Я ИДУ НА УРОК
Т.В. ВАСИЛЬЕВА,
г. Казань
Поговорим о сочетаемости слов
Урок-исследование
9–10-е классы
Цели урока:
1. Познакомить учеников с нормами
лексической и грамматической сочетаемости слов.
2. Развивать языковое чутье, вести работу по
предупреждению речевых и грамматических ошибок.
3. Поддерживать интерес к чтению русской
классической литературы.
Оборудование урока:
1. Выставка к уроку, посвященная
творчеству Н.В. Гоголя.
2. Раздаточный материал для групповой работы.
3. Плакат «Классификация ошибок, связанных с
нарушением сочетаемости слов».
4. Выставка лексикологических словарей.
5. Фломастеры красные и синие по 4 каждого цвета.
ХОД УРОКА
1. Словарная работа «Узнай слово по его
лексическому значению».
-
Испорченный, разбитый, разделенный на
куски. -
Заключить между распростертыми
руками, пальцами, лапами, плотно прижать кого/что
либо к себе. -
Достойный звания человека,
отзывчивый, гуманный. -
Только один такой, кроме него, нет
никакого другого. -
Являющийся типом, обнаруживающий
общее в частном, индивидуальном. -
Отправитель послания, почтового или
телеграфного сообщения. -
Общий, одинаковый, один для всех.
-
Благозвучная последовательность
звуков, образующая музыкальное единство. -
Заключить в свои пределы, ввести в
круг чего-либо. -
Лишенный воли, подавленный морально,
принужденный к покорности. -
Ярко выраженный, обладающий
особенностями, свойственными какому-нибудь типу.
Ответы
Сломанный, обхватить, человечный,
единственный, типический, адресант, единый,
мелодия, охватить, сломленный, типичный.
2. Знакомство с темой урока.
Из первых букв записанных слов ученики
составляют слово СОЧЕТАЕМОСТЬ и называют тему
урока.
3. Слово учителя.
Познакомимся со статьей «Лексическая
сочетаемость» из «Энциклопедического словаря
юного филолога».
Слова в предложении связаны друг с
другом грамматически и по смыслу. Грамматические
связи обеспечивают грамматическую правильность
речи. Примеры грамматических связей:
согласование прилагательного-определения с
определяемым существительным в роде, числе и
падеже (спелый колос – спелая вишня – спелое
яблоко – спелые плоды), глагольное управление
существительными (забиваю гвоздь, вышел на
улицу, занимались спортом).
Смысловые связи обеспечивают правильность
высказывания по смыслу.
В отличие от грамматических связей, которые, как
правило, обнаруживают себя в форме связываемых
слов (например, в окончаниях), смысловые
отношения слов редко выражаются в их облике. Тем
не менее, употребляя слово в речи, мы должны
согласовывать его по смыслу с другими словами.
Это смысловое согласование выражается в двух
типах словесной сочетаемости – семантической и
лексической.
Семантическая сочетаемость слова – это его
способность вступать в сочетания с целыми
классами слов, объединяемых общностью смысла.
Например, глаголы думать, полагать, радоваться,
смеяться, грустить и другие описывают
различные состояния человека; значит, и
сочетаться они могут лишь с такими словами,
которые обозначают человека (это и есть один из
семантических классов): мальчик, старик,
прохожий, врач, учительница и т.п. Только в
сказке или в фантастической повести возможны
выражения вроде коза задумалась или шкаф
засмеялся.
Лексическая сочетаемость слова – это его
способность вступать в сочетания не с любым
словом из какого-либо семантического класса, а
только с некоторыми. Например, существует класс
слов, объединяемых общим смыслом ‘множество,
совокупность’: стадо, табун, стая, рой, косяк
и т.п. При необходимости обозначить множество
каких-нибудь животных мы не можем сочетать
название любого животного с любым из этих слов.
Говорят: стадо коров, табун лошадей, стая птиц,
рой пчел, косяк рыбы (но не «стая рыбы или рыб»,
«стадо пчел», «рой лошадей» и т.п.).
Причину подобного разнообразия можно усмотреть
в реальном многообразии обозначаемых предметов,
веществ и явлений: так, коровы и птицы, лошади и
пчелы, пчелы и рыбы столь различны по самой своей
природе, что и удивляться нечего разному
«поведению» соответствующих слов в сочетаниях с
другими словами.
Но и в случае, когда речь идет не о конкретных
вещах, а, скажем, об отношениях или действиях (т.е.
о лексике отвлеченной, абстрактной),
сочетаемость слов лексически обусловлена. Пишут:
совершить нападение, произвести осмотр,
оказывать сопротивление, дать совет. Очевидно,
что глаголы совершить, произвести, оказывать,
дать в этих сочетаниях играют одну и ту же роль
– «оглаголивают» существительное, которое при
необходимости легко превратить в глагол, равный
по смыслу всему словосочетанию: напасть,
осмотреть, сопротивляться, посоветовать.
Однако язык четко разграничивает сочетаемость
этих глаголов (и существительных с глаголами), и
ни один человек, владеющий русским языком,
никогда не скажет и не напишет «совершить совет»
или «производить сопротивление».
Поистине поразительна та избирательная сила,
которой наделено языковое сознание человека,
говорящего на родном для него языке: он не
ошибется, не спутает обороты потерять терпение
и утратить спокойствие. Но как же должно быть
сложно то устройство в мозгу, которое управляет
лексической сочетаемостью!
Избирательность языка в словесных сочетаниях
порождает его идиоматичность, национальную
самобытность и выразительность. Эти свойства
формируются веками, в процессе длительного
употребления слова. Они отличают один язык от
других и составляют главную трудность при
овладении языком.
Так, например, не исключено, что француз,
изучающий русский язык, восхищаясь чем-нибудь,
может воскликнуть: «Сильно хорошо!». Ведь
французское выражение fort bien, соответствующее
нашему очень хорошо, буквально переводится
именно так: «сильно хорошо». Клочок земли он
может назвать «углом земли» (таков буквальный
перевод французского выражения coin de terre),
виновника пожара – «автором пожара» (l’auteur de
l’incendie).
Различия в лексической сочетаемости могут быть
не только между языками, но и внутри одного языка
– в разные эпохи его развития.
4. Выразительное чтение наизусть (знакомство
с образцовым текстом).
Ученик читает отрывок из поэмы Н.В.
Гоголя «Мертвые души».
«Русь! вижу тебя, из моего чудного,
прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно
и неприютно в тебе… неприметно торчат среди
равнин невысокие твои города; ничто не обольстит
и не очарует взора. Но какая же непостижимая,
тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и
раздается немолчно в ушах твоя тоскливая… песня?
Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и
хватает за сердце?.. Что пророчит сей необъятный
простор? Здесь ли не быть богатырю, когда есть
место, где развернуться и пройтись ему? И грозно
объемлет меня могучее пространство… У! какая
сверкающая, чудная, незнакомая земле даль!
Русь!..»
5. Повторение понятия «тема текста».
Ученики определяют тему прочитанного
текста (о Руси).
6. Предупреждение речевых и
грамматических ошибок при употреблении слова тема.
Учащиеся, используя таблицу или
раздаточный материал, подбирают к слову «тема»
слова-спутники и оформляют записи в тетради,
определяют падеж слова.
Тему (ее) |
можно … |
(вин. п.) |
Слова для справки: излагать,
выбрать, коснуться, отклониться, интересный,
говорить, возвратиться, широкий, узкий,
развивать, уточнить, оригинальный,
заинтересоваться, перейти, заданный,
сформулировать, новый, писать, вечный,
рассуждать, найти.
Учитель предлагает каждой группе
придумать по 3 предложения с допустимыми
сочетаниями.
7. Редактирование.
Учащиеся делятся на группы. Каждой
группе предлагается предложение с речевой или
грамматической ошибкой. Ученики должны найти
ошибку, исправить ее (речевую – фломастером
красного цвета, грамматическую – синего),
классифицировать ошибку, используя плакат
«Ошибки, связанные с нарушением лексической и
грамматической сочетаемости слов». От имени
группы с ответом выступает ее руководитель,
выбранный из числа членов группы.
1-я группа: Сегодня хотелось бы
рассказать и проанализировать один эпизод из
биографии Гоголя. (Глаголы с различным
управлением нельзя объединять в ряд однородных
членов. Правильно: Сегодня хотелось бы
рассказать об одном эпизоде из жизни Гоголя и
проанализировать его.)
2-я группа: Писатель всегда уделял
много места теме Родины. (Искажено устойчивое
словосочетание. Правильно: Писатель всегда
уделял много внимания теме Родины.)
3-я группа: В «Мертвых душах»
автор четко изображает жизнь России первой половины
девятнадцатого века. (Неправильно подобрано
наречие – «усилительное» слово-спутник.
Правильно: В «Мертвых душах» автор ярко
изображает жизнь России первой половины
девятнадцатого века.)
4-я группа: Вопреки указания
цензуры Гоголь оставил текст поэмы без изменения.
(Неправильно выбран падеж. Правильно: Вопреки
указанию цензуры Гоголь оставил текст поэмы без
изменения.)
5-я группа: Чичиков приехал с
города к Манилову и попросил продать мертвые души.
(Неправильно выбран предлог. Правильно: Чичиков
приехал из города к Манилову и попросил продать
мертвые души.)
6-я группа: Манилов удивился и
подумал, не спятил ли гость как-нибудь невзначай
в уме. (Искажен фразеологизм. Правильно: Манилов
удивился и подумал, не спятил ли гость как-нибудь
невзначай с ума.)
7-я группа: Смех имел немаловажную
роль в творчестве писателя. (Искажено
устойчивое сочетание слов. Правильно: Смех
играл немаловажную роль в творчестве писателя.)
8. Знакомство с лексическими и другими
словарями и справочниками.
Учитель (или библиотекарь) знакомит
учащихся со словарями различных типов,
рассказывает об их особенностях.
– С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Словарь
русского языка.
– В.П. Жуков. Школьный фразеологический
словарь.
– Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В.
Новый словарь иностранных слов.
– Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь
трудностей русского языка
– Д.Э. Розенталь. Справочник по русскому
языку. Управление в русском языке.
– Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию,
произношению, литературному редактированию.
9. Углубление знаний: нарушение
сочетаемости как средство языковой
выразительности. Индивидуальная работа с
учащимися, интересующимися словесностью.
Сообщения учащихся об оксюмороне.
10. Творческая работа. Выразительное
чтение.
Ученик читает отрывок из поэмы Н.В.
Гоголя «Мертвые души».
«И какой же русский не любит быстрой
езды? Его ли душе, стремящейся закружиться,
загуляться, сказать иногда: “черт побери все!” –
его ли душе не любить ее?.. Кажись, неведомая сила
подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и
все летит… Эх, тройка! птица тройка, кто тебя
выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только
родиться, в той земле, что не любит шутить, а
ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и
ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая
необгонимая тройка несешься?.. Куда ж несешься ты?
Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном
заливается колокольчик; гремит и становится
ветром разорванный в куски воздух; летит мимо
все, что ни есть на земли, и, косясь,
постораниваются и дают ей дорогу другие народы и
государства».
Ученики отвечают на вопрос: «С помошью
каких художественных средств Гоголь создает
образ Руси в прочитанном отрывке из поэмы
“Мертвые души”»?
11. Обобщение изученного.
Ученики отвечают на вопрос: «Что вы
узнали сегодня на уроке?»
12. Домашнее задание.
Допишите к словам адресант, мелодия,
человечный паронимы. Составьте словосочетания
со словами словарного диктанта.
Обновлено: 29.01.2023
1. Познакомить учеников с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.
2. Развивать языковое чутье, вести работу по предупреждению речевых и грамматических ошибок.
3. Поддерживать интерес к чтению русской классической литературы.
Оборудование урока:
Испорченный, разбитый, разделенный на куски.
Заключить между распростертыми руками, пальцами, лапами, плотно прижать кого/что либо к себе.
Достойный звания человека, отзывчивый, гуманный.
Только один такой, кроме него, нет никакого другого.
Являющийся типом, обнаруживающий общее в частном, индивидуальном.
Общий, одинаковый, один для всех.
Благозвучная последовательность звуков, образующая музыкальное единство.
Заключить в свои пределы, ввести в круг чего-либо.
Лишенный воли, подавленный морально, принужденный к покорности.
Ярко выраженный, обладающий особенностями, свойственными какому-нибудь типу.
Ответы
Сломанный, обхватить, человечный, единственный, типический, адресант, единый, мелодия, охватить, сломленный, типичный.
2. Знакомство с темой урока.
Из первых букв записанных слов ученики составляют слово СОЧЕТАЕМОСТЬ и называют тему урока.
3. Слово учителя.
4. Выразительное чтение наизусть (знакомство с образцовым текстом).
Ученики определяют тему прочитанного текста (о Руси).
6. Предупреждение речевых и грамматических ошибок при употреблении слова тема.
Слова для справки: излагать, выбрать, коснуться, отклониться, интересный, говорить, возвратиться, широкий, узкий, развивать, уточнить, оригинальный, заинтересоваться, перейти, заданный, сформулировать, новый, писать, вечный, рассуждать, найти.
Учитель предлагает каждой группе придумать по 3 предложения с допустимыми сочетаниями.
7. Редактирование.
1-я группа: Сегодня хотелось бы рассказать и проанализировать один эпизод из биографии Гоголя. (Глаголы с различным управлением нельзя объединять в ряд однородных членов. Правильно: Сегодня хотелось бы рассказать об одном эпизоде из жизни Гоголя и проанализировать его.)
2-я группа: Писатель всегда уделял много места теме Родины. (Искажено устойчивое словосочетание. Правильно: Писатель всегда уделял много внимания теме Родины.)
4-я группа: Вопреки указания цензуры Гоголь оставил текст поэмы без изменения. (Неправильно выбран падеж. Правильно: Вопреки указанию цензуры Гоголь оставил текст поэмы без изменения.)
5-я группа: Чичиков приехал с города к Манилову и попросил продать мертвые души. (Неправильно выбран предлог. Правильно: Чичиков приехал из города к Манилову и попросил продать мертвые души.)
6-я группа: Манилов удивился и подумал, не спятил ли гость как-нибудь невзначай в уме. (Искажен фразеологизм. Правильно: Манилов удивился и подумал, не спятил ли гость как-нибудь невзначай с ума.)
7-я группа: Смех имел немаловажную роль в творчестве писателя. (Искажено устойчивое сочетание слов. Правильно: Смех играл немаловажную роль в творчестве писателя.)
8. Знакомство с лексическими и другими словарями и справочниками.
Учитель (или библиотекарь) знакомит учащихся со словарями различных типов, рассказывает об их особенностях.
– С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Словарь русского языка.
– В.П. Жуков. Школьный фразеологический словарь.
– Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов.
– Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь трудностей русского языка
– Д.Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке.
– Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.
9. Углубление знаний: нарушение сочетаемости как средство языковой выразительности. Индивидуальная работа с учащимися, интересующимися словесностью.
10. Творческая работа. Выразительное чтение.
«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: “черт побери все!” – его ли душе не любить ее. Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит… Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи.
11. Обобщение изученного.
12. Домашнее задание.
Допишите к словам адресант, мелодия, человечный паронимы. Составьте словосочетания со словами словарного диктанта.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Лексическая сочетаемость слов
познакомить учащихся с нормами лексической сочетаемости слов.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
На первый взгляд слово кажется чем-то простым и привычным. Но надо заметить, что при помощи правильно подобранного слова можно ясно и доступно объяснить самые сложные вещи, но можно и запутать. Можно заставить смеяться и плакать. Как говорил поэт Владимир Шефнер:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Только надо уметь пользоваться этими сокровищами, бережно обращаться с языком.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос
Ребята, давайте мы с вами повторим, что же такое лексикология?
Как вы понимаете, что же такое лексическое значение слова?
В каком словаре мы можем посмотреть значение слова?
Какие слова мы называем однозначными, а какие – многозначными?
Итак, в тетрадях запишите число и тему урока.
Слово учителя.
Слова в речи употребляются не изолированно, по одному, а в сочетаниях. Не все они свободно соединяются друг с другом. Лексическая сочетаемость слов – это их способность соединяться с определённым кругом других слов. Порой из-за сложности такого выбора в речи допускаются лексические ошибки.
Например, словосочетание «бархатный сезон» (осенние месяцы — сентябрь, октябрь — на юге).
Но нельзя сказать: «бархатная осень», к примеру.
IV. Закрепление изученного материала.
Чтение теоретического материала
Выполнение Упражнения 163
Из данных слов составьте возможные словосочетания.
Практическое упражнение
Выберите подходящий вариант (правильным может быть одно слово или оба)
1. КРУГЛЫЙ год месяц
2. КРУГЛЫЙ сирота ребенок
3. ГЛУБОКОЕ детство молчание
4. БАРХАТНЫЙ сентябрь сезон
5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой тишина
6. склонить преклонить ГОЛОВУ – выразить уважение
7. язык рот ЗАПЛЕТАЕТСЯ
8. уделить придавать ЗНАЧЕНИЕ
9. улучшить повысить УРОВЕНЬ
10. одержать потерпеть ПОБЕДУ
Исправьте ошибки
1. Я люблю наши русские березки в их подвенечном саване.
2. При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают языки.
3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились ухудшения дисциплины.
4.За достигнутые недостатки наш класс ругали на собрании.
5. В этот раз спортсменку преследовала удача.
6. В соревновании любимые фигуристы одержали поражение.
7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в глубокой юности.
8. Контрольную работу нам предложили написать устно.
9. В конце романа Павел Власов — это уже закоренелый революционер.
10. Это не играет никакого значения.
11. Фильм поможет зрителям получить мнение о России.
12. Учащиеся сегодня работали как самые отъявленные отличники.
13. В нашем классе надвигались радостные события.
14. Не будем умалчивать о вопиющих достижениях артистов.
15. В кружок пришли ребята, удрученные опытом.
Я люблю наши русские березки в их подвенечном УБОРЕ.
2. При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают РТЫ.
3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились УЛУЧШЕНИЯ дисциплины. НАША ДИСЦИПЛИНА УХУДШИЛАСЬ
4.За ВЫЯВЛЕННЫЕ недостатки наш класс ругали на собрании.
5. В этот раз спортсменкЕ СОПУТСТВОВАЛА удача.
6. В соревновании любимые фигуристы одержали ПОБЕДУ. ПОТЕРПЕЛИ ПОРАЖЕНИЕ
7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в РАННЕЙ юности.
8. Контрольную работу нам предложили ВЫПОЛНИТЬ СДЕЛАТЬ устно.
9. В конце романа Павел Власов — это уже УБЕЖДЕННЫЙ революционер.
10. Это не ИМЕЕТ никакого значения. НЕ ИГРАЕТ НИКАКОЙ РОЛИ
11. Фильм поможет зрителям СОСТАВИТЬ мнение о России.
12. Учащиеся сегодня работали как самые отъявленные ДВОЕЧНИКИ. КАК КРУГЛЫЕ ОТЛИЧНИКИ
13. В нашем классе ОЖИДАЛИСЬ радостные события.
14. Не будем умалчивать о вопиющих ПРОМАХАХ артистов.
15. В кружок пришли ребята, УМУДРЕННЫЕ опытом.
PS. Могут ли события надвигаться?
Упр.2
Выберите подходящий вариант
1. КРУГЛЫЙ год
2. КРУГЛЫЙ сирота
3. ГЛУБОКОЕ молчание
4. БАРХАТНЫЙ сезон
5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой тишина
6. УДОВЛЕТВОРЯТЬ потребности
7. ОТЪЯВЛЕННЫЙ негодяй
8. ЗАКОРЕНЕЛЫЙ преступник
9. склонить ГОЛОВУ (преклонить колени)
10. язык ЗАПЛЕТАЕТСЯ
11. придавать ЗНАЧЕНИЕ
12. повысить УРОВЕНЬ
13. выполнить ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
14. одержать ПОБЕДУ
15. уделить ВНИМАНИЕ
V . подведение итогов урока
— итак, ребята, чему был посвящен наш урок?
— какую цель мы поставили в начале урока?
VI . Домашнее задание
Пар.22 (Учить правила, словарные слова ), Упр 165
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах — события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой. «
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
И моё пожелание – пополнять свой словарный запас, пользоваться словами, о которых говорилось, чаще обращаться к сокровищнице русского языка – художественной литературе.
познакомить учащихся с нормами лексической сочетаемости слов.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
На первый взгляд слово кажется чем-то простым и привычным. Но надо заметить, что при помощи правильно подобранного слова можно ясно и доступно объяснить самые сложные вещи, но можно и запутать. Можно заставить смеяться и плакать. Как говорил поэт Владимир Шефнер:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Только надо уметь пользоваться этими сокровищами, бережно обращаться с языком.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос
Ребята, давайте мы с вами повторим, что же такое лексикология?
Как вы понимаете, что же такое лексическое значение слова?
В каком словаре мы можем посмотреть значение слова?
Какие слова мы называем однозначными, а какие – многозначными?
Итак, в тетрадях запишите число и тему урока.
Слово учителя.
Слова в речи употребляются не изолированно, по одному, а в сочетаниях. Не все они свободно соединяются друг с другом. Лексическая сочетаемость слов – это их способность соединяться с определённым кругом других слов. Порой из-за сложности такого выбора в речи допускаются лексические ошибки.
Например, словосочетание «бархатный сезон» (осенние месяцы — сентябрь, октябрь — на юге).
Но нельзя сказать: «бархатная осень», к примеру.
IV. Закрепление изученного материала.
Чтение теоретического материала
Выполнение Упражнения 163
Из данных слов составьте возможные словосочетания.
Практическое упражнение
Выберите подходящий вариант (правильным может быть одно слово или оба)
1. КРУГЛЫЙ год месяц
2. КРУГЛЫЙ сирота ребенок
3. ГЛУБОКОЕ детство молчание
4. БАРХАТНЫЙ сентябрь сезон
5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой тишина
6. склонить преклонить ГОЛОВУ – выразить уважение
7. язык рот ЗАПЛЕТАЕТСЯ
8. уделить придавать ЗНАЧЕНИЕ
9. улучшить повысить УРОВЕНЬ
10. одержать потерпеть ПОБЕДУ
Исправьте ошибки
1. Я люблю наши русские березки в их подвенечном саване.
2. При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают языки.
3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились ухудшения дисциплины.
4.За достигнутые недостатки наш класс ругали на собрании.
5. В этот раз спортсменку преследовала удача.
6. В соревновании любимые фигуристы одержали поражение.
7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в глубокой юности.
8. Контрольную работу нам предложили написать устно.
9. В конце романа Павел Власов — это уже закоренелый революционер.
10. Это не играет никакого значения.
11. Фильм поможет зрителям получить мнение о России.
12. Учащиеся сегодня работали как самые отъявленные отличники.
13. В нашем классе надвигались радостные события.
14. Не будем умалчивать о вопиющих достижениях артистов.
15. В кружок пришли ребята, удрученные опытом.
Я люблю наши русские березки в их подвенечном УБОРЕ.
2. При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают РТЫ.
3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились УЛУЧШЕНИЯ дисциплины. НАША ДИСЦИПЛИНА УХУДШИЛАСЬ
4.За ВЫЯВЛЕННЫЕ недостатки наш класс ругали на собрании.
5. В этот раз спортсменкЕ СОПУТСТВОВАЛА удача.
6. В соревновании любимые фигуристы одержали ПОБЕДУ. ПОТЕРПЕЛИ ПОРАЖЕНИЕ
7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в РАННЕЙ юности.
8. Контрольную работу нам предложили ВЫПОЛНИТЬ СДЕЛАТЬ устно.
9. В конце романа Павел Власов — это уже УБЕЖДЕННЫЙ революционер.
10. Это не ИМЕЕТ никакого значения. НЕ ИГРАЕТ НИКАКОЙ РОЛИ
11. Фильм поможет зрителям СОСТАВИТЬ мнение о России.
12. Учащиеся сегодня работали как самые отъявленные ДВОЕЧНИКИ. КАК КРУГЛЫЕ ОТЛИЧНИКИ
13. В нашем классе ОЖИДАЛИСЬ радостные события.
14. Не будем умалчивать о вопиющих ПРОМАХАХ артистов.
15. В кружок пришли ребята, УМУДРЕННЫЕ опытом.
PS. Могут ли события надвигаться?
Упр.2
Выберите подходящий вариант
1. КРУГЛЫЙ год
2. КРУГЛЫЙ сирота
3. ГЛУБОКОЕ молчание
4. БАРХАТНЫЙ сезон
5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой тишина
6. УДОВЛЕТВОРЯТЬ потребности
7. ОТЪЯВЛЕННЫЙ негодяй
8. ЗАКОРЕНЕЛЫЙ преступник
9. склонить ГОЛОВУ (преклонить колени)
10. язык ЗАПЛЕТАЕТСЯ
11. придавать ЗНАЧЕНИЕ
12. повысить УРОВЕНЬ
13. выполнить ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
14. одержать ПОБЕДУ
15. уделить ВНИМАНИЕ
V. подведение итогов урока
— итак, ребята, чему был посвящен наш урок?
— какую цель мы поставили в начале урока?
VI. Домашнее задание
Пар.22 (Учить правила, словарные слова ), Упр 165
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах — события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой. «
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
И моё пожелание – пополнять свой словарный запас, пользоваться словами, о которых говорилось, чаще обращаться к сокровищнице русского языка – художественной литературе
При построении фраз и выборе слов надо ориентироваться не только на значение последних, но и на их лексическую сочетаемость. Дело в том, что они не всегда могут употребляться друг с другом. Эта возможность ограничена семантикой, грамматическими свойствами, эмоциональной окраской, стилистической принадлежностью слов.
Смысл понятия
Основой учения о сочетаемости слов является теория академика В. В. Виноградова. Известный лингвист предположил, что способность единиц речи к созданию связи друг с другом зависит от типа их лексических значений. Всего их три:
Виды ошибок и причины их возникновения
Нарушения норм лексической сочетаемости часто встречаются даже у носителей языка. Трудность заключается в том, что необходимо не просто иметь обширный словарный запас, но и знать различные особенности современной речи. К примеру, сейчас уже невозможно объяснить, почему ночь и осень могут быть глубокими, а день и весна — нет.
В зависимости от того, чем регулируется комбинирование слов, различают три вида сочетаемости — семантическую, синтаксическую (грамматическую) и лексическую:
Нарушения лексической сочетаемости
Об этих ошибках следует рассказать отдельно, так как они встречаются часто и имеют множество разновидностей. При этом отношение к недочётам двоякое: если автор отклоняется от нормы из-за собственной невнимательности, то это свидетельствует о его небрежном отношении к языку. Однако намеренное ошибочное словоупотребление допустимо, поскольку является художественным приёмом.
Все виды нарушений можно разделить на две основных группы — смысловые и стилистические ошибки.
Смысловые недочёты
Самыми распространёнными причинами подобных ошибок считаются:
Проблемы со стилистикой
В данном случае ошибки связаны с нарушением требований стиля, неоправданным употреблением эмоционально окрашенных слов, речевой избыточностью или недостаточностью. Примеры: патриот родины, управленческий менеджмент, соединить воедино, свободная вакансия, прейскурант цен.
Подобные фразы приходится слышать довольно часто, что указывает, с одной стороны, на недостаток знаний, а с другой — на желание разнообразить речь, сделать её более выразительной.
Самыми распространёнными стилистическими ошибками являются:
Особенности употребления заимствований
С появлением интернета русский язык начал активно пополняться. Ничего плохого в этом нет: система коммуникации просто реагирует на потребности общества, и так было всегда. Функция заимствований заключается не только в обозначении предметов и понятий: новые речевые единицы обогащают речь, являясь свидетельством прогресса и международных контактов.
Однако иностранные слова поначалу имеют в русском языке особый статус: их точное значение мало кому известно, родственные связи в новой среде отсутствуют, а грамматические свойства вызывают вопросы. При этом ощущается их современность и даже некое превосходство над привычной лексикой, из-за чего люди стремятся употреблять их в речи. Естественно, при этом допускаются многочисленные орфографические, орфоэпические, грамматические ошибки. С лексической сочетаемостью тоже возникают проблемы.
Намеренные нарушения как стилистический приём
Вопрос лексической сочетаемости является сложным. Многие варианты употребления закреплены традицией, и объяснить их не могут даже языковеды. Однако постоянное расширение словарного запаса, использование словаря и стремление излагать мысли красиво и правильно поможет не только избежать ошибок, но и сделать свою речь более яркой, образной и запоминающейся.
Читайте также:
- Мировой океан и его части 7 класс конспект урока домогацких
- План конспект внеурочного занятия с одаренными детьми
- Приготовление рубленых полуфабрикатов конспект
- Перестановки алгебра 10 класс конспект
- Конспект развитие речи цветы старшая группа
Обновлено: 28.01.2023
1. Познакомить учеников с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.
2. Развивать языковое чутье, вести работу по предупреждению речевых и грамматических ошибок.
3. Поддерживать интерес к чтению русской классической литературы.
Оборудование урока:
Испорченный, разбитый, разделенный на куски.
Заключить между распростертыми руками, пальцами, лапами, плотно прижать кого/что либо к себе.
Достойный звания человека, отзывчивый, гуманный.
Только один такой, кроме него, нет никакого другого.
Являющийся типом, обнаруживающий общее в частном, индивидуальном.
Общий, одинаковый, один для всех.
Благозвучная последовательность звуков, образующая музыкальное единство.
Заключить в свои пределы, ввести в круг чего-либо.
Лишенный воли, подавленный морально, принужденный к покорности.
Ярко выраженный, обладающий особенностями, свойственными какому-нибудь типу.
Ответы
Сломанный, обхватить, человечный, единственный, типический, адресант, единый, мелодия, охватить, сломленный, типичный.
2. Знакомство с темой урока.
Из первых букв записанных слов ученики составляют слово СОЧЕТАЕМОСТЬ и называют тему урока.
3. Слово учителя.
4. Выразительное чтение наизусть (знакомство с образцовым текстом).
Ученики определяют тему прочитанного текста (о Руси).
6. Предупреждение речевых и грамматических ошибок при употреблении слова тема.
Слова для справки: излагать, выбрать, коснуться, отклониться, интересный, говорить, возвратиться, широкий, узкий, развивать, уточнить, оригинальный, заинтересоваться, перейти, заданный, сформулировать, новый, писать, вечный, рассуждать, найти.
Учитель предлагает каждой группе придумать по 3 предложения с допустимыми сочетаниями.
7. Редактирование.
1-я группа: Сегодня хотелось бы рассказать и проанализировать один эпизод из биографии Гоголя. (Глаголы с различным управлением нельзя объединять в ряд однородных членов. Правильно: Сегодня хотелось бы рассказать об одном эпизоде из жизни Гоголя и проанализировать его.)
2-я группа: Писатель всегда уделял много места теме Родины. (Искажено устойчивое словосочетание. Правильно: Писатель всегда уделял много внимания теме Родины.)
4-я группа: Вопреки указания цензуры Гоголь оставил текст поэмы без изменения. (Неправильно выбран падеж. Правильно: Вопреки указанию цензуры Гоголь оставил текст поэмы без изменения.)
5-я группа: Чичиков приехал с города к Манилову и попросил продать мертвые души. (Неправильно выбран предлог. Правильно: Чичиков приехал из города к Манилову и попросил продать мертвые души.)
6-я группа: Манилов удивился и подумал, не спятил ли гость как-нибудь невзначай в уме. (Искажен фразеологизм. Правильно: Манилов удивился и подумал, не спятил ли гость как-нибудь невзначай с ума.)
7-я группа: Смех имел немаловажную роль в творчестве писателя. (Искажено устойчивое сочетание слов. Правильно: Смех играл немаловажную роль в творчестве писателя.)
8. Знакомство с лексическими и другими словарями и справочниками.
Учитель (или библиотекарь) знакомит учащихся со словарями различных типов, рассказывает об их особенностях.
– С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Словарь русского языка.
– В.П. Жуков. Школьный фразеологический словарь.
– Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов.
– Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь трудностей русского языка
– Д.Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке.
– Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.
9. Углубление знаний: нарушение сочетаемости как средство языковой выразительности. Индивидуальная работа с учащимися, интересующимися словесностью.
10. Творческая работа. Выразительное чтение.
«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: “черт побери все!” – его ли душе не любить ее. Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит… Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи.
11. Обобщение изученного.
12. Домашнее задание.
Допишите к словам адресант, мелодия, человечный паронимы. Составьте словосочетания со словами словарного диктанта.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Лексическая сочетаемость слов
познакомить учащихся с нормами лексической сочетаемости слов.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
На первый взгляд слово кажется чем-то простым и привычным. Но надо заметить, что при помощи правильно подобранного слова можно ясно и доступно объяснить самые сложные вещи, но можно и запутать. Можно заставить смеяться и плакать. Как говорил поэт Владимир Шефнер:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Только надо уметь пользоваться этими сокровищами, бережно обращаться с языком.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос
Ребята, давайте мы с вами повторим, что же такое лексикология?
Как вы понимаете, что же такое лексическое значение слова?
В каком словаре мы можем посмотреть значение слова?
Какие слова мы называем однозначными, а какие – многозначными?
Итак, в тетрадях запишите число и тему урока.
Слово учителя.
Слова в речи употребляются не изолированно, по одному, а в сочетаниях. Не все они свободно соединяются друг с другом. Лексическая сочетаемость слов – это их способность соединяться с определённым кругом других слов. Порой из-за сложности такого выбора в речи допускаются лексические ошибки.
Например, словосочетание «бархатный сезон» (осенние месяцы — сентябрь, октябрь — на юге).
Но нельзя сказать: «бархатная осень», к примеру.
IV. Закрепление изученного материала.
Чтение теоретического материала
Выполнение Упражнения 163
Из данных слов составьте возможные словосочетания.
Практическое упражнение
Выберите подходящий вариант (правильным может быть одно слово или оба)
1. КРУГЛЫЙ год месяц
2. КРУГЛЫЙ сирота ребенок
3. ГЛУБОКОЕ детство молчание
4. БАРХАТНЫЙ сентябрь сезон
5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой тишина
6. склонить преклонить ГОЛОВУ – выразить уважение
7. язык рот ЗАПЛЕТАЕТСЯ
8. уделить придавать ЗНАЧЕНИЕ
9. улучшить повысить УРОВЕНЬ
10. одержать потерпеть ПОБЕДУ
Исправьте ошибки
1. Я люблю наши русские березки в их подвенечном саване.
2. При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают языки.
3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились ухудшения дисциплины.
4.За достигнутые недостатки наш класс ругали на собрании.
5. В этот раз спортсменку преследовала удача.
6. В соревновании любимые фигуристы одержали поражение.
7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в глубокой юности.
8. Контрольную работу нам предложили написать устно.
9. В конце романа Павел Власов — это уже закоренелый революционер.
10. Это не играет никакого значения.
11. Фильм поможет зрителям получить мнение о России.
12. Учащиеся сегодня работали как самые отъявленные отличники.
13. В нашем классе надвигались радостные события.
14. Не будем умалчивать о вопиющих достижениях артистов.
15. В кружок пришли ребята, удрученные опытом.
Я люблю наши русские березки в их подвенечном УБОРЕ.
2. При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают РТЫ.
3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились УЛУЧШЕНИЯ дисциплины. НАША ДИСЦИПЛИНА УХУДШИЛАСЬ
4.За ВЫЯВЛЕННЫЕ недостатки наш класс ругали на собрании.
5. В этот раз спортсменкЕ СОПУТСТВОВАЛА удача.
6. В соревновании любимые фигуристы одержали ПОБЕДУ. ПОТЕРПЕЛИ ПОРАЖЕНИЕ
7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в РАННЕЙ юности.
8. Контрольную работу нам предложили ВЫПОЛНИТЬ СДЕЛАТЬ устно.
9. В конце романа Павел Власов — это уже УБЕЖДЕННЫЙ революционер.
10. Это не ИМЕЕТ никакого значения. НЕ ИГРАЕТ НИКАКОЙ РОЛИ
11. Фильм поможет зрителям СОСТАВИТЬ мнение о России.
12. Учащиеся сегодня работали как самые отъявленные ДВОЕЧНИКИ. КАК КРУГЛЫЕ ОТЛИЧНИКИ
13. В нашем классе ОЖИДАЛИСЬ радостные события.
14. Не будем умалчивать о вопиющих ПРОМАХАХ артистов.
15. В кружок пришли ребята, УМУДРЕННЫЕ опытом.
PS. Могут ли события надвигаться?
Упр.2
Выберите подходящий вариант
1. КРУГЛЫЙ год
2. КРУГЛЫЙ сирота
3. ГЛУБОКОЕ молчание
4. БАРХАТНЫЙ сезон
5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой тишина
6. УДОВЛЕТВОРЯТЬ потребности
7. ОТЪЯВЛЕННЫЙ негодяй
8. ЗАКОРЕНЕЛЫЙ преступник
9. склонить ГОЛОВУ (преклонить колени)
10. язык ЗАПЛЕТАЕТСЯ
11. придавать ЗНАЧЕНИЕ
12. повысить УРОВЕНЬ
13. выполнить ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
14. одержать ПОБЕДУ
15. уделить ВНИМАНИЕ
V . подведение итогов урока
— итак, ребята, чему был посвящен наш урок?
— какую цель мы поставили в начале урока?
VI . Домашнее задание
Пар.22 (Учить правила, словарные слова ), Упр 165
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах — события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой. «
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
И моё пожелание – пополнять свой словарный запас, пользоваться словами, о которых говорилось, чаще обращаться к сокровищнице русского языка – художественной литературе.
познакомить учащихся с нормами лексической сочетаемости слов.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
На первый взгляд слово кажется чем-то простым и привычным. Но надо заметить, что при помощи правильно подобранного слова можно ясно и доступно объяснить самые сложные вещи, но можно и запутать. Можно заставить смеяться и плакать. Как говорил поэт Владимир Шефнер:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Только надо уметь пользоваться этими сокровищами, бережно обращаться с языком.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос
Ребята, давайте мы с вами повторим, что же такое лексикология?
Как вы понимаете, что же такое лексическое значение слова?
В каком словаре мы можем посмотреть значение слова?
Какие слова мы называем однозначными, а какие – многозначными?
Итак, в тетрадях запишите число и тему урока.
Слово учителя.
Слова в речи употребляются не изолированно, по одному, а в сочетаниях. Не все они свободно соединяются друг с другом. Лексическая сочетаемость слов – это их способность соединяться с определённым кругом других слов. Порой из-за сложности такого выбора в речи допускаются лексические ошибки.
Например, словосочетание «бархатный сезон» (осенние месяцы — сентябрь, октябрь — на юге).
Но нельзя сказать: «бархатная осень», к примеру.
IV. Закрепление изученного материала.
Чтение теоретического материала
Выполнение Упражнения 163
Из данных слов составьте возможные словосочетания.
Практическое упражнение
Выберите подходящий вариант (правильным может быть одно слово или оба)
1. КРУГЛЫЙ год месяц
2. КРУГЛЫЙ сирота ребенок
3. ГЛУБОКОЕ детство молчание
4. БАРХАТНЫЙ сентябрь сезон
5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой тишина
6. склонить преклонить ГОЛОВУ – выразить уважение
7. язык рот ЗАПЛЕТАЕТСЯ
8. уделить придавать ЗНАЧЕНИЕ
9. улучшить повысить УРОВЕНЬ
10. одержать потерпеть ПОБЕДУ
Исправьте ошибки
1. Я люблю наши русские березки в их подвенечном саване.
2. При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают языки.
3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились ухудшения дисциплины.
4.За достигнутые недостатки наш класс ругали на собрании.
5. В этот раз спортсменку преследовала удача.
6. В соревновании любимые фигуристы одержали поражение.
7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в глубокой юности.
8. Контрольную работу нам предложили написать устно.
9. В конце романа Павел Власов — это уже закоренелый революционер.
10. Это не играет никакого значения.
11. Фильм поможет зрителям получить мнение о России.
12. Учащиеся сегодня работали как самые отъявленные отличники.
13. В нашем классе надвигались радостные события.
14. Не будем умалчивать о вопиющих достижениях артистов.
15. В кружок пришли ребята, удрученные опытом.
Я люблю наши русские березки в их подвенечном УБОРЕ.
2. При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают РТЫ.
3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились УЛУЧШЕНИЯ дисциплины. НАША ДИСЦИПЛИНА УХУДШИЛАСЬ
4.За ВЫЯВЛЕННЫЕ недостатки наш класс ругали на собрании.
5. В этот раз спортсменкЕ СОПУТСТВОВАЛА удача.
6. В соревновании любимые фигуристы одержали ПОБЕДУ. ПОТЕРПЕЛИ ПОРАЖЕНИЕ
7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в РАННЕЙ юности.
8. Контрольную работу нам предложили ВЫПОЛНИТЬ СДЕЛАТЬ устно.
9. В конце романа Павел Власов — это уже УБЕЖДЕННЫЙ революционер.
10. Это не ИМЕЕТ никакого значения. НЕ ИГРАЕТ НИКАКОЙ РОЛИ
11. Фильм поможет зрителям СОСТАВИТЬ мнение о России.
12. Учащиеся сегодня работали как самые отъявленные ДВОЕЧНИКИ. КАК КРУГЛЫЕ ОТЛИЧНИКИ
13. В нашем классе ОЖИДАЛИСЬ радостные события.
14. Не будем умалчивать о вопиющих ПРОМАХАХ артистов.
15. В кружок пришли ребята, УМУДРЕННЫЕ опытом.
PS. Могут ли события надвигаться?
Упр.2
Выберите подходящий вариант
1. КРУГЛЫЙ год
2. КРУГЛЫЙ сирота
3. ГЛУБОКОЕ молчание
4. БАРХАТНЫЙ сезон
5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой тишина
6. УДОВЛЕТВОРЯТЬ потребности
7. ОТЪЯВЛЕННЫЙ негодяй
8. ЗАКОРЕНЕЛЫЙ преступник
9. склонить ГОЛОВУ (преклонить колени)
10. язык ЗАПЛЕТАЕТСЯ
11. придавать ЗНАЧЕНИЕ
12. повысить УРОВЕНЬ
13. выполнить ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
14. одержать ПОБЕДУ
15. уделить ВНИМАНИЕ
V. подведение итогов урока
— итак, ребята, чему был посвящен наш урок?
— какую цель мы поставили в начале урока?
VI. Домашнее задание
Пар.22 (Учить правила, словарные слова ), Упр 165
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах — события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой. «
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
И моё пожелание – пополнять свой словарный запас, пользоваться словами, о которых говорилось, чаще обращаться к сокровищнице русского языка – художественной литературе
При построении фраз и выборе слов надо ориентироваться не только на значение последних, но и на их лексическую сочетаемость. Дело в том, что они не всегда могут употребляться друг с другом. Эта возможность ограничена семантикой, грамматическими свойствами, эмоциональной окраской, стилистической принадлежностью слов.
Смысл понятия
Основой учения о сочетаемости слов является теория академика В. В. Виноградова. Известный лингвист предположил, что способность единиц речи к созданию связи друг с другом зависит от типа их лексических значений. Всего их три:
Виды ошибок и причины их возникновения
Нарушения норм лексической сочетаемости часто встречаются даже у носителей языка. Трудность заключается в том, что необходимо не просто иметь обширный словарный запас, но и знать различные особенности современной речи. К примеру, сейчас уже невозможно объяснить, почему ночь и осень могут быть глубокими, а день и весна — нет.
В зависимости от того, чем регулируется комбинирование слов, различают три вида сочетаемости — семантическую, синтаксическую (грамматическую) и лексическую:
Нарушения лексической сочетаемости
Об этих ошибках следует рассказать отдельно, так как они встречаются часто и имеют множество разновидностей. При этом отношение к недочётам двоякое: если автор отклоняется от нормы из-за собственной невнимательности, то это свидетельствует о его небрежном отношении к языку. Однако намеренное ошибочное словоупотребление допустимо, поскольку является художественным приёмом.
Все виды нарушений можно разделить на две основных группы — смысловые и стилистические ошибки.
Смысловые недочёты
Самыми распространёнными причинами подобных ошибок считаются:
Проблемы со стилистикой
В данном случае ошибки связаны с нарушением требований стиля, неоправданным употреблением эмоционально окрашенных слов, речевой избыточностью или недостаточностью. Примеры: патриот родины, управленческий менеджмент, соединить воедино, свободная вакансия, прейскурант цен.
Подобные фразы приходится слышать довольно часто, что указывает, с одной стороны, на недостаток знаний, а с другой — на желание разнообразить речь, сделать её более выразительной.
Самыми распространёнными стилистическими ошибками являются:
Особенности употребления заимствований
С появлением интернета русский язык начал активно пополняться. Ничего плохого в этом нет: система коммуникации просто реагирует на потребности общества, и так было всегда. Функция заимствований заключается не только в обозначении предметов и понятий: новые речевые единицы обогащают речь, являясь свидетельством прогресса и международных контактов.
Однако иностранные слова поначалу имеют в русском языке особый статус: их точное значение мало кому известно, родственные связи в новой среде отсутствуют, а грамматические свойства вызывают вопросы. При этом ощущается их современность и даже некое превосходство над привычной лексикой, из-за чего люди стремятся употреблять их в речи. Естественно, при этом допускаются многочисленные орфографические, орфоэпические, грамматические ошибки. С лексической сочетаемостью тоже возникают проблемы.
Намеренные нарушения как стилистический приём
Вопрос лексической сочетаемости является сложным. Многие варианты употребления закреплены традицией, и объяснить их не могут даже языковеды. Однако постоянное расширение словарного запаса, использование словаря и стремление излагать мысли красиво и правильно поможет не только избежать ошибок, но и сделать свою речь более яркой, образной и запоминающейся.
Читайте также:
- Мировой океан и его части 7 класс конспект урока домогацких
- План конспект внеурочного занятия с одаренными детьми
- Приготовление рубленых полуфабрикатов конспект
- Перестановки алгебра 10 класс конспект
- Конспект развитие речи цветы старшая группа
Лексическая
сочетаемость слов
Цели
урока:
·
обобщить знания учащихся по разделу «Лексикология»,
совершенствовать навыки пользования ими в устной и письменной речи;
·
познакомить учащихся с нормами лексической сочетаемости слов.
Ход урока
1.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Мне
хотелось бы начать его с эпиграфа «Безграничны сокровища русского языка» – слов
русского поэта Владимира Луговского.
На
первый взгляд слово кажется чем-то простым и привычным. Но надо заметить, что
при помощи правильно подобранного слова можно ясно и доступно объяснить самые
сложные вещи, но можно и запутать. Можно заставить смеяться и плакать. Как
говорил поэт Владимир Шефнер:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Только
надо уметь пользоваться этими сокровищами, бережно обращаться с языком.
II.
Проверка домашнего задания.
Фронтальный
опрос
·
Ребята, давайте мы с вами повторим, что же такое лексикология?
·
Как вы понимаете, что же такое лексическое значение слова?
·
В каком словаре мы можем посмотреть значение слова?
·
Какие слова мы называем однозначными, а какие – многозначными?
III.
Сообщение темы урока.
Сегодня
на уроке мы будем не только писать, но и много говорить, обсуждать, узнавать. И
цель занятия – изучение нового материала «Лексическая сочетаемость слов».
Итак,
в тетрадях запишите число и тему урока.
Слово учителя.
Слова в речи употребляются не изолированно, по одному, а в
сочетаниях. Не все они свободно соединяются друг с другом. Лексическая
сочетаемость слов – это их способность соединяться с определённым кругом других
слов. Порой из-за сложности такого выбора в речи допускаются лексические
ошибки.
Например, словосочетание «бархатный сезон» (осенние
месяцы — сентябрь, октябрь — на юге).
Но нельзя сказать: «бархатная осень»,
к примеру.
IV.
Закрепление изученного материала.
Чтение теоретического материала
·
Стр. 76
·
Выполнение Упражнения
163
Из данных слов составьте возможные словосочетания.
Практическое упражнение
Выберите подходящий вариант (правильным
может быть одно слово или оба)
1. КРУГЛЫЙ год месяц
2. КРУГЛЫЙ сирота ребенок
3. ГЛУБОКОЕ детство молчание
4. БАРХАТНЫЙ сентябрь сезон
5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой тишина
6. склонить преклонить ГОЛОВУ – выразить
уважение
7. язык рот ЗАПЛЕТАЕТСЯ
8. уделить придавать ЗНАЧЕНИЕ
9. улучшить повысить УРОВЕНЬ
10. одержать потерпеть ПОБЕДУ
Исправьте
ошибки
1. Я люблю
наши русские березки в их подвенечном саване.
2. При
тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают языки.
3. Нам сказали,
что в первой четверти мы добились ухудшения дисциплины.
4.За
достигнутые недостатки наш класс ругали на собрании.
5. В этот
раз спортсменку преследовала удача.
6. В
соревновании любимые фигуристы одержали поражение.
7. Пушкин
стал писать замечательные стихи уже в глубокой юности.
8.
Контрольную работу нам предложили написать устно.
9. В конце
романа Павел Власов — это уже закоренелый революционер.
10. Это не
играет никакого значения.
11. Фильм
поможет зрителям получить мнение о России.
12.
Учащиеся сегодня работали как самые отъявленные отличники.
13. В
нашем классе надвигались радостные события.
14. Не
будем умалчивать о вопиющих достижениях артистов.
15. В
кружок пришли ребята, удрученные опытом.
.
Я люблю наши русские березки в их подвенечном УБОРЕ.
2. При тоталитарном режиме нет свободы слова,
всем зажимают РТЫ.
3. Нам сказали, что в первой четверти мы
добились УЛУЧШЕНИЯ дисциплины. НАША ДИСЦИПЛИНА УХУДШИЛАСЬ
4.За ВЫЯВЛЕННЫЕ недостатки наш класс ругали на
собрании.
5. В этот раз спортсменкЕ СОПУТСТВОВАЛА удача.
6. В соревновании любимые фигуристы одержали
ПОБЕДУ. ПОТЕРПЕЛИ ПОРАЖЕНИЕ
7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в
РАННЕЙ юности.
8. Контрольную работу нам предложили ВЫПОЛНИТЬ
СДЕЛАТЬ устно.
9. В конце романа Павел Власов — это уже
УБЕЖДЕННЫЙ революционер.
10. Это не ИМЕЕТ никакого значения. НЕ ИГРАЕТ
НИКАКОЙ РОЛИ
11. Фильм поможет зрителям СОСТАВИТЬ мнение о
России.
12. Учащиеся сегодня работали как самые
отъявленные ДВОЕЧНИКИ. КАК КРУГЛЫЕ ОТЛИЧНИКИ
13. В нашем классе ОЖИДАЛИСЬ радостные события.
14. Не будем умалчивать о вопиющих ПРОМАХАХ
артистов.
15. В кружок пришли ребята, УМУДРЕННЫЕ опытом.
PS. Могут ли события надвигаться?
Упр.2
Выберите подходящий вариант
1. КРУГЛЫЙ год
2. КРУГЛЫЙ сирота
3. ГЛУБОКОЕ молчание
4. БАРХАТНЫЙ сезон
5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой тишина
6. УДОВЛЕТВОРЯТЬ потребности
7. ОТЪЯВЛЕННЫЙ негодяй
8. ЗАКОРЕНЕЛЫЙ преступник
9. склонить ГОЛОВУ (преклонить колени)
10. язык ЗАПЛЕТАЕТСЯ
11. придавать ЗНАЧЕНИЕ
12. повысить УРОВЕНЬ
13. выполнить ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
14. одержать ПОБЕДУ
15. уделить ВНИМАНИЕ
V.
подведение итогов урока
—
итак, ребята, чему был посвящен наш урок?
—
какую цель мы поставили в начале урока?
—
достигли мы её?
VI.
Домашнее задание
Пар.22
(Учить правила, словарные слова ), Упр 165
Заканчивая
урок, хочется прочитать стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Словарь».
Усердней
с каждым днем гляжу в словарь.
В
его столбцах мерцают искры чувства.
В
подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа
в руке свой потайной фонарь.
На
всех словах — события печать.
Они
дались недаром человеку.
Читаю:
«Век. От века. Вековать.
Век
доживать. Бог сыну не дал веку.
Век
заедать, век заживать чужой…»
В
словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет,
не словарь лежит передо мной,
А
древняя рассыпанная повесть.
И
моё пожелание – пополнять свой словарный запас, пользоваться словами, о которых
говорилось, чаще обращаться к сокровищнице русского языка – художественной
литературе.
МБОУ СОШ №2
Урок по русскому языку для 9 класса.
Лексическая и грамматическая сочетаемость слов.
Учителя русского языка и литературы
Козаченко Марины Леонидовны.
г. Темрюк.
2013г.
Лексическая и грамматическая сочетаемость слов.
Цели урока:
- Познакомить учеников с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.
- Развивать языковое чутьё. Вести работу по предупреждению речевых и грамматических ошибок.
- Поддерживать интерес к чтению русской классической литературы-.
Оборудование урока:
- Выставка к уроку, посвящённая творчеству Н.В. Гоголя.
- Раздаточный материал для групповой работы.
- Плакат «Классификация ошибок, связанных с нарушением сочетаемости слов».
- Выставка лексических словарей.
- Фломастеры красные и синие.
Ход урока.
- Словарная работа «Узнай слово по его лексическому значению».
- Способный легко растрогаться, расчувствоваться.
- Придать чему- нибудь окончательную и необходимую форму.
- Отзывчивый, гуманный.
- Умильный, слащавый в обращении.
- Громадный, свойственный титану.
- Человек, который ведёт строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий.
- Непринуждённый, натуральный.
- Болезненно-угнетённое состояние, тоска, хандра.
- Очарование, притягательная сила.
- Человек, легко возбудимый с быстрой сменой эмоций.
- Положение, кратко излагающее какую-нибудь идею. А также одну из основных мыслей сочинения, доклада.
Ответы:
- сентиментальный.
- оформить.
- человечный.
- елейный.
- титанический.
- аскет.
- естественный.
- меланхолия.
- обаяние.
- сангвиник.
- тезис.
1
2.Знакомство с темой урока.
Из первых букв записанных слов ученики составляют слово СОЧЕТАЕМОСТЬ и называют тему урока.
Сочетаемость – способность языковых элементов соединяться друг с другом в речи.
3. Слово учителя.
Познакомиться со статьёй «ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ» из «Энциклопедического словаря юного филолога».
Слова в предложении связаны друг с другом грамматически и по смыслу. Грамматические связи обеспечивают грамматическую правильность речи. Примеры грамматических связей:
Согласование прилагательного- определения с определяемым существительным в роде, числе и падеже (спелый колос – спелая вишня – спелое яблоко – спелые плоды), глагольное управление существительными (забиваю гвоздь, вышел на улицу, занимались спортом).
Смысловые связи обеспечивают правильность высказывания по смыслу.
Лексическая сочетаемость слова – это его способность вступать в сочетания не с любым словом из какого-либо семантического класса. А только с некоторыми. Например, существует класс слов. объединяющих общим смыслом множество, совокупность: стадо, табун, стая, рой, косяк, орда и т.п.
При необходимости обозначить множество каких-нибудь животных мы не можем сочетать название любого животного с любым из этих слов.
Говорят: стадо коров, табун лошадей, стая птиц или волков, рой пчёл, косяк рыбы и т.п.
Различия в лексической сочетаемости могут быть не только между языками, но внутри одного языка – в разные эпохи его развития.
4. Знакомство с другими лексическими словарями и справочниками.
Учитель знакомит учащихся со словарями различных типов, рассказывает об их особенностях.
- С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Словарь русского языка».
- В.П. Жуков. «Школьный фразеологический словарь».
- Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. «Словарь трудностей русского языка».
- Д.Э. Розенталь. «Справочник по русскому языку. Управление в русском языке».
- Д.Э. Розенталь. «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию».
2
5. Найдём предложения, в которых нарушены правила лексической сочетаемости.
- Поэма «Мёртвые души» оказала на меня просто неизгладимое впечатление.
- Ноздрёв сыграл большую роль в этой истории.
- Это не играет никакого значения.
- У него особая стать жизни.
- Манилов любит жену.
- Поэма поможет читателям получить мнение о России XIX века.
- Манилов продал мёртвые души Чичикову.
- Чичиков не подсчитывал убытки.
- Ноздрёв не уделяет внимание семье.
- Чичиков придаёт большое значение сбору мёртвых душ.
Ключ: 1,3,4,6,10.
- Выразительное чтение наизусть (знакомство с образцовым текстом).
Ученик читает отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
« И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери всё!» — его ли душе не любить её?.. Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь. И всё летит… Эх тройка! птица тройка, кто тебя выдумал7 знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябят тебе в очи.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?.. Куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
- Редактирование.
Учащиеся делятся на группы. Каждой группе предлагается предложение с речевой или грамматической ошибкой. Ученики должны найти ошибку, исправить её (речевую – фломастером красного цвета, грамматическую – синего), классифицировать ошибку, используя плакат «Ошибки, связанные с нарушением лексической и грамматической сочетаемости слов». От имени группы с ответом выступает её руководитель, выбранный из числа членов группы.
1-я группа: Сегодня хотелось бы рассказать и проанализировать один эпизод из биографии Гоголя. (Глаголы с различным управлением нельзя объединять в ряд однородных членов. Правильно: Сегодня хотелось бы рассказать об одном эпизоде из биографии Гоголя и проанализировать.)
2-я группа: Писатель уделял много места теме Родины. (Искажено устойчивое словосочетание. Правильно: Писатель всегда уделял много внимания теме Родины.)
3
3-я группа: В «Мёртвых душах» автор чётко изображает жизнь России первой половины девятнадцатого века. ( Неправильно подобрано наречие – «усилительное» слово-спутник. Правильно: В «Мёртвых душах» автор ярко изображает жизнь России первой половины девятнадцатого века.)
4-я группа: Вопреки указания цензуры Гоголь оставил текст поэмы без изменения. ( Неправильно выбран падеж. Правильно: Вопреки указанию цензуры Гоголь оставил текст поэмы без изменения.)
5-я группа: Чичиков приехал с города к Манилову и попросил продать мёртвые души. (Неправильно выбран предлог. Правильно: Чичиков приехал из города к Манилову и попросил продать мёртвые души.)
6-я группа: Манилов удивился и подумал, не спятил ли гость невзначай в уме. Искажён фразеологизм. Правильно: Манилов удивился и подумал, не спятил ли гость невзначай с ума.)
8. Обобщение изученного.
Ученики отвечают на вопрос: «Что вы узнали сегодня на уроке?»
9. Домашнее задание.
Найдите словосочетания, которые построены правильно:
- преимущество над чем-либо.
- роль стали играть.
- беспокоиться за сына.
- подвести результат.
- проявить внимание к кому-либо.
- превосходство над кем-либо.
- уделить внимание к кому-либо.
- оплатить за проезд.
- заплатить за проезд.
- поднять тост.
М.Л. Козаченко,
Краснодарский край
г. Темрюк.
4
—
Урок
русского языка Абумова Н.М.
Урок-исследование
в 9 классе.
Тема урока: сочетаемость слов. (Урок развития речи)
Цели урока:
1.
Познакомить учеников с нормами лексической и
грамматической сочетаемости слов.
2.
Развивать языковое чутье, вести работу по
предупреждению речевых и грамматических ошибок.
3.
Поддерживать интерес к чтению русской классической
литературы.
4.
Учить навыкам исследовательской работы.
5.
Патриотическое воспитание на текстах Н.В. Гоголя.
Оборудование урока:
1.
Выставка к уроку, посвященная творчеству Н.В.
Гоголя.
2.
Раздаточный материал для групповой работы.
3.
Плакат «Классификация ошибок, связанных с
нарушением сочетаемости слов».
4.
Выставка лексических словарей.
5.
Фломастеры красные и синие по 4 каждого цвета.
Ход
урока.
1.
Словарная работа «Узнай слово по его
лексическому значению».
Испорченный,
разбитый, разделенный на куски.
Заключить между
распростертыми руками, пальцами, лапами, плотно прижать кого/что либо к себе.
Достойный звания
человека, отзывчивый, гуманный.
Только один такой,
кроме него, нет никакого другого.
Являющийся типом,
обнаруживающий общее в частном, индивидуальном.
Отправитель
послания, почтового или телеграфного сообщения.
Общий, одинаковый,
один для всех.
Благозвучная
последовательность звуков, образующая музыкальное единство.
Заключить в свои
пределы, ввести в круг чего-либо.
Лишенный воли,
подавленный морально, принужденный к покорности.
Ярко выраженный,
обладающий особенностями, свойственными какому-нибудь типу.
Ответы.
Сломанный,
обхватить, человечный, единственный, типический, адресант, единый, мелодия,
охватить, сломленный, типичный.
2.
Знакомство с темой урока.
Из первых букв
записанных слов ученики составляют слово СОЧЕТАЕМОСТЬ и называют тему урока.
3.
Познакомимся со статьей «Лексическая
сочетаемость» из «Энциклопедического юного филолога».
Слова в
предложении связаны друг с другом грамматически и по смыслу. Грамматические
связи обеспечивают грамматическую правильность речи. Примеры грамматических
связей: согласование прилагательного-определения с определяемыми
существительными в роде, числе и падеже (спелый колос – спелая вишня –
спелое яблоко – спелые плоды), глагольное управление существительными (забиваю
гвоздь, вышел на улицу, занимались спортом).
Смысловые связи
обеспечивают правильность высказывания по смыслу.
В отличие от
грамматических связей, которые, как правило, обнаруживают себя в форме
связываемых слов )например, в окончаниях), смысловые отношения слов редко
выражаются в их облике. Тем не менее, употребляя слово в речи, мы должны согласовывать
его по смыслу с другими словами. Это смысловое согласование выражается в двух
типах словесной сочетаемости – семантической и лексической.
Семантическая
сочетаемость слова – это его способность вступать в сочетания с целыми
классами слов, объединяемых общностью смысла. Например, глаголы думать,
полагать, радоваться, смеяться, грустить и другие описывают различные
состояния человека; значит, и сочетаться они могут лишь с такими словами,
которые обозначают человека (это и есть один из семантических классов): мальчик,
старик, прохожий, врач, учительница и т.п. Только в сказке или в
фантастической повести возможны выражения вроде коза задумалась или шкаф
засмеялся.
Лексическая
сочетаемость слова – это его способность вступать в сочетания не с любым
словом из какого-либо семантического класса, а только с некоторыми. Например,
существует класс слов, объединяемых общим смыслом множество, совокупность.: стадо,
табун, стая, рой, косяк и т.п. При необходимости обозначить множество
каких-нибудь животных мы не можем сочетать название любого животного с любым из
этих слов. Говорят: стадо коров, табун лошадей, стая птиц, рой пчел, косяк
рыбы (но не «стая рыбы или рыб», «стадо пчел», «рой лошадей» и т.п.)
Причину подобного
разнообразия можно усмотреть в реальном многообразии обозначаемых предметов,
веществ и явлений: так, коровы и птицы, лошади и пчелы, пчелы и рыбы столь
различны по самой своей природе, что и удивляться нечего разному «поведению»
соответствующих слов в сочетаниях с другими словами.
Но в случае, когда
речь идет не о конкретных вещах, а, скажем, об отношениях или действиях (т.е. о
лексике отвлеченной, абстрактной), сочетаемость слов лексически обусловлена.
Пишут: совершить нападение, произвести осмотр, оказывать сопротивление, дать
совет. Очевидно, что глаголы совершить, произвести, оказывать, дать
в этих сочетаниях играют одну и ту же роль — «оглаголивают» существительное,
которое при необходимости легко превратить в глагол, равный по смыслу всему
словосочетанию: напасть, осмотреть, сопротивляться, посоветовать. Однако
язык четко разграничивает сочетаемость этих глаголов (и существительных с
глаголами) и ни один человек, владеющий русским языком, никогда не скажет и не
напишет «совершить совет» или «производить сопротивление».
Поистине поразительна
та избирательная сила, которой наделено языковое сознание человека, говорящего
на родном для него языке: он не ошибется, не спутает обороты потерять
терпение и утратить спокойствие. Но как же должно быть сложно то
устройство в мозгу, которое управляет лексической сочетаемостью!
Избирательность
языка в словесных сочетаниях порождает его идиоматичность, национальную
самобытность и выразительность. Эти свойства формируются веками, в процессе
длительного употребления слова. Они отличают один язык от других и составляют
главную трудность при овладении языком.
Так, например,
не исключено, что француз, изучающий русский язык, восхищаясь чем-нибудь, может
воскликнуть: «Сильно хорошо!». Ведь французское выражение fort bien, соответствующее нашему очень хорошо,
буквально переводится именно так: «сильно хорошо». Клочок земли он может
назвать: «углом земли» (таков буквальный перевод французского выражения coin
de terre), виновника пожара – «автором пожара» (I,auteur de I,incendie).
Различия в
лексической сочетаемости могут быть не только между языками, но и внутри одного
языка – в разные эпохи его развития.
4.
Выразительное чтение наизусть (знакомство с образцовым текстом).
Ученик читает
отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
«Русь! Вижу тебя,
из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно
в тебе… неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не
обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная стать влечет к
тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая… песня? Что в
ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце?.. Что пророчит сей
необъятный простор? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где
развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство.… У!
какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..»
5.
Повторение понятия «тема текста».
Ученики определяют
тему прочитанного текста (о Руси).
6.
Предупреждение речевых и грамматических
ошибок при употреблении слова тема.
Учащиеся, используя
таблицу или раздаточный материал, подбирают к слову «тема» слова-спутники и
оформляют записи в тетради, определяют падеж слова.
Тему (её) можно (вин. п.)
Темы (её) можно (род. п.)
От темы (от неё) можно (род. п.)
Темой (ею) можно (твор. п.)
К теме (к ней) можно (дат. п.)
На тему (на какую-то) можно (вин. п.)
Тема может быть
Слова для справки: излагать, выбрать, коснуться, отклониться, интересный, говорить,
возвратиться, широкий, узкий, развивать, уточнить, оригинальный,
заинтересоваться, перейти, заданный, сформулировать, новый, писать, вечный,
рассуждать, найти.
Учитель предлагает
каждой группе придумать по 3 предложения с допустимыми сочетаниями.
7.
Редактирование.
Учащиеся делятся на
группы. Каждой группе предлагается предложение с речевой или грамматической
ошибкой. Ученики должны найти ошибку, исправить её ( речевую – фломастером
красного цвета, грамматическую – синего), классифицировать ошибку, используя
плакат «Ошибки, связанные с нарушением лексической и грамматической
сочетаемости слов». От имени группы с ответом выступает её руководитель,
выбранный из числа членов группы.
1 группа: Сегодня хотелось бы рассказать и проанализировать один эпизод из
биографии Гоголя. (Глаголы с различным управлением нельзя объединять в ряд
однородных членов. Правильно: Сегодня хотелось бы рассказать об одном
эпизоде из жизни Гоголя и проанализировать его.)
Писатель всегда уделял много места теме Родины. (Искажено устойчивое словосочетание. Правильно: Писатель всегда
уделял много внимания теме Родины.)
В «Мертвых душах» автор четко изображает жизнь России первой половины
девятнадцатого века. (Неправильно подобрано наречие –
«усилительное» слово-спутник. Правильно: В «Мертвых душах» автор ярко
изображает жизнь России первой половины девятнадцатого века.)
2 группа: Вопреки указания цензуры Гоголь оставил текст поэмы без изменения. (Неправильно выбран падеж. Правильно: Вопреки указанию цензуры
Гоголь оставил текст поэмы без изменения).
Чичиков приехал с города к Манилову и попросил продать мертвые души. (неправильно выбран предлог). Правильно: Чичиков приехал из города
к Манилову и попросил продать мертвые души.
Манилов удивился и подумал, не спятил ли гость как-нибудь невзначай в
уме. (Искажен фразеологизм. Правильно: Манилов
удивился и подумал, не спятил ли гость как-нибудь невзначай с ума.)
Смех имел немаловажную роль в творчестве писателя. (Искажено устойчивое сочетание слов. Правильно: Смех играл
немаловажную роль в творчестве писателя.)
8.
Знакомство с лексическими и другими
словарями и справочниками.
Учитель знакомит
учащихся со словарями различных типов, рассказывает об особенностях.
1.
В.П. Жуков. Школьный
фразеологический словарь.
2.
Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов.
3.
Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь трудностей русского языка.
4.
Д.Э. Розенталь.
Справочник по русскому языку. Правление в русском языке.
5.
Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию,
произношению, литературному редактированию.
9.
Углубление знаний: нарушение сочетаемости
как средство языковой выразительности. Индивидуальная работа с учащимися,
интересующимися словесностью.
Сообщение учащихся об
оксюмороне.
10.
Творческая работа. Выразительное чтение.
Ученик читает
отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
«И какой же русский
не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться,
сказать иногда: «черт побери все!» — его ли душе не любить её?.. Кажись,
неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит… Эх,
тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только
родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на
полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи.
Не так ли и ты,
Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. Куда ж несешься ты? Дай ответ.
Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится
ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и,
косясь, постораниваются и дают её дорогу другие народы и государства.
Ученики отвечают на
вопрос: «С помощью каких художественных средств Гоголь создает образ Руси в
прочитанном отрывке из поэмы «Мертвые души»?
11.
Обобщение изученного. Рефлексия.
12.
Домашнее задание.
Допишите к словам адресант,
мелодия, человечный паронимы. Составьте словосочетания со словами
словарного диктанта.
По желанию:
приведите фрагменты из художественных произведений, где встречается оксюморон