:
— отсутствует перенос массы тела с лыжи на лыжу;
— сильное сгибание ноги в коленном суставе после отталкивания;
— отсутствует мах коленом вперед;
— нет жесткой опоры на палки;
— широкое разведение ступней перед началом толчка;
— неправильная постановка палок по отношению к креплениям и шире плеч;
— короткий шаг.
Попеременный коньковый ход:
— широкая постановка ступней;
— короткий шаг;
— отсутствие переноса массы тела и скользящего шага;
— маковая нога не достаточно близко подносится к оси тела.
Одновременный одношажный коньковый ход:
— отсутствует жесткая система руки-туловище-нога;
— отсутствие одноопорного скольжения;
— сильное подседание на опорной ноге;
— слишком прямые руки перед отталкиванием;
— незавершенное отталкивание палками;
— отсутствует поднос маховой ноги к опорной;
— нет переноса массы тела.
Коньковые ходы без отталкивания палками:
— махи руками совершаются не вдоль линии движения, а поперек;
— высокая стойка лыжника;
— нет переноса массы тела при выполнении конькового хода без махов;
— нет группировки;
— скручивающее движение туловищем.
13. Игры на занятиях лыжной подготовкой
В зависимости от задачи занятия лыжной подготовкой игра может быть включена в первую половину основной части занятия, пока внимание учащихся высоко и не ослаблено утомлением. Однако игру с той же целью можно предложить и в конце занятия для закрепления техники какого-то элемента лыжного хода при утомлении. В настоящее время доказано, что активизация внимания учащихся к технике движений в состоянии утомления помогает быстрее, лучше и качественнее овладеть ею.
Игры, развивающие силовую и скоростную выносливость лыжника, надо проводить после выполнения упражнений или игр, совершенствующих технику. Игры на развитие ловкости и равновесия могут быть включены как в вводную часть, так и в конец основной части занятия. Игры, развивающие общую выносливость лыжника, чаще всего включают во вторую половину основной части занятия.
Нагрузка на студентов в играх зависит от темпа их проведения и продолжительности.
При организации игр на лыжах необходимо учитывать, что все игры можно разделить на:
— эстафеты;
— игровые задания;
— аттракционы.
Эстафеты используются для совершенствования техники передвижения на лыжах и развития двигательных качеств. При их использовании на занятиях необходимо создать одинаково равные условия для команд и не забывать, что лыжная подготовка проходит в морозную погоду, где долго простаивать без движений нельзя.
Игровые задания применяются для совершенствования техники лыжного спорта и для подъема эмоционального фона занятий, а также отвлечения учащихся от основной задачи (например, спуска с горы).
Аттракционы используются для проверки учащимися своих возможностей, умений владения лыжами, а также при проведении зимних спортивных праздников.
При организации всех форм игры вместо флажков можно использовать любые виды ориентиров: лыжные палки, комки снега, деревья, упавшие ветки.
13.1. Эстафеты
1.Накаты.
Задача: совершенствование скольжения; развитие силы ног.
Две команды и более без палок выстраиваются на своей лыжне в колонну по одному. Первые номера каждой команды делают от линии старта заданное число скользящих шагов (4—6) и в момент приставления маховой лыжи к опорной ставят в снег на уровне лыжного крепления флажки, которые они держат в руках. Затем стартуют вторые номера от флажков первых и ставят свои флажки и т.д. Побеждает команда, которая пройдет большее расстояние.
2.Горная эстафета.
Задача: обучение отталкиванию ногой, развитие силы ног.
Выбирая участок подъема до 10о, чтобы можно было его преодолеть ступающим шагом. Команды стоят на старте перед подъемом. По сигналу первые номера ступающим шагом поднимаются до флажка, огибают его и спускаются вниз к финишу. Победа за тем, кто быстрее закончит все этапы.
3.Зигзаги.
Задача: обучение повороту переступанием в движении. Учащиеся разбиваются на две и более команды, устанавливают лыжные палки 4-6 штук на расстояние 30-40 метров. Необходимо пройти всю трассу, огибая палки с разных сторон и вернуться обратно.
4.Быстрая команда.
Задача: повышение скоростных качеств учащихся. Группа разбивается на команды по 5-6 человек. Эстафета выполняется без палок. По сигналу первые номера бегут на лыжах до флажков и, возвращаясь, передают эстафету. Дистанция 20-30 м.
Варианты:
а) встречная эстафета;
б) гонка с выбыванием (одновременно стартуют 5-6 человек и победитель выходит в финал);
в) гонка с преследованием (когда ученики выбегают друг за другом через определенное время или на определенном расстоянии друг за другом);
г) эстафета с воротами: дистанция 50-100 м, через 10-20 метров устанавливаются ворота из палок, верхние концы соединяют. Ученики бегут без палок, проезжая в ворота, не задевая их, обратно бегут по прямой.
При проведении этих игр на глубоком снегу развивается силовая выносливость учащихся; при увеличении времени игр – общая выносливость.
5.Елочкой.
Задача: совершенствование подъема «елочкой», развитие силы.
Для игры выбирается подъем 20-30м. По команде участники поднимаются елочкой до флажка и обратно спускаются к финишу.
6.Штурм высоты.
Задача: совершенствование техники подъёма и спусков, развитие силы, специальной выносливости.
Несколько команд построены у подножия склона, на вершине флажки.
По команде учащиеся поднимаются до флага, огибают его и спускаются вниз, касанием руки передавая эстафету.
13.2. Игровые задания
1.Кто дальше?
Задача: обучение одноопорному скольжению, чувству равновесия на скользящей опоре.
Игра проводится на хорошо укатанной лыжне, без палок. После 4-5 шагов разгона, оттолкнувшись у стартовой линии (флажка) одной ногой, лыжник скользит на другой, толчковая нога при отталкивании полностью выпрямляется. В таком положении учащийся скользит до остановки лыжи. В месте остановки лыжи (на уровне крепления) ставится ориентир. Побеждает тот, кто дальше уедет.
2.Кто лучше?
Задача: обучение одноопорному скольжению.
Ученик должен пройти отрезок 25-30м. по лыжне без палок, следя за тем, чтобы скольжение было одноопорное.
За правильное выполнение упражнения – 10 баллов, за каждую ошибку снимается один балл. Выигрывает участник, набравший в трех попытках наибольшее количество баллов.
3.Самокат.
Задача: совершенствование техники скользящего шага; развитие силы ног.
Отрезок 25-30м учащийся должен преодолеть без палок, отталкиваясь как на самокате, одной ногой. Выигрывает тот, кто сделал меньше всего отталкиваний.
4.Веер.
Задачи: обучение повороту переступанием на месте.
На широкой ровной площадке лыжники выстраиваются в одну-две шеренги. По команде учителя все делают повороты переступанием на 90,180,360 градусов, чтобы лыжи оставили четкий отпечаток на снегу.
5.Подними предмет.
Задача: обучение стойке спуска; развитие чувства уверенности.
Раскладываются любые предметы на склоне, учащиеся должны поднять их, спускаясь по склону.
Варианты: предмет между лыж, справа, слева от учащегося.
С торможением возле предмета и без торможения.
6.Спуск в ворота.
Задача: обучение спуску с гор.
Учащиеся спускаются по склону в ворота, стараясь их не задеть.
Варианты:
а) ворота — параллельные палки;
б) ворота- палки с соединенными верхними концами;
в) ворота — параллельные палки с перекладиной из третьей палки;
г) различное количество ворот;
д) большое количество ворот, расположенных не на одной прямой.
7.Прыжки через препятствия.
Задача: развитие уверенности владения лыжами.
Поперек склона проводятся 3-4 параллельные линии. Спускаясь по склону, ученики перепрыгивают через них
8.Скользи дальше.
Задача: обучение одновременному отталкиванию палками.
Предварительно, сделав 3 шага разгона, учащийся делает одновременное отталкивание падкими и скользит на двух лыжах до остановки.
Победитель – кто дальше проскользит.
Вариант – выполнить от старта заданное число отталкиваний (2-8 раз).
9.Не задень.
Задача: укреплений навыка владения лыжами на спуске.
Лыжник, спускаясь вниз, должен пропустить между лыж предмет, лежащий на снегу, лыжи необходимо развести и свести.
10.Спуск в высокой стойке с выдвижением одной лыжи впереди приседаниями.
11.Спуск шагами в сторону ( переступанием).
12.Спуск с подниманием носков лыж.
13.Спуск с поочерёдным отрывом лыжи от снега.
14.Спуск с изменением ширины постановки лыж.
15.Спуск с переходом с раскатанного склона на целину и обратно.
16.Спуск с различными положениями и движениями рук.
13.3. Аттракционы
1.На одной лыже.
Задача: развитие координации, равновесия.
Дистанция 20-25м. Несколько параллельных лыжней. Участники строятся на старте с палками в руках и с одной лыжей. По сигналу скользят к финишу на одной лыже, отталкиваясь палками. Ногой на снег наступать нельзя.
2.До флажка.
Задача: обучение торможению.
Ученики спускаются по склону и стараются затормозить у флажка. Начинать торможение можно в любом месте.
Варианты:
а) на наиболее точное торможение;
б) выполнять задание на время после длинного спуска.
3.Спуск шеренгами.
На вершине склона 2-3 команды по 5-6 человек, выстраиваются в шеренгу, взявшись за руки. По сигналу шеренга спускается вниз, стараясь проехать как можно дальше, не потеряв ни одного участника.
Варианты:
а) спуск парами, взявшись за руки;
б) спуск парами, стоя друг, за другом взявшись за палки;
в) спуск в колонне большим количеством людей.
4.Попади в цель.
Слева и справа от лыжни, спускающейся со склона, устанавливают мишень и рубеж для метания, учащиеся, спускаясь с горы без остановки должны попасть в мишень.
Список литературы
1. Бутин И.М. Лыжный спорт. Учебное пособие для отделений физического воспитания педагогических училищ. — М.: «Просвещение», 1988.
2. Бутин И.М. Проложи свою лыжню. Книга для учащихся. — М.: «Просвещение», 1985.
3. Лыжный спорт. Учебник для педагогических факультетов институтов физической культуры и техникумов физической культуры / Под общ. ред. В.Д.Евстратова и др. — М.: ФиС, 1989.
4. Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардин Г. Б. Коньковый ход? Не только — М.: ФиС, 1988.
методика обучения технике лыжных ходов
Методические указания для преподавателей
и студентов ЮТИ ТПУ всех специальностей
Составители Белоусов Андрей Валерьевич
Счастливцева Ирина Владиславовна
Подписано к печати 27.11.2007г.
Формат 60х84/16. Бумага офсетная.
Плоская печать. Усл. печ. л 2,67.Уч-изд.л. 2,42.
Тираж 20 экз. Заказ 785. Цена свободная.
ИПЛ ЮТИ ТПУ Ризограф ЮТИ ТПУ.
652000, Юрга, ул. Московская, 17.
ГАПОУ НСО «БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ТЕХНИКА ПОДЪЁМОВ «ЁЛОЧКОЙ», «ПОЛУЁЛОЧКОЙ», «СТУПАЮЩИМ, СКОЛЬЗЯЩИМ» ШАГОМ
Выполнила: Щербакова М.А.
2020 год
- Лыжный спорт имеет большое оздоровительное, образовательное, воспитательное и прикладное значение. Систематические занятия лыжным спортом способствуют всестороннему физическому развитию, особенно положительно влияя на развитие таких двигательных качеств, как выносливость, сила, ловкость; значительно повышают общую работоспособность организма, сопротивляемость к различным заболеваниям, активизируя деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, а также является средством активного отдыха.
При передвижении на лыжах по пересеченной местности лыжникам приходится преодолевать подъемы различной крутизны, длины и рельефа. Существуют разные способы подъемов на лыжах: скользящим шагом, беговым шагом, ступающим шагом, «полуелочкой», «елочкой» и лесенкой. Выбор того или иного способа зависит от крутизны подъема, условий скольжения, качества смазки лыж, физической и технической подготовленности лыжника.
Во время обучения и соревнований по лыжным гонкам используются в основном способы подъемов по лыжне, обеспечивающие высокую скорость передвижения (скользящим беговым и ступающим шагом). В очень редких случаях на коротких крутых участках трассы при слабой подготовке или неудачной смазке спортсмены вынужденно переходят на менее быстрые способы подъемов — «полуелочкой» и «елочкой». Туристы и школьники во время прогулок, при передвижении без лыжни, по-прежнему довольно часто пользуются подъемами «полуелочкой», «елочкой» и даже «лесенкой». В других менее благоприятных условиях даже на более пологих склонах приходится переходить на способы преодоления подъемов скользящим, беговым и ступающим шагом.
скользящий шаг ступающий шаг
Способы преодоления подъема в зависимости от его крутизны
елочка лесенка
Способы преодоления подъема в зависимости от его крутизны
При преодолении подъемов любым способом большое значение имеет активная работа рук, что уменьшает возможность проскальзывания лыж при увеличении крутизны подъема.
Подъем скользящим шагом
- Подъем очень похож на попеременный двухшажный ход, но длина шага здесь короче, движения чаще, опора на палки дольше и сильнее, отталкивание рукой (точка 1) заканчивается одновременно с отталкиванием ногой (точка 2). Туловище несколько больше наклонено вперед (точка 3), палки ставятся с большим наклоном (точка 4). После отталкивания лыжа меньше поднимается над снегом (точка 5).
Подъем скользящим шагом применяется на склонах средней крутизны (4-12°) при хорошем сцеплении со снегом.
Подъем ступающим шагом
Подъем «полуелочкой»
- Верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения (точка 1), а нижняя отводится носком в сторону (точка 2) и ставится на внутреннее ребро. Палки работают так же, как при попеременном двухшажном ходе (с перекрестной координацией), и выносятся вперед прямолинейно. Отталкивание ногой при движении в подъем производится, прежде всего, за счет развернутой в сторону лыжи.
Этот способ применяется при преодолении склонов средней крутизны наискось.
Подъем «елочкой»
- Лыжник передвигается ступающим шагом, обе лыжи ставятся на внутреннее ребро под углом к направлению движения с разведенными в сторону носками (точки 1 и 2). Палки для опоры ставятся по бокам позади лыж (точки 3 и 4). С увеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед и лыжа еще больше ставится на ребро. При шаге нога выносится согнутая в колене, ботинок развернут в сторону, задник одной лыжи переносится через задник другой.
Этот способ применяется на довольно крутых склонах (до 35°) и при плохом сцеплении лыж со снегом.
- При обучении могут встретиться следующие ошибки : недостаточное разведение носков и кантование лыж, слабая опора на палки, чрезмерный наклон туловища вперед. Все они легко устраняются после нескольких повторений.
- Постепенно крутизна склона увеличивается до 20°; кроме того, можно предложить школьникам преодолеть подъем по более глубокому снегу.
Подъем «лесенкой»
- Осуществляется боковыми приставными шагами. Лыжи ставятся поперек склона горизонтально на ребро (точки 1 и 2). Шаг начинается с ноги, расположенной выше по склону (точка 3). Когда верхняя лыжа встанет на снег, приставляется нижняя лыжа. Туловище при этом держится вертикально. Подъем «лесенкой» применяется на очень крутых склонах (до 40°) как прямо, так и наискось. Ошибки, возникающие при изучении способа : недостаточное кантование лыж, их негоризонтальная постановка, плохая опора на палки.
Методика обучения способам преодоления подъемов
- При обучении в основном используется целостный метод. Способы подъемов несложны и не создают методических затруднений при их изучении. Их освоение не требует специальных упражнений. Достаточно преподавателю правильно показать и объяснить технику того или иного способа преодоления подъема, и занимающиеся почти сразу смогут выполнить любой их них. Преподаватель должен лишь внимательно следить за техникой движений при выполнении подъема, вносить коррективы и исправлять ошибки.
При освоении подъема «лесенкой» надо учить занимающихся четко ставить лыжи на ребро, параллельно друг другу и параллельно склону. При подъемах «полуелочкой» и «елочкой» обращать внимание на оптимальное разведение носков лыж (в зависимости от крутизны склона) и достаточную опору на палки.
Подъемы изучаются на учебных склонах, а осваиваются на пересеченной местности.
- Преподаватель должен научить занимающихся правильно выбирать и применять способы подъема в зависимости от местного рельефа; сочетать различные способы (например, подъем «елочкой» с подъемами ступающим и скользящим шагом); рассчитывать темп и длину шага на подъемах, допускающих скольжение; взбегать на короткие подъемы легким, свободным шагом.
- При обучении различным способам подъема могут встречаться следующие ошибки:
1. при подъеме скользящим и ступающим шагом на лыжу давят мало согнутыми в коленях ногами;
2 . при подъеме «елочкой» недостаточно разводят носки и кантуют лыжи, слабо опираются на палки, чрезмерно наклоняют туловище вперед;
3. при подъеме «лесенкой» не горизонтально ставят лыжи, недостаточно кантуют лыжи, плохо опираются на палки.
- Все ошибки легко устраняются после нескольких повторений, требуется только практика.
Список использованных источников
- Анализ техники преодоления подъемов: «полуелочкой», «елочкой», «лесенкой», ступающим шагом, скользящим шагом, скользящим бегом и тактика их применения. [Электронный ресурс] ]/vuzlit.ru– Режим доступа: https://vuzlit.ru/771810/analiz_tehniki_preodoleniya_podemov_poluelochkoy_elochkoy_lesenkoy_stupayuschim_shagom_skolzyaschim_shagom_skolzyaschim
Выявление и описание основных ошибок при выполнении всех способов подъемов в гору на лыжах.
Подъемы на лыжах выполняют по-разному. Выбор направления и способа движения зависит от крутизны и длины склона, состояния снега, инвентаря и смазки лыж, от технической подготовленности и тренированности лыжника. Можно подниматься прямо, наискось и зигзагом. В первом случае подъем будет наиболее коротким, но и наиболее крутым для данного склона. Два других способа позволяют подниматься под меньшим углом, однако увеличивают длину пути.
Способы передвижения в подъеме следующие:
1. Попеременными ходами скользящим и ступающим шагом (двухшажный, четырехшажный и четырехшажный с тремя толчками рук).
2. «Елочкой»
3. «Полуелочкой»
4. «Лесенкой»
Попеременные ходы
Из всех имеющихся способов подъемов в гору чаще применяется попеременный двухшажный ход. Передвигаясь по равнине этим способом и переходя на подъем, гонщик сохраняет общую координацию движений, но несколько перестраивает структуру хода, что в целом зависит от крутизны склона.
Увеличение угла отталкивания ногой при подъеме требует активной работы руками. Палку необходимо ставить под углом 65 — 75° и заканчивать толчок под углом 40 — 45°. Иными словами, амплитуда изменения угла по сравнению с передвижением на равнине сокращается на 25 -30°.
На технику преодоления подъема в первую очередь влияет стремление гонщика возможно больше перенести вес тела на переднюю часть стопы. У гонщика создается ощущение, что передвижение в подъем происходит с опорой не на всю стопу, а в основном на пальцы ног. Он стремится как можно скорее завершить перекат и перенести вес на переднюю часть стопы. В структуре хода происходит перестройка. Ликвидируется прокат, усилия прилагаются непрерывно (еще не окончен толчок одной рукой и ногой, как вступает в работу другая рука). Толчок ногой, продолжительность которого возрастает, выполняется совместно с противоположной рукой.
Очень важная деталь техники преодоления подъемов крутизной более 10° — вынос свободной ноги вперед в период толчка другой ногой и переход к скольжению на ней. Ногу выносят с «подобранной» стопой, нагружая лыжу как можно позже. С переходом к скольжению на одной ноге не следует выводить стопу вперед — она стопорит движение и мешает гонщику выполнить перекат, а это, как известно, вызывает ряд ошибок в технике.
Выдвижение свободной ноги вперед и переход к скольжению на ней с «подобранной» стопой и наклоненной голенью в любом попеременном способе хода создают хорошие условия для переката.
Кроме того, это уменьшает снижение поступательной скорости гонщика в момент переноса веса тела толчком с одной ноги на другую.
Ходьба попеременным четырехшажным способом с тремя толчками руками — в цикле приведенного способа хода лыжник делает левой рукой два толчка, а правой лишь один.
Подъем «елочкой»
Подъем «елочкой» применяется на довольно крутых склонах (до 35°), когда школьники не в состоянии преодолеть подъем ступающим шагом. Разведение носков и постановка лыж на внутреннее ребро значительно увеличивают сцепление их со снегом и предотвращают скатывание. Название этого способа происходит от следа на снегу, который оставляет лыжник, и напоминает ветви елочки. Лыжник, преодолевая подъем этим способом, также передвигается ступающим шагом с разведением носков лыж и постановкой их на ребро. Важное значение при этом способе подъема имеет опора на палки, которые ставятся сзади лыж. С увеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед. При передвижении этим способом могут быть различные варианты работы рук: одновременно с лыжей выносится одноименная или противоположная (разноименная) палка.
Этот способ подъема ученики осваивают довольно быстро. После показа школьники пытаются сразу его выполнить, только не следует первоначальное обучение проводить на глубоком снегу. Крутизна склона при этом не должна превышать 5-10°. При обучении могут встретиться следующие ошибки: недостаточное разведение носков и кантование лыж, слабая опора на палки, чрезмерный наклон туловища вперед. Все они легко устраняются после нескольких повторений. Постепенно крутизна склона увеличивается до 20°; кроме того, можно предложить школьникам преодолеть подъем по более глубокому снегу.
Подъем «полуелочкой»
Подъем «полуелочкой» применяется при преодолении склонов наискось и выполняется следующим образом. Верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения, а нижняя отводится носком в сторону и ставится на внутреннее ребро. Палки работают так же, как и при попеременном двухшажном ходе (с перекрестной координацией), и выносятся вперед прямолинейно. Важно добиться у школьников хорошей опоры на палки. Это позволит преодолеть подъемы даже средней крутизны. Длина шагов при подъеме «полуелочкой» неодинакова: шаг лыжи, скользящей прямо, всегда длиннее, чем лыжи, отведенной носком в сторону. Этот способ может применять и при прямом подъеме.
Подъем «лесенкой»
Подъем «лесенкой» применяется на очень крутых склонах и при глубоком снежном покрове во время туристских походов на лыжах и прогулок.
Особых затруднений изучение этого способа не вызывает. После показа и объяснения ученики выполняют несколько приставных шагов внизу у подножия горы и сразу продолжают подъем по склону с хорошей опорой на палки. Поперечное расположение лыж по склону и постановка их на ребра (канты), опора на палки позволяют преодолевать подъемы большой крутизны (до 40°). Обычно лыжники легко осваивают этот способ подъема. Затем следует научить их подниматься по склону с продвижением вперед и назад. Ошибки, возникающие при изучении способа: недостаточное кантование лыж, их негоризонтальная постановка, плохая опора на палки.
Методика обучения технике лыжных ходов Методические указания для преподавателей и студентов юти тпу всех специальностей Издательство
Подобный материал:
- Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов эфф, автф всех специальностей, 1176.51kb.
- Методические указания к курсу лекций и задания для контрольных работ по Хозяйственному, 413.98kb.
- Методические указания к выполнению индивидуальных заданий для студентов дневного, 229.08kb.
- Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы, 1587.03kb.
- Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов всех специальностей, 707.03kb.
- Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов всех специальностей, 760.87kb.
- Методические указания по изучению курса для самостоятельной работы студентов заочной, 408.36kb.
- Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Страхование» для, 1588.5kb.
- Методические указания к выполнению лабораторной работы №6 для студентов всех форм обучения, 197.64kb.
- Методические указания для студентов всех специальностей дневной формы обучения Новосибирск, 320.91kb.
12. Анализ ошибок в технике лыжных ходов
Подъём «лесенкой»:
— подъем осуществляется не строго параллельно склону;
— лыжи ставятся не на ребро;
— ошибки в очередности поднимания руки и ноги;
— отсутствие опоры и переноса массы тела на палки.
Подъем «елочкой»:
— лыжи ставятся не на ребро;
— недостаточный разворот лыж;
— короткие шаги;
— большой наклон туловища вперед;
— слабые толчки палками;
— ошибки в очередности отталкивания руками и ногами.
Торможение «плугом»:
— недостаточное разведение пяток лыж в стороны;
— носки лыж не сближены;
— перекрещивание носков лыж;
— выдвижение носка одной лыжи вперед другой;
— недостаточно согнуты ноги в коленях;
— руки разведены в сторону — неустойчивая стойка;
— неравномерное давление на лыжи.
Подъем «полуёлочкой»:
— чрезмерное или недостаточное отведение носка лыжи в сторону;
— большой наклон туловища вперед или малый наклон голеней;
— наступание задней частью нижней лыжи на верхнюю;
— недостаточно сильное отталкивание палками.
Торможение «упором»:
— наклон туловища в сторону или вперед с выпрямлением ног;
— неравномерное давление на опорную лыжу;
— недостаточная постановка тормозящей лыжи на ребро;
— широкое разведение носков лыж;
— высокая стойка, неустойчивое равновесие.
Попеременный двухшажный ход:
В посадке лыжника:
— сгибание ног в коленных суставах значительно больше 140о;
— ноги прямые;
— наклон туловища больше или меньше 45-50о;
— излишне поднятая или опущенная голова;
— спина напряженная, прямая или прогнутая.
В работе ног:
— слишком высокий или низкий отрыв лыжи от снега после окончания толчка ногой (оптимально 10-15 см);
— в момент окончания толчка нога недостаточно выпрямлена; выпад маховой ноги больше или меньше 80-90о;
— недостаточное подседание после остановки лыжи или его полное отсутствие;
— двухопорное скольжение.
В работе рук:
— в момент окончания толчка рукой руки и палка не составляют одну прямую линию;
— недостаточно активный вынос руки вперед;
— постановка палки с наклоном больше или меньше 75-80о;
— кольцо палки ставится слишком далеко в сторону от лыжни или за креплениями;
— вялая постановка палки на снег (без удара);
— неправильный вынос руки в момент начала толчка (высоко и слишком согнуты в локтях).
В работе туловища:
— отталкивание рукой не сопровождается наклоном туловища в переднезаднем направлении;
— сгибание туловища при отталкивании рукой в поперечном направлении;
— резкое выпрямление туловища во время одноопорного скольжения.
Одновременный двухшажный ход:
— слабые толчки ногами;
— неодновременный вынос палок вперед;
— недостаточный вынос палок;
— неполное отталкивание;
— после отталкивания руки и палки не находятся на одной линии.
Одновременный бесшажный ход:
— проваливание туловища между палками;
— резкое отбрасывание рук вверх после отталкивания палками;
— слишком быстрое выпрямление туловища после отталкивания палками или до окончания отталкивания;
— толчок выполняется только руками;
— сгибание ног в коленях в начале отталкивания руками с подседанием;
— не создается жесткая конструкция туловище-руки-палки;
— неполное разгибание рук в толчке.
Одновременный одношажный ход:
Те же ошибки, что и у одновременного бесшажного хода плюс
— толчок ногой с лыжей;
— недостаточно загруженной массой тела;
— ранняя постановка маховой ноги на снег;
— недостаточное сгибание ноги перед отталкиванием;
— отталкивание слишком согнутыми или прямыми руками;
— короткий торопливый шаг.
Спуски:
— ноги слабо пружинят;
— неумение регулировать расстановку ног в зависимости от изменения снежного покрова;
— широко расставлены руки и ноги;
— палки не отведены кольцами назад.
Преодоление бугров и впадин:
— неправильное положение стойки;
— несвоевременное изменение высоты стойки;
— потеря равновесия в переднее — заднем направлении;
— вынос палок кольцами вперед.
Полуконьковый ход:
— неправильная постановка опорной и толчковой ног;
— широкое разведение стоп перед началом отталкивания;
— перенос массы тела на толчковую ногу;
— незаконченное отталкивание палками;
— отсутствие наклона туловища.
Одновременный двухшажный коньковый ход:
— отсутствует перенос массы тела с лыжи на лыжу;
— сильное сгибание ноги в коленном суставе после отталкивания;
— отсутствует мах коленом вперед;
— нет жесткой опоры на палки;
— широкое разведение ступней перед началом толчка;
— неправильная постановка палок по отношению к креплениям и шире плеч;
— короткий шаг.
Попеременный коньковый ход:
— широкая постановка ступней;
— короткий шаг;
— отсутствие переноса массы тела и скользящего шага;
— маковая нога не достаточно близко подносится к оси тела.
Одновременный одношажный коньковый ход:
— отсутствует жесткая система руки-туловище-нога;
— отсутствие одноопорного скольжения;
— сильное подседание на опорной ноге;
— слишком прямые руки перед отталкиванием;
— незавершенное отталкивание палками;
— отсутствует поднос маховой ноги к опорной;
— нет переноса массы тела.
Коньковые ходы без отталкивания палками:
— махи руками совершаются не вдоль линии движения, а поперек;
— высокая стойка лыжника;
— нет переноса массы тела при выполнении конькового хода без махов;
— нет группировки;
— скручивающее движение туловищем.
13. Игры на занятиях лыжной подготовкой
В зависимости от задачи занятия лыжной подготовкой игра может быть включена в первую половину основной части занятия, пока внимание учащихся высоко и не ослаблено утомлением. Однако игру с той же целью можно предложить и в конце занятия для закрепления техники какого-то элемента лыжного хода при утомлении. В настоящее время доказано, что активизация внимания учащихся к технике движений в состоянии утомления помогает быстрее, лучше и качественнее овладеть ею.
Игры, развивающие силовую и скоростную выносливость лыжника, надо проводить после выполнения упражнений или игр, совершенствующих технику. Игры на развитие ловкости и равновесия могут быть включены как в вводную часть, так и в конец основной части занятия. Игры, развивающие общую выносливость лыжника, чаще всего включают во вторую половину основной части занятия.
Нагрузка на студентов в играх зависит от темпа их проведения и продолжительности.
При организации игр на лыжах необходимо учитывать, что все игры можно разделить на:
— эстафеты;
— игровые задания;
— аттракционы.
Эстафеты используются для совершенствования техники передвижения на лыжах и развития двигательных качеств. При их использовании на занятиях необходимо создать одинаково равные условия для команд и не забывать, что лыжная подготовка проходит в морозную погоду, где долго простаивать без движений нельзя.
Игровые задания применяются для совершенствования техники лыжного спорта и для подъема эмоционального фона занятий, а также отвлечения учащихся от основной задачи (например, спуска с горы).
Аттракционы используются для проверки учащимися своих возможностей, умений владения лыжами, а также при проведении зимних спортивных праздников.
При организации всех форм игры вместо флажков можно использовать любые виды ориентиров: лыжные палки, комки снега, деревья, упавшие ветки.
13.1. Эстафеты
1.Накаты.
Задача: совершенствование скольжения; развитие силы ног.
Две команды и более без палок выстраиваются на своей лыжне в колонну по одному. Первые номера каждой команды делают от линии старта заданное число скользящих шагов (4—6) и в момент приставления маховой лыжи к опорной ставят в снег на уровне лыжного крепления флажки, которые они держат в руках. Затем стартуют вторые номера от флажков первых и ставят свои флажки и т.д. Побеждает команда, которая пройдет большее расстояние.
2.Горная эстафета.
Задача: обучение отталкиванию ногой, развитие силы ног.
Выбирая участок подъема до 10о, чтобы можно было его преодолеть ступающим шагом. Команды стоят на старте перед подъемом. По сигналу первые номера ступающим шагом поднимаются до флажка, огибают его и спускаются вниз к финишу. Победа за тем, кто быстрее закончит все этапы.
3.Зигзаги.
Задача: обучение повороту переступанием в движении. Учащиеся разбиваются на две и более команды, устанавливают лыжные палки 4-6 штук на расстояние 30-40 метров. Необходимо пройти всю трассу, огибая палки с разных сторон и вернуться обратно.
4.Быстрая команда.
Задача: повышение скоростных качеств учащихся. Группа разбивается на команды по 5-6 человек. Эстафета выполняется без палок. По сигналу первые номера бегут на лыжах до флажков и, возвращаясь, передают эстафету. Дистанция 20-30 м.
Варианты:
а) встречная эстафета;
б) гонка с выбыванием (одновременно стартуют 5-6 человек и победитель выходит в финал);
в) гонка с преследованием (когда ученики выбегают друг за другом через определенное время или на определенном расстоянии друг за другом);
г) эстафета с воротами: дистанция 50-100 м, через 10-20 метров устанавливаются ворота из палок, верхние концы соединяют. Ученики бегут без палок, проезжая в ворота, не задевая их, обратно бегут по прямой.
При проведении этих игр на глубоком снегу развивается силовая выносливость учащихся; при увеличении времени игр – общая выносливость.
5.Елочкой.
Задача: совершенствование подъема «елочкой», развитие силы.
Для игры выбирается подъем 20-30м. По команде участники поднимаются елочкой до флажка и обратно спускаются к финишу.
6.Штурм высоты.
Задача: совершенствование техники подъёма и спусков, развитие силы, специальной выносливости.
Несколько команд построены у подножия склона, на вершине флажки.
По команде учащиеся поднимаются до флага, огибают его и спускаются вниз, касанием руки передавая эстафету.
13.2. Игровые задания
1.Кто дальше?
Задача: обучение одноопорному скольжению, чувству равновесия на скользящей опоре.
Игра проводится на хорошо укатанной лыжне, без палок. После 4-5 шагов разгона, оттолкнувшись у стартовой линии (флажка) одной ногой, лыжник скользит на другой, толчковая нога при отталкивании полностью выпрямляется. В таком положении учащийся скользит до остановки лыжи. В месте остановки лыжи (на уровне крепления) ставится ориентир. Побеждает тот, кто дальше уедет.
2.Кто лучше?
Задача: обучение одноопорному скольжению.
Ученик должен пройти отрезок 25-30м. по лыжне без палок, следя за тем, чтобы скольжение было одноопорное.
За правильное выполнение упражнения – 10 баллов, за каждую ошибку снимается один балл. Выигрывает участник, набравший в трех попытках наибольшее количество баллов.
3.Самокат.
Задача: совершенствование техники скользящего шага; развитие силы ног.
Отрезок 25-30м учащийся должен преодолеть без палок, отталкиваясь как на самокате, одной ногой. Выигрывает тот, кто сделал меньше всего отталкиваний.
4.Веер.
Задачи: обучение повороту переступанием на месте.
На широкой ровной площадке лыжники выстраиваются в одну-две шеренги. По команде учителя все делают повороты переступанием на 90,180,360 градусов, чтобы лыжи оставили четкий отпечаток на снегу.
5.Подними предмет.
Задача: обучение стойке спуска; развитие чувства уверенности.
Раскладываются любые предметы на склоне, учащиеся должны поднять их, спускаясь по склону.
Варианты: предмет между лыж, справа, слева от учащегося.
С торможением возле предмета и без торможения.
6.Спуск в ворота.
Задача: обучение спуску с гор.
Учащиеся спускаются по склону в ворота, стараясь их не задеть.
Варианты:
а) ворота — параллельные палки;
б) ворота- палки с соединенными верхними концами;
в) ворота — параллельные палки с перекладиной из третьей палки;
г) различное количество ворот;
д) большое количество ворот, расположенных не на одной прямой.
7.Прыжки через препятствия.
Задача: развитие уверенности владения лыжами.
Поперек склона проводятся 3-4 параллельные линии. Спускаясь по склону, ученики перепрыгивают через них
8.Скользи дальше.
Задача: обучение одновременному отталкиванию палками.
Предварительно, сделав 3 шага разгона, учащийся делает одновременное отталкивание падкими и скользит на двух лыжах до остановки.
Победитель – кто дальше проскользит.
Вариант – выполнить от старта заданное число отталкиваний (2-8 раз).
9.Не задень.
Задача: укреплений навыка владения лыжами на спуске.
Лыжник, спускаясь вниз, должен пропустить между лыж предмет, лежащий на снегу, лыжи необходимо развести и свести.
10.Спуск в высокой стойке с выдвижением одной лыжи впереди приседаниями.
11.Спуск шагами в сторону ( переступанием).
12.Спуск с подниманием носков лыж.
13.Спуск с поочерёдным отрывом лыжи от снега.
14.Спуск с изменением ширины постановки лыж.
15.Спуск с переходом с раскатанного склона на целину и обратно.
16.Спуск с различными положениями и движениями рук.
13.3. Аттракционы
1.На одной лыже.
Задача: развитие координации, равновесия.
Дистанция 20-25м. Несколько параллельных лыжней. Участники строятся на старте с палками в руках и с одной лыжей. По сигналу скользят к финишу на одной лыже, отталкиваясь палками. Ногой на снег наступать нельзя.
2.До флажка.
Задача: обучение торможению.
Ученики спускаются по склону и стараются затормозить у флажка. Начинать торможение можно в любом месте.
Варианты:
а) на наиболее точное торможение;
б) выполнять задание на время после длинного спуска.
3.Спуск шеренгами.
На вершине склона 2-3 команды по 5-6 человек, выстраиваются в шеренгу, взявшись за руки. По сигналу шеренга спускается вниз, стараясь проехать как можно дальше, не потеряв ни одного участника.
Варианты:
а) спуск парами, взявшись за руки;
б) спуск парами, стоя друг, за другом взявшись за палки;
в) спуск в колонне большим количеством людей.
4.Попади в цель.
Слева и справа от лыжни, спускающейся со склона, устанавливают мишень и рубеж для метания, учащиеся, спускаясь с горы без остановки должны попасть в мишень.
Список литературы
1. Бутин И.М. Лыжный спорт. Учебное пособие для отделений физического воспитания педагогических училищ. — М.: «Просвещение», 1988.
2. Бутин И.М. Проложи свою лыжню. Книга для учащихся. — М.: «Просвещение», 1985.
3. Лыжный спорт. Учебник для педагогических факультетов институтов физической культуры и техникумов физической культуры / Под общ. ред. В.Д.Евстратова и др. — М.: ФиС, 1989.
4. Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардин Г. Б. Коньковый ход? Не только — М.: ФиС, 1988.
методика обучения технике лыжных ходов
Методические указания для преподавателей
и студентов ЮТИ ТПУ всех специальностей
Составители Белоусов Андрей Валерьевич
Счастливцева Ирина Владиславовна
Подписано к печати 27.11.2007г.
Формат 60х84/16. Бумага офсетная.
Плоская печать. Усл. печ. л 2,67.Уч-изд.л. 2,42.
Тираж 20 экз. Заказ 785. Цена свободная.
ИПЛ ЮТИ ТПУ Ризограф ЮТИ ТПУ.
652000, Юрга, ул. Московская, 17.
-
Совершенствование в выполнении подъемов
Средства: Многократное
выполнение подъемов на лыжах в различных
условиях (измерение крутизны и длины
склона, глубины и плотности снежного
покрова, смазки лыж и др.), на учебном
склоне и в условиях состязаний.
Совершенствование
в выполнении подъемов на лыжах проводится
вначале на учебных склонах с подготовленным
снежным покровом и по целине, и затем
в различных условиях.
Для тренировки в
выполнении подъема на быстроту, для
повышения эмоциональности и плотности
занятий необходимо проводить подъем в
виде состязания или эстафеты между
отделениями.
Типичные ошибки
Чрезмерный наклон
туловища вперед. Недостаточный упор на
палки. Наращивание сочетания работы
рук и ног. Несоответствие избранного
способа подъема крутизны, длине склона,
состоянию снежного покрова. Недостаточная
постановка лыж на ребра. Прямые и
напряженные ноги. При подъеме «лесенкой»
лыжи ставятся не поперек склона горы,
а наклонно и поэтому соскальзывают
вниз.
Способы устранения ошибок
Ошибки при выполнении
подъемов в гору различными способами
устраняются путем дополнительного
показа приема, а также выполнения в
медленном темпе (иногда по разделениям
и под счет) в облегченных условиях.
Спуск на лыжах и методика их обучения
При передвижении
на лыжах по пересеченной местности
спуски с гор занимают одно из главных
мест. Стойки принято различать по трем
основным признакам:
-
По
высоте расположения туловища. -
По
ширине расставленных лыж. -
По
расположения центра тяжести тела над
опорой.
Стойки разделяют
на основную, высокую и низкую. Такое
разделение принято условно, так как
степень сгибания ног и наклон туловища
могут изменяться на протяжении одного
спуска.
Обучение спускам
с гор в различных стойках проводятся в
такой последовательности:
— средняя (основная)
стойка;
— высокая стойка;
— низкая стойка.
-
Изучение основных положений (поз тела при спуске с гор)
Средства:
Выполнение стоя на месте упражнений,
имитирующих правильное положение тела,
рук, ног лыжника при изучаемом способе
спуска.
Упражнение
изучается на ровном месте или склоне.
При разучивании обращать внимание на
точное принятие положений того или
иного спуска, на обязательное
держание палок кольцами назад. Положение
различных стоек принимается по команде,
например: «Положение основной стойки
на месте — ПРИНЯТЬ».
-
Овладение способом спуска в целом
Средства:
Выполнение спуска в облегченных условиях
в соответствующей стойке с акцентированием
внимания на правильном положении ног,
рук, туловища.
Прежде
чем приступать к разучиванию спусков
на лыжах, необходимо подобрать и
подготовить склон, соответствующий по
крутизне и длине применению изучаемого
способа и степени подготовленности
занимающихся. Все спуски начинаются
только после команды руководителя
занятий. Например: «Спуск в низкой
стойке, дистанция 10 шагов, справа и слева
по одному – Вперед!». В процессе занятий
познакомить обучающих с тезисом
правильного безопасного падения. Для
повышения плотности занятий спуск
проводить по нескольким лыжам одновременно.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
ГАПОУ НСО «БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ТЕХНИКА ПОДЪЁМОВ «ЁЛОЧКОЙ», «ПОЛУЁЛОЧКОЙ», «СТУПАЮЩИМ, СКОЛЬЗЯЩИМ» ШАГОМ
Выполнила: Щербакова М.А.
2020 год
- Лыжный спорт имеет большое оздоровительное, образовательное, воспитательное и прикладное значение. Систематические занятия лыжным спортом способствуют всестороннему физическому развитию, особенно положительно влияя на развитие таких двигательных качеств, как выносливость, сила, ловкость; значительно повышают общую работоспособность организма, сопротивляемость к различным заболеваниям, активизируя деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, а также является средством активного отдыха.
При передвижении на лыжах по пересеченной местности лыжникам приходится преодолевать подъемы различной крутизны, длины и рельефа. Существуют разные способы подъемов на лыжах: скользящим шагом, беговым шагом, ступающим шагом, «полуелочкой», «елочкой» и лесенкой. Выбор того или иного способа зависит от крутизны подъема, условий скольжения, качества смазки лыж, физической и технической подготовленности лыжника.
Во время обучения и соревнований по лыжным гонкам используются в основном способы подъемов по лыжне, обеспечивающие высокую скорость передвижения (скользящим беговым и ступающим шагом). В очень редких случаях на коротких крутых участках трассы при слабой подготовке или неудачной смазке спортсмены вынужденно переходят на менее быстрые способы подъемов — «полуелочкой» и «елочкой». Туристы и школьники во время прогулок, при передвижении без лыжни, по-прежнему довольно часто пользуются подъемами «полуелочкой», «елочкой» и даже «лесенкой». В других менее благоприятных условиях даже на более пологих склонах приходится переходить на способы преодоления подъемов скользящим, беговым и ступающим шагом.
скользящий шаг ступающий шаг
Способы преодоления подъема в зависимости от его крутизны
елочка лесенка
Способы преодоления подъема в зависимости от его крутизны
При преодолении подъемов любым способом большое значение имеет активная работа рук, что уменьшает возможность проскальзывания лыж при увеличении крутизны подъема.
Подъем скользящим шагом
- Подъем очень похож на попеременный двухшажный ход, но длина шага здесь короче, движения чаще, опора на палки дольше и сильнее, отталкивание рукой (точка 1) заканчивается одновременно с отталкиванием ногой (точка 2). Туловище несколько больше наклонено вперед (точка 3), палки ставятся с большим наклоном (точка 4). После отталкивания лыжа меньше поднимается над снегом (точка 5).
Подъем скользящим шагом применяется на склонах средней крутизны (4-12°) при хорошем сцеплении со снегом.
Подъем ступающим шагом
Подъем «полуелочкой»
- Верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения (точка 1), а нижняя отводится носком в сторону (точка 2) и ставится на внутреннее ребро. Палки работают так же, как при попеременном двухшажном ходе (с перекрестной координацией), и выносятся вперед прямолинейно. Отталкивание ногой при движении в подъем производится, прежде всего, за счет развернутой в сторону лыжи.
Этот способ применяется при преодолении склонов средней крутизны наискось.
Подъем «елочкой»
- Лыжник передвигается ступающим шагом, обе лыжи ставятся на внутреннее ребро под углом к направлению движения с разведенными в сторону носками (точки 1 и 2). Палки для опоры ставятся по бокам позади лыж (точки 3 и 4). С увеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед и лыжа еще больше ставится на ребро. При шаге нога выносится согнутая в колене, ботинок развернут в сторону, задник одной лыжи переносится через задник другой.
Этот способ применяется на довольно крутых склонах (до 35°) и при плохом сцеплении лыж со снегом.
- При обучении могут встретиться следующие ошибки : недостаточное разведение носков и кантование лыж, слабая опора на палки, чрезмерный наклон туловища вперед. Все они легко устраняются после нескольких повторений.
- Постепенно крутизна склона увеличивается до 20°; кроме того, можно предложить школьникам преодолеть подъем по более глубокому снегу.
Подъем «лесенкой»
- Осуществляется боковыми приставными шагами. Лыжи ставятся поперек склона горизонтально на ребро (точки 1 и 2). Шаг начинается с ноги, расположенной выше по склону (точка 3). Когда верхняя лыжа встанет на снег, приставляется нижняя лыжа. Туловище при этом держится вертикально. Подъем «лесенкой» применяется на очень крутых склонах (до 40°) как прямо, так и наискось. Ошибки, возникающие при изучении способа : недостаточное кантование лыж, их негоризонтальная постановка, плохая опора на палки.
Методика обучения способам преодоления подъемов
- При обучении в основном используется целостный метод. Способы подъемов несложны и не создают методических затруднений при их изучении. Их освоение не требует специальных упражнений. Достаточно преподавателю правильно показать и объяснить технику того или иного способа преодоления подъема, и занимающиеся почти сразу смогут выполнить любой их них. Преподаватель должен лишь внимательно следить за техникой движений при выполнении подъема, вносить коррективы и исправлять ошибки.
При освоении подъема «лесенкой» надо учить занимающихся четко ставить лыжи на ребро, параллельно друг другу и параллельно склону. При подъемах «полуелочкой» и «елочкой» обращать внимание на оптимальное разведение носков лыж (в зависимости от крутизны склона) и достаточную опору на палки.
Подъемы изучаются на учебных склонах, а осваиваются на пересеченной местности.
- Преподаватель должен научить занимающихся правильно выбирать и применять способы подъема в зависимости от местного рельефа; сочетать различные способы (например, подъем «елочкой» с подъемами ступающим и скользящим шагом); рассчитывать темп и длину шага на подъемах, допускающих скольжение; взбегать на короткие подъемы легким, свободным шагом.
- При обучении различным способам подъема могут встречаться следующие ошибки:
1. при подъеме скользящим и ступающим шагом на лыжу давят мало согнутыми в коленях ногами;
2 . при подъеме «елочкой» недостаточно разводят носки и кантуют лыжи, слабо опираются на палки, чрезмерно наклоняют туловище вперед;
3. при подъеме «лесенкой» не горизонтально ставят лыжи, недостаточно кантуют лыжи, плохо опираются на палки.
- Все ошибки легко устраняются после нескольких повторений, требуется только практика.
Список использованных источников
- Анализ техники преодоления подъемов: «полуелочкой», «елочкой», «лесенкой», ступающим шагом, скользящим шагом, скользящим бегом и тактика их применения. [Электронный ресурс] ]/vuzlit.ru– Режим доступа: https://vuzlit.ru/771810/analiz_tehniki_preodoleniya_podemov_poluelochkoy_elochkoy_lesenkoy_stupayuschim_shagom_skolzyaschim_shagom_skolzyaschim