Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Александр Грин «Гнев отца»
Открытый урок по литературе в 6 классе
Автор: Ярина Ольга Ивановна,
учитель русского языка и литературы -
2 слайд
Александр Гриневский – автор многих интересных и романтических произведений
23 августа 1880 г. – 8 июля 1932 г. -
3 слайд
Эпиграф к уроку
Жизнь прекрасна
без гнева! -
4 слайд
Тема урока:
Мир ребенка и мир взрослых в рассказе Александра Грина
«Гнев отца» -
5 слайд
Средства создания
литературного героя
Герой
Поведение
Имя
Поступки
Одежда
Внешность
Род занятий, обязанности
Интерьер -
6 слайд
Работа в группах
Задание:используя разные методы и приемы на основе сопоставления, увидеть несоответствие мира взрослых и мира ребенка.
-
7 слайд
Первая группа работает с таблицей «тонких» и «толстых» вопросов, используя фрагмент текста, составить связный рассказ
Вторая группа работает над кластером и заполняет таблицу поступков и причина поступков, обращая внимание на реакцию взрослых
Третья группа работает над шестью типами вопросов, помещенными в ромашке «Блума».
-
8 слайд
Результаты исследования
-
9 слайд
Вывод:
Последние слова отца, которого с нетерпением ждал Том, придают рассказу композиционную завершенность. Хочется верить, что в жизни Тома все будет хорошо, потому что рядом отец, который смог понять страдания мальчика. -
10 слайд
синквейн
Существительное (ключевое понятие)
2 прилагательных, характеризующих это существительное
3 глагола
Предложение из 4-х слов
Синоним к ключевому понятиюТом
Маленький, одинокий
Ждёт, пакостит, боится
Гнев отца надо убить
Малыш
-
11 слайд
Гнев
Страшный, ужасный
Представляет, подступает, пугает
Том расправляется с воображаемым гневом
Порок
-
12 слайд
Домашнее задание по выбору:
Написать письмо-воспоминание отцу от лица взрослого Тома об ошибке детства.
Написать отзыв о рассказе, в котором вы должны отразить свою позицию, но только после прочтения вместе со взрослыми.
Нарисовать обложку к рассказу А.Грина «Гнев отца». -
13 слайд
ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА БЕЗ ГНЕВА!
-
Литература,
вопрос задал kakahka2300,
5 лет назад
Написать письмо-воспоминание отцу от лица взрослого Тома об ошибке детства
На этот вопрос еще никто не ответил. Напишите свой ответ или воспользуйтесь поиском:
Добавить свой ответ
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Новые вопросы
Геометрия,
9 месяцев назад
2х+4/2=10 обчисліть пж…
Химия,
9 месяцев назад
Оцените правильность суждений
А. Химическая инертность азота объясняется высокой прочностью связи в молекулах азота
Б. Взаимодействие азота с кислородом происходит во время грозы
1)верно только А…
Литература,
5 лет назад
Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе». Поставьте номера 1-10 1.Жизнь в Княж-городке. 2.Знакомство с Валеком и Марусей. 3.Смерть матери. 4.История с куклой. 5.Пан…
Химия,
5 лет назад
Срочно!!!! Химия 8 кл (вудалено синим) 3 задачи!!!!
Литература,
6 лет назад
Почему кирила Петрович Троекуров герой произведения А С Пушкина Дубровский уважает своего Бедного соседа Андрея Андрея Гавриловича Дубровского…
Литература,
6 лет назад
я помню спальню и лампадку,игрушки,теплую кроватку ми милый,кроткий голос твой ангел хранитель над тобой. соединить рифмующиеся слова…
Мир ребенка и мир взрослых в рассказе Александра Грина «Гнев отца»
БИОГРАФИЯ
Может быть, кто-то уже читал произведения этого писателя?
1908 г.
Художник К. Ф. Богаевский. 1912 г.
Карта Гринландии
На основе полученной информации составим кластер о писателе и его творчестве.
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
Александр Степанович Гриневский родился 23 августа 1880 года в городе Слободской Вятской губернии.
С детства Грин любил книги о мореплавателях и путешествиях. Мечтал уйти в море матросом и, движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома.
Значительное влияние на Грина оказал его отец — белорусский дворянин Стефан Гриневский , который разрешил сыну купить ружье и поощрял его к длительным экскурсиям на природу, что повлияло как на выработку характера молодого человека, так и на будущий оригинальный стиль гриновской прозы.
В 1896 г. по окончании четырёхклассного Вятского городского училища уехал в Одессу. Устроился матросом на судно, курсировавшее по маршруту Одесса — Батуми — Одесса. Перепробовал много профессий — был рыбаком, чернорабочим, лесорубом, золотоискателем на Урале.
По характеру Грин был романтиком и всегда верил в добро
Герои произведений Грина добрые, отважные, благородные.
Грин переехал в Феодосию. С 1930 г. жил в город Старый Крым, там и умер Грин 8 июля 1932 года.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Как вы понимаете слово «гнев»? Объясните значение.
Чувство сильного возмущения, негодования.
(С. И. Ожегов «Толковый словарь» )
Как бы вы нарисовали гнев? Что изобразили?
О чем рассказ «Гнев отца»?
Словарная работа
Прерия (фр. prairie «луг», «лужайка») — североамериканская форма ст е п и .
Амнистия – помилование, прощение
Иван Иванович Беринг
Рассказ назван «Гнев отца». Кто же главный герой рассказа – отец или Том? Почему?
Поступки Тома
Выпил вина
Причина поступка
Попытался украсть пистолет
От одиночества
Реакция взрослых
Сбежал из дома
Не хотел сдаваться без боя
Тетя три раза шлепнула и закричала на Тома
Холодное отчаяние погибшего существа
Дядя запер в кабинете, оставил без завтрака
Расстрелял гнев
Не заметили
Хотел снять давящую сердце тяжесть
Отец пожалел сына
— Почему в отличие от других взрослых отец понял состояние сына? — Какова главная мысль рассказа А.Грина «Гнев отца»? — Почему вы считаете, что Беринг любил своего сына?
Кому бы вы порекомендовали прочитать данный рассказ: родителям, детям или тем и другим вместе? Почему?
Письменно по выбору одно задание: 1. Стр. 196, в. 5 2.Написать письмо-воспоминание отцу от лица взрослого Тома об ошибке детства. 3. Написать рассказ-воспоминание о детской ошибке взрослого Тома своему маленькому сыну.
ПО ЖЕЛАНИЮ — нарисовать обложку к рассказу «Гнев отца»
Слайд 1Александр Грин «Гнев отца»
Открытый урок по литературе в 6 классе
Автор: Ярина
Ольга Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Александр Гриневский – автор многих интересных и романтических произведений
23 августа 1880
г. – 8 июля 1932 г.
Слайд 3Эпиграф к уроку
Жизнь прекрасна
без гнева!
Слайд 4Тема урока:
Мир ребенка и мир взрослых в рассказе Александра Грина
«Гнев
отца»
Слайд 5Средства создания
литературного героя
Герой
Поведение
Имя
Поступки
Одежда
Внешность
Род занятий,
Слайд 6Работа в группах
Задание:
используя разные методы и приемы на основе
сопоставления, увидеть несоответствие мира взрослых и мира ребенка.
Слайд 7 Первая группа работает с таблицей «тонких» и «толстых» вопросов,
используя фрагмент текста, составить связный рассказ
Вторая группа работает над кластером и заполняет таблицу поступков и причина поступков, обращая внимание на реакцию взрослых
Третья группа работает над шестью типами вопросов, помещенными в ромашке «Блума».
Слайд 9Вывод:
Последние слова отца, которого с нетерпением ждал Том, придают
рассказу композиционную завершенность. Хочется верить, что в жизни Тома все будет хорошо, потому что рядом отец, который смог понять страдания мальчика.
Слайд 10синквейн
Существительное (ключевое понятие)
2 прилагательных, характеризующих это существительное
3 глагола
Предложение из 4-х слов
Синоним
к ключевому понятию
Том
Маленький, одинокий
Ждёт, пакостит, боится
Гнев отца надо убить
Малыш
Слайд 11 Гнев
Страшный, ужасный
Представляет, подступает, пугает
Том расправляется с воображаемым гневом
Порок
Слайд 12Домашнее задание по выбору:
Написать письмо-воспоминание отцу от лица взрослого Тома об
ошибке детства.
Написать отзыв о рассказе, в котором вы должны отразить свою позицию, но только после прочтения вместе со взрослыми.
Нарисовать обложку к рассказу А.Грина «Гнев отца».
1
Фаза вызова: ответы на вопросы, формулирование темы и постановка цели урока, виртуальная экскурсия, составление кластера
1 «О жизни Александра Грина»
2
А. Грин. Фотография 1908 г.
4 Дом-музей А. Грина в Старом Крыму.
5
К. Ф. Богаевский «Корабли»
6
Карта Гринландии (фрагмент)
9
Александр Грин. Цепи и паруса.
10 Александр Степанович Грин
11 Музей Грина в Кирове
Учитель создает условия для мотивации учебной деятельности.
Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством удивительного писателя А.Грина.
-Может быть, кто-то уже читал его произведения этого писателя?
Я вам искренне завидую: вы открываете для себя удивительный мир, который называется Гринландия. В этой стране свои материки, бухты, проливы, свои города, населенные мужественными, сильными и добрыми людьми.
Послушайте небольшой рассказ о жизни и творчестве Александра Грина. На основе полученной информации составим кластер о писателе и его творчестве.
Александр Гриневский родился 11(23) августа 1880 года в городе
Слободской Вятской губернии. С детства Грин любил книги о мореплавателях и путешествиях. Мечтал уйти в море матросом и, движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома..
Значительное влияние на Грина оказал его отец — белорусский дворянин Стефан Гриневский, который разрешил сыну купить ружье и поощрял его к длительным экскурсиям на природу, что повлияло как на выработку характера молодого человека, так и на будущий оригинальный стиль гриновской прозы.
В
1896 г. по окончании четырёхклассного Вятского городского училища уехал в Одессу. Устроился матросом на судно, курсировавшее по маршруту Одесса — Батуми — Одесса. Перепробовал много профессий — был рыбаком, чернорабочим, лесорубом, золотоискателем на Урале.
В
1903 г. был арестован за пропагандистскую работу среди матросов в Севастополе, освобожден по амнистии. ПсевдонимА. С. Грин впервые появился под рассказом «Случай» (1907). Сочиняя новые и новые рассказы, Грин постепенно находит свой стиль, сделавший его затем столь популярным и любимым. Формируются черты вымышленной страны, которая литературоведом К. Зелинским будет названаГринландия. По характеру Грин был романтиком и всегда верил в добро
В революционные годы в Петрограде Грин начал писать повесть-феерию «
Алые паруса» В 1924 году в Ленинграде был напечатан роман Грина «Блистающий мир».
Герои произведений Грина добрые, отважные, благородные. Грин переехал в
Феодосию. С 1930 г. жил в город Старый Крым, там и умер Грин 8 июля 1932 года. На его могиле скульптором Татьяной Гагариной установлен памятник «Бегущая по волнам».
Коллективно составляют кластер «Александр Грин» и делают по нему промежуточный вывод
5 мин
2
Стадия осмысления
3 А.Харшак
Портрет А.Грина
Формулирует вопросы перед чтением текста.
У Грина есть интересный рассказ «Гнев отца»
— Как вы понимаете слово «гнев»? Объясните значение.
— В психологии используется прием изображения чувства через цвет, через рисунок. Как бы вы нарисовали гнев? Что изобразили?
-В названии указано: гнев отца. Предположите, о чем может быть рассказ.
— Как можно избавиться от гнева отца? Каковы ваши варианты?
Выясним, какой выход находит герой Грина, оказавшись в трудной ситуации.
Организует индивидуальную работу по выяснению лексического значения слов«прерия», «амнистия».
-Кто может объяснить лексическое значение этих слов? Где можно узнать их значение? Прошу поработать
с толковыми словарями двух учеников.Организует самостоятельную работу учащихся
— Речь в рассказе пойдет о Беринге
Иване Ивановиче. Что вы знаете об этом человеке?
Откроем стр. 163 и самостоятельно прочитаем информацию об известном мореплавателе.
Читает рассказПодводит к осмыслению прочитанного
— Совпало ли ваше предположение, о чем будет рассказ?
В парах составьте два вопроса: один
тексту: один толстый и один тонкий. Запишите их.
— Зачитаем вопросы.
Делает промежуточный вывод: Содержание рассказа усвоили хорошо. На эти вопросы мы ответим в ходе урока.Проводит фронтальную беседу с учащимися.
— Рассказ назван «Гнев отца». Кто же главный герой рассказа – отец или Том? Почему?
— Можно ли догадаться по тексту, сколько лет мальчику, хотя об этом не говорит автор?
— Прочитаем еще раз начало рассказа. Вам жалко Тома? Почему?
— Как Том представил себе гнев? Почему?
— А совпал ли ваш словесный рисунок гнева с представлением Тома?
— Грин – мастер комического, в основе которого лежит несоответствие. На каком несоответствии построен сюжет? Как называется этот вид комического?
Подумайте, к чему привело незнание слова мальчиком, и сделайте вывод: так о чем же этот рассказ?
Организует работу учащихся в парах.
— Запишите в парах ключевые слова, характеризующие Тома, и определите, на основе чего вы дали такую характеристику.
Проводит фронтальную беседу с учащимися.
— Какие поступки совершил Том, за которые, как утверждала тетя Корнелия, на него обрушится гнев отца?
— Каково состояние мальчика после угрозы тети?
— Оцените поступок Мунка, который понял ошибку Тома, но не помог ему.
После разговора с Мунком Том совершает еще ряд проступков, которые усугубили его положение.
Совместно с учащимися заполняет таблицу(см. ниже)
-Выясним, что явилось причиной безобразного поведения Тома.
Продолжает фронтальную беседу.
-А вам приходилось принимать решение в состоянии обиды, ревности? Потом не жалели о принятом решении?
Как снежный ком, накатывается одно преступление на другое. Приближение гнева неминуемо. Вся надежда только на заступничество отца, которого Том почти не помнил. Мальчик оказался в сложной жизненной ситуации, поэтому решился на побег, чтобы жить в лесу, пока не отыщет клад.
— Предположите, что могло произойти дальше, если бы Том не увидел автомобиль, в котором ехал отец.
— Почему Том, поняв, что едет отец, помчался к дому? Какое чувство им руководило?
— Почему отец приехал раньше, чем его ждали? Как встретился с сыном?
— Том ждал, что с отцом приедет Гнев. Какое сомнение возникло при виде молодой женщины и почему?
— Почему не исчезла тревога Тома после приезда отца?
— Предположите, что мог увидеть Том в сундуке отца. Почему представилось чудовище7
— Какое чувство испытывает мальчик, расстреляв чудовище?
— Что испытывает отец, видя страдания сына? Найдите в тексте строки.
— Почему ошибка сына вызывает пробуждение нежности у сурового отца?
Последние слова отца, которого с нетерпением ждал Том, придают рассказу композиционную завершенность. Хочется верить, что в жизни Тома все будет хорошо, потому что рядом отец, который смог понять страдания мальчика.
Словесно рисуют
Индивидуально работают с толковым словарем
Самостоятельно работают с учебником
Выбирают ключевые слова, характеризующие душевное состояние мальчика
Составляют в парах один толстый и один тонкий вопрос по содержанию текста, записывают в тетради
Работают индивидуально с текстом
Делают промежуточный вывод
Записывают в парах ключевые слова
Коллективно составляют таблицу, делают промежуточный вывод.
Работают по тексту.
2 мин
1 мин
15 мин
2 мин
2 мин
2 мин
1 мин
3 мин
5 мин
3
Стадия рефлексии
7
С. Бродский. Иллюстрация к феерии А. С. Грина «Алые паруса», «Ассоль»
8
С. Бродский. Иллюстрация к феерии А. С. Грина «Алые паруса», «Ассоль и Грей»
Организует работу по обобщению материала фронтально и в группах
— Обратимся к составленному кластеру. Какое произведение допишем?
— Назовите главную черту характера Тома.
— Каким вы представляете себе автора после прочтения рассказа?
Перед вами иллюстрации по произведению Грина «Алые паруса». А вы предложите вариант обложки книги «Гнев отца».
Обобщим материал и запишем одним предложением ответ на вопрос:
— Почему в отличие от других взрослых отец понял состояние сына? (1 колонка)
— Какова главная мысль рассказа А.Грина «Гнев отца»? (2 колонка)
— Почему вы считаете, что Беринг любил своего сына?
Зачитаем варианты ответов.
-Кому бы вы порекомендовали прочитать данный рассказ: родителям, детям или тем и другим вместе? Почему?
Подводит итог урокаКомментирование домашнего задания.
Письменно по выбору одно задание:
1. Стр. 171, в. 5
2.Написать письмо-воспоминание отцу от лица взрослого Тома об ошибке детства
3. Написать рассказ-воспоминание о детской ошибке взрослого Тома своему маленькому сыну.
Дополняют кластер
Словесно рисуют
Обобщают материал в группах
Делают выводы по материалу урока
Записывают домашнее задание
5 мин
2 мин