Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) самый глубочайший
2) свыше пятиста человек
3) очень красивый пейзаж
4) приложить к обоим ушам
Вопрос | Правильный ответ | |
---|---|---|
Вариант 1 | самый глубокий|глубочайший | |
Вариант 1 | свыше пятисот человек |
Ответы равнозначные, порядок ввода не важен.
Пояснение:
Самый глубокий ИЛИ глубочайший, свыше пятисот человек.
Источник:
Русский язык. Всероссийская проверочная работа, 6 класс. Е.Н. Груздева. Вариант 4
Связи с вариантами
Всероссийская проверочная работа по
русскому языку
6 класс Вариант 4
Выполнила: Горбачёва Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга
1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Полна тайн хмурая т..шина зимнего леса.(4) (Светло)серебристый свет луны с трудом прон..кает сквозь изумрудную крону хвойных деревьев и тихо осв..ща..т голубоватые сугробы тайги.
Под сугробом в своей б..рлоге дремл..т в но..ной т..ши медве(д,т)ь. Его (не)беспоко..т холодный(2) луч., луны и (разнообразные ш..рохи леса. Ещё в с..нтябре медве(д,т)ь под..скал себе б..рлогу и сейчас спит в ней сла(д,т)ким сном.
Вот зазв..нел сушняк з..хрустел сне(к,г). Это через сугробы по лу(н,нн)ой дорожк.. пробираются(3) лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу. Трудно искать пищу з..мой!
Скоро в..сна но солнышко пр..дёт в тайгу только в апрел.. .
2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы.
(2) – морфемный разбор (по составу)
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи)
(4) – синтаксический разбор
3 В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
3 В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
4 Поставьте знак ударения в следующих словах.
Квартал, облегчить, жила (в доме),
документ.
5 Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Утром третьего дня я вышел побродить по лесу и понаблюдать за птичьей стаей.
6 Найдите и исправьте ошибку(ошибки в
образовании формы слова. Запишите
правильный вариант формы слова (слова).
1)Самый глубочайший
2)Свыше пятиста человек
3)Очень красивый пейзаж
4)Приложить к обоим ушам
7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить тире. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор.
1)Суровой осени печален поздний вид.
2)Папирус писчий материал Древнего
Египта.
3)Путь этот труден и длинен.
4)В доме у реки жил старый бакенщик.
8 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1)Осень пришла дождливая и холодная.
2)Белеют стены древних соборов и
купола горят тёмным золотом.
3)В вагоне оказалось холодно и темно.
4)Что царевич нос повесил?
Прочитайте текст и выполните задания 8-12
(1)Есть на среднерусской земле города; чуть отойдёшь от главной улицы — и увидишь заречный, в редких вербах, луг, невдалеке лес и поле, отсвечивающее хлебами. (2)Воздух чистый, дали неоглядные, тишина успокоительная. (3)По городу идёшь, и вдруг остановит тебя старинный дом с затейливой кладкой стены или узорной резьбой по дереву, расписным крыльцом. (4)Такое увидишь обычно в малом городе, в глубинке России.
(5)Есть, на мой взгляд, в этих городках такое, что создаёт уют жизни. (6)Это прежде всего близость природы. (7)Малый город ничем от неё не отгорожен.
(8)И нетронутый ковёр травы, и жёлто-зелёные поля, и водная гладь реки или озера, и лесные тропинки — все прелести природы начинаются за окраиной городка. (9)И воздух такой здоровый, чистый.
(8)И нетронутый ковёр травы, и жёлто-зелёные поля, и водная гладь реки или озера, и лесные тропинки — все прелести природы начинаются за окраиной городка. (9)И воздух такой здоровый, чистый.
(10)В малом городе нет неоновых реклам, не снуют машины, не слышен скрежет трамвайных колёс. (Н)Такой город живёт без спешки и шума. (12)Не встретишь тут торопливых пешеходов, вечно куда-то бегущих, отвечающих на вопросы нехотя, на ходу. (13)Напротив, приезжему ответят обстоятельно. (14)Да ещё спросят: «Откуда, по каким делам приехал?» (15)Люди здесь приветливые, добросердечные, услужливые. (16)Они нежно привязаны к своему родному месту и не стремятся сменить его на какой-нибудь большой город.
9 Определите и запишите основную мысль текста.
10 Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11
Почему, по мнению автора текста, жители маленьких городов не стремятся сменить его на большой город?
12 Определите и запишите лексическое значение слова «земля» из предложения 1. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
13 Определите стилистическую принадлежность слова «чуть» из предложения 1, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
13 Определите стилистическую принадлежность слова «чуть» из предложения 1, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
14 Объясните значение фразеологизма «бежать высунув язык», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Ответы:
Полна тайн хмурая тишина зимнего леса. Светло-серебристый свет луны с трудом проникает сквозь изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает голубоватые сугробы тайги.
Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши медведь. Его не беспокоит холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь подыскал себе берлогу и сейчас спит в ней сладким сном.
Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу. Трудно искать пищу зимой!
Скоро весна, но солнышко придёт в тайгу только в апреле.
Морфемный разбор
Холодный.
холодный ← холод (суффиксальный
способ)
Морфологический разбор
Пробираются.
1.Пробираются (что делают?) — глагол, н.ф.
-пробираться.
2.Пост. — несов. вид, возвр., непереходн., 1
спр.; непост. — в форме изъявит. накл., наст,
вр., 3-е л., мн.ч.
3. В предложении является сказуемым.
Синтаксический разбор
Полна тайн хмурая тишина зимнего леса.
Предложение повествовательное, невосклицатель-
ное, простое, распространённое
Грамматическая основа: тишина (подлежащее
выражено именем
существительным), полна(сказуемое, выражено
прилагательным в краткой форме).
Второстепенные члены предложения: (полна) тайн —
дополнение, выражено именем существительным;
(тишина) леса — дополнение, выражено именем
существительным, (тишина) хмурая — определение,
выражено именем прилагательным; (леса) зимнего —
определение, выражено прилагательным.
3 1) распознавание слова: шагают;
3 1) распознавание слова: шагают;
2) объяснение причины несовпадения
количества букв и звуков в слове: в слове 6 букв
и 7 звуков, так как буква ю обозначает два
звука после гласного — [й’] и [у].
4 Ква́ртал, облегчи́ть, жила́ (в доме), докуме́нт.
5 Утром(нар.) третьего( числ.) дня(сущ.) я(мест.) вышел(гл.) побродить(гл.) по(пред.) лесу(сущ.) и(союз.) наблюдать(гл.) за(пред.) птичьей(прил.) стаей(сущ.).
6 Самый глубокий ИЛИ глубочайший, свыше пятисот человек.
6 Самый глубокий ИЛИ глубочайший, свыше пятисот человек.
7 Папирус писчий материал Древнего Египта;
В этом предложении подлежащее и сказуемое
выражены именем существительным в им.п.
ИЛИ
сущ., им.п. сущ., им.п.
Папирус -писчий материал Древнего Египта
8 Белеют стены древних соборов, и
8 Белеют стены древних соборов, и
купола горят тёмным золотом.
Это сложное предложение.
9 Города среднерусской земли очень уютные, со спокойной, размеренной жизнью, с приветливыми людьми, всей душой привязанными к своему городу.
10 1. Города среднерусской земли.
10 1. Города среднерусской земли.
2. Близость небольших городов к природе.
3. Малый город живёт без спешки.
11 Жители маленьких городов привязаны к
своему родному месту и к его образу
жизни.
12 Земля — местность.
Мама купила пакет земли, и мы посадили семена цветов.
13 Стилистическая принадлежность: Чуть —
13 Стилистическая принадлежность: Чуть —
разговорное.
Синоним: Чуть — немного, немножко.
14 фразеологизм: Бежать высунув язык —
быстро.
Я шёл на электричку. Но вдруг понял, что
опаздываю, поэтому пришлось бежать
высунув язык.
А4.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
№1. 1)трое щенят 2)бухгалтера готовили отчёт 3)поезжайте на юг 4)крупнейшее месторождение
№2 1)лягте на траву 2) двое подруг 3)кладите быстро 4) самый приветливый человек
№3 1)лягте на траву 2)все доктора
3)четверо школьниц 4)наиболее интересный подход
№4 1)глубочайшее озеро 2)положи на место
3)повары вкусно готовили 4)трое суток
№5 1)трое медвежат 2)профессора совещались
3)ляжте отдохнуть 4)кратчайший путь
№6 1)самый красивейший пейзаж 2)четверо саней
3)обжаривайте со всех сторон 4)инженеры завода
№7 1)самая длинная дорога 2)займись делом
3)обоих подруг 4) тормоза автомобиля
№8 1)заграничные паспорта 2)ложите на стол
3)редчайший вид 4)пятеро футболистов
№9 1)семеро волчат 2)встречайтесь чаще
3)самое простое решение 4)финансовые договоры
№10 1)старшие офицеры 2)по обоим сторонам дороги 3)слушай внимательно 4)наиболее строгий
№11 1)грамотные инспектора 2)богатейший край 3)в тысяча восемьсот тридцатом годе 4)не повышайте голос
№12 1)потеряна пара сапог 2)самая тонкая ткань
3)освободи место 4)о пятиста цветах
№13 1)шестиста тридцати зрителей не было 2)купили яблок 3)несите вещи 4)самый быстрый самолёт
№14 1)самый широкий пролив
2)полтораста рублей в кассе не нашли
3)реши задачу 4)урожай помидоров
№15 1)праздничные торта 2)идёмте гулять
3)самый тихий урок 4)полтора метра ткани
№16 1)самый мягкий 2)цепляясь за отвесные скалы
3)в продаже нет чулок 4)двумяста больницами
№17 1)четверо рабочих 2)не видно селеньев
3)тихо смеясь 4)строжайший запрет
№18 1)самый весёлый праздник 2)пятеро учителей
3)нет носок 4)сделав работу
№19 1)более лучше 2)четверо друзей
3)новая пара ботинок 4)заперев дверь
№20 1)шестеро работниц 2)это пирожное слаще
3)танцы молдован 4)замер от восторга
№21 1)более опасный спуск 2)сильно промок
3)национальное блюдо болгаров 4)трое бельчат
№22 1)много поместьев 2)более холодный
3)встретясь в пути 4)не прочёл полутораста страниц
№23 1)музыка цыган 2)услышав новост 3)держаться обоими руками за круг 4)более грустный
№24 1)худший ответ 2)увидев друга
3)построение солдат 4) о двухста чертежах
№25 1)обычаи армян 2)двое ножниц
3)оставайтеся на концерт 4)их тренировка
№26 1)килограмм апельсинов 2)прочтя книгу
3)четверо аспиранток 4)высочайший горный пик
№27 1)работа подмастерьев 2)нахмуря брови
3)самый счастливейший человек
4)тремястами концертами
№28 1)в деревне нет хороших певуний
2)окрепнув после болезни
3)ихние голоса 4)к шестистам книгам
№29 1)ящик мандарин 2)подняв глаза
3)чаще улыбайтесь 4)в тысяча семьсот шестом году
№30 1)тарелка макарон 2)смотря по сторонам
3)на обоих станциях метро 4)их поездка
№31 1)сорок граммов 2)поезжай
3)с обеими ученицами 4)скучаю по вам
№32 1)об их разговоре 2) с семьюдесятью рублями
30шесть пар носок 4)ляг на кровать
№33 1)в ста километрах 2)обожжётесь
3)обоих школьников 4)более выше
№34 1)договоры 2)красивейший
3)опытные шофера 4)около пятисот конкурсантов
№35 1)замечательные лекторы 2) семь апельсин
3)к две тысячи четвёртому году 4)лечащий врач
№36 1)чудеснейший 2)много вишен
3)две седьмых 4)ехай быстрее
№37 1)мокла под дождём 2)косвенных падежов
3)чудеснейшим образом 4)здоровые дёсны
№38 1)четырьмястами строчками 2)полощущий бельё
3)все директора гимназий 4)более выше
№39 1)больше пятьдесят рублей 2)их дети
3)пять блюдец 4)лягте на диван
№40 1)прочитая рассказ 2)менее значительный
3)в две тысячи пятом году 4)поезжай домой
№41 1)семьюдесятью способами 2)сто тонн
3)пробежи сто метров 4)интереснее всех
№42 1)вкусные торта 2)в аэропорту
3)моложе брата 4)в трёхстах метрах
№43 1)береговые катера 2)скоро выздоровеет
3)трое братьев 4)у новых туфлей
№44 1)много цапель 2)гораздо важнее
3)две пятых потребляемой энергии 4)ехай быстрее
№45 1)молодые бухгалтеры 2)ихней работой
3)в течение тридцати пяти минут 4)дамских туфель
№46 1)прекраснейший человек 2)едва успев
3)без двух пятых 4)лежать на береге
№47 1)наиболее правильнее 2)несколько яблонь
3) свыше четырёх тысяч метров 4)попробую
№48 1)более нужнее 2)пара туфель
3)с четырьмястами рублями 4)поезжай домой
№49 1)машет рукой 2)шестьюстами рублями
3)способные инженеры 4)ихние книги
№50 1)давайте попробоваем 2)около пятисот человек
3)менее быстрый 4)много яблок
№51 1)в ста семидесяти восьми томах 3)шире
2)не машите руками 4)ихние ошибки
№52 1)к две тысячи пятому году 2)жгёт костёр
3)пачка макарон 4)фильм интереснее №53 1)много облаков 2)хорошо проповедовает
3)поезжай 4)с двумястами бойцами
№54 1)консервов 2)в двух тысяч первом году
3)семеро смелых 4)лечащий врач
А4.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
№1. 1)трое щенят 2)бухгалтера готовили отчёт 3)поезжайте на юг 4)крупнейшее месторождение
№2 1)лягте на траву 2) двое подруг 3)кладите быстро 4) самый приветливый человек
№3 1)лягте на траву 2)все доктора
3)четверо школьниц 4)наиболее интересный подход
№4 1)глубочайшее озеро 2)положи на место
3)повары вкусно готовили 4)трое суток
№5 1)трое медвежат 2)профессора совещались
3)ляжте отдохнуть 4)кратчайший путь
№6 1)самый красивейший пейзаж 2)четверо саней
3)обжаривайте со всех сторон 4)инженеры завода
№7 1)самая длинная дорога 2)займись делом
3)обоих подруг 4) тормоза автомобиля
№8 1)заграничные паспорта 2)ложите на стол
3)редчайший вид 4)пятеро футболистов
№9 1)семеро волчат 2)встречайтеся чаще
3)самое простое решение 4)финансовые договоры
№10 1)старшие офицеры 2)по обоим сторонам дороги 3)слушай внимательно 4)наиболее строгий
№11 1)грамотные инспектора 2)богатейший край 3)в тысяча восемьсот тридцатом годе 4)не повышайте голос
№12 1)потеряна пара сапог 2)самая тонкая ткань
3)освободи место 4)о пятиста цветах
№13 1) шестиста тридцати зрителей не было 2)купили яблок 3)несите вещи 4)самый быстрый самолёт
№14 1)самый широкий пролив
2)полтораста рублей в кассе не нашли
3)реши задачу 4)урожай помидоров
№15 1)праздничные торта 2)идёмте гулять
3)самый тихий урок 4)полтора метра ткани
№16 1)самый мягкий 2)цепляясь за отвесные скалы
3)в продаже нет чулок 4)двумяста больницами
№17 1)четверо рабочих 2)не видно селеньев
3)тихо смеясь 4)строжайший запрет
№18 1)самый весёлый праздник 2)пятеро учителей
3)нет носок 4)сделав работу
№19 1)более лучше 2)четверо друзей
3)новая пара ботинок 4)заперев дверь
№20 1)шестеро работниц 2)это пирожное слаще
3)танцы молдован 4)замер от восторга
№21 1)более опасный спуск 2)сильно промок
3)национальное блюдо болгаров 4)трое бельчат
№22 1)много поместьев 2)более холодный
3)встретясь в пути 4)не прочёл полутораста страниц
№23 1)музыка цыган 2)услышав новость 3)держаться обоими руками за круг 4)более грустный
№24 1)худший ответ 2)увидев друга
3)построение солдат 4) о двухста чертежах
№25 1)обычаи армян 2)двое ножниц
3)оставайтеся на концерт 4)их тренировка
№26 1)килограмм апельсинов 2)прочтя книгу
3)четверо аспиранток 4)высочайший горный пик
№27 1)работа подмастерьев 2)нахмуря брови
3)самый счастливейший человек
4)тремястами концертами
№28 1)в деревне нет хороших певуний
2)окрепнув после болезни
3)ихние голоса 4)к шестистам книгам
№29 1)ящик мандарин 2)подняв глаза
3)чаще улыбайтесь 4)в тысяча семьсот шестом году
№30 1)тарелка макарон 2)смотря по сторонам
3)на обеих станциях метро 4)их поездка
№31 1)сорок граммов 2)поезжай
3)с обеими ученицами 4)скучаю по вам
№32 1)об их разговоре 2) с семьюдесятью рублями
3)шесть пар носок 4)ляг на кровать
№33 1)в ста километрах 2)обожжётесь
3)обоих школьников 4)более выше
№34 1)договоры 2)красивейший
3)опытные шофера 4)около пятисот конкурсантов
№35 1)замечательные лекторы 2) семь апельсин
3)к две тысячи четвёртому году 4)лечащий врач
№36 1)чудеснейший 2)много вишен
3)две седьмых 4)ехай быстрее
№37 1)мокла под дождём 2)косвенных падежов
3)чудеснейшим образом 4)здоровые дёсны
№38 1)четырьмястами строчками 2)полощущий бельё
3)все директора гимназий 4)более выше
№39 1)больше пятьдесят рублей 2)их дети
3)пять блюдец 4)лягте на диван
№40 1)прочитая рассказ 2)менее значительный
3)в две тысячи пятом году 4)поезжай домой
№41 1)семьюдесятью способами 2)сто тонн
3)пробежи сто метров 4)интереснее всех
№42 1)вкусные торта 2)в аэропорту
3)моложе брата 4)в трёхстах метрах
№43 1)береговые катера 2)скоро выздоровеет
3)трое братьев 4)у новых туфлей
№44 1)много цапель 2)гораздо важнее
3)две пятых потребляемой энергии 4)ехай быстрее
№45 1)молодые бухгалтеры 2)ихней работой
3)в течение тридцати пяти минут 4)дамских туфель
№46 1)прекраснейший человек 2)едва успев
3)без двух пятых 4)лежать на береге
№47 1)наиболее правильнее 2)несколько яблонь
3) свыше четырёх тысяч метров 4)попробую
№48 1)более нужнее 2)пара туфель
3)с четырьмястами рублями 4)поезжай домой
№49 1)машет рукой 2)шестьюстами рублями
3)способные инженеры 4)ихние книги
№50 1)давайте попробоваем 2)около пятисот человек
3)менее быстрый 4)много яблок
№51 1)в ста семидесяти восьми томах 3)шире
2)не машите руками 4)ихние ошибки
№52 1)к две тысячи пятому году 2)жгёт костёр
3)пачка макарон 4)фильм интереснее №53 1)много облаков 2)хорошо проповедовает
3)поезжай 4)с двумястами бойцами
№54 1)консервов 2)в двух тысяч первом году
3)семеро смелых 4)лечащий врач
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
10
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1)Самый глубочайший.
2)Свыше пятиста человек.
3)Очень красивый пейзаж.
4)Приложить к обоим ушам
1 ответ:
0
0
1)-Правильный ответ, потому что там уже прев. сост. степень, а ещё и прев. простую применять нельзя и то и то!
Читайте также
Идет проливной дождь. Вдруг абсолютную тишину нарушает красивый тетерев. Взрослый дрозд тоже откликнулся, просвистел свою прекрасную песню.
Он по-всякому нашёл бы себе нового друга.
На уроке Саша стал тыкать в Дашу пальцем.
Я целый день сегодня в школе икала.
Коля стал выкать прям по средине урока.
В буфете работает буфетчица, рядом стоит переписчик, в самолёте находится лётчик, возчик повёз тележку в дом, бакенщик стоит у прилавка, сортировщица сортирует товар, сварщик работает на кухне, разносчик принёс посылку, копировщик копирует документ, аппаратчик отвечает в аппарат.
Косвенный падежи это все падежи , кроме именительного .л
Стиль текста художественный. потому что признак художественного стиля -есть автор
КИМ ВПР Русский язык 6 класс — Контрольные измерительные материалы: Всероссийская проверочная работа — Н. В. Егорова 2018
Задания в формате ВПР
Вариант 1
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Имение было (не)большое но с хорош..м зал..вным лугом с рощ..й и с тыс..чею десятин пахотн..й земли. Господский дом, ..кружённый (сто)летними б..рёзами, ст..ял на пр..горк… Дом был старый деревя(н, нн)ые коло(н, нн)ы на фасад.. облупились поря(д/т)ком. Комн..ты были с ни(з/с)кими п..толками. Зато они были пр..сторны летом пр..хладны а з..мою жарки. На стенах в..сели(3) сверх..зысканные красоч..ные гр..вюры.(4) Из окна ..ткрывался вид на и..вилистую и (мелко)водн..ю реч..нку и д..ревню с ни(з/с)кими д..мишками, окружённую сад..ками, в к..торых р..сла р..бина. Д..роги (з/с)десь были ровные плоские вдоль них р..сли б..рёзы с сыр..ватыми(2) л..сточ..ками. Рано утром д..роги п..крывались тонк..м, как дым, туманом. (На)тр..ве л..жала р..са в н..бесах заст..вали обл..ка.
(По Ю. Тынянову)
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) — морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) — морфологический разбор слова;
(4) — синтаксический разбор предложения.
3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
4. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Агент, намерение, премировать, украинский.
Ответы:
5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Рыжий щенок сидел у неё на руках и вертел головой в разные стороны.
6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) около восемьсот пятидесяти рублей
2) светлый тюль
3) очень прекрасный вид
4) у обоих братьев
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Днём на улице душно и пыльно.
2) Машина проехала несколько километров и остановилась у обочины.
3) Перед нами раскрываются глубины истории.
4) Оружейная палата хранилище сокровищ.
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Ночью на земле выступала ледяная роса и опять нежданно- негаданно выдавались два-три солнечных дня.
2) В середине зала поставили большую ёлку и стали наряжать.
3) Бабушка принесла пироги на террасу и поставила на стол.
4) Спой нам ветер про дикие горы…
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9 — 14.
Текст 2
(1) Весною это дерево белое, пушистое, будто облако, спустившееся на землю. (2)И такое оно красивое, что глаз не отвести. (3)Недаром черёмуха воспета многими поэтами. (4)О ней писали Есенин, Жуковский, Мандельштам. (5)Они воспевали нежную красоту дерева, его недолгое цветение, чудесный аромат. (6)И вдруг — это нередко бывает — подойдут на несколько минут к черёмухе люди, и останется после их визита черёмуха жалкая, ощипанная, грустно качая поломанными ветвями. (7)Это как немой упрёк тем, кто погубил её красоту.
(8)Конечно, собирать букеты черёмухи можно. (9)Но собирать надо аккуратно — не обдирать черёмуху чуть ли не до последнего цветка, не ломать ветки и сучки. (10)Ведь иначе может погибнуть одно из самых полезных наших растений.
(11)Ягоды черёмухи (правильнее называть их костянками) не очень вкусные, хотя из них варят кисели. (12)Соком костянок черёмухи подкрашивают фруктовые воды, конфеты, мармелад. (13)Имеют они и лечебные свойства. (14)Однако ценится черёмуха не только за ягоды. (15)Она приносит огромную пользу, потому что убивает очень вредные для человека микробы.
(По Ю. Дмитриеву)
9. Определите и запишите основную мысль текста.
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Ответы:
11. За что, по мнению автора текста, ценится черёмуха?
12. Определите и запишите лексическое значение слова «нежную» из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Нежную — …
13. Определите стилистическую принадлежность слова «воспевали» из предложения 5. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Воспевали — …
14. Объясните значение фразеологизма глаз не отвести, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Глаз не отвести — …
Ответы:
Вариант 2
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Полна тайн хмурая т..шина зимн..го леса.(4) (Светло)серебристый свет луны с трудом прон..кает сквозь изумрудную крону хвойных дерев..ев и тихо осв..ща..т голубоватые сугробы тайги.
Под сугробом в своей б..рлоге дремл..т в ноч(..)ной т..ши медве(д/т)ь. Его (не)беспоко..т холодный(2) луч.. луны и (разно)образные ш..рохи леса. Ещё в с..нтябре медве(д/т)ь под..скал себе б..рлогу и сейчас спит в ней сла(д/т)ким сном.
Вот зазв..нел сушняк з..хрустел сне(к/г). Это через сугробы по лу(н, нн)ой дорожк.. проб..раются(3) лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу. Трудно искать пищу з..мой!
Скоро в..сна но солнышко пр..дёт в тайгу только в апрел…
(По М. Пришвину)
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) — морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) — морфологический разбор слова;
(4) — синтаксический разбор предложения.
3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
4. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Квартал, облегчить, жила (в доме), документ.
5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Утром третьего дня я вышел побродить по лесу и понаблюдать за птичьей стаей.
6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) самый глубочайший
2) свыше пятиста человек
3) очень красивый пейзаж
4) приложить к обоим ушам
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Суровой осени печален поздний вид.
2) Папирус писчий материал Древнего Египта.
3) Путь этот труден и длинен.
4) В доме у реки жил старый бакенщик.
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Осень пришла дождливая и холодная.
2) Белеют стены древних соборов и купола горят тёмным золотом.
3) В вагоне оказалось холодно и темно.
4) Что царевич нос повесил?
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9 — 14.
Текст 2
(1)Есть на среднерусской земле города; чуть отойдёшь от главной улицы — и увидишь заречный, в редких вербах, луг, невдалеке лес и поле, отсвечивающее хлебами. (2)Воздух чистый, дали неоглядные, тишина успокоительная. (3)По городу идёшь, и вдруг остановит тебя старинный дом с затейливой кладкой стены или узорной резьбой по дереву, с расписным крыльцом. (4)Такое увидишь обычно в малом городе, в глубинке России.
(5)Есть, на мой взгляд, в этих городках такое, что создаёт уют жизни. (6)Это прежде всего близость природы. (7)Малый город ничем от неё не отгорожен. (8)И нетронутый ковёр травы, и жёлто- зелёные поля, и водная гладь реки или озера, и лесные тропинки — все прелести природы начинаются за окраиной городка. (9)И воздух такой здоровый, чистый.
(10)В малом городе нет неоновых реклам, не снуют машины, не слышен скрежет трамвайных колёс. (11)Такой город живёт без спешки и шума. (12)Не встретишь тут торопливых пешеходов, вечно куда-то бегущих, отвечающих на вопросы нехотя, на ходу. (13)Напротив, приезжему ответят обстоятельно. (14)Да ещё спросят: «Откуда, по каким делам приехал?» (15)Люди здесь приветливые, добросердечные, услужливые. (16)Они нежно привязаны к своему родному месту и не стремятся сменить его на какой-нибудь большой город.
(По М. Ростовцеву)
9. Определите и запишите основную мысль текста.
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11. Почему, по мнению автора текста, жители маленьких городов не стремятся сменить их на большой город?
12. Определите и запишите лексическое значение слова «земля» из предложения 1. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Ответ: Земля — …
13. Определите стилистическую принадлежность слова «чуть» из предложения 1. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Ответ. Чуть — …
14. Объясните значение фразеологизма бежать высунув язык, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Ответ. Бежать высунув язык — …
Вариант 3
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Ни(з/с)кое со..нце осл..пительно било в глаза. Серебря(н, нн)ые кусты дикой малины др..жали над пропастью.(4) Крутая дорога в..ла вниз. Ноги Пети б..жали (по)ней сами собой. Его матро(с, сс)кий воротник разв..вался на ветру. Мальчик делал большие пры..ки по громадным ступеням лес..ницы и вдруг со всего маху выл..тел на п..сок. Песок напоминал ма(н, нн)ую крупу самого первого сорта на нём были видны ямки вч..рашних бе(з/с)форме(н, нн)ых сл..дов.
Пляж ..к..зался дик..м в этот ра(н, нн)ий час. Чу..ство од..ночества с новой силой охв..тило мальчика. Но теперь это было вовсе (не)детское а гордое и мужестве(н, нн)ое(2) од..ночество (Р, р)обинзона на (не)обитаемом острове. Вдруг Петя(3) увидел отца и стал в(з/с)б..раться наверх.
(По В. Катаеву)
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) — морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) — морфологический разбор слова;
(4) — синтаксический разбор предложения.
3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
4. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Начал, языковая (колбаса), изобретение, инструмент.
5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
У кромки воды сидели две коричневые лягушки с большими глазами.
6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) в девятистах километрах
2) вкусное салями (салями — колбаса)
3) самый умный
4) у обоих сестёр
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Ветер выл за окном и обрывал ветви деревьев.
2) Тиха украинская ночь.
3) Эфиопский Даллоп самое жаркое место на Земле.
4) Разговор получился долгий и серьёзный.
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Русский алфавит произошёл от старославянского.
2) Жаркие лучи солнца пронизывали завесу дождя и опускались на землю.
3) Собака услышала шорохи прыгнула к калитке залаяла.
4) Ешь ты досыта бурёнушка моя!
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9 — 14.
Текст 2
(1)Очарование охватывает вас, когда вы приезжаете в маленький городок Тарусу. (2)Большинство зданий здесь одноэтажные, построены ещё в XIX веке. (З)Благодаря своему уникально сохранившемуся облику и сегодня город имеет статус природноархитектурного заповедника, внесён в перечень исторических городов России.
(4)С Тарусой связаны многие страницы жизни и деятельности Константина Георгиевича Паустовского. (5)Дом, в котором он жил, одноэтажный, аккуратно рубленный, с голубыми стенами, недалеко от центра города, в тупике коротенькой улицы, возле берегов Тарусы при впадении её в Оку. (6)Дом обычный для Тарусы. (7)В доме скромно и просто. (8)Никакой роскоши, только необходимое. (9)Самое интересное здесь — рабочий кабинет писателя с окном в сад. (10)Крохотный дворик, заросший зеленью, клумба с цветами, фруктовый сад, застеклённая беседка у самого берега, круто спускающегося к реке. (11)В беседке Константин Георгиевич любил работать. (12)В ней уютно, тихо. (13)Только чуть слышно, как журчит вода на каменистых перекатах.
(14)3десь, над береговым обрывом, жил писатель подолгу, если не уезжал за границу или на юг. (15)Отсюда ранним утром уходил он на рыбалку. (16)Рыбная ловля была для писателя не только приятным отдыхом. (17)В эти часы у него появлялось вдохновение, рождались новые мысли и темы. (18)В окрестностях Тарусы писатель нашёл то, что он любил больше всего, к чему тянулся душой: простую, милую сердцу среднерусскую природу. (19)О Тарусе он отзывался восторженно, как о любимом месте на земле.
(По М. Ростовцеву)
9. Определите и запишите основную мысль текста.
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11. Почему Паустовский любил окрестности Тарусы?
12. Определите и запишите лексическое значение слова «отзывался» из предложения 19. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Ответ. Отзывался — …
13. Определите стилистическую принадлежность слова «крохотный» из предложения 10. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Ответ. Крохотный — …
14. Объясните значение фразеологизма на краю света, запишите его. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Ответ. На краю света — …
Автор: Н. В. Егорова