Пояснение (см. также Правило ниже).
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом в предложении 4. Эта ошибка вызвана тем, что причастие не согласовано со словом, которому оно подчиняется, в роде, числе и падеже.
Приведём верное написание: В Москве состоялось совещание директоров школ по вопросам (какИМ?), касающИМся выпускных экзаменов.
Пункт правила 7.1.1
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом в предложении 7 состоит в том, что непроизводный предлог «по» в значении «nосле чего-либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа.
Приведём верное написание: По завершенИИ эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.
Пункт правила 7.7.2
В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом в предложении 8 состоит в том, что ДО прикреплён к безличному предложении. Это—грубая ошибка, ведь действующего лица нет.
Предложение можно перестроить так: Нам интереснее читать текст, если в нём используются метафоры и сравнения.
Пункт правила 7.8.2 ТИП 4
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением в предложении 3.Название картины, имя собственное, ставится в именительном падеже, если оно является приложением, то есть вторым названием. Первое название—картины.
Приведём верное написание: Секрет художественной выразительности картины И. Левитана «ЗолотАЯ осенЬ» заключается в богатстве цветовой палитры.
Пункт правила 7.2.1
Д) ошибка в построении сложного предложения в предложении 1 заключается в том, что по нормам управления беспокоиться можно о чём?, а не за то. Нужно исправить падеж.
Предложение можно перестроить так: Конечно, и мы, и родители— все беспокоились О ТОМ, чтобы успешно сдать выпускные экзамены.
Пункт правила 7.4.6
Ответы в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
4 | 7 | 8 | 3 | 1 |
Пояснение (см. также Правило ниже).
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом в предложении 4. Эта ошибка вызвана тем, что причастие не согласовано со словом, которому оно подчиняется, в роде, числе и падеже.
Приведём верное написание: В Москве состоялось совещание директоров школ по вопросам (какИМ?), касающИМся выпускных экзаменов.
Пункт правила 7.1.1
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом в предложении 7 состоит в том, что непроизводный предлог «по» в значении «nосле чего-либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа.
Приведём верное написание: По завершенИИ эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.
Пункт правила 7.7.2
В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом в предложении 8 состоит в том, что ДО прикреплён к безличному предложении. Это—грубая ошибка, ведь действующего лица нет.
Предложение можно перестроить так: Нам интереснее читать текст, если в нём используются метафоры и сравнения.
Пункт правила 7.8.2 ТИП 4
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением в предложении 3.Название картины, имя собственное, ставится в именительном падеже, если оно является приложением, то есть вторым названием. Первое название—картины.
Приведём верное написание: Секрет художественной выразительности картины И. Левитана «ЗолотАЯ осенЬ» заключается в богатстве цветовой палитры.
Пункт правила 7.2.1
Д) ошибка в построении сложного предложения в предложении 1 заключается в том, что по нормам управления беспокоиться можно о чём?, а не за то. Нужно исправить падеж.
Предложение можно перестроить так: Конечно, и мы, и родители— все беспокоились О ТОМ, чтобы успешно сдать выпускные экзамены.
Пункт правила 7.4.6
Ответы в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
4 | 7 | 8 | 3 | 1 |
Источник: ЕГЭ по русскому языку 21.04.2014. Досрочная волна. Вариант 1
Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) ошибка в построении сложного предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Конечно, и мы, и родители— все беспокоились за то, чтобы успешно сдать выпускные экзамены.
2) Ф.М. Достоевский писал, что отличительная черта русского национального характера – это чувство справедливости.
3) Секрет художественной выразительности картины И.Левитана «Золотой осени» заключается в богатстве цветовой палитры.
4) В Москве состоялось совещание директоров школ по вопросам, касающихся выпускных экзаменов.
5) В стихотворении Блока «Скифы» прослеживаются традиции литературы XIX века.
6) Одним из основоположников натуральной школы стал В.Г. Белинский, внёсший существенный вклад в создание теории реализма.
7) По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.
Используя метафоры и сравнения, нам интереснее читать текст.
9) Мемуары знакомят нас с эпохой и дают полное представление о том или ином писателе.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом в предложении 4. Эта ошибка вызвана тем, что причастие не согласовано со словом, которому оно подчиняется, в роде, числе и падеже.
Приведём верное написание: В Москве состоялось совещание директоров школ по вопросам (какИМ?), касающИМся выпускных экзаменов.
Пункт правила 7.1.1
Читать правило
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом в предложении 7 состоит в том, что непроизводный предлог «по» в значении «nосле чего-либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа.
Приведём верное написание: По завершенИИ эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.
Пункт правила 7.7.2
Читать правило
В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом в предложении 8 состоит в том, что ДО прикреплён к безличному предложении. Это—грубая ошибка, ведь действующего лица нет.
Предложение можно перестроить так: Нам интереснее читать текст, если в нём используются метафоры и сравнения.
Пункт правила 7.8.2 ТИП 4
Читать правило
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением в предложении 3.Название картины, имя собственное, ставится в именительном падеже, если оно является приложением, то есть вторым названием. Первое название—картины.
Приведём верное написание: Секрет художественной выразительности картины И. Левитана «ЗолотАЯ осенЬ» заключается в богатстве цветовой палитры.
Пункт правила 7.2.1
Читать правило
Д) ошибка в построении сложного предложения в предложении 1 заключается в том, что по нормам управления беспокоиться можно о чём?, а не за то. Нужно исправить падеж.
Предложение можно перестроить так: Конечно, и мы, и родители— все беспокоились О ТОМ, чтобы успешно сдать выпускные экзамены.
Пункт правила 7.4.6
Читать правило
Ответы в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
4 | 7 | 8 | 3 | 1 |
Ответ: 47831
1.Нарушение
согласования главных членов в сложноподчиненном предложении.
Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в
совершенстве.
Все –
множественное число, кто – единственное
число.
Правильный вариант: Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевают
им в совершенстве.
2.Нарушение
управления в словосочетании с производным предлогом
•
благодаря
•
согласно
•
вопреки требуют только дат. падежа
•
наперекор
•
навстречу
•
подобно
•
•
Найдите
ошибки в данных предложениях
•
Благодаря общения с литературой, искусством люди делаются богаче еще на
одну жизнь, жизнь авторов великих творений.
•
Благодаря зазеленевших весной растений сад удивительно преобразился.
•
В сентябре коллективом учащихся,
учителей и родителей приняты поправки к Уставу гимназии, согласно которых
учебный год будет разделен на триместры.
•
Вопреки скептического мнения некоторых современников о
М.
Булгакове, сегодняшний читатель убежден в силе его таланта.
•
Вопреки распространенного суеверия, женщины на корабле приносят удачу.
•
Согласно закона человек имеет право на бесплатное образование.
•
Благодаря слаженной работы трудового коллектива завод перевыполнил
план.
•
Благодаря комментариев Ю.Лотмана к
«Евгению Онегину» каждый читатель романа лучше понимает эпоху Пушкина.
•
3.
Нарушение
управления в словосочетании с производным предлогом
•
вследствие
•
ввиду только чего?
•
в случае
4.Нарушение
управления в словосочетании с производным предлогом
ПО» —
«ПОСЛЕ ЧЕГО-НИБУДЬ»
ЗАПОМНИ!!!
ПО ПРИЕЗДЕ
В ГОРОД
ПО ПРИБЫТИИ НА МЕСТО
ПО ИСТЕЧЕНИИ СРОКА
ПО ОКОНЧАНИИ ШКОЛЫ
Запомни!
•
Оплатить что – уплатить за что
•
беспокоиться о ком – тревожиться за кого
•
надеть что на что – одеть кого во что
•
обращать внимание на что – уделять внимание чему
•
отзыв о чем – рецензия на что
•
предостеречь от чего – предупредить о чем
•
заметить что – догадаться о чем
•
скучать по вас
•
воплотить во что?
уверенность в чём?
поражаться чему?
•
Найдите ошибки
в данных предложениях
•
Вследствие ранних заморозков камыш и осока вдоль реки покрылись
причудливыми ледяными наростами.
•
По приезду из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.
•
По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.
•
Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во
время шторма, на поиски судна был послан самолет.
•
По окончанию обучения в медицинском институте Иванов стал работать сельским врачом.
•
По окончанию глагола определяем спряжение.
•
Нам оплатили за сверхурочный труд.
•
Ученые давно заметили о том, что в основе всякой метафоры лежит простое
сравнение
•
Кондуктор попросил оплачивать за проезд.
5.Нарушение
согласования: главное слово сущ. + несогласованное определение.
Поэзия
пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенних водах»
Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении
«Весенние воды»
Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в «Весенних водах»
Найдите ошибки в данных
предложениях
•
В автобиографической
трилогии Л. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» главным героем стал
Николенька Иртеньев.
•
Проблемы
экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой
Москвы».
•
О первом
космонавте России рассказывает Л.Обухова в своей статье «Любимец века».
•
В основе
сюжета картины Архипова «Обратный путь» – возвращение ямщика домой на зорьке.
•
О жизни и
творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести
К.Паустовского «Орест Кипренский».
•
В «Мертвых
душах» Гоголя дается сатирическое описание губернского общества.
•
Секрет
художественной выразительности картины И.Левитана «Золотой осени» заключается в
ярком колорите, в богатстве цветовой палитры.
•
В книге
«Записки о Пушкине» декабрист Пущин вспоминает о свидании с поэтом в период его
ссылки в селе Михайловском.
•
По принципу
исторической хронологии расположены репродукции старинных гравюр в монографии
«Герои русской истории
6.Неправильное
употребление второстепенных членов и
придаточных предложений.
Найдите ошибки в данных предложениях
Экономисты
говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.
Скоро
будет заселен дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла
комиссия.
7.Нарушение
управления в предложении с однородными членами
Слушатели
передачи ожидали (что? ) и надеялись( на что? ) на встречу с известным телеведущим.
Я уважаю и восхищаюсь своими родителями. Я уважаю своих
родителей и восхищаюсь ими.
Найдите ошибки в данных
предложениях:
1.Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Думы.
2. Журналисты местной прессы увидели и удивились
необычному явлению природы.
3.Международная
общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.
4.Дети
редко прислушиваются и выполняют советы старших.
8.Нарушение
структуры причастного оборота
Одним
из самостоятельных видов искусства является графика, существующим с конца XV века.
Одним из самостоятельных видов искусства является графика , существующая с конца XV
века.
Исправьте ошибки в
предложениях:
1.Одним
из русских обычаев, ценившемся многими
старыми москвичами, было устное рассказывание.
2.Одним
из русских прозаиков начала 20 века, детально описавших быт русского народа, был Иван Шмелёв.
3.Протест
Катерины, отстаивающий свои человеческие
права, имел общественное звучание.
9.Нарушение
структуры предложения, связанное с употреблением двойных союзов.
Найдите ошибки в
данных предложениях.
1.За
короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а
также драматический театр и библиотека.
( За короткий срок в городе-спутнике
построена не только новая школа, больница, но и драматический театр и
библиотека).
2.Не
только способности, трудолюбие поможет достичь успеха в работе.
3.
Хотя и трудно было выполнить контрольную работу, а Сергей с ней справился
быстро.
4.
Как мальчики, и девочки тоже участвовали
в лыжных гонках.
5.Путешественники
восхищались не только красотой дальневосточной тайги, но также рек и озёр.
Запомните!
Как, так и;
не только, но и;
не столько, сколько;
не так, как;
хотя и, но;
не то что(бы), но(а);
если не, то
10.Нарушение
структуры СПП с косвенной речью
Уезжая
в командировку, отец обещал, что я обязательно вернусь к праздникам.
+ Уезжая
в командировку, отец обещал: «Я обязательно вернусь к праздникам».
+
Уезжая в командировку, отец обещал, что он обязательно вернётся к
праздникам.
Лермонтов пишет о своем поколении, что «и
ненавидим мы, и любим мы случайно».
+ Лермонтов пишет о своем поколении: «И ненавидим мы, и любим мы случайно».
+
Лермонтов пишет о своем поколении, что оно и ненавидит, и любит «случайно».
11.Неправильный порядок слов в предложении.
Ошибка связана с нарушений смысловых связей в
предложении.
Например:
Нам предложили поселиться в новой гостинице для туристов со всем набором услуг.
Исправьте ошибки:
1. Изложенные
факты в диссертации приведёнными цифрами подтверждаются.
2. На
сцену вышел актёр с микрофоном в чёрном фраке.
3. Он
выбирал достойного себе преемника.
4. Вечерами
рассказывала внучке бабушка сказки.
5. Первокурсники
посещают спецкурс по истории театра профессора Иванова.
Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) ошибка в построении сложного предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Конечно, и мы, и родители— все беспокоились за то, чтобы успешно сдать выпускные экзамены.
2) Ф.М. Достоевский писал, что отличительная черта русского национального характера – это чувство справедливости.
3) Секрет художественной выразительности картины И.Левитана «Золотой осени» заключается в богатстве цветовой палитры.
4) В Москве состоялось совещание директоров школ по вопросам, касающихся выпускных экзаменов.
5) В стихотворении Блока «Скифы» прослеживаются традиции литературы XIX века.
6) Одним из основоположников натуральной школы стал В.Г. Белинский, внёсший существенный вклад в создание теории реализма.
7) По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.
Используя метафоры и сравнения, нам интереснее читать текст.
9) Мемуары знакомят нас с эпохой и дают полное представление о том или ином писателе.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом в предложении 4. Эта ошибка вызвана тем, что причастие не согласовано со словом, которому оно подчиняется, в роде, числе и падеже.
Приведём верное написание: В Москве состоялось совещание директоров школ по вопросам (какИМ?), касающИМся выпускных экзаменов.
Пункт правила 7.1.1
Читать правило
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом в предложении 7 состоит в том, что непроизводный предлог «по» в значении «nосле чего-либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа.
Приведём верное написание: По завершенИИ эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.
Пункт правила 7.7.2
Читать правило
В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом в предложении 8 состоит в том, что ДО прикреплён к безличному предложении. Это—грубая ошибка, ведь действующего лица нет.
Предложение можно перестроить так: Нам интереснее читать текст, если в нём используются метафоры и сравнения.
Пункт правила 7.8.2 ТИП 4
Читать правило
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением в предложении 3.Название картины, имя собственное, ставится в именительном падеже, если оно является приложением, то есть вторым названием. Первое название—картины.
Приведём верное написание: Секрет художественной выразительности картины И. Левитана «ЗолотАЯ осенЬ» заключается в богатстве цветовой палитры.
Пункт правила 7.2.1
Читать правило
Д) ошибка в построении сложного предложения в предложении 1 заключается в том, что по нормам управления беспокоиться можно о чём?, а не за то. Нужно исправить падеж.
Предложение можно перестроить так: Конечно, и мы, и родители— все беспокоились О ТОМ, чтобы успешно сдать выпускные экзамены.
Пункт правила 7.4.6
Читать правило
Ответы в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
4 | 7 | 8 | 3 | 1 |
Ответ: 47831
Задание 8 в ЕГЭ по русскому языку оценивают в целых три первичных балла. Это значит, что оно может серьёзно повлиять на итоговый результат. Рассказываем, в чём суть задания и какие знания помогут получить максимальное количество баллов.
8
5 520
Суть задания 8 в ЕГЭ по русскому языку 2023
В задании 8 ЕГЭ по русскому языку даны два столбца. В первом столбце под буквами перечислены грамматические ошибки, во втором под номерами — предложения. Некоторые предложений составлены верно, а некоторые — с ошибками. Нужно найти неверно составленные предложения и определить, в чём ошибка. Потом соотнести ошибку из первого столбца с предложением из второго и вписать номера предложения в поля под буквами.
За задание 8 можно получить целых три первичных балла. Если указать неправильные номера предложений один или два раза — задание оценят в два балла, если допустить 3-4 ошибки — за задание дадут один балл. А если указать больше номеров, чем дано полей, поставят ноль баллов. Даже если часть номеров указана верно.
В тестовой части ЕГЭ по русскому языку всего два задания, за которые можно получить больше одного первичного балла. Про второе рассказали здесь.
Чтобы получить максимум баллов за задание 8, нужно уметь находить грамматические ошибки при построении предложений. Собрали подборку таких ошибок и разобрали их на примерах.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Причастный оборот — это часть предложения, которая определяет какое-то слово в нём. В самом причастном обороте есть причастие и зависимые от него слова.
Если неправильно употребить причастный оборот, нарушаются правила грамматики и искажается смысл предложения.
Одна из частых ошибок — причастный оборот не согласован с определяемым словом, например:
❌ Это стучат окна, открытых ветром.
✅ Это стучат окна, открытые ветром.
Как найти ошибку:
- Найти в предложении причастный оборот.
- Найти слово, от которого зависит причастный оборот.
- Проверить согласованность времени и падежа разными формами вопросов: «Какой?/Что делающий?/Что сделавший?».
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Деепричастный оборот — это часть предложения, которая связана с глаголом и добавляет к нему действие. Деепричастный оборот состоит из деепричастия и зависимых от него слов.
Глагол и деепричастный оборот должны относиться к одному лицу, которое совершило/совершает/совершит действие (субъекту действия), например:
❌ Готовясь к экзамену, ему стало тревожно.
✅ Готовясь к экзамену, он переживал.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Это распространенная ошибка в русском языке. Выбор неправильной формы может исказить смысл предложения и сделать его непонятным.
Вот пример неправильного употребления падежной формы с предлогом «по»:
Ошибка в построении сложного предложения
Такие ошибки нарушают логику повествования и делают высказывание непонятным. Найти их бывает сложно, потому что у них много видов, например, несоответствие времени между частями предложения:
❌ Она закончит читать и идёт спать.
✅ Она пойдёт спать, когда закончит читать.
Чтобы находить проблемы в построении сложного предложения, важно следить за логической целостностью высказывания и проверять, что все части предложения согласованы по времени и связаны друг с другом.
Неправильное употребление имени числительного
Такая ошибка в предложениях часто возникает из-за несоблюдения правил согласования существительных с числительными, например:
1. Несогласованность с существительными в роде: «5 коты» вместо «5 котов».
2. Неправильный падеж существительного с дробным числительным: «более 15,5 миллионов» вместо «более 15,5 миллиона».
3. Неправильное склонение сложных количественных числительных: «трёхстам» вместо «трёмстам».
Чтобы избежать этих ошибок, нужно внимательно следить за согласованием числительных с существительными в роде, числе и других грамматических формах.
Неправильное построение предложения с косвенной речью
Неправильное построение предложений с косвенной речью может привести к непониманию его смысла. Частые ошибки: использование неправильных временных форм, несоответствие между глаголом косвенной речи и глаголом прямой речи, несоответствие между подлежащим и именем существительным в косвенной речи. Например:
Чтобы избежать таких ошибок или быстро уметь находить их в заданиях на ЕГЭ, нужно следить, чтобы прямая и косвенная речь не смешивались. А ещё следить за временными формами и соответствием между глаголами прямой и косвенной речи.
Ошибка в построении предложения с однородными членами
Ошибки в построении предложений с однородными членами могут быть из-за неверного порядка слов или неправильного употребления союзов, например:
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Приложение — это название чего-либо. Такое приложение в тексте обычно стоит в кавычках. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением — это ситуации, когда приложение употреблено в неправильной форме, например:
❌ Это продаётся в магазине «Хозяюшке».
✅ Это продаётся в «Хозяюшке».
✅ Это продаётся в магазине «Хозяюшка».
Запомни: если в предложении у приложения есть существительное, тогда склоняется существительное, а приложение — нет. Если существительное пропущено, тогда склоняется приложение. И то, и другое склонять не надо.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Другими словами, это несогласованность временной или видовой формы глагола. Звучит сложно, поэтому рассмотрим на примерах.
Глаголы бывают двух видов: совершенного (что сделать?) и несовершенного (что делать?). Если глаголы в предложении разных видов, то это несогласованность видовой формы.
Несогласованность временной формы — это употребление глаголов в разных временах, из-за которого нарушается логика или искажается смысл.
Чтобы найти эту ошибку в задании 8 ЕГЭ по русскому языку, нужно сравнить формы и времена глаголов в предложении и соотнести их с описываемыми действиями.
ЕГЭ по русскому языку — обязательный экзамен. От него зависит получение школьного аттестат. Если есть трудности в самостоятельной подготовке — записывайся в «СОТКУ»! У нас можно готовиться сразу ко всем пердметам по подписке. Подробности и запись на бесплатный вводный урок здесь.
8.2. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
ВВЕДЕНИЕ.
Приложение — это определение, выраженное именем существительным, стоящим в том же падеже (то есть СОГЛАСОВАННЫЕ), что и определяемое слово. Характеризуя предмет, приложение дает ему другое название и утверждает наличие у него какого-либо дополнительного признака. Приложения могут относиться к любому члену предложения, выраженному именем существительным, личным местоимением, субстантивированным причастием и прилагательным, а также числительным. Например: Так и жил Михаил Власов, слесарь, волосатый, угрюмый, с маленькими глазками (М. Г.); Это была она, петергофская незнакомка (Пауст.); Первому, старшему из всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать (Т.); Мать ехала с отцом со станции Сиверской, а мы, дети, выехали им навстречу (Наб.).
Примечание: Имена собственные—названия, употребленные в переносном смысле (на письме заключенные в кавычки) также являются приложениями, их называют НЕСОГЛАСОВАННЫМИ в отличие от СОГЛАСОВАННЫХ.
Также очень часто являются приложениями имена собственные, написанные без кавычек.
Не являются приложениями (хотя по форме связи напоминают их) компоненты некоторых видов сложных слов: а) сложных слов, представляющих собой термины (диван-кровать, кран-балка, роман-газета, музей-квартира, изба-читальня), б) сложных слов, частью которых являются оценочные слова (жар-птица, паинька-мальчик, бой-баба, горе-руководитель, чудо-рыба).
НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ, выраженные условным наименованием.
8.2.1. Имена собственные—названия, употребленные в переносном смысле (на письме заключенные в кавычки), всегда являются приложениями, если относятся к определяемому слову, и стоят в форме именительного падежа, независимо от падежной формы определяемого слова. Например: В числе семисот матросов, высадившихся с броненосца «Потемкин» на румынский берег, был Родион Жуков (Кат.); Во время испытания танкера «Ленинград» судостроители спустили на воду еще одно такое же судно — «Клайпеда». Именно такой тип приложений присутствует в заданиях ЕГЭ. Обратите внимание: как только из предложения «уходит» ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ слово (то есть книга, журнал, картина, пьеса, статья, автомобиль, пароход и так далее), ИМЯ СОБСТВЕННОЕ перестаёт быть приложением, сравните: история романа «Евгений Онегин»—история создания «Евгения Онегина»; Малевич выполнил несколько копий «Черного квадрата»—Картина Казимира Малевича «Чёрный квадрат» создана в 1915 году.
8.2.2 Если же речь идёт о ПРИЛОЖЕНИИ −имени собственном, но написанном без кавычек, то существует очень длинный ряд правил, регулирующих их написание. Одни группы имён собственных согласуются с определяемым словом, другие не согласуются. К счастью, таких заданий на ЕГЭ (во всяком случае, до 2016 года) не встречалось.
Следуя этим правилам, следует писать, к примеру,
-на планете Марс (а не Марсе);
-на озере Байкал (а не Байкале);
-за горой Эльбрус (а не Эльбрусом).
-на реке Ганг (не Ганге), но на Москве-реке (не Москва-реке).
Полную информацию о написаниях подобных приложений можно получить, прочитав любое из пособий Дитмара Розенталя, посвящённое вопросам стилистики и литературной правке.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 25 человек из 17 регионов
- Сейчас обучается 73 человека из 31 региона
- Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку
Подготовила: учитель русского языка и литературы Кириллина Т.С
Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский район, МБОУ «Тумульская СОШ имени В.М.Прокопьева» -
2 слайд
Задание 8
Синтаксические нормы русского языка
Формулировка задания: установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. -
-
4 слайд
Ошибка в построении предложений с несогласованным приложением
Несогласованное приложение – это название, которое должно стоять в ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ, заключенное в КАВЫЧКИ и данное вместе с РОДОВЫМ СЛОВОМ.
Пример родовых слов: рассказ, повесть, роман, статья, журнал, телепередача, кинотеатр, книга, торговый комплекс и т.д. -
5 слайд
Пример предложения с грамматической ошибкой, связанной с нарушением синтаксической нормы
В газете «Якутске вечернем» напечатана статья об отмене ограничительных мероприятий и возобновлении учебного процесса;
В произведении П.А. Ойунского «Красном шамане» представлены идейно-философские и эстетические искания автора.
Директору МБОУ (муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения) «Тумульской средней школы имени В.М. Прокопьева» от ученика 11 класса. -
6 слайд
Правильный вариант построения предложения
В газете «Якутск вечерний» напечатана статья об отмене ограничительных мероприятий и возобновлении учебного процесса;
В произведении П.А. Ойунского «Красный шаман» представлены идейно-философские и эстетические искания автора.
Директору МБОУ (муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения) «Тумульская средняя школа имени В.М. Прокопьева» от ученика 11 класса. -
7 слайд
Комментарий
Нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, название, заключенное в кавычки, если перед ним стоит родовое понятие, например: «газета», «произведение», «учреждение» -
8 слайд
примечание
Название, заключенное в кавычки и данное БЕЗ родового слова, изменяется по падежам.
Примеры:
В газете «Якутске вечернем» напечатана статья об отмене ограничительных мероприятий и возобновлении учебного процесса;
В произведении П.А. Ойунского «Красном шамане» представлены идейно-философские и эстетические искания автора.
Директору МБОУ (муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения) «Тумульской средней школы имени В.М. Прокопьева» от ученика 11 класса. -
9 слайд
Приведите верное написание
В журнале «Юности» была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.
Рецепт нашего любимого праздничного пирога был когда-то вычитан бабушкой в журнале «Огоньке».
В конце лекции студентка прочитала доклад о повести Булгакова «Собачьем сердце».
Пародия принадлежит к типичным для М.Е. Салтыкова-Щедрина приёмам; объектом пародии может стать, например, русская историография, как в сказке «Истории одного города». -
10 слайд
Верное написание предложений
В журнале «ЮностЬ» была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.
Рецепт нашего любимого праздничного пирога был когда-то вычитан бабушкой в журнале «ОгонЕК».
В конце лекции студентка прочитала доклад о повести Булгакова «СобачьЕ сердце».
Пародия принадлежит к типичным для М.Е. Салтыкова-Щедрина приёмам; объектом пародии может стать, например, русская историография, как в сказке «ИсториЯ одного города». -
11 слайд
Найдите предложение с несогласованным приложением.
Считается, что атланты, уцелевшие по окончанию катаклизма, разбрелись по всему свету и передали свои знания и египтянам, и майя, и ацтекам.
Язык и стиль комедии «Горя от ума» заслуживают особого рассмотрения.
Петербургский период в творчестве А.С. Пушкина не только характеризуется большей стилистической свободой, но и ломкой жанровых границ.
Мистика этого факта заключается еще и в том, что очертания Атлантиды, представленные на старинной карте 1665 года, полностью совпадают с контурами Антарктиды!
Еще долгое время в сердцах людей будет теплиться надежда, что найти «земной рай» и разгадать тайну сказочной Атлантиды возможно. -
12 слайд
ОТВЕТ:
2) Язык и стиль комедии «ГорЕ от ума» заслуживают особого рассмотрения. -
13 слайд
1) Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
2) Прекрасны бывают не только nобеды, но и поражения, не только корабли, но и причалы.
3) Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.
4) История обогатила нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт.
5) В журнале «Науке и жизни» не раз публиковались статьи о достижениях генной инженерии.
6) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен. -
14 слайд
ОТВЕТ:
5) В журнале «НаукА и жизнЬ» не раз публиковались статьи о достижениях генной инженерии. -
15 слайд
1) В выступлении приводились данные, которые, кажется, что где-то частично уже звучали.
2) Согласно учению Карлоса Кастанеды, физической реальности как таковой не существует, но есть картина описания мира.
3) Биолог Малышев провёл интересные наблюдения, результаты которых изложил через несколько лет в своей статье «Топографических способностях насекомых».
4) Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремлённости и глубоких знаний человека.
5) Если принять учение Кастанеды за истину, то в таком случае довольно сложно понять — существует ли время вообще или это очередное абстрактное представление, созданное человеком исключительно для удобства? -
16 слайд
ОТВЕТ:
3) Биолог Малышев провёл интересные наблюдения, результаты которых изложил через несколько лет в своей статье «ТопографическиЕ способностИ насекомых». -
17 слайд
1) Конечно, и мы, и родители— все беспокоились за то, чтобы успешно сдать выпускные экзамены.
2) Ф.М. Достоевский писал, что отличительная черта русского национального характера – это чувство справедливости.
3) Секрет художественной выразительности картины И.Левитана «Золотой осени» заключается в богатстве цветовой палитры.
4) В стихотворении Блока «Скифы» прослеживаются традиции литературы XIX века.
5) Мемуары знакомят нас с эпохой и дают полное представление о том или ином писателе. -
18 слайд
ОТВЕТ:
3) Секрет художественной выразительности картины И.Левитана «ЗолотАЯ осенЬ» заключается в богатстве цветовой палитры. -
19 слайд
1) Одна из главных черт, свойственных Наташе Ростовой, – честность в отношениях с людьми.
2) Чехов верил в то, что грядущая истинная культура облагородит человечество.
3) В описании Петербурга на страницах романа «Преступление и наказание» Достоевский использует мрачные краски, преимущественно темные, грязно-жёлтые, и этим показал своё отношение к городу Раскольникова.
4) По окончании концерта в зале «Октябрьском» долго не смолкали аплодисменты.
5) Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась. -
20 слайд
ОТВЕТ:
4) По окончании концерта в зале «ОктябрьскИЙ» долго не смолкали аплодисменты.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 300 609 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 03.11.2020
- 445
- 0
- 03.11.2020
- 203
- 1
- 03.11.2020
- 1032
- 2
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
1.Нарушение
согласования главных членов в сложноподчиненном предложении.
Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в
совершенстве.
Все –
множественное число, кто – единственное
число.
Правильный вариант: Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевают
им в совершенстве.
2.Нарушение
управления в словосочетании с производным предлогом
•
благодаря
•
согласно
•
вопреки требуют только дат. падежа
•
наперекор
•
навстречу
•
подобно
•
•
Найдите
ошибки в данных предложениях
•
Благодаря общения с литературой, искусством люди делаются богаче еще на
одну жизнь, жизнь авторов великих творений.
•
Благодаря зазеленевших весной растений сад удивительно преобразился.
•
В сентябре коллективом учащихся,
учителей и родителей приняты поправки к Уставу гимназии, согласно которых
учебный год будет разделен на триместры.
•
Вопреки скептического мнения некоторых современников о
М.
Булгакове, сегодняшний читатель убежден в силе его таланта.
•
Вопреки распространенного суеверия, женщины на корабле приносят удачу.
•
Согласно закона человек имеет право на бесплатное образование.
•
Благодаря слаженной работы трудового коллектива завод перевыполнил
план.
•
Благодаря комментариев Ю.Лотмана к
«Евгению Онегину» каждый читатель романа лучше понимает эпоху Пушкина.
•
3.
Нарушение
управления в словосочетании с производным предлогом
•
вследствие
•
ввиду только чего?
•
в случае
4.Нарушение
управления в словосочетании с производным предлогом
ПО» —
«ПОСЛЕ ЧЕГО-НИБУДЬ»
ЗАПОМНИ!!!
ПО ПРИЕЗДЕ
В ГОРОД
ПО ПРИБЫТИИ НА МЕСТО
ПО ИСТЕЧЕНИИ СРОКА
ПО ОКОНЧАНИИ ШКОЛЫ
Запомни!
•
Оплатить что – уплатить за что
•
беспокоиться о ком – тревожиться за кого
•
надеть что на что – одеть кого во что
•
обращать внимание на что – уделять внимание чему
•
отзыв о чем – рецензия на что
•
предостеречь от чего – предупредить о чем
•
заметить что – догадаться о чем
•
скучать по вас
•
воплотить во что?
уверенность в чём?
поражаться чему?
•
Найдите ошибки
в данных предложениях
•
Вследствие ранних заморозков камыш и осока вдоль реки покрылись
причудливыми ледяными наростами.
•
По приезду из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.
•
По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.
•
Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во
время шторма, на поиски судна был послан самолет.
•
По окончанию обучения в медицинском институте Иванов стал работать сельским врачом.
•
По окончанию глагола определяем спряжение.
•
Нам оплатили за сверхурочный труд.
•
Ученые давно заметили о том, что в основе всякой метафоры лежит простое
сравнение
•
Кондуктор попросил оплачивать за проезд.
5.Нарушение
согласования: главное слово сущ. + несогласованное определение.
Поэзия
пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенних водах»
Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении
«Весенние воды»
Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в «Весенних водах»
Найдите ошибки в данных
предложениях
•
В автобиографической
трилогии Л. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» главным героем стал
Николенька Иртеньев.
•
Проблемы
экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой
Москвы».
•
О первом
космонавте России рассказывает Л.Обухова в своей статье «Любимец века».
•
В основе
сюжета картины Архипова «Обратный путь» – возвращение ямщика домой на зорьке.
•
О жизни и
творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести
К.Паустовского «Орест Кипренский».
•
В «Мертвых
душах» Гоголя дается сатирическое описание губернского общества.
•
Секрет
художественной выразительности картины И.Левитана «Золотой осени» заключается в
ярком колорите, в богатстве цветовой палитры.
•
В книге
«Записки о Пушкине» декабрист Пущин вспоминает о свидании с поэтом в период его
ссылки в селе Михайловском.
•
По принципу
исторической хронологии расположены репродукции старинных гравюр в монографии
«Герои русской истории
6.Неправильное
употребление второстепенных членов и
придаточных предложений.
Найдите ошибки в данных предложениях
Экономисты
говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.
Скоро
будет заселен дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла
комиссия.
7.Нарушение
управления в предложении с однородными членами
Слушатели
передачи ожидали (что? ) и надеялись( на что? ) на встречу с известным телеведущим.
Я уважаю и восхищаюсь своими родителями. Я уважаю своих
родителей и восхищаюсь ими.
Найдите ошибки в данных
предложениях:
1.Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Думы.
2. Журналисты местной прессы увидели и удивились
необычному явлению природы.
3.Международная
общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.
4.Дети
редко прислушиваются и выполняют советы старших.
8.Нарушение
структуры причастного оборота
Одним
из самостоятельных видов искусства является графика, существующим с конца XV века.
Одним из самостоятельных видов искусства является графика , существующая с конца XV
века.
Исправьте ошибки в
предложениях:
1.Одним
из русских обычаев, ценившемся многими
старыми москвичами, было устное рассказывание.
2.Одним
из русских прозаиков начала 20 века, детально описавших быт русского народа, был Иван Шмелёв.
3.Протест
Катерины, отстаивающий свои человеческие
права, имел общественное звучание.
9.Нарушение
структуры предложения, связанное с употреблением двойных союзов.
Найдите ошибки в
данных предложениях.
1.За
короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а
также драматический театр и библиотека.
( За короткий срок в городе-спутнике
построена не только новая школа, больница, но и драматический театр и
библиотека).
2.Не
только способности, трудолюбие поможет достичь успеха в работе.
3.
Хотя и трудно было выполнить контрольную работу, а Сергей с ней справился
быстро.
4.
Как мальчики, и девочки тоже участвовали
в лыжных гонках.
5.Путешественники
восхищались не только красотой дальневосточной тайги, но также рек и озёр.
Запомните!
Как, так и;
не только, но и;
не столько, сколько;
не так, как;
хотя и, но;
не то что(бы), но(а);
если не, то
10.Нарушение
структуры СПП с косвенной речью
Уезжая
в командировку, отец обещал, что я обязательно вернусь к праздникам.
+ Уезжая
в командировку, отец обещал: «Я обязательно вернусь к праздникам».
+
Уезжая в командировку, отец обещал, что он обязательно вернётся к
праздникам.
Лермонтов пишет о своем поколении, что «и
ненавидим мы, и любим мы случайно».
+ Лермонтов пишет о своем поколении: «И ненавидим мы, и любим мы случайно».
+
Лермонтов пишет о своем поколении, что оно и ненавидит, и любит «случайно».
11.Неправильный порядок слов в предложении.
Ошибка связана с нарушений смысловых связей в
предложении.
Например:
Нам предложили поселиться в новой гостинице для туристов со всем набором услуг.
Исправьте ошибки:
1. Изложенные
факты в диссертации приведёнными цифрами подтверждаются.
2. На
сцену вышел актёр с микрофоном в чёрном фраке.
3. Он
выбирал достойного себе преемника.
4. Вечерами
рассказывала внучке бабушка сказки.
5. Первокурсники
посещают спецкурс по истории театра профессора Иванова.