Учитель русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы
Ореховская Л.В.
Школа 1467
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Выделяют 5 типов ошибок : ошибки в содержании изложения, сочинения, высказывания; речевые ошибки; грамматические ошибки; орфографические; пунктуационные
Выделяют 5 типов ошибок:
ошибки в содержании изложения, сочинения, высказывания;
речевые ошибки;
грамматические ошибки;
орфографические;
пунктуационные.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Нарушения тех или иных литературных норм квалифицируются как речевые ошибки.
ОШИБКИ В СОДЕРЖАНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
ОШИБКИ В СОДЕРЖАНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Несоответствие высказывания теме.
Как предупредить эти ошибки?
Вначале необходимо сформулировать основную мысль высказывания и доказывать именно эту мысль.
Следует продумать круг вопросов, которые следует затронуть, чтобы раскрыть тему.
Не следует привлекать материал, не связанный непосредственно с темой.
Виды фактических ошибок: отсутствие логической связи между предложениями; противоречие и двусмыслица; бездоказательность суждений
Виды фактическихошибок:
отсутствие логической связи между предложениями;
противоречие и двусмыслица;
бездоказательность суждений.
ошибки в датах;
смешение эпох, авторов, названий произведений;
искажение в цитировании;
искажение фактов, описанных в произведениях.
Нарушениепоследовательностивысказывания:
РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫ Под речевым недочетом понимают: неточно употребленное слово или устойчивое выражение; слово или предложение, нарушающее стилевое единство и выразительность текста; однообразие словаря
РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫ
Под речевым недочетом понимают:
неточно употребленное слово или устойчивое выражение;
слово или предложение, нарушающее стилевое единство и выразительность текста;
однообразие словаря.
________________________________________________
Речевые недочеты подразделяют на
лексические; морфологические;
и синтаксические.
Характеристика типичных лексических ошибок 1
Характеристика типичных лексических ошибок
1. Употребление слова в не свойственном ему значении:
«Чацкий не одинок: у него много сообщников».
2. Смешение слов-паронимов:
«Онегин ведет праздничный образ жизни».
3. Употребление лишних слов (плеоназмы):
«Наступил темный мрак».
4. Лексические анахронизмы
(употребление слова или выражения, не соответствующего
лексическим, фразеологическим и т.п. нормам данной эпохи):
«Чацкий поехал в командировку за границу».
5. Двусмысленность из-за использования омонимов и
многозначных слов:
«Готовясь к экзаменам, я перечитала все книги».
НАРУШЕНИЕ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ Различают три типа сочетаемости: лексическая , грамматическая и стилистическая
НАРУШЕНИЕ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ
Различают три типа сочетаемости:
лексическая, грамматическая и стилистическая.
Соединение слов бывает невозможно из-за:
смысловой несовместимости (обедать потолок);
грамматической природы слов (прилагательные не вступают в связь с глаголами или наречиями);
ограничений, регулируемых стилистическими законами (не сочетаются слова книжного характера с разговорно-просторечными).
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Типичные орфографические ошибки: ошибки на правописание безударных гласных (как проверяемых, так и непроверяемых) в корнях слов, в приставках, в суффиксах; пропуск на письме…
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Типичные орфографические ошибки:
ошибки на правописание безударных гласных (как проверяемых, так и непроверяемых) в корнях слов, в приставках, в суффиксах;
пропуск на письме непроизносимых согласных;
ложное удвоение согласных;
пропуск Ъ и Ь, их смешение в употреблении, ненужное употребление Ъ или Ь;
ошибки в написании окончаний различных частей речи;
ошибки на слитное, дефисное и раздельное написание слов;
ошибки в переносе слов.
Типичные пунктуационные ошибки:
Типичные пунктуационные ошибки:
Пропуск запятой.
Быть всегда там __ где труднее всего.
Будущее прекрасно __ оно принадлежит молодым.
Но политика была временной __ и надо было налаживать
обеспечение города.
Пропуск знака для выделения причастных и деепричастных оборотов, обращения, вводных слов и конструкций, прямой речи.
Употребление лишнего знака.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Ошибки в роде имен существительных: «Сандаль (сандалия) был на ноге
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Ошибки в роде имен существительных:«Сандаль (сандалия) был на ноге.»
Ошибки в употреблении числа существительных:«По асфальтам побежали ручьи.»
Ошибки в употреблении падежных форм: «У нас нет время (времени).»
Ошибки в образовании форм прилагательных: «Эта книга более интереснее.»
Ошибки в употреблении местоимений:«В ихнем селе не было садов.»
Ошибки в употреблении форм имен числительных: «С двести рублями; по обоим сторонам дороги.»
Ошибки в употреблении форм глагола:«Мы игрались в саду.»
это всякого рода отступления
от норм образования и
употребления форм слов.
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Необоснованный пропуск членов предложения:
«Олег Кошевой одним из талантливых организаторов.»
Нарушение согласования между членами предложения:
«В произведении описано ряд эпизодов из солдатской жизни.». «Вишневый сад, имение Раневских, должно пойти с молотка.»
Неправильное употребление предлогов:
«Через шум мотора не было слышно крика.»
«Он порвал об борт машины новую рубашку.»
Неверное управление слов:
«Гоголь описывает о похождениях Чичикова.»
«Согласно приказа.»
ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ
ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Подлежащее или дополнение занимают не своё место:
«Негодование народа всё усиливалось против поработителей».
Определение занимает не свойственное ему место:
«Большие и красивые в центре города здания быстро вырастали».
Обстоятельство занимает не свойственное ему место:
«Всем классом ходили мы в лес за цветами весной».
Неправильная расстановка частей составного союза:
«Разведчик поджег не только немецкий штаб, но и спас раненого офицера».
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Ошибки в построениях предложений с однородными членами:
а) ошибки в однородных составных сказуемых
«Гринев был честным, правдивым, но иногда доверчивый.»
б) нарушение видо-временной соотнесённости
глагольных форм
«Произведения глубоко вскрывали общественные противоречия,
дышат ненавистью к существующему строю.»
в) неправильное употребление союза И, показывающего
законченность перечисления
«Шофер быстро вышел из машины, и бросился в одежде в воду,
спас ребенка.»
г) разрыв простого предложения с однородными сказуемыми
«Поэт очень любит русскую природу. И описывает ее в своих
картинах.»
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Ошибки в построении сложносочиненных предложений:
а) при неудачном соединении разнородных простых предложений
«Базаров – лекарь, но он сильная и волевая натура.»
б) в употреблении противительных союзов вместо соединительного союза И
«Наступила зима, но мы стали ходить на лыжах.»
в) при тавтологическом употреблении сочинительных союзов
«Мы пошли без разрешения в лес, и мама очень расстроилась, и она нас за это сильно ругала.»
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИСЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
а) одновременно употребляются подчинительный и сочинительный союзы в предложении:
«Когда ночь была спокойна, но люди не спали.»
б) употребляется лишний союз:
«У меня одно желание, чтобы вырасти быстрее.»
в) в главном предложении отсутствует указательное слово:
«Я люблю свою Родину, что мы живем под мирным небом.»
г) неправильно употребляется союз и союзное слово:
«Мы пошли в ту сторону, где доносились звуки.»
д) соединяется в одном предложении придаточное определительное и причастный оборот:
«Плюшкин жил в доме, имеющем запущенный вид и у которого все окна были закрыты ставнями.»
1
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Презентация подготовлена Мазаловой Татьяной «ЭУ-72».
2
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Выделяют 5 типов ошибок: ошибки в содержании изложения, сочинения, высказывания; речевые ошибки; грамматические ошибки; орфографические; пунктуационные. речевые ошибки. Нарушения тех или иных литературных норм квалифицируются как речевые ошибки.
3
ОШИБКИ В СОДЕРЖАНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ Несоответствие высказывания теме. Как предупредить эти ошибки? Вначале необходимо сформулировать основную мысль высказывания и доказывать именно эту мысль. Следует продумать круг вопросов, которые следует затронуть, чтобы раскрыть тему. Не следует привлекать материал, не связанный непосредственно с темой.
4
Виды фактических ошибок: 1. отсутствие логической связи между предложениями; 2. противоречие и двусмыслица; 3. бездоказательность суждений. 1. ошибки в датах; 2. смешение эпох, авторов, названий произведений; 3. искажение в цитировании; 4. искажение фактов, описанных в произведениях. Нарушение последовательности высказывания:
5
РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫ Под речевым недочетом понимают: 1. неточно употребленное слово или устойчивое выражение; 2. слово или предложение, нарушающее стилевое единство и выразительность текста; 3. однообразие словаря. ______________________________________________ __ Речевые недочеты подразделяют на лексические; морфологические; и синтаксические.
6
Характеристика типичных лексических ошибок 1. Употребление слова в не свойственном ему значении: «Чацкий не одинок: у него много сообщников». 2. Смешение слов-паронимов: «Онегин ведет праздничный образ жизни». 3. Употребление лишних слов (плеоназмы): «Наступил темный мрак». 4. Лексические анахронизмы (употребление слова или выражения, не соответствующего лексическим, фразеологическим и т.п. нормам данной эпохи): «Чацкий поехал в командировку за границу». 5. Двусмысленность из-за использования омонимов и многозначных слов: «Готовясь к экзаменам, я перечитала все книги».
7
НАРУШЕНИЕ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ Различают три типа сочетаемости: лексическая, грамматическая и стилистическая. Соединение слов бывает невозможно из-за: I. смысловой несовместимости (обедать потолок); II. грамматической природы слов (прилагательные не вступают в связь с глаголами или наречиями); III. ограничений, регулируемых стилистическими законами (не сочетаются слова книжного характера с разговорно- просторечными).
8
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Типичные орфографические ошибки: ошибки на правописание безударных гласных (как проверяемых, так и непроверяемых) в корнях слов, в приставках, в суффиксах; пропуск на письме непроизносимых согласных; ложное удвоение согласных; пропуск Ъ и Ь, их смешение в употреблении, ненужное употребление Ъ или Ь; ошибки в написании окончаний различных частей речи; ошибки на слитное, дефисное и раздельное написание слов; ошибки в переносе слов.
9
Типичные пунктуационные ошибки: Пропуск запятой. Быть всегда там __ где труднее всего. Будущее прекрасно __ оно принадлежит молодым. Но политика была временной __ и надо было налаживать обеспечение города. Пропуск знака для выделения причастных и деепричастных оборотов, обращения, вводных слов и конструкций, прямой речи. Употребление лишнего знака.
10
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Ошибки в роде имен существительных: «Сандаль (сандалия) был на ноге.» Ошибки в употреблении числа существительных: «По асфальтам побежали ручьи.» Ошибки в употреблении падежных форм: «У нас нет время (времени).» Ошибки в образовании форм прилагательных: «Эта книга более интереснее.» Ошибки в употреблении местоимений: «В ихнем селе не было садов.» Ошибки в употреблении форм имен числительных: «С двести рублями; по обоим сторонам дороги.» Ошибки в употреблении форм глагола: «Мы игрались в саду.» это всякого рода отступления от норм образования и употребления форм слов.
11
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Необоснованный пропуск членов предложения: «Олег Кошевой одним из талантливых организаторов.» Нарушение согласования между членами предложения: «В произведении описано ряд эпизодов из солдатской жизни.». «Вишневый сад, имение Раневских, должно пойти с молотка.» Неправильное употребление предлогов: «Через шум мотора не было слышно крика.» «Он порвал об борт машины новую рубашку.» Неверное управление слов: «Гоголь описывает о похождениях Чичикова.» «Согласно приказа.»
12
ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ Подлежащее или дополнение занимают не своё место: «Негодование народа всё усиливалось против поработителей». Определение занимает не свойственное ему место: «Большие и красивые в центре города здания быстро вырастали». Обстоятельство занимает не свойственное ему место: « Всем классом ходили мы в лес за цветами весной». Неправильная расстановка частей составного союза: « Разведчик поджег не только немецкий штаб, но и спас раненого офицера».
13
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Ошибки в построениях предложений с однородными членами: а) ошибки в однородных составных сказуемых «Гринев был честным, правдивым, но иногда доверчивый.» б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм «Произведения глубоко вскрывали общественные противоречия, дышат ненавистью к существующему строю.» в) неправильное употребление союза И, показывающего законченность перечисления «Шофер быстро вышел из машины, и бросился в одежде в воду, спас ребенка.» г) разрыв простого предложения с однородными сказуемыми «Поэт очень любит русскую природу. И описывает ее в своих картинах.»
14
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Ошибки в построении сложносочиненных предложений: а) при неудачном соединении разнородных простых предложений «Базаров – лекарь, но он сильная и волевая натура.» б) в употреблении противительных союзов вместо соединительного союза И «Наступила зима, но мы стали ходить на лыжах.» в) при тавтологическом употреблении сочинительных союзов «Мы пошли без разрешения в лес, и мама очень расстроилась, и она нас за это сильно ругала.»
15
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ а) одновременно употребляются подчинительный и сочинительный союзы в предложении: «Когда ночь была спокойна, но люди не спали.» б) употребляется лишний союз: «У меня одно желание, чтобы вырасти быстрее.» в) в главном предложении отсутствует указательное слово: «Я люблю свою Родину, что мы живем под мирным небом.» г) неправильно употребляется союз и союзное слово: «Мы пошли в ту сторону, где доносились звуки.» д) соединяется в одном предложении придаточное определительное и причастный оборот: «Плюшкин жил в доме, имеющем запущенный вид и у которого все окна были закрыты ставнями.»
Слайд 1
Презентация подготовлена преподавателем Клеменчук С.В. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Слайд 2
Выделяют 5 типов ошибок : ошибки в содержании изложения, сочинения, высказывания; речевые ошибки; грамматические ошибки; орфографические; пунктуационные. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Нарушения тех или иных литературных норм квалифицируются как речевые ошибки.
Слайд 3
ОШИБКИ В СОДЕРЖАНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ Несоответствие высказывания теме. Как предупредить эти ошибки? Вначале необходимо сформулировать основную мысль высказывания и доказывать именно эту мысль. Следует продумать круг вопросов, которые следует затронуть, чтобы раскрыть тему. Не следует привлекать материал, не связанный непосредственно с темой.
Слайд 4
Виды фактических ошибок: отсутствие логической связи между предложениями; противоречие и двусмыслица; бездоказательность суждений. ошибки в датах; смешение эпох, авторов, названий произведений; искажение в цитировании; искажение фактов, описанных в произведениях. Нарушение последовательности высказывания:
Слайд 5
РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫ Под речевым недочетом понимают: неточно употребленное слово или устойчивое выражение; слово или предложение, нарушающее стилевое единство и выразительность текста; однообразие словаря. ________________________________________________ Речевые недочеты подразделяют на лексические ; морфологические; и синтаксические .
Слайд 6
Характеристика типичных лексических ошибок 1. Употребление слова в не свойственном ему значении: «Чацкий не одинок: у него много сообщников». 2. Смешение слов-паронимов: «Онегин ведет праздничный образ жизни». 3. Употребление лишних слов (плеоназмы): «Наступил темный мрак». 4. Лексические анахронизмы (употребление слова или выражения, не соответствующего лексическим, фразеологическим и т.п. нормам данной эпохи): «Чацкий поехал в командировку за границу». 5. Двусмысленность из-за использования омонимов и многозначных слов: «Готовясь к экзаменам, я перечитала все книги».
Слайд 7
НАРУШЕНИЕ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ Различают три типа сочетаемости: лексическая , грамматическая и стилистическая . Соединение слов бывает невозможно из-за: смысловой несовместимости (обедать потолок); грамматической природы слов (прилагательные не вступают в связь с глаголами или наречиями); ограничений, регулируемых стилистическими законами (не сочетаются слова книжного характера с разговорно-просторечными).
Слайд 8
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Типичные орфографические ошибки: ошибки на правописание безударных гласных (как проверяемых, так и непроверяемых) в корнях слов, в приставках, в суффиксах; пропуск на письме непроизносимых согласных; ложное удвоение согласных; пропуск Ъ и Ь, их смешение в употреблении, ненужное употребление Ъ или Ь; ошибки в написании окончаний различных частей речи; ошибки на слитное, дефисное и раздельное написание слов; ошибки в переносе слов.
Слайд 9
Типичные пунктуационные ошибки: Пропуск запятой. Быть всегда там __ где труднее всего. Будущее прекрасно __ оно принадлежит молодым. Но политика была временной __ и надо было налаживать обеспечение города. Пропуск знака для выделения причастных и деепричастных оборотов, обращения, вводных слов и конструкций, прямой речи. Употребление лишнего знака.
Слайд 10
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Ошибки в роде имен существительных: «Сандаль (сандалия) был на ноге.» Ошибки в употреблении числа существительных: «По асфальтам побежали ручьи.» Ошибки в употреблении падежных форм: «У нас нет время (времени).» Ошибки в образовании форм прилагательных: «Эта книга более интереснее.» Ошибки в употреблении местоимений: «В ихнем селе не было садов.» Ошибки в употреблении форм имен числительных: «С двести рублями; по обоим сторонам дороги.» Ошибки в употреблении форм глагола: «Мы игрались в саду.» это всякого рода отступления от норм образования и употребления форм слов.
Слайд 11
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Необоснованный пропуск членов предложения: «Олег Кошевой одним из талантливых организаторов.» Нарушение согласования между членами предложения: «В произведении описано ряд эпизодов из солдатской жизни.». «Вишневый сад, имение Раневских, должно пойти с молотка.» Неправильное употребление предлогов: « Через шум мотора не было слышно крика.» «Он порвал об борт машины новую рубашку.» Неверное управление слов: «Гоголь описывает о похождениях Чичикова.» «Согласно приказа.»
Слайд 12
ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ Подлежащее или дополнение занимают не своё место: «Негодование народа всё усиливалось против поработителей». Определение занимает не свойственное ему место: «Большие и красивые в центре города здания быстро вырастали». Обстоятельство занимает не свойственное ему место: « Всем классом ходили мы в лес за цветами весной». Неправильная расстановка частей составного союза: « Разведчик поджег не только немецкий штаб, но и спас раненого офицера».
Слайд 13
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Ошибки в построениях предложений с однородными членами: а) ошибки в однородных составных сказуемых «Гринев был честным, правдивым, но иногда доверчивый.» б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм «Произведения глубоко вскрывали общественные противоречия, дышат ненавистью к существующему строю.» в) неправильное употребление союза И, показывающего законченность перечисления «Шофер быстро вышел из машины, и бросился в одежде в воду, спас ребенка.» г) разрыв простого предложения с однородными сказуемыми «Поэт очень любит русскую природу. И описывает ее в своих картинах.»
Слайд 14
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Ошибки в построении сложносочиненных предложений: а) при неудачном соединении разнородных простых предложений «Базаров – лекарь, но он сильная и волевая натура.» б) в употреблении противительных союзов вместо соединительного союза И «Наступила зима, но мы стали ходить на лыжах.» в) при тавтологическом употреблении сочинительных союзов «Мы пошли без разрешения в лес, и мама очень расстроилась, и она нас за это сильно ругала.»
Слайд 15
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ а) одновременно употребляются подчинительный и сочинительный союзы в предложении: «Когда ночь была спокойна, но люди не спали.» б) употребляется лишний союз: «У меня одно желание, чтобы вырасти быстрее.» в) в главном предложении отсутствует указательное слово: «Я люблю свою Родину, что мы живем под мирным небом.» г) неправильно употребляется союз и союзное слово: «Мы пошли в ту сторону, где доносились звуки.» д ) соединяется в одном предложении придаточное определительное и причастный оборот: «Плюшкин жил в доме, имеющем запущенный вид и у которого все окна были закрыты ставнями.»
Правописание слова «сандалии» или «сандали» у многих вызывает вопросы. Кто-то считает, что данное существительное правильно пишется с «ии» в конце, а кто-то уверен, что грамотно писать «сандали», с одной «и». Как же на самом деле это слово выглядит верно, с учетом правил русского языка? Чтобы ответить на такой вопрос, необходимо понимать происхождение и морфологическое строение слова. А также важно знать правила написания слов в русском языке, тогда подобных сложностей не возникнет.
Читайте в статье
- Как правильно пишется слово?
- Происхождение и значение слова «сандалии»
- Морфемный разбор слова «сандалии»
- Примеры предложений
- Ошибочное написание слова «сандалии»
Как правильно пишется слово?
В русском языке есть правило, где указывается, что существительные во множественном числе должны заканчиваться на «ии», если это же слово в единственном числе оканчивается на «ия».
Таким образом, правильным вариантом существительного является именно «сандалии».
Это множественная форма слова, так как в единственном числе оно выглядит как «сандалия». Формы или падежа, где в конце будет правильно писать только одну букву «и», не существует.
Происхождение и значение слова «сандалии»
Слово «сандалии» в русскую речь вошло из греческого языка, где выглядит как «sandalion».
В прямом переводе его значение – «туфли». Если говорить более точно о вариантах перевода, то «сандалия» – это для греков «деревянный башмак». Легкая обувь для теплого времени года, которая состоит из подошвы и удерживающих ногу ремешков.
У древних греков и римлян подошва сандалий изготавливалась из кожаного, пробкового либо древесного материала. Ремни для фиксации стопы делали из совершенно разных материй. Цвет и фактура верхней части такой обуви менялись в зависимости от моды. В Греции сандалии носили повсеместно. В Риме их допустимо было носить только дома, а на улицу выходить в таком виде запрещалось.
Морфемный разбор слова «сандалии»
Морфемный разбор – это составная разборка слова. Если выполнить морфемный разбор слова «сандалии», то он будет выглядеть так:
сандалии
- корень слова – «сандали»;
- основа – «сандали»;
- окончание – «и».
Приставки и суффикса в данном варианте нет.
Примеры предложений
Вот несколько примеров предложений с грамотным употреблением этого слова. Так лучше запомнится его верное написание:
- Мне достались эти сандалии почти даром.
- Скоро лето, а у ребенка нет новых сандалий.
- Эти сандалии настолько удобные, что практически не ощутимы на ноге.
- Как я могла забыть свои сандалии на берегу реки?
Надо заметить, что форма «сандалий» употребляется только во множественном числе, родительном падеже.
Ошибочное написание слова «сандалии»
Из всего вышесказанного напрашивается вывод, что писать во множественном числе существительное «сандали» или единственном числе «сандалий» либо «сандаль» совершенно неграмотно.
Предположительно, слово «сандалии» содержит в своем происхождении также корни арамейского языка и иврита. Но важно то, что, вне зависимости от точного источника происхождения, везде оно упоминалось как «сандалии». Поэтому важно запомнить его грамотное написание и не допускать ошибки.
Склонение существительного «сандалия»
Существительное «санда́лия» (неод.)
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный Кто? Что? |
санда́лия | санда́лии |
Родительный Кого? Чего? |
санда́лии | санда́лий |
Дательный Кому? Чему? |
санда́лии | санда́лиям |
Винительный (неод.) Кого? Что? |
санда́лию | санда́лии |
Творительный Кем? Чем? |
санда́лией санда́лиею |
санда́лиями |
Предложный О ком? О чём? |
санда́лии | санда́лиях |
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: крохоборство — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «сандалия»
Синонимы к слову «сандалия»
Предложения со словом «сандалия»
- Когда же обутые в кожаные сандалии ноги конгая коснулись камня, в правой руке его уже сверкал меч, а в левой – обоюдоострый кинжал в локоть длиной.
- Не нагибаясь, поддела на босые ноги сандалии, собрала вещи в большую соломенную сумку и зашагала обратно в город.
- – Он снял сандалию с другой ноги и кинул её в сторону первой.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «сандалия»
- На противоположной стороне дороги Нехлюдов узнал синий платок Катюши, черное пальто Веры Ефремовны, куртку и вязаную шапку и белые шерстяные чулки, обвязанные в роде сандалий ремнями, Симонсона.
- И в половине седьмого из Москвы на дачном поезде приехали экскурсанты. Во-первых, целая группа молодых смеющихся людей человек в двадцать. Были среди них подростки в рубашках-хаки, были девушки без шляп, кто в белой матросской блузке, кто в пестрой кофте. Были в сандалиях на босу ногу, в черных стоптанных туфлях; юноши в тупоносых высоких сапогах.
- «Это-то секретари?» На трап шли, переваливаясь с ноги на ногу, два старика, лет 70-ти каждый, плешивые, с седыми жиденькими косичками, в богатых штофных юбках, с широкой бархатной по подолу обшивкой, в белых бумажных чулках и, как все прочие, в соломенных сандалиях.
- (все
цитаты из русской классики)
Какой бывает «сандалия»
Афоризмы русских писателей со словом «сандалия»
- Не завидуй другу, если друг богаче,
Если он красивей, если он умней.
Пусть его достатки, пусть его удачи
У твоих сандалий не сотрут ремней… - (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Большинство девушек при составлении аутфита делают упор на одежду, напрочь забывая о том, что обувь имеет не менее важное значение. Неправильно подобранные туфли или сапоги не только портят ваш образ, но также могут навредить здоровью. Novate.ru предлагает рассмотреть самые грубые ошибки, которые допускают женщины при ношении обуви.
Ошибка 1: Узкая обувь, которая сдавливает ногу
Обувь с узким носком сдавливает ногу. / Фото: Istockphoto.com
При выборе туфель и босоножек очень важно обращать внимание на то, чтобы модель не была слишком узкой для вашей ноги. Дело в том, что такая обувь, во-первых, вредит здоровью, а во-вторых, выглядит абсолютно некрасиво. К данной категории относятся лодочки и экземпляры с ремешком, так как именно они чаще всего настолько сдавливают ногу, что кожа сильно пережимается и выпирает наружу. Чтобы не пришлось целый день мучиться в таких туфлях, а потом наблюдать красные следы на ноге, оставленные обувью, выбирайте экземпляры строго по размеру.
Ошибка 2: Плохой педикюр в открытой обуви
Если облупился лак, нельзя надевать открытую обувь. / Фото: krasotka.cc
Несмотря на то, что эта вещь является очевидной, некоторые девушки продолжают надевать босоножки или туфли с открытым носком, даже если на ногтях облупился лак. Это большая ошибка, которая может нанести серьезный ущерб репутации. Выйти на улицу без свежего педикюра в открытой обуви – это то же самое, что надеть платье-чулок, если есть лишние килограммы. Таким поступком вы сразу акцентируете внимание на самой «проблемной» части вашего тела, хотя главная цель, наоборот, скрыть ее. Поэтому если вы забыли накрасить ногти или на них остались следы предыдущего покрытия, наденьте закрытую обувь, чтобы не ловить на себе пренебрежительные взгляды.
Ошибка 3: Капроновые колготки со швом под босоножки
Шов на колготках выглядит некрасиво в открытом носке обуви. / Фото: Womanadvice.ru
Блестящие капроновые колготки давно признали моветоном, так как они делают ноги похожими на сосиски. Кроме того, колготки должны быть не толще 20 Ден и максимально близкими по цвету к вашему родному оттенку кожи, чтобы не привлекать излишнего внимания. А вот блестящие экземпляры не соответствуют этому требованию. Да и на фотографиях они выглядят весьма нелепо.
Хуже таких колготок могут быть только варианты со швом, надетые под босоножки с открытым носком. Однако из каждого правила есть исключения. Многие знаменитости, такие как Виктория Бекхэм, Сара Джессика Паркер, Эвелина Хромченко иногда позволяют себе надевать колготки в паре с босоножками. Однако делают они это лишь в том случае, если цвет и первого, и второго элемента является черным, и на носке отсутствует шов.
В других случаях лучше не экспериментировать и совсем отказываться от колготок, особенно если обувь имеет большое количество завязок и шнурков или выполнена в греческом стиле.
Босоножки на завязках нужно надевать на голую ногу. / Фото: pinterest.ru
Обратите внимание: Матовые колготки, плотность которых составляет более 80 ден, гармонично смотрятся с босоножками на тракторной подошве или широком устойчивом каблуке.
Ошибка 4: Колготки с обувью на плоском ходу
Колготки нельзя носить с балетками. / Фото: Pinterest.com.au
Вне зависимости от того, какие вы надели колготки (капроновые или теплые), их нельзя сочетать с легкой обувью без каблука, например, балетками, сандалиями. В то же время довольно гармонично смотрятся колготки с кроссовками – получается стильный современный look в стиле кэжуал. Осенью и зимой можно объединять в одном аутфите плотные колготки и закрытую массивную обувь. Это могут быть ботинки, ботильоны, сапоги и пр.
Ошибка 5: Ботильоны под юбку
Ботильоны визуально обрезают ноги
По мнению модных стилистов с мировым именем, ботильоны можно носить только с брюками. Эти два элемента должны совпадать по цвету, тогда ноги визуально будут смотреться длиннее и стройнее. Что касается модели брюк, то лучше всего подбирать прямые или зауженные. Широкие будут смотреться не так красиво.
Если же надеть ботильоны под юбку или платье, то они визуально укоротят ноги, разделив их на две части. Лучше всего сочетать такую одежду с сапогами выше колена. Это касается как осенних, так и зимних образов.
Ошибка 6: Маленькие туфли к оверсайз наряду
Балетки не смотрятся с объемным свитером
Чтоб общий вид был гармоничным, всегда нужно грамотно подбирать верх и низ. Если первый будет слишком объемным, то и второй должен соответствовать. Поэтому старайтесь не надевать свитера в стиле оверсайз вместе с женственными балетками. Такой аутфит нарушит гармоничные пропорции силуэта, в результате чего верхняя часть туловища будет смотреться гораздо массивнее, чем нижняя.
Ошибка 7: Слишком узкая подошва
Подошва не должна быть уже стопы. / Фото: nogimak.ru
Еще один неэстетичный вариант – обувь, в которой подошва уже, чем стопа. Однако непрезентабельный внешний вид – не единственная проблема. Не стоит также забывать, что подобное положение стопы может спровоцировать образование косточки на большом пальце, так как способствует деформации суставов ноги. Узкая обувь становится причиной появления мозолей, вросших ногтей. Поэтому не стоит рисковать своим здоровьем лишь для того, чтобы купить туфли своей мечты, которые, кроме того, будут ужасно смотреться на ноге.
Ошибка 8: Большая обувь
Большая обувь постоянно спадает с ноги. / Фото: Zen.yandex.ru
Девушки склонны к импульсивным покупкам. Если они решили, что вещь им нравится, они найдут сотни причин, чтобы ее приобрести. Даже если это обувь, неподходящая по размеру. Однако последствия подобной покупки не очень приятные. Даже если не упоминать тот факт, что в больших туфлях вы будете выглядеть просто смешно, так как постоянно будете стараться удержать спадающую обувь, есть и еще один неприятный момент. Когда вы носите туфли, балетки или босоножки, которые вам велики, в подъеме ноги возникает напряжение. Вы не только рискуете споткнуться и упасть, но также гарантированно станете обладательницей болезненных мозолей.
Ошибка 9: Закрытая обувь на босую ногу
Лоферы нельзя надевать на босую ногу. / Фото: Shafa.ua
В холодное время года такое сочетание может привести к возникновению простуды, а в летнее – спровоцировать появление мозолей. Кроме того, летом в закрытой обуви ноги сильно потеют, а кожа на пятках грубеет. Если не хотите испытывать дискомфорт и выглядеть несуразно, откажитесь от мокасинов и лоферов. На крайний случай используйте специальные следки, которые, в отличие от стандартных носков, не выглядывают из обуви.
Ошибка 10: Обувь с тяжелой подошвой
Босоножки с массивной подошвой не сочетаются с юбкой
Обувь на платформе отлично смотрится с брюками и позволяет решить проблему маленького роста. А вот в комплекте с юбками босоножки или туфли на платформе сочетаются не очень гармонично. Учитывая тот факт, что такая обувь массивный внешний вид, она уничтожит изящность щиколотки и сделает ногу зрительно тяжелой, даже если у вас 35 размер.
Если вы все-таки купили тесную или неудобную обувь, ознакомьтесь со статьей Как растянуть обувь при помощи воды и обычного пластикового пакета
Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем школьном возрасте. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения. Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной степени решал культурно-речевые вопросы. К сожалению, не всегда учителя уделяют должное внимание формированию культуры речи, поэтому необходим поиск путей ее повышения.
Программные требования к культуре речи не достаточно реализуются в практике школы, поэтому проблема культуры речи младших школьников является актуальной в настоящее время.
Для формирования навыков литературного произношения учащихся был разработан комплекс упражнений, основанный на развитии и совершенствовании культуры речи детей.
Комплекс упражнений
Первый тип заданий – упражнения в образовании форм имен существительных, связанных с категорией рода, числа, падежа.
Найдите ошибки, напишите правильный вариант:
-
На витрине стояла вкусная повидла.
-
Солнце слепила глаза.
-
Детвора готовились к празднику.
-
Сандаль был на ноге.
-
Эту комментарию уже слышали.
-
Спелый яблок висел прямо передо мной
Образуйте форму родительного падежа, множественного числа следующих имен существительных:
-
рельсы
-
томаты
-
валенки
-
комментарии
-
чулки
-
места
-
носки
-
яблоки
Второй тип заданий — упражнения в образовании имен прилагательных.
От приведенных ниже прилагательных образуйте сравнительную степень:
-
красивый
-
молодой
-
лучший
-
худший
Третий тип заданий — упражнения в образовании форм спрягаемых глаголов.
Найдите ошибки, напишите правильный вариант:
-
Дети бежат на поляну.
-
Школьники хочут учиться.
-
Ручейки бежат по проталинам.
-
Около дома текет говорливая речушка.
Четвертый тип заданий — упражнения в образовании форм личных местоимений.
Найдите и исправьте ошибки:
-
Евонный рассказ меня удивил.
-
Ихнее выступление мне очень понравилось.
-
К им стали обращаться за советом.
-
Я заглянул в евошнюю тетрадь.
-
Пошли к ему в дом.
Пятый тип заданий – упражнения на выбор места ударения.
а) в общеупотребительных словах
-
каталог
-
творог
-
договор
-
водопровод
-
километр
-
свекла
-
алфавит
б) в словах с неподвижным ударением
кран – кранов шофер — шоферов
торт – тортов туфля — туфель
флаг – флагов шарф — шарфом
бант – бантов стакан — стаканы
стержень – стержней
в) в словах с подвижным ударением
директор – директора волк — волков
профессор – профессора новость — новостей
доктор – доктора лось — лосей
голова – голову доска – доску
Поучитесь находить слова в словаре. Узнайте правильное ударение и верно произнесите слова:
-
клала
-
начал
-
послала
-
понял
По образцу образуйте формы глагола. Поставьте ударение.
Образец: брать — брали, брал, брало, брала.
Взять, занять, начать, понять.
Шестой тип заданий – упражнения на правильное произношение слов с трудным звукосочетанием.
Произнесите правильно:
-
ЧТо, булЬОн, булоЧНая, еГО, конеЧНо, синеГО, прачеЧНая, нароЧНо.
Предложения со словом «сандалить»
У неё закружилась голова, когда подошвы сандаль, коснулись земли.
Через несколько хлопков на вершине лестницы показался сандаль.
У сандаля нет носа, соответственно, отсутствует обоняние, однако каким-то образом он чувствует, что его любимый напиток уже у меня в руках.
С этими словами сандаль спрыгнул на пол и подскочил к ширме.
Я тоже ору от страха, руками вцепился в свинячьи уши, ногами покрепче обхватил бока, один сандаль потерялся во время бешеного старта.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: десятый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Я потихоньку поднял сандаль и медленно понёс к себе.
Хоботок тыркает по поверхности сандаля, как будто ищет что пососать.
Под этим скелетом, найдены следующие вещи, которые не были ранее упомянуты: 14 больших ложек, 1 детские высокие ботинки 33 размера, 3 мужских различных опанка, 1 детский опанак, 1 подошва от женских тапочек, 1 детская сандаля 34 размера, 2 женские расчёстки, 2 зубных щётки, 1 зеркало, 1 ножницы, 2 карманных ножа (чаки – турецкий складной нож), 3 больших квартирных ключа, 1 обручальное кольцо, цепочка с подвеской – медальоном, 1 маленькая стеклянная бутылка.
Я плавно приземлился, схватил сандаль и на этот раз застегнул его.
Даже самый мудрый волк свой сандаль найти не смог.
Он внезапно уткнулся носком сандаля во что-то твёрдое, это была самая нижняя палуба, трюм.
Один сандаль запутался в ботве и соскочил.
А сандаль потом долго ещё искали и не могли найти. Только осенью, когда собирали урожай картошки, нашли его на грядке…
Шорох сандаль, что ты одел, выбранный путь не одолел.
Так прост след сандаль на песке.
И когда я отодвинул ширму, в комнату запрыгнул сандаль.
Надела сандалю обратно на ногу, она с облегчение вздохнула, встала на обе ноги и посмотрела на дуб, на пожелтевшую траву и на девочку, которая заворожено смотрела на неё, сидя в траве, держа в руках оранжевый пупырчатый мячик.
– Идите! – откликнулся он. – Я догоню! Только сандаль поправлю! Ремешок порвался…
Потный, старый сандаль, от благоухания которого в полёте дохли мухи, комары и прочая мошкара, а тараканы, едва завидев этикетку, жалобно просились к соседям.
– Ну монстров-то сандалить я и в коллективе сумею!
– Подожди наверху, мне камень в сандаль попал.
Во-первых, мне и притронуться к этой замусоленной чистокожими сальной щупалке с души воротит, а уж сандалить в неё кулаком или там локтем – спасибо, ребята, я от такого и облеваться могу, а во-вторых, никто, понятное дело, ловить меня не станет.
А ещё вертолёты наши появились, да как давай по острову сандалить!
И сандаль нарочно порвал.
Отрекошетив от образовавшегося выступа, лом, стремительно устремился вниз, и, … пронзив, блестящий сандаль «Бугра», вошёл почти на половину своей длины в землю.
Чтоб соответствовать жару, он поместил на себя женскую шубу, такую же шапку, а на ноги вздёрнул сандалю и тапок в виде кровати.
Пить и травить анекдоты – да, к этому времени у нас дело дошло уже и до анекдотов – нам казалось значительно интереснее, чем ширять друг по другу ракетами, сандалить лазерами и грохать аннигиляторами.
Иногда мы срывались на бег, но от этого у меня разболтался сандаль, и хлястик вылетел из пряжки.
Хлястик сандаля на этой ноге, был просто подвернут внутрь, понятное, простое, а самое главное эффективное решение, я поднял голову и увидел вождя.
Чья – то красноватая сандаля висела на заборе.
– Зачем? – спрашиваю я, прыгая на одной ноге и натягивая слетевший сандаль.
Сняла белую сандалю с правой ноги, стоя на одной ноге, перевернула её вверх тормашками, оттуда выпал маленький камушек, который звякнул, стукнувшись о пыльную дорогу.
Один сандаль залетел под диван, не успел достать.
Синонимы к слову «сандалить»
Значение слова «сандалить»
-
САНДА́ЛИТЬ, —лю, —лишь; несов., перех. (сов. насандалить). Покрывать, красить сандалом (во 2 знач.). (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова САНДАЛИТЬ
Цитаты со словом «сандалить»
- Если верный конь, поранив ногу, Вдруг споткнулся, а потом опять, Не вини его, вини дорогу, И коня не торопись менять. («Берегите друзей»)
- Э-тто что? ! ― заорал как-то властитель за утренним чаем. Слуги, не понимая, в чём дело, притащили к начальству испуганного Филиппова. ― Э-тто что? Таракан? ! ― и суёт сайку с запечённым тараканом. ― Э-тто что? ! А?
- На полюсе я не раз благодарил судьбу за то, что она меня многому научила. Недаром говорят: знания плечи не оттянут. В свое время я лудил посуду, тачал сапоги, стирал, мыл полы, свежевал медведя, готовил обед. Все пригодилось.
- (все
цитаты)
Отправить комментарий
Дополнительно
Правописание слова «сандалии» или «сандали» у многих вызывает вопросы. Кто-то считает, что данное существительное правильно пишется с «ии» в конце, а кто-то уверен, что грамотно писать «сандали», с одной «и». Как же на самом деле это слово выглядит верно, с учетом правил русского языка? Чтобы ответить на такой вопрос, необходимо понимать происхождение и морфологическое строение слова. А также важно знать правила написания слов в русском языке, тогда подобных сложностей не возникнет.
Читайте в статье
- Как правильно пишется слово?
- Происхождение и значение слова «сандалии»
- Морфемный разбор слова «сандалии»
- Примеры предложений
- Ошибочное написание слова «сандалии»
Как правильно пишется слово?
В русском языке есть правило, где указывается, что существительные во множественном числе должны заканчиваться на «ии», если это же слово в единственном числе оканчивается на «ия».
Таким образом, правильным вариантом существительного является именно «сандалии».
Это множественная форма слова, так как в единственном числе оно выглядит как «сандалия». Формы или падежа, где в конце будет правильно писать только одну букву «и», не существует.
Происхождение и значение слова «сандалии»
Слово «сандалии» в русскую речь вошло из греческого языка, где выглядит как «sandalion».
В прямом переводе его значение – «туфли». Если говорить более точно о вариантах перевода, то «сандалия» – это для греков «деревянный башмак». Легкая обувь для теплого времени года, которая состоит из подошвы и удерживающих ногу ремешков.
У древних греков и римлян подошва сандалий изготавливалась из кожаного, пробкового либо древесного материала. Ремни для фиксации стопы делали из совершенно разных материй. Цвет и фактура верхней части такой обуви менялись в зависимости от моды. В Греции сандалии носили повсеместно. В Риме их допустимо было носить только дома, а на улицу выходить в таком виде запрещалось.
Морфемный разбор слова «сандалии»
Морфемный разбор – это составная разборка слова. Если выполнить морфемный разбор слова «сандалии», то он будет выглядеть так:
сандалии
- корень слова – «сандали»;
- основа – «сандали»;
- окончание – «и».
Приставки и суффикса в данном варианте нет.
Примеры предложений
Вот несколько примеров предложений с грамотным употреблением этого слова. Так лучше запомнится его верное написание:
- Мне достались эти сандалии почти даром.
- Скоро лето, а у ребенка нет новых сандалий.
- Эти сандалии настолько удобные, что практически не ощутимы на ноге.
- Как я могла забыть свои сандалии на берегу реки?
Надо заметить, что форма «сандалий» употребляется только во множественном числе, родительном падеже.
Ошибочное написание слова «сандалии»
Из всего вышесказанного напрашивается вывод, что писать во множественном числе существительное «сандали» или единственном числе «сандалий» либо «сандаль» совершенно неграмотно.
Предположительно, слово «сандалии» содержит в своем происхождении также корни арамейского языка и иврита. Но важно то, что, вне зависимости от точного источника происхождения, везде оно упоминалось как «сандалии». Поэтому важно запомнить его грамотное написание и не допускать ошибки.
ВВЕДЕНИЕ
Данная разработка адресована начинающим
учителям русского языка.
При проверке творческих работ (сочинений,
изложений) у вас могут возникнуть затруднения в классификации ошибок, при этом
разные источники предлагают разные подходы. В данной работе использованы
материалы из следующих источников:
·
Развитие речи: теория и практика
обучения 5-7 классы. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.
·
Уроки русской словесности.
Практикум по культуре речи. Служевская Т.Л.
·
Речевые ошибки и их
предупреждение. Сергеев Ф.П.
ОЦЕНКА содержания изложений и сочинений
Отметка «5» —
допускается 1 недочёт в содержании, 1-2 речевых недочёта, 1 грамматическая
ошибка.
Отметка «4» —
допускается не более 2 недочётов в содержании, не более 3-4 речевых недочётов,
2 грамматических ошибок.
Отметка «3» —
допускается не более 4 недочётов в содержании, 5 речевых недочётов, 4
грамматических ошибок.
Отметка «2» —
допущено 6 недочётов в содержании, до 7 речевых недочётов и до 7 грамматических
ошибок.
Отметка «1»
ставится, если в работе более 6 недочётов в содержании, более 7 речевых
недочётов и более 7 грамматических ошибок.
КЛАССИФИКАЦИЯ
ОШИБОК
Языковые
ошибки связаны с нарушением структуры языковой единицы. Это неправильное
словообразование («надсмешка», «прсспектива»), нарушение связей управления или
согласования в словосочетании, ошибки в структуре предложения. В «Нормах…»
эти ошибки называются грамматическими.
Речевые
ошибки не содержат
структурных нарушений. Они возникают как следствие неправильного, а чаще
неудачного употребления слов и синтаксических конструкций в контексте.
Ошибка
— это нарушение требования
правильности речи, нарушение норм литературного языка.
Недочёт
— нарушение рекомендаций,
связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи.
Все нарушения грамматических
норм являются грамматическими ошибками; нарушения же норм функционирования
языковых средств могут быть как речевыми ошибками (например, «обратно» в
значении «опять»), так и речевыми недочётами («Охотник охотился на барса»).
Грамматические
ошибки делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические.
1 .Словообразовательные ошибки («освоители
целины», «хозяйка очень растерчива» и т.д.). Наиболее
распространены:
—
подчерк,
подскользнуться, надсмехаться,
ндравиться;
—
взади вместо сзади;
—
инциндент,
прецендент;
—
лаболатория (лаборатория), тубаретка(табуретка),
мукулатура (макулатура), колидор
(коридор);
—
дети играютСЯ.
2.
Морфологические
ошибки можно наблюдать в
формах имени существительного, прилагательного, глагола, местоимения.
а) Ошибки в формах имени существительного:
«У меня много
свободного время. Таких настоящих дружб
немного. Ему захотелось увидеть этого животного».
б) Ошибки в форме имени прилагательного:
«Пётр был послабже, чем его товарищи. Последние две темы более
уже по содержанию».
в) Ошибки в образовании местоименных форм:
«Ихние привычки меня раздражали. Он должен за её бороться».
г) Ошибки в глагольных формах:
« Судья ездиет на охоту. Человек метается
по комнате. Татары хочут его убить. Он ложит
инструмент. Буду убираться в классе. Охотник оглядывался,
ждя нападения барса. Ехав в
автобусе, мы увидели дом.»
3.Синтаксические ошибки. Наиболее частотны ошибки в структуре
словосочетания, в связях управления и согласования:
3.1.
Предложное управление: «Описывают о школьном музее, о чём-то смеются, жажда
к славе, мечта к свободе, занимаюсь
в баскетбол».
Запомнить:
отношениЕ К …
отношениЯ С …
отношениЯ Между …
сочинение, тетрадь ПО литературе;
обучение литературЕ;
учитель, учебник, урок литературЫ;
согласно приказУ;
употребление предлогов из
— с, в — на (пришёл из
школы, возвратился из отпуска).
3.2. Предложения с однородными сказуемыми, при
которых имеется общее дополнение: «Мальчик увлекается и
хорошо знает физику».
3.3.
Ошибки в согласовании
определения и определяемого слова: «Из прочитанного мной части романа…».
Запомнить: МОЙ день рождения.
3.4. Согласование сказуемого с подлежащим: «.Три дня, проведённых Мцыри на воле, была
та жизнь, о которой он мечтал. Молодёжь самоотверженно работают на фабриках и заводах».
3.5.
Нарушение границ
предложения: «Тимур хороший. Потому что он помогал жителям». «Охотник заметил
на лапе хищник капкан. И решил поймать его живым».
3.6. Ошибки в построении предложений с однородными
членами:
а) объединение единиц разного уровня (членов
предложения и придаточных частей): «В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю».
б) неумелое
употребление двойного союза для соединения: «Тема требует не
только рассказать об одной какой-то книге, но и
что вообще интересного можно найти в других книгах».
3.7. Ошибки в построении предложений с
обособленными членами:
а) употребление
деепричастного оборота вне связи его с подлежащим: «На катке всегда весело и
интересно, хотя, покатавшись, болят ноги».
б) разрыв
причастного оборота определяемым словом: «Между записанными темами
на доске разница невелика».
3.8. Ошибки в построении сложного предложения:
а) неумелый
выбор союза или союзного слова: «Как я завидую тем, которые рыбачат».
б) употребление лишнего союза: «Когда
мы вошли в лес, вокруг всё было бело, на ветвях деревьев лежал снежок».
в) отрыв
придаточного определительного от определяемого слова: «Одна из
его картин висит перед нами, которая называется «Весна
— большая вода».
г) смешение прямой и косвенной речи: «Автор «Слова»
упрекает русских князей в разорении земли русской, что вы
своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую».
Речевые
недочёты — это
неправильное или неудачное употребление языковых средств в речи.
Речевые ошибки (недочёты) можно разделить на ошибки в словоупотреблении и в строении
текста.
Ошибки и
недочёты в словоупотреблении делятся на семантические и стилистические.
Семантические ошибки — это нарушение требований точности словоупотребления.
К ним относятся:
а) употребление слова в несвойственном
значении: «Троекуров был роскошный помещик», «он сунул
ноги в удила и поскакал рысью»;
б) смешение паронимов: «На мальчике ободранная рубаха»; песчаный — песочный, абонент — абонемент,
праздничный — праздный;
в) не различение оттенков значения синонимов:
«С ней мы разговариваем о многом», «Чацкий не одинок, у
него много сообщников»’,
г) нарушение лексической сочетаемости
(противоречат друг другу; несовместимы, т.к. одно употребляется только с
отрицательными словами, а другое обозначает нечто положительное; имеют
фразеологически связанное значение): Мальчик сделал
подвиг; танцевальная песня, полчища
тружеников, ему присвоили благодарность, сильная дружба;
Правильно:
придавать, иметь значение,
играть роль,
проявить, уделить внимание.
Нельзя:
Сказать, говорить рассказ, пересказ, вопрос,
задание, параграф, пример, факт, автора.
Стихи не «говорят» и не «рассказывают» — стихи
читают!
д) плеоназм (лишним является слово, которое
ничего не добавляет: «Показался взрослый мужчина».
е) тавтология: «На белоствольном
стволе берёзы замечательно смотрятся тёмные пятнышки».
Стилистические недочёты связаны с нарушением коммуникативной
целесообразности высказывания. К ним относятся:
а) употребление слов иной стилевой окраски:
Земляника сплетничает о судье, хотя тот является
его родственником, В колхозе возвели
новый коровник и воздвигли баню;
б) неуместное употребление
эмоционально-экспрессивной лексики: «Героем этой повести является Пугачёв, главарь восставшего народа».
в) неоправданное употребление просторечных и
диалектных слов: «Взади стоит мальчик. Буду убираться в классе». Особое внимание следует уделить
употреблению глагола «ложить» (для создания речевой характеристики героя).
г) употребление штампов: «Серёжа является представителем передовой части молодёжи того времени».
Использование фразеологии деловых бумаг.
д) смешение лексики разных исторических эпох:
«На богатырях кольчуга, брюки, варежки».
Причины появления ошибок:
1. незнание значения слова,
2. незнание «возраста» слова,
3. смешение паронимов,
4. непонимание различий в значении синонимов,
5. бедность речи, неумение использовать синонимы,
6.
неразвитость «речевого»
слуха (пишущий и мог бы заменить назойливо повторяющееся слово синонимами или
подобрать слова так, чтобы однокоренные не встречались рядом, но не замечает,
что это нужно сделать: ему самому его фраза ухо не режет),
7. незнание стилистических свойств слов,
фразеологических оборотов,
8. невнимательность, небрежность в установлении
логических связей между словами.
Предупреждение ошибок
Работу по повышению речевой культуры следует начинать
с наблюдений за устной речью учащихся. Учитель должен выработать у школьников
навык внимательно слушать, слышать и отмечать те или иные ошибки в речи,
правильно объяснять их. Необходимо добиться того, чтобы за каждым выступлением
ученика следили его товарищи, чтобы по просьбе учителя любой из них мог
проанализировать выступление не только по содержанию, но и со стороны речевого
оформления.
Учителю необходимо вести учёт типичных речевых и
грамматических ошибок, допускаемых учащимися в сочинениях и изложениях.
Можно использовать следующие приёмы:
1 .Составьте предложения с данными словами.
2. Выясните значения слов при помощи толкового
словаря.
3. Подберите синонимы к словам.
4.Замените иноязычные слова русскими.
5.Исправьте ошибки в предложениях.
6.Объясните значения созвучных слов.
7.
Подберите к каждому
прилагательному существительное, суффиксы в прилагательных подчеркните
(бережный — бережливый).
8. Устраните повторы в предложениях.
9.Определите
стилистическую принадлежность следующих слов и синонимичных им фразеологизмов.
10. Найдите слова, не соответствующие описываемой
в тексте эпохе.
11.
У кажите стилистически
сниженные слова (разговорные и просторечные). Запишите предложения в
исправленном виде.
12.
Исправьте предложения, в
которых неуместно использованы языковые средства официально-делового стиля.
13. Найдите ошибки в словообразовании частей речи.
14. Согласуйте прилагательные с существительными.
15. Допишите окончания существительных и глаголов.
И т.д.
Можно использовать для запоминания норм
стихотворения:
1. «Одеть»,
«надеть»…
Два этих слова Мы путаем так бестолково!
«Одеть», «надеть»…
Давай глядеть:
Кого одеть и что надеть.
2.
Это очень неприятно В
разговоре услыхать:
«Мы с вами встретились обратно»
Вместо «встретились опять».
Пусть каждый из ребят Запомнит слово в слово:
Обратно значит назад,
Опять значит снова!
За ошибки и за пятна Двойки ставят нам опять,
А кому не всё понятно,
Запомните:
Пароход пришёл обратно,
А весна пришла опять!
3. Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
А я люблю, когда холодные морозы Покрасят дом,
заледенят карниз,
Снежинки с неба падают, как звёзды,
На землю приземляясь сверху вниз.
Я более всего предпочитаю осень,
Когда плодами всё плодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит.
Системная работа по предупреждению подобных ошибок
наиболее чётко прослеживается в учебном комплексе Бабайцевой В.В., особенно в
5,6, 7 классах.